А.М. Смулов Глава III. Всероссийский православный поместный собор 1917–1918 гг. 3.1. Избранные статистические данные о составе членов Поместного Собора Подготовка с созыву Собора началась в 1900-х гг. По Определению Св Синода от 14 января 1906 г. Высочайшим указом от 16 января того же года было учреждено Предсоборное присутствие, которое создало 7 рабочих отделов, проработало только до 15 декабря и было закрыто. Возрождение подобного органа произошло только в 1912 г., когда 28 февраля, Высочайшим указом, было создано Предсоборное совещание при Св Синоде, которое должно было вести подготовительные работы, необходимые для проведения Собора. Однако, только через пять лет – 29 апреля 1917 г., уже после Февральской революции, Св. Синод обратился ко всем архипастырям, пастырям и верным чадам Церкви с посланием о назревшем времени созыва Собора. И лишь 5 июля 1917 г. было принято синодальное решение об его открытии в Москве 15 августа (ст. ст.) в Праздник Успения Пресвятой Богородицы. Всероссийский Поместный Собор (ВПС) состоялся в период с 15 августа 1917 г. по 7(20) апреля 1918 г. и вынужденно прекратил свою работу в связи с обострением политической обстановки в стране, связанной с активизацией гонений на Русскую Православную Церковь и на веру православную. Открылся Собор в Москве в Успенском соборе Московского Кремля, дальнейшие заседания проходили в Храме Христа Спасителя и в Архиерейском доме (Московский епархиальный дом) в Лиховом пер., дом 6 131 . На первой сессии Собора Почетным председателем был избран митр. Киевский и Галицкий Сщмч. Владимир (Богоявленский) , Председателем – митр. Московский и Коломенский Тихон (Беллавин). На заседаниях Собора регулярно председательствовал митр. Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий , †1936, сщмч). В дальнейшем (на второй и третьей сессиях) председательствовал по сану Св Патриарх свт Тихон (Беллавин). (См. Приложение 10). Рассмотрим коротко сведения статистики о членах Собора. Данные статистики Собора приводятся в целом ряде источников, которые дают значительные расхождения по численности его членов. По видимому это связано с тем, что использовались списки разного времени учета (на дату начала работы Собора или на иные даты), в каких то списках производился учет выбывших и вновь зачисляемых членов Собора, в каких то списках такой учет не велся и использовался способ «нарастающего» итога. В одних списках учет велся с внесением всех избранных заместителей членов Собора, в других их не добавляли или добавляли только тех, кто реально приступил к замещению выбывшего, по тем или иным причинам, участника.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

А.М. Смулов Глава II. Всероссийские монашеские съезды 1909 и 1917 гг. 2.1. Съезд представителей иночества 89 (1909 г.) Первый Всероссийский монашеский съезд состоялся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с 05 по 13 июля 1909 г. (см. Приложение 7), и явился важным событием для всего русского монашества, крайне нуждавшегося в обсуждении назревших и больных вопросов его духовной и обыденной жизни. Св Синод определил Почетным председателем съезда Московского митр. Владимира (Богоявленского) , а председателем – Вологодского архиеп. Никона (Рождественского) , который и стал основным докладчиком с темой: «Нужды современного русского монашества». Таблица 13. Состав 90 участников иноческого съезда 1909 г. по священному сану и праву голоса Священный сан С правом решающего голоса С правом совещатель-ного голоса Итого, чел. Митрополит Епископ Архимандрит Схиархимандрит Игумен Иеросхимонах Иеромонах соборный Иеромонах Архидиакон Иеродиакон Схимонах Без сана Всего, чел. Источник: составлено автором по данным с. б/н – см. списки участников; 97] Таблица 14. Состав участников иноческого съезда 1909 г. по должности участника и праву голоса Должность С правом решающ. голоса С правом совещат. голоса Итого, чел. Епархиальный архиерей Викарный архиерей Настоятель Наместник Лавры Наместник монастыря Благочинный Лавры Благочинный монастыря Строитель скита Экклесиарх Лавры Келлиарх Лавры Начальник скита Казначей скита Заведующий подворьем Настоятель Сербского подворья в Москве Епархиальный миссионер Миссионер Управляющий типографией Лавры Типограф Лавры Правитель дел Лавры Ректор семинарии Преподаватель семинарии Помощник смотрителя духовного училища Секретарь архиепископа Игумен Иеросхимонах Иеромонах Архидиакон Иеродиакон Студент Духовной академии Письмоводитель Лавры Всего, чел. Источник: составлено автором по данным с. б/н – см. списки участников; 3–97] Как видно из табл. 13 и 14, в составе участников съезда были 8 архиереев, из которых три (Преосвященные Андрей (Ухтомский), епископ Мамадышский; Иоанн (Смирнов , †1918), епископ Киренский; Никон (Рождественский , †1919), епископ Вологодский и Тотемский), были непосредственно связаны с миссионерской деятельностью РПЦ. В работе съезда участвовали 35 архимандритов, 19 игуменов и 25 иеромонахов, служащие, в частности, наместниками 3 лавр и настоятелями 31 монастыря. Присутствовали один ректор духовной академии (Преосвященный Евдоким (Мещерский, †1935), епископ Волоколамский, второй викарий Московской епархии) и пять ректоров семинарий. Кроме того два священнослужителя несли послушания, связанные непосредственно с миссионерским деланием.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Алексий, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Бяконт Елевферий Федорович) († 1378, память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня, 5/18 октября и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) Родился в конце XII века (между 1292 и 1300 гг.) в г. Москве в семье черниговского боярина Федора Бяконта. На 20-м году жизни ушел в Московский Богоявленский монастырь и в 1320 году принял монашество с именем Алексия, находясь под руководством опытного старца Геронтия. В 1340 году митрополит Феогност определил его жить при своем святительском дворе и заведовать церковными судебными делами Церкви. 6 декабря 1352 года митрополитом Феогностом хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. В 1354 году патриархом Каллистом был утвержден «архиепископом Киева и великой России с титулом всечестного митрополита и экзарха». Скончался 12 февраля 1378 года в Чудовом монастыре. 20 мая 1431 года в Чудовом монастыре обрушилась церковь , в которой был погребен святитель Алексий. Падавшими камнями был разбит гроб его, в котором и обрели нетленные мощи святителя. Святитель Алексий явил собою образ доброго пастыря и деятельного патриота. Он сумел сочетать в себе эти два великих качества. Это был муж славный в добродетелях, отличавшийся силою слова, сведущий в канонах и искусный в знании как церковных, так и гражданских законов. Эти качества и послужили причиной представления его к иерархическому управлению самой святейшею митрополией Киевской и всея Руси. Со времени возведения святителя Алексия в митрополита началась его деятельность по устройству и восстановлению церквей и монастырей. В 1361 году были восстановлены монастыри: Чудов, Спасо-Андроников и Алексеев в Москве; в 1362 году – Симонов, Серпуховской, Владычный вне Москвы; в 1365 году – Константинов близ Владимира, Благовещенский в Нижнем Новгороде. Святителю Алексию пришлось вести напряженную борьбу за единство Русской Церкви. Благодаря своей настойчивости, энергии и твердости характера в соединении с умом и образованием он смог поставить архипастырскую власть в России на небывалую высоту. Призванный волею Божиею к управлению дел церковных и государственных, он, как первоиерарх Русской Церкви, всегда оставался первомолитвенником за православных людей, церковным пастырем, кротким аскетом, человеком безупречной иноческо-подвижнической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Арзамас. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Церковь Владимирской иконы Божией Матери построена в 1802 г. Ранее на её месте находилась древняя Зосимовская церковь, поэтому новую церковь, имеющую соответствующий придел, называли ещё Зосимовской. Рядом находилась зимняя церковь Богоявления Господня (1818 г.), полностью утраченная в советское время. Церкви были построены на средства прихожан-меховщиков и их цокольные помещения использовались в качестве хранилищ " мехового товара " . В состав Владимирского прихода входили две церкви: холодная в честь иконы Божией Матери " Владимирская " и теплая во имя Богоявления Господня. Деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери существовала, вероятно, с начала XVII столетия, пока не сгорела во время пожара. Располагалась она в нижней части города, на посаде, за крепостными стенами, имела богатых прихожан – владельцев арзамасских кожевенных заводов. В 1681 г. Патриархом Иоакимом дана была грамота о построении на ее месте каменной церкви того же имени. В грамоте оговаривалось, чтобы купола были не шатровые, а алтарная апсида тройная. Через сто с лишним лет храм разобрали и на его месте поставили новый, холодный, освящение которого состоялось 23 марта 1802 г. архимандритом Макарьев-Желтоводского монастыря Иоанном. Позже в пристроенной трапезе устроили два придела – правый в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, левый – святителя Димитрия Ростовского. В народе вплоть до закрытия приходских церквей в богоборческую эпоху храм именовался Зосимовским, или Изосимовским. Это указывает на особое почитание Соловецких святых, происходившее оттого, что часть прихожан являлась потомками когда-то выселенных в Арзамас из Новгорода Великого вольнолюбцев. В 1866 г. при Владимирской церкви было открыто третье по счету в Арзамасе мужское приходское училище. В годы безбожной пятилетки приход был закрыт, храмы ликвидированы. Иконостас Владимирской церкви продан за границу, в самом помещении размещался кладочный цех, а позже хлебопекарня. Богоявленская церковь в 1931 г. временно была передана под общежитие заключенных. Но в течение последующих пяти лет (1937 г.) она была разрушена.

http://sobory.ru/article/?object=04945

Архив Пн В праздник Вознесения Господня Предстоятели Русской и Болгарской Православных Церквей совершили Литургию в Казанском соборе Санкт-Петербурга 29 мая 2014 г. 14:13 29 мая 2014 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарх Болгарский Неофит совершили Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. Перед началом богослужения у врат Казанского собора архиереи и духовенство встретили прибывших вместе Предстоятелей Русской и Болгарской Православных Церквей, которые проследовали в собор и на кафедре были одновременно облачены в богослужебные одежды. За Божественной литургией Святейшему Патриарху Кириллу и Святейшему Патриарху Неофиту сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ; архиепископ Петергофский Амвросий , ректор Санкт-Петербургских духовных школ ; епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; епископ Царскосельский Маркелл ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Кронштадтский Назарий , наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ; епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ; епископ Гатчинский и Лужский Митрофан ; протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Сергий Куксевич, секретарь епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии ; протоиерей Богдан Сойко, настоятель Николо-Богоявленского Морского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора г. Санкт-Петербурга; архимандрит Филипп (Васильцев) , настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии (Болгария); духовенство Санкт-Петербурга.

http://patriarchia.ru/db/text/3663047.ht...

Архив Пн В праздник Вознесения Господня Предстоятели Русской и Болгарской Православных Церквей совершили Литургию в Казанском соборе Санкт-Петербурга 29 мая 2014 г. 17:46 29 мая 2014 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и  Святейший Патриарх Болгарский Неофит  совершили Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. Перед началом богослужения у врат Казанского собора архиереи и духовенство встретили прибывших вместе Предстоятелей Русской и  Болгарской  Православных Церквей, которые проследовали в собор и на кафедре были одновременно облачены в богослужебные одежды. За Божественной литургией Святейшему Патриарху Кириллу и Святейшему Патриарху Неофиту сослужили:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;  митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ;  архиепископ Петергофский Амвросий , ректор  Санкт-Петербургских духовных школ ;  епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , председатель  Синодального отдела по делам молодежи ;  епископ Царскосельский Маркелл ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Кронштадтский Назарий , наместник  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ;  епископ Гатчинский и Лужский Митрофан ; протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Сергий Куксевич, секретарь епархиального управления  Санкт-Петербургской митрополии ; протоиерей Богдан Сойко, настоятель Николо-Богоявленского Морского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора г. Санкт-Петербурга;  архимандрит Филипп (Васильцев) , настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии (Болгария); духовенство Санкт-Петербурга.

http://patriarchia.ru/db/text/3664148.ht...

Архив Пн В праздник Иверской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Новодевичьем монастыре г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Антония (Севрюка) во епископа Богородского 26 октября 2015 г. 16:14 26 октября 2015 года, в день празднования Иверской иконе Божией Матери в честь принесения чудотворного образа в Москву в 1648 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь  г. Москвы. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в соборном храме Смоленской иконы Божией Матери. Чудотворный список иконы Божией Матери «Иверская», принесенный в 1648 году со Святой Горы Афон, находится в Успенском храме обители. Древнейший на Руси список Иверского образа на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьем монастыре. После его закрытия икона хранилась в фондах Государственного Исторического музея. 6 мая 2012 года Президент России В.В. Путин  передал  чудотворный образ Русской Православной Церкви. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Антония (Севрюка)  во епископа Богородского, викария Патриарха Московского и всея Руси. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;  митрополит Тверской и Кашинский Виктор ;  митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел ;  архиепископ Петергофский Амвросий ;  архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт ;  епископ Видновский Тихон ;  епископ Серпуховской Роман ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Балашихинский Николай ;  епископ Зарайский Константин ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС МП;  архимандрит Савва (Тутунов) , заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  протоиерей Александр Агейкин , настоятель  Богоявленского кафедрального собора  г. Москвы; духовенство Москвы и Московской области.

http://patriarchia.ru/db/text/4256100.ht...

Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 5 Священномученик Александр (Трапицын) В 1920 году архиепископ Тихон (Василевский) отправляется на место своего нового назначения – в Воронежскую епархию. Позже он вернулся на Симбирскую кафедру, только уже в качестве обновленческого митрополита. Между тем архиепископ Вениамин, который все еще числился Симбирским преосвященным, по благословению Патриарха Тихона был назначен архиепископом Рязанским и Зарайским. На Симбирскую викарную Алатырскую кафедру был назначен епископ Гурий (Степанов). Епископ Гурий был выпускником Казанской духовной академии, доктором церковной истории, специалистом по буддизму. Он стал последним ректором Казанской академии. На Алатырской кафедре он пребывал около полугода. После чего начались постоянные переезды, аресты. В 1925 году он проходил по одному делу вместе с митрополитом Петром (Полянским). В 1926–1928 годах был в заключении на Соловках. Расстрелян в Новосибирске в 1937 году. В сентябре, после отъезда епископа Гурия, на Симбирскую кафедру был назначен архиепископ Вологодский и Тотемский Александр (Трапицын). Архиепископ Александр (в миру Александр Иванович Трапицын) родился 29 августа 1862 года. В 1888 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен надзирателем в Вятское духовное училище. Через год, 26 февраля 1889 года, рукоположен в сан священника, служил в Вятской Всехсвятской церкви . В марте 1892 года у отца Александра родился сын, а в июле у него умерла супруга . С 1897 года служил инспектором Вятской духовной семинарии. В 1900 году принял монашество, а уже в 1901 году иеромонах Александр был возведен в сан архимандрита и определен ректором Калужской духовной семинарии. 12 декабря 1904 года в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры архимандрит Александр хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. Его хиротонию совершили митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) и другие архиереи.

http://pravoslavie.ru/31261.html

Архимандрит АЛЕКСЕЙ (ЧЕРНАЙ Александр Николаевич) (1899-1985) Род Чернай происходит от тевтонских рыцарей, дед переехал в Россию из Чехии, отец Николай Львович - действительный статский советник, Председатель Ковенского окружного суда. С началом Первой мировой войны семья Чернай переезжает в г. Лугу, где их духовником становится протоиерей Анатолий Остроумов. В это же время Александр учился в одной из столичных гимназий и иподиаконствовал у епископа Гдовского Вениамина (Казанского), будущего Петроградского митрополита и священномученика. В 1918 г. А. Чернай вступил в Белое движение, службу проходил в формированиях ген. Юденича, в 5-м артиллерийском Георгиевском полку. Благодаря помощи архиепископа Литовского Елевферия (Богоявленского), А. Чернай устраивается в Вильнюсе, затем переезжает в Каунас, женится в 1924 г. Имя жены Татьяна (+1944г.). По окончании Виленской духовной семинарии Александр Чернай рукополагается в священный сан в 1925 г., служил на приходах в Литве, Сергиевский приход в Утяны, с 1931 г. в г. Векшни, пережил советскую и немецкую оккупации. Священник Александр Чернай возведен в сан протоиерея в 1943 г. С 1944 г. о. Александр в эмиграции в Германии (гг. Эрфурт в Тюрингии, Наугейм, Ганау, Арользен, Гутенберг). Основал православную миссию в Наугейме в 1946 г. и ряд храмов в лагерях Ди-Пи. С 1948 г. проживал в г. Цинциннати, штат Огайо, США, где организовал православную миссию, помогал русским в переезде из европейских беженских лагерей в Америку. С 1950 г. миссионер в г. Хьюстон, штат Техас. В 1957 г. протоиерей Александр принял монашество с именем Алексей и удостоен сана архимандрита. В конце октября 1958г. архимандрит Алексей (Чернай) получил назначение на должность Администратора русских православных общин в Южной Африке. Указ был подписан Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Анастасием (Грибановским). Русский приход, образованный в ЮАР, за семь лет до этого и посвященный в честь святого князя Владимира не имел собственного помещения, богослужения совершались в боковом приделе англиканского собора. В 1960 г., русским пришлось покинуть это помещение и, временно, воспользоваться гостеприимством пастора шведской протестантской церкви. Русская колония в Йоханнесбурге, состояла, приблизительно из 50 человек. В основном это были представители первой волны эмиграции.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/400/...

Беседы с собственным сердцем (Размышления и заметки) Митрополит Анастасий (Грибановский). Беседы с собственным сердцем (Размышления и заметки). — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 272 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья). Книга содержит дневниковые записи митрополита Анастасия, которые представляют большой интерес для людей мыслящих — верующих и неверующих. Приводим отрывок из книги. Предисловие Митрополит Анастасий (в миру Александр Алексеевич Грибановский) родился 6 августа 18 73 года в Тамбовской губернии в семье приходского священника. По окончании Тамбовской духовной семинарии он поступил в Московскую духовную академию. Ректором ее в то время был архимандрит Антоний (Храповицкий), который согревал студентов своею любовью и разжигал в них ревность к монашеской жизни и служению Церкви. Грибановский учился с усердием и окончил академию со степенью кандидата богословия в 1897 году. В 1898 году он принял постриг в академии с именем Анастасий в честь преподобного Анастасия Синаита, там же был рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха. С 1900 года он — инспектор Вифанской духовной семинарии. С 1901 года — преподаватель, а затем ректор Московской духовной семинарии, архимандрит. Свое педагогическое служение в последние годы отец Анастасий проходил под руководством своего родственника, митрополита Владимира (Богоявленского), будущего священномученика. 29 июня 19 06 года Анастасий был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. В своем слове при наречении во епископа он сказал: «…время гонений для служителей Церкви не миновало: пастыри Христовы всегда были как овцы среди волков, а теперь, быть может, наступают такие дни, когда мы снова увидим обиды, угрозы, разграбление и описание имений, храмы, обагренные кровью и из храмов соделавшиеся кладбищами». Долговременное пребывание в Москве дало владыке Анастасию многосторонний опыт. Его природная любознательность и уважение к науке сблизили его с самыми культурными кругами московского общества. Он был близок к таким философам, как Евгений и Сергей Трубецкие, к потомкам славянофилов: Д.А.Хомякову, Ф.Д. и А.Д.Самариным. Его глубоко уважала мученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, которой он позднее устроил усыпальницу в Иерусалиме. Но одновременно почитала владыку Анастасия и православная купеческая Москва, и вообще Москва, жившая церковной жизнью. Он был известен народу как аскет и молитвенник, притом придающий богослужению не только уставность, но и музыкальную красоту. Владыке Анастасию поручалось руководство церковной стороной торжеств в Москве по случаю 100-летия Отечественной войны 1812 года и 300-летия Дома Романовых.

http://pravoslavie.ru/6086.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010