21. Четверг. Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофита. Прп. Максима Грека. Мчч. Евгения, Кандида, Валериана и Акилы. Ватопедской иконы Божией Матери, именуемой «Отрада», или «Утешение». Служба прп. Максима Исповедника и мч. Неофита не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Максима Грека (Б). А. На вечерне кафизмы нет. Примечание. Если в среду (20 января) в честь прп. Евфимия Великого совершалась полиелейная служба (без всенощного бдения), то стихословится кафизма 12-я (которая не была прочитана на утрене среды). На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 4-й – 3, и мученика, глас 8-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Око сердца моего...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Аз, Дево Святая...». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Слово Отчее...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Слово Отчее...». Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), преподобного на 4 и мученика на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика). По 3-й песни – ин кондак преподобного, глас 8-й; седален преподобного, глас 5-й. «Слава» – седален мученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

http://patriarchia.ru/bu/2022-02-03/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иверские преподобномученики. Икона. XX в. (Афонские) (пам. 13 мая, 10 окт. вместе с Ватопедскими и Зографскими преподобномучениками, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), насельники груз. Иверского монастыря на Афоне, пострадавшие от униатов в 1275 г. (по др. источникам, в 1276 или 1280). Сведения о них содержатся в «Сказании о 26 Зографских мучениках» (РГБ. Григор. 1706, XVI в. Л. 19б - 22; Повесть о нашествии папистов. 2002). В источнике описываются события, связанные с заключением Лионской унии между Зап. и Вост. Церквами 6 июля 1274 г., после чего визант. имп. Михаил VIII Палеолог отправил послание папе Римскому, прося помощи в борьбе с болг. царем. Однако, как передает составитель Афонского патерика, «западные государи-католики ополчились и решились идти в Константинополь не столько на помощь, сколько на погибель» (Там же. С. 234). По пути они пришли на Афон, стремясь склонить к унии и афонских насельников. Монахи Великой Лавры через отлученного священника приняли унию. В Иверском мон-ре униаты встретили сопротивление; ок. 200 старейших монахов были утоплены в море вместе с монастырским кораблем, молодые проданы в рабство «иудеям в Италии» (Там же. С. 235). Следующими были замучены монахи Ватопеда (см. ст. Ватопедские мученики ) и Зографа (см. ст. Зографские преподобномученики ), после чего «беззаконные латиняне рассеялись по всей Святой горе... все было разрушено или предано огню, а имущество разграблено». Монахи Ксиропотама встретили униатов с «ветвями в руках» и приняли в качестве дара «часть награбленных богатств», после чего случилось землетрясение и многие погибли. Уцелевшие униаты вернулись на суда и поплыли в К-поль; нек-рые остались на Афоне и приняли монашество (Там же. С. 243-244). Большинство болг. ученых (М. Живоинович, И. Божилов, И. Вишенский, К. Павликянов и др.) оспаривают историческую основу «Сказания...», считая, что афонское предание базируется на фольклорных сюжетах и на фактах из истории лат. власти над Св. Горой (1204-1224), нападений каталонцев (нач. XIV в.), войн между Болгарией и Византией (кон. XIII в.) и др.

http://pravenc.ru/text/293363.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей ИАКОВ Иванович Гортинский (1899 - 1937), мч. (пам. 16 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Нижегородских святых) ИАКОВ Иванович Соколов (1874-1937), свящ., сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИАКОВ (XV в.?), прав. Боровичский, Новгородский (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКОВ Нецветов (1802 - 1864), прав. (пам. 26 июля), 1-й священник из коренных жителей Аляски, миссионер ИАКОВ АЛФЕЕВ ап. от 12., (пам. 9 окт. и 30 июня в Соборе 12 апостолов; пам. визант. 9 нояб.; пам. зап. 1 и 11 мая) ИАКОВ И ИОАНН († ок. 1569 (?), прав. младенцы (пам. 24 июня, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта) ИАННУАРИЙ [Аннурий, Анурий, Аниурий] (не позднее 1-й пол. XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий, пустынник ИАННУАРИЙ мч. (пам. греч. 16 апр., 30 авг., 27 сент.) - см. в ст. Феликс, Ианнуарий, Фуртунат (Фуртуниан) и Септимин (Септимий), мученики Римские ИАСОН И СОСИПАТР апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня) ИВЕРСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ (Афонские) (пам. 13 мая, 10 окт. вместе с Ватопедскими и Зографскими преподобномучениками, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИГНАТИЙ († ранее 1219), еп. Смоленский, свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_49.html

Патриарх Кирилл поклонился святыням Ватопедского монастыря и попросил его братию молиться за Русскую Церковь 7 июня, 2013. Новостная служба У святых врат обители Предстоятеля Русской Церкви встречали встречал игумен монастыря архимандрит Ефрем с братией. По прибытии в монастырь Патриарх Кирилл совершил молебен. 7 июня. ПРАВМИР. В ходе визита на Афон Патриарх Кирилл посетил Ватопедский монастырь и поклонился его святыням. У святых врат обители Предстоятеля Русской Церкви встречали встречал игумен монастыря архимандрит Ефрем с братией. По прибытии в монастырь Патриарх Кирилл совершил молебен, сообщает Патриархия.ru . Игумен Ефрем, обращаясь по окончании молебна к Святейшему Патриарху Кириллу, сказал, что несмотря на то, что прошло уже почти полтора года, в монастыре еще свежи воспоминания о принесении в Россию Пояса Пресвятой Богородицы. Он отметил, что стечение верующих при этом событии было настолько большим, что позволило считать его самым большим мирным собранием народа XX и XXI веков во всем мире. В своей речи игумен обители вспомнил исторические свидетельства связей между Ватопедским монастырем и Святой Русью и подчеркнул: «Историческое общение и единство ватопедских отцов и русского народа является фактом, о котором мы можем говорить с уверенностью». Далее прозвучало слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он еще раз поблагодарил братию монастыря за принесение Пояса в пределы Русской Православной Церкви в 2011 году. «И это произошло в XXI веке, о котором говорят, что он связан с кризисом веры, в то  самое время, когда во многих странах пустеют храмы и люди, опираясь на ложно понимаемое значение знания, отвергают знание духовное. Именно в этот момент — момент кризиса духовной жизни — благодаря вашему дару, который был выражен в принесении Честного Пояса Богородицы в Россию, явлено было нам и всему миру великое чудо возрождения веры в народе, который подвергся на протяжении 70 лет истреблению», — отметил Патриарх. Он попросил ватопедских монахов молиться «за всю Русь Святую, за Церковь нашу — мученицу и исповедницу, за народ наш.» Мы все нуждаемся в вашей молитве, которая подкрепляется силой аскетического подвига».

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-poklon...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 28 августа (10 сентября) Священномученик Василий Сокольский Священномученик Василий Петрович Сокольский родился 30 января 1878 года в селе Белое Озеро Сенгилеевского уезда Симбирской губернии в семье священника. По окончании в 1902 году Казанской Духовной академии со степенью кандидата богословия женился и был рукоположен во иерея. В 1905 году удостоен степени магистра богословия за сочинение «Евангельский идеал христианского пастыря» (Казань, 1905 год). Преподавал Священное Писание в Астраханской, позднее Черниговской Духовных семинариях. Впоследствии служил в церкви Благовещения на Васильевском острове (Петроград), приход которой сохранил верность канонической Церкви в период захвата Петроградского епархиального управления обновленцами. (По титулу Петергофского епископа Николая (Ярушевича), который в августе 1922 года возглавил борьбу с обновленчеством в Петроградской епархии, православные приходы епархии, противостоявшие раскольникам, получили название «Петергофской автокефалии».) По свидетельству архимандрита Феодосия (Алмазова), в Петрограде «в августе-декабре 1922 года шли переговоры с вождями... обновленцев всех видов и толков... В виду общего врага (атеизм в форме коммунизма) Патриаршая Церковь добросовестно шла к объединению с отколовшимися от нее церковными группами... Хотя собрание приняло примирительную точку зрения, но объединение не состоялось. Все наши члены согласительной комиссии пошли в ссылку... Ясно, что наши сосланы по ихнему доносу». В переговорах с обновленцами участвовал в том числе отец Василий. Он был арестован в 1923 году и сослан на 3 года в город Берёзов Тобольского округа. По возвращении из ссылки служил в Ленинграде, был возведен в сан протоиерея. В 1929 году вновь арестован «за борьбу с обновленцами», сослан на 3 года в Северный край. Отбывал срок в деревне Чекуево, где почти потерял зрение. По возвращении из ссылки поселился с семьей в Ленинграде, служил сначала в церкви апостола и евангелиста Матфея, затем в храме Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери бывшего Новодевичьего монастыря.

http://fond.ru/kalendar/750/vasiliy/

21-го числа Преп. Максима Исповедника Св. преп. Максим Исповедник Цареградский уроженец, секретарь императора Ираклия, Максим, уклоняясь от общения с еретиками монофелитами, в 634 году удалился в Хризополь (ныне Скутари), принял монашество и игуменствовал в тамошней обители. В 639 году прибыл он в Африку, в Карфаген, и убедил здешних епископов произнести соборное осуждение ереси. Затем перешёл в Рим (645 г.) и участвовал в деяниях Латеранского собора (646 г.), созванного папой Мартином для осуждения еретических «образцов веры». Император Констанс велел, наконец, военной рукой схватить его (655 г.) в Риме и представить в Константинополь. Тут, как непреклонного в православии, его томили в тюрьме, били воловьими жилами и, наконец, отрезали ему язык и руку. В 657 году, сосланный на Кавказ, в Мингрелию, он там скончался через пять лет (13 августа 662 г.). От него осталось много сочинений, полезных для Церкви. Св. мученицы Агнии Во времена языческих царей жизнь христиан часто подвергалась опасности из-за личных счетов, как видим из примера св. Агнии. Тринадцатилетняя Агния, Римлянка, возвращаясь домой из девичьего училища, обратила на себя взоры сына градоначальника Римского; он познакомился с её родителями, стал посылать подарки и, наконец, просил её согласия на брак. Но девица отвечала, что посвятила своё девство Богу. Отец юноши счёл для себя бесчестием отказа сыну и решился судить её за бесчестие богов; для того потребовал от неё посвятить себя богине Весте (быть весталкой, поддерживать в храме неугасимый огонь в честь Весты). Так как святая объявила себя христианкой и обличила суетность идолов, то градоначальник подверг её бичеванию и, наконец, по настоянью жрецов, она пронзена в горло мечом. Родители взяли тело её и похоронили в своём имении близ города, куда в устроенную церковь и собирались верующие для молитвы. Блаженная кончина её последовала в 304 году. † Память преп. Максима Грека Св. преп. Максим Грек Преподобный Максим, родом Грек, по своим великим подвигам вполне принадлежит св. Русской Церкви, для которой он остаётся светильником по своим сочинениям 224 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Добрые вести Православия: август 2007 г. В августе значительную часть хороших новостей подарило прошедшее 21 августа очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором были прославлены новые святые, приняты новые приходы, возобновлены древние монастыри. Кроме того, есть и новости, касающиеся дел милосердия, а также связанные с появлением новых храмов и монастырей. Кроме России, добрые вести августа охватывают такие страны, как Грузия, Румыния, Болгария, Венгрия, Англия, Бельгия, Германия, Италия, Франция, Норвегия, Монголия.   Святые После прошедшего в августе заседания Священного Синода наши святцы обогатились множеством святых Икона всех святых, в Британии и Ирландии просиявших Во-первых, Русская Православная Церковь включила в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена протоиерея Сергия (Кудрявцева), протоиерея Александра (Покровского) и послушницы Матроны (Макандиной) – от Московской епархии, иеромонаха Гурия (Самойлова), иеромонаха Игнатия (Даланова) и монаха Викентия (Никольского) – от Оптиной пустыни и Антонины (Брянских) – от Архангельской епархии. Почти все они приняли мученический венец во время сталинских гонений на Церковь 1937–1938 годов, за исключением иеромонаха Игнатия, казненного в 1942 году. Во-вторых, были включены в наши святцы новые святые, прославленные Константинопольской Православной Церковью: святитель Перифорийский Феофан, преподобный Дионисий Ватопедский, святитель Туркии Иерофей и святой праведный Стефан I, король Венгрии. Двое из этих святых связаны с Венгрией. Мало кто знает, что семена истинной веры посеяли на венгерской земле православные византийцы. В 953 году венгерский князь Булчу, прибыв в Константинополь, крестился, причем восприемником его был император Константин Багрянородный. Чуть позже другой венгерский князь – Дюла прибыл в Константинополь для крещения. Он взял с собой монаха Иерофея, знаменитого своим благочестием. Патриарх Феофилакт рукоположил его во епископа Туркии (так византийцы называли земли венгров), где святитель Иерофей многих привел к свету христианской веры. Хотя усилиями короля Иштвана венгерская Церковь была переподчинена папе Римскому, с которым и разделила последствия его отпадения от православной веры, епархия Константинопольского Патриархата действовала в Венгрии до XII века.

http://pravoslavie.ru/5025.html

Митрополит Месогейский Николай: «Тюрьмы – слава Церкви» Митрополит Месогейский Николай: Ненависть к личности отца Ефрема взращивалась годами с целью нанести удар по Церкви. Поскольку в Греции ведется планомерная борьба с Церковью, вот они и нашли повод: «у монастыря есть деньги, они должны были их отдать, но забрали себе…». 30 декабря, 2011 Митрополит Месогейский Николай: Ненависть к личности отца Ефрема взращивалась годами с целью нанести удар по Церкви. Поскольку в Греции ведется планомерная борьба с Церковью, вот они и нашли повод: «у монастыря есть деньги, они должны были их отдать, но забрали себе…». Спата, 29 декабря 2011 года Мы вышли из Месогейской митрополии. На душе тишина, в сердце – радость.  Столько диаметрально противоложных мнений и пересудов было увидено, услышано, прочитано! Случайно оказавшись в эти дни в Афинах, я попросила митрополита Николая прокомментировать последние события, касающиеся  игумена Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема. В ответ: «Да, охотно. Приходите завтра к шести, как раз я уже вернусь от отца Ефрема». Именно митрополиту Николаю позвонил отец Ефрем по дороге в Афины 27 декабря. Именно митрополит Николай встретил Геронду у центрального здания полиции и первые часы провел возле него. А теперь постоянно навещает в тюрьме Коридаллос. Именно митрополит Николай на Рождество Христово совершит праздничное богослужение в Ватопедском монастыре ради утешения осиротевшей братии. Телефон владыки не умолкает: вот звонит игумен монастыря Симонопетра архимандрит Елисей (завтра он идет навещать отца Ефрема), а это – из тюрьмы, теперь – архиерей, озадаченный непростой ситуацией, а вот – адвокат отца Ефрема… Несмотря на это владыка радушно принимает нас, многократно благодарит за поддержку из России, которой, по его словам «мы, греки, не ожидали и не заслужили». Хотя наша сегодняшняя тема и печальная, митрополит Николай отвечает на вопросы с верой, изяществом и тонким юмором. Улыбаясь, он говорит: «И Христос был заключен в темницу, и апостолы, и мученики, и архимандрит Ефрем… не удивлюсь, если наступит и мой черед».

http://pravmir.ru/mitropolit-mesogejskij...

Мотивом преступления могла стать общественная деятельность убитого, - говорится в специальном заявлении, обнародованном в воскресенье 9 января 2012 г. 18:35 Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! В светлый и исполненный радости праздник Рождества по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа сердечно приветствую всех вас, дорогие мои. В эту светозарную ночь мы вместе молитвенно вторим ангельскому славословию, возвещающему великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель (Лк. 2, 10–11). 5 января 2012 г. 19:18 О важных событиях церковной жизни 2011 года рассказывают священнослужители. 30 декабря 2011 г. 16:09 Даже при существующей поддержке государства православные школы еле-еле держатся на плаву. С отменой государственного финансирования, которого многие ожидают с 2012 года, их будущее оказывается под вопросом. Ситуацию в сфере православного среднего образования, сложившуюся в Москве, комментирует директор Православной Свято-Петровской школы, иерей Андрей Постернак. иерей Евгений Мурзин 30 декабря 2011 г. 12:32 Ваше Превосходительство! С чувством глубокой озабоченности воспринимаю поступающие известия о заключении под стражу настоятеля Ватопедского монастыря на Афоне архимандрита Ефрема. 29 декабря 2011 г. 17:00 Отец Стево Митрич - один из 78 сербов, которые сегодня живут в Приштине. Из этих 78 - только четверо мужчин. Два священника со своими семьями живут в приходском доме Никольской церкви. Всего в доме проживает восемь человек - батюшки с матушками и их четверо детей. 29 декабря 2011 г. 16:20 В Москве пройдет второй Рождественский фестиваль духовной музыки 28 декабря 2011 г. 15:29 17 декабря, в день памяти святой великомученицы Варвары и мученицы Иулиании, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, за которой возглавил хиротонию архимандрита Тарасия (Владимирова) во епископа Балашовского и Ртищевского.

http://e-vestnik.ru/news/page/98/

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Нифонт патриарх Константинопольский (+1508) Пещера святителя Святитель Нифонт, Патриарх Константинопольский (Житие написано на портале Святая Гора ) Святитель Нифонт, Патриарх Константинопольский, жил в Греции у добродетельного старца Антония, где они вместе изучали рукописи исихастов.  Как пишет его бытописатель и ученик Гавриил (1527-1528): «Ни разу он не открывал церковной книги, не пролив при этом реки слез (хорис на хиси дакриа -  первод портала Святая Гора )...»    После смерти своего старца Антония он удалился на Афон, где занимался поиском святоотческих творений и делал списки с рукописей. Святая Гора предоставила ему большие возможности в изучении писаний Отцов. Но долго пробыть на Святой Горе ему не удалось.    И вот, в 1482 году святитель был избран митрополитом Солунским, после этого он  был возведен на патриарший престол в Константинополе и был первосвятителем Валахии.           За обличение духовенства и иерархии в сребролюбии патриарх был изгнан. Тогда святитель снова отправился на  Святую Гору сначала в Ватопедскую Лавру, а затем в обитель Дионисиат, она тогда называлась  -  святого Иоанна Предтечи... Он скрыл свой сан и работал на самых низких послушаниях, чистил отхожие места, рубил дрова. По откровению его сан был открыт чудесным образом. Однажды, когда святитель возвращался из леса, куда ездил за дровами, вся братия вышла к нему навстречу и торжественно приветствовала как Патриарха. Но и после этого святитель разделял с братией равные труды. Самый известный ученик Нифонта мученик и преподобный монах Макарий... Известно о нем, что он был учеником святейшего патриарха Константинопольского Нифонта... Находясь при святом Нифонте, он был подражателем его подвигов и высокой ангельской жизни. Между тем, у него родилось пламенное желание окончить жизнь свою страдальчески за Господа.           Будучи не в силах преодолеть тайных и постоянных к тому побуждений, он открылся во всем божественному Нифонту, безмолвствовавшему тогда в обители Ватопедской по вторичном удалении с престола константинопольского. Выслушав Макария и провидя духом действие в этом воли Божией, святой Нифонт кротко сказал: «С Богом, чадо, в путь святых страдальцев; желание твое Господь исполнит и, по Своей неизреченной милости, дарует тебе венец мученичества».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=768

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010