Литература . Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 207–217, 244–246; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 217–220, 222–223. Вопрос 49. Члены Церкви (1Кор.12:13). Состав Церкви: паства и богоучрежденная иерархия, ее степени, взаимные отношения степеней церковной иерархии (Ин.20:21–23; Лк.10:16; Еф.4:11; Деян.14:23, 20:28; Евр.13:17; 1Фес.5:12–13; Тит.1:5) Ответ. В «Послании Патриархов православной кафолической Церкви о православной вере», чл. 11, говорится: «Веруем, что члены кафолической Церкви суть все, и притом одни верные, т. е. несомненно исповедующие чистую веру Спасителя Христа (которую прияли мы от Самого Христа, от апостолов и святых Вселенских Соборов), хотя бы некоторые из них и были подвержены различным грехам. Ибо если бы верные, но согрешившие, не были членами Церкви, то не подлежали бы ее суду. Но она судит их, призывает к покаянию и ведет на путь спасительных заповедей; а потому, несмотря на то, что подвергаются грехам, они остаются и признаются членами кафолической Церкви, только бы не сделались отступниками и держались кафолической и православной веры». К Церкви Христовой принадлежат все православные верующие, не только праведники, но и грешники, ибо Сам Господь уподобил Церковь Свою полю, на котором по воле домовладыки купно растут до жатвы и пшеница и плевелы ( Мф.13:24 ), и стаду, в котором находятся и овцы, и козлища ( Мф.25:33 ). «А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении» ( 2Тим.2:20 ). Но есть предел, который если преступят грешники, то или «видимым действием церковной власти или невидимым действием суда Божия как мертвые члены отсекаются от тела Церкви» («Пространный катихизис»). К Церкви Христовой не принадлежат: а) отступники от христианской веры, которые совершенно отвергшись ее, снова сделались язычниками или иноверцами, – «наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет» ( Евр.10:29 );

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

32 Отнюдь не претендуя на сколько-нибудь полное и систематическое исследование роли архитектуры и иконографии как монументального способа выражения основ учения о Церкви на Руси до XVII века, я лишь попытаюсь наметить некоторые штрихи к такому исследованию. 38 Растительный орнамент на стенах снаружи и внутри храма не редкость в древних храмах. Например, в росписи Дмитриевского собора во Владимире видны целые вертограды с роскошными деревьями, цветами, плодами и птицами. 40 Убив Христа, иудеи ранее римлян разрушили тем самым и храм Иерусалимский в его мистической сути. Воскреснув в третий день от мертвых, Христос воздвигнул в Себе Самом истинный Новый храм – Церковь . (П. Флоренский. Указ. соч., с. 144–145). 41 На стенах этого собора изображены фантастические звери, которые играют или дерутся. Есть сцены и кровавые, которым давали различные объяснения (см.: Н.В.Покровский. Цит. соч., с.223–227). Конечно, на стены храма эти изображения попали не случайно. Достаточно вспомнить, что прп.Герасиму в пустыне служил лев, к прпп. Сергию и Серафиму приходили медведи и мирно кормились из рук святых. Эти факты говорят о должном отношении человека к животным. В Церкви человек становится святым, а через него, в мире с ним, и вся тварь преображается и возносится к Богу. «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим. 8:19–22 ). Следовательно, когда зверь раздирает зверя, то это происходит по вине греха человека. Человек поставлен над всем животным миром и ответствен за него пред Богом. Велика вина человека пред всем живым, но она искупается той бескровной Жертвой, которая приносится в храме Христом Спасителем о всех и за вся. Кровавые сцены на стенах собора указывают на единую Жертву, Которой все искупается. Этому искуплению радуются и звери. Вся композиция обронных украшений этого храма, возможно, есть иллюстрация к приведенному тексту Послания ап. Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Для исполнения своего апостольского назначения Церковь и по самому своему существу всегда должна быть именно таковою, какой она была при апостолах. Все существенное, чем обладала Церковь при апостолах, должно охраняться в ней до скончания века. Во-первых, должно сохраняться в Церкви переданное апостолами учение или апостольское Предание. Символ веры , называя Церковь апостольской, «научает твердо держаться учения и преданий апостольских и удаляться от такого учения и таких учителей, которые не утверждаются на учении апостолов». «Братие, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Сол.1:15 ). «Держитесь образца здравого учения, которое ты слышал от меня» ( 2Тим.1:13 ). «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» ( Тит.1:10 ). Во-вторых, должны сохраняться благодатные дары Духа Святого, которые Церковь в лице апостолов получила в день Пятидесятницы. Это преемство даров Святого Духа передается через священное рукоположение, поэтому вторая сторона апостольской Церкви – это непрерывное преемство от апостолов богоучрежденной иерархии, которая верна апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в основах церковного устройства. Церковная иерархия или священноначалие ведет свое начало «от Самого Иисуса Христа и от сошествия на апостолов Святого Духа и с тех пор непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в таинстве Священства» 223 . В день Своего Воскресения из мертвых Господь, дунув на учеников, сказал им: «Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Ин.13:23 ). Эти слова Спасителя можно рассматривать как поставление апостолов на служение и как дарование Церкви в лице Двенадцати даров Духа Святого, необходимых для совершения священнодействий. Установленное Господом церковное служение актуализировалось в день Пятидесятницы, ибо только после сошествия Святого Духа на апостолов стало возможным совершение таинств. О богоустановленности иерархического служения свидетельствует апостол. Павел: «Он (Христос) поставил одних апостолами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения» ( Еф.1:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Так что, кто хочет, тот покорствует Богу и идет путем правды, а кто не хочет, тому никто не возбраняет идти путем неправды. 219 Но зачем, спрашивают, Творец дал человеку возможность зла? Разве не мог Он дать свободу без этой гибельной возможности? «Те, которые обвиняют Бога, – отвечает на это епископ Немезий, – в том, что Он не создал человека невосприимчивым ни к какому пороку, а дал ему свободную волю, незаметно для самих себя обвиняют Бога за то, что Он создал человека разумным, а не неразумным». 220 И св. Василий Великий , как бы дополняя его, говорит, что «в самом устройстве нашем не дано нам безгрешности потому же, почему и ты не тогда признаешь служителей исправными, когда держишь их связанными, но когда видишь, что добровольно выполняют перед тобой обязанности. Поэтому и Богу угодно не вынужденное, но совершаемое добродетельно. Добродетель же происходит от произволения, а не от необходимости; а произволение зависит от того, что в нас; и что в нас, то свободно». 221 Порицающие Творца в том, что Он не дал человеку возможности не грешить, показывают этим, что они предпочитают природе разумной и самовластной природу неразумную и не имеющую никаких стремлений. Высокое и существенное достояние человеческого духа – в его свободе. Впрочем, свободой одарен не только человек. Свободой одарены и ангелы и демоны, вследствие того, что разумны, хотя и имеют различное направление воли. Как ангелы, так и демоны созданы были Творцом по природе добрыми, но как первые остались неизменными в добре по произволению, так и последние получили лукавство по своей свободной воле. 222 В чем состоит свобода? Она «состоит в том, чтобы располагать действиями без всякого насилия и увлечения со вне или изнутри прямо от лица». 223 Отличительный ее признак – непринужденность. Существо свободное не может быть понуждаемо и делать что-либо против своей воли. Душа во всяком деле решает сама и даже Бог не связывает свободы души: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас, ибо уста Господни говорят так» ( Ис. 1:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

О чистоте семейной жизни, семейного очага, Спаситель говорил: «Вы слышали, что сказано древним, не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5:27–28 ). Отсюда чистота сердца делает расторжение брака делом невозможным (ст. 31–32). Такую чистоту и святость брака, выходя из мысли Христа, раскрывает ап. Павел. Брачный союз мужа и жены он ставит в параллель единения Христа с Церковью , выше и святее которого ничего нельзя представить на земле (Еф., 5 гл.). И этот образ брачного союза Христа с Церковью еще раньше ап. Павла был выставлен Предтечей Христа ( Ин.3:28–29 ). Отсюда неприкосновенность брака ограждается положительною заповедью апостола: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно» ( Евр.13:4 ). Что же касается Магомета, то он дозволяет многоженство (4, 128; 4:3), разрешает пленных женщин превращать в наложниц (4:28), поощряет распутство в брачной жизни: «На вас не будет греха, если вы согласитесь между собою на что-либо сверх узаконения» (4:28), предписывает делать побои женам (4:38), держать их в заключении в своем доме до самой смерти (4:19), пользоваться беззащитностью сирот: «если боитесь, что не соблюдете справедливости в отношении сирот, то женитесь на сиротах женского пола, как скоро они нравятся вам, – на двух, на трех, на четырех, а если боитесь, что не можете равно быть правдивыми ко всем им, то – только на одной, или на той, которой завладели руки ваши (опять насилие!), в этом более удобства не уклоняться от справедливости» (4:3). Жены, по Магомету, имеют только одно предназначение – удовлетворять гнусной страсти мужа: «Жены ваши – нивы для вас, ходите на ниву вашу, когда ни захотите» (2:223). «Мужчины выше жен степенью своего достоинства», «Если вы опасаетесь, что оба не исполните уставов Божиих, то на вас обоих не будет греха, если она за себя даст ему выкуп» (2:229). «Кто из вас умрет и оставит супруг, они переждут для себя четыре месяца и десять дней. Когда достигнут указанного для них срока, тогда не будет на вас греха в том, что поступят они с собою добровольно. Бог ведает ваши поступки» (2:234).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

11 . Итак, слушай, возлюбленный, о любви, которая согласна с этими двумя заповедями. Когда пришёл наш Жизнодавец, то показал Он усердие в любви, так говоря Своим ученикам: Это заповедь Моя – да любите друг друга 215 . И ещё Он сказал им: Заповедь новую Я даю вам: да любите друг друга 216 . И ещё, являя любовь, так наставлял их: Любите врагов ваших, и благословляйте того, кто проклинает вас, и молитесь о тех, кто вредит вам и преследует вас 217 . И ещё следующее Он сказал им: Если будете любить любящего вас – какая вам награда? Ибо если ты любишь любящего тебя, то и язычники делают так. Они любят того, кто любит их 218 . Ещё сказал наш Жизнодавец: Если вы делаете добро тому, кто и с вами поступает хорошо – какая вам награда, ибо и мытари, и грешники делают так. Но раз вы называетесь сынами Бога небесного, то будьте подобны Ему, ибо Он благ и к неблагодарным 219 . Ещё сказал наш Спаситель: Прощайте, и будет прощено вам, отпускайте, и отпустят вам, давайте, и будет дано вам 220 . И ещё Он сказал, устрашая нас: Если вы не будете прощать людям их прегрешения, в которых они прегрешают вам, то и Отец, не простит вам 221 . И поэтому так предупреждал Он и говорил: Если прегрешит тебе брат твой – прости ему. Даже если семь раз прегрешит тебе за один день – прости ему 222 . 12 . И когда услышал Симон Кифа это слово, то сказал —62— он Господу нашему: Сколько раз прощать мне, если прегрешит мне брат мой, семь ли раз? Сказал ему Господь наш: Не только семь, но семьдесят раз по семь 223 . Даже если четыреста девяносто раз прегрешит он тебе в течение одного дня, ты прости ему и уподобься Отцу твоему благому, Который продлевал прощение Своё Иерусалиму. Ибо Он, уведя сыновей Израиля в плен вавилонский, наказывал их там семьдесят лет. А когда явилась милость Его, то собрал Он их в землю их рукою Ездры книжника, и продлевал им прощение, в половину дня Своего – семьдесят седмин лет, [что составляет] четыреста девяносто лет. Когда же они отринули кровь неповинную, то уже не смиловался Он над Иерусалимом, но предал его в руку врагов его. И они искоренили его и не оставили в нём камня на камне, и не оставили оснований [даже дома] Господня. Но не говорил Он им – [этим] сынам Эдома – что воздастся им воздаяние, потому что не кричали они об Иерусалиме: обнажайте, обнажайте до оснований его 224 , но Бог половину дня Своего прощая и терпя грехи их четыреста девяносто лет, затем Сам искореняет даже Иерусалим и предаёт его в руку чужеземцев. И так заповедал им наш Жизнодавец: да простит человек брату своему четыреста девяносто раз в течение одного дня.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Так возлюбил Бог мир, т. е. бесконечной, превосходящею всякий разум любовью: ибо дал бесконечную жертву за грехи наши – Сына Своего, сопрестольного Ему, Богу Отцу, собезначального, соестественного. О, любовь Божия чудная, преславная, пресладкая, вечная! Если бы в жертву за наши грехи не дал Бог Сына Своего, – то весь мир пошел бы в муку вечную, и никто бы не спасся. Все спасенные спаслись кровью и смертью Сына Божия, все оправданы Его благодатью; святые стали святы Его святостью, правдою, умудрены Его премудростью, укреплены Его силою, украсились Его нетленною красотой, достигли нетления Его нетлением; все спасающиеся ныне, спасаются только кровью Сына Божия, или водою и кровью прободенного ребра Его: истекли кровь и вода, означающая два таинства: крещение и причащение; ибо без крещения и причащения никто не спасется, – конечно, и без покаяния и других таинств. Сам Господь говорит: покайтеся, аще не покаетеся, вси погибнете 219 ; если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни: ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день 220 . – Иже веру имет и крестится, спасен будет 221 . Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, говорится ранее в Евангелии, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него 222 . Но как же мы читаем в Символе Веры : верую в Господа, паки грядущего со славою судити живым и мертвым; а в Евангелии говорится, что Бог Отец отдай весь суд Сыну 223 . В нынешнем Евангелии говорится о первом пришествии Сына Божия – для спасения мира, а в Символе Веры говорится о втором Его пришествии; в первый раз Господь приходил спасти мир, а вторично придет уже судить мир. – И ныне, действительно, всякий желающий спасения может быть спасен чрез Сына Божия, а если теперь, во время земной жизни при таком изобилии благодати, при таких верных и всесильных средствах ко спасению, человек вознерадит о спасении и будет жить нераскаянно и бесстрашно, то по смерти и на страшном суде Христовом ему будет суд без милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

иеромонах Иов (Гумеров) Коринфяне, к которым обращено послание, были эллинами. В греческой культуре выше всего ценилась мудрость, но она была лишена благодати Святого Духа и имела своим источником только ограниченный человеческий разум. Такая горделивая мудрость ничтожна в очах Божиих. Святой апостол в рассматриваемом стихе цитирует книгу Иова: «Он [Бог] уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным» ( Иов. 5:13 . По словам псалмопевца, «Господь знает мысли человеческие, что они суетны» ( Пс. 93:11 . Именно это имел ввиду апостол Павел, говоря, что «мудрость мира сего есть безумие пред Богом». Христиане противопоставляют ей подлинную мудрость, которая не только просвещает ум, но преображает всего человека: «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» ( Иак. 3:17 . Как узнать – достойно ли я исповедал свои грехи или нет? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Вся святоотеческая аскетическая литература проникнута простой и ясной мыслью: если мы искренне исповедали Богу свои грехи, то Господь нам их простил . «А о грехах, сделанных прежде, о коих ты упоминаешь, замечу: если сохранишь мою заповедь о Христе Иисусе, то веруй несомненно, что Господь простил их тебе и что ты как бы теперь только родился через покаяние, принесенное тобою Богу» (Преподобные Варсануфий Великий и Иоанн, Руководство к духовной жизни. Ответ 223). Память о грехах естественна. Но если мы соединяем покаяние с верой в милосердие Божие, то неизбежное чувство вины перед Господом становится источником постоянного благодарения Бога. «Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил» ( Лк.7:41–43 ). Что означает пророчество Иезекииля гл.37, стихи 16–22. О каких народах в религиозном плане идет речь?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

О воскресении Христа апостол Петр приводит слова псалма 15: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления» ( Деян. 2:27 ). 218. Есть ли в Священном Писании указания на то, что Спаситель должен воскреснуть в третий день? В Ветхом Завете есть указание на то, что Иисусу Христу надлежало воскреснуть именно в третий день. Образ этого дан пророком Ионой: «И был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи» ( Иона 2:1 ). 219. Каким образом люди узнали, что Иисус Христос воскрес? Воины, сторожившие гроб, с ужасом узнали о воскресении Христа, когда Ангел Господень отвалил камень, которым был закрыт Его гроб, и при этом произошло великое землетрясение; ангелы возвестили о воскресении Христа Марии Магдалине и некоторым другим; Сам Иисус Христос в день воскресения Своего явился многим: мироносицам, апостолу Петру, двум ученикам, шедшим в Еммаус, и, наконец, всем апостолам в доме, двери которого были закрыты. Потом Он многократно являлся им в продолжение сорока дней; в один из дней Он явился более чем пятистам верных вместе ( 1Кор. 15:6 ). 220. Почему Иисус Христос после воскресения являлся апостолам в течение сорока дней? Иисус Христос по воскресении Своем являлся апостолам в течение сорока дней для того, чтобы продолжать учить их тайнам царства Божия ( Деян. 1:3 ). О шестом члене Символа веры 221. Откуда взято указание Символа Веры на вознесение Господа? Указание на вознесение Господа заимствовано из следующих слов Священного Писания: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Еф. 4:10 ). «Мы имеем такового Первосвященника, Который возсел одесную престола величия на небесах» ( Евр. 8:1 ). 222. Божеством или человечеством вознёсся Иисус Христос на небеса? Иисус Христос вознёсся на небеса человечеством, а Божеством Он всегда пребывал и пребывает на небесах. 223. Как надо понимать слова «сидит одесную Отца»? Сказано, что Иисус Христос сидит одесную Отца (т. е., по правую руку, рядом). Однако Бог вездесущ. Эти слова следует понимать духовно: Иисус Христос имеет одинаковое могущество с Богом Отцом. О седьмом члене Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Да радуется 220 небо и да веселится 221 земля, ибо по обетованию родилось на земле Божие небо 222 , сия Богоневестная. Неплодная питает грудью 223 младенца 224 Марию и радуется (этому) рождеству Иоаким, говоря: у меня родился из корня Давидова жезл 225 , из которого произрос цвет Христос. Это, действительно, чудо необыкновенное 226 . Слава и ныне, глас тойже 227 Обновися Адаме, радуйся Ево, веселися Давиде, благодушествуй Анно: ибо Мати Зиждителя твоего раждается преславно, ликует обновльшися вся земля, и радуется одеяна во одежду. Всяк язык ликуя да вопиет Марии: блажен дом Давидов, яко питает Питательницу Жи " зни нашея. Обновись, Адам; радуйся, Ева; веселись, Давид; благодушествуй Анна 228 , ибо преславно рождается Мать Создателя твоего; ликует 229 , обновившись, земля и радуется облеченная в одежду 230 ; всякий народ 231 , ликуя, да восклицает Марии: блажен дом Давидов, что питает Питательницу Жизни нашей 232 . Евангелие Лк. 1:39–49, 56 (зачало 4) Во дни оны, воставши Мариам иде в горняя со тщанием во град Иудов, и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет. И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея. И исполнися Ду " ха Свята Елисавет, и возопи гласом велиим, и рече: благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего. И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? Се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем. И блаженна веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа. И рече Мариам: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди, яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребысть же Мариам с нею яко три месяцы и возвратися в дом Свой. В те дни Мария с поспешностью пошла в нагорную страну 235 , в город Иудин 236 , и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл 237 младенец в чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна уверовавшая, потому что совершится 238 сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой 239 о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды: что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребыла же Мария с ней около трех месяцев и возвратилась в дом Свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010