Василий же сказал ему: — Зови ее сестрою своею, как это и есть на самом деле, и скажи мне о добродетелях твоих. Анастасий отвечал: — Я ничего доброго не сделал на земле. Тогда Василий сказал: — Встанем и пойдем вместе, — и, восстав, они пришли к одной из комнат его дома. — Открой мне двери эти, — сказал Василий. — Нет, святитель Божий — сказал Анастасий, — не входи туда, потому что там нет ничего, кроме хозяйственных вещей. Василий же сказал: — Но я и пришел ради этих вещей. Так как пресвитер все-таки не хотел открыть дверей, то святой открыл их своим словом и, вошедши, нашел там одного человека, пораженного сильнейшею проказою [ 52 ], у которого уже отпали, изгнивши, многие части тела. О нем не знал никто, кроме самого пресвитера и жены его. Василий сказал пресвитеру: — Зачем ты хотел утаить от меня это твое сокровище? — Это человек сердитый и бранчивый, — отвечал пресвитер, — и потому я боялся показать его, чтобы он не оскорбил каким либо словом твою святость. Тогда Василий сказал: — Добрый подвиг совершаешь ты, но дай и мне в эту ночь послужить ему, дабы и мне быть соучастником в той награде, какую ты получишь. И так святой Василий остался с прокаженным наедине и, запершись, всю ночь провел в молитве, а на утро вывел его совершенно невредимым и здоровым. Пресвитер же с женою своею и все, бывшие там, увидев такое чудо, прославляли Бога, а святой Василий после дружеской беседы с пресвитером и поучения, данного им присутствовавшим, возвратился в дом свой. Когда о святом Василии услышал преподобный Ефрем Сирин [ 53 ], живший в пустыне, то стал молить Бога о том, чтобы Он показал ему, каков есть Василий. И вот однажды, находясь в состоянии духовного восторга, он увидел огненный столп, которого глава доходила до неба, и услышал голос говоривший: — Ефрем, Ефрем! Каким ты видишь этот огненный столп, таков и есть Василий. Преподобный Ефрем тотчас же, взяв с собою переводчика, — ибо не умел говорить по-гречески, — пошел в Кесарию и прибыл туда в праздник Богоявления Господня. Став вдали и незамеченный никем, он увидел святого Василия, шедшего в церковь с великою торжественностью, одетого в светлую одежду, и клир его, также облаченный в светлые одежды. Обратившись к сопровождавшему его переводчику, Ефрем сказал:

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

429. Василий Александрович, князь пронский, младший из двух сыновей Александра Михайловича, князя пронского 254), от брака с неизвестной. – Летопись упоминает о нем только раз, отмечая, что он ум. в 1351 г., (а не в 1350 г., как показано у Карамзина, и не в 1349 т., как значится у г. Соловьева). – Потомства его в родословных не видно. 430. Василий Андреевич 430. Василий Андреевич, удельный князь вяземский, второй из четырех сыновей Андрея Афанасьевича, князя вяземского 295), от брака с неизвестной, – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в половине XIV века и оставил сыновей; Ивана 806), и Петра ), удельных князей вяземских. 431. Василий Андреевич 431. Василий Андреевич, удельный князь вяземский, старший из трех сыновей Андрея Владимировича Долгой-Руки, первого князя вяземского 303), оть брака с дочерью Мстислава -Бориса Романовича Старого, вел. кн. киевского ), неизвестной по имени. – Все сведения о нём ограничиваются тем, что он наследовал отцу, убитому Татарами, на р. Калке, 31 мая 1224 г. и, от брака с неизвестной оставил сыновей: Афанасия 375) Романа ) и Юрия (Георгия ) князей вяземских. 432. Василий Андреевич 432. Василий Андреевич, прозванием Слепой , князь мезецкий (мещовекий). торусской ветви князей черниговских, младший из пяти сыновей Андрея Всеволодовича Шутихи, первого удельного князя мезецкого 308), от брака с неизвестной, праправнук св. Михаила Всеволодовича Черниговского 138). – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в XIV в. и ум. бездетным. 433. Василий Андреевич 433. Василий Андреевич, прозванием Щербатый , удельный князь оболенский, племени князей черниговских, средний из трех сыновей Андрея Константиновича, князя торусско-оболенского 329). от брака с неизвестной, – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в исходе XIV и ум. в начале XV в., оставив сына Василия, который не был уже удельным, писался первый князем «Щербатово» и почитается родоначальником князей Щербатовых . 434. Василий Андреевич

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

5. Петр Бенедиктов. 25. Павел Добряков. С правом на получение степени магистра, если, по выслуге двух лет в дух. училищном ведомстве, с одобрением по должности и поведению, представят вновь свои сочинения, свидетельствующие об усовершенствовании их познаний. Константин Квятковский. Василий Гиляровский. Иеродиакон Антоний Говоров. Иоасаф Шеметилло. Петр Ганкевич. Василий Розен. Константин Дьяков. Иван Пестовский. 10. Павел Охотин. 30. Иван Поталицын. Иван Богомолов. Михаил Морошкин. 15. Василий Барсов. Филитер Павловский. Иван Черепнин. Федор Беляев. Иван Баландович. – кандидата: Александр Ростиславов. 45. Александр Снежницкий. Федор Войтковский. Николай Органов. Лев Суходольский. Гавриил Любимов. Иван Корженевский. Сергей Пушнов. Климент Чехович. 35. Лев Митропольский. 50. Дмитрий Грибоедов. Иван Сперанский. Николай Шавров. Иван Орнатский. Афанасий Базарянинов. Феофил Малеванский. Иван Другов. Владимир Эмаусский. Вячеслав Вишневский. 40. Василий Судакевич. 55. Михаил Фалютинский. Иван Катаев. Михаил Боголюбов. Иван Зверев. Владимир Гостунский. 56. Федор Кустов. XVII-ro курса Со степенью магистра: 10. Иван Приклонский. Моисей Голубев. Павел Алексеев. Василий Никитин. Петр Никитский. Михаил Розанов. Николай Бенедиктов. 5. Иеромонах Леонтий Лебединский. Павел Колоссовский. Семен Рубцов. Константин Опатович. Садоф Ставровский. Василий Гречулевич. Василий Смарагдов. Николай Ростиславов. Аркадий Лашкевич. 20. Глеб Лебедев. – кандидата: Семен Ширский. С правом на получение степени магистра по выслуге в дух.-училищном ведомстве двух лет, с одобрением по должности и поведению. 40. Яков Громов. Григорий Писаревский. Алексей Вельдемановский. Василий Вердиш. Платон Колежинский. Василий Парвицкий. Фома Яцкевич. 25. Александр Моригеровский. 45. Мелитон Фомин. Яков Чичкевич. Николай Бровкович. Василий Флеров. Александр Вишняков. В тех же правах, если по выслуге двух лет в дух. ведомстве, с одобрением по должности и поведению, представят вновь каждый свое сочинение, относящееся до духовной учености.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Василий Декаполит , прп., исповедник (28 февраля/13 марта) Василий Захломский , Острожский, еп. (29 апреля/12 мая) Василий Кадомский , блж. (2/15 мая; 13/26 июня) Василий Мангазейский , прав. мч. (22 марта/4 арпеля; 10/23 мая) Василий Московский , Христа ради юродивый, чудотворец (2/15 августа) Василий Парийский , еп., исповедник (12/25 апреля) Василий Печерский , иеромонах, сщмч., в Ближних (Антониевых) пещерах (11/24 августа; 28 сентября/10 октября [Печер.]) Василий Рязанский , еп. (10/23 июня; 3/16 июля) Василий Херсонесский , еп., сщмч. (7/20 марта) Василиск Команский , мч. (3/16 марта; 22 мая/4 июня) Васса Псково-Печерская , прп. (19 марта/1 апреля;) Вассиан Пертоминский , Соловецкий чудотворец, прп. (5/18 и 12/25 июня) Венедикт Нурсийский , игумен, прп. (14/27 марта) Вениамин Петроградский и Гдовский , митр., сщмч. (31 июля/13 августа; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Вениамин Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 13/26 октября) Вера Римская , отроковица, мц. (17/30 сентября) Виссарион Египетский , прп., пустынник, чудотворец (6/19 июня) Владимир (в крещении Василий), равноап., вел. князь, просветитель Руси (15/28 июля) Владимир Киевский и Галицкий , митр., сщмч. (25 января/7 февраля; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Владимир Ржевский , блгв. князь (14/27 июля) Владимир Ярославич Новгородский , блгв. князь, чудотворец (4/17 октября) Владимирских святых Собор (23 июня/6 июля) Власий Севастийский , еп., сщмч. (11/24 февраля) Вонифатий Тарсийский , мч. (19 декабря/1 января) Всеволод (в крещении Гавриил) Новгородский , Псковский, блгв. князь, чудотворец (11/24 февраля; 22 апреля/5 мая; 27 ноября/10 декабря) Вукол Смирнский , еп., прп., ученик Иоанна Богослова (6/19 февраля) Вячеслав Чешский , блгв. князь, страстотерпец (4/17 марта; 28 сентября/11 октября) Гавриил Белостокский , Слуцкий, младенец, мч. (20 апреля/3 мая; в Неделю 3-ю по Пятидесятнице [Белорус.]) Гавриил , архангел (26 марта/8 апреля; 13/26 июля; 8/21 ноября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

XIII (Oxford, 1971) ­­ TU 116, Berlin, 1976, P. 210–226, Василий (Кривошеин) , иеромонах, «Братолюбивый нищий». Мистическая автобиография Пр. Симеона Нового Богослова (949–1022)//Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 16, 1953, С. 223–236; Василий (Кривошеин) , архиепископ, Другие Главы. Григорий Палама или Симеон Новый Богослов ? ЖМП 4, 1986, С. 68–71; Василий (Кривошеин), архиепископ, Дух Святой в христианской жизни по учению преподобного Симеона Нового Богослова //Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 91–92, 1975, С. 171–191; Василий (Кривошеин), архиепископ, Исповедь и священство у преп. Симеона Нового Богослова//Вестник Русского Христианского Движения, 129, 1979, С. 25–36; Преподобного Отца нашего Симеона Нового Богослова. О памяти смерти. Огласительное слово, пер. Иеромонаха Василия (Кривошеина)//Василий (Кривошеин), архиепископ, Богословские труды, Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, Нижний Новгород, 1996, С. 348–352; Василий (Кривошеин), иеромонах, Заметка к слову «О памяти смерти» преп. Симеона Нового Богослова,//Василий (Кривошеин), архиепископ, Богословские труды, Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, Нижний Новгород, 1996, С. 353–364; Василий (Кривошеин), архиепископ, Преподобный Симеон Новый Богослов и его отношение к социально политической действительности своего времени//Василий (Кривошеин), архиепископ, Богословские труды, Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, Нижний Новгород, 1996, С. 242–250; Basile, Archeveque, Vision de lumiere chez St Symeon le Nouveau Theologien//Messager de l’Exarchat du patriarche russe en Europe occidentale, Paris, 93–96, 1976, P. 15–37; Basile, Archeveque, Saint Symeon le Nouveau Theologien a travers les ages//Messager de l’Exarchat du patriarche russe en Europe occidentale, Paris, 101–104, 1979, P. 27–32 6 Moine Basile (Krivocheine), La doctrine ascethique et theologique de saint Gregoire Palamas//Messager de l’Exarchat du patriarche russe en Europe occidentale, Paris, 115, 1987, P.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Имеются весьма авторитетные свидетельства о литургической деятельности св. Василия. Сам Василий упоминает о своих литургических нововведениях: в книге «О Святом Духе» – об изменении доксологической формулы, a в письме к неокесарийским клирикам 199 в рус. пер.) – о введении антифонного пения в церкви. Св. Григорий Богослов прямо усваивает Василию «чиноположение молитв» («Слово надгробное св. Василию Великому »). Около 540 г. Леонтий Византийский упоминает об анафоре, которую св. Василий составил под воздействием Святого Духа (PG, 86:1368). В 32-м правиле Трулльского Собора (692) также упоминается Литургия, составленная св. Василием в письменной форме. Имеется коптская версия литургии – отличная от греческой. Β IX в. свв. Кирилл и Мефодий перевели Литургию св. Василия на славянский язык, и в X в. она уже совершалась в русских храмах. Библиография. Творения, русский перевод Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской. – Ч. 17, – M., 1845–1848. – (Творения Святых Отцов в русском переводе; Т. 5–11). То же: 3-е изд., M., 1891–1892. Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской: Новый испр. пер. Московской Духовной Академии. Т. 13. – СПб.: Сойкин, 1911. Литература Агапит, архимандрит. Жизнь св. Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской, и его пастырская деятельность. – СПб., 1873. Антоний (Вадковский) , архиепископ Финляндский и Выборгский. Св. Василий Великий , его жизнь и проповеднические труды// Антоний (Вадковский) , архиепископ. Из истории христианской проповеди: Очерки и исследования. – 2-е изд. – СПб., 1895. – С. 42–134. Беляев В., протоиерей. Раскрытие догмата о Святой Троице в творениях святителей Василия Великого и Григория Богослова . – Загорск, 1962. Благоразумов H., протоиерей. Святитель Василий Великий как богослов-естествоучитель. – М., 1891. Болотов В. Заметки по поводу текста Литургии св. Василия Великого . – СПб., 1914. Борисовский Н. Св. Василий Великий как пастырь Церкви//Вера и разум. – 1901. Т. l. – 1. – C. 23–41; 2. – С. 82–106. Василий (Кривошеин) , архиепископ. Проблема познаваемости Бога: Сущность и энергия y св. Василия Великого //Вестник Западноевропейского патриаршего экзархата. – Париж, 1968. – 61, – С. 48–55. Василий (Кривошеин) , архиепископ. Экклезиология святого Василия Великого //Вестник Западноевропейского патриаршего экзархата. – Париж, 1968. – 62–63. – С. 122–150. Георгиевский В. Св. Василий Великий как пастырь и учитель Церкви: (Преимущественно по его письмам)//Странник. – 1896. – 1, – С. 3–21; 2. – С. 185–204; 6–7. – С. 185–208. Горский A. В., протоиерей. Жизнь св. Василия Великого //Творения Святых Отцов в русском переводе. Прибавления. – M., 1845, – Ч. 3. – Раздел III: Духовная история. – С. 1–110.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

О. Василий, опираясь на откровение и на учение отцов Церкви, говорит, что идея творения является центральной идеей христианской метафизики и критикует тех христианских философов, для которых неоплатонизм затемняет идею творения. «Мир не имеет своих корней сам в себе», – пишет о. Василий, – «корни мира и человека в Боге». Далее о. Василий развивает идею «космического аспекта Церкви». О. Василий пишет: «Носителем единства мира является Церковь ». Конечно, не Церковь в ее историческом бытии, а в более широком ее космическом аспекте. Как историческая реальность Церковь создана Христом, но и до Боговоплощения, говорит о. Василий, «все бытие управлялось Богом, т.е. была Церковь в ее метафизическом смысле». То, что для древних было «душой мира», то для о. Васили является «космической Церковью », включающей в себя все человечество. О. Василий понимает, что «такое натурфилософское понимание Церкви должно быть богословски обосновано». Отсылаем читателя к двум небольшим томам «Основ христианской философии», о которых мы говорили. В них читатель найдет глубокое богословское обоснование этого утверждения. Много страниц уделяет о. Василий проблеме «поврежденность космоса», опираясь на слова Ап. Павла о том, что «вся тварь стенает и мучится поныне». Эту идею страдания природы, ее поврежденности, о. Василий связывает с первородным грехом. В природе нет субъекта как личного носителя греха и потому нет и ответственности природы за зло. Только человек несет эту ответственность. Тут мы переходим к антропологии, т.е. учению о человеке. Как мы говорили, этой темой о. Василий занимался всю жизнь и касается ее почти во всех своих книгах. Ей же посвящено несколько статей. К. Андроников. О. Василий Зеньковский как богослов Чтобы попытаться охарактеризовать за несколько минут богословие того, кто был дорогим для нас «Вас-Васом», а потом почтенным протоиереем, но всегда учителем, требуется предельная сжатость, могущая граничить с опасным упрощением, если не недопустимым искажением. Чтобы избежать «взгляд и нечто» при изложении хода и содержания его мысли, следует поставить два основных вопроса и подобрать главные темы, в которых можно найти более или менее разработанный о. Василием на них ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 10 ( 23 ) Священномученик Василий Максимов Священномученик Василий родился 28 января 1887 года в селе Бабка Павловского уезда Воронежской губернии в семье крестьянина Никиты Максимова. Семья жила бедно, а кроме того, Никита тяжело заболел и ослеп. Василий рос мальчиком благочестивым и послушным, и местный священник благословил его прислуживать в алтаре. Однажды в престольный праздник службу в храме совершал приезжий архиерей; ему понравился благочестивый, одаренный музыкальными способностями мальчик, и он взял его с собой к месту своего служения в Шадринск и определил в духовное училище. Василию было тогда четырнадцать лет. В Шадринске он познакомился со своей будущей женой Юлией, которая училась в то время в музыкальном училище. Ее отец, священник Александр Конев, служил в храме на станции Мысовая Иркутской губернии. В 1914 году Василий Никитич был рукоположен в сан священника к одному из храмов города Шадринска, затем переведен в храм в городе Петропавловске. В 1923 году отец Василий переехал в Москву и был назначен в храм великомученика Никиты в селе Кабаново Орехово-Зуевского уезда Московской губернии. За безупречное и ревностное служение Церкви отец Василий был возведен в сан протоиерея и впоследствии награжден митрой и назначен благочинным. В Кабанове было несколько домов, принадлежащих церкви: дома священника и диакона, церковноприходская школа и небольшая сторожка, где жила благочестивая девица Евфимия Вишнякова со своим отцом-сторожем. К ним в комнату была протянута веревка с колокольни, чтобы в случае проникновения в храм воров сторож мог звонить в колокол. Из церковных зданий к 1923 году за церковью остались только дом священника и сторожка. Протоиерей Василий поселился с семьей в большом священническом доме. Служил отец Василий часто; за каждой службой он говорил проповеди, к которым всегда накануне тщательно готовился, пользуясь своей большой библиотекой. Отец Василий знал, что его проповеди достигают сердца прихожан и посему не нравятся гражданским властям, но он считал просвещение паствы своим неотъемлемым долгом. Народ понимал, что священник находится в опасном положении, и ценил, что он не устает проповедовать истины Христовы. Прихожане доверяли своему батюшке и знали, что в это трудное время они не одиноки и не оставлены и всегда могут обратиться к нему за помощью и поддержкой. И он в свою очередь старался всецело служить церковному народу и по каждой просьбе шел соборовать и причащать тех, кто не мог прийти в храм.

http://fond.ru/kalendar/855/vasiliy/

Церковь , обуреваемая арианскими смутами, тогда особенно нуждалась в таких всесторонне одаренных тружениках и стойких защитниках Никейского символа, каким проявил себя святитель Василий Великий . Еще будучи чтецом Кесарийской Церкви, святитель Василий уже присутствовал на Селевкийском (359 г.), а затем Константинопольском (360 г.) соборах, созванных по поводу арианских смут. Возвращаясь в Кесарию, он полемизировал с еретиками, как видно из его письма, и защищал православную веру не только в Константинополе, но и на его окраинах, Халкидоне и Ираклии, никогда не изменяя истине (VII, 110–111). Когда же Кесарийский епископ Дианий, которого Василий уважал за его добродетельную жизнь (VI, 119), по примеру других епископов подписал известный Риминийский арианский символ веры 55 , святитель Василий прервал общение со своим архипастырем и удалился в Назианз к Григорию Богослову 56 . Отсюда он направил в Понт обширное послание, в котором, объяснив причину своего удаления из Кесарии, подробно раскрыл православное учение веры, что «Сын Божий единосущен с Отцом, а не тварь, как именуют Его ариане». Василий Великий убеждает монашествующих удалиться от общения с еретиками и хранить чистоту православной веры, переданную святыми отцами предшествующих веков. «Берегитесь, – пишет он, – филистимских пастырей (т. е. еретиков. – Автор.), чтобы кто из них не заградил тайно ваших кладезей и не возмутил чистоты ведения касательно веры» (VI, 25). Ревнуя о чистоте православной веры, святитель Василий написал еще два поучения для общего употребления православных христиан: одно – «О суде Божием», а другое – «О вере» (V, 5–34). В 361 году императором стал Юлиан Отступник, и тогда нависла реальная угроза возрождения язычества. Во время этой страшной бури, воздвигнутой против Церкви нечестивым властелином, святитель Василий подвизался в пустыне. Юлиан обратил свой взор на пустынножителя и потребовал от него тысячу литр золота с угрозой опустошить Кесарию. «Я содрогаюсь, что ты обличен в порфиру, – писал святой Василий императору, – что глава твоя украшена венцом, который без благочестия вменяется царю не в честь, а в бесчестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Ниже я приведу, что говорит по этому поводу св.Василий Великий. Святитель Василий пишет: " Говорят: как же земля приносит семена по роду, а между тем часто, посеяв пшеницу, собираем это черное пшеничное зерно? Но это не изменение в другой род, а как недуг и болезнь семени. Здесь пшеница не перестала быть пшеницей, но почернела от обожжения, как можно видеть из самого названия. Загорев от чрезмерной стужи, она приняла другой цвет и вкус " (Шестоднев, V). Похоже, святой Василий Великий не верит в " изменение в другую разновидность " , - но я не принимаю это за убедительное доказательство, так как желаю знать, чему в действительности учит св.Василий Великий, а не делать собственного произвольного вывода из его слов. Все, что в действительности можно сказать об этом отрывке, - это то, что святитель Василий признает какое-то " изменение " пшеницы, которое не есть " изменение в другую разновидность " . Такого рода изменение не есть эволюция. Святой Василий Великий пишет: " Некоторые заметили даже, что срубленные и обожженные сосны превращались в дубы " (Шестоднев, V). Эта цитата, в сущности, ничего не доказывает, и я потому только ее привожу, что и другие приводили ее, чтобы показать, что святитель 1) верил, что одна разновидность тварей на самом деле изменяется в другую (но ниже я покажу, чему в действительности учит св.Василий об этом предмете); и 2) что св.Василий Великий делал научные ошибки, поскольку его утверждение неверно. Здесь я должен изложить элементарную истину: современная наука, когда имеет дело с научными фактами, обычно действительно знает больше, чем святые отцы, и святые отцы вполне могли ошибаться насчет научных фактов; мы не научных фактов ищем у святых отцов, а истинного богословия и истинной философии, основанной на богословии. Все же представляется, что в этом конкретном случае св.Василий Великий научно прав, так как и поистине часто случается, что в сосновых лесах бывает сильный подрост из дубов (лес, где мы живем [обитель о.Серафима в Платине, Сев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/909/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010