Осудив, т. о., болезненную тягу к богатству, Екклесиаст не запрещает само владение им: «...если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это - дар Божий» (Еккл 5. 18). Людям следует «наслаждаться добром во всех трудах своих» (Еккл 5. 17), не заботясь о грядущем, т. к. именно эта их забота «о неопределенном будущем не дает им радоваться тому, что они уже имеют» ( Seow. 1997. P. 223). Екклесиаст продолжает свои рассуждения, говоря о зле, к-рое он «видел... под солнцем» (Еккл 6. 1); это зло и «тяжкий недуг» состоит в том, что человек, к-рому «Бог дает... богатство и имущество и славу» лишен возможности пользоваться всем этим (Еккл 6. 2). Здесь не уточняется причина, почему человек не может пользоваться своим имуществом, «можно только догадываться, имеет ли автор в виду экономические лишения или телесные и душевные недуги» ( Seow. 1997. P. 225). В любом случае Екклесиаст, по-видимому, считает, что «само по себе богатство не имеет никакой ценности» ( Krüger. 2004. P. 125), важна лишь возможность пользоваться им, а этой возможности Бог всегда может человека лишить. Слова о том, что «выкидыш счастливее» такого человека (Еккл 6. 3), являются, возможно, аллюзией на слова прав. Иова , потерявшего и богатство, и семью (Иов 3. 16). Продолжая эту тему, Екклесиаст признает «преимущество мудрого перед глупым... бедняка, умеющего ходить перед живущими» (Еккл 6. 8); речь опять идет о том же: «...в то время как богатый скупец... избегает людей, мудрый наслаждается общением с людьми, менее всего думая о приумножении богатства» ( Мышцын. 1908. С. 23). Продолжая рассуждения, Екклесиаст задает неск. риторических вопросов, показывающих недостаточность человеческого познания и ненадежность существования: «...это - человек, и... он не может препираться с тем, кто сильнее его» (Еккл 6. 10); «...кто знает, что хорошо для человека в жизни...» (Еккл 6. 12). Здесь же утверждается предопределенность всех вещей Богом и невозможность для человека изменить ход событий: «Что существует, тому уже наречено имя...» (Еккл 6. 10).

http://pravenc.ru/text/189649.html

В-третьих, изображение Иеговы, введенное художником в круг предметов обыденной жизни, необходимо должно было сделаться предметом ложного богопочитания и заставило бы забыть о его Первообразе. Поэтому-то Богу и неугодно было открыть Себя всему народу в видимом образе. В 5 и 6 стихах, чтобы побудить к точному исполнению заповеданного, Бог изрекает угрозу и обетование: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня... Бог ревнитель не терпит, когда слава, Ему одному принадлежащая, переносится на предметы тварные, недостойные поклонения, и потому строго карает ослушников: гнев Его простирается не только на преступников лично, но и на потомство их в третьем и четвертом поколении. Издавна толкователей занимал вопрос: не противоречат ли эти слова законам Божественной правды? могут ли дети страдать за проступки отцов? Предложено было несколько попыток истолкования в примирительном направлении... ( Исх.34:7 ; Чис.14:18 ; ср. Иер.32:18 ). 223 Идея искупления и вменяемости. – Ответственность детей за грехи отцов составляет самое общее убеждение не только Еврейского народа,но и других народов древности. – Идея рода, значение личности. – Еврейство и христианство (душа и мир весь). В Свящ. Писании есть и изречения, и факты, подтверждающие это с совершенной ясностью. Лев.10:6 : Аарону же и Елеазару и Ифамару, сынам его, Моисей сказал: голов ваших не обнажайте и одежд ваших не раздирайте, чтобы вам не умереть и не навести гнева на все общество. Чис.1:53 : левиты должны становиться станом около скинии свидения, чтобы не было гнева на общество сынов Изр. 2Сам.24 – перепись Давида. 1Сам.2:30–36 : наказание дома Илия – печальный, нищенский жребий всех его потомков. 2Сам.3:29 : Давид, по поводу убийства Авенира Иоавом, говорит: пусть кровь Авенира падет на голову Иоава и на весь дом отца его... За вину Гиезия Елисей, по 2Цар.5:27 , изрекает ему такой приговор: пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. Закон мздовоздаяния, выраженный в этих фактах, имел применение и в отдельных случаях юридической практики. Нав.7:24–26 – казнь Ахана (побиты камнями и сожжены огнем не только сыновья и дочери преступника, но и весь скот, принадлежавший ему); 2Сам.21,1–9 ) – месть Гаваонитян за недоброжелательство к ним Саула (Давид выдал им семь человек из потомков Саула, и Гаваонитяне повесили их (на солнце) на горе пред Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Вот промыслительное значение того, что совершается ныне пред глазами нашими среди язычников и иудеев». И еще отцы: «По принятии же проповеди язычниками, уверуют и они, когда придет великий Илия и возвестит им учение веры. Сие и Господь изрек в Святом Евангелии: Илия «приидет и устроит вся» (ср.: Мф. 17:11 )» 223 . «Ослеплением поражены иудеи только на время, и из них только те, которые, ревнуя о законе, не увидели, что обетованные Богом блага пришли во Иисусе Христе Господе и возвещаются. Так они ослепились неразумною ревностью… Таким преткновением они ослеплены отчасти, чтоб помучились за неверие свое, видя, как язычники с радостью пользуются их неверием и вступают в наследие обетования Авраамова. Когда же войдет полное число язычников, тогда спадет ослепление с очей ума их, и они возмогут уверовать, и уверуют. Дух отступления, наводящий на них слепоту, отступит от сердца их и возвратит свободу доброму произволению их. Неверие их не от зловолия, а от заблуждения: исправятся и спасутся» 224 . Таким образом, Господь, как бы принес в жертву свой собственный народ, чтобы открыть двери спасения для всех племен, народов и языков, новых детей Авраама. Вот это – тайна Израиля. В текстах Ветхого Завета пророчества о Сыне Божием (о Мессии) таинственно переплетены с повествованием об Израиле (еврейском народе). Например: «На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» ( Ос. 11:1 ); и еще: «… так говорит Господь [Бог Еврейский]: Израиль есть сын Мой, первенец Мой» ( Исх. 4:22 ). И еще: «Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?» ( Ис. 45:11 ). Никто да не дерзнет «указывать в деле рук» ( Ис. 45:11 ) Его, Господа, в Его взаимоотношениях с потомками Авраама, Исаака и Иакова. Сегодня мы беседовали о жертвоприношении Исаака, который является иконой Иисуса Христа, особенно когда он, неся древо на своих плечах, восходит на Храмовую гору. И мы знаем, что Сын Божий будет очень почитать это место – святой храм, и в то же время Он предскажет, что камня на камне не останется на этой горе, что все будет разрушено ( Мф. 24:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но когда зван будешь, – пришедши садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подошед, сказал: друг! пересядь выше: тогда будет тебе честь пред сидящими с тобой. Ибо кто возвышает сам себя, тот унизится, а кто унижает сам себя, тот возвысится» 220 . По смыслу заключительных слов к приточной речи Господа, которые произносятся устами Божественного учителя еще два раза, 221 представляется несомненным, что в самой приточной речи Спасителем предлагается не просто обыкновенное правило благоразумной скромности во взаимоотношениях с указанием необходимости его применения, но дается глубочайший урок духовного смирения. Если и в обыкновенных житейских отношениях похваляется смирение, то тем более эта добродетель требуется в нравственном духовном царстве Христовом. С мыслью об этом царстве надо понимать приглашение на брак, о котором говорит привлекшая наше внимание приточная речь Господа. Под именем брака вообще на языке Священного Писания нередко разумеется высшее единение Сына Божия со своим верующим обществом. Как необходимый признак и условие этого единения считается со стороны человека добродетель смирения, о которой между прочим Апостол языков, св. Павел, выражается так: «верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. 222 Обнаруживать добродетель смирения вот то, к чему убеждает Господь через эту притчу тех гостей, коих суетное мечтание о почетных местах доказывало, что они и пред Богом себя оправдывали «Смирение пред Богом, говорит пастор Георг Берман 223 есть в тоже время единственно правильный источник скромности пред людьми: где скромность происходит не из такого смирения, там она весьма сомнительного достоинства». После того, как Спаситель сказал приточную речь ко всем гостям-участникам того обеда, к которому был приглашен Сам, Он высказывает несколько слов, обращаясь к домохозяину, в которых внушает чувство дружеской, милосердной любви к людям незначительным в обществе. Слова эти в настоящем случае, как нередко и в других, увлекли так слушателей, что один из них почти невольно высказал то, что было у него на душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Такое замечание делает новую прибавку к свидетельству евангелистов и очень естественно приводит к мысли, что воины, ругавшиеся над Иисусом, не один раз обнажали и покрывали голову Его терновым венцом, желая этим выразить свое презрение мнимому искателю царского венца. Мрак и землетрясение при смерти Иисуса. Глава 11 «От шестого часа настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. Земля потряслась, камни распались, разверзались гробы мертвых и восстали многие тела праведных 221 , солнце померкло, и завеса церковная разодралась надвое (по середине). В девятом часу Иисус воззвал громким голосом и сказал: «ваддах, ефкид руель» (βαδδαχ φκδ ροελ) 222 , т.е. «Отче, в руки Твои предаю дух Мой». И сие сказав, испустил дух. При виде знамений, иудеи испугались и говорили: «Истинно, человек сей праведен был». Лонгин же сотник, стоявший при кресте, сказал от глубины сердца: «Истинно, это был Сын Божий». И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь». «Сотник, видевший все эти знамения, пришел к Пилату и рассказал ему о них. Пилат ужаснулся, услышавши бывшее, и от страха и скорби не хотел в тот день ни есть, ни пить. Он назначил собрание, и собрался к нему весь синедрион, по окончании мрака. Пилат сказал народу: «Вы видели, как затмилось солнце, какое было землетрясение, истинно, делал я по совести, не желая смерти этого человека». Но злодеи говорили Пилату: «Это обыкновенное затмение солнца». (И Пилат сказал: «Безбожники, так-то рассуждаете вы о том, что истинно? Я не знаю, чтобы когда-нибудь бывал подобный случай, кроме новолуния, а вы вчера пасху ели (в четырнадцатый день месяца) и говорите, что это было обыкновенное солнечное затмение» 223 ). Потом говорят ему: «У нас праздник опресноков с следующего утра, просим тебя перебить распятым голени, чтобы они скорее умерли». Пилат сказал: «Пусть будет так». Воины, посланные им, нашедши двух разбойников живыми, перебили им голени, Иисус же был мертв и потому вовсе не прикоснулись к Нему, один только из воинов пронзил Его в правый бок, из которого тотчас же потекла кровь и вода».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

Отвернемся от недостойного предательского убийства. В стане Евреев мы слышим трубные блестящие звуку победного гимна. Пророчица и Варак пели и пересказывали свои действия. Девора прославляла народ Иеговы, потому что он обнаружил воинский порыв выкупить своею кровью свою свободу. Она славила Бога Израилева, Бога Синая, потому что Он дал своему народу вдохновение героизма и честь победы. «Князи поступали, как князи во Израиле, Народ показал рвение: Прославьте Господа! Слышите цари, внемлите вельможи. Я Господу, я воспою, Бряцаю Господу, Богу Израилеву. Когда выходил Ты, Господи, от Сеира, Когда шел с поля Едомского, Тогда земля тряслась, и небо капало, И облака проливали воду; Горы растаявали от лица Господа, Сей Синай от лица Господа, Бога Израилева» 223 . В упоении торжеством пророчица припоминает прошедшие опасности. Прежде Еврей боялся выходить на равнину и идти по прямой дороге: за ним мог следить взор притеснителя. Леденея от страха, народ Божий скрывался и пробирался по горным тропинкам до тех пор, когда, наконец, Девора на своей груди отогрела Израиля, свое дитя. «Во дни Самегара, сына Анафова 224 , Во дни Иаили 225 , праздны были дороги, И ходившие прежде путями гладкими тогда ходили окольными дорогами. Не было вождей у Израиля, не было, Пока не восстала я, мать в Израиле» 226 . Народ заплатил рабством за неверность своему Богу. Не будучи больше поддерживаем Божественным Духом, он потерял силу, которая бы побуждала его действовать против опасности. Одинокий, он чувствовал себя слабым, он сделался трусом. «Избрали новых богов, От того война у ворот. Виден ли был щит и копье У сорока тысяч Израиля?» 227 Пророчица была строга, даже сурова в тот час, когда Израиль омыл стад своего прошедшего. Она, казалось, замечала это сама и с деликатностью, свойственной душам мужественным, она с энтузиазмом выражает свою любовь и свое удивление начальникам, которые вели Израиля на путь победы: «Сердце мое к вам, начальника Израилевы! К народу, показавшему рвение!» Но послушайте, кому она приписывает превозносимую ею силу:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Ведь на небе явилось даже особое знамение свыше: померкло солнце, были также и другие чудеса, которые показывали, что Распятый имел что-то Божественное и то, что возвышало Его над людьми. XXXVI. Цельс далее спрашивает: «Что же, – говорит он, – кровь, которая истекла из тела Распятого, была ли похожа на ту, что Течет из священного тела богов? 223 " Цельс, конечно, фиглярствует; мы же на основании серьезного повествования Евангелия, даже вопреки желанию Цельса, можем показать, что из тела Иисусова истекла не такая баснословная кровь, какую изображает Гомер; напротив, когда Иисус был уже мертв, «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» ( Иоан. 19:34–35 ). В прочих мертвых телах кровь обыкновенно застывает и чистая вода не течет; мертвое же тело Иисуса представляло удивительную особенность: даже из ребер мертвого тела, оказалось, истекла кровь и вода. Если даже Цельс, с целью унизить Иисуса и христиан, одновременно с приведением из Евангелия неправильно истолкованных свидетельств и умолчанием о фактах, доказывающих Божество Иисуса, желает выслушать и о знамениях свыше, то пусть он прочтет Евангелие и посмотрит, что «сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» ( Мф. 27:54 ). XXXVII. После этого выбирая из Евангелия только те выражения, которые, по его суждению, дают основание к возражению, Цельс вменяет Иисусу в вину даже и то, что «Он с жадностью набросился пить желчь и уксус и таким образом не пересилил Своей жажды, хотя любой человек часто бывает в состоянии ее пересилить.» Это место можно, собственно, понимать и в иносказательном смысле, но в данном случае на сделанное возражение мы намерены дать обычный (κοινοτρας) ответ, что еще пророки предсказали об этом событии. Так в 68 Псалме в уста Христа влагаются следующие слова: «и дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» ( Пс. 68:22 ). И пусть скажут иудеи, кто же это такой, который говорит так в пророчестве; пусть они из истории укажут нам того, кто взял «в уста» свои «желчь» и которого «напоили уксусом?» Они, конечно, постараются возразить, что эти слова относятся к Мессии, пришествие Которого они ожидают; но мы спросим их: что же препятствует считать это предсказание уже исполнившимся? А этого пророчества, которое было дано за столько времени раньше, равным образом и всех остальных предсказаний, которые мы находим у пророков, совершенно достаточно для того, чтобы всякого беспристрастного исследователя привести к убеждению, что Иисус есть Христос 224 и Сын Божий, Которого возвестили пророки.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

С вознесением Господа нашего Иисуса Христа на небо святой Афанасий соединяет то значение, что Спаситель взошел на небеса Своей плотью ради нас, как наш Предтеча (2, 230), чтобы этим восшествием открыть нам путь на небо (1,223). Как ад разрушил Христос Спаситель Своим нисшествием в него, как смерть победил Своим славным воскресением, так торжественным Своим вознесением с воспринятым человеческим естеством уничтожил преграду, закрывавшую вход в Царство Небесное – отверз для всех людей вход в обители Своего Отца. «Поскольку Слово соединилось с человеком, то Отец, взирая на Слово, даровал человеку возможность вознестись, иметь всякую власть и все тому подобное. Поэтому восписуется Самому Слову и как бы Ему дается все, что чрез Него приемлем мы. Как ради нас в вочеловечилось Слово, так чрез Него возносимся мы» (2,462–463). Совершив домостроительство человеческих дел, искупив «от всего » и очистив (3, 58), «обратив в бегство и приведя в бездействие нашу смерть» (3, 57), Господь наш Иисус Христос вознес человечество на небеса, представил его «совершенным и святым» (3, 58), обожил то, во что облекся (2, 231), посадил одесную Отца. «Во всем сообразуется с мерами человечества, и по домостроительству не стыдится того, что приличествует истощанию. И смотри, как естество наше соделалось достославным во Христе. Мы, отринутые за преступление Адамово , приведены пред лице Самого Отца, и Он – наш защитник, наша опора» (4,74–75). «Седит Он ныне одесную Отца, Сый во Отце, потому что и Отец в Нем, как всегда был, и есть выну» (3,57). Другими словами домостроительство спасения рассматривается здесь не только как кенозис ( κνωσις– истощание) Сына Божия, связанный с его воплощением и крестной смертью, но и как вознесение Им на небо освобожденного от власти греха и смерти и прославленного человеческого естества. То же самое в ещё более концентрированной форме говорит ап. Павел в послании к Ефесянам: «Темже глаголет: возшед на высоту, пленил еси плен и даде даяния человеком» ( Пс. 67,19 ). А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший Он же есть и Восшедший «превыше всех небес, да исполнит всяческая» ( Еф. 4 ,8–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Перевод содержит толкование текста, основанное на понимании данного отрывка в восточно-христианской традиции, в частности у Иоанна Златоуста : ...Смешны те, которые обвиняют, когда Сам Бог избирает души. «Бог оправдывает их. Кто осуждает?». He сказал «Бог отпускает грехи», но, что гораздо важнее: «Бог оправдывает». Если приговор судьи, и притом такого судьи, объявляет кого-либо оправданным, то чего заслуживает обвинитель? Итак, не должно бояться ни искушений, потому что за нас Бог, Который и доказал это Своими делами, ни иудейского пустословия, 223 потому что Бог и избрал, и оправдал нас, а что еще удивительнее, оправдал смертью Сына. Кто нас осудит, когда Сам Бог венчает, когда Христос за нас приносится в жертву и не только приносится в жертву, но и после этого ходатайствует за нас? 224 Обратим внимание на слово «ходатайствует» (ντυγχνει). Ранее оно было употреблено в отношении Святого Духа ( Рим. 8:27 ), теперь оно же использовано по отношению к Христу. Одно из значений этого глагола: обращаться с просьбами, просить. Речь идет о посреднической роли, которую Христос и Дух Святой выполняют во взаимоотношениях между верующими и Богом Отцом. В Послании к Евреям о Христе говорится, что «Он есть ходатай (μεστης – букв. «посредник») Нового Завета» ( Евр. 9:15 ). Речь идет о ходатайстве особого рода – о том, которое оплачено кровью Самого Ходатая. Он стал посредником между Богом и людьми потому, что умер и воскрес. «Принеся одну жертву за грехи», Он «навсегда воссел одесную Бога» ( Евр. 10:12 ). «Кто нас отлучит от любви Божией?» Своей эмоциональной кульминации Послание к Римлянам достигает в возвышенных строках о любви Божией, которыми завершается 8-я глава. Эти слова – манифест решимости преодолеть любые притеснения и гонения, испытания и скорби. Речь Павла приобретает здесь торжественный и величественный характер: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Как диавол через древо одолел ветхого Адама, так Новый Адам через Крестное древо одолел диавола: «Крестом Сына... идольская прелесть вся упразднися, и демонская крепость попрася» 223]. С большей выразительностью эта идея раскрыта на иконах типа «Процветшее древо Христа» , где Крест с Распятым Христом представлен в образе плодоносящего дерева. Кроме того на иконах этого типа Сам Христос визуально воспринимается как Спасительный Плод. В такой обработке сюжета Распятия нельзя не увидеть Евхаристический мотив. XI. Малая поперечная перекладина, расположенная в верхней части Креста, обозначает табличку или титлу, на которой были начертаны слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» . На основании решения позорнейшего иудейского судилища, Христа надлежало казнить как самозванца, за присвоение титула царя. Однако надпись была составлена таким образом, что являла насмешку над иудеями, чем и вызвала недовольство первосвященников: «Первосвященники же иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал» ( Ин. 19:21–22 ). В виду того, что надпись на титле была зафиксирована на трёх языках (еврейском, греческом, римском), её могли читать и иностранцы. При этом всякий иноплеменник мог видеть в ней позор иудейского народа, допустившего предать своего Царя столь лютой и поносной смерти на публике. Сам Пилат сказал о Христе: «я никакой вины не нахожу в Нем» ( Ин. 18:38 ). Стало быть, через надпись он хотел посрамить иудеев, хотел показать, что они не достойны иметь своего царя и что они не составляют собой самостоятельного царства. В сознании же верующих, и здесь не может быть двух разных мнений, содержание надписи на титле соответствует действительному царскому достоинству Христа . А на некоторых иконах на титле так прямо и читается: «Царь Славы». Это имя соответствует словам 23-го Псалма, нередко прилагаемым в богословии к сошествию Христа во ад и победе над адом и смертью: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь двери вечные. И войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани» ( Пс. 23:7–8 ). XII.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010