Илларион же, будучи просвещен Богом, когда услышал это, наоборот, возгорелся еще большей решимостью. Он понял, что старец говорит так испытывая его произволение. – Неужели возьмет?! – ликовал молодой монах. Иллариону достаточно было одной фразы «…возможно, и будет Воля Божия…». Он более не стал дожидаться и вышел из келлии старца. Сердце его выпрыгивало из груди! Куда ему было идти?! Только в одно место – в келью к духовнику. Он пришел к духовнику о. Парфению и рассказал всю беседу: – Отец Дионисий из скита св. Димитрия сказал, что, возможно, и будет Воля Божия… Парфений же всей душей хотел помочь молодому монаху: – Послушай-ка, да ведь Дионисий – мой лучший друг! Поверь мне, это поистине боголюбивый человек. Как только я встречу его, я поговорю с ним о тебе. Раз ты уже почувствовал, что есть Воля Божия, и он хочет тебя принять, – я его упрошу… Да будет с вами Бог! – Да будет благословенно! Илларион взял также благословение двух отцов, с которыми жил. Сердце его скакало, он даже не мог стоять. Он уже не шел – он парил подобно орлу, раскинувшему крылья в воздушных потоках... Молодой монах ходил по горам Капсалы и пел: – «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное!» – «Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его!»   Подвиги отца Дионисия Было бы несправедливым не сделать в этом месте небольшое отступление и не рассказать немного о благословенном отце нашем Дионисии. Это имеет большое значение, чтобы вы понимали, насколько богоугодным было его житие. А может быть, для меня это даже важнее, чтобы воздать ему священный долг. Ведь когда я, недостойный, пришел на Святую Гору, он стал моим первым духовным отцом. Он происходил из Эпира, из деревни, называемой Сиатиста. На Святую Гору он пришел, уже будучи иеромонахом. Он поселился со своим духовным отцом в скиту. Когда же его духовник отошел ко Господу, он отправился на поклонение к святыням Святой Земли. Вернувшись же в скит, он построил себе небольшую каливу на достаточном удалении от Кириакона и затворился в ней...

http://isihazm.ru/1/?id=200

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым,… будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший ( Евр.10:19,24 ). Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Это я написал вам об обольщающих вас ( 1Ин.2:25,26 ). Этими словами Священного Писания мы завершаем первую часть и напоминаем христианам, что все цитаты, приведённые здесь, обращены к наследникам Завета (от греч. διαθκη – «завещание»). Применительно к Библии «завет» означает союз Бога с людьми, соблюдающими Его заповеди. Ветхий Завет был заключён с Израилем, частью которого были святые апостолы. Но Господь расторг союз  с израильтянами, ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого ( Мк.7:8 ). Новый Завет был заключён с Церковью, основанием которой явился сам Господь, а первые «камни» на этом основании были апостолы: ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою , и врата ада не одолеют её ( Мф.16:18 ). Словами Церковь Мою Спаситель указал, что только та Церковь, которая будет вести своё начало от апостолов, будет Его. Та Церковь, которая на протяжении многих веков при помощи даров Святого Духа (ибо никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым – 1Кор.12:3 ), полученных апостолами в день Пятидесятницы и передаваемых через таинства крещения ( Деян.19:1-6 ) и рукоположения ( 2Тим.1:6 ), сохранит истинное учение Христа ( 2Тим.1:8-9 ). И если в Ветхом Завете стать участником Завета можно было, лишь войдя в конкретный народ через обрезание, то в Новом Завете – войдя в состав Церкви через крещение и принятие даров Святого Духа от тех, кому они переданы. Славянское слово «церковь» послужило для перевода греческих слов: 1) «кириакон», означающего дом Господень; 2) «экклесиа», которое по употреблению у греческих классических писателей (Фукидида, Протагора и Платона) означает правильно созванное (в противоположность самовольному и беспорядочному скопищу людей) собрание или общество лиц с определёнными правами (12).

http://azbyka.ru/bibliya-o-svyashhennyh-...

Монастырь Герасима Иорданского В Иорданской долине также находится монастырь преподобного Герасима Иорданского, основанный в V веке вокруг пещеры, где останавливалось Святое семейство, убегавшее в Египет. В нижнем храме-пещере сохранилась древняя фреска Иисуса Христа, Божией Матери и Иосифа Обручника. Среди учеников преподобного Герасима был Кириак Отшельник. Около 575 года эти места посетили византийские монахи Иоанн Мосх и Софроний Иерусалимский, записавшие истории многих монахов-пустынников, отшельников, мирян и объединившие затем их в колоритной книге «Луг духовный». Современный вид обитель приобрела благодаря реконструкции в 1882-1885 годах, инициатором которой выступил всё тот же архимандрит Антонин (Капустин). Верхний храм украшает иконостас, подаренный Русской духовной миссией в 1884 году. Колонны и стены расписаны фресками, изображающими монахов-отшельников, которые подвизались в Иудейской пустыне, либо основателей монашеской жизни: преподобных Антония Великого, Евфимия Великого, Илариона Великого, Харитона Исповедника, Зосимы Палестинского, Марии Египетской, Георгия Хозевита и др.      Река Иордан Вода в Иордане землистого цвета, по берегам — тростник. Омовение в ней для христиан подобно второму крещению — очищению от грехов тех, кто пришел с покаянием, к чему призывал на этих берегах две тысячи лет назад Иоанн Креститель. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои (Мф. 3, 5-6). Здесь же крестился Господь Иисус Христос. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 16-17). В XIX веке у русских богомольцев был обычай: в рубахах, в которых они окунались в Иордан, завещали их хоронить. «Для успокоения приезжают в пустыню, приезжайте в Иерихон» Каждодневную суету в современном Иерихоне останавливает громкий призыв муллы. «Но он и христианину напоминает о молитве», — считает монахиня Анна и приглашает приехать еще раз на Иоаннопредтеченское подворье отдохнуть, потрудиться, пройти по горным тропам, вновь окунуться в воды Иордана. «Для успокоения приезжают в пустыню, — вспоминает она слова знакомой флорентийской паломницы и повторяет: — Приезжайте в Иерихон».

http://pravoslavie.ru/100328.html

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его (Мф 10:34–36). Блаженный Иероним Стридонский толкует это противоречивое место в Евангелии следующим образом: “По вере в Христа весь мир разделился и восстал сам против себя: каждый дом имел и верующих, и неверных, и вследствие этого на землю послана добрая война, чтобы прекратить худой мир” 20 . “Благое отречение” восстанавливает порядок в любви: оставляя своих ближних и самого себя, мы через Бога, в Боге и Богом возвращаемся к ним. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф 10:37); если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк 14:26). «И в книге Песнь Песней, — пишет блаженный Иероним, — мы читаем: “Любовь ко Мне делайте правилом”. Это правило или порядок необходимо в каждом движении души. После Бога люби отца, люби мать, люби детей Итак, Он не запретил любить отца или мать, но многозначительно прибавил: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня”» 21 . “Благое разделение” — первый подготовительный момент в Бого-человеческом создании нового творения — Церкви, как очищение, облачение в “брачные одежды”, приготовление масла для светильников, чтобы быть готовыми к новому браку — Церкви и Агнца; чтобы, когда “придёт жених”, готовые могли войти с Ним на брачный пир (см. Мф 25:10). Этот первоначальный момент становления — жизни Церкви — подготовка к Тайной Вечери, к встрече со Христом и во Христе, когда каждый, собирающийся “на брачный пир”, с решительностью апостола Петра отсекает всё соблазняющее, “всякое житейское попечение”, чтобы составить Его тело под Его Главою, чтобы Он мог “придти и вселиться в ны”, как в приготовленный для Него дом — Кириакон. Второй момент созидания Церкви — сама евхаристическая Встреча Бога и человека: когда “Христос посреди нас”, когда принесённая верными “бескровная жертва” всего, что было для них любимым в жизни, возвращается в Духе и Духом, как Божественное разделение в нераздельности Божественной любви, как нераздельно-неслиянное Царство Святой Троицы.

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

Нет места скорби и сожалени 86 о том, кто, имея столько богатств, не сделал себя достойным капли воды. Он не подавал бедному даже крошек; потому теперь не получает и капли воды. В зиму он не сеял милости; пришло лето, – он и не пожал ее. По устроению Владыки наказание нечестивым и упокоение праведным поставлены друг против друга, так чтобы те и другие могли видеть друг друга и друг друга узнавать. Тогда каждый мученик узнает своего мучителя и каждый мучитель своего мученика, которого казнил. И это – не мое слово. Послушай, что говорит Премудрость: «Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его» («тогда станет во дерзновении мнозе праведник пред лицем оскорбивших его») ( Прем. 5:1 ). Как путешественник, совершающий путь в знойное время и сжигаемый жаждой, найдя чистый источник, или как человек, мучимый сильным голодом, сидя за столом, наполненным разнообразными яствами, но будучи не допускаем высшей силой ни прикоснуться к столу, ни отведать тех яств, чувствует скорбь и мучение тем сильнее, что сидит за столом, и не может отведать кушаний, сидит подле источника, и не может напиться воды, так и в день суда нечестивые видят святых радующимися, и не могут насладиться царской трапезы. Вот почему и Бог, желая наказать Адама, заставил его возделывать землю против рая, чтобы, ежедневно и ежечасно взирая на то вожделенное место, из которого вышел, он всегда имел скорбь в душе. Если здесь мы не находимся вместе друг с другом, зато там никто не воспрепятствует нам жить вместе, и мы увидим тогда изгнавших нас, как Лазарь видит богатого и как мученики -своих мучителей. Не отчаивайся же и помни, что говорит пророк: «Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь. Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червь» («не бойтеся укорения человеча, и похулению их не покаряйтеся. Якоже бо... шерсть молию, тако снедены будут, и яко одежда обветшают») ( Ис. 51:7–8 ). Помысл 87 о Владыке, как Он, держащий своей дланью мир, преследуем был с самых пелен и принужден был потерпеть изгнание в варварскую землю, подавая нам пример не падать духом во время искушений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но потом он стал роптать на игумена, на трапезу и на устав обители. Игумен вразумлял его, – он еще более ожесточился. Наконец он пошел к гробнице преподобного и пал пред нею, испрашивая благословения выйти из обители, как слышит: кто-то вышел из гробницы, сзади при­гнул его к земле и не давал ему встать; вместе с тем почувствовал он расслабление во всем теле, потерял и зрение и язык. В таком положении нашла его братия у гроба преподобного. Отслужили молебен, и в то время, как после рассказывал он, вышел из гроба преподобного легкий пламень, не жгучий, а тонкий, охватил всего больного, и он встал здо­ровым. Инок Дионисий долго вел жизнь осмотрительную, по преданию преподобного. Потом напали на него хульные помыслы и довели его до бешенства. За него совершили молебствие у гроба преподобного, и к нему возвратился смысл. «Меня немилосердно мучили духи, – так рассказывал он сам тогда же, – но теперь пришел ко мне преподобный Герасим с Вологодским епископом Антонием (Дионисий был ученик епископа Антония) и с трудом прогнали от меня темных духов». Ныне мощи преподобного Герасима почивают в соборном храме обители его 693 . Празднование в честь Царевококшайской Иконы Жен-Мироносиц Стрельцы и жители Царевококшайска в 1648 году устроили в семи верстах от своего города монастырь по случаю явления на том месте, 1-го мая 1647 года, иконы Жен-мироносиц, которая и поныне славится чудотворениями. Святого преподобномученика Акакия нового, пострадавшего от турок в Константинополе, в 1816 году 694 . День второй. Страдание святых мучеников Еспера, Зои, Кириака и Феодула Христианское семейство: Еспер и Зоя и дети их Кириак и Феодул, родом из Фригии, были проданы в рабство одному богатому римляни­ну, именем Катулу, язычнику. В продолжение нескольких лет Еспер и Зоя усердно служили господам своим, помня и свято соблюдая слова апостола: Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в гла­зах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для людей, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы слу­жите Господу Христу! ( Кол. 3, 21–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Память 28 Октября Страдание Святой Великомученицы Параскевы Память Святого Священномученика Кириака, Патриарха Иерусалимского Память Святых Мучеников Терентия И Неониллы Память 29 Октября Память Святой Великомученицы Анастасии Римляныни Житие Аврамия Затворника И Блаженной Марии Житие Преподобного Отца Нашего Аврамия Ростовского Память 30 Октября Страдание Святого Священномученика Зиновия Епископа Эгейского, И Сестры Его Зиновии Память Святой Мученицы Евтропии Память Святых Апостолов Тертия, Марка, Иуста И Артемы Память Святого Маркиана, Епископа Сиракузского Память 31 Октября Память Святого Мученика Епимаха Память Святых Апостолов Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия И Аристовула Житие Преподобных Спиридона И Никодима Жития Святых — месяц октябрь Димитрий Ростовский ЖИТИЯ СВЯТЫХ   по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского   Месяц октябрь Память 1 октября Слово на Покров Пресвятой Богородицы В последние тяжкие времена, когда, с умножением грехов наших, увеличились наши бедствия — во исполнение слов святого Апостола Павла: «в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями» (2 Кор.11:26); когда во исполнение слов Самого Господа восстает народ на народ, и царство на царство, и наступают глады, моры и землетрясения по местам (Мф. 24:7), когда теснят нас нашествия иноплеменников, междоусобные войны и смертоносные раны, — Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Господня, подает нам в защиту Свой покров, чтобы освободить нас от всяких бедствий, чтобы защитить нас от глада, мора и землетрясения, спасти от войн и ран и сохранить нас невредимыми под Своим покровом. Знамение сего явилось в царственном городе Константинополе, в правление благочестивого царя Льва Мудрого [ 1 ], в преславной церкви Пресвятой Богородицы, что во Влахернах [ 2 ]. Там во время совершения всенощного бдения, в день воскресный, первого числа октября месяца [ 3 ], в четвертом часу ночи, в присутствии многочисленного народа, святой Андрей, Христа ради юродивый [ 4 ], возвел очи свои вверх и увидел Царицу Небесную, Покровительницу всего мира, Пресвятую Деву Богородицу, стоящую на воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором. Видя то, святой Андрей сказал ученику своему, блаженному Епифанию [ 5 ]:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Подними глаза твои на высоты и посмотри, где не блудодействовали с тобою? У дороги сидела ты для них ( Иер. 3:2 ), как сказал пророк. То есть долгое время, забыв Бога, ты усердно трудился, пребывая во грехах, по причине твоих падений с демонами. Как ворона, что живёт долго и весьма чадолюбива, так и всякий сластолюбец и любитель мирской суеты нежит порождения свои – то есть дела пагубные и мерзкие. 313. Комиту Ириму Узнал, что ты весьма желаешь занять так называемую, но не в действительности такую, недосягаемую и самую высокую кафедру эпарха 67 . Пойми же, блистательный муж, что мала, ничтожна и не долговечнее весенних цветов эта смешная слава, воздаваемая тебе людьми, но велик и тяжек последующий за ней стыд. Поэтому если не желаешь быть пристыжённым, не желай быть и прославленным этой непрочной славой. 314. Фирмиллиану Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои ( Пс. 44:17 ). Ибо по закону Моисееву служившие и в древности благоугодившие Богу, в Церкви оказались вторыми после апостолов. И апостолы – сыны синагоги еврейской, но, сподобившись стать учениками Христовыми, во всём подражали Учителю, жизнью и достоинствами своими доказав, что отцы их, оправдавшиеся в древности законом, по сути сыны их. 315. Ему же Можешь и иначе понимать изречение, о котором мы говорили недавно: Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои ( Пс. 44:17 ). То есть дарование, которого ты прежде, при отцах твоих многократно просил у Бога и большей частью не получал, не быв услышан, принимает больше чем чадородие в старости, радуясь и веселясь, как сказано: тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям ( Ис. 56:5 ). 316. Пресвитеру Сократу Бог, создавший всё по благости Своей, обо всём промышляет, взирая не на достоинства промышляемого, но на Своё избрание и дарование всякого блага. Поэтому взирающим на Него даёт Он пищу по милости и щедрости. Об этом и сказал псалмопевец: милостив и щедр Господь. Пищу дает боящимся Его ( Пс. 110:4–5 ). 317. Диакону Кириаку Не отсекай по примеру неразумных у тела члены, служащие деторождению, но молись и призывай Господа, чтобы невидимой силой стал евнухом внутренний твой человек и чтобы тебе не знать и не различать уже мужской пол от женского. 318. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Поэтому после псалмопения не будем громко восклицать, молясь как бы по обязанности, но если молимся телом, постараемся молиться и умом ( 1Кор. 14:15 ). Ибо и блаженная Анна, мать пророка Самуила молилась: уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее ( 1Цар. 1:13 ). И поскольку она молилась от сердца, то была услышана и после стольких лет неплодства стала матерью многих детей. Потому что всё возможно верующему и молящемуся как должно. 113. Епископу Филагрию Прошу тебя, умертви свои телесные члены, если можно, всё отдавай душе, поспеши вступить на тесный путь, проходимый немногими. Стань смиренным и возвышенным, смертным и бессмертным, земным и небесным, наследником Богу и сонаследником Христу. Непрестанно молись, благообразно и неослабно пой псалмы, поучайся в слове Божием, преклоняй колена, бодрствуй душой и телом, очищай слезами привнесённую чувствами скверну. Помогай уставшим, заботься о бедных, подавай им одежду и пищу. Если будет у тебя всё это и приумножится, то не праздным и бесплодным предстанешь ты перед Христом, Богом всяческих в день воздаяния. 114. Диакону Иордану Христос, Владыка всяческих, желая научить нас бдению и молитве, и пробыл всю ночь в молитве к Богу ( Лк. 6:12 ). Также: Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога ( Деян. 16:25 ). И пророк говорит: В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои ( Пс. 118:62 ). Но я удивляюсь, как же ты, почивая и храпя целую ночь, не чувствуешь угрызений совести? Поэтому хоть сейчас соблаговоли отрясти мертвящий сон и с благоговением внемли молитве и псалмопению. 115. Кириаку Всё, что случится с тобой прискорбного и горестного, принимай без всякого ропота, поклоняясь Всесовершенному. Потому что без Божиего суда не постигнет нас никакая болезнь, печаль и всё изнуряющее нас. Ибо сказано: Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его ( Пс. 38:12 ). 116. Кириону О том, кто каясь в грехах, ударяет себя в грудь 129 , можно сказать, что он хвалит Бога с тимпаном и ликами ( Пс. 150:4 ). Потому что в сокрушении ударяя в перси, делает соучастником молитвы целый лик слезных помыслов. Обмакивает трость покаяния в сосуд с горькими от скорби и печали слезами, написав прошение на распростертой хартии сердца и подав его Господу, не будет отвергнут Иисусом Христом, умершим за грешников. 117. Диакону Мелифтонгу

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

При блаженной кончине Орентия присутствовали многие отцы и Сергий епископ города Элы. Отходя к Господу с радостью, он видел пришедших за ним ангелов». «В одной едва проходимой дебри, отстоящей от святой горы Синая на сорок больших поприщ, при потоке Малосе спасался о Господе авва Стефан, наставник аввы Кириака. Он питался одними овощами из своего малого огорода; но их часто поедали дикие свиньи. Однажды этот старец увидел мимоходящего леопарда и позвал его к себе. Лютый зверь подошел к нему и сел у ног его. Тогда человек Божий сказал ему: «Яви любовь, не уходи отсюда и постереги мой малый вертоград; лови в нем диких свиней и питайся ими». Леопард остался при нем и стерег овощи в течение нескольких лет до самой смерти его». «Недалеко от Синайской горы есть место поточное и жестокое, называемое Арселая. Тут несколько времени жил чудный Иоанн Савваитин с учеником своим Иоанном Римлянином . Однажды пришла к нему большая дикая свинья, держа во рту своего детеныша, и положила его у ног старца. Преподобный увидев, что рождие ее слепо, плюнул на землю, сотворил брение и помазал им глаза животного. Оно прозрело. Когда самка заметила это, благодарная, начала лизать стопы старца и, взяв детеныша, пошла назад играючи, а на другой день утром принесла ему «зелку велию усты» 37 , отыскав ее с большим трудом. Преподобный Иоанн, увидев ее, улыбнулся и сказал ей: «Откуда ты принесла эту зелку? Верно, ты украла ее из какого-либо отеческого вертограда». Животное, услышав сии слова, устыдилось, взяло зелку и отнесло ее на прежнее место». «В один год вовсе не было дождя на Синае, и в августе месяце начали иссякать потоки и источники. Тогда собралось стадо диких серн и начало обходить все горы и долины арселайские, ища воды. Не нашедши ее, серны взошли на вершину одной горы и все подняли головы свои к небу, как бы моля Творца помиловать их, и не двигались с места. Бог умилосердился над ними. Вдруг пролился дождь только на ту гору, где находилось стадо; и серны утолили свою жажду». «В Арселае на самом стремнистом месте в одной рукозданной гробнице отеческой жил авва Михаил Грузин с учеником своим Евстафием. Разболевшись и предчувствуя приближение смерти, он сказал Евстафию: «Чадо, принеси мне воды; я омоюсь и причащусь святых Таин», – и, когда причастился, опять сказал: «Ты знаешь, чадо мое, как опасно сходить вниз от нашей гробницы; если я умру, то тебе одному не снести моего тела; боюсь, как бы ты не упал с ним со стремнины. Итак, заблаговременно оба сойдем вниз мало-помалу». Сошли они благополучно, и потом старец сотворил молитву и, облобызав Евстафия и сказав ему: «Мир тебе чадо, молись о мне», – лег во гроб и с радостью и веселием преставился к Господу».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010