Фотий Константинопольский , свт. Амфилохии. Трактат 1/пер. с др.-греч., предис. и примеч. Д.Е. Афиногенова// Библия и христианская древность 2019. 2 (2). С. 78–108. Фотий Константинопольский , свт. Амфилохии. Трактаты 223–248/пер. с др.-греч., предисл. и примеч. Д.Е. Афиногенова// Библия и христианская древность. 2019. 4 (4). С. 44–76. Литература Afinogenov D. Patriarch Photius as Literary Theorist: Aspects of Innovation//Στφανος Studia Byzantina ac Slavica Vladimiro Vavrinek ad annum sexagesimum quintum dedicate. Byzantinoslavica. 1995. T. 56. 2. P. 339–345. Παναγπουλος, Ιωννης. Η εpμηνεα της Αγας Γpαφς οτην εκκλησα των Πατpων I–II. θως (Σταμολης Α. Ε.). Stamoulis Publications, 2010; рус. Пер.: Панагопулос И. Толкование Священного Писагия у отцов Церкви/(пер. и послесл. Свящ. Максима Михайлова). Т. 1–2. М., 2013–2015. Амфилохии. 76, 78–80 76. Что означает сказанное Господом ученикам в Евангелии: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и, слыша не разумеют (Лк.8:10)? Речение, смысл которого ты просил объяснить, записано у четырех евангелистов, а прежде высказано пророком Исаией: но три в порядке пересказа передают речение своими словами, а боговещанный Матфей приводит его в качестве сопоставления и свидетельства. Ибо Исаия, когда удостоился стать зрителем славы Господней, и один из Серафимов углем очистил ему уста (ср. Ис.6:6–7 ), тогда и услышал тот Божественный глас, говорящий ему: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Ис.6:9–10 ). Но таковы пророческие слова, употребленные в Евангелии; означают же они неразумие тогдашних иудеев, ничуть же не меньше предсказывают и подражание им со стороны их отобразивших позднее, тех, что не послушались учения Спасителя, Который необычайными делами и сверхъестественными речами обличил их слух и зрение, первый как добровольно оглохший, а второе как ослепшее от повреждения неверием, а [их самих] у как не пожелавших ни отворить слух к столь великой пользе слов и раскрыть глаза на столь боголепные сияния чудес не захотевший. Поэтому и пророк, свидетельствуя, что глухота и слепота появились у них не извне, но из-за собственной порочности, говорит: огрубело сердце народа сего. А поскольку они огрубили свое сердце, потому и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, а потом, указывая, что они даже не хотят воспрять от добровольного увечья, добавляет: да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Итак, они огрубели сердцем, поэтому с трудом слышат и сомкнули свои глаза: а закрыли глаза и заткнули уши, чтобы не видеть глазами и не слышать ушами, а бездействие их претерпели добровольно, чтобы, обратившись, не получить исцеления от таких недугов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Поселившись в Лаисе, они поставили эти вещи у себя в главном городе, называвшемся Даном, а левита, Ионафана, который оказался внуком Моисея, поставили священником. Из рода его происходили у них и другие священники. «И имели у себя истукан, сделанный Михою, во все то время, когда дом Божий находился в Силоме», замечает писатель книги судей ( Суд. 18:30–31 ). Этот случай был не единственный. Гедеон, после победы над мадианитянами, из серег, которые надавали ему евреи из взятой добычи и которые, как и теперь у некоторых диких народов, имели священное значение, сделал ефод и «положил его в своем городе Офре, и стали все израильтяне блудно ходить туда за ним» ( Суд. 8:23–26 ). В культе Данитян и Гедеона упоминаются следующие священные принадлежности: истукан (песел), литый кумир (массека), терафим и эфод. Истукан (песел от отрывать, отрезать) был вытесан из камня или дерева, по примеру ханаанских идолов (Исх. 34:1, 4. Втор. 7:5, 25; 10:3 ). Из книги Судей ( Суд. 18:30 ) видно, что песел или истукан был первой и необходимой принадлежностью культа данитян. В каком отношении он находился к литому кумиру (массека), был-ли его основанием, как некоторые предполагают, это неизвестно 223 . Гораздо правдоподобнее предполагать, что песел был вытесанным камнем или небольшой колонной, посвященной Иегове, в виде бетиля. Такие камни и колонны, как известно, были в большом употреблении у ханаанских народов и были символами божества. Поставленный впоследствии Соломоном при храме две колонны Воаз и Иахин имели связь с этими священными принадлежностями культа данитян. Что касается литого кумира (массека от лить), то, как видно из различных мест Библии, где встречается это слово, так часто назывался идол, имевший форму тельца и считавшийся символом Иеговы ( Исх. 32:4, 8 ; Втор. 9:12, 16 ; 3Цар. 14:9 ; 4Цар. 17:16 ). Естественнее всего предполагать, что и в данном случае массека есть название такого-же идола. Поставленный данитянами в городе Дане этот идол оставался здесь очень долгое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Слово “Дух,” действительно, понятнее всего обозначает для нас непостижимое существо или естество Божие. Мы знаем только двоякого рода естества: вещественные, сложные, не имеющие сознания и разумности, и невещественные, простые, духовные, более или менее одаренные сознанием и разумностью. Допустить, чтобы Бог имел в Себе естество первого рода, никак не можем, видя во всех делах Его, как творения, так и промышления, следы высочайшего разума. Предположить, напротив, в Боге естество последнего рода вынуждаемся необходимо постоянным созерцанием этих следов. И если, точно, само откровение изображает нам Бога, как существо духовное, – в таком случае наше предположение должно уже перейти на степень несомненной истины. 223 А откровение, точно, учит нас, что Бог есть чистейший Дух, не соединенный ни с каким телом, и что, след., природа Его – совершенно невещественная, непри­частная ни малейшей сложности, простая. Это видно: 1) Из тех мест Священного Писания, которыми отрицаются в Боге все свойства, необходимо принадлежащие веществу или телу: а) всякое тело ограничено пространством, – Бог ничем неограничен и вездесущ: может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь ( Иер. 23:24 ; Пс. 138:7–12 ); б) всякое тело имеет определенный образ, и потому может быть изобразимо, – Бог не имеет никакого чувственного образа, и потому в Ветзом Завете строго было запрещено изображать Его: кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? ( Ис. 40:18 , срав. 25); твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, 16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину ( Втор. 4:15–16 ); 224 в) всякое тело, по тому самому, может быть видимо, – Бог на­зывается Богом невидимыми ( Кол. 1:15 ; 1Тим. 1:17 ; Рим. 1:20 ), которого не видел никто никогда (Иоан. 1срав. 6:46), и в частности –Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1Тим. 6срав. Исх. 33:18–23 ); г) всякое тело может подлежать переменам, – всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены ( Иак. 1:17 ); д) всякое тело, как сложное из частей, разрушимо и тленно, – Бог есть царь веков нетленный ( 1Тим. 1:17 ), и язычники осуждаются за то, что они славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим ( Рим. 1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Гл. 4, 4 и да приведéт телцá к двéрем скинии свидения пред Гóспода, и да возложит рýку свою на главý телцá пред Гóсподем, и да закóлет телцá пред Гóсподем и приведёт тельца к дверям скинии собрания пред Господа, и возложит руки свои на голову тельца, и заколет тельца пред Господом «Совершается заколение тельца, ибо Иисус Христос, – образ его ( Ис.53, 4 ), – претерпел за нас заколение на честном кресте» (ibid, стр. 222–223). «В тельце как бы в образе и предначертании сеннописуется претерпенная ради нас и за нас смерть Христова. Закон предвозвестил, что во Христе, и только в Нём одном, оправданы будут через веру держимые грехами, ибо Он наподобие тельца за нас закалается перед дверями священной Божественной скинии, дабы нам открыть вход внутрь. Он „грехи наша носит” по словам пророка ( Ис.53, 4 ), потому что это, я думаю, означает возложение рук на тельца ( Евр.9, 12; 10, 14 )» (ibid. ч. 3, стр. 128–129). Гл. 4, 6 и да омóчит жрéц пéрст в крóви, и да покропит от крóве седмижды пéрстом пред Гóсподем, у завесы святыни и омочит священник перст свой в кровь и покропит кровью семь раз пред Господом пред завесою святилища «Кропить завесу, имя же ей „очистилище”, ибо Иисус Христос есть „очищение наше” ( 1Ин.2, 2 ; Рим.3, 25 ), и при этом в крови завета вечного Он нам дарует совершеннейшее очищение, ибо это, я думаю, – говорит тот же св. Отец, – значит седмижды кропить кровью очистилище, так как число семь есть символ совершенства» (тв. ч. 3, стр. 223). Гл. 4, 7 и да возложит жрéц от крóве тéлчи на рóги олтаря фимиáма сложéния иже пред Гóсподем, иже éсть в скинии свидения, и всю крóвь тéлчу да излиéт у стояла олтаря всесожжéний, иже éсть у двéрий скинии свидения и возложит священник крови [тельца] пред Господом на роги жертвенника благовонных курений, который в скинии собрания, а остальную кровь тельца выльет к подножию жертвенника всесожжений, который у входа скинии собрания «Изливается остальная кровь у подножия алтаря приношений в первой скинии, и кровь служит образом души. Положил же душу Свою Еммануил не за одну только Церковь из язычников, но и за подзаконных, т. е. израильтян, ибо мы искуплены кровью Христа, все, совокупно, эллины и иудеи» ( Рим.3, 29–30 )» (ibid, стр. 224).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Услышав эти слова, Адам пришел в ужас от того, что дал клятву. Он узнал, что это козни сатаны, и, возвратившись в пещеру, постился и молился в продолжение 40 дней и ночей, прося Бога о помиловании. Бог простил Адама; но сатана не оставил его в покое и употребил новую хитрость для его обольщения. Однажды Адам и Ева сидели на берегу моря, наслаждаясь им. Сатана и десять его слуг приняли на себя образ молодых девушек несравненной красоты; они вышли из воды и, подошедши к Адаму и Еве, сказали: мы хотим видеть лицо Адама и Евы – так ли они красивы, как мы. Удивляясь их красоте, Адам и Ева спросили: разве есть еще другой мир, в котором живут такие прекрасные творения? Да, отвечали молодые девушки, мы составляем часть весьма многочисленного творения. Адам и Ева спросили: от чего вы так размножились? У нас, сказали они, есть мужья, которые женились на нас, и дети, которые растут, и таким образом умножается наше поколение; при этом они позвали своих мужей и детей, которые тотчас вышли из воды; нужно и вам, прибавили они, иметь детей, чтобы продолжить и умножить род свой. Но Адам побоялся оскорбить Бога и вместе с Евою начал молиться, и диавол и его слуги скрылись в море. Возвратившись в пещеру, Адам и Ева всю ночь не переставали молиться, чтобы Бог открыл им свою волю и избавил их от обольщений сатаны. Бог сказал им, что они не подвергались бы таким страданиям, если бы не навлекли на себя гнева и не заставили изгнать себя из рая. Он послал к ним тех ангелов, которые прежде принесли из рая золото, ладан и мирру. Ангелы сказали Адаму: возьми золото и дай его Еве, как невесте подарок, и заключи с ней договор, и дай ей ладан, как брачный дар. Адам взял золото и положил ей в полу платья, и они заключили договор ударив друг друга по рукам. В продолжение сорока дней ангелы велели им поститься и молиться и потом совершить брак. Это случилось спустя 223 дня или 7 месяцев и 13 дней после того, как они были изгнаны из рая. 382 Далее в книге говорится, что Адам и Ева обрабатывали землю, чтобы удовлетворить своим потребностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Глава 74 – Мы знаем, что ты привел их для нас и по нашей просьбе, – сказал Трифон. Но касательно псалма Давида, который сейчас приведен тобою, я думаю, что ни к кому другому нельзя отнести его, как к Отцу, сотворившему небо и землю; а ты утверждаешь, что он относится к тому Страдальцу, Который, как ты стараешься доказать, есть Христос. – Обратите внимание, прошу вас, – отвечал я, – когда я приведу вам изречение, сказанное Духом Святым в этом псалме; вы тогда увидите, что и я говорю неошибочно, и вы не совсем еще обольщены: таким образом вы можете сами собою понять и многое другое из изречений Святого Духа. «Пойте Господу песнь новую, пойте Господу вся земля. Пойте Господу и благословляйте имя Его; изо дня в день благовестите спасение Его, между всеми людьми чудеса Его». Здесь Дух Святый повелевает, чтобы не переставали петь Богу и Отцу всего люди со всей земли, познавшие это спасительное таинство, т.е. страдание Христа, которым Он спас их; потому что они знают, что славен, страшен и есть Творец неба и земли, Соделавший это спасение рода человеческого, именно того, Который после распятия и страдания удостоен Богом царствовать над всею землею 223 ... земли, в которую он входит, и «оставят Меня и разрушат завет Мой, который Я установил с ними в тот день. И Я оставлю их и отвращу лице Мое от них; и будет разорение и найдет на него много несчастий и скорбей он скажет в тот день: оттого, что нет Господа моего с нами, нашли на меня эти несчастия. А Я непременно отвращу лице Мое от них в тот день за все беззакония, какие они сделали, ибо удалились к чужим богам» 224 . Глава 75 – И когда Даниил говорит, что принимающий вечное царство «подобен сыну человеческому», то не на это ли самое он намекает? Ибо слова: «как сын человеческий», показывают, что Он явился и сделался человеком, но не от семени человеческого. И когда называет Его «камнем. оторвавшимся без рук», он таинственно изображает то же самое, потому что слова: «оторвавшийся без рук», показывают, что Он произведение не человеческое, но воли Отца всего Бога, который произвел Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

221. Авва Макарий Великий однажды в Скиту, распуская собрание, сказал братиям: «Бегите, братия!» Один из старцев сказал ему: «Куда же мы побежим из этой пустыни?» Авва, положив перст на уста, сказал: «Сего бегите!» Потом вошел в келью свою, запер дверь и сидел. 222. Авва Макарий говорил: «Если ты, делая кому-либо выговор, приходишь в гнев, то удовлетворяешь своей страсти. Таким образом ты, не спасая других, губишь себя». 223. Некоторые спросили авву Макария: «Как нам должно молиться?» Старец отвечал им: «Не нужно многословить, а должно воздеть руки и говорить: «Господи, как Тебе угодно и как знаешь, помилуй!» Если же нападает искушение: «Господи, помоги!» Он знает, что нам полезно, и поступает с нами милосердно». 224. Авва Макарий говорил: «Если для тебя поношение – как похвала, бедность – как богатство, недостаток – как изобилие, ты не умрешь. Ибо не может быть, чтобы правоверующий и подвизающийся в благочестии впал в нечистоту страстей и демонское обольщение». 225. Брат пришел к авве Макарию Египетскому и говорит ему: «Авва, дай мне наставление, как спастись». Старец сказал ему: «Пойди на кладбище и ругай мертвых». Брат пошел, ругал их и бросал в них камни. Возвратясь, он сказал о том старцу. Старец спрашивал его: «Ничего они не говорили тебе?» «Ничего», – отвечал он. Старец еще сказал ему: «Завтра пойди опять на кладбище и хвали их». Брат пошел и хвалил мертвых, говоря: «Апостолы, святые, праведные!» Потом пришел к старцу и сказал: «Я восхвалил их». Старец спросил: «Ничего не отвечали они тебе?» Брат сказал: «Ничего». Старец говорит ему: «Видишь, сколько ты ни поносил их, они ничего не отвечали тебе, и сколько ни хвалил их, ничего не сказали тебе. Так и ты, если хочешь спастись – будь мертв; подобно мертвым, не думай ни об обидах от людей, ни о славе людской; и можешь спастись». 226. Авва Макарий, однажды проходя с братиями через Египет, услышал слово отрока, который говорил своей матери: «Матушка, один богач любит меня, а я ненавижу его, а такой-то бедный ненавидит меня, а я люблю его». Услышав это, авва Макарий удивился. Братия говорят ему: «Что значат эти слова, что ты, отец, удивился?» Старец отвечает им: «Истинно, Господь наш богат и любит нас и мы не хотим слушать Его; а враг наш диавол беден и ненавидит нас и мы любим скверны его!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Тот был «благочестивым и боящимся Бога со всем домом своим», и, поскольку он «творил много милостыни народу и всегда молился Богу», явился ему «в видении ясно около девятого часа дня ангел Божий, который вошел к нему и сказал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память о тебе пред Богом. Итак, пошли в Иоппию людей и призови Симона, называемого Петром, он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море» 218 . Видишь, как хорошо говорил я, что нам требуется многое бдение и большое тщание, чтобы найти истинного ученика Христова? Смотри, чтó говорит Писание: «Корнилий, муж благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим» 219 . Ведь он сделал боящимися Бога не только сам себя, но и всех домашних своих, а «это хорошо и угодно пред Богом» 220 , когда кто-то заботиться не о своей пользе, но и всех, кто с ним 221 . Он исполнял апостольские постановления еще до того, как был научен апостолами, ибо [Павел] говорит: «Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого» 222 . Он творил много милостыни, молясь Богу днем и ночью, явно исполняя прежде, чем уверовал в Бога, сию заповедь Владыки нашего и Бога, гласящую: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» 223 , и: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» 224 . Видишь, как неверующий, язычник, никогда не слышавший слова Божьего, прилежно исполнял [заповеди] евангельские даже до того, как был научен другим [человеком]? Он просил посредством благочестия – и получил, требовал посредством милостыни – и обрел, стучал посредством поста и молитвы – и отверзлось ему. " Пошли, – говорит [ангел], – в Иоппию и пошли за Симоном, называемым Петром. – О, чудесный дар; о, необычайное благодеяние! – Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море» 225 . Видишь, что ангел поведал ему не только имя его, но и [имя] принявшего его, и место, куда он пришел? Ангел поступил так, чтобы Корнилий не обманулся и не позвал вместо Петра кого-то другого и не наткнулся на волка вместо пастыря 226 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Человек, как и весь мир, создан сообразно с волей Божией. Поэтому, когда человек, победив в себе грех , при благодатной помощи, безусловно выполняет волю Божию, тогда он живет в гармоническом согласии со всем творением и действует в нем свободно: «хождах в широте, яко заповеди Твоя взысках», говорит псалмопевец ( Пс.118:45 ). Тогда, замечает преосв. Феофан: «как птица, вырвавшись из тенет, радостно взлетает и реет в нестесняющем пространстве воздуха, так и душа, исторгшись из уз греха и страстей, начинает отрадно действовать в безграничной области воли Божией» 223 . Напротив, когда человек поступает вопреки воле Божией, тогда его свобода на каждом шагу подвергается в своем проявлении стеснению как со стороны его самого, так и со стороны окружающего его мира: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое», учит ап. Павел ( Рим.2:9 ) 224 . IX. Внутренний, или естественный, нравственный закон Понятие о естественном нравственном законе. Отличие его от законов природы. Основание и сущность естественного нравственного закона в воле Божией. Действительное бытие этого закона, его происхождение и достоинство Кроме способности определять себя к деятельности, выбирать, решать, или свободной воли, в основе нашей нравственной жизни, как мы знаем, лежит еще присущее нам сознание того, что должно и чего не должно делать, или, что то же, внутренний нравственный закон, который полагает для нашей свободы различие между добром и злом и необходимо побуждает ее следовать только доброму и избегать злого ( Рим.2:14 ). «По учению ап. Павла, пишет один из авторитетных западных богословов, Творец сознание о добре и зле внушил всем людям, даже и тем, которые не имели понятия об Откровении, не знали писанного закона. По этому написанному в их совести закону они будут и судимы в день суда» 225 . Апостол именно говорит: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» ( Рим.2:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Из всего эпистолярного наследия прп. Феодора наиболее употребительны следующие цитаты: ( 2Тим.2:3 ) – «Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» – 23 раза 218 ; ( Мф.5:10 ) – «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» – 20 раз 219 ; и по 17 раз: ( Евр.11:38 ) – «...те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» и ( 1Тим.3:15 ) – «…чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» . Первые три фразы отражают горячее стремление преподобного к царству Солнца Правды, путем исполнения Слова Божия («правды»), через отречение от мира («скитания») и страдания, подражанием и служением (в соработничестве – «воин Христов») Христу. Это указывает на то, что в отстаивании своих убеждений преподобный исходил из Евангельского призыва к совершенной Любви ( Мф.19:21 ; Ин.17:23 ). Четвертая фраза 222 служит указанием на пристальное внимание преподобного к евхаристическому собранию, как источнику опытного познания Истины. Исходя из вышеприведенных примеров, можно заключить о глубоком сопереживании Божественного Откровения святым игуменом. При этом прп. Феодор очевидно строго придерживается рамок святоотеческой традиции. Из святых отцов более часто прп. Феодор цитирует: Василия Великого – 123 ссылок 223 . Григория Богослова – 40 ссылок . Деонисия Ареопагита – 34 ссылок 225 . Иоанна Златоуста – 14 ссылок . Частое упоминание именно этих отцов указывает на необходимость укоренить свою богословскую позицию в той части святоотеческого Предания, которое было более авторитетно и которое более оспаривалось (иконоборцы из тех же отцов предлагали аналогичные цитаты и свои комментарии к ним) 227 . Когда речь шла об интерпретации высказываний святых отцов, прп. Феодор предлагал всегда учитывать исторический и богословский контекст. Например, разбирая спорное место из творений Златоуста, Студийский игумен пишет: «Изречение Златоуста...надобно принимать не просто, но узнав, с кем беседуя он сказал это; ибо в беседах должно обращать внимание и на время, и на лице, и на образ речи: время (χρνον), потому что не одно и то же заповедано и древним и находящимся под благодатию; лице (πρσωπον), потому что иное свойственно еретику, а иное православному; образ речи (τρπον), потому что не одно и то же – говорить догматически (δογματικς διαλγεσθαι) и предлагать простейшую речь (πλοκτερον τν λγον)» , – из этих слов видно, что святоотеческое наследие не было для прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010