(Духовные размышления) Богослужение Православной Церкви за ряд последних десятилетий привлекает глубокое внимание представителей других исповеданий. Изучается строй Божественной литургии и других православных служб суточного круга: вечерни, утрени, часов. Исследуются отдельные песно­пения, сочетание их в различных отделах всенощного бдения и т. п. Создававшееся веками и укрепленное в веках православное бого­служение запечатлено деятельностью сонма духоносных мужей и жен, вложивших в построение чина его свои силы, вернее же сказать, всю свою жизнь. Одним из наиболее ярких и благодатных представителей песнописцев церковных следует безоговорочно признать преподобного Косму, епископа Маиумского, жившего в VII-VIII веках. Это был тяжелый для Церкви Христовой период иконоборчества, но одновременно и пе­риод, породивший и выдвинувший людей, которые оформили, усовершили и, по существу, создали круг церковного богослужения. Косма Маиумский , побратим и друг святого Иоанна Дамаскина , составителя Октоиха, был его единомышленником в устроении чина Божественной службы. Из кратких жизнеописаний преподобного Космы известно, что сиро­той (ок. 676 г.) он был взят на воспитание и усыновлен богатым вель­можей города Дамаска, находившимся при дворе калифа. Вельможа воспитывал его вместе со своим сыном Иоанном. (Есть указания, что Косма родился в Иерусалиме, где и погибли его родители.) Оба – и Иоанн, и Косма – получили образование у одного сицилийского мо­наха-грека, выкупленного из плена тем же вельможей. По свидетель­ству Четиих-Миней святителя Димитрия Ростовского , этот воспитатель двух юношей – тоже Косма – знал грамматику и диалектику, фило­софию и арифметику, а также астрономию, богословие и музыку. Все свои знания этот Косма-монах передал своим юным воспитанникам и, завершив их образование, удалился в лавру преподобного Саввы Освя­щенного под Иерусалимом. Друзья и нареченные братья жили в Да­маске, где Иоанн имел высокий пост при дворе калифа. После неспра­ведливого оклеветания Иоанна Дамаскина в 732 году братья удалились в ту же лавру преподобного Саввы, где жил их наставник – старец Косма. Здесь Косма, побратим Дамаскина, разделял ученые его труды и составлял духовные песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Maiumski...

Епископ Игнатий в сослужении Преосвященнейшего Мелетия возглавил торжества дня памяти Коневской иконы Богородицы июля 2019 После совершенного накануне Всенощного бдения, которое возглавили Преосвященнейший Игнатий и Преосвященнейший Мелетий, начиная с полуночи каждый час во всех храмах и часовнях монастыря и скитов совершалась Литургия по монастырской традиции, посвященной памятным праздникам Коневской обители. 23 июля священноархимандрит Коневской обители епископ Выборгский и Приозерский Игнатий в сослужении епископа Рославльского и Десногорского Мелетия совершил Великое освящение нижнего Сретенского храма Рождество-Богородичного собора монастыря. Затем архипастыри возглавили Божественную литургию в Сретенском храме. За богослужением Их Преосвященствам сослужил наместник обители архимандрит Александр (Арва) , братия монастыря, клирики Выборгской епархии и Санкт-Петербургской митрополии. За богослужением молился архимандрит Сергий (Райаполви), настоятель Ново-Валаамского Спасо-Преображенского монастыря (Финляндия), а также паломники, прибывшие из Финляндии в Коневскую обитель. После Литургии Преосвященнейшие владыки во главе крестного хода проследовали к скиту в честь Коневской иконы Божией Матери. Здесь священноархимандрит обители, владыка Игнатий, в сослужении Преосвященнейшего Мелетия совершил водосвятный молебен. После богослужения владыка Игнатий поздравил гостей монастыря, братию и паломников с днем памяти чудотворного Коневского образа Божией Матери. " Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, я сердечно приветствую в Коневской обители в этот важный для монастыря и всей нашей епархии день. Сегодня мы совершили освящение нижнего храма после проведения реставрационных работ. Откровенно говоря, принимая решение о реставрации нижнего храма, я размышлял, необходимо ли его расписывать? Потому что исторически в нем не было фресковой росписи. Слава Богу, трудами прекрасных мастеров, Божиим благоволением мы смогли украсить храм и даже сделать больше того, что было раньше.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Журналы Священного Синода Украинской Православной Церкви (7 июля 2014 года) 7 июля, 2014. Новостная служба Созвать Собор епископов Украинской Православной Церкви в Киеве 13 августа 2014. 7 июля. ПРАВМИР. 7 июля 2014 года состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры Высокопреосвященнейшего митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия — СЛУШАЛИ: Информацию Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры Высокопреосвященнейшего митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия о завершении скорбных мероприятий, прошедших в связи со смертью и погребением Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Справка: В субботу утром, 5 июля 2014 на 79 году жизни и на 23 году Предстоятельского служения после продолжительной болезни в больнице отошел ко Господу Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Распоряжением Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия была создана Комиссия по организации и проведению похорон Предстоятеля Украинской Православной Церкви. Днем гроб с телом почившего Предстоятеля Украинской Церкви был доставлен в резиденцию Митрополита Киевского и всея Украины в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, где Местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий отслужил заупокойную литию, во время которой молился Президент Украины Петр Порошенко. В этот же день вечером перед началом всенощного бдения гроб с телом Блаженнейшего Митрополита Владимира были перенесены в Успенский собор Киево-Печерской Лавры. В воскресенье, 6 июля 2014, Местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий в сослужении иерархов Украинской Православной Церкви и духовенства совершил Божественную литургию в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. За богослужением возносились сугубые молитвы за упокой души новопреставленного Блаженнейшего Митрополита Владимира.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-svyashhennog...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Благодатный Покров Проповедь протоиерея Валериана Кречетова. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Сегодня мы празднуем день Покрова Пресвятыя Богородицы . Событие, которое легло в основу этого праздника, было в Константинополе, во Влахернском храме Пресвятыя Богородицы, во время всенощного бдения. Всенощное бдение - это служба, от которой у нас теперь осталось в основном одно название. А вначале это было продолжительное богослужение, молились всю ночь, поэтому служба и называется - всенощная. Вообще на востоке богослужения совершаются чаше всего ночью, потому что днем очень жарко, трудно, а тут — ночная прохлада. Во время этого богослужения Андрей, Христа ради юродивый, со своим учеником Епифанием и со всеми молились и увидели видение: стоящую в храме на воздусе Матерь Божию, молящуюся на коленях Сыну Своему и Богу нашему за род человеческий, с Ней — ангелы, архангелы, апостолы, пророки... Заступнице усердная, Мати Господа вышняго, за всех молииши Сына Твоего Христа Бога нашего... И, молясь, Матерь Божия простирала перед Собой омофор, то есть широкую ленту, покрывающую людей, поэтому день этот называется - Покров. Она покрывает нас Своим омофором. Радуйся, Радосте наша, покрьй нас от всякого зла честным Твоим омофором. Омофор — это главная часть архиерейского облачения, которая символизирует собою благодать архиерейства, высшую, апостольскую благодать священноначалия христианской Церкви. Диакон имеет ленту с крестами, которая лежит обычно на левом плече, а другой ее конец он держит в правой руке и призывает к молитвам. Она называется орарь, от слова оранта — молиться, по-гречески. Священник имеет епитрахиль, это та же самая лента, которая спускается с двух плечей и символизирует собой благодать священства и еще — овча, которое он несет на раменах своих, то есть на плечах. Эта же лента, которая имеет три конца — это архиерейский омофор, и тоже знаменует собой овча, поэтому при облачении архиерея читается молитва: овча заблудшее взем на рамена своя.

http://zavet.ru/a/rss_1286261634.html

Заключение Общим выводом из настоящего исследования является признание того, что агрипния, возникшая как ночное богослужение в особых условиях церковного быта иерусалимского храма Воскресения, в последующей истории оказывалась жизненной там, где быт монастыря и стремление его обитателей к подвигу молитвы вызывали необходимость совершения целонощно-го богослужения. Такими были прежде всего лавра преп. Саввы Освященного, Синайский монастырь великомученицы Екатерины, монастырь преп. Симеона Дивногорца в Антиохии. Сюда же относится Афон с суровой жизнью его монахов. Общежительный уклад жизни большинства афонских монастырей не вызывал необходимости в совершении всенощных бдений. Главнейший монастырь Святой Горы – лавра преп. Афанасия получила от последнего устав, по которому полагалось отдельное совершение вечерни и утрени в установленное для них время. Впоследствии лавра предпочла, как и другие афонские монастыри, Иерусалимский устав. Словно соревнуясь в церковном благолепии, афонские монастыри вносили в агрипнию свои местные богослужебные традиции и на этой почве создали свои монастырские типиконы, которыми до сего времени руководствуются, совершая агрипнию. В то же историческое время Греческая Церковь в целом приняла Иерусалимский устав. Основанием к этому в данном случае были, с одной стороны, общепризнанный авторитет Иерусалимского устава на Православном Востоке, с другой – то обстоятельство, что этот устав, будучи создан на основе келейного богослужения, был пригоден для совершения служб Орологиона в малых обителях и приходских храмах, что очень важно было в условиях упадка церковной жизни, вызванного на Православном Востоке неблагоприятными политическими событиями: оккупацией Константинополя крестоносцами, затем захватом восточных владений империи турками и, наконец, падением самой Византийской империи. Что касается агрипнии, то она в эту пору утратила те оригинальные особенности, которые создались в ней еще при жизни преп. Саввы-Освященного и придали Иерусалимскому уставу значение общепалестинского. Агрипния сократилась во времени ее совершения, и все же для приходских храмов ее отправление было непосильным. В конечном счете Константинопольский патриархат должен был в 1838 году дать для приходских храмов особый «Устав церковный по чину Великой Христовой церкви» 906 , в котором вместо агрипнии было указано совершение вечером великой вечерни и утром полиелейной утрени. Устав получил всеобщее признание на Православном Востоке, и им руководствуются не только приходские храмы, но и соборы и малые монастыри. Во второй половине XIX века устав был переведен на болгарский язык и принят к руководству в храмах и монастырях Болгарской Церкви 907 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Закрыть itemscope itemtype="" > Был ли погром в Оптиной пустыни? О писателе Сергее Нилусе и клевете на священномученика Серафима (Чичагова) 16.08.2021 2788 Время на чтение 15 минут На сайте «Благодатный огонь» опубликовали статью писателя Александра Стрижева « О чем могут поведать архивы. По следам статьи «Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский» ». Статья хорошая, и с основными выводами я согласен. Но, к сожалению, там есть и большая ложка дегтя. А. Стрижев написал там, в числе прочего: «...преосвященный Серафим (Чичагов) и никогда не смирял своего крутого нрава. Пример тому – его расправа с великим Оптинским старцем Варсонофием, угрозы разогнать прославленный монастырь. Также подвергся изгнанию из Оптиной Пустыни и выдающийся церковный писатель Сергей Александрович Нилус. Ныне оба они, митрополит Серафим и старец Варсонофий, причислены к лику святых, и святость их несомненна. Но исторические факты не забыты, они нам достались не для смущения, а для назидания». Всегда неприятно читать какие-то неприятные факты, касающиеся святых. Хотя понимаю, что святость вовсе не означает абсолютную безгрешность. Но тут я решил покопаться в интернете и почитать то, что как-то проливает факт на сие сообщение. Сопоставив то, что я прочитал, я пришел к совершенно иным выводам. Так вот, не было никакой расправы св. Серафима (Чичагова) с преп. Варсонофием Оптинским. А «выдающийся церковный писатель» Нилус был изгнан из Оптиной совершенно справедливо. Но сначала процитирую, так сказать, сторону обвинения. Иеродиакон Платон (Рожков) в своей работе «Преподобный Варсонофий и Оптинская смута», опираясь на работу Концевича И.М. «Оптина Пустынь и ее время», излагает следующее: «Концевич пишет: Он [епископ Серафим] прибыл в Оптину под первое января 1911 года и после всенощного бдения выступил для произнесения проповеди. Он начал с того, что монахи бывают послушными и непослушными. Все ожидали, что речь коснется удаленных за бунтарство монахов, их своеволия и непокорности. Но каково было общее изумление, когда он начал громить и поносить отцов настоятеля и скитоначальника, двух старцев, склонивших перед ним свои убеленные головы и поддерживающих его под руки. " Какой ты старец? " , – крикнул епископ на отца Варсонофия. Смиренный игумен ответил кротко: " Я не самовольно старчествую, Владыко, меня Синод назначил " . Народ, свидетель этого, покидал собор возмущенный и взволнованный».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/16/by...

Закрыть itemscope itemtype="" > Всё в жизни промыслительно… Воспоминание о священномученике Иоасафе (Жевахове) и криптораскольнике архиепископе Ионе (Черепанове) 26.09.2022 1530 Время на чтение 4 минуты Фото: из личного архива автора Читаю в телеграмм-канале «Правблог» радостное сообщение от архиепископа Ионы (Черепанова): «Важная новость. Сегодня во время всенощного бдения наш Предстоятель, Блаженнейший митрополит Онуфрий, освятил новонапечатанные антиминсы. В них нет упоминания московского патриарха». А телеграмм-канал «Религия и политика» Александра Вознесенского приводит реплику клирика УПЦ Александра Клименко: «Когда есть общий враг и общая цель, то объединяются даже вчерашние противники. А если нет – обязательно проиграют. Потому что врагу только того и надо, чтобы украинцы ссорились внутри своей страны. Хотите во время войны помочь войскам РФ поработить Украину? Тогда продолжайте сеять вражду. Результат увидите быстро. Мы либо будем сеять взаимопомощь и единение, либо наши поля будут засевать чужие люди». Это публикует всё тот же архиепископ Обуховский Иона (Черепанов) и чтобы не было ни у кого сомнений, кому это адресовано, уточняет, что речь идёт об объединении с раскольниками из ПЦУ. Архиепископ Иона (Черепанов) давно выступал за автокефалию УПЦ МП, а теперь вот «топит» уже откровенно за объединение с раскольниками. По боку каноны, когда речь о политических интересах Украины… И вспомнил я события более чем 20-летней давности. В самом начале 00-х годов, вскоре после канонизации Новомучеников и Исповедников Российских в 2000 году, встал вопрос о причислении к лику святых и епископа Иоасафа князя (Жевахова). В связи с чем, началось своего рода «соревнование» кто соберёт материалы для канонизации раньше. Дело в том, что епископ Иоасаф был назначен в июне 1936 года на Могилёвскую кафедру, но по каким-то причинам туда не поехал, остался в Белгороде у мощей своего тезоименитого предка Святителя Иоасафа Белгородского, для канонизации которого много сделал. Почему предка? Род Жеваховых дважды был породнён с родом Горленко, из которого происходил Белгородский святитель, а бабка священномученика Иоасафа была из рода Горленко. В честь святителя Иоасафа и был пострижен в монашество Патриархом Тихоном будущий священномученик.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/26/vs...

Закрыть itemscope itemtype="" > Духоносный пастырь Памяти протоиерея Николая Алексеевича Беляева († 12.01.2021) 20.01.2021 1408 Время на чтение 7 минут Первая встреча с Батюшкой запомнилась особо. Литургия закончилась. Прихожан в храме немного. Неожиданно из алтаря вышел старец. Необычайно благообразный, он светился духовным сиянием. Лицо строгое и светлое, наполненное молитвенной тишиной. Будто чудесным образом двинулась навстречу икона. Оказалось, что это и был тот самый протоиерей Николай Беляев, ради которого я приехала в монастырь. Тот единственный священник, кто мог помочь решить поворотный вопрос моей жизни. Не очень часто доводилось видеть отца Николая. Чаще всего встречи были краткими, на исповеди. Но, удивительно, что все они оказывались чрезвычайно важными. Духовно значимыми. Назидательными и созидательными. О некоторых хочется рассказать. Исповедь в храме Иоанновского монастыря проходит во время службы в просторном помещении под хорами. Одновременно исповедуют несколько священников. Но всегда самое большое скопление народа к отцу Николаю. Отношение к службе в монастыре самое строгое. Благоговейное. Никаких разговоров. Никакой суеты. Церковь – дом молитвы. Молитвы сосредоточенной. Ясной и светлой. Отчётливого, высокого разговора с Богом. Прихожанин может разделить её, но никак не нарушить. Однако, так бывает не всегда. Исповедь шла во время всенощного бдения. Неожиданно в богослужебную музыку молитвы вторгся странный звук. Настойчиво раздавались равномерные звонкие щелчки. – Крохотная девочка в кожаных сандалиях радостно шлёпала ножками по изразцовому полу. – Отец Николай оставил исповедь, подошёл к малышке и спросил: «Что это такое?». Вопрос прозвучал с совершенно неповторимой интонацией. Не было ни малейшего конфликта. Лишь строгость, тишина, любовь. Тоненькая мама-девочка, подняв дочку на руки, смущённо и восторженно оправдывалась: «Она только что пошла!». Этот вопрос, и главное – интонация, долго преследовал меня. Я всё пыталась воспроизвести то безстрастие и ровность тона, с которым произнёс слова Батюшка. Но всё напрасно. Не вышло.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/20/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Миссия на бис 29.01.2008 466 Время на чтение 4 минуты " Рождественская оратория " владыки Илариона (Алфеева) - очередное произведение архиерея-композитора, архиерея-богослова, политика и дипломата. Уже не в первый раз Большой зал Московской консерватории становится премьерной площадкой для творений владыки. Уже стало правилом, что первым исполнителем его музыки становится прославленный хор А.Пузакова. Уже опубликованы многочисленные отклики, а жизнь произведения только начинается. В Рождественский вечер в Большом зале Московской консерватории состоялась российская премьера " Рождественской оратории " епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева). Сам преосвященный автор слушал концерт, сидя в 6-м ряду. В том же ряду находились почетные гости (протоиерей Всеволод Чаплин, другие известные священники Москвы ), а в ложе - епископ Дмитровский Александр, огласивший перед началом концерта послание Святейшего Патриарха Алексия. Владыка Иларион - автор объемных трудов по истории имяславских споров. Преосвященный являет собой тип современного ученого монаха в лучшем смысле этого выражения. В последние годы особенно он стал широко известен (и не только церковным людям) с разных сторон - не только как священнослужитель, архиерей, но и как церковной политик, дипломат, как богослов. Наконец, как музыкант. По собственному признанию владыки, он не писал музыку двадцать лет, с того момента, как принял священный сан в 1987 г., оставив Московскую консерваторию, где обучался в классе композиции А.А. Николаева. Около двух лет назад в жизни владыки произошел буквально творческий прорыв: появилась музыка Всенощного бдения и Божественной литургии, а в Великий пост 2007 г. уже были исполнены упомянутые выше " Страсти по Матфею " . Природа музыки загадочна: Причем, не только в плане ее создания, но и в плане восприятия. Музыка " приходит " к тебе постепенно, иногда ей нужны некие импульсы, особенно, чтобы творец или слушатель смог подняться с одного уровня на другой, вникнуть или уловить нечто новое. К примеру, я с подросткового возраста очень люблю И.С. Баха и классическую музыку вообще, но по-настоящему чувствовать и понимать его стал лишь после того, как побывал на его могиле в Лейпциге.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сретение Господне. Рассказ о Празднике 15.02.2006 766 Время на чтение 7 минут Душевными Тя рукама сподоби мя, Благодетелю, восприяти, яко же древний Симеон, и насладитися Твоея благодати. Ты бо Един еси желание и сладость Превозжеленный. (Канон предпразднства Сретения, тропарь 9-й песни) В праздниках Рождества Христова и Крещения Господня Святая Церковь раскрывает перед нашим духовным взором Тайну пришествия на землю и явления вселенной Воплощенного Слова Божия, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес...Глубина Премудрости сокровенного Таинства ныне является человекам, - говорится об этом в одном из песнопений предпразднства Крещения Господня, - Божиих бо судеб бездна ныне верным открывается. Богу с плотию на земли явившуся на обновление человеческого рода, Егоже вся тварь благословляет, славящи вовеки. На протяжении многих недель, начиная с радостного всенощного бдения под праздник Введения, когда впервые прозвучали дивные рождественские ирмосы, и кончая отданием праздника Богоявления, Святая Церковь своим богослужением вводила нас в постижение этой великой тайны. Она говорила нам в эти дни о любви Божией к грешному человеку, о вольном обнищании Сына Божия ради спасения человека от греха, о явлении во вселенной Света Христова Божества, Который просвещает всякого, кто пожелает причаститься этого Божественного Света. Непосредственно после отдания Богоявления Святая Церковь готовит нас к встрече праздника Сретения Господня. Начиная с 15 января, в воскресные и праздничные дни уже поются ирмосы Сретенского канона: Сушу глубородительную землю. Они подготавливают нас к восприятию духовного содержания наступающего праздника, раскрывая его в прообразах Ветхого Завета. Особенное значение имеют в этом отношении ирмосы 1-й и 9-й песен, из которых первый связывает нас с духовными переживаниями праздника Крещения, а последний непосредственно подводит к постижению смысла Сретения Господня и значения его для нашей духовной жизни. Ирмос 9-й песни говорит о ветхозаветном посвящении Богу первенцев израилевых в память избавления их от руки Ангела, поразившего первенцев египетских,...всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят Богу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010