ниже). В сербском уставе литургии из рукописи Q.I.1178 количество просфор на проскомидии не упорядочено, указаны приношения на шести просфорах, причем третья приносится отдельно за апостолов, четвертая – за святых отцов, пятая за мучеников, а при поминовении живых и усопших число просфор не указано. Перед чтением Евангелия полагается молитва ги бже нашь преклони срдца наша въ послоушание бжиихъ твоихъ повелнии, а не восии въ срдцих нашихъ, как в остальных южнославянских текстах. В болгарском списке Соф. 566 на проскомидии также приготовляются шесть просфор, причем на 3-й просфоре упоминаются великомученицы и преподобные жены; при вливании Теплоты в потир произносится тропарь 4-й песни канона на Пятидесятницу баню бжтвнаго порождени словомь чрьпавъ, а не общераспространенная формула теплота стаго дха. Ту же особенность имеют сербские служебники Дечани 120 и 121 нач. XV в. (Слуцкий 2006:138). В греческих источниках этот тропарь указан в илитарии Патмосской библиотеки, 719 XIII в. (Дмитриевский 1901:174). Окончательный, и более или менее, стабильный вариант Афонской редакции содержится в многочисленных рукописях и является самой распространенной версией Диатаксиса в южнославянской традиции. Мы изучали эту редакцию по следующим рукописям кон. XIV-XV в.: ГИМ, Попов. 101/М2447 болг., ГИМ, Хлуд. 114 серб., РГБ, Рум. 400 серб., РНБ, Соф. 975 рус., РНБ, Соф. 534 рус., РНБ, Соф. 535 рус., РНБ, Соф. 538 , РНБ, Q.I.1117 серб., РНБ, Q.I.1180 серб., РНБ, Погод. 38 молд. Один из списков этой редакции, в сербской рукописи XV в. из монастыря св. Павла на Афоне 149 с разночтениями по рукописи этого же монастыря 148, был переписан А. А. Дмитриевским и хранится в его архиве. Недавно он был опубликован М. С. Желтовым (Zheltov 2010:355–359). Афонская редакция имеет название оуставъ бжтвны слоужбы в неиже (как в греческом Ватопедском списке устава Филофея), начальную рубрику хоти иери бжтвное съврьшати таинство длъжен есть прьве миренъ выти и описание приготовления пяти просфор за проскомидией.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Один приносит Богу целомудрие и нестяжание - и так верит, а другой - украденные деньги, и тоже так верит, что это ему поможет. Если Бог принимает даже лепту вдовицы, что по европейским понятиям - неправильно, то кто в Церкви возьмет на себя право решать этот вопрос иначе?  Поэтому в вопросе денег каждый решает и отвечает сам за себя - какова его вера. Да и в самой Церкви всегда были разногласия в вопросе о владении имуществом. И этот вопрос до сих пор не решен и не будет решен никогда, потому что это вопрос личной веры человека.       Так решают вопрос о владении имуществом люди с сильной и глубокой верой:   Не дело монаха служить миру от труда рук своих. Это дело мирских. Мирской человек мало молится, а монах постоянно. Благодаря монахам на земле никогда не прекращается молитва; и в этом — польза всего мира, ибо мир стоит молитвою; а когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет. И что может сделать монах руками? Заработает он за день какой-нибудь рубль; что это для Бога? В то же время одна мысль, угодная Богу, творит чудеса. Мы видим это из Писаний. (старец Силуан Афонский)   Пояс Богородицы Ватопед     Комментарии Всего комментариев: 27 2012/02/20, 16:56:44 Батюшка Ефрем!Какую Благодать ты привез к нам,в Россию!Как душа народа встрепенулась!Как радостно,благоговейно слушали тебя!Как не хотелось расставаться,хотя и по телевизору,но видеть и слышать такие простые слова Истины!Батюшка Ефрем!Укрепи тебя Господи!Мы просим Господа за тебя!Ведь Он выбрал тебя!И ты достоин Его выбора!Господи!На все Святая Воля Твоя! Наталья Макарова 2012/01/06, 00:16:46 Да,да. Слава Богу, что батюшку посадили. Быстрее бы и нас всех к венцу! 2012/01/04, 08:38:17 Может быть я напишу что-то кощунственное, но не порадоваться ли на всем за батюшку архимандрита Ефрема? Ведь не каждому Господь дарует за него (безвинно) пострадать, а именно тем, кто совершенен. Разве не заветная мечта каждого истинно верующего получить мученический венец? Будем молиться за батюшку Ефрема, чтоб Господь укрепил его в " несении скорби сея "

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=880

Под ее рукой видна сандалия Младенца, отвязавшаяся от ноги и падающая; она удерживается только запутавшейся на ноге и еще не освободившейся завязкой. Обращаем на эту деталь внимание 93 . Она ясно показывает нам, что Младенец-Христос ранее был испуган, а так как вверху, по обе стороны группы, помещены те же два ангела, несущие орудие страсти, то ясно, чем был вызван этот испуг. Итак, наша икона «Умиления» представляет продолжение драматической композиции, носящей название «Страстной». Первая представляет испуг Младенца, в живом порыве сбросившего с ноги сандалию. Он первый увидел орудия Страсти, но Мать не только увидела их, – Она поняла и сердечно сокрушилась будущим мученичеством Сына; меч пронзил ее душу и, видя глубокую скорбь на ее лице, Младенец забыл свой испуг и прильнул к Матери, стараясь Ее утешить. Такова основная мотивировка «Умиления», сохраняемая затем большинством икон в основных чертах, но не в деталях, а именно: в иконе «Умиления» опускается затем изображение двух ангелов с орудиями страстей, по причине очень понятной: раз иконописец пишет этих двух ангелов, он, вместе с тем, рисует композицию «Страстной» Б. М., а «Умиление» выделяет уже особо и оставляет, поэтому, сначала упавшую сандалию, а затем и скорбное выражение лица Б. М., заменяя его выражением умиленным, т. е. ласковым и веселым, как естественно для лица Матери, ласкающей Сына. Любопытно, сказать кстати, что скорбное выражение лица Б. М. обыкновенно остается непонятым, а историки искусства зачастую наклонны относить это выражение к суровому аскетическому настроению византийских иконописцев. 73 того же издания любопытен для нас в данном случае вдвойне. Издатель правильно называет его «Умилением» и, мало того – колеблется между отнесением иконы к этому типу или к «Страстной» Б. М. Действительно, на иконе даже сделана та же надпись, что и на «Страстной» т. е. эпитет «Непорочной» ( μολντος). Затем, Младенец одновременно хватается ручкою за руку Б. М. и прильнул к щеке Матери; Он же уронил с ножки сандалию; вверху изображены два ангела, но они отдалены от группы и не держат орудий страстей, хотя руки ангелов покровенны их верхней одеждой, что принято делать лишь в том случае, когда ангелы несут Господу какие-либо эмблемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Поистине, Старец подвизался день и ночь годами для того, чтобы победить искушения своим долготерпением, всепрощением, самоукорением и молитвой до тех пор, пока не получил от Бога огромную благодать в молитве. Но для достижения этой меры, чтобы оправдывать своих клеветников, он вытерпел настоящее кровопролитие внешней брани. Как он сам писал своей духовной дочери: «Знаешь ли ты каково, когда ты не искушаешь – тебя искушают? Ты не крадешь – у тебя крадут? Ты благословляешь – тебя проклинают? Ты милуешь – тебя обижают? Ты хвалишь – тебя осуждают? Приходят без причины, чтобы тебя обличить, постоянно звать тебя прельщенным – до конца жизни? А ты знаешь, что это не так, как они говорят. И видишь искушение, которое ими движет. И, как виновный, ты каешься и плачешь, что ты такой и есть. То, о чем шла речь, – самое сильное. Поскольку воюют с тобой и они, и ты воюешь сам с собой, чтобы убедить себя, что так и есть, как говорят люди, хотя это не так. Когда видишь, что ты абсолютно прав, и убеждаешь себя, что ты не прав. Это, сестра моя, искусство из искусств и наука из наук. Бьешь себя палкой, пока не убедишь себя называть свет тьмой и тьму светом. Чтобы ушло всякое «право». И чтобы окончательно исчезло возношение, чтобы ты стал младенцем при полном разуме. Чтобы видеть всех, когда тебя никто не видит нисколько. Ибо тот, кто станет духовным, всех обличает, не обличаемый никем. Все видит. Имеет глаза свыше, а его глаза не видит никто». Этим и только лишь подобным этому доказывал свою святость старец Иосиф. Опять же, в другой раз Старец уверял: «… вся моя жизнь – это сплошное мученичество, а более всего я страдаю от других людей: когда хочешь их спасти, а они тебя не слушают, и ты плачешь и молишься за них, а они издеваются над тобой, и ими управляет искушение…» Тем временем, несмотря на терпение и молчание Старца, дела постепенно ухудшались. А именно, в скиту Святой Анны решили его наказать, «…чтобы его смирить и он освободился от своей прелести». Во всяком случае, его начали отправлять на различные трудовые послушания, как например, покрыть известью Храм Скита. И он выполнял все это с невозмутимым послушанием. Если кто наблюдал за ним, и мог видеть с какой готовностью, терпением, смирением, молчанием и послушанием Старец выполнял эти трудовые повинности, те понимали его внутреннее состояние и умирялись. Тем не менее, кроме всего прочего диавол продолжал восставлять против Старца больше и больше немощных отцов. Тогда Старец решил защитить себя и первый раз пришел в Скит дать ответ отцам. Но дело зашло уже слишком далеко. В конце концов, Монастырь, которому принадлежит Скит, вместе со Скитом решили его изгнать.

http://isihazm.ru/index.php?id=152

Праведный Лот, живя посреди общества, исполненного скотских и бесчеловечных страстей, показал себя подвижником великого терпения – он никогда ни на кого не роптал и ни разу не отступил от своих принципов. Что сказать о многострадальном Иове, стойком мученике всемирной истории, жившем еще в период тени и гаданий (ср. Евр. 10, 1 ), до Благодати! Одно описание мучений этого подвижника может поразить любого человека, на каком поприще и месте он бы ни находился. А как описать долготерпение патриарха Авраама, который после своего познания Бога и выражения веры в Него встречал на жизненном пути одни испытания! Сколько раз, находясь в испытаниях, Авраам был вынужден скрывать даже, что Сарра – его законная жена! Но он, однако, никогда не роптал на отеческий Промысл Божий. Высота его долготерпения проявилась в жертвоприношении им своего единородного сына, в том, что он безропотно пошел на эту жертву. Затем – пример патриарха Иакова. Его страдания подобны страданиям праведного Иова. Но он безропотно, с верой перенес их, ни разу не выразив протеста. За это он был назван Господом Израилем, что означает «ум, обращенный к Богу». Нам не хватит времени, чтобы рассказать обо всех подвижниках Ветхого Завета. И нет никакой необходимости упоминать вам о подвижниках периода Благодати, о добровольном исповедничестве и долготерпении друзей Божиих – святых, безропотно претерпевших все искушения и испытания, никогда не сказавших, подобно нашему поколению, этого проклятого слова «почему». Кого из древних праведников и пророков еще можно упомянуть и не умилиться их долготерпению, с которым они переносили бесчеловечные и жестокие гонения, а также скорбные обстоятельства жизни, в которых они оказывались? Жизнь пророков есть непрестанное мученичество и не прекращающееся исповедничество. Ведь пророки претерпевали мучения даже не от иноплеменников, а от собственного народа и его вождей, о которых они молились и которым пророчествовали. Их скорби постоянно сопровождались гонениями, заключениями в темницы, ссылками и страданиями – всем тем, что является неотъемлемой частью крестного пути и исповедничества по Богу. Святые пророки никогда не теряли мужества, никогда не оставляли благочестия и служения Богу. Наших возможностей не хватит, чтобы описать терпение пророка Давида, о котором Бог сказал: «О6ретох Давида сына Иесеова, мужа по сердцу Моему» ( Деян. 13, 22 ). И действительно, эти слова показывают, что сей великий пророк был человеком богоподобного сердца и высоких устремлений. Имея постоянное усердие в благочестии и вере в Бога, он стал примером для всех поколений людей. Его пример способен умилить и наши равнодушные и холодные сердца, находящиеся в постоянных искушениях. Как личности и как народ мы находимся в состоянии деградации и внутреннего разорения, и кто знает, к чему нас приведет наша лень! Во всяком случае, мы не должны забывать о долготерпении и благодушном перенесении искушений, которые помогут нам стать опытными в Боге. Да будет так. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Святитель Савва I, архиепископ Сербский, происходил из царского рода, но оставил богатство и суетную славу; на Афоне принял ангельский чин и проводил время в молитве, питаясь лишь хлебом и водой, терпя зной и холод, и при этом не носил обуви. Свт. Савва совершал щедрую милостыню и соорудил церкви во имя Рождества Богородицы, во имя свт. Иоанна Златоуста , Преображения Господня, построил келлии в Ватопеде. Родители его также приняли ангельский чин. Свт. Савва восстановил церковь во имя св. прав. Симеона Богоприимца и благоукрасил Ватопедскую обитель и монастырь Зиг, восстановил Хилендарский монастырь, который был назван Сербским. Большие сокровища свт. Савва раздал святогорским монастырям и пустынникам. Сам же он долгое время предавался подвигам молитвы в уединенной келлии. Святитель выкупал пленников и восстановил монастырь во имя Сорока мучеников. Много трудился свт. Савва на своей родине, просвещая светом Православия сербов. Он укрощал злобу правителей, совершал чудеса, и Матерь Божия помогала ему. Свт. Савва всех призывал к покаянию. Он вразумил венгерского короля, и тот отложил войну, утвердился в Православной вере и стал жить в смирении и любви. Свт. Савва призвал брата своего – царя Стефана к ангельскому житию и сам облек его в иноческий чин с именем Симеон. Бог дал св. Савве великую благодать, и он совершал исцеления и чудеса, и, удостоенный сана архиепископа Сербского, свт. Савва всех утверждал жить в вере, мире и любви. Он отошел ко Господу 12/25 января 1237 года. От мощей угодника Божия совершались многие чудеса, и свт. Савва стал покровителем Святой Горы и земли Сербской. Святитель Савва II, архиепископ Сербский, был племянником свт. Саввы I. Он в юности стал иноком, жил в Иерусалиме, затем подвизался на Афоне. Долгое время будучи первосвятителем Сербской Церкви, свт. Савва отличался кротостью и сиял многими добродетелями. Почил он 8/21 февраля 1267 года. Святитель Иоанникий, архиепископ Сербский. Долго подвизался на Афоне, вместе со свт. Саввой II, в посте и молитве. Был игуменом Хилендарской обители. Любил безмолвие. Будучи поставлен архиепископом Сербским, он поучал народ благочестию и правой вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой сразу же созвал собор народа и бояр и предложил им меры, которые считал необходимыми для исправления нравов, испорченных злоупотреблениями и суевериями. Нифонт создал две епархии – Бузэускую и Рымникскую, реформировал монастыри и потребовал от священников и бояр соблюдать Божии заповеди и служить образцом для народа. Святитель Нифонт решительно боролся с пьянством и блудом и во всем показал себя новым Златоустом Румынской земли. Но вскоре между святителем Нифонтом и воеводой произошел конфликт. Раду выдал свою сестру замуж за знатного молдавского боярина Богдана, находящегося в изгнании в Валахии, зная, что тот оставил в своей стране жену. Нифонт, узнав об этом, попытался уговорить Богдана отказаться от двоеженства, но тот не послушал его и стал угрожать святителю. Несмотря на давление князя Раду, святой остался тверд и отлучил Богдана от причастия, предсказав, что и боярина, и Раду ожидает печальный конец, а на Валахию обрушатся тяжкие беды. Тогда Раду изгнал достойного иерарха, запретив кому-либо принимать его. Убоявшись, однако, Божия гнева после предсказанной кары, он позвал его к себе во дворец и стал просить прощения, но Нифонт был несгибаем. Благословив своего духовного сына, молодого боярина Нягое Басараба, и предсказав ему восшествие на валашский трон, Нифонт с учениками Макарием и Иоасафом ушел в Македонию. Там он провел некоторое время, наставляя христиан. Вернувшись на Святую Гору, Нифонт был с радостью встречен монахами Ватопедского монастыря. Через некоторое время его ученик Макарий принял мученичество в Фессалониках. Вскоре после этого Нифонт тайно ушел из Ватопеда, чтобы неузнанным явиться в монастыре Дионисиат. Одетый как простой монах, он попросил принять его. По монастырскому обычаю его определили послушником и поручили присматривать за мулами. Однажды, когда он пас животных в горах, монахи увидели поднимающийся к небу язык пламени, а один из них заметил молящегося святого, всего проникнутого этим сиянием. Он побежал в монастырь предупредить монахов, и те собрались в церкви, чтобы просить Бога открыть им, кто этот человек. Тогда игумену явился покровитель монастыря святой Иоанн Предтеча и велел подготовиться к встрече Константинопольского патриарха Нифонта. Когда святой вернулся в монастырь в скромной одежде, вся братия встретила его у ворот под звон колоколов, со свечами и ладаном, чтобы воздать почести в соответствии с его саном. В слезах пав на землю, Нифонт попросил у братии прощения за обман, объяснив, что сделал это ради спасения своей души, чтобы стяжать милосердие в Судный день, и, стремясь избежать пустых почестей и мирских забот, взялся служить им, как последний из всех. Подвижники и монахи Святой Горы, узнав, что среди них находится светильник Православия, наполняли монастырь в выходные и праздничные дни, желая послушать проповеди святого.

http://pravoslavie.ru/55562.html

Так, один инок Иверской обители, по имени Каллиник, в бытность свою в Константинополе имел с собою часть св. мощей преподобного Иерофея. В том доме, в котором остановился Каллиник, была больная женщина, которая вследствие сильного воспаления глаз лишилась совершенно зрения, между тем боль продолжалась, и несчастная женщина от сильной боли приходила в отчаяние, но лишь только она больными глазами припала к св. мощам, тотчас получила исцеление. А другая женщина одержима была расслаблением всего тела и три года лежала в постели, когда же поднесены были к ней св. мощи преподобного и она с верою их облобызала, немедленно получила совершенное здравие. На самой же Святой Горе многие, страдавшие различными болезнями, особенно зубной болью, и боримые плотской страстью, чрез прикосновение к св. мощам получали исцеление, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единого в Троице Бога, Ему же и от нас грешных буди честь, слава, поклонение и благодарение, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Откуда родом и от каких родителей происходил преподобный Макарий, история нам не передала. Известно только, что он был учеником святейшего патриарха Константинопольского Нифонта, в житии коего и упоминается, что он скончался мученически. Находясь при святом Нифонте, он был подражателем его подвигов и высокой ангельской жизни. Между тем, у него родилось пламенное желание окончить жизнь свою страдальчески за Господа. Будучи не в силах преодолеть тайных и постоянных к тому побуждений, он открылся во всем божественному Нифонту, безмолвствовавшему тогда в обители Ватопедской по вторичном удалении с престола константинопольского. Выслушав Макария и провидя духом действие в этом воли Божией, святой Нифонт кротко сказал: «С Богом, чадо, в путь святых страдальцев; желание твое Господь исполнит и, по Своей неизреченной милости, дарует тебе венец мученичества». Напутствовав его молитвою и осенив знамением честнаго креста, патриарх облобызал его и отпустил от себя с миром. Благословенный же Макарий, напутствованный молитвами святого Нифонта, удалился со Святой Горы в Солунь.

http://isihazm.ru/1/?id=1830

Это поняли богоносные отцы наши, святитель Фотий, святогорец-святитель Григорий Палама , Божественный Марк Ефесский Евгеник и прочие, которые мужественное противостали папским притязаниям и заблуждениям. Великая война подымается против православных и против Православия. Многие покоряются и становятся латиномудрствующими. Оставшимся православным приходится сражаться с латинянами и латиномудрствующими. К мудрствующим по-латински принадлежали императоры, патриархи, архиереи, политические вожди, обладавшие мирской властью и силой. Православные верующие противостоят везде, в том числе и здесь, на Святой Горе. Наступает такое время, когда латиномудрствующие принуждают афонских отцов поклониться папе. Но большинство предпочитает смерть, которая является жизнью, а не жизнь, которая есть смерть. Мученическую смерть принимают многие святогорцы в монастырях Иверском, Ватопедском, Зографе. Но и здесь, в Карее, как говорит священный Никодим, «мы находим и преподобномучеников, прота Святой Горы и живущих вокруг него в келиях; когда они обличили латиномудрствующих Михаила Царя и Векка Патриарха, прот был повешен, а другим были отсечены головы мечом». Здесь претерпевает мученическую смерть исповедник и прот Святой Горы священномученик Косьма, честные, благоухающие и источающие благодать мощи заботой Священного Кинота были обретены в притворе этого честного храма. Блаженный принял мученическую смерть по любви ко Христу. Мученичество – это самое высшее, что может принести человек Богу. Блаженный и честный прот Святой Горы, священномученик Христов Косьма, ты первый в служении прот Священного Кинота, ты первый и на мученичестве, и в исповедании Христа. Первый на кафедре протатской, первый на виселице, в смерти и гробу. Твое многотрудное и мученическое тело как бесценное сокровище сокрыла и сохранила сия священная земля. Теперь Божественным мановением ты как утренняя звезда снова восходишь над святоименитой Горой и над всей Церковью, чтобы светить нашим душам и вести их к неуклонному исповеданию Богочеловека Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

ГОСПОДИ , ВРАЗУМИ БЕЗУМНЫХ. НАТАЛЬЯ 2012/01/07, 11:33:43 Помоги, Господи архимандриту Ефрему и братии Ватопедского монастыря все выдержать и выстоять в этой духовной брани. Силы зла восстали не только на Ватопед, но и на Афон. Нам, православным христианам, нужно сугубо, искренне и глубоко молится за старца Ефрема, и уповать на помощь Божию, потому что Бог поругаем не бывает и зло не восторжествует. Но очень многое зависит от того, как мы все вместе, соборно будем молиться и противостоять злу в этом искушении. Необходимо читать молитву по соглашению за Архимандрита Ефрема и молитву задержания против нападок демонических сил. Всех поздравляю с Рождеством Христовым. Верю, Господь поможет отстоять Афон. Инокиня Елизавета. 2012/01/05, 01:21:38 Венцы мученика; укрепи Вас Господь в этой награде! Позор тем, кто так поступает с человеком, делающим столько добра людям! Татьяна Васильевна 2012/01/04, 10:39:03 Все православные христиане возмущены беспрецедентным по свой глупости арестом игумена Ефрема. Греческое правительство не только открыто проигнорировало общепринятые нормы права, морали и нравственности, но и показало всему миру как материальное превалирует над духовным. Этим самым, оно забило себе последний гвоздь на своей крышке гроба. Без Афона, не будет Греции. Только немедленное освобождение Настоятеля Ватопедского монастыря позволит сохранить Греческому руководству остатки человеческого лица в глазах всего мира. Любой человек понимает, что монах не может по определению совершить ничего такого, за что его можно арестовать. Тем более глупо утверждение , что он может представлять опасность для общества. Туризм и фрукты- основа Греческой экономики. Россияне однозначно перестанут посещать Грецию и покупать их товары. Это сильно поможет Греческой экономике в сегодняшних условиях? Блоги полны призывами бойкотировать Грецию и Русские люди,православные, так сделают. Никогда не надо посягать на Православие ибо Русский народ стерпит все, кроме этого. В этом случае последствия для Греции точно будут такие, которые они не в состоянии были даже спрогнозировать. " Не надо дергать тигра за усы " - эта восточная пословица в полном объеме подходит к данной ситуации. Я прошу каждого православного христианина бойкотировать все, что имеет отношение к Греции. От туризма до их товаров. Когда это случится на уровне нашей страны, потери для греков составят миллиарды евро. Если через совесть не понимают, пусть поймут через кошелек. Зачем нам материально помогать бесам, которые так поступаю с Православными Священнослужителями. Поздравляю всех с наступающим Рождеством Христовым. Особое поздравление и пожелание скорейшего освобождения и Силы Духа Святаго для укрепления в неволе настоятелю Ефрему.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=913

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010