1. Благочестие Ты же, человек Божий… преуспевай в благочестии… Великое приобретение – быть благочестивым ( 1Тим.6:11,6 ) Милые дети! Образец для детства, в котором находитесь и вы, образец самый высокий, есть Господь наш Иисус Христос. Оп для того и сошел с неба, для того и жил на земле сначала как дитя и отрок, а потом как юноша и муж, чтобы всем возрастам, всем званиям и состояниям преподать пример добродетельной жизни и показать истинный путь к небу. Следовательно, Он есть образец и для детского и отроческого возраста. Историю детства Иисуса мы находим у евангелиста Луки, именно в том месте, где он говорит о путешествии двенадцатилетнего Иисуса со Своими родителями в Иерусалим ( Лк.2:40–52 ). Евангелие детства Иисуса по справедливости можно назвать вашим, дети, Евангелием. Оно кратко, и это, вероятно, для того, чтобы вы детским умом своим удобнее и скорее смогли воспринять его и запечатлеть в своем сердце. Оно кратко, и между тем в нем заключается все, чему хотел научить Иисус детей, что нужно им делать, чего желать и чему подражать. В этом Евангелии к вам приложимо в особенности следующее изречение Спасителя: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам ( Ин.13:15 ). Как хотелось бы, дети, этот урок, преподанный вам Иисусом, поглубже запечатлеть в сердцах ваших! Для сей цели я хочу изложить вам это Евангелие в нескольких поучениях, ибо в нем так много содержится хорошего и полезного, что высказать все это за один раз невозможно. Сегодня из всего богатого содержания этого Евангелия хочу выделить только одну добродетель, самую главную, которой прежде всего должны быть научены дети, – это благочестие и набожность Иисуса, Его любовь к храму, или дому Божию, к молитве и ко всему, что относится к почитанию Отца Его. У евреев был закон, по которому все мужчины обязаны были ежегодно три раза являться пред лицо Иеговы в Иерусалимском храме. Когда мальчик достигал двенадцатилетнего возраста, его признавали уже стоящим под законом, и с этого времени он должен был принимать участие в путешествиях на праздники в Иерусалим. Вот почему и Иисус по достижении этого возраста идет, как видим мы из Евангелия, вместе с родителями в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

1. О причинах дурного воспитания в наше время Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? ( Ис.5:4 ) В наше время отовсюду несутся жалобы на то, что большая часть нашего юношества дурно воспитана. Сами родители нередко жалуются на неблаговоспитанность своих детей. Недостаток доброго религиозно-нравственного воспитания нашего юнейшего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым во что бы то ни стало нужно бороться, в противном случае человечество неминуемо дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения. Но для успешного лечения какой бы то ни было болезни первее всего нужно узнать, где эта болезнь сосредоточивается, где ее начало, причина. Вот почему и для исправления недостатков в воспитании нашего юношества необходимо прежде всего узнать, где причина этого дурного воспитания, кто виноват в нем. – И в самом деле, кто виноват в дурном воспитании нашего современного юношества? Отвечая на поставленный вопрос кратко и прямо, необходимо сказать: родители виноваты более всего в том, что их дети дурно воспитаны. Некоторые из родителей, без сомнения, будут в этом вполне согласны со мною, но многие и очень многие из них думают и говорят, что они безукоризненно исполнили свои родительские обязанности. Так кому же вы, христианские родители, говорящие таким образом, хотите приписать причину того, что ваши дети оказываются воспитанными не так, как бы следовало? 1) Может быть, вы хотели бы в данном случае свалить все на Бога и Ему приписать эту вину? Но разве не для того Бог Отец еще в раю узаконил нерасторжимость брака, чтобы дать возможность родителям лучше исполнить свою обязанность по отношению к воспитанию своих детей? Не для того ли Сын Божий Иисус Христос возвысил брак на степень Таинства и запечатлел его благословением Своей Церкви, дабы у вступающих в брак не было недостатка в необходимой благодати и помощи свыше при выполнении ими обязанностей брачного состояния, между которыми самая важная – именно воспитание детей? А Дух Святый не для того ли очистил и освятил души ваших детей еще во святом крещении, дабы ослабить дурные влечения их сердца и сделать его способным ко всему доброму и благому, так что вам остается только продолжать то, для чего Он Сам уже положил основание и приготовил почву, сделав ее достаточно восприимчивою?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

I. Благочестие Ты же, человек Божий, преуспевай в благочестии... Великое приобретение – быть благочестивым ( 1Тим.6:6, 11 ). Милые дети! Образец для детства, в котором находитесь и вы, образец самый высокий, есть Господь наш Иисус Христос . Он для того и сошел с неба, для того и жил на земле, сначала как дитя и отрок, а потом как юноша и муж, чтобы всем возрастам, всем званиям и состояниям преподать пример добродетельной жизни, и показать истинный путь к небу. Следовательно, Он есть образец и для детского и отроческого возраста. Историю детства Иисуса мы находим у Евангелиста Луки, именно в том месте, где он говорит о путешествии 12-летнего Иисуса со своими родителями в Иерусалим. Евангелие детства Иисуса, по справедливости, можно назвать вашим, дети, евангелием. Оно – кратко, и это, вероятно, потому, чтобы вы детским умом своим удобнее и скорее могли воспринять его и запечатлеть в своем сердце. Оно – кратко, и, между тем, в нем заключается все, чему хотел научить Иисус детей, что нужно им делать, чего желать и чему подражать. В этом евангелии к вам приложимо, в особенности, следующее изречение Спасителя: «образъ бо дах вам, да якоже Аз сотворих, и вы творите» ( Ин.13:15 ), т.е. Я показал вам пример, чтобы и вы поступали также, как Я поступил. Как хотелось бы, дети, этот урок, преподанный вам Иисусом, поглубже напечатлеть в сердцах ваших! Для сей цели я хочу изложить вам это евангелие в нескольких поучениях, ибо в нем так много содержится хорошего и полезного, что высказать все за один раз невозможно. Сегодня из всего богатого содержания этого евангелия хочу выделить только одну добродетель, самую главную, которой, прежде всего, должны быть научены дети: это благочестие и набожность Иисуса, Его любовь к храму или дому Божию, к молитве и ко всему, что относится к почитанию Отца Его. У евреев был закон, по которому все мужчины обязаны были ежегодно три раза являться пред лице Иеговы в Иерусалимском храме. Когда мальчик достигал двенадцатилетнего возраста, его признавали уже взрослым, т.е. стоящим под законом, и с этого времени он должен был принимать участие в путешествиях на праздники во Иерусалим. Вот почему и Иисус, по достижении этого возраста, идет, как видим мы из евангелия, вместе с родителями во Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Беседы на семь слов Спасителя со Креста Во имя Отца и Сына и Святого Духа Когда приходится нам слышать какие-нибудь слова из уст умирающих родных и близких сердцу нашему, то с каким напряженным вниманием выслушиваем мы их! Мы все тогда превращаемся как бы в слух, стараясь не проронить ни одного слова. И эти дорогие предсмертные слова производят на нас столь глубокое впечатление, что остаются уроком на целую жизнь. Не с гораздо ли большим вниманием должны относиться мы к предсмертным словам нашего Господа? Не гораздо ли более обильным источником утешения и назидания должны служить для нас как слова Богочеловека, Искупителя нашего! Вот почему, избрав предметом настоящих бесед своих с вами, возлюбленные братья, семь слов Спасителя со Креста, я льщу себя надеждой, что вы не останетесь глухи к этим беседам и не откажете им в благочестивом вашем внимании. 1. Отче! отпусти им, не ведят бо, что творят Я Отче! отпусти им: не ведят бо, что творят. Лк.23:34 Вот первое из этих слов. Настала страшная ночь и еще более страшный час дня с того момента, когда Спаситель со Своими учениками с Тайной Вечери отправился в Гефсиманию на Свои страдания. Оставленный Своими, коварно преданный одним из двенадцати учеников Своих, потерпевший измену со стороны Петра, Он, связанный и поруганный, приводится к первосвященнику и старейшинам на суд за то, что Он исповедал Себя Христом – Сыном Божиим. Будучи предан затем в руки язычников, Он подвергается поруганию, оплеванию, заушению, насмешкам, увенчивается терновым венцом и с пощечинами приветствуется царем иудейским. Как борется гордый римлянин с этими независимыми иудеями из-за жизни Обвиняемого, в Котором он не находит никакой вины! Но напрасно! Да кто может и требовать, чтобы он пожертвовал благоволением своего императора из-за того только, чтобы спасти жизнь какого-то, почти до смерти замученного иудея? – Он предает Его на распятие. Вот ведут они Его к месту казни. Он изнемогает под бременем Креста, нести который помогает Ему некий Симон Киринеянин. Не плачьте вы, дщери Иерусалима, о Нем! Плачьте о себе самих и о чадах ваших! Ах, если бы кровь этого Агнца, взявшего на Себя грехи всего мира и чад его, послужила не к осуждению вашему, а к отпущению грехов ваших!

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Борьба против алкоголя и пьянства, которую ставим мы своею задачею, – борьба серьезная и очень нелегкая. Нелегкая сама по себе, она еще более затрудняется для нас превратным образом мыслей его защитников, которые и сейчас еще имеют дерзость стоять за распространение и употребление алкоголя. И где только не удается этому алкоголю, несмотря на его страшныя и губительныя свойства, находить себе друзей и защитников! Он находит их прежде всего в лице опустившихся своих приверженцев, у коих любовь к нему превратилась в страсть; находит между виноторговцами, извлекшими из распространения его свою материальную выгоду, находит их между духовными и мирянами, находит даже и между учеными. Это мало. Будучи злейшим врагом всякой религии, он пытается привлечь на свою сторону самую лучшую из религий – христианство с его Библею, чтобы при помощи ее одержать победу над нами, абстинентами (стоящими за совершенное воздержание от спиртных напитков), и нашими стремлениями. Говоря это, я разумею между прочим профессора фармакологии и физиологической химии в Галле доктора С. Гарнака, не очень давно издавшаго сочинение под заглавием: „Bibel und alkogolischen Getranke” (т. е. Библия и алкогольные напитки). В этом сочинении он поставил своей задачей доказать абстинентам, – о которых он слышал, что они, для оправдания своего радикального взгляда, часто ссылаются на священное Писание, – что это Писание совсем не на их стороне, что по словам этого писания „хорошо и весело пить иногда воду, а иногда вино”. Сочинение это далеко не разрешает алкогольного вопроса и, по своей односторонности и недостаточной научности, конечно, не заслуживало бы серьезного внимания. Но так как оно, по какому то странному стечению обстоятельств, нашло место в сборнике, изданном по случаю двухстолетнего юбилея Галльского Университета, то может, конечно, не только иметь значительную долю авторитета, как ученое произведение, для сторонников алкоголя, но сбивать с толку и борцов за трезвость. И не скрою от вас, что отзвуки этого произведения уже слышатся и у нас не только среди мирян, но и среди некоторых духовных лиц. Вот почему мне представляется совсем не излишним доложить настоящему почтенному собранию направленную к защите взгляда абстинентов критическую заметку на это произведение 1 , а в заключение вкоротке изложить учение абстиненции с нравственным его обоснованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Во время революции 1905-1907 гг. прот. Н. Добронравов входил в состав либеральной части московского приходского духовенства, выступавшей за реформирование церковной жизни. Был среди наиболее активных «прогрессивных» членов Московского об-ва любителей духовного просвещения, ставшего одним из главных центров деятельности сторонников «церковного обновления». 13 окт. 1905 г. выступил на заседании об-ва с программной речью, предложив «просить Владыку, чтобы был указан срок съезда духовенства, чтобы мы могли подготовиться; съезд должен состоять из выборных депутатов… желательно, чтобы и сельскому духовенству было предложено выработать свои мысли по вопросам о реформах и прислать все в Общество; нужно войти в сношения с частными кружками, где обсуждаются те же вопросы; попросить протоколы и резолюции съездов из других епархий; вопросы наших собраний должны быть открыты и для светской печати». Также предложил выбрать нового председателя об-ва, к-рый бы шел «навстречу нашим желаниям» (РГБ ОР. Ф. 206. К. 12. Д. 14. Л. 125). В кон. окт. «прогрессивное» большинство членов об-ва без благословения правящего архиерея митр. Московского и Коломенского сщмч. Владимира (Богоявленского) избрало новое руководство. 15 нояб. того же года прот. Н. Добронравов стал членом и фактическим руководителем созданной об-вом т. н. предсоборной комиссии, впосл. переименованной в Комиссию по церковным и вероисповедным вопросам. Из-за конфликта нового руководства с митр. Владимиром Московское об-во любителей духовного просвещения фактически было упразднено (до 1908). Руководимая прот. Н. Добронравовым комиссия в марте 1906 г. перешла на обеспечение конституционно-монархической партии «Союз 17 октября», но вскоре прекратила свою деятельность. Неудачно закончились и попытки организовать в Москве церковное периодическое издание «прогрессивной» направленности. Прот. Н. Добронравов был постоянным сотрудником праволиберального ж. «Московский еженедельник» (1906-1910). 30 янв. 1914 г. избран товарищем (заместителем) председателя новоучрежденного в Москве Законоучительского братства.

http://pravenc.ru/text/2565704.html

Доказательства бытия Божия Господа! В настоящий раз я с особенным удовольствием приветствую вас. Мне всегда бывает приятно и отрадно при мысли, что в Москве есть тысячи людей, которые также охотно слушают речи о религиозных предметах, как и предметах социальных или политических. Ни для кого не тайна, что на нас, стоящих за Веру, Царя и Отечество, много возводится клеветы со стороны людей, не сочувствующих консервативным воззрениям. Но больше и чаще всего указывают на то, что в наших собраниях можно слышать только речи, восстанавливающие одну часть населения на другую и вообще возбуждающие ненависть и злобу к своим собратьям. Если бы оказались сейчас здесь люди, говорящие таким образом, они увидели бы, что не для возбуждения страстей собираемся мы, а скорее для уяснения вопросов религиозной жизни. Мы собрались сейчас выслушать чтение на такую тему, мирнее которой нельзя и придумать, именно выслушать речь о доказательствах бытия Божия. Все вы знаете, что в настоящее время при усилившемся социал-демократическом движении возгорелась борьба не только против Церкви и против христианства, но и против Самого Бога. Есть ли Живой Бог, или нет никакого Бога? – Вот вопрос, выдвигаемый на первый план современными учителями! И раньше были всегда противники христианского мировоззрения, но ещё в позапрошлом столетии, во время Просвещения, сомнение в истине бытия Бога не встречало одобрения. Самый глубокий и выдающийся, самый смелый вольнодумец этого времени был Вольтер. Но и он не дерзал подобно безумцам в Ветхом Завете, сказать, что нет Бога. Напротив, он думал, «что если бы и не было никакого Бога, то его следовало бы выдумать». В этих словах заключается нечто свидетельствующее о неизгладимости Божественной мысли в человеческом сердце. Ещё и сейчас есть много людей, которые думают, что такого атеиста, который в продолжение всей своей жизни до самой смерти оставался бы атеистом, совсем не существует. Если люди и бывают, говорят они, атеистами в своей жизни, то не бывает их уже на смертном одре! И здесь заключается много правды, опыт свидетельствует, что некоторые в своей жизни мало думали о Боге, даже сомневались в бытии Его или отрицали Его, но в преддверии страшной вечности начинали тосковать и томиться о чём-то невидимом и неразрушимом. Если на поле битвы падшие солдаты наши лежали иногда с молитвенником в руках, то на что это указывает, как не на то, что в смертный час у честного человека неотразима мысль о Живом Боге? И между нами, наверное, есть такие христиане, которые с сердечной грустью выслушивали из уст своих друзей и родственников такие слова: «Счастливый ты человек, что ты можешь веровать. О, если бы и я имел эту веру!» А иной сомневающийся, может быть, открыто признавался: «Я не могу веровать в христианство, и в этом моё несчастье, гораздо счастливее те, которые имеют Отца на Небе, чем те, которые под колёсами беспощадного рока влачат свою здешнюю жизнь и не имеют никакого Бога, на Которого они могли бы положиться в будущем».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Изгнав падшего человека из рая, Бог не окончательно лишил его своей милости – Он даровал ему двоякое сокровище и благословение. Как отец в Евангельской притче отпустил из дома блудного сына Своего не с пустыми руками, а дал ему часть его наследства, так и небесный Отец – не совершенно нагими выслал из рая согрешивших чад Своих. Он дал им и их потомкам из райского наследия нечто такое, что постоянно должно напоминать им о потерянном блаженстве, пробуждать их тоску по родине, по отеческому дому и, как светлая звезда в темной ночи, показывать путь к возвращению. Этой путеводной звездой служат для них праздник и семья. Такое важное значение последние всегда имели и будут оставаться с ним до тех пор, пока существуют люди на земле, которые еще носят на себе след Божественного происхождения: праздник, как такой день покоя, в который бедные трудящиеся люди забывают проклятие греха, лежащее на работе и, смыв пот с лица своего, могут положить за пазуху свои усталые, тернием и колючками исцарапанные во время работы руки; а семья, как тихий сборный пункт в рассеянии мира и разброде жизни, где члены ее могут иметь свое тесное общение, радость и утешение. Да, есть еще в этом мире греха и себялюбия такой тихий алтарь, на котором приятным фимиамом горит жертвенный огонь любви к Богу и людям. Праздник и семья ничего не имеют в себе человечески земного и искусственно созданного, но это – священные установления Бога, учрежденные на радость и счастье человека. Прежде чем Господь поставил праздник и семью под святую защиту своего закона, прежде чем Он заповедал: «помни день субботний, чти отца твоего и матерь, не прелюбы сотвори» ( Исх.20:8, 12, 14 ), – еще задолго до Моисеева закона уже существовали там, в Эдемском раю, и день покоя, и семья, как дары Божественной благости и любви. Вот почему не как тяжелую и неприятную обязанность, к исполнению которой мы должны понуждать себя, но как самое приятное и вожделенное право чад Божиих должны мы с любовью принимать эти дары нашего Бога и с сердечной благодарностью наслаждаться ими. Однако же, ослепление греха так глубоко и неблагодарность человеческая так велика, что многие из людей попирают эти дары Божии и безумно отталкивают дарованное им счастье. О, если бы люди знали, что они приобретают и что теряют в праздничном отдыхе и семье, – они не были бы так неразумны, и не стали бы пренебрегать и злоупотреблять этими дарами!

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

«Иисус, воззрев на них (учеников Своих), говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» ( Мк. 10:27 ). Вот место из Священного Писания , на котором невольно останавливается мысль моя сейчас, когда я выступаю со словом по поводу открываемого нами общества трезвости и на котором я хочу построить речь свою. Обстоятельства, при которых сказаны были слова эти, конечно, хорошо нам известны. Когда тот богач, от которого Спаситель потребовал, как необходимого для спасения условия, отречения от богатства, отошел от него со скорбью, Спаситель, обратившись к ученикам, сказал: «Как трудно богатому войти в Царствие Божие. Удобнее верблюду пройти сквозь игольныя уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». И сказал это, желая, конечно, узнать, как выскажутся они по поводу слов Его? Изумленные при этих словах, ученики сказали: кто же может после этого спастись? И вот в ответ на эти слова Иисус и сказал: человекам это невозможно, но не Богу: все возможно Богу. И на нас, выходящих на борьбу с таким сильным врагом, как пьянство, без сомнения, смотрит сейчас Господь тем же испытующим оком, и к нам обращается с теми же словами, и нам Он хочет преподать то же наставление, какое преподал некогда ученикам Своим. Что же Он хочет сказать нам? Он хочет сказать: 1 . Всегда сознавайте в трудностях вашего дела всегда ваше собственное бессилие! 2 . Но не теряйте надежд на Ту Силу, Которая все может». § I. Человеческому сердцу вообще трудно отказаться от того, к чему оно имеет сильную привязанность и что сделалось для него идолом, но есть такие идолы, отречься от которых бывает особенно трудно. К числу последних относится, например, идол мамоны или богатства, о коем Спаситель говорит, что человеческая сила не может разорвать привязанности к нему: человекам это невозможно. И наше ныне открываемое противоалкогольное Общество поставило себе задачей вести борьбу тоже с идолом, и притом таким ужасным, сила которого несравненно более и шире распространена, чем мамона. Ибо он имеет много жертв во всех сословиях и слоях народа, между богатыми и бедными, знатными и простолюдинами, старыми и юношами, мужчинами и женщинами. Да, как непреодолимый деспот, разрушающий благо отдельных лиц, семейств и целого народа, ходит он межу нами и никогда еще его могущество не было так грозно, как в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Село Вязниковского у. Владимирской губ. (Богоявленская слобода; ныне поселок Вязниковского р-на Владимирской обл.), центр иконописного промысла в XVIII - нач. XX в. Наряду с Холуем и Палехом М. занимает одно из самых значительных мест в истории отечественного иконописания Нового времени, особенно XIX - нач. XX в. Иконная «промышленность» этих центров была грандиозной по масштабам, что зафиксировано в материалах статистических отчетов по Владимирскому краю: в одном только Холуе к сер. XIX в. выпускали более 1,5 млн икон в год, близкое к этому количеству икон писали в М. и Палехе в конце века. Хотя иконописный промысел сел Владимирского края не имеет прямого отношения к древней владимиро-суздальской школе, его часто называют «суздальским», т. к. промысел получил известность до учреждения губерний (1778), когда села находились в Суздальской епархии. Основополагающими для исследования иконописи М. являются труды ее жителя, бывш. крепостного крестьянина из семьи потомственных иконописцев, а в дальнейшем ученого-краеведа, этнографа, члена Московского археологического об-ва И. А. Голышева , который опубликовал сведения из истории Богоявленской слободы М. и развития там ремесел с привлечением древних документов, гл. обр. хранившихся в церквах села ( Голышев. 1865). Первая научная публикация об иконописном промысле М. принадлежит Д. К. Тренёву; она посвящена вопросам сохранения традиц. иконного дела. Тренёв писал, что села Владимирского края «представляют собою и поныне почти единственный питомник русской иконописи, откуда поступают и расходятся по всей России, как «расхожие»,- худшего достоинством письма, иконы, служащие удовлетворению религиозной потребности масс простого русского народа, так и лучшие и наиболее ценные произведения этого рода» ( Тренёв. Иконопись мстёрцев. 1903. С. 3). Большую роль «палеховских и мстерских писем» в развитии иконописи XVII-XIX вв. отмечал Н. П. Кондаков, который объяснял недостаток внимания к иконописи М. предубеждением искусствоведов ( Кондаков Н. П. Современное положение русской народной иконописи. СПб., 1901. С. 18. (ПДПИ; 139)). Одним из первых подвергли стилистическому анализу мстёрское иконописание А. В. Бакушинский и В. М. Василенко, работа к-рых стала началом основательного искусствоведческого анализа иконописи М. ( Бакушинский, Василенко. 1934). Развитие иконного дела в М.

http://pravenc.ru/text/2564270.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010