#lx_718113 #lx_718113 .lx_home_button #lx_718113 .lx_home_button svg #lx_718113 .lx_home_button svg path #lx_718113 .lx_home_button:hover #lx_718113 #lx_718113 .lx_close_button #lx_718113 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718113 .lx_no_click #lx_718113[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас» Фоторепортаж с праздника в Троице-Сергиевой Лавре Владимир Саяпин   06:41 19.07.2023 411 Фото: Фото автора В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре большой праздник, чтим основателя лавры игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского. 18 июля – обретения честных мощей преподобного Сергия. В его обитель съехались паломники со всей Руси, немало людей пришли крестными ходами. Собрались все архиереи, у них намечается совещание. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию на Соборной площади Лавры. Торжественное богослужение совершалось перед чтимой иконой преподобного Сергия. Для праздничных всенощного бдения и Божественной литургии на Соборной площади был устроен помост, а перед Успенским собором Лавры — престол под сенью.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/19/pr...

     Мир души любого человека – сокровенный и обычно закрытый для посторонних. Особенно – внутренний мир монаха, – того, кто избрал для себя служение Единому Богу. Святитель Феофан Затворник определяет монаха следующим образом: «Один Бог да душа – вот монах... коль скоро не таков кто, то и не монах». Монашеская лира раскрывает перед нами внутреннюю, сокровенную часть человеческой души, ибо поэзия не лукавит, говорит о самом главном. Для человека верующего – это путь к Небу, к Богу – Источнику всех духовных устремлений. В небольшом очерке «Христианский пастырь и христианин художник» святитель Игнатий (Брянчанинов) в форме диалога Художника и Пастыря раскрывает внутреннюю суть духовного служения Художника: «Истинный талант, познав, что Существенно-Изящное – один Бог, должен извергнуть из сердца все страсти, устранить из ума всякое лжеучение, стяжать для ума евангельский образ мыслей, а для сердца – евангельские ощущения. Первое дается изучением евангельских заповедей, второе – исполнением их на самом деле. Когда усвоится таланту евангельский характер – а это сначала сопряжено с трудом и внутреннею борьбою – тогда художник озаряется вдохновением свыше, тогда только он может говорить свято, петь свято, живописать свято . Чтоб мыслить, чувствовать и выражаться духовно, надо доставить духовность и уму, и сердцу, и самому телу. Недостаточно воображать добро или иметь о добре правильное понятие: должно вселить его в себе, проникнуться им» . Духовная поэзия – это отражения небесного света, который видит и стремится передать поэт. Как писала игумения Таисия (Солопова), духовное чадо святого праведного Иоанна Кронштадтского, «…небесной лиры звуки как бы беседуют с душой». Свой небольшой поэтический альбом в 1931 году схиигумения София (Гринёва) передала на хранение семнадцатилетнему юноше Михаилу Даниловичу Нечитайленко. После всенощного бдения в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, которое было отслужено в доме у одной прихожанки, матушка София благословила верующих разойтись ночевать к разным знакомым. А наутро стало известно, что ночью ее арестовали…

http://pravoslavie.ru/105744.html

     Посещение всенощного бдения очень важно для целостного восприятия и православного богослужения в общем и для Божественной литургии в частности. Фактически в этимологическом и даже содержательном смысле и всенощное бдение, и часы, и Литургия составляют одно целое – одно богослужение, которое можно, на мой взгляд, объединить под словом Литургия (в переводе с греческого – «общее дело, служение»). Но во всенощном бдении можно выделить наиболее важные моменты службы. С Божьей помощью назовем их: само начало богослужения с возгласом «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…», являющимся исторгнутым из глубины жизни Церкви сугубым начальным славословием Богу, каждение на предначинательном 103-м псалме при открытых Царских вратах, вход на вечерне с последующим чтением паремий, чтение шестопсалмия, полиелей с чтением Евангелия, каждение на «Честнейшей», завершающее богослужение, великое славословие. Каждый из моментов требует предельного внимания молящегося. Поговорим о чтении паремий. К сожалению, часто приходится видеть, как люди без должного уважения относятся к чтению паремий. Как только чтец выходит на середину храма и раскрывает книгу, начиная возглашать Священное Писание, тут уж пошли и свечи ставить, и разговаривать, в общем, заниматься своими делами, упуская Слово Божье, читаемое специально для нас, являющееся животворным родником для души. И, конечно, совершается двойной грех. С одной стороны, нерадивая беспечность, когда Слово Божье проходит мимо наших ушей, мимо сердца, мимо души. Мы упускаем возможность богообщения, созерцания Господа, нашего исцеления глаголом, исходящим из уст Его. С другой стороны, в этом есть нотки святотатственные, когда человек во время богослужения поворачивается к своему Создателю внутренне – спиной, тем самым оскорбляя Его. Итак, что же такое паремия? Во-первых, ее нужно рассматривать в неразрывной связи со входом на вечерне. Когда во время пения определенных молитвословий (на воскресной службе – это догматики, на двунадесятые праздники – стихира праздника) священники выходят из алтаря северными диаконскими дверями, идут по солее, становятся напротив Царских врат лицом к ним, благословяют их с молитвой «Благословен вход святых Твоих…», что обозначает: в это время все святые и Ангелы вместе с батюшками совершают вход. Потом священник крестообразно благословляет кадилом (либо Евангелием) Царские врата, поворачивается, целует иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы возле Царских врат, благословляет свещеносцев и входит в алтарь Царскими вратами. Это священнодействие – символ того, что Христос пришел в мир спасти людей. Царские врата символизируют Пресвятую Богородицу, посредством Которой Спаситель пришел в мир. Возглас «Премудрость, прости» обозначает, что сейчас будет звучать слово Премудрости, внимая которое мы должны стать ровно, выпрямиться, но не только внешне, но и внутренне.

http://pravoslavie.ru/98938.html

Анна Сапрыкина: «Я создавала книгу практично, просто, с точки зрения мамы» Презентация новой книги Анны Сапрыкиной «Всенощная» 28 июня, в 18:30, ждем в «Горнице Вольного Странника» («Книжная палата в Черниговском», Пятницкая улица, 6/1с3) состоялась презентация новой книги Анны Сапрыкиной «Всенощная» . Присутствовали: протоиерей Федор Бородин, Анна Сапрыкина, автор книги, чтец Георгий Мамонов, научный консультант книги, Петр Григорьев, модератор встречи. Участники встречи услышали песнопения вечерней службы в исполнении Александры Егоровой и хора московской школы византийского пения «Схолион Псалтикис». Как сложилась традиция всенощного бдения Пётр Григорьев (ведущий): — Добрый день! Приветствую вас на презентации книги «Всенощная» . Мы начали с общей молитвы, и сейчас хотелось бы попросить Александру Егорову, регента хора Марфо-Мариинской обители, спеть «Богородице Дево, радуйся» знаменным распевом. Наверное, начать разговор о книге «Всенощная» стоит с того, что это за богослужение, зачем оно вообще нужно в суточном круге. Нам об этом расскажет Георгий Мамонов — чтец, научный консультант, магистр богословия, выпускник Сретенской духовной академии. Думаю, что правильно будет услышать о всенощной от него. Георгий Мамонов : — Добрый вечер. Меня попросили сегодня немного рассказать про всенощное бдение. Я постараюсь кратко объяснить, откуда оно возникло и для чего нужно сейчас нам и нашим детям. На последний вопрос мне будет ответить сложно, поэтому я попрошу помочь автора этой книги Анну Сапрыкину и отца Федора Бородина, настоятеля храма Космы и Дамиана на Маросейке. А об остальном попробую вам поведать. Всенощное бдение – некая аскеза. Но это не противоположность радости. Аскеза — труд, но труд радостный «Всенощное бдение» является логическим продолжением известной нам книги «Литургия» . И вот, литургия — это, прежде всего, радость. Радостная служба, служба соединения с Богом. А всенощное бдение – некая аскеза. Но это не противоположность радости. Аскеза — труд, но труд радостный. Аскеза была всегда, и ночное богослужение — одна из ее форм. И чем дальше, тем больше совершалось таких молений. В ветхозаветные времена не было никакого регулярного ночного богослужения, но в особых случаях святые люди обращались к Богу в молитвах именно ночью. Мы можем встретить в Псалтири пророка Царя Давида такие строки:

http://pravoslavie.ru/154664.html

Архив Пн 25. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 3-й. Благовещение Пресвятой Богородицы. Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (службу зри 26 сентября) . Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и службой праздника Благовещения Пресвятой Богородицы по 2-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «Подобает ведати, аще случится Благовещение в Неделю 3-ю постов» . После малой вечерни или, на практике, непосредственно перед началом всенощного бдения иерей совершает перенос Креста на престол, как указано накануне Крестовоздвижения (см. 14 сентября). Примечание. Перенос Креста с жертвенника на престол совершается при пении тропаря Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...», и на «Слава, и ныне» – кондака Креста. Типикон не уточняет, какой именно кондак поется при переносе Креста с жертвенника на престол в Неделю Крестопоклонную – кондак, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею...», или кондак, глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». Указание Типикона в Неделю 3-ю поста о том, что перенесение совершается «якоже предписася септемврия в 13-й день, вечера», косвенным образом свидетельствует о пении кондака Крестовоздвижения, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею...». В старопечатной традиции прямо указывается данный кондак . Авторитетные богослужебные руководства также предписывают петь кондак Крестовоздвижения, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею...». Однако в некоторых литургических справочниках указывается кондак Недели Крестопоклонной, глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 3, Триоди (Креста), глас 5-й – 3 , и Благовещения, глас 6-й – 4 (см. в Минее 25 марта, на «Господи, воззвах» великой вечерни ; первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди (Креста), глас 3-й: «Христе Боже наш...», «И ныне» – Благовещения, глас 6-й: «Послан бысть с Небесе...» (догматик гласа не поется). Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися...», со стихами (по обычаю). Паримии Благовещения – 5 (1-я – Исхода чтение: «Вниде Моисей...»; 2-я – Притчей чтение: «Господь созда мя...» ; 3-я – Бытия чтение: «Изыде Иаков...»; 4-я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго...»; 5-я – Притчей чтение: «Премудрость созда Себе дом...»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-07/

Архив Пн Разъяснение о совершении чина воздвижения Креста в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в монастырях и на приходах 24 августа 2023 г. 20:50 Разъяснение, разработанное комиссией  Межсоборного присутствия  по богослужению и церковному искусству, одобрено на  заседании  Священного Синода 24 августа 2023 года ( журнал 70 ). Вопрос Возможно ли совершение чина воздвижения Креста в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня во всех монастырях и на любых приходах? Ответ Совершение священнодействия воздвижения Креста на праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Крестовоздвижения) является возможным во всяком храме, если игумен обители или настоятель прихода считает это полезным. В отличие от соборных храмов, в храмах с небольшим штатом духовенства данное священнодействие может совершаться с теми или иными упрощениями по сравнению с полным чином. Разъяснение ответа Согласно современной практике Русской Православной Церкви, чин воздвижения Креста в конце всенощного бдения праздника Крестовоздвижения совершается только в соборах, а с благословения епархиального архиерея — также в некоторых монастырях и приходских храмах. Однако в практике других Поместных Церквей этот чин совершается вообще во всяком храме. Такое различие практик имеет древние корни. Еще в начале XIV в. среди вопросов, направленных в Константинополь епископом Подонским (Переяславским) и Сарайским Феогностом, было вопрошание о допустимости совершения чина воздвижения не только архиереями — очевидно, в русской практике того времени чин воспринимался как преимущественно архиерейский, даже несмотря на прямое указание принятого в ту эпоху на Руси Студийско-Алексиевского устава о совершении чина священником. В свою очередь, Иерусалимский устав, который уже в XIV в. был основным регулятором богослужения как в греческих, так и в славянских Церквах (в частности, на Руси — с конца XIV в.), однозначно предписывал совершать чин воздвижения повсеместно. Видимо, этим следует объяснить требование свт. Киприана Московского — выходца из Болгарии — воздвигать Крест во всяком храме, даже если там будет только один лишь священник: «А на Воздвижение Честнаго Креста во всякой церкви, по всей земли, где христиане живут, Крест воздвизают, хотя бы один поп был, на славу Честнаго и Животворящаго Креста» 1 .

http://patriarchia.ru/db/text/6053314.ht...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил богослужение на белградском подворье Русской Православной Церкви Операторы: Р. Самсонов, П. Конухов. Звукооператор: А. Бригадов 15 ноября 2014 г. 22:30 Вечером 15 ноября 2014 года, в канун Недели 23-й по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в Свято-Троицком храме — подворье Русской Православной Церкви в Белграде. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС; протоиерей Виталий Тарасьев, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде; протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям. В алтаре храма молились  митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий ,  архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил , представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле  епископ Моравичский Антоний . За богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил помазание елеем многочисленных прихожан храма Святой Троицы. По окончании богослужения Святейшего Владыку тепло приветствовал протоиерей Виталий Тарасьев. Настоятель подворья отметил большое значение визита Предстоятеля Русской Православной Церкви в Белград и выразил радость в связи с освящением Иверской часовни на Русском кладбище. Отец Виталий преподнес Его Святейшеству факсимильное издание, в котором воспроизведены некоторые страницы мемориальной книги, заполнявшейся со времени основания Русского некрополя, а также список Иверской иконы Божией Матери. Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся с Первосвятительским словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимый отец Виталий, уважаемые господа послы, представители государственных властей, братья и сестры! Всякий раз, переступая порог этого храма, я чувствую некую духовную сопричастность четырем поколениям русских людей, которые покинули родину в годы страшного лихолетья и приехали сюда, на гостеприимную сербскую землю. Этот храм был свидетелем и слез, и радости тысяч и тысяч людей. Для многих русских людей именно этот храм был частицей Руси. Можно себе представить, с каким чувством они взирали на святые иконы, которые так напоминали им иконы, находившиеся там, на далекой родине, перед которыми они с детства молились. Что чувствовали они, слыша знакомые песнопения? Как воспринимали они саму возможность стоять рядом, рука об руку, являя некий образ той Руси, которую они покинули? 

http://patriarchia.ru/db/text/3842951.ht...

Богородичные праздники Рождество пресвятой Богородицы (8 сентября) История праздника Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось только в древнем церковном предании (например, в творениях блаж. Иеронима, Епифания Кипрского и др.). Св. Андрей Критский в своем слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам св. Иоанна Дамаскина , «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновится и печаль праматери Евы пременилась в радость» 6 . «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется» 7 . Праздник и воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью с глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св. равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь и память Рождества Богородицы. Другие сведения можно найти в писаниях св. Иоанна Златоуста , св. Прокла, св. Епифания и блаж. Августина. В честь праздника составлены многие песнопения святыми песнотворцами: в V в. – Анатолием, архиеп. Константинопольским, в VI в. – Стефаном Святоградским, в VII в. – св. Андреем Критским , в VIII в. – св. Иоанном Дамаскиным и Германом, патриархом Константинопольским, в IX в. – Иосифом Студитом; их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. Так с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты». Особенности всенощного бдения праздника Возглас: «Слава Святей...», предначинательный псалом, «Блажен муж...». На «Господи, воззвах...» 8 стихир, гл. 6-й. «Слава, и ныне» стихира праздника вместо догматика. Вход. Прокимен дня. На великой вечерни после входа читаются три паремии, которые часто (но не всегда) читаются в Богородичные праздники. Первая паремия из кн. Бытия (28, 10–17) – о лестнице, виденной патриархом Иаковом и прообразовавшей Пресвятую Деву, через Которую снисшел на землю и воплотился Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Богослужение в соборе Новомучеников и исповедников Российских в Мюнхене 5 февраля. Справа - новонаписанная икона Александра Шмореля ЖМП 3 март 2012 /  13 февраля 2012 г. 01:00 Александр Шморель: Не забывайте Бога 4–5 февраля в Мюнхене в кафедральном соборе Русской Православной Церкви Заграницей состоялось местное прославление героя антифашистского сопротивления, основателя движения " Белая роза " Александра Шмореля. Архиерейский собор РПЦЗ еще в конце 90-х годов XX века благословил причислить Александра, казненного в застенках гестапо, к лику новомучеников и исповедников Российских. Почему же канонизация произошла только сейчас? " Думаю, что нам всем нужно было духовно дорасти до этого события " , — говорит секретарь Германской епархии протоиерей Николай Артемов. Февральская Пасха Дата канонизации Александра Шмореля была выбрана не случайно. Именно на 4–5 февраля в этом году выпадает память новомучеников и исповедников Российских, к лику которых причислен и новопрославленный святой. Уже за два часа до начала всенощного бдения в соборе новомучеников и исповедников Российских в Мюнхене стали собираться участники торжеств. Раньше всех прибыли журналисты. По просьбе представителей прессы секретарь Берлинской епархии, старший священник собора протоиерей Николай Артемов продемонстрировал перед объективами камер икону новомученика, законченную буквально накануне прославления, и пояснил детали новонаписанного образа. Икона не совсем обычная. Святой изображен в стилизованном медицинском халате с красным крестом на левом рукаве, что указывает на его профессиональную принадлежность к медицине. В правой руке вместе с обязательным для мученика крестом Александр держит цветок белой розы, которая символизирует причастность Шмореля к одноименной антифашистской группе, основанной им вместе с братом и сестрой Шоль весной 1942 года. Из необычного — написание на иконе помимо имени мученика также и фамилии — Шморель. После краткого рассказа отца Николая о жизни и подвиге Александра началась подготовка к крестному ходу. В притвор храма устремились алтарники и прихожане с крестом и хоругвями, за ними выстроился хор. Царские врата распахнулись, из алтаря вышло многочисленное духовенство, и процессия с пением заупокойного " Святый Боже… " медленно двинулась на кладбище " Ам Перлахер Форст " , где покоятся останки Александра Шмореля и других членов группы " Белая роза " . В 1943 году именно здесь, вблизи кладбища, находилась тюрьма, где содержались и были обезглавлены участники сопротивления. Тогда на месте, где сейчас высится православный собор, был заброшенный пустырь. " В то время никто не мог и помыслить, что здесь будет стоять храм той Церкви, членом которой был Александр Шморель, открыто исповедовавший перед гестапо свою принадлежность к православию " , — заметил по этому поводу отец Николай.

http://e-vestnik.ru/analytics/nemetskiy_...

Божественная Литургия есть вечное повторение великого подвига любви, для нас совершившегося. Слово «Литургия», в буквальном переводе, значит Общее дело. В данной статье Вы найдёте пояснение Божественной Литургии, и сможете посмотреть подробную видеоинструкцию к этому церковному обряду. Пояснение Божественной Литургии Божественная Литургия есть вечное повторение великого подвига любви, для нас совершившегося. Слово «Литургия», в буквальном переводе, значит «общее (или общественное) дело». Оно появилось у древних христиан для обозначения богослужения, которое действительно было «общим», т.е. в нём принимал участие каждый член христианской общины — от грудных детей до пастыря (священника). Литургия является как бы вершиной суточного круга богослужений, девятым богослужением из совершаемых св. православной Церковью богослужений на протяжении суток. Так как церковный день начинается вечером с захода солнца, то эти девять богослужений совершаются в монастырях в таком порядке: Вечер 1. Девятый час — (3 часа дня). 2. Вечерня — (перед заходом солнца). 3. Повечерие — (по наступлении темноты). Утро. 1. Полунощница — (после полуночи). 2. Утреня — (до рассвета). 3. Первый час — (по восходе солнца). День. 1. Третий час — (9 часов утра). 2. Шестой час — (12 часов дня). 3. Литургия. В Великом посту бывает, когда литургия совершается вместе с вечерней. В наше время в приходских храмах суточные богослужения чаще всего состоят из всенощного бдения или всенощной, совершаемой вечером накануне особо чтимых праздничных дней, и Литургии, обыкновенно совершаемой утром. Всенощная состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом. Литургии предшествуют 3-й и 6-й часы. Суточный круг богослужений символизирует историю мира от сотворения до пришествия, распятия и воскресения Иисуса Христа. Так, вечерня посвящается временам ветхозаветным: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитва их о спасении, затем, надежда людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования.

http://pravmir.ru/poyasnenie-bozhestvenn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010