– Во имя Господа моего, Иисуса Христа я отправлюсь, не колеблясь! Кириак был снабжен императрицею всем необходимым, после чего и отправился в Персию вместе со своими друзьями, – Смарагдом и Ларгием. Когда он пришел в Персию и был приведен к беснующейся царевне, то диавол воззвал ее устами: – Что, Кириак, не заставил ли я тебя потрудиться прийти сюда, как говорил об этом тебе ранее? – Я пришел сюда, – отвечал Кириак, – с помощью Владыки моего, Господа Иисуса Христа, чтобы выгнать тебя и отсюда. Итак, дух нечистый, повелеваю тебе именем Господа Иисуса Христа: выйди из сей девицы и больше не возвращайся в нее. – Но ведь ты, Кириак, устал и тебе необходимо прежде всего отдохнуть с дороги, – сказал бес. – Благодаря помощи все устрояющего Бога я не чувствую усталости, – отвечал Кириак. – Но вот я, – продолжал бес, – что захотел, то и сделал: обещался заставить тебя прийти в Персию, и ты пришел. – Не можешь ты, бессильный и окаянный, сделать то, что пожелаешь; ты можешь сделать лишь то, что попустит тебе Создатель наш. Тогда бес стал мучить девицу. Святой же Кириак, пав ниц на землю, начал со слезами молиться Богу. Между тем бес взывал к святому: – Если ты изгонишь меня отсюда, то укажи мне вместилище, в которое я бы мог войти. Отвечал святой: – О безумный! Нигде в создании Божием ты не найдешь себе вместилища, ибо непобедимая и всемогущая сила Господа моего Иисуса Христа отовсюду изгонит тебя. Тогда диавол немедленно вышел из отроковицы и, убегая, оглашал воздух воплями, говоря: – О как страшно для меня имя Того, Кто изгоняет меня! С того времени отроковица стала здоровой. Ей было имя Иовия. Она уверовала во Христа и приняла святое крещение. Уверовали во Христа и крестились многие из царского дома, всего около четырех сот человек. Царь персидский предложил многие дары святому Кириаку. Но он ничего не взял, довольствуясь лишь одним хлебом и водой. Пробывши в Персии сорок пять дней, он удалился оттуда, возвращаясь от персидского царя к римскому императору с благодарственным письмом, которое Диоклетиан почтительно принял. Императрица Сирена и дочь ее Артемия весьма радовались возвращению Кириака.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

От 14-го октября 1867 о. Кириаков о результатах своих увещаний сектантов доносил епархиальному начальству, между прочим, следующее: «я сам доходил до слез и некоторые из них плакали и отвечали, что они никогда не были отступниками от своей веры; что у них нет никакого нового учения и что поэтому они не могут сказать, откуда и от кого принято ими учение; что они, собираясь в своих домах. кроме чтения св. Писания и пения стихов духовного содержания более ничего за собой не чувствуют. Впрочем, М. Ратушный, продолжает о. Кириаков, на мой вопрос – почему они в собраниях своих не крестятся, отвечал, что они делают это для того, чтобы собрания в домах отличить от собрания в церкви; очевидно, здесь изворот. Относительно показаний судебному следователю сектанты говорили, что они ничего такого не высказывали, что они ничего такого за собой не чувствуют. Только относительно постов некоторые заметили, что случается в рабочее время на степи производить работы за сухим хлебом, и здесь-то иногда нарушались посты среды и пятницы по необходимости. При этом они выражали «сожаление, что были в отлучке во время проезда преосвященного чрез Ряснополь и не могли видеть его, и что они желали бы с ним поговорить» 156 . Совратителями православных, по предположению о Кириакова, могли быть немцы-сектанты 157 . 23-го октября того же года благочинный Кириаков доносил высокопреосвященному, что он представил ряснопольским прихожанам нового священника и с ним вместе вел беседу с сектантами. Сектанты жаловались ему на то, что их напрасно держали в остроге 158 . «Держали, держали, говорили они, да и выпустили и тем дело покончили». На это о. Кириаков отвечал, что дело только начинается, что если они не обратятся, то это дело дойдет до государя, и он будет оскорблен: он освободил их, а они вот что делают. На это сектанты возразили, что их напрасно только отрывают от дела, «разоряют». «Из таких ответов – замечает о. Кириаков – видно, что они или действительно неповинны, или же ожесточаются частыми призывами. В заключение рапорта благочинный высказывает скорбь свою по поводу выговора, сделанного им со стороны епархиального начальства, и возбуждения против него сектантов. «Мне, говорит он, остается только падать духом». О. Кириаков просит командировать на место сектантской заразы кого-нибудь из членов консистории 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

— Во имя Господа нашего Иисуса Христа повелеваю тебе: выйди из сей девицы. Бес же отвечал ее устами: — Если ты желаешь, чтобы я вышел из нее, то укажи мне другое обиталище, в которое я мог бы войти. — Вот тебе мое тело, — отвечал святой Кириак; — если можешь, войди в него! — В твое тело я не могу войти, — продолжал бес, — ибо оно отовсюду затворено и запечатано. Тогда святой Кириак сказал ему: — Во имя Господа нашего Иисуса Христа распятого выйди из сей девицы, дабы она была чистым сосудом для служения Святому Духу. Дух нечистый закричал тогда, говоря: — О, Кириак! Если ты отсюда изгонишь меня, то я устрою так, что ты будешь послан в Персию [ 15 ]. С сими словами нечистый дух вышел. Девица же Артемия, освободившись от бесовского мучительства, сказала святому: — Заклинаю тебя Богом, Которого ты исповедуешь: крести меня, ибо я вижу вдалеке Господа, Которого ты проповедуешь. Здесь стояла и мать Артемии императрица Сирена, которая радовалась сугубою радостью: и по случаю исцеления своей дочери, и по причине явления силы Христовой (ибо она была тайной христианкой). Приготовив воду, на другой день крестили девицу Артемию во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, тайно от царя Диоклитиана. С того времени святой Кириак приобрел благоволение императора Диоклитиана, который даровал ему и его друзьям, Смарагду и Ларгию, свободу и подарил ему близ своих терм дом в Риме, обещав ему спокойную жизнь. Между тем императрица Сирена поучала дочь свою всем сердцем любить Христа и неизменно исполнять закон Его. Спустя немного времени к Диоклитиану пришло послание от персидского царя; в этом послании персидский царь просил Диоклитиана отправить к нему диакона Кириака, ибо дочь его бесновалась, причем бес взывал ее устами, говоря: — Никто не может изгнать меня кроме римского диакона Кириака. Тогда император сказал своей супруге, императрице Сирене, чтобы она позвала к себе Кириака и упросила его отправиться в Персию к бесновавшейся царевне. Когда святой Кириак был призван к императрице и узнал о послании из Персии, то сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Между тем Феофан, имея пред собою записи, по форме одинаковые с нашей Пасхальной хроникой, а может быть, и эту самую хронику, и, видя, что смерть Кириака отмечена под 9-м индиктом, очень законно со своей точки зрения поместил в летописи известие о ней именно под годом, отвечающим 9-му индикту. Далее, пред ним стояло событие – возведение Фомы, имевшее место в январе. Раз эта ошибка была допущена, продолжить ее – отнести и возведение Фомы к тому же 9-му индикту – для Феофана было очень естественно. Так как он ничего не знал о промежутке между смертью Кириака и возведением Фомы в 15-т месяцев, – да его действительно и не было, а прошло между этими событиями только 3 месяца, – то он с полным правом возведение Фомы приурочил к тому же 9-му индикту, к которому ошибочно он приурочил и смерть Кириака. Из двух рубрик Пасхальной хроники у Феофана получилась, таким образом, одна; а если допустить, что во 2-й рубрике хроники ничего не было записано, кроме известия о возведении Фомы, то год, соответствующий этой рубрике, оставался пустым и весьма естественно был пропущен, Феофаном. Это предположение подтверждается еще тем наблюдением, что Феофан никогда не ставит год только для порядка, ничего не сообщив под ним. Со сказанным вполне согласуется то, что мы видим в хронографии Феофана в отделах, соответствующих рассмотренным отделам Пасхальной хроники. Второй год Фоки 596-й от Р. Хр. здесь помечен 7-м индиктом еще верно: 596 + 8 + 3 : 15=остаток индикт 7-й 364 . Но уже через один отдел начинается ошибка. Смерть Кириака и возведение Фомы отнесены Феофаном к 598-му году от Р. Хр. 365 В Пасхальной хронике эти события верно помечены 606 и 607-м годами нашего счисления. Припоминая, как год Феофана переводится на наши годы, мы видим, что Феофаном в промежуток от 596 до 598-го один год пропущен, потому что 598 + 8=606, но этот 606-й год начинается только с января, до января же это пока только 605-й; т. е. вместо 598 должен был быть уже 599, который (599 + 8=607) действительно отвечает нашим 606 и 607-му годам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Так как с другой стороны первая дата, нам в хронике нужная, есть 594-й год, то в виду краткости периода, на который приходятся все пять интересующих нас дат (594–628), можно думать, что все три константинопольских патриарха были его современниками. В пользу этого предположения говорит еще то соображение, что до 594-го года автор не отметил ни одного константинопольского патриарха из всего рассматриваемого нами периода, – знак, что он не интересовался в своей хронике их судьбою, не справлялся о них в источниках, если же начинает перечислять их с Кириака, т. е. 594-го года, то вероятно, просто потому, что они все были лично известны ему. А лично знать их он мог, так как, надо полагать, он жил и писал свою хронику именно в Константинополе. Так, по крайней мере, считает естественным думает Геншен на основании подробных рассказов автора о подвигах некоего патриция Бона (Βνος) 208 в 17 году Ираклия (727 г.) и его погребения в одной из церквей Студийского монастыря 209 . При этом Геншен считает за вероятное, что автор хроники был никто иной, как один из иноков этой именно обители 210 . Из сказанного само собою понятно, что занимающие нас даты Пасхальной хроники должны иметь очень высокую историческую ценность. Требования самой пытливой и подозрительной хронологической критики на этот раз могут быть удовлетворены вполне и всецело. Отсюда естественно, что в ряду источников для хронологии патриархов Кириака, Фомы и Сергия они должны занять первое место и иметь решающее значение. Исключением является только дата возведения Кириака в 594-м году. В то время как остальные показания отличаются необыкновенною точностью, эта дата засвидетельствована очень обще: не помечен даже месяц, что заставляет думать, что событие представлялось автору не совсем ясно. В заключение установим отношение между счислениями – нашим и тем, которым пользуется автор Пасхальной хроники. Так как для времени, предшествующего Ираклию, он ведет хронику на основании самых разнообразных источников и разнородных счислений последних удерживаются и в его труде 211 , то во избежание путаницы мы определим только, как хронологическим обозначениям автора, начиная с 12-го года Маврикия (возведение Кириака), нужно находить соответствующие годы нашего счисления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Автор обнаружил основательное знакомство с источниками и довольно обширной литературой своего предмета, уменье свести и направить к решению поставленного вопроса изученные факты и выводы исследователей, строго последовательно развить свою мысль и изложить ее ясно и просто. Сочинение может быть признано весьма хорошим». 13) Экстраординарного профессора Анатолия Спасского о сочинении студента Кириако Евстратия: «История учреждения автокефальной церкви в королевстве Эллинском»: «Сочинение г. Кириако своим содержанием вполне отвечает избранной им теме. Оно состоит из введения и четырех глав. В введении (1–81) излагается краткий очерк истории элладских епархий от начала в Элладе христианства до восстания греков в 1821 году и описывается положение греческих церквей в их отношении к Константинопольскому патриарху до учреждения греческого —150— королевства в 1832 году. Вопреки мнению грека Формакидиса автор здесь убедительно доказывает, что хотя во время восстания сношения эллинских церквей с Константинопольской патриархией фактически были прерваны, однако юридическая зависимость первых от последней продолжалась и признавалась греческой иерархией и народом. Поэтому, и историю учреждения автокефальной церкви в королевстве Эллинов он начинает не с года восстания, а со времени утверждения прочного политического порядка в Элладе (1832 г.), тотчас повлекшего за собой провозглашение церковной независимости. Первая глава (81–167) и рассказывает о том, как совершилось это провозглашение в деятельности семичленной комиссии и собора элладских епископов 1833 года. Глава вторая излагает факты, характеризующие отношение к состоявшемуся самовольному провозглашению автокефальности элладской церкви клира и народа греческого, с одной стороны, и Константинопольской патриархии, – с другой (167–194). В третьей главе идет речь об обстоятельствах, содействовавших восстановлению канонических сношений элладской церкви с Константинопольским патриархом, и о Константинопольском соборе 1850 года, законно утвердившем ее автокефальность (194–293). Четвертая глава знакомит с учредительным законом 1852 года, основанном на постановлении Константинопольского собора и определившем окончательное устройство эллинской церкви, и перечисляет некоторые дополнительные законодательные акты (294–335). Сочинение заканчивается кратким выяснением основной причины, побудившей греков добиваться церковной независимости, которую автор видит в сильном развитии в греках национального самочувствия после борьбы за свободу (336–340). Сочинение г. Кириако носит на себе строго документальный характер. Свои положения он везде или подтверждает выдержками из документов, или прямо говорит языком их. В общем его сочинение представляет довольно правильную и полную картину дела об автокефальности элладской церкви. Изложено оно речью удовлетворительной, не смотря на иностранное происхождение автора. По этим своим достоинствам он

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В сочинении имя автора указывалось в заголовке: «Се есть въпрошние Кюриково, иеже въпроша епископа ноугородьского Нифонта и инехъ». Судя по грамматической форме, название не является авторским (имя Кирика указано в 3-м лице). В разных списках имя воспроизводится вариативно: Кирик, Кюрик, Кюрьяк, Кириак. Все это говорит в пользу того, что заголовок «Вопрошания» оформлялся под пером писцов, а не автора. Для нас важно, что среди вариантов имени Кирик (Кюрик, Кюрьяк, Кириак), некоторые списки «Вопрошания» в заголовке называют имя Кирилл. По заключению Я.Н. Щапова, автор текста назван Кириллом во второй (особой) редакции и позднейших копиях первой (основной) редакции (в ранних копиях этой редакции он назван Кириком и Кюриком) 19 . Двойное именование Кирика в заголовке «Вопрошания» (именем, близким к монашескому – Кирик, Кюрик, Кириак, Кюрьяк – и новым Кирилл) можно было бы попытаться объяснить тем, что текст отражает два «состояния» автора – монашеское (Кирик) и схимническое (Кирилл). В «Вопрошании» есть прямые указания на то, что Кирик обсуждал с Нифонтом вопрос, когда ему принять схиму, и по совету владыки отложил намерение 6). Нам неизвестно, стал ли он, как намеревался, схимником. Однозначно со всей определенностью говорить о принятии Кириком схимы (со сменой имени Кирик на Кирилл) мы не можем. Но предполагать такой шаг на закате жизни, тем более что он планировался, логично. Если же посвящение в схиму пожилого ученого богослова состоялось, то данный факт мог быть известен ближайшим современникам автора «Вопрошания» и они при копировании текста могли сменить имянаписание, закрепившееся в ряде списков. Впрочем, псевдоэпиграфы Кирилла в древнерусской книжности были широко распространены из-за популярности знаменитых в церкви Кириллов-авторов. Соответственно и предложенная конструкция гипотетична и исходит исключительно из потенциально возможного. В литературе высказывались также догадки о светском имени Кирика. Известный ученый-хронолог Н.В. Степанов в своей переписке с акад.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

И авва Кириак, убегая от стечения, удалился во внутреннейшую пустыню Рувы и оставался там в течение пяти лет, довольствуясь корнями мелагрий и сердцевиною тростника. И некоторые, узнав, стали приходить к нему, приводя недугующих и одержимых нечистыми духами, и их он исцелял призванием Христа и знамением честнаго креста. Тогда, тяготясь большим стечением, он удалился из Рувы и вошел в совершенно пустынное и сокровенное место, где не жил никто из отшельников. Место это туземцами называется Сусаким. Тут соединяются оба потока — новой лавры и лавры Сука, весьма глубокие и ужасные. Некоторые говорят, что это реки Ифам, про которыя Давид в величаниях к Господу говорит: «Ты изсушил ecu реки Ифамския» (Псал. 73:15). Проведя семь лет в Сусакиме во дни величайшей пагубы, он был отведен из Сусакима в лавру отцами лавры Сука, которые боялись надлежащаго страха и единодушно пришли к нему с мольбою и сильным воззванием. Сей авва Кириак, придя в лавру, оставался в отшельнической келлие иже во святых Харитона пять лет в борьбе с последователями Оригена.    11. Тогда и я, переселившись из обители великаго Евфимия в великую лавру блаженнаго Савы к авве Иоанну епископу и молчальнику, был послан им к сему авве Кириаку с посланием, которое повествовало о внутренней брани, происшедшей во святом граде и просило его ныне подвизаться в молитвах к Богу о том, чтобы низверглась гордыня ополчившихся в новой лавре против Христа ради учений Оригена, вместе с Нонном и Леонтием. И я, прибыв в Суку и вместе с учениками его Зосимой и Иоанном придя к нему в пещеру иже во святых Харитона, и поклонившись ему, отдал ему послание, передав ему и устно то, что было сказано аввой Иоанном молчальником. Авва же Кириак, прослезившись, сказал: Скажи пославшему тебя: не будем малодушествовать, отче, ибо вскоре мы увидим смертную гибель Нонна и Леонтия и изгнание остальных из новой лавры, и истинные ученики блаженнаго Савы поселятся в новой лавре, а незаконные будут из нея изгнаны.    12. Я же сказал: Что же отче, они проповедуют? Так как они утверждают, что учения о предбытии и возстании безразличны и безопасны, приводя и следующия слова, сказанныя святым Григорием: «Любомудрствуй мне о мире, о материи, о душе, о разумных существах как высших, так и низших, о воскресении, о страстях Христовых: в этом и угадать истинное не безполезно, и ошибиться безопасно».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3543...

В 1936 году меня снова потянуло на Родину, но не успел я сойти по трапу парохода, как меня арестовали . Осудили и отправили сначала на берег Амура, а потом на Колыму, на Чукотку . В 1954 году освободили (напомним, что и митрополит Нестор был также арестован и отсидел 7,5 года в каторжной тюрьме в Мордовии. – А. Б.), но кому нужен 82-летний старик? И вместе с другими такими же  меня поместили в инвалидный дом. Устал я, Владыко Господин мой. А хочется так много, много сказать Вам о теперишнем житье моем и выплакать перед Вами все свои грехи». Идет очень интенсивная переписка. Создается впечатление, что у всех намерение успеть все рассказать. Все в престарелом возрасте, все больны и немощны. Насельники Дома инвалидов один за другим уходят в мир иной. И каждый прожитый день – дар Божий. Несмотря на свою колоссальную занятость, митрополит Нестор отвечает регулярно. Причем пишет сам, несмотря, что и у него нет здоровья, что очень плохое зрение… О. Кириак: «Здравствуйте, Ваше Святительское Высокопреосвященство! Ведь никто, никто меня не неволил принимать иноческий постриг. Три раза подавал я ножницы в руки постригавшего и два раза он возвращал мне их со словами, может быть я одумаюсь и откажусь от него. Но сила Вашего Крещения надо мною оказалась такой могучей, такой осенительной, что я без колебания готов был бы идти на казнь во имя Иисуса Христа. …Ведь это легко сказать только, не видеть более пятидесяти лет Того, Кто поставил меня на путь и жизнь вечную, Кто просветил меня Ясным Светом Евангельской Истины и вдруг получить от Него доброе, доброе послание и великие знаки Его расположения… Ох, Господи! Как мне сейчас стало легко на душе! Я как и Святый Симеон Богоприимец, говорю: “Ныне отпущаеши, Владыко!..” Яко видеста очи мои Того, Кто давным-давно озарил мою черную душу Светом Евангельского учения, и этим самым из жестокого бандита и идолопоклонника сделал верного христианина, познавшего смысл временной земной жизни ради Вечной жизни на небесах Господа и Бога своего». Из письма м. Нестора: «Дорогой мой, душевно близкий и духовно родной, чадо мое возлюбленное, Богом данный мне крестник Илья, а в монашестве иеромонах Кириак!

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Скачать epub pdf Страдание святой мученицы Кириакии Память 7 июля В царствование императора Диоклетиана 4458 некий христианин, по имени Дорофей, и жена его, именем Евсевия, будучи бездетными, молились Богу о том, чтобы Он даровал им детей, причем обещали посвятить Ему свое дитя, если оно родится у них. По их молитве в один воскресный день у них родился младенец женского пола, которому они дали имя Кириакии 4459 и крестили его святым крещением. Воспитывая дочь свою в христианском учении и добрых наставлениях, они сохраняли ее в непорочности, чтобы, согласно своему намерению, отдать ее на служение Богу. В это время воздвигнуто было на христиан гонение 4460 , и благочестивые родители с дочерью своею были преданы императору Диоклетиану, который, произведши над ними суд, сперва повелел в течение долгого времени бить их, и потом Дорофея и Евсевию отослал в Митиленскую страну 4461 к правителю Иусту, а Кириакию – в Никомидию 4462 к кесарю Максимиану 4463 . Последний, допросил святую и видя, что она тверда и непоколебима в вере, повелел разложить ее на земле и долгое время без милосердия бить ее. Во время этого истязания Кириакия предавалась молитве, и это привело Максимиана в страшный гнев, но святая мученица сказала ему: – Не обольщайся, Максимиан! Никогда ты не заставишь меня подчиниться твоей воле, ибо мне помогает Бог. После сего Максимиан послал святую Кириакию к правителю Вифинии Илариону, который, допросив ее, велел ввести ее в идольский храм, но святая помолилась и по ее молитве произошло сильное землетрясение, причем все идолы, бывшие в храме, попадали на землю и рассыпались в прах, в храм ворвался вихрь и поднял этот прах на воздух, а затем блеснула огненная молния и опалила правителю Илариону лицо, после чего он, упавши со своего седалища, тут же умер. Тогда пришел другой князь области, соправитель первого и, узнав обо всем случившемся, приговорил Кириакию к сожжению огнем. По его повелению раскалена была большая сковорода, и на нее бросили святую. Тут она, молитвенно воздевши руки, долго молилась, и в это время при чистом летнем небосклоне сошло с неба облако и уничтожило весь жар огня, так что Кириакия осталась совершенно невредимой. После этого правитель повелел привести святую Кириакию на место суда и выпустить на нее разных зверей, но и тут она осталась невредимой, так как звери вместо того, чтобы броситься на нее, валялись у ног ее. Видя это, многие из бывших здесь язычников уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, а святая брошена была в темницу. Спустя несколько времени после сего правитель пришел на место суда и, сев на свое судейское седалище, приговорил ее к смерти. Святая Кириакия попросила у него разрешения помолиться, долго молилась и, давши наставления сопровождавшим ее христианам, преклонилась к земле и мирно скончалась. Когда пришли воины, чтобы исполнить над нею судебный приговор, то нашли ее уже умершею и пришли от этого в удивление. В это время послышался с неба голос, сказавший им:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010