Все это мне передал Кириак, и передал так превосходно, что я, узнав дух языка, постиг и весь дух этого бедного народа; и что всего мне было самому над собою забавнее, что Кириак с меня самым незаметным образом всю мою напускную суровость сбил: между нами установились отношения самые приятные, легкие и такие шутливые, что я, держась сего шутливого тона, при конце своих уроков велел горшок каши сварить, положил на него серебряный рубль денег да черного сукна на рясу и понес все это, как выученик, к Кириаку в келью. Он жил под колокольнею в такой маленькой келье, что как я вошел туда, так двоим и повернуться негде, а своды прямо на темя давят; но все тут опрятно, и даже на полутемном окне с решеткою в разбитом варистом горшке астра цветет. Кириака я застал за делом — он низал что-то из рыбьей чешуи и нашивал на холстик. — Что ты это, — говорю, — стряпаешь? — Уборчики, владыко. — Какие уборчики? — А вот девчонкам маленьким дикарским уборчики: они на ярмарку приезжают, я им и дарю. — Это ты язычниц неверных радуешь? — И-и, владыко! полно-ка тебе все так: «неверные» да «неверные»; всех один господь создал; жалеть их, слепых, надо. — Просвещать, отец Кириак. — Просветить, — говорит, — хорошо это, владыко, просветить. Просвети, просвети, — и зашептал: «Да просветится свет твой пред человеки, когда увидят добрыя твоя дела». — А я вот, — говорю, — к тебе с поклоном пришел и за выучку горшок каши принес. — Ну что же, хорошо, — говорит, — садись же и сам при горшке посиди — гость будешь. Усадил он меня на обрубочек, сам сел на другой, а кашу мою на скамью поставил и говорит: — Ну, покушай у меня, владыко; твоим же добром да тебе же челом. Стали мы есть со стариком кашу и разговорились. Глава пятая Меня, по правде сказать, очень занимало, что такое отклонило Кириака от его успешной миссионерской деятельности и заставило так странно, по тогдашнему моему взгляду — почти преступно или во всяком случае соблазнительно относиться к этому делу. — О чем, — говорю, — станем беседовать? — к доброму привету хороша и беседа добрая. Скажи же мне: не знаешь ли ты, как нам научить вере вот этих инородцев, которых ты все под свою защиту берешь?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

264 Особенно важно из современных о чудесном явлении Креста на небеси Константину свидетельство исповедника Артемия пред отступником Юлианом, которому при допросе Артемий говорил: «Христос свыше призвал Константина, когда он вел войну против Максентия, показав ему в полдень знамение Креста, лучезарно сиявшее над солнцем и зевездовидными римскими буквами предсказавшее ему победу на войне. Быв сами там, мы видели его знамение и читали буквы, видело его и все войско: много свидетелей этому и в твоем войске, если только ты захочешь спросить их». Истор. Филосторгия, 45. Об Артемии упоминается в Чет.-Мин. под 14 числом сентября. Памаять Артемия октября 20. Явление Креста на небеси Константину нельзя объяснить и действием метеора, ибо может ли быть надпись действием метеора? 270 Там же, кн. IV, гл. 5–6. В память этой троекратной победы силою Животворящего Креета Константин Великий , по обретении Креста и по возвращении Елены нз Иерусалима, поставил на возвышенных местах в Константинополе три больших креста (Пролог 14 сеытября). Эти кресты, вероятно, похищены были крестоносцами во время 5-го крестового похода, при котором Константинополь был разграблен (Мишо. История крестовых походов, кн. XI, 1198–1204 гг.). 277 О жизни Константина Вел., кн. III, гл. 26. – Там же Феодорит. Церк. истор., кн. I, гл. 18. – Руфпн. Церк. истор., кн. I, гл. 7–8. Созомен. кн. II, гл. 1. Hieron. ер. ad. Paulinum XLIX. 283 Чет.-Мин. 14 сентября. – Из обращенных особенно известен Иуда, который был вынужден указать место, где должно искать Крест; по обретении его, увидев чудеса, уверовал во Хрпста и под именем Кириака был после патриархом Иерусалимским и пострадал за веру при Юлиане Отступппке. Память Кириака 28 октября (10 ноября). 287 Беседа XXVII, том VI, ε ; τ νι τα ». ον ν . ». ζωοτ . ο " зта υρ – i. Также в похвальном слове св. мучен. Виринее и Проскудии, 1. 293 Монаха Антиоха, бывшего в Лавре св. Саввы во время опустошения Иерусалима персами в 614 году, беседа CVII. Chronicon pashale Heraclii an.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

—250— нислава Повольни в число студентов одной из духовных академий, с назначением им стипендий из сумм Святейшего Синода. Приказали: Разрешить Совету Московской Духовной Академии принять греческого уроженца Георгия Кириакидиса и австро-венгерского подданного Бранислава Повольни в число студентов I курса; на содержание же Кириакидиса и Повольни в академии, со дня поступления, назначить стипендии, в установленном размере, первому – из остатков от поступивших в распоряжение духовного ведомства доходов с Бессарабских имений заграничных монастырей, а второму – из духовно-учебного капитала (Отд. I § 2); о чем, для зависящих распоряжений послать Вашему Преосвященству указ». б) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1898 г. Авг. 31. В Совет Московской Дух. Академий» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 27 августа за 4742: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод имели суждение по ходатайству бывшего Вселенского Патриарха Неофита о принятии окончившего курс в Халкинском богословском училище греческого уроженца Константина Фотопулоса в одну из духовных академий. Приказали: Во внимание к ходатайству бывшего Вселенского Патриарха Неофита, разрешить Совету Московской Духовной Академии принять окончившего курс в Халкинском богословском училище греческого уроженца Константина Фотопулоса в число студентов 1-го курса оной: на содержание же Фотопулоса в академии, со дня поступления, назначить стипендию, в установленном размере, из остатков от поступивших в распоряжение духовного ведомства доходов с Бессарабских имений заграничных монастырей; о чем, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ». в) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1898 г. Сент. 1. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 31 августа за 4785: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующей Синод слушали: предложение г. Товарища Синодального Обер-Прокурора, от 15 сего

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прочитав послание Максимиана, Иларион стал угрожать святой неслыханными пытками. Кириакия отвечала, что легче согнуть железо, нежели сломить ее саму. Когда мученицу подвесили за волосы и стали жечь ее тело пылающими факелами – но она вновь осталась нечувствительной к боли, словно уже облаченная в неприступный покров, уготованный избранным. В ночь после пыток в тюрьме Кириакии явился Христос, исцелил раны и обещал освободить от всех испытаний Своей благодатью. Наутро тиран был страшно удивлен, увидев деву невредимой. Он приписал это чудо божествам и велел отвести христианку в языческое капище. Войдя туда, святая пала на колени и вознесла молитву к Спасителю. Тотчас стены содрогнулись, а идолы попадали на землю и рассыпались в прах, в храм ворвался вихрь и развеял прах по воздуху. Испуганные язычники обратились в бегство. Только Иларион продолжал посылать проклятья. Тогда небо разверзлось, блеснула огненная молния, опалила лицо правителя, после чего он упал и испустил дух. Новый судья, Аполлоний, узнав о событиях, столь взволновавших провинцию, велел привести к нему святую и приговорил ее к сожжению заживо. По его повелению раскалили большую сковороду и на нее бросили святую. Несколько часов мученица молилась, воздев руки к небу, и осталась невредимой, без единого ожога. После этого при чистом летнем небосклоне на небе появилась темная туча, и сильный ливень загасил жар огня. Аполлоний приказал бросить Кириакию на растерзание двум львам, но те, подойдя к святой, стали тихими, словно агнцы, и улеглись у ее ног. Многие язычники, ставшие свидетелями этих чудес, уверовали во Христа и были тут же казнены. На следующий день деву вновь привели на допрос к правителю, и опять его усилия остались тщетными. Поняв, что славную воительницу Христову не соблазнить лестью, не сломить пытками, Аполлоний приговорил ее к усечению мечом. Когда мученицу вывели за пределы города, она попросила палачей дать ей время на молитву. Упав на колени, она долго молилась Христу, Который дал ей силы свидетельствовать о Его имени перед властителями (ср.: Мф. 10: 18) и сохранил ее девство до дня небесного бракосочетания. Когда светоносные ангелы пришли забрать душу Кириакии, чтобы она предстала перед Небесным Женихом, тело ее тихо приклонилось к земле. Палачи, вознамерившись отсечь мученице голову, пришли в крайнее удивление, увидев, что она мертва. В это время с неба послышался голос: «Братия, идите и расскажите все о великих делах Божиих». Когда воины ушли сообщить правителю обо всем, что видели, христиане, спрятавшиеся из страха перед язычниками, забрали тело святой и погребли в достойном месте, прославляя Господа.

http://pravoslavie.ru/54921.html

…Наконец-то после долгого, долгого перерыва вернулась к этим запискам. И все то время, что было недосуг, боялась забыть зафиксировать здесь самое для меня важное и сокровенное место удивительного рассказа Н. Лескова «На краю света». С него и начинаю. Н. Лесков «На краю света»: Один из главных героев рассказа, отец Кириак, брошенный в пургу в степи своим проводником, умирает от обморожения и истощения. Архиерей, от лица которого ведется повествование, «опустясь на колени возле умирающего, стал его исповедовать; а в это время в полную людей юрту вскочила пестрая шаманка. Заколотила в свой бубен; ей пошли подражать на деревянном камертоне и еще на каком-то непонятном инструменте, типа того времени, когда племена и народы, по гласу трубы и всякого рода мусикии, повергались ниц перед истуканом деирского поля, — и началось дикое торжество. Это моление шло за нас и за наше избавление, когда им, может быть, лучше было бы молиться за свое от нас избавление, и я, архиерей, присутствовал при этом молении, а отец Кириак отдавал при нем свой дух Богу и не то молился, не то судился с ним, как Иеремия пророк, или договаривался, как истинный свинопас евангельский, не словами, а какими-то воздыханиями неизглаголанными. — Умилосердись, — шептал он. — Прими меня теперь как одного из наемников Твоих! Настал час… возврати мне мой прежний образ и наследие, не дай мне быть злым дьяволом во аде; потопи грехи мои в крови Иисуса, пошли меня к нему!.. хочу быть прахом у ног Его… Изреки: «Да будет так!»… Перевел дух и опять зовет: — О доброта… о простота… о любовь!.. о радость моя!.. Иисусе!.. Вот я бегу к Тебе, как Никодим, ночью; вари ко мне, открой дверь, дай мне слышать Бога, ходящего и глаголющего!.. Вот… риза Твоя уже в руках моих… сокруши стегно мое… но я не отпущу Тебя… доколе не благословишь со мной всех». [И в том числе — проводника, не просто бросившего о. Кириака, но и съевшего все бывшие при нем святые Дары: «Все съел, и губочку съел, и дароносицу унес, и меня бросил…» Но: «простим ему это, владыко, — пусть только Христос нас простит».]

http://azbyka.ru/parkhomenko/privetstvov...

Юдино коляно (Иудино коляно) – едно от дванадесетте колена на Израилския народ. При поделянето на Обетованата земя Юда (Иуда) населил най-обширната и най-важната й част – от Средиземно до Мъртво море и от Египетския проток до пределите на Ефрем. Иуда имал на територията си много градове ( Нав. 15 ), от които някои преминали към Симеоновото, Дановото и Вениаминовото коляно ( Нав. 19:1–9 ). Девет от градовете били отдадени на свещеници (21:9–19). Според преданието, на знамената на Юдиното коляно била изобразена лъвска опашка с надпис: «восстани, Господи, и расточатся враги Твои!» Юлиан Отстъпник (331–363) – римски император, царувал от 361 до 363 г., братов син на равноапостолния император Константин Велики (който обявил християнството за «позволена религия», възпитал синовете си в Христовата вяра и сам се кръстил преди смъртта си). Юлиян преследвал християните и се опитал да върне езичеството като господстваща религия в Римската империя. Затова е наречен от Дидим «злополучен», а в историята е останал с прозвището «отстъпник» (ποσττης). Юлиан изпратил на заточение св. Кирил Йерусалимски. По време на краткото му царуване мъченически е бил убит наскоро поставения на Йерусалимската катедра св. свмч. Кириак Йерусалимски. Юлиан е убит в несполучлива война с персите. Корифеите на «Просвещението» от XVIII век го възхвалявали като «първия свободен мислител» и «романтик на Цезаровия трон». Извън речника: Св. Кирил. Св. Кириак. Юродив, юродиви (на ц.сл. глупав, безумен) – категория светци (блажени), приел подвига «юродство заради Христа» и чрез изобразяване на външно, видимо безумие целял достигането на вътрешно смирение. Юродивите са ходили зиме боси и почти без дрехи, но са пророчествали, вършели са чудеса и смело са изобличавали неправедните управници. Извън речника: Категории светци. Юродство заради Христа – вид духовно подвижничество, изразяващо се в симулиране на безумие. Един от начините за преодоляване на щестлавието. Подвигът на юродивите се състои в последователно и непрекъснато отричане на светските грижи. Юродивите подражават на Христа, Който търпял насмешките и издевателствата на тълпата. Извън речника: Юродство.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Титульный лист книги «Кириакодромион». Алба Юлия, 1699 г. Титульный лист книги «Кириакодромион». Алба Юлия, 1699 г. Книгопечатание и типографское дело стали главными в жизни А. И. Все 64 книги, изданные в Валахии в 1691-1716 гг., связаны с его именем. В этот период из типографий Бухареста, Снагова, Рымнику-Вылчи, Тырговиште под руководством А. И. вышли в свет издания религ. лит-ры на румын., греч., церковнослав., серб. языках, а также светские произведения, среди к-рых была и рус. «Грамматика» Мелетия (Смотрицкого) (1697). Эти книги отличались прекрасным оформлением и высокой полиграфической культурой, что свидетельствовало о многогранном таланте А. И. как художника. С помощью А. И. его ученики основали типографии в Алеппо (Сирия) и Тбилиси. Благодаря деятельности А. И. Валахия на рубеже XVII-XVIII вв. превратилась в важный культурный центр, снабжавший разные страны книгами. Одной из заслуг А. И. стало создание и введение в литургическую практику Румынской Церкви румын. языка. А. И. принадлежит неск. оригинальных сочинений, среди к-рых особо следует отметить «Проповеди», произнесенные им с 1709 по 1716 г. и впервые изданные в 1886 г. под названием «Дидахи». В них А. И. выступал против алчности, социального неравенства и несправедливости. А. И.- автор ряда религ. сочинений, одним из самых ценных и оригинальных из к-рых являлись «Лики Ветхого и Нового Завета», преподнесенные в 1708 г. в дар господарю К. Брынковяну. Посвятив всю свою жизнь делу просвещения, А. И. был сторонником сближения румын. народа с Россией в борьбе за освобождение Валахии от османской зависимости, встав в 1709 г. во главе антиосманского освободительного движения. В 1716 г. за связи с антиосманской коалицией в период австро-тур. войны (1716-1718) А. И. был смещен с кафедры, лишен сана и приговорен к пожизненному заключению в мон-ре св. Екатерины на Синае . По тайному приказу тур. властей был убит янычарами на пути к мон-рю, его тело было брошено в реку. В 1992 г. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви причислил А. И. к лику святых. Существует прижизненное изображение А. И. (1711) на фреске церкви мон-ря Говора, выполненное по заказу К. Брынковяну, перестраивавшего мон-рь в 1710-1711 гг.

http://pravenc.ru/text/115728.html

Однажды, когда блаженный Еспер был послан своими господами на какую-то работу, сыновья его, Кириак и Феодул, сказали матери: — Мы не желаем больше жить с нечестивыми; не ты ли сама учила нас, согласно божественному Писанию, хранить апостольскую заповедь: «не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» (2 Кор.6:14). Если мы, повинуясь божественному Писанию, и пожелали бы сохранить заповеди Господни, но не удалились от язычников, то мы приняли бы одинаковое с ними и возмездие от Господа и погибли бы, как они. Мать отвечала своим сыновьям: — Дети мои любезные! Как можно удалиться от них? Ведь они наши господа; они имеют власть и над нашим телом. Сыновья отвечали ей на это: — Христос за нас предал Себя в руки неверных иудеев, был распят, погребен и в третий день воскрес. Если и мы свое тело отдадим во власть нечестивого Катулла на мучения за имя Христово, то хотя бы он после пыток и умертвил нас, то ведь души наши будут жить вечно. Итак, представь нас, радующихся и веселящихся, господину нашему и что вложит в уста наши Господь, то мы и будем говорить господину. И готовились оба добрые юноши, как мужественные воины Христовы, на страдальческий подвиг за Христа, ожидая удобного случая предстать пред господином своим и исповедать пред ним имя Господа Иисуса Христа. Они говорили между собою: «Если благоугодно будет Господу нашему Иисусу Христу, чтобы мы умерли за имя Его святое, то в награду за это мы сподобимся видеть Его и будем пребывать с Ним вечно». Когда же мать их, опасаясь, как бы дети ее, не устрашившись мук по примеру других, не предались бы служению идолам, по сей причине медлила исполнить их просьбу (до того времени господа не знали, что они христиане), то сыновья ее сказали ей: — Что же ты медлишь? Чего ты боишься? Разве ты не знаешь, что говорит Писание: «Буду говорить об откровениях Твоих перед царями и не устыжусь» (Пс.118:46). Однажды Катулл откуда-то возвращался в обеденный час домой. Встретить его вышли оба брата, Кириак и Феодул, и сказали ему: — Добрый час, тебе, господин видимых тел наших: господин же невидимых душ наших есть Господь Иисус Христос, пребывающий на небесах, Бог истинный.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Вот в подтверждение этой мысли красноречивое доказательство. К святому старцу Кириаку, подвизавшемуся близ реки Иордан, пришел однажды инок, по имени Феофан, чтобы послушать его беседы. Во время разговора открылось, что пришелец держится ереси (несторианской). Св. Кириак стал убеждать гостя оставить свои заблуждения и говорил, что спастись можно только в вере христианской. На это Феофан отвечал: «Все ереси говорят, что человек может спастись только их вероисповеданием. Что же мне делать? Человек Божий! Помолись Господу, чтобы Он каким-либо откровением дал мне узнать истинную веру». Старец с радостью согласился на эту просьбу: «Останься в моей келии, – сказал он, – я надеюсь на Бога, что Он откроет тебе истину». После этого Св. Кириак удалился и стал молиться Богу о вразумлении заблуждающегося. На другой день в десятом часу Феофан увидел перед собой прекрасного, но грозного видом юношу, который сказал ему: «Пойди и познай истину». Взяв еретика за руку, он привел его на некоторое мрачное, смрадное и жаркое место и показал ему в огне Нестория, Евтихия, Аполлинария, Диоскора и других еретиков. «Вот место тех, – указывая на ад, сказал юноша, – которые нечестиво умствуют и тех, которые следуют их учению. Итак, если тебе нравится это место, оставайся при своем учении. Если же не хочешь подвергнуться подобному наказанию, обратись к Святой Соборной и Апостольской Церкви, к которой принадлежит наставляющий тебя старец. Я говорю тебе истину. Не забудь ее: если человек все добродетели сотворит, но не будет православно веровать, придет на это место». После этого юноша стал невидим, а Феофан поспешил обратиться к Православной Церкви. Так нет другого пути ко спасению, как только через православную веру. Все же другие веры содержат в себе много разных погрешностей и потому жить в них нельзя, можно заблудиться и погубить свою душу навеки. Чтобы видеть, как далеко отстоят от истины все другие вероучения, кроме православного и по каким ложным путям они ведут своих последователей, сделаем краткие замечания о язычестве, еврействе, магометанстве, католичестве, протестантстве, сектанстве и старообрядчестве. Язычество

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/v-...

Нет, православный архиерей такого принять не может; но выясняется, что и православные миссионеры, деятельность которых он направлял, не сомневаясь в необходимости и пользе своей деятельности, приносят больше вреда. В этом он убедился, соприкоснувшись с подлинной жизнью обращаемых и крещаемых обитателей диких сибирских просторов. Владыка ожидает, что нравственность принявших крещение возрастёт,— вышло: наоборот. Сами якуты менее доверяют крещёным, поскольку те, по-своему понимая смысл покаяния и отпущения грехов, начинают нарушать нормы морали, какими жили до крещения: «...Крещёный сворует, попу скажет, а поп его, бачка, простит; он и неверный, бачка, через это у людей станет» (5,486). Поэтому крещение эти люди воспринимают как бедствие, несущее невзгоды и в обиходе, в быту, в имущественном положении: «...мне много обида, бачка: зайсан придёт— меня крещёного бить будет, шаман придёт— опять бить будет, лама придёт— тоже бить будет и олешков сгонит. Большая, бачка, обида будет» (5,484). Архиерей отправляется в объезд диких земель в сопровождении отца Кириака, иеромонаха, с которым ведёт постоянные споры о методах миссионерской деятельности и смысле крещения. Отец Кириак предостерегает владыку от поспешных крещений— и поначалу встречает непонимание, порою даже раздражение своего архипастыря. Но жизнь как будто подтверждает правоту мудрого монаха. Отец Кириак выбирает себе в проводники крещёного туземца, уступая архиерею некрещёного. Архиерей этим обстоятельством был опечален и обеспокоен: он полагал, что крещёный несравненно надёжнее, тогда как некрещёный язычник при удобном случае может покинуть своего ездока и обречь тем на гибель в необозримой снежной пустыне. На деле вышло иначе: некрещёный спас архиерея от гибели во время бури, крещёный бросил монаха на произвол судьбы, да предварительно съел Святые дары : «Попа встречу— он меня простит» (5,511). Смерть отца Кириака раскрыла глаза архиерею: он узрел дурной формализм в безмерности совершаемых крещений, которые творились лишь ради количества, необходимого только чиновникам, начальствующим в Церкви. Погоня же за цифрою пагубно сказалась на деле обращения дикарей в Православие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010