Фотография. 1932 г. Одновременно продолжала существовать и жен. община у монастырских врат с домовым храмом во имя преподобных Геннадия и Никифора. Впосл. сестры переселились в воссоздаваемый Сяндемский монастырь и в Митрофаниевский скит. В Н. м. находится значительное число святынь: частицы древа Креста Господня и Мамврийского дуба, мощей св. Иоанна Предтечи, первомч. и архидиак. Стефана, апостолов Иакова Зеведеева и Фомы, сщмч. Климента, папы Римского, святителей Николая Чудотворца, Митрофана Воронежского, Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова), Иннокентия (Вениаминова), Нектария Эгинского, сщмч. Кириака Римского, священноисп. еп. Афанасия (Сахарова), великомучеников Пантелеимона и Никиты Готфского, мучеников Валерия, Вонифатия Тарсийского, Феликса Римского, Смарагда Римского, святых вел. кнг. Елисаветы и инокини Варвары, мц. Елены Испанской, преподобных старцев Оптинских, Александра Свирского, Антония Дымского, Елисея Сумского, Серафима Саровского, Варсонофия (Юрченко) Херсонского, Гавриила Афонского, Феофана (Медведева) Рыхловского, 7 преподобных жен Дивеевских, св. блгв. кн. Александра Невского и др. Среди чтимых икон - Владимирский образ Божией Матери. В Н. м. проживают 15 чел. Ежедневные богослужения совершаются по Афонскому уставу: в 4.30 - полунощница и утреня, 1-й час; в 8.30 - 3-й и 6-й часы, литургия, в 16.45 - вечерня, в 19.30 - повечерие; в дни двунадесятых праздников в 3.30 - всенощное бдение. Монастырское хозяйство включает огороды, скотный двор, 4 улья и птичник. Построены гостиница за воротами и трапезная. Священноархимандритом крупнейшего в епархии мон-ря является митр. Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов). Постройки Монастырский комплекс представляет собой редкий ансамбль в рус. стиле, представленном его «тоновским» вариантом и образцами деревянного резного «узорочья». В Карелии и примыкающих к ней районах Ленинградской и Вологодской областей примером такого ансамбля кроме Н. м. является только частично сохранившийся Муромский Успенский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2565546.html

Св. муч. Кириака. Пострадал от Валерия в царствование Декия, погребен в Александрии. Пролог. Св. священномуч. Кирилла, еп. Гортинского. Усекнут от Агриппина в царствование Максимиана, имея от роду 95 лет. Пролог сего числа и 11 июня. (Or. Chr. II col. 238). Мес. В. 14 июня. Свв . мучч. Фавста пресвитера и Авива диакона, и с ними 13 мучеников. Мечом посечены в Александрии, при Декии. Пролог. (Act. SS. sept. II. р. 666). Март. Р. Мес. В. Преп. Давида, иже прежде был разбойником. Местом разбоев его была пустыня Ермопольская. Поступив в монастырь, за подвиги покаяния получил от Бога извещение, что прежние его грехи отпущены, но за маловерие, ему связан был язык для мирских бесед, а разрешен только для молитвы. Умер в старости. Чет. Минея от преп. Иоанна, пресвитера Палестинской обители Феодосия ( Иоанна Мосха , гл. 143). Rosweidi Vitae Рр. 898. Преп. Архиппа. Подвизался при храме Архистратига Михаила в Хонех. По его молитве совершилось чудо, воспоминаемое сего числа. След. Пс. 7 Св. муч. Созонта. Пастырь Ликаонский. Скончался от мук при игемоне Максимиане в Помпеополе Киликийском. Чет. Минея от Метафраста. (Surius ad 7 sept. Act SS sept. III p. 14–19). Мес В. Март. P. Свв. a пп. от семидесяти, Евода и Онисифора. Св. Евод епископствовал в Антиохии по св. ап. Петре; св. Онисифор – в Колофонии и Киринии. Оба скончались мученически. Чет. Минея от Метафраста и Мартиролога. Мес. В. 9 дек. о св. Онисифоре. Март. Р. 6 мая о св. Еводе, 6 сент. о св. Онисифоре. В соборе 70 воспоминаются 4 янв., кроме того, Онисифор 8 дек. Св. муч. Евпсихия. Из Кесарии Каппадокийской; мучен при Адриане, усекнут от Саприкия. Чет. Минея от мартиролога и Пролога. (Act. SS. sept. III. p. 6–8). Март. Р. Мес. В. Преп. Луки, третьего игумена обители Спасовой, глаголемой Глубокие Реки. Обитель находилась в Каппадокии. Основателем и первым ее игуменом был преп. Василий, вторым– преп. Игнатий (27 сент.), настоятельствовавший между 963 и 975 г. Преподобный Лука был его преемник. Чет. Минея. (Kalend. un. eccl VI. р. 116).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

    Аввы Абиодия. Копт. 1338.     Силвана монаха, учен. Макария. Копт. 1425.     Преп. Иоанна брюхатого. Бопт. 1425.     28. Приска, Малха, Александра, мучч. в Кесарии палестинской ок. 259. М. Р. А. Н. (небольшое сказание).     Рогата, Александра, Дорофея, Авдакты, Марии, Модеста мучч. в Кесарии. Иерон.     Кастора, Дорофея и Менелампа в Тарсе киликийском. Иерон.     Георгия пресвитера. Копт. 1338.     29. Пастора, Викторина, Сатурнина, Долы, Иулиары (или Иулиана) и 4 других в Никомидии. Иерон.     Феодора пресвитера, Пентала, Иулиана и Ахатии в Антиохии. Иер.     Кастора, Евсевия, Евнукула, Евсевия другого, Сатурнина в Никомидии. (Мартирологи монастыря Максимина).     Иоанна или Илии, еп. иерусалимск. при Адриане. Копт. 1338 и 1425.     Маркея и Фекура, Семраты-Цион. Абис. у Люд.     30. Более 3000 мучч. в 351 году при Констанцие П пострадавших от Македония. М. Р.     Домнина, Филопола, Ахаика (Акакие), Палатина, Вивтора в Солуни в Македонии при Максимиане. М. Р. Иерон. (Домнин у нас и в Р. М. еще Иокт.).     Иакова игумена. Копт. 1338.     Мучч. Виктора и Декия, Ирины и многих других при Иулиат не. Копт. 1425 и у Порфир. (У Порф. вместо Декия- Далия).     Хрисия преп. Никод. в житии Иоанна кладязника.     Диоскора молчальника. Абис. у Люд. Апрель.     1. Парфена, Квинтиана, Виктора и Секунда мучч. в Малой Армении. Иерон. Нотк.     Ингенианы, Сатурнина, Парфения, Дионисия, Пантера и Александра мучч. в Солуни. Иерон.     Виктора в Гераклее. Иерон.     Виктора и Стефана мучч. в Египте. М. Р. Иерон.     Мелитона, еп. сардийского ок. 170 г. у Феррария и в других некоторых позднейших мартирологах, сн. Фил. Черн. об отцах § 43—45.     Квинктиана и Иринея мучч. в Армении М. Р. Бароний ссылается на греков и Галезиний. Анастасий к ним причисляемый есть в Охр., но их нигде не найдено еще в греческ. памятниках.     Осязание Фомы. Копт. 1425.     Адама и Евы. Абис. у Люд.     2. Феодола, Агатофа. Мастеза, Публия, Валерия и других 3, также Урвана, Иулиана, Прокула, Гага (Гая), Агапита, Дионисия, Кириака, Зониса, мучч. в Солуни македонской. Иерон.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Юлиан сказал: «За предлежащие богатства и жизнь величайшую пожри великому богу Зевсу». Кириак сказал: «Я воссылаю жертву чистую и бескровную великому царю, который будет царствовать во веки». Юлиан сказал: «И я изучил эти глупости, и мне не принесли они никакой пользы». Кириак сказал: «Хорошо сказал ты, пес нечестивый, что не принесли мне никакой пользы; ибо, оставив боговдохновенные Писания, ты не вспомнил о божественных тайнах Христовых; Он даровал тебе недостойному царство временное, а ты облекся в диавола и гонишь возлюбивших благочестие; посему вскоре будет отнято у тебя царство и дерзость обезумевшей души твоей». Юлиан сказал: «Многие уверовавшие во Христа в страшных казнях окончили жизнь сию. Посему, если вы не поверите и не пожрете, то увидите казнь в различных муках». Епископ Кириак сказал: «Ты не можешь устроить такие казни, какие уготовал Христос душам, отрекшимся от Него. Ибо тело мучится короткое время и, как вспахиваемая земля приносит двойной плод, так и по избавлении тела от мук душа прямо идет в небесные врата и с дерзновением приходит к Владыке, за Которого предала тело свое на смерть». 3. Юлиан сказал: «Что ты говоришь, Кириак? Итак, и ты избрал умереть за Распятого, а не принести жертву?» Епископ Кириак сказал: «Ты не знаешь, что говорит божественное Писание? Боги, которые не сотворили небо и землю, да погибнут с земли (Иерем. X, 11). И паки говорит: Идолы народов серебро и золото, дела рук человеческих. Подобны им да будут творящие их и все надеющиеся на них ( Ncaл. CXIII, 12, 16; CXXXIV, 15, 18 ). Итак, посмотри, – и ты подобен им, поклоняясь суетным идолам, с которыми будешь осужден в геенну». 4. Юлиан, услышав это, повелел отрубить ему правую руку, сказав, что «этою рукою твоею ты написал много посланий и многих отвратил от богов». Епископ Кириак сказал: «Хорошо сделал ты, пес нечестивый; ибо ты не знаешь, что уготовал мне жизнь вечную; ибо прежде чем я познал Господа моего Иисуса Христа, я писал синагогам Иудейским, чтобы не верили в Распятого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Юлиан сказал: «За предлежащие богатства и жизнь величайшую пожри великому богу Зевсу». Кириак сказал: «Я воссылаю жертву чистую и бескровную великому царю, который будет  царствовать во веки». Юлиан сказал: «И я изучил эти глупости, и мне не принесли они никакой пользы». Кириак сказал: «Хорошо сказал ты, пес нечестивый, что не принесли мне никакой пользы; ибо, оставив боговдохновенные Писания, ты не вспомнил о божественных тайнах Христовых; Он даровал тебе недостойному царство временное, а ты облекся в диавола и гонишь возлюбивших благочестие; посему вскоре будет отнято у тебя царство и дерзость обезумевшей души твоей». Юлиан сказал: «Многие уверовавшие во Христа в страшных казнях окончили жизнь сию. Посему, если вы не поверите и не пожрете, то увидите казнь в различных муках». Епископ Кириак сказал: «Ты не можешь устроить такие казни, какие уготовал Христос душам, отрекшимся от Него. Ибо тело мучится короткое время и, как вспахиваемая земля приносит двойной плод, так и по избавлении тела от мук душа прямо идет в небесные врата и с дерзновением приходит к Владыке, за Которого предала тело свое на смерть». 3.  Юлиан сказал: «Что ты говоришь, Кириак? Итак, и ты избрал умереть за Распятого, а не принести жертву?» Епископ Кириак сказал: «Ты не знаешь, что говорит божественное Писание? Боги, которые не сотворили небо и землю, да погибнут с земли (Иерем. X, 11). И паки говорит: Идолы народов серебро и золото, дела рук человеческих. Подобны им да будут творящие их и все надеющиеся на них (Псал. CXIII, 12, 16; CXXXIV, 15, 18). Итак, посмотри, — и ты подобен им, поклоняясь суетным идолам, с которыми будешь осужден в геенну». 4.  Юлиан, услышав это, повелел отрубить ему  правую руку, сказав, что «этою рукою твоею ты написал много посланий и многих отвратил от богов». Епископ Кириак сказал: «Хорошо сделал ты, пес нечестивый; ибо ты не знаешь, что уготовал мне жизнь вечную; ибо прежде чем я познал Господа моего Иисуса Христа, я писал синагогам Иудейским, чтобы не верили в Распятого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=935...

У императора Диоклитиана была дочь по имени Артемия. По попущению Божию она впала в беснование и была мучима нечистым духом. Узнав о том, Диоклитиан весьма опечалился, так что в тот день по причине скорби не вкушал пищи. Когда же он вошел в комнату своей дочери, бесновавшейся в это время, то бес воззвал устами девицы: — Я не выйду отсюда, и никто не может изгнать меня кроме диакона Кириака. Тогда Диоклитиан приказал отыскать диакона Кириака, и когда он был найден в темнице и приведен к императору вместе с обоими друзьями своими, Смарагдом и Ларгием, то император стал упрашивать его войти в комнату дочери его и исцелить ее. Святой Кириак, войдя в комнату дочери царской, обратился к мучившему ее нечистому духу с такими словами: — Во имя Господа нашего Иисуса Христа повелеваю тебе: выйди из сей девицы. Бес же отвечал ее устами: — Если ты желаешь, чтобы я вышел из нее, то укажи мне другое обиталище, в которое я мог бы войти. — Вот тебе мое тело, — отвечал святой Кириак; — если можешь, войди в него! — В твое тело я не могу войти, — продолжал бес, — ибо оно отовсюду затворено и запечатано. Тогда святой Кириак сказал ему: — Во имя Господа нашего Иисуса Христа распятого выйди из сей девицы, дабы она была чистым сосудом для служения Святому Духу. Дух нечистый закричал тогда, говоря: — О, Кириак! Если ты отсюда изгонишь меня, то я устрою так, что ты будешь послан в Персию С сими словами нечистый дух вышел. Девица же Артемия, освободившись от бесовского мучительства, сказала святому: — Заклинаю тебя Богом, Которого ты исповедуешь: крести меня, ибо я вижу вдалеке Господа, Которого ты проповедуешь. Здесь стояла и мать Артемии императрица Сирена, которая радовалась сугубою радостью: и по случаю исцеления своей дочери, и по причине явления силы Христовой (ибо она была тайной христианкой). Приготовив воду, на другой день крестили девицу Артемию во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, тайно от царя Диоклитиана. С того времени святой Кириак приобрел благоволение императора Диоклитиана, который даровал ему и его друзьям, Смарагду и Ларгию, свободу и подарил ему близ своих терм дом в Риме, обещав ему спокойную жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Письма к клирикам. Кириаку, монаху, Феодосии, монахине Преподобный Нил. Византийская гравюра Кириаку, монаху Господь наш Иисус Христос, как говорит апостол, уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3, 21). Ибо теперь случается иногда, что тело человеческое бывает в унижении и бесчестии, терпя от демонских нападений, а часто и от лености самой души, впадая в какие-либо пороки и скверны, иногда же порабощается и крайне унижается грехом и во время самой смерти и погребения с уничижением и бесчестием влачится по земле и предается оной в великом убожестве, так как сказано: сеется в уничижении, восстает в славе (1 Кор. 15, 43). Но во время восстания всех человеков, сложив с себя тление и унижение, тело наше восстанет украшенное славою и велелепием Христа Спасителя и не будет уже более совращаемо в грех и тление, и уничижаемо смертностию, суетностию и злостраданиями, но бесконечные веки пребудет нетленным. Ему же Возвел еси человеки на главы наша (Пс. 65, 12). Ибо иногда попускает Бог демонам бесстыдно восседать внутрь главы, то есть в мысли, и увлекать душу к непристойным помыслам, с которыми нам необходимо бороться и сражаться, не соглашаясь и не входя в союз с ними. Ему же Бывают у людей иные состояния и положения столько чистые, что один заступает место солнца, другой — луны, третий — звезды; и видишь, что иной человек нередко более Соломона прославлен был мудростию свыше, а впоследствии за усыпление, за ослабление внимательности оставлен Богом, отлагает благоговение и страх Всесовершенного и впадает в нечестие и в великие грехи, так что можешь сказать: совратилось солнце, сверх чаяния впал в дела непозволенные! Ибо нередко бывает подобное этому; и люди ревностные иногда впоследствии за нерадение лишаются охранения Святым Духом, и идет на них войною Навуходоносор, разрушает город сатанинскими орудиями, а царя, разумею ум, ослепляет, как Седекию, отроков заключает в узы и отводит в иносказательный Вавилон, а святыню Давида и Соломона и прочих царей — все, что было в сокровищницах сердца с великим трудом и тщанием приобретено, собрано и уготовлено, — берет с собою, и храм Господень сожигает и готов попрать нечистыми ногами.

http://pravoslavie.ru/2703.html

«Симон же, увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги; нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не право перед Богом; итак покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды» (Деян.8,18-23). Священник же крестит не водою, но Духом— по Благодати Апостольского преемства. Так что вопрос стоит не о крещении водою— оно и впрямь бесполезно,— но о таинстве в полном смысле. Отец Кириак апеллирует к вере, которая идёт от сердца, «от пазушки», как называют это оба собеседника: «— Вот это-то,— говорю,— твоя беда, отец Кириак, что ты всё на пазуху-то очень располагаешься. — Ах, владыко, да как же на неё не полагаться: тайны-то уже там очень большие творятся— вся Благодать оттуда идёт: и материно молоко детопитательное, и любовь там живет, и вера. Верь— так, владыко. Там она, вся там; сердцем одним её только и вызовешь, а не разумом. Разум её не созидает, а разрушает: он родит сомнения, владыко, а вера покой даёт, радость даёт...» (5,471-472). Вновь давняя проблема: антиномия «вера— разум». Иеромонах прав, вознося веру над разумом, но забывает, что сердце, не очищенное от страстей— плохой руководитель. Вновь вспомним слова святителя Феофана Затворника: «Когда очистится кто от страстей, пусть даёт волю сердцу; но пока страсти в силе, давать волю сердцу— значит явно обречь себя на всякие неверные шаги» 339 . Вознося веру, отец Кириак тем не менее строит все свои рассуждения на доводах рассудка, ибо никак не хочет признать сакральной стороны таинства: оттого и не видит разницы между действиями Симона Волхва и православного священника. Однако не следует пренебрегать и рациональными его доводами, поскольку внешне они могут показаться неопровержимыми.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Однажды, когда блаженный Еспер был послан своими господами на какую-то работу, сыновья его, Кириак и Феодул, сказали матери: – Мы не желаем больше жить с нечестивыми; не ты ли сама учила нас, согласно божественному Писанию, хранить апостольскую заповедь: «не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» ( 2Кор.6:14 ). Если мы, повинуясь божественному Писанию, и пожелали бы сохранить заповеди Господни, но не удалились от язычников, то мы приняли бы одинаковое с ними и возмездие от Господа и погибли бы, как они. Мать отвечала своим сыновьям: – Дети мои любезные! Как можно удалиться от них? Ведь они наши господа; они имеют власть и над нашим телом. Сыновья отвечали ей на это. – Христос за нас предал Себя в руки неверных иудеев, был распят, погребен и в третий день воскрес. Если и мы свое тело отдадим во власть нечестивого Катулла на мучения за имя Христово, то хотя бы он после пыток и умертвил нас, то ведь души наши будут жить вечно. Итак, представь нас, радующихся и веселящихся, господину нашему и что вложит в уста наши Господь, то мы и будем говорить господину. И готовились оба добрые юноши, как мужественные воины Христовы, на страдальческий подвиг за Христа, ожидая удобного случая предстать пред господином своим и исповедать пред ним имя Господа Иисуса Христа. Они говорили между собою: «Если благоугодно будет Господу нашему Иисусу Христу, чтобы мы умерли за имя Его святое, то в награду за это мы сподобимся видеть Его и будем пребывать с Ним вечно». Когда же мать их, опасаясь, как бы дети ее, не устрашившись мук по примеру других, не предались бы служению идолам, по сей причине медлила исполнить их просьбу (до того времени господа не знали, что они христиане), то сыновья ее сказали ей: – Что же ты медлишь? Чего ты боишься? Разве ты не знаешь, что говорит Писание! «Буду говорить об откровениях Твоих перед царями и не устыжусь» ( Пс.118:46 ). Однажды Катулл откуда-то возвращался в обеденный час домой. Встретить его вышли оба брата, Кириак и Феодул, и сказали ему: – Добрый час, тебе, господин видимых тел наших: господин же невидимых душ наших есть Господь Иисус Христос, пребывающий на небесах, Бог истинный.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Пред самой кончиной он предсказал бедствия, ожидающие Россию, и последним его словом было: «Слава Богу за все!» Он почил о Господе 4 февраля 1532 года. Вскоре после его кончины открылись знамения его близости ко Господу. Один из учеников его, Кириак, имел послушание ловить рыбу. Во время погребения преподобного он был тяжко болен и горько плакал о том. Ему явился преподобный в сопровождении двух светлых юношей, которые держали горящие свечи в руках, и сказал: «Что ты так долго болеешь, брат мой Кириак? Вставай скорее и иди ловить рыбу на утешение братии». При этих словах преподобный осенил болящего крестным знамением и скрылся от взоров. В страхе проснулся расслабленный и начал понемногу двигать руками и ногами; он велел нести себя ко гробу преподобного и, со слезами исповедав грехи свои, получил совершенное исцеление. В тот же день исцеленный пошел на рыбную ловлю и наловил так много рыбы, сколько не ловил никогда. Особенно замечательно дивное знамение, прославившее обитель угодника Божия и бывшее причиной многих милостей царских к месту подвигов преподобного Кирилла. Однажды царь Иоанн Васильевич почивал в своих царских чертогах; во сне является ему благообразный старец и тихим голосом говорит: «Завтра, благоверный государь, не ходи до третьего часа дня в приемную палату твоих чертогов, чтоб не умереть тебе внезапной смертью .» Изумился царь и спросил его: «Кто ты и как без нашего повеления дерзнул ты войти сюда?» Старец без страха отвечал: «Имя мое Кирилл Белый, а пустынь моя от Белозерска в тридцати поприщах; послушай меня, царь, в том, что сказал я тебе». И, сказав это, старец стал невидим. В ужасе проснулся Иоанн и размышлял: «Если бы не от Бога был послан сей инок, не открыл бы своего имени и своей пустыни». Царь не мог заснуть до самого утра и молился Богу, никому не открывая своего видения весь тот день. В третьем часу действительно в приемной палате послышался треск и палата обрушилась, похоронив под развалинами своими несколько человек. Тогда только царь всем рассказал о своем видении и стал расспрашивать, не бывал ли кто на Белом озере и не знает ли пустынь Кирилла Белого. Немедленно послал Иоанн в Кириллову пустынь нарочного со своей царской грамотой и просил отслужить преподобному Кириллу молебен о его царском здравии. Из обители прибыл игумен Вассиан с иконой и просфорой к царю, и благодарный царь подарил обители две деревни и всю землю на две версты во все стороны от монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010