Богослужебные песнопения исполнил сводный хор Златоустовской епархии под руководством С.С. Бобровой. После сугубой ектении, с особыми прошениями о единстве Святого Православия, митрополит Викентий совершил молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес секретарь Челябинского епархиального управления протоиерей Игорь Шестаков. По завершении Литургии митрополит Викентий передал участникам богослужения благословение Святейшего Патриарха Московского и вся Руси Кирилла и обратился со словом проповеди. Правящему архиерею Его Высокопреосвященство преподнес образ Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение», написанный в Ватопедском монастыре на Афоне. Затем состоялся крестный ход к новосооруженному памятнику императору-страстотерпцу Николаю II на соборной территории. Освящение памятника совершили митрополит Ташкентский Викентий и митрополит Челябинский Никодим. На богослужении присутствовали епископ Амвросий, епископ Викентий, заместитель губернатора Челябинской области Е.В. Голицын, депутат областного Законодательного собрания А.В. Важенин, председатель Собрания депутатов Златоустовского городского округа А.М. Карюков, заместители главы ЗГО А.М. Митрохин и Д.В. Брыкунов, герой России С.В. Зяблов, руководители управлений образования и культуры С.П. Максимов и О.Ю. Соловьева, многочисленные прихожане. Инициатива установки бюста на территории кафедрального Серафимовского собора принадлежит духовенству и прихожанам храмов Горнозаводского края Челябинской области. Предложение поддержал глава ЗГО В.А. Жилин. Государь император посещал Златоуст — 30 июня 1904 года он произвел здесь смотр Мокшанского и Черноярского пехотных полков, отправляющихся на фронт на Дальний Восток, побывал в Свято-Троицком соборе и на городской площади, осмотрел местный Арсенал. Бюст императору изготовлен саратовским скульптором А.А. Садовским. Консультантом выступил кандидат педагогических наук С.В. Саратовский. Позолоченный нимб на скульптуре выполнен на Златоустовской оружейной фабрике. Помощь в установке постамента оказали предприниматели братья Армен и Андроник Сгояны.

http://patriarchia.ru/db/text/5271742.ht...

В память о встрече Святейший Патриарх Кирилл передал в дар образ Божией Матери " Одигитрия " . По завершении заседания делегация Русской Православной Церкви осмотрела экспозицию музея в честь первого Президента Кипра Архиепископа Макариоса III. Далее Святейший Патриарх Кирилл посетил в Никосии мемориал в честь борцов за освобождение Кипра от колониального гнета " Филакизмена мнимата " , где совершил заупокойную литию. Затем Предстоятели Русской и Кипрской Церквей осмотрели экспозицию музея на территории Центральной тюрьмы. Святейшему Патриарху был преподнесен образ святого великомученика Георгия Победоносца, который заключенные тюрьмы написали на керамике. Далее состоялось посещение мемориала на воинском кладбище " Тимвон Македонитиссис " , что в трех километрах к западу от Никосии рядом с монастырем Македонитисса. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл посетил женский монастырь святого Ираклидия, где совместно с Блаженнейшим Архиепископом Хризостомом совершил молебен в монастырском соборе. По окончании богослужения Святейшего Патриарха приветствовали митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия и настоятельница монастыря игумения Продромия. Предстоятелю Русской Церкви преподнесли ковчежец с частицами мощей Тамасосских мучеников, икону с их изображением и образ святого Мнасона, а также вышитый монахинями обители образ святого Ираклидия, омофор, епитрахиль и поручи. Святейший Патриарх обратился к собравшимся в храме с кратким словом и передал в дар обители икону-плащаницу Божией Матери, митрополиту Исаии — крест и святую панагию, а игумении Продромии — крест. В обители состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с родственниками игумена Ватопедского афонского монастыря архимандрита Ефрема. Мать, братья и сестры архимандрита Ефрема и другие члены семьи выразили Предстоятелю Русской Церкви глубокую благодарность за участие в судьбе архимандрита Ефрема, оказавшегося в сложных жизненных обстоятельствах. " Апостол Павел нас научил, как поступать в тех случаях, когда один из нас страдает, — со своей стороны заметил Святейший Патриарх. — Все мы члены одного тела — Церкви Христовой. Если один член болит, то с ним должно состраждать всё тело (ср.: 1 Кор. 12, 26). Поэтому я не совершил ничего особенного, это даже не мой долг, а просто естественное поведение христианина при виде страданий своего брата " .

http://e-vestnik.ru/reports/na_ostrove_s...

Ведь и Писание побуждает нас быть усердными, напоминая, что «проклят творяй дело Господне с небрежением» ( Иер. 48, 10 ). Господь призывает нас к послушанию и соблюдению Его воли, обещая в награду Свою всеобъемлющую любовь: «Аще кто Мне служит (усердно), Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет; и аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой» ( Ин. 12, 26 ). Призывая нас подражать Ему, Он напоминает: «Аз же посреде вас есмь яко служай» ( Лк. 22, 27 ), указывая на то, что «Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих» ( Мф. 20, 28 ). Что еще можно привести из апостольских повелений, вся жизнь которых была сплошным мученичеством? " Темже 145 , братие моя возлюбленная, тверди бывайте, – говорит Павел, – непоступни, избыточествующе в деле Господни всегда, ведяще, яко труд ваш несть тощь пред Господем» ( 1Кор. 15, 58 ); «не обидлив бо Бог, забыти дела вашего и труда любве, юже показасте во имя Его, послуживые святым и служаще» ( Евр. 6, 10 ). Сколько больных и стариков ежедневно участвуют в наших делах и трудах! Сколько людей, приехавших издалека, получают утешение как телесное, так и духовное, следуя нашей жизни и учению, трудясь сами или вместе с нами участвуя в общих работах! Апостолы Господни, получив Благодать огненных языков в Пятидесятницу, ревностно предались своему служению и преобразовали общество верующих в истинную киновию. И после того, как они были посланы на проповедь различным народам, они не забывали и о том, чтобы служить верным, особенно тем, кто имел в этом необходимость. Апостол Павел говорит о самом себе: «Ныне же гряду во Иерусалим, служай святым» ( Рим. 15, 25 ), но: «Споспешствуйте ми в молитвах... да служба моя благоприятна будет святым» ( Рим. 15, 30–31 ). Однако необходимо внимание, чтобы вы не привлекались разнообразными греховными причинами и предлогами, окружающими вас. «Рассудительный монах, – говорил преподобный Ефрем, – посланный на послушание, душу свою положит о мире» 146 . Иными словами, по своем возвращении с послушания он никому не передаст того, что может вызвать смущение братии из виденного и слышанного им.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Даже конец XII века, когда раскол стал обретать зримые практические формы , и 1204 год не сыграли в становлении антилатинской тематики заметной роли. Святые, почитавшиеся как покровители императорской фамилии, стали почитаться в Трапезунте как покровители «замены» погибшей империи, но антилатинского пафоса не приобрели . В 1230-х греки даже продолжали переводить агиографические произведения с латыни . Первые робкие примеры проникновения в византийскую агиографию антилатинской проблематики датируются теми же годами — началом XII века. Первым автором-агиографом, коснувшимся проблемы конфликта, был Феодосий Патмосский (Theodosios Goudelas), написавший жития святителя Леонтия Иерусалимского и преподобного Христодула Патмосского . Святитель Леонтий Иерусалимский, умерший в 1185 году, единственный греческий православный патриарх Иерусалима, рискнувший посетить Иерусалим в эпоху существования государств Леванта, претерпел гонения от крестоносцев в Палестине . Его житие написано около 1200 года. Преподобный Христодул Патмосский, святой второй половины XI века, вынужден был терпеть набеги «варваров», то есть не-греков и, в то же время, не турок, в чем видят выпад в адрес латинян . Эти жития неизвестны не только древнерусской книжности, всех этих имен просто нет в дониконовских святцах . Кроме того, осуждение латинян занимает в них эпизодическое место. Упоминания о мучениках-греках, пострадавших от латинян, появляются только в начале XIV века. Прежде всего это кантарские мученики, погибшие в Никосии в 1231 году, сведения о которых датируются 1310-ми годами. Сами записи о них («Сказание») не являются в строгом смысле агиографией, а представляют собой скорее краткий рассказ о них нарративного характера , неизвестный древнерусской книжности. К такого же типа сообщениям, анонимного авторства и фрагментарного характера, относятся сведения и о мученике Алексие Каллергисе, выступавшем против венецианцев в 1363–1367 годах. Эти сведения не получили какого-либо распространения . Несколько столкновений с католиками в 1307–1315 годах произошло у преподобного Саввы Нового (Ватопедского), скончавшегося в 1349 году. Его житие, написанное Филофеем Коккином , не только не было известно древнерусской книжности, но святой не включен в святцы даже сейчас . После 1370 года было создано житие критского мученика Анфима Афинского, который умер в тюрьме, выступая против венецианцев, правда, поддерживая генуэзцев .

http://bogoslov.ru/article/6193711

Затем, по точным указаниям пр. Порфирия, афонские росписи относятся к следующим годам: придел И. Предтечи в Протатском храме к 1526 году (по нашему мнению обезображен перепискою). Собор Протата расписан Мануилом Панселином в 1535–1536 годах, который затем в 1537 г. расписал церковь в Миловоклиси бл. Кареи, между 1554 и 1574 гг. собор Руссика (сломанный) и между 1571 и 1582 гг. собор в Хиландаре (переписан в 1804 году). В 1535 г. расписан собор Лавры св. Афанасия Феофаном Критянином, в 1536 г. тамошняя трапеза (целиком переписана). К 1540 г. относится роспись трапезы в Филофеевском монастыре, к 1545 г. Храм Георгия в Ксенофе и к 1546 г. собор Ставро-Никиты, последний – Критянином Феофаном. В 1560 г. расписан придел Николая Чудотворца в Лавре, но ныне целиком переписан, и в 1564 г. лики мучеников на клиросах Ксенофа писал Феофан, а в 1567 г. тамошняя трапеза. В 1568 г. расписан собор Дохиара (поновлен в 1855 г.), и роспись его сравнительно лучше других сохранилась. Около 1600 г. расписан соборный храм Ивера, но поновлен в 1842 г. Множество церквей, приделов, трапез афонских расписаны уже в XVII веке: в Дионисиате собор (1647 г.) и притвор его, трапеза в Хиландаре, храм Симонопетрского монастыря, фиал Лавры, собор Кутлумуша (1640 г.), Пантократора (1640 г.), притвор с изображением акафиста Богоматери у Павла, церковь во имя Михаила Синадского в Лавре в 1653 году и около этого времени паперть Ксенофского собора с изображением Апокалипсиса, обе на средства, дарованные угровлахийским воеводою Иоанном Матфеем и женою его Еленою. К 1672–1674 гг. относятся росписи приделов соборных и трапезы в Ивере. К 1678 г. относится роспись Ватопедского придела во имя Богоматери «Парамифии» на средства Лаодикийского митрополита Григория и к 1683 г. придела Вратарницы в Ивере. Наконец, к XVIII столетию относятся росписи соборов в монастырях: Каракалла, Филофея, церквей, приделов и притворов в Лавре Афанасия (ц. Икономиссы), Ивере, Хиландаре, Дохиаре, Пантократоре, Ватопеде (придел Николая Чудотворца), Зографе, Кутлумуше.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

И действительно, как-бы наведённый на мысль о новом роде мучения этими словами, игемон вздумал утопить мученицу, и её, крепко связанную, опустили в огромный чан с водой. – Господи! разреши узы мои и да будет мне эта вода в желаемое крещение и в возрождение к жизни вечной! – воскликнула святая исповедница... – И в ту же минуту произошло землетрясение... узы Марины расторглись, и она, стоя в воде, воспевала хвалу Господу. Народ, поражённый дивными знамениями во время её страданий, уверовал во Христа в числе 15,000, и все были преданы смерти по повелению Олимврия, испуганного таким распространением гонимых им последователей Христова учения. Марина в числе прочих была обезглавлена. Страдания её были описаны очевидцем. У западных христиан она называется то Мариной, то – Маргаритой (20 июля) и почитается помощницей в родах. Рука святой мученицы находится в Ватопедском монастыре на Афоне и до настоящего времени врачует всякие болезни. † Преставление преп. Иринарха, игумена Соловецкого Преп. Иринарх, приняв пострижение в Соловецкой обители, ревностно подражал житию преп. отец Зосимы и Савватия 219 . Высокие добродетели его доставили ему известность. В 1614 г., по смерти игумена Антония, он по царской грамоте поставлен был в игумена Соловецкой обители. – В это время игумен Соловецкий был лицом весьма значительным для целого северного края. На него возлагалась защита севера от Шведов и Датчан. – Хотя с Шведами заключён тогда мир, но и на них нельзя было полагаться; а Датчане, увлекаясь надеждой на счастье Шведов, потребовали от России, чтобы отдана им была вся Лапландия, и приготовились поддерживать требование своё морской войной. Царь Михаил, предоставив блаж. игумену Иринарху, кроме беспошлинной продажи соли и рыбы, казённую подать с монастырских крестьян и ещё казённую 10 долю с рыболовных промыслов на Норвежском берегу моря, предписывал привести все крепостные строения монастыря в полное оборонительное состояние на случай войны 220 . Сколько забот и трудов игумену! На восточной стороне монастыря проведена вторая каменная стена с двумя огромными башнями; внутри монастыря построены два корпуса для военных людей; на северной и южной стороне обители проведены глубокие рвы, выложенные камнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И Христос говорит не о мире земном, который зависит от внешних событий, но о таком мире, который никто не сможет отнять у наших сердец. На протяжении веков христиане свидетельствовали о том, что мир Христов никто не может отнять у их сердец. Церковь пережила большие гонения и сложности. Даже до недавнего времени здесь, в России, шли большие гонения, направленные против веры во Христа, так что рай наполнился святыми мучениками и преподобными, которые подвизались ради любви ко Христу. И хотя теперь наступило иное время, со своими сложностями, слово Божие пребывает неизменным: Его обещание быть с нами до скончания века остается истинным и верным. Возможно, тяжесть повседневных проблем угнетает нас, но мы должны научиться слагать с себя это бремя и все предавать в руки Христа, иметь евангельский дух. В Евангелии говорится: Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь (1 Сол. 5: 16–17) . Радость и молитва должны быть отличительными чертами наших душ. Нашей главной заботой должно стать достижение единства со Христом (а это происходит через Церковь). Когда мы излишне беспокоимся и переживаем о происходящем вокруг нас, мы наносим оскорбление нашему Небесному Отцу. Это все равно как если бы мы сказали Ему, что мы больше печемся о том, что происходит, чем Он Сам. Когда у нас в монастыре бывали большие трудности, мы приходили к своему старцу, отцу Иосифу Ватопедскому, и спрашивали его: «Отче, что же теперь будет, когда столько искушений нас окружает? Куда мы идем?» Тогда старец нас успокаивал: «Не бойтесь! Не случится ничего ни больше, ни меньше того, что попустит Бог». И раз Господь знает, что будет, мы должны хранить душевный мир и говорить: «Да будет воля Твоя». Человек, живущий по Богу, должен чувствовать себя, как ребенок в объятиях матери Старец Паисий давал такие советы монахам: человек, живущий по Богу, должен чувствовать себя, как ребенок в объятиях матери. У матери на руках ребенок ничего не боится, ни о чем не беспокоится, ни о чем не думает, он только радуется теплу материнских объятий и любви. Так и мы должны наслаждаться в душах своих любовью Христа. И еще преподобный Паисий говорил: «Христос для человека – кислород, не делайте из Него угарного газа!» Он говорил это, когда люди якобы во имя Христа начинали беспокоиться и бояться, что же будет завтра. Другой великий святой, живший в Греции, Порфирий Кавсокаливит, все время так наставлял своих учеников: «Думайте только о Христе! Пусть вас не занимает ничто другое, только Он. Христос – это всё. Предайте всё в Его руки и не бойтесь ничего». Дух Христа в современном человеке – это радость и свобода.

http://pravoslavie.ru/93984.html

Лиц женского пола там никогда не бывает. Есть предание, что в 382 г. дочь Феодосия великого, царица Плакидия, пожелала посетить устроенный ее отцом на Св. Афоне Ватопедский монастырь, но при входе в него услышала глас Божией Матери, возбранившей ей вступать в обитель. Вследствие сего Афонские отцы законоположили, чтобы женский пол не имел входа на Святую гору. На Афон нередко приходили и царственные лица, после треволнений и превратностей мирской жизни, искать там сердечного мира и тишины, под скромным иноческим образом. Случалось также, как случается и ныне, что патриархи и епископы, слагая с себя иерархическое достоинство и бремя власти, иногда явно, а иногда и тайно, предавались всей строгости крестных иноческих подвигов, так что один только Бог ведал труды их. Особенно в смутное время падения Восточной империи, когда вселенский патриарший престол был предметом честолюбивых искательств и корысти, при влиянии на него деспотизма Порты (Церк. истор. Иннокентия, в. XIV, стр. 572), Святая гора была тихим убежищем для вселенских владык. Св. вселенский патриарх Григорий, мученически скончавшийся в 1821 году, двукратно удалялся на Афонскую гору с обетом безмолвия и, оставляя святительский свой престол, уединялся здесь, как один из смиренных иноков. На Афоне в настоящее время – двадцать монастырей; из них 12 общежительных и 8 штатных; 12 скитов; до 800 отшельнических келий и калив, и до 10 000 всех иноков. Монастыри общежительные отличаются от штатных строгостию жизни и нестяжательностию, там у всех все общее. Из монастырей общежительных, по числу братства, первое место занимает Русский Пантелеимонов монастырь. Дивны судьбы монастыря этого, много нужд и лишений испытал он. Господу угодно было путем крестным возвести его на ту степень благоустройства, на коей он находится в настоящее время, принимая под покров свой прибывающих из благословенной России единоплеменников своих, приходящих на Богомолье и ищущих спасения в пределах пустынного Афона, в безмятежии иноческой жизни. Краткое описание монастыря сего и уставов его изложено на следующих страницах. Русский на Афоне, во имя св. великомученика Пантелеимона, общежительный монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dushep...

М. Избираемый пример представляет икона Петра Лоренцетти (рис. 96) в нижней церкви св. Франциска в Ассизи в поперечном нефе с левой стороны. Икона эта имеет форму продолговатой погребальной плиты, с группою Б. М. и Младенца посредине и св. Франциском и Иоанном Богословом. Под этой иконой представлены Распятие, два фамильных герба и умерший в позе молящагося Мадонне. Главным достоинством группы Б. М. с Младенцем (рис. 97) признается их необыкновенная выразительность: оба они ведут живой разговор друг с другом, и Мадонна, большим пальцем указывает на св. Франциска. Однако, большинство историков искусства 92 не объясняет темы этого разговора и, очевидно, не заинтересовано действительным смыслом экспрессии в их лицах. Между тем, как легко можно видеть по судорожному движению губ и всего лица Б. М. и напряженному взгляду Младенца и Его порывистому движению, речь идет о стигматах Франциска: прижимая левую руку к груди, святой обнаруживает знак добровольно принятой им страстной любви к Спасителю, крестной Его раны. Вот из каких драматических тем возникли подобные иконописные сюжеты, как например, «Умиление» вообще, икона «Страстной» Б. М. и им подобные. Рис. 95. Икона «Страстной» Б. М. конца XVII века. Рис. 96. Фреска Пьетро Лоренцетти в нижней ц. Св. Франциска в Ассизи. Надо принять, затем, во внимание, что именно в 1423 году католическая церковь установила даже день памяти «Скорбей Божьей Матери». Основным внутренним мотивом как разнообразных типов Умиления Б. М. и всех композиций, к нему примыкающих (порывистое движение Младенца к Матери, взаимные их объятия), так и в особенности, типа Б. М. «Страстной» и ему родственных, служит тихая сдержанная скорбь Б. М. при мысли о Его мученической человеческой судьбе. Как известно, наиболее ярким выразителем этого мотива в итальянской живописи является Боттичелли (1446–1510). Не касаясь ни свойств его таланта, ни различных сторон его художественной деятельности, заметим, что именно преобладанию этого мотива в образах Мадонны у Боттичелли (таких образов насчитывается до 20 сохранившихся; число же выполненных художником несравненно больше) должно быть приписано некоторое тяжелое страдальческое настроение иных его картин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Максим, инок Афонского Ватопедского монастыря, был родом грек, но по своим великим подвигам вполне принадлежит Святой Русской Церкви, для которой он был светильником при жизни и остался светильником по смерти в своих сочинениях. 24 2007 р. 20:41 27 января — память святителя Саввы, первого архиепископа Сербского [Стаття] Святитель Савва, основатель Сербской Церкви, почитается во всем православном мире. Память святого отмечается в Русской Православной Церкви 25 января, а в Сербской — 27 января. 23 2007 р. 20:27 24 января — память преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника [Стаття] Преподобный Феодосий Великий жил в V-VI вв. и был основоположником общежительных монастырей. При жизни он совершал много исцелений и других чудес, приходя на помощь бедствующим. 22 2007 р. 16:13 23 января — память святителя Феофана, затворника Вышенского [Стаття] «Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, учениями твоими многих людей просветил еси, со ангелами ныне предстоя Престолу Святой Троицы, моли непрестанно о всех нас» — так прославляет Русская Православная Церковь одного из своих великих святых — святителя Феофана, епископа и Затворника Вышенского. 21 2007 р. 14:46 Мученик за Христа Иоанн Щербинин, владикавказский перс [Стаття] 8/21 января Православная Церковь отмечает память святого Або Тбилисского, молодого араба, обратившегося ко Христу и принявшего мученическую смерть в 786 году. Как показали недавние исследования в архивах Северной Осетии, в конце XIX столетия крестным путем святого Або проследовал 27-летний владикавказский башмачник Абдул-оглы. 21 грудня 2006 р. 15:57 22 декабря — празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» [Стаття] Икона, в которой так ярко запечатлелись чаяния народа на милосердное заступничество и помощь Пресвятой Богородицы, была всегда чтима в России. И в наши дни православные люди в теплой сердечной молитве к ней получают утешение в скорбях и бедах. ← попередня 7 8 9 10 11 12 13 14 наступна → Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010