По возвращении из путешествия св. Василий раздал свое имущество бедным и удалился в Понт, где в пустыне близь Неокессарии предался аскетическим подвигам. Из двух типов монашеских поселений – уединенного и общежительного отшельничества св. Василий отдал предпочтение последнему, учитывая опасности уединенной жизни. Здесь часто навещал его Григорий Назианзин . Подвижники вместе проводили время в молитве, изучении Священного Писания и творений учителей Церкви, из которых они особенно высоко ставили Оригена . Здесь друзья совместно составили сборник из сочинений этого великого Александрийского богослова. С помощью друга Св. Василий написал Правила монашеской жизни. Своею проповедью и примером Св. Василий привлек многих любителей иноческой жизни, которые селились в окрестностях образуя мужские и женские монастыри. По свидетельству Руфина в скором времени изменилась в лучшую сторону жизнь всего населения Понта. Около 364 года преемник епископа Диания Евсевий Кесарийский вызвал Василия в Кесарию, посвятил его в сан пресвитера и сделал его своим помощником в проповедничестве и в административных делах. В эти годы, в связи с воцарением Валента, усилилась движение арианской ереси, опасность ее распространения стала испытывать на себе и Кесарийская область. Василий ревностный сторонник Никейского исповедания, всеми средствами противостоял арианской угрозе и стал во главе защитников православия, тем более что епископ Евсевий богословски был человеком малообразованным. По словам Св. Григория в это время Св. Василий был для предстоятеля Церкви «добрым советником, искусным помощником, изъяснителем Священного Писания, истолкователем обязанностей, опорою старости, хранителем его веры, самым надежным из клириков и опытнее всех мирян». Живя в Кесарии Св. Василий вел тот же аскетический образ жизни, какой он проводил в пустыне. Когда в 368 г. страшный голод постиг Каппадокию, Св. Василий продал доставшееся ему по наследству имение и употребил его на пропитание голодных, побуждая в тоже время и других к щедрой благотворительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает председатель попечительского совета радио «Вера» Павел Ульянов //Фома. - — февраль 2019. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Реклама: С.19. Вопрос номера. Священник или психолог? Исповедь или прием психолога: что эффективнее? Письмо читателя/ Сергей. Иллюстрации Марии Сосниной//Фома. - — февраль 2019. - С.20-21. - (рубрика « Вопрос номера. Священник или психолог? »).   Есть чему полечиться. Священники и психологи: к кому и с какими вопросами правильно обращаться. На вопрос читателя отвечает психолог Михаил Хасьминский , руководитель православного Центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова на Семеновской, Москва. Беседовала Дарья Теленкова . Иллюстрации Марии Сосниной//Фома. - — февраль 2019. - С.22-25. - (рубрика « Вопрос номера. Священник или психолог? »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает председатель попечительского совета радио «Вера» Павел Ульянов //Фома. - — февраль 2019. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »).          ВЕРА (раздел). – С.28-41.   Школа «Фомы». Именины: Василий. [Инфографика]. Значение имени : Василий –  переводится с древнегреческого как «царственный»;  Дни памяти : 12 февраля – собор святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. 14 января - день памяти  святителя Василия Великого;   Святитель Василий Великий (330-379) . Подготовил Тихон Сысоев ;  Другие святые и известные люди с именем Василий :  Блаженный Василий, московский чудотворец (1469-1557). Василий Верещагин (1842-1904), выдающийся живописец-баталист. Василий Ключевский (1841-1911), знаменитый русский историк, создатель научной истории России. Святитель Василий (Преображенский), епископ Кинешемский (1876-1945), подвижник, интеллектуал, пострадавший в годы советской власти; Интересные факты . Ил.: Святитель Василий Великий. Иконографическое изображение; Афинская школа. Фрагмент. Рафаэль Санти; Литургия Василия Великого. Фото свящ. Игоря Палкина; Каппадокия.  Фото Владимира Ештокина//Фома. - – февраль 2019. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-190-...

Здесь в это время у него завязались тесные дружеские отношения с Григорием Назианзином (Богословом); здесь же он познакомился и с будущим императором Юлианом Отступником. Вернувшись на родину, Василий крестился, а затем был посвящен в чтеца. Желая ближе ознакомиться с монашеской жизнью, к которой стремилась его душа, Василий через Сирию и Палестину отправился в Египет, где монашество особенно процветало. Возвратившись отсюда в Кесарию, Василий приступил здесь к организации монашеской жизни, представители которой в Египте поразили его своими подвигами. Василий Великий основал несколько монастырей в Понтийской области, написав для них устав. В 364 году святой Василий был посвящен во пресвитера. В сане пресвитера он успешно боролся с арианами, которые, пользуясь покровительством императора Валента, хотели овладеть Кесарийскою Церковью. Заступник угнетенных и обездоленных, Василий, кроме того, основал множество убежищ для бедных; все это, в соединении с безупречною личною жизнью, приобрело ему народную любовь. В 370 году Василий был избран архиепископом родного города и, будучи святителем, выступил на поприще общецерковной деятельности; чрез послов он вступил в деятельные отношения со святым Афанасием Великим , которые поддерживал и путем письменного общения; завязал отношения и с папою Римским Дамасом, имея в виду объединить православных для победы над арианами и умиротворения Церкви. В 372 году император Валент, пытаясь водворить арианство в Кесарийской Церкви, хотел было путем угроз поколебать стойкость в Православии святого Василия. Для этого он отправил в Кесарию сначала префекта Эвиппия с другим своим царедворцем, а потом явился и сам. Святой Василий отлучил вельмож-еретиков от Церкви, а самого императора допустил в храм лишь для принесения даров. Император не решился привести в исполнение своих угроз по отношению к мужественному епископу. Святой Василий Великий скончался в 378 году сорока девяти лет. Память его Православная Церковь празднует 1 и 30 января. – После него остались следующие сочинения, представляющие собою богатый вклад в святоотеческую литературу: девять бесед на шестоднев; шестнадцать бесед на разные псалмы; пять книг в защиту православного учения о Святой Троице против Евномия; двадцать четыре беседы о разных предметах; краткие и пространные монашеские правила; устав подвижнический; две книги о крещении; книга о Святом Духе; несколько проповедей и триста шестьдесят шесть писем к разным лицам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Пьянство – этот добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу... (свт. Василий Великий , 8, 210). Источник. Как вода враждебна огню, так неумеренность в вине угашает рассудок (свт. Василий Великий , 8, 210). Источник. У них сон тяжелый, почти непробудный, удушающий, близкий к действительной смерти, а бодрствование бесчувственнее самого сна... (свт. Василий Великий , 8, 211). Жизнь есть сновидение (свт. Василий Великий , 8, 211). ...Жалок одержимый бесом, а упившийся, хотя терпит то же, недостоин сожаления, потому что борется с произвольно накликанным бесом (свт. Василий Великий , 8, 213). Источник. Пьянство – утрата рассудка, истощение силы, безвременная старость, кратковременная смерть (свт. Василий Великий , 8, 217). Источник. ... низложен без меча, убит без врагов (свт. Василий Великий , 8, 217). Вино потопляет рассудок и ум и возбуждает, подобно рою пчел, страсти и сластолюбие (свт. Василий Великий , 8, 218). Источник. Пост да уврачует пьянство; псалом – срамные песни; слезы да будут врачевством смеха (свт. Василий Великий , 8, 220). Источник. Горе злоязычному, а вместе с ним и упивающемуся! Они причисляются к убийцам и мучатся с прелюбодеями (прп. Ефрем Сирин , 30, 72). Источник. Не ходи... к упивающимся, чтобы не погубить тебе внезапно богатства целомудрия (прп. Ефрем Сирин , 30, 209). Источник. Кто любит упиваться, тот утратит многое: ибо говорит и делает он, чего не должно, богатство свое, как чужое, расхищает и отдает врагам, потому что упоение омрачило у него ум (прп. Ефрем Сирин , 31, 293). Пьянство не приемлет Господа. Пьянство удаляет от нас Духа Святаго (прп. Ефрем Сирин , 32, 16). Не услаждайся вином, и не приманит тебя плоть (авва Евагрий, 89, 637). ...Кто проводит время в пьянстве, разгуле и объядении, тот подпал жестокой власти самого диавола (свт. Иоанн Златоуст , 44, 779). Источник. Что, в самом деле, достойно большего сожаления, чем пьянство? Пьяница живой мертвец; пьянство – демон самозваный, недуг, не имеющий прощения, падение, лишенное оправдания, общий позор рода нашего. Пьяница не только бесполезен в собраниях, не только в делах частных и общественных, но и по одному просто виду противнее всех, дыша зловонием (свт. Иоанн Златоуст , 45, 12). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

5. Свт. Василий Духом Святым провидел подвижническую жизнь пресвитера Анаста­сия и жены его Феогнии, которые сорок лет жили в супружестве девственной жизнью. Они ухаживали за одним прокаженным, у которого уже отпали, изгнивши, многие части тела. Святитель с прокаженным провел ночь в молитве и утром вывел его совершенно здоровым. Все, увидевши такое чудо, прославили Бога. 6. Когда о свт. Василии услышал прп. Ефрем Сирин и стал молиться Богу о нем, то Господь показал ему огненный столп, доходивший до небес, и был голос: «Ефрем! Ефрем! Каким ты видишь этот огненный столп, таков и есть Василий». Прп. Ефрем с переводчи­ком пришел в Кесарию, в церковь, где служил свт. Василий, в праздник Богоявления Гос­подня, и видел прп. Ефрем, что из уст говорившего святителя исходит огонь. Возложив на прп. Ефрема руки, свт. Василий рукоположил его во диакона и сообщил ему дар разумения греческого языка, которого он раньше не знал. Все прославили Бога, давшего прп. Ефрему способность понимать и говорить по-гречески. 7. Свт. Василий Великий пас Церковь Божию восемь лет, шесть месяцев и шестнадцать дней, а лет жизни на земле его было сорок девять. Свт. Василий воистину слава и красота Церкви, палата учености, учитель вселенной. Родился он в 329 г. Отца его звали тоже Василием, а мать – Емилией. Первые семена благочестия были посеяны в его душе бабкой Макриной. 8. В 368 г. в Кесарии был страшный голод, и св. Василий продал после матери наследство и кормил голодных Кесарии. В 370 г. св. Василий был избран архиепископом Кесарии и ему было подчинено 50 епископов в Понте, Армении, Галатии, Пафлагонии и Вифинии. 9. Воздав благодарение за все, святитель предал в руце Божии дух 1 января 379 года. Его гроб провожали христиане, иудеи и язычники. Свт. Василий был опорой веры, обителью Духа Святого, мужем великим и святым, и душа его Божественна. 10. Мы знаем Божие величие, Божию силу, премудрость, благость и Промысл, с каким печется о нас Бог, но не самую сущность. 11. Тело Богочеловека сотворено Духом Святым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4165...

Целый мир — достояние равномощной Троицы — приведен в необыкновенное колебание сопротивными учениями. А уста Василиевы (увы! увы!) заключены молчанием. Пробудись, Василий, и останови бурю своим словом и своими священнодействиями. Ибо ты один показал нам, как жизнь, равную учению, так и учение, равное жизни. Один Бог, царствующий в горних; и наш век видел одного достойного архиерея. Это ты, Василий, громозвучный вестник истины, светлое око христиан, озаряющее душевными доблестями, великая слава Понта и каппадокиян! Умоляю тебя, и ныне предстательствуй и приноси свои дары за мир. Здесь кесарийцы положили меня, архиерея, Василия, Василиева сына, Григориева друга. Сердечно любил я Григория: да дарует ему Бог, как благоуспешность во всем другом, так и то, чтобы скорее вступить ему в нашу жизнь. Что пользы, оставаясь долго на земле, истаевать тому, кто ищет небесного дружества? Немногим дышал ты на земле, но все принес и отдал в дар Христу, и душу, и тело, и слово, и руки, о Василий, великая слава Христова, опора иереев, опора истины, которую ныне всего более стараются рассечь. Науки! Общая обитель дружбы! Дорогие Афины! Ранние условия вести божественную жизнь! Знайте это, что Василий на небе, чего желал, а Григорий на земле и на устах носит узы. Светоносный Василий, великая похвала кесарийцев! Твое слово — гром, а жизнь — молния. Но и ты оставил священный престол! Так угодно стало Христу, чтобы как можно скорее присовокупить тебя к сонму небожителей. Ты изучил все глубины Духа и всю земную мудрость. Ты был живой жертвой. Восемь лет держал ты бразды богомудрого народа. Это одно мало в делах твоих, Василий. Радуйся, Василий, хотя ты и разлучен еще со мной! Таково тебе от Григория надгробное писание! Вот слово, которое любил ты! Воздан тебе, Василий, долг дружбы и дар для нас многоплачевный. Сию двоенадесятицу надписей возлагает Григорий на прах твой, Василий. Себе самому Во–первых, Бог даровал меня молившейся светлой матери; во–вторых, принял от матери как угодный Ему дар; в–третьих, умирающего меня спас пречистой Трапезой; в–четвертых, Слово даровало мне обоюду острое слово; в–пятых, девство приветствовало меня в дружелюбных сновидениях; в–шестых, приносил я единодушные жертвы с Василием; в–седьмых, Жизнеподатель исхитил меня из недр бездны; в–восьмых, очистил Он руки мои болезнями; в–девятых, юнейшему Риму возвратил я, о Царь, Троицу; в–десятых, был поражаем камнями или друзьями.

http://predanie.ru/book/67845-tvoreniya/

В Афинах св. Василий изучил грамматику, риторику, астрологию, геометрию, математику, философию и медицину и настолько постиг эти науки, что никто не мог с ним сравняться в знании этих наук. Особенно преуспел он в диалектике. После нескольких лет пребывания в Афинах (4х или 5ти) св. Василий возвращается на родину, имея намерение удалиться в пустынное уединение. Жители Кесарии и Неокесарии усиленно просили молодого учёного быть у них учителем и адвокатом. Св. Василий сначала принял их предложение, но вскоре отказался от светской службы, принял св. крещение и степень чтеца Кесарийской Церкви. Желая ближе ознакомиться с жизнью пустынножителей, св. Василий посещает Египет, Палестину, Месопотамию и другие места, где подвизались великие пустынножители. Возвратившись из паломнического путешествия, св. Василий поселился в уединённом месте и весь отдался подвигам молитвы, поста и физического труда. В это время к нему часто приходил его друг св. Григорий, вернувшийся также из Афин, и тогда жизнь их в уединении становилась ещё строже. Они обрабатывали пустыню, насаждали и поливали деревья, обтёсывали камни, так что руки у них были покрыты мозолями. В тоже время они занимались непрестанным внутренним деланием, изучением Свящ. Писания и творений своих знаменитых предшественников: свв. Климента Римского , Иринея Лионского , Дионисия Александрийского , Григория Неокесарийского и других. Изучали подвижники и сочинения Оригена по изъяснению Св. Писания; из них они выбрали лучшие места и составили сборник, назвав его “Филокалии.” Живя в пустыне св. Василий не терял связи с миром, охотно оказывал содействие своим словом тем, кто просил его об этом, особенно когда вопрос касался защиты православной веры от еретиков. Так в 360 году он был на соборе в Константинополе и, будучи ещё только чтецом, поражал ариан силою своего слова. В 364 году св. Василий был рукоположен во пресвитера. С того времени он начал непрестанно проповедовать с церковного амвона. Ревность его в деле учительства не знала усталости; он проповедовал иногда не только каждый день, но не редко и дважды в день. Говорил св. Василий с таким воодушевлением, что слушателям казалось время остановилось, настолько они были поглощены вниманием к слову; и только поздний час или крайняя усталость полагали конец проповеди кесарийского пастыря. Будучи пресвитером, св. Василий произнёс свои знаменитые беседы на Шестоднев и на псалмы.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

скорбях наших! Умоли за нас Христа Бога нашего, да и мы подобно тебе, переплываещиму речные быстрины, безпреткновенно переплывём обуревающие нас со всех сторон море житейское и достигнем с радостию и веселием жизни вечной. Аминь.» 1 Святой Василий, епископ Рязанский, значится четвертым в числе Рязанских Епископов: 1) в Хронографе, находящемся в Румянцевском Музее, описанном Востоковым А.Х. под CCCCLXI с. 784; 2) в каталоге, помещенном в Истории Российской иерархии, т. I., с. 263–273; 3) в списке Епископов Рязанских, находящемся в Истории Рязанской иерархии Воздвиженского Т.Я. с. 286 и 4) в списке Архимандрита Спасского монастыря Иеронима, находящемся в собранных им дополнениях к истории Рязанской иерархии (в рукописи). В списке же из Повестника о епископах, которые подлежат и послушны суть Митрополиту Киевскому и всея России, напечатано в конце 1-й части Никоновской летописи, Святой Василий значится вторым: здесь опущены Евфросин и Иосиф. Порядок Епископов Рязанских должен быть такой: – Арсений, 1198–1213 г. – Евфросин Святогорец, упоминание 1225 и 1237 г. – Иосиф, упоминание 1284 г. – Святой Василий, 1285–1295 г. Замечательно, что в синодике Рязанского кафедрального собора Епископы Иосиф и Василий упоминаются в ряду: действительно, по годам они следовала один за другим. Но, вероятно, в синодике было два имени Василия, только, когда Василий I-й признан святым, одно имя Василий вынесено из него. В дошедших до нас летописях упоминаются два Рязанских иерарха с именем Василий: один в Лаврентьевской под 6803 (1295) год. (Полное собрание Русских летописей. Т., с. 208. Никоновская летопись. Т. III, с. 93 под 6802 (1294) год; Средневековая Воскресенская Летопись. Т. II, с. 268 под 1294 год.); другой – в Никоновской – под 6864 (1356) год. (Никоновская летопись. Т. III, с. 206). В первой записана кончина Василия, во второй посвящение Василия II. Общим мнением и Церковью доселе признаваем был за одно лицо с Василием Святым Василий I. Но в прошлом году (1858), автор истории Рязанского княжества, господин Д.И. Иловайский высказал ту мысль (с. 149 и 150), что Василий Святой был одно лицо не с первым Василием, а со вторым. Мнение господина Иловайского принял известный автор Истории Русской Церкви, и в статье: «Иерархи Рязанские», помещённой в Христианском Чтении за май 1859 года (с. 355–359), сводит в одно лицо Василия II с Василием Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Трудившиеся над исследованием учения о добродетели говорили, что одни добродетели составляются из умозрений, а другие неумозрительны: так благоразумие составляется из умозрений при рассуждении о добре и зле; целомудрие – из умозрений о том, что должно избирать и чего избегать; справедливость – из умозрений об усвояемом и неусвояемом; мужество – из умозрений о страшном и нестрашном. Но красота и крепость суть добродетели неумозрительные, следующие за теми, которые из умозрения; ибо некоторые из мудрых красоту находили в соразмерности и стройности душевных умозрений, а крепость усматривали в окончательном произведении положено в нас добродетелями умозрительными. Впрочем, чтобы в душе были красота и сила производить должное, для сего имеем мы нужду в Божией благодати (свт. Василий Великий , 5, 221–222). Источник. ...Добродетель есть какая-то средина и соразмерность, а излишек или недостаток, в ту или другую сторону выступающий из пределов добродетели, есть уже неумеренность и безобразие. Так, мужество есть средина, излишек его – дерзость, а недостаток его – робость (свт. Василий Великий , 6, 199). Источник. Добродетель происходит от произволения, а не от необходимости (свт. Василий Великий , 8, 135). ... принадлежит человеку и при жизни, и по смерти (свт. Василий Великий , 8, 301). Употреби старание успевать в важнейших добродетелях и не вознерадеть о меньших (свт. Василий Великий , 9, 43). Источник. Будь верною сокровищницею добродетелей, а ключом имей язык духово твоего отца (свт. Василий Великий , 9, 47). Источник. Преуспевай в добродетелях, чтобы стать ближе к Ангелам (свт. Василий Великий , 9, 51). Источник. – это употребление Божиих даров с доброю совестью, по заповеди Господней (свт. Василий Великий , 9, 83). Если бы мы находились вне тела, то необходимо было бы стремиться к совершеннейшему одной душой. Но поскольку человек двояк, то и упражнение в добродетели должно быть двоякое, состоящее и в телесных трудах и в душевных подвигах (свт. Василий Великий , 9, 336).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не соблюдать заповедей Христовых – значит не любить Бога и Христа Его; а признак любви – соблюдение заповедей Христовых, в терпении страданий Христовых, даже до смерти (свт. Василий Великий , 7, 309–310). Источник. Что свойственно любви к Богу? – Соблюдать заповеди Его, имея целью славу Его (свт. Василий Великий , 7, 417). Источник. Любовь к Богу не есть что-либо учением приобретаемое. Ибо не у другого учились мы восхищаться светом, быть привязанными к жизни, не другой кто учил нас любить родителей или воспитателей. Так, или еще более, невозможно отвне научиться любви Божией; но вместе с устроением живого существа, разумею человека, вложено в нас некоторое прирожденное стремление, в себе самом заключающее побуждения к общению любви (свт. Василий Великий , 9, 82). Источник. Надобно знать, что хотя это (любовь к Богу) – одна добродетель, однако же она силою своею приводит в действие и объемлет всякую заповедь (свт. Василий Великий , 9, 82). Источник. ...Получив заповедь любить Бога, приобрели мы также и силу любить, вложенную в нас при самом первоначальном нашем устройстве... (свт. Василий Великий , 9, 83). Источник. ...Любовь к Богу требуется от нас как необходимый долг; оскудение ее в душе есть самое несносное из всех зол (свт. Василий Великий , 9, 84). Источник. Какая мера любви к Богу? Та, чтобы душа непрестанно через силу напрягалась исполнять волю Божию, с целью и вожделением славы Божией (свт. Василий Великий , 9, 266). Как приобретается любовь к Богу? – Если добросовестно и благопризнательно расположим себя к Божиим благодеяниям. А сие бывает и у бессловесных (свт. Василий Великий , 9, 266). Источник. ...Мужайся и крепись, старайся непрестанно питать и приумножать в себе любовь к Богу, чтобы возрастало и обилие подаваемых тебе от Него благ (свт. Василий Великий , 10, 208). Все лукавое приводится в бездействие приобретением совершенной любви к Богу (прп. Ефрем Сирин , 31, 532). Кто действительно восприял истинную любовь к Богу, тот, как меч обоюдоострый, отсекает всякую иную любовь мира сего, и расторгает всякие вещественные узы. Такую душу не может удержать ничто видимое, ни удовольствие, ни слава, ни богатство, ни узы плотской любви, ни что-либо вещественное... всякую земную и вещественную любовь преодолевает и препобеждает (прп. Ефрем Сирин , 32, 37).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010