Вопрос 140. Если кто не воздерживается от вредных яств, принимая же их неумеренно, впадает в болезнь, то надобно ли заботиться о нем? Ответ. Невоздержание есть явный порок, и прежде всего необходимо позаботиться о сем недуге, как уврачевать его. Ибо человеколюбивый Бог, желая показать, как велико зло невоздержания, попускает нередко душе страдать недугом неумеренности в том, что вредно для тела, чтобы чрез телесное злострадание, которому подвергается от неумеренности, могла она придти в сознание собственного своего вреда и быть напутствованной к воздержанию во всем. Прилагать же немедленно попечение о теле потерпевших вред от неумеренности согласно, правда, с разумом и с требованиями милосердия, однако же надобно делать сие не без рассмотрения, но озаботившись о том, чтобы при врачевании тела не оставить неуврачеванной душу. Посему если усмотрит кто, что подобный человек телесным врачеванием научается тому, чтобы при своих недугах благосознательно пещись и о душе, то должно прилагать о нем телесное попечение. Если же, принимая врачевание тела, окажется он небрегущим о душе, то лучше такового предоставить болезням, которые терпит от своей невоздержности, чтобы, со временем пришедши в сознание себя самого и вечного наказания, мог он принять попечение и о душевном здравии. Ибо «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор.11, 32 ).    Вопрос 223. Поскольку Господь сказал: «ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми» ( Матф.6, 17–18 ); что делать, когда и против воли делается видим для людей, кто желает поститься по какой-нибудь угодной Богу причине, как, видим, не редко поступали и святые? Ответ. Заповедь сия касается тех, которые стараются исполнять заповедь Божии напоказ людям, чтобы удовлетворить страсти человекоугодия. Ибо о том, что заповедь Господня, исполненная в славу Божию, естественным образом не может укрыться у боголюбцев, Господь сам объявил, сказав: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом» , и прочее ( Матф.5, 14–16 ). Вопросы о страсти блуда

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор. 11, 31–32 ). И это означает, что он говорит: поэтому тот, кто причащается Тела и Крови Господа «недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» ( 1Кор. 11, 29 ). Очищаясь через это, мы соединяемся с Телом Господа и Духом Его и делаемся Телом Христовым. Этот Хлеб – начаток будущего Хлеба, который есть насущный. Ибо слово «насущный» обозначает или будущий, то есть Хлеб будущего века, или Хлеб, принимаемый для сохранения нашего существа. Следовательно, так или иначе. Им надлежащим образом будет названо Тело Господне. Ибо Плоть Господня есть животворящий дух, потому что она зачата от животворящего Духа и «рожденное от Духа есть дух» ( Ин. 3, 6 ). Говорю же это, не уничтожая естества Тела, но желая показать животворность и божественность его. Если же некоторые и назвали хлеб и вино образами Тела и Крови Господа, как богоносный Василий, то сказали (о хлебе и вине) не после их освящения, но прежде освящения, назвав так самое приношение. Причащением же называется (Таинство) потому, что через него мы причащаемся Божества Иисуса. А общением и называется, и поистине является вследствие того, что через него мы вступаем в общение со Христом и принимаем участие как в Его Плоти, так и в Его Божестве, и в то же время через него вступаем в общение и соединяемся друг с другом. Ибо так как мы причащаемся от единого Хлеба, то все делаемся единым Телом Христовым и единой Кровию, и членами друг друга, составляя одно Тело со Христом. Поэтому да станем всей силой остерегаться, чтобы не принимать Причащения от еретиков, ни давать им. Ибо «не давайте святыни псам, – говорит Господь, – и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» ( Мф. 7, 6 ), чтобы нам не сделаться участниками их искаженного учения и осуждения их. Ибо если несомненно бывает соединение со Христом и друг с другом, то несомненно произволением соединяемся и со всеми теми, которые вместе с нами причащаются. Ибо соединение это происходит добровольно, не без нашего согласия. И все мы есть «одно тело», потому что «причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10, 17 ), как говорит божественный апостол. Образами же будущих (хлеб и вино) называются не потому, что они не суть поистине Тело и Кровь Христа, но потому, что теперь, конечно, через них мы делаемся участниками Божества Христова, а тогда духовным образом – через одно только лицезрение. Преподобный Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры . СПб. 1894. Кн. 4, гл. 13, с. 223–226.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Изумившись такому чуду, Ахмед изъявил желание немедленно креститься, что и было тайно совершено над ним одним из священников. Некоторое время будущий мученик оставался тайным христианином. Это явление имеет свое оправдание и в Писании: И сказал Нееман: если уже не так, то пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака, потому что не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа; только вот в чем да простит Господь раба твоего: когда пойдет господин мой в дом Риммона для поклонения там и опрется на руку мою, и поклонюсь я в доме Риммона, то, за мое поклонение в доме Риммона, да простит Господь раба твоего в случае сем. И сказал ему (Елисей): иди с миром. И он отъехал ( 4Цар. 5, 17–19 ). Из Нового Завета в этой связи можно вспомнить фарисея Никодима. 223 Тайных христиан как среди мусульманских сановников 224 (в том числе даже мулл), так и среди простого населения было очень много. На протяжении многих лет они приходили в «мечеть Айа-Суфия» и ежедневно тайно творили христианские молитвословия. 225 Тайные христиане существуют в странах мусульманского мира и сейчас, так же как существуют и христиане явные, в том числе и обращенцы, подчас несущие годами подвиг исповедничества. Все, о чем мы здесь говорим, до сих пор является реальностью в ряде стран. 226 Итак, какое-то время святой Ахмед остается тайным христианином. О том, что происходило с ним в этот период, житие не сообщает. Можно с большой долей уверенности предполагать, что его любовь к русской христианке, явившейся причиной его прихода в Церковь , теперь, при единстве веры, стала неизмеримо возвышеннее и чище, и отношения их не могли не перейти в связи с этим на качественно новую ступень. Можно также с не меньшей степенью вероятности предполагать, что святой имел за этот период несколько тайных встреч с духовником церкви, где его крестили, для наставления в законе христианском. Вряд ли этих встреч было много, и скорее всего его знания о христианстве ограничивались лишь самым необходимым минимумом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Так же и примечание Писания о дочери Иеффая, что она не познала мужа – ничего не говорит против принесения ее в жертву. Это примечание только усиливает горечь судьбы ее, что ей иришлось расстаться с жизнью, не испытавши семейного счастья, и не оставив после себя потомства. То и другое считалось высшим благополучием жепщины в ветхом завете. Равным образом, двухмесячный срок, который она испрашивала у отца своего, чтобы оплакать с подругами девство свое, – скорее, доказывает то, что она осуждена на смерть, что она собирается оплакать, собственно, жизнь свою молодую, долженствовавшую угаснуть без следа и потомства, а не одно только девство свое; ибо она могла его оплакивать и не два месяца, а и во всю остальную свою одинокую жизнь. Далее – обет Иеффая выражен вовсе не условно, а прямо и решительно: «что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу и вознесу это во всесожжение». Сказано – и вознесу, а не – или же вознесу во всесожжение. Употреблена соединительная частица и, а не разделительная или. Следовательно, никакого условия, оговорки или разделения здесь не допускается. Это доказывают и знатоки еврейского подлинника ветхозаветного Писания. Наконец, не более основательным оказывается и то рассуждение, что Иеффай мог выкупить от смерти свою дочь по закону, ибо выкупы узаконивались только за те лица, которые посвящались Богу на служение в скинии 223 . Между тем, как, по ясным словам закона, все заклятое , т. е. с усиленным обещанием обреченное на жертву, что заклято даже и от людей , (т. е. из рода людей) не выкупается, оно должно быть предано смерти 224 . Так преданы были заклятию, т. е. осуждены на истребление – Хананеи Арадские 225 , и, по повелелию самого Господа – Амаликитяне 226 . А, так как Иеффай торжественно обрекает именно на жертву, т. е. на смерть, все, что выйдет ему навстречу из дома; то очевидно, что обет его был с заклятием, и, следовательно, дочь его не могла быть искуплена. На основании всех изложенных соображений, как древние еврейские учители (Парафраст Халдейский, Иосиф), так и большая часть отцов церкви (Амвр., Авг., Злат., Феодор. и др.) – исполнение обета Иеффаем понимают в буквальном, а не переносном смысле, – хотя и не одобряют поступка Иеффаева. Так, блаженный Феодорит рассуждает: «Владыка Бог, научая через Иеффая других делать обеты благоразумно и с ведением, не воспрепятствовал закланию» 227 . Прообразовательное значение некоторых лиц и событий в книге Судей

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Конечно, во всех, кто прославляет Бога образом своей жизни, пребывает слава Его, и тем самым вся земля полна славы Божией. Прежде славой Божией была полна не вся земля, а лишь единственный уголок земли, когда говорилось: «Известен в Иудее Бог , в Израиле великое имя Его» 216 . Слава Богу, Который послал Сына Своего 217 , чтобы всю землю сделать полной славы Своей. Но что тебе даст, если земля будет полна славы Божией ради церквей блаженных [людей], которые повсюду, а ты не явишься причастником славы полноты Божией 218 ? Так вот, и ты работай и старайся во всем, взыскуя славу Божию, дабы она поселилась и обрела место в тебе, чтобы и ты стал со всей землей, в которой пребывает слава Божия, полным славы Его. Каким образом является через каждого из нас полнота славы Божией? Если то, что я делаю, что я говорю, будет совершаться во славу Божию, то речь моя и действие становятся славой Божией. Если и выход, и вход мой бывает во славу Божию, если еда, если питье мое, если все, что я делаю, совершится во славу Божию, то и я являюсь причастником сказанного: «Полна земля славы Его». Итак, когда все это я сделаю, поднимется наддверие от гласа 219 , которым они взывали 220 . Поэтому благо для каждого из нас так трудиться, чтобы стать причастником двери и наддверия, то есть, по смыслу (juxta intellectum), Христа Бога 221 . И я не считаю непристойным 222 чтобы плоть была названа «дверью» 223 , а Слово – «наддверием». III. «Поднялось наддверие от голоса восклицающих, и дом наполнился дымом» 224 , этим благим дымом 225 от славы Божией. «И сказал я: «О, я окаянный, ибо я раскаиваюсь« " 226 . До того, как ты узрел видение, ты не сознавал себя окаянным, о Исаия? Разве он не говорит: «Пока жил Озия, [тогда] я не чувствовал, что я был окаянным. Начинаю же познавать, что я окаянный, когда вижу видение, когда для меня умер прокаженный Озия царь, и я говорю: »О, я окаянный!»»? Теперь начинаю и я исповедоваться Господу и говорить о себе самом: »О, я окаянный!» – как и Исаия говорит: «О, я окаянный!» Почти так же и апостол говорит: «Бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти?» 227 .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Читаем у Иосифа Флавия: «Такой приказ отдал Тиверий сирийскому наместнику. Некоторые иудеи, впрочем, видели в уничтожении войска Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более что души их заранее уже успеют очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода Иоанн был в оковах послан в Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнен. Иудеи же были убеждены, что войско Ирода погибло лишь в наказание за эту казнь, так как Предвечный желал проучить Ирода» (Флавий И. Иудейские древности. В 2 т. М.: Крон-Пресс, 1996. Т. 2. С. 223). Свидетельство Иосифа Флавия объективно подтверждает сведения Евангелия относительно деятельности Иоанна Крестителя. По своей психологической насыщенности точно указание евангелиста Марка на те колебания, которые происходили в сознании Ирода Антипы. В душе он понимал справедливость обвинений, выдвинутых против него Иоанном Крестителем, но стремился погубить его при подстрекательстве Иродиады и одновременно боялся гнева народа. В Евангелии от Марка: «Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: — Не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святый, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.

http://pravmir.ru/sinedrion-i-kesar-prot...

И муж, если он чист и не придет совершить его в назначенный день, чтобы принести дар, угодный Господу, в день Его праздника, и чтобы есть и пить пред Господом в день Его праздника, тот муж должен быть истреблен, если он чист и находится не далеко, ибо не принес дар Господень в назначенное время. И грех примет на себя тот муж. Сыны Израиля, грядущие 223 , должны праздновать пасху в назначенное для нее время, в четырнадцатый день первого месяца вечером, в третью часть дня до третьей части ночи. Ибо две части дня назначены для света, и третья для вечера. Вот то, что повелел Господь, чтобы ты совершал это в исходе вечера. И не должно совершаться это утром в какой либо час света, но в вечернее время. И они должны вкушать его в вечернее время до третьей части ночи, и что останется от всего мяса после третьей части ночи, они опять должны сожечь огнем. И они не должны варить его в воде, и не должны его есть сырым, но тщательно испекши на огне и изжаривши на огне. Его голову, с внутренностями и ногами его, они должны изжарить на огне, и не раздроблять ему костей. Ради сего Господь повелел сынам Израиля, чтобы они праздновали пасху в назначенный для нее день и не раздробляли у него (агнца) костей; ибо это праздничный день и назначенный да празднования день, и нельзя уклоняться от него на день или на месяц, но в свой праздничный день он должен праздноваться. И ты скажи сынам Израиля, чтобы они соблюдали пасху в ее день, каждогодно, один раз в год, в определенный день, чтобы это было воспоминанием, которое будет приятно для Господа, и чтобы не случилось с ними в том году никакого бедствия, и они не были бы умерщвлены и поражены. Если они будут праздновать пасху в свое время, соблюдал все, как заповедано, то они не должны вкушать ее вне святилища Господня; пред всем народом общества Израилева должны соблюдать ее в свое время все люди, которые явились в день ее, чтобы вкушать пред Господом во святилище вашего Бога, кто имеет двадцать лет и выше. Ибо так написано и определено, чтобы ели ее в доме святилища Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Каждое утро и всякий час 591 они хвалят и славят Бога за Его благодеяния к ним и благодарят Его в пище и питии. (9) И если праведник из них отходит из мира, то они радуются и благодарят Бога, провожают его тело, как будто бы он переходил из одного места в другое. И если у кого из них рождается дитя, то они славят Бога; а если случится, что оно умрет в детстве, то они еще более прославляют Бога за то, что оно прожило в мире без грехов. Если же, с другого стороны, они видят, что кто-нибудь из них умирает в своем нечестии и во грехах, то они горько оплакивают его и сожалеют о нем, как о таком, который должен подлежать осуждению. (10) Вот, царь, предписание закона христиан и их образ жизни . XVI . (1) Как люди, знающие Бога, они просят Его [только] о том, что Ему прилично подавать, а им принимать . И так они завершают время своего жития . И так как они сознают благодеяния Божии по отношению к ним, то именно ради них продолжает существовать красота вмире 592 . (2) И они поистине принадлежат к тем, которые нашли истину, потому что они искали и стремились к ней; и из того, что мы узнали, мы убедились, что они одни близки к познанию истины. (3) О добрых же делах, которые они творит, они не провозглашают во всеуслышание толпы, но заботятся о том, чтобы никто их не замечал 593 . И они скрывают свои подаяния подобно тому, кто находит сокровище и скрывает его 594 . Они стараются быть праведниками, надеясь увидеть своего Мессию и принять от Него с великим прославлением данные им обетования. (4) Об их учении и заповедях, царь, и о превосходстве их служения, и об ожидании [ими] награды себе 595 сообразно с делами каждого из них, которую они ожидают в иной жизни, ты Перевод с древнегреческого (Продолж Р. Lit. Lond. 223) (Продолжение ВиИ) (8) И заповеди Божии неуклонно соблюдают, живя свято и праведно, как повелел им Господь Бог, благодарят Его утром и ежечасно (всякий час) за всякую пищу, питие и прочие блага. Поскольку заповеди Его неуклонно соблюдают, живя свято и праведно, как повелел им Господь Бог, благодаря Его ежечасно за всякую пищу, питие и прочие блага,

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

Вокруг этого мероприятия, которое замышлялось как «церемония мира» и состоялось в марте 2004 года, разгорелся скандал. И тогда Дэнни Дэвис заявил The New York Times, что его «немного удивили» комментарии, сделанные господином Муном после того, как его голову увенчал новый головной убор. И немудрено. Мун заявил буквально следующее: «С одной стороны, я человек, живущий в физическом теле, так же как каждый из вас. Но в контексте Божественного провидения я посланник Бога, отправленный на землю Его полной властью. Я направлен для свершения Его воли и спасения шести миллиардов людей этого мира». Организатором этого мероприятия в здании «Дирксен» на Капитолийском холме явилось одно из подразделений «Церкви Объединения»: Межрелигиозная и международная федерация за мир во всем мире (Interreligious and Enternational Federation for World Peace). В июне 2004 года началось расследование: насколько правомерно проведения подобного мероприятия в этом здании. Административный комитет Сената отказался назвать имя сенатора, который выступил спонсором «коронации». 221 Муновские амбиции не знают предела. Если русский поэт-символист Велимир Хлебников в шутку называл себя «председателем земного шавра», то Муну не до шуток. Ещё в 1973 году Мун заявил, что, когда речь идет о нашем веке, для управления миром нам нужна автоматическая теократия [правительство, в центре которого стоит Бог]. Итак, мы не можем отделить политическую сцену от религиозной. Править миром должны любящие Божьи люди [мунисты]– это логично». 222 Мир уже видел подобных «харизматов», одержимых «бредом сверхценной идеи». Ленин, с его «пожаром мировой революции», Гитлер, с его «тысячелетним рейхом». А теперь вот и Мун: «Весь мир в моей руке, и я покорю и подчиню себе мир... Время придет, и я не буду его искать, когда мои слова станут почти законом. Если я попрошу о чем-нибудь, это будет сделано. Если я не захочу чего-либо, это не будет сделано». 223 А теперь вспомним слова из Апокалипсиса: «И дал ему (зверю) дракон силу свою и престол свой и великую власть… И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю… И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно..» ( Откр. 13, 2–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

«Разрешается вам, верующие, приближаться к вашим жёнам в ночь поста, когда вы не поститесь: после заката солнца и до зари. Ваши жёны – покой и комфорт для вас, а вы – покой и комфорт для них. Аллах понимает ваши инстинкты и знает, что вы не приближались к вашим жёнам ночью в Рамадан, и поэтому Он облегчил вам это дело, разрешив вам приходить к ним ночью. А теперь, поняв, что вам это разрешено, прикасайтесь к своим жёнам, ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка от чёрной на заре, потом соблюдайте пост. С ранней утренней зари и до захода солнца вы должны поститься и не прикасаться к своим жёнам, предаваясь благочестивым мыслям, творя молитву и читая Коран в мечетях и местах поклонения. Таковы законы, предписанные Аллахом, о посте и постоянном благочестивом пребывании в местах поклонения в последних числах Рамадана для вхождения в “итикаф” (особое состояние духа, отрешённого от мирской суеты), когда нельзя прикасаться к женщинам. Так разъясняет Свои законы и назидания Аллах людям, чтобы они были богобоязненными и отказались от грешных поступков … Ваши жёны – нива для вас, где вы культивируете ваш посев потомства. Они – ваше поле, где вы культивируете свои чувства и любовь, направленные на достижение цели, ожидая удовольствия и удовлетворения. Ходите на вашу ниву, когда пожелаете, но предварительно делайте что-либо благое и для душ ваших. Вам разрешается иметь нормальные половые сношения с женщинами, как повелел Аллах. Знайте, что вы встретите Его и будете перед Ним отвечать. Обрадуй верующих великой наградой от Аллаха, если они повинуются Ему» (Коран 2:187, 222, 223. Перевод-тафсир Корана «аль-мунтахаб фи тафсир аль-Куран аль-Карим» (Аль-азхар). §5. В Библии имеются строгие запреты как на блуд, так и на и прелюбодеяние (физическое и мысленное) 45 : Не прелюбодействуй… Не желай жены ближнего твоего ( Втор. 5:18, 21 ); А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем  ( Мф. 5:28 ). Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится... ( Прит. 6:32, 33 ); Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела… Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть... Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? ( 1Кор. 6:16, 18, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010