Что могло быть грустнее этих безмолвных царских похорон? Но было еще худшее; не только не оплакивали: «увы, государь! увы, его величие!» – но «погребали погребением ослиным»… «Вытащили его (Иоакима) и бросили далеко за ворота Иерусалима ( Иер.22:18–19 ), так что труп его был оставлен на зной дневной и на холод ночной» (36:30). Правда, позднейший историк ослабляет несколько тягостное впечатление, какое получается при чтении пророка Иеремии. Писатель книги Царств говорит, что «почил Иоаким с отцами своими ( 4Цар.24:6 ), а автор Паралипоменон, повторяя слова писателя раннейшего указывает даже (LXX передают и то и другое известие) и место его погребения: и почил Иоаким с отцами своими, и погребен был в Ганозане с отцами своими» ( 2Пар.36:8 ). 96 —75— Не замечает ли читатель большого различия в выражениях историков, – говорят ли они о пышных и сердечных похоронах Асы, или о формально-холодных Иорама? Не будем класть в счет бедного Иоакима, который в те века изощреннейшего варварства разделил посмертное поругание с каким-то царем Едомским, кости которого Моав пережег в известь ( Ам.2:1 ). Но несмотря на более или менее успокоительные слова священного историка о погребении нашего царя в каком-то неизвестном нам Ганозане, мы не можем забыть и грозного пророческого слова Иеремии об ослином погребении. А не прошло еще двенадцати лет с тех пор, как скончался отец (Иосия) этого несчастного царя иудейского и священный историк записывал: «умер он, и похоронен в гробницах отцов своих. И вся Иудея и Иерусалим оплакали Иосию. Оплакал Иосию и Иеремия в песни плачевной; и говорили все певцы и певицы об Иосии в плачевных песнях своих, известных до сего дня, и передали их в употребление у Израиля; и вот они вписаны в книгу плачевных песней» ( 2Пар.35:24–25 ). Неожиданная кончина государя, в полном расцвете физических и духовных сил павшего на страже сохранения интересов своей земли, – государя так много обещавшего впереди по своей предприимчивости и энергии, а в прожитом уже оставившего для истории «деяния и добродетели свои, согласные с предписанным в законе Господнем» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иначе, чем как не руководством и влиянием духа злобы, отца лжи, объяснить ту жалкую приверженность к своему заблуждению, то упорное противление святой истине, то крайнее ожесточение против православия и православных, какие мы видим во всех лжехристианах, еретиках, сектантах, раскольниках? Горе человеку, который не оградит себя преданностью православной Христовой Церкви: бог века сего ослепит разум его, дабы не воссияла в нём истина Христова. Будем же, братие, хранить, как драгоценное наследие, всё то, чему учит нас православная Христова Церковь . Не дадим места сомнению в её слове только потому, что иногда видим твердых и сильных противников её. Путь сомнений и колебаний в вере и рождающихся отсюда лжеучений и ересей широк и многоветвист, но конец его всегда бывает гибель для тех, которые следуют по нему. Путь же истины и спасения – один: он состоит в сыновнем повиновении любвеобильной Матери нашей – Православной Христовой Церкви и поставленным от неё пастырям. Аминь. Миссионерский листок V. О вечном существовании рукотворенного святилища на земле, называемого также храмом и церковью//Миссионерское обозрение. 1896. 6. С. 65–72 1) Какому народу в Ветх. Завете даровано Богом рукотворенное святилище? И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения, и устроят они Мне Святилище и буду обитать посреди их. Исх.25:1, 2, 8 . 2) Что означает пребывание святилища среди народа? И поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом. Лев.26:11–12 . Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих в руки твои. Втор.23:14 . 3) На сколько времени Бог определил существование рукотвор. святилища на земле? Избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил. И устроил, как небо, святилище Своё и, как землю, утвердил его на век . Пс.77:68–69 . Избрал Господь Сион, возжелал (его) в жилище Себе. «Это – покой Мой на век ». Пс.131:13–14 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Братие! Святая вера наша учит пленять зложелателей и врагов наших таким искусством. Благословляйте гонителей ваших, а не проклинайте. Если враг твой голоден, накорми его, если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья ( Рим.12:20, 21 ), т. е. ты сделаешь то, что он не вытерпит огня любви твоей к нему, и перестанет враждовать против тебя. Зло целого мира некогда сражалось против первенствующего христианства, и это зло было побеждено добром: гонение – терпением, лукавство – прямодушием, ярость мучителей – кровью мучеников, и благо христианства овладело всем миром. Потщимся и мы побеждать зло добром, станем благословлять клянущих нас, памятуя, что мы призваны наследовать благословение пренебесное и жизнь вечноблаженную, – памятуя и то, что кто духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим.8:9 ). Аминь. Н.В. (Вишневский Н.Л.) Поучение в день свв. апостолов Петра и Павла//Миссионерское обозрение. 1896. 6. С. 55–59 (Об апостолах и их преемниках) Сегодня у нас, братия, праздник свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла. Побеседуем с вами о том, кто такие были апостолы, каково их служение и кто теперь заменяет их служение в Церкви Христовой. Апостол значит посланник. Так назывались избранные последователи и ученики Господа нашего Иисуса Христа. Когда Иисус Христос жил на земле, у Него было много учеников и последователей. В один день Он «позвал к Себе, кого Сам восхотел» из Своих учеников, «и поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь» ( Мк.3:13–14 ). Этих то двенадцать избранных учеников Сам же Господь и назвал апостолами ( Лк.6:13 ) и «послал их проповедовать царствие Божие» ( Лк.9:2 ). Впоследствии Он избрал еще семьдесят других апостолов и также послал их на проповедь ( Лк.10:1 ). Для чего же Господь избрал апостолов? Во-первых, для того, чтобы они проповедовали пришествие царствия Божия и научили людей, что им нужно делать для вступления в это царствие. Иными словами, апостолы должны были проповедовать евангелие, обращая людей к вере во Христа. Посему пред вознесением Своим на небо Господь сказал им: «идите по всему миру, и проповедуйте евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ); при чем дал им власть крестить обращающихся к Нему и совершать и другие Божественные священнодействия, говоря, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). Наконец, дал им власть научать и тех, которые уверуют в Него, и управлять ими в их духовной жизни ( Мф.28:20 ; Ин.20:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Братие! Кроткие увещания, благочестивая жизнь и теплые мольбы – вот наилучшие средства в деле обращения к православной Христовой Церкви тех из братий наших, которые, оставивши прямой путь, заблудились и в упорстве погибают ( 2Пет.2:15 ; Иуд.1:11 ). Поспешим же употреблять эти средства по мере сил наших. Аминь. Поучение в 6-ю неделю по Пятидесятнице//Миссионерское обозрение. 1896. 6. С. 51–54 (О непротивлении злу) Благословите гонящия вы: благословите, а не клените ( Рим.12:14 ). Платить обидою за обиду, воздавать злом за зло не свойственно христианину. Последователь Христов должен жить так, как ему заповедал его Небесный Учитель, – обязан поступать так, как поступал Началовождь его спасения. Христос, учит св. апостол Павел, нам оставил образ, да последуем стопам Его ( 1Пет.2:21 ). Что же заповедал Своим последователям Господь наш Иисус Христос? Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, благословите кленущия вы и молитеся за творящих вам обиду ( Лк.6:27–28 ). А как Он Сам поступал? Будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая не угрожал, но предавал то Судии Праведному, за распинателей Своих молился Отцу Небесному, говоря: Отче, отпусти (прости) им, не ведят бо, что творят ( Лк.23:34 ). Значит, и христианам против оскорблений со стороны ближнего надлежит ограждаться преданностью правде Божией, рассуждающей праведника с нечестивым, – против гнева врагов подобает защищаться молитвою ко Господу, сильному смягчить и расположить их сердце к нам. Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу; как Христос простил вас, так и вы, увещевает Апостол Христов ( Кол.3:12–13 ). Истинные ученики Христовы все так и поступали. Святой апостол Павел не обинуясь говорит о себе и о сотрудниках своих пред коринфскими христианами: мы укоряема, благословляем; гоними, терпим; хулими, утешаемся – молим ( 1Кор.4:12, 13 ). Св. первомученик архидиакон Стефан под ударами каменьев с коленопреклонением молился за убийц: Господи, не вмени им греха сего ( Деян.7:60 )!…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1896 г.). Есть и еще подобные примеры. Соборы неокесарийский и шестой вселенский, определяя известный почтенный возраст для лиц, коих можно возводить в священные степени, имел в виду ограничить доступ к иерархическим степеням лицам, не достигшим полной нравственной зрелости, которая должна соответствовать важности обязанностей, соединенных с этими степенями. Но если Церковь находит, что известный христианин, не смотря на свои сравнительно молодые лета, достиг полной нравственной зрелости, соответственной известной иерархической степени, то она может и не стесняться указанными соборными правилами. г) Мнимодуховные христиане говорят еще, что православные пастыри, присвоивши себе название отцов и учителей, нарушают тем слова Христа: вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель, Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте ни кого на земле: ибо один у вас Отец, который на небесах. И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник, Христос ( Мф.23:8–10 ). Не могут православные пастыри называться и священниками, так как апостол Павел пишет, что священник один – Христос, который имеет священство непреходящее и всегда может ходатайствовать за приходящих чрез Него в Богу ( Евр.7:23–25 ). – По поводу этого заявления мнимодуховных христиан нужно заметить, что указанные слова Христа об учителе, отце и наставнике были высказаны Им в обличение книжников и фарисеев, восстававших против Христа и своим произвольным толкованием извративших закон Моисея до того, что он вместо того, чтобы быть путеводителем ко Христу ( Гал.3:24 ), с какою целью и дан был Богом, сделался якобы обличителем Христа. Эти учителя говорили, что Христос нарушает закон Моисея о покое субботнего дня, например, тем, что исцеляет в субботу (Ин:5:1–18), между тем как Христос Сам говорит о Себе, что Он пришел не разорять закон и пророков, а исполнять ( Мф.5:17 ). Своим учением отвращая людей от веры во Христа, как воплотившегося Сына Божия, в тоже время книжники и фарисеи требовали себе большого почета от людей, и любили, когда их называли учителями и отцами, видя в этом средство для удовлетворения своего самолюбия и тщеславия, в обличение которого Христос и сказал: «не называйте себя учителями и отцами с такою же целью и с таким же желанием, какие соединялись с этими названиями у книжников и фарисеев, то есть из гордости и тщеславия»; а потому в указанных словах Христа отнюдь нельзя видеть безусловного воспрещения проповедникам Христова учения называться учителями и отцами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Если не будет стеснительно, приду и я, придет и кто-нибудь из наставников, посидит сколько кому можно, сколько захочется, не в видах полицейского надзора: потому что доверяем добросовестности исполнителей, а для того, чтобы самим принять участие в общем удовольствии. Вообще, одни могут оставаться долее, другие менее – как кому угодно. Здесь обращение без чинов». 2185 тел привлечь к благотворительности и своих студентов. 5-го декабря, с этою целью, он разослал по студенческим комнатам приглашение «добрым внимательным слушателям слова Христова» такого содержания: «вопли страждущих и гибнущих от голода поселян и нашей братии духовных лиц с их семействами в Самарской губернии давно уже раздаются по России, – и еще не близки надежды на удовлетворение нуждающихся в насущном хлебе плодоприношениями земли, если Господь благословит. – Доброму христианину не нужно много слов, чтобы склонить его к посильной помощи беспомощным. Сердце его слышит и знает, кто в лице нуждающихся его братий взывает: «взалкахся». – Может быть, кто-нибудь или запоздал исполнением сердечного желания оказать эту помощь, или затрудняется и совестится послать малое. – Предлагаю свое посредство. Соберем что можем, и пошлем вместе, не стесняясь никакими мелочными представлениями. Апостол нас успокаивает: «усердие принимается смотря потому, кто что имеет, а не потому, что не имеет». – В заключение да будет мне позволено обратить к просвещенному в духе Христовом юношеству и сие возбуждающее слово Апостола, не постыдившегося принять на себя собирать милостыни на иерусалимских бедных: «как вы изобилуете всем: верою, и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью, так изобилуйте и сею добродетелью» ( 2Кор.8:8 )». 2186 А. В-ч разумеется, очень хорошо знал, что те, к кому он обращался, сами воспитываются на чужие средства, и однако – приглашал их. В этом случае надо быть глубоко уверенным в доброте и отзывчивости человеческого сердца чтобы взывать к нему о помощи. А. В-ч был уверен и редко обманывался в своей вере. Студенты сами открывали пред ним свою душу и не боялись за свою откровенность, чего бы она ни касалась, – взглядов, убеждений, состояния духа, внешних обстоятельств: знали, что от этого кроме добра им ничего не будет. Неудивительно поэтому, если они и так писали иной раз своему отцу ректору: «без предварительных извинений обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой: помочь мне

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«В какой город войдете и не примут вас, бегите отсюда в другой город, и если из него вас будут гнать, бегите опять в другой город ( Мф.10:23 )». Сие не на всех людей распространил, но сказал об одних учениках, потому что (тогда еще только) начиналась новая проповедь и числом их было мало. Чтобы против них не соединились и не истребили память о них от земли и (таким образом) не воспрепятствовали бы (насаждению) благовестия Его в народах и учения и наставления Его в тварях, для сего сказал: «если вас изгонят из одной страны, то бегите в другую». Если бы Апостолы не убежали в то время, когда Стефан был побит камнями ( Деян.7:58–60 ), то они сами конечно не избегли бы мучений. А если бы Господь распространил эту Свою заповедь на все поколения, то кто бы решился подвергать себя мученичеству ради Него? Далее, дабы показать, что не изъял и Апостолов от мученичества, еще раз, – хорошо сие уразумей, – воодушевил их, дабы не страшились и не скорбели, если с ними случится нечто подобное тому, что Он показал им на Себе Самом, когда не убежал от тех, кои должны были вести Его на крест, и об этом ясно сказал им в следующих словах: «если Меня гнали, будут гнать и вас ( Ин.15:20 )». И сказал: «не бойтесь тех, которые убивают тело, души же не могут убить ( Мф.10:28 )». И вот мы видим, что те, которым сказано было: «все бегите», один за другим приносят себя в —125— жертву хвалы, в свидетельство всех народов. Или так как дал им великую власть, когда избрал их, ибо таковая (власть) была необходима в то время, посему, дабы они не возгордились этою властью, научил их смирению, говоря: «если изгонят вас из одного города, бегите в другой». Подобным образом Господь, пока был с ними, не позволил им того, о чём они просили, говоря: «хочешь ли, мы скажем, и сойдет огонь и истребит их». ( Лк.9:54 ). И поскольку ученики подумали в себе: так как сказал: «к самарянам и язычникам не ходите ( Мф.10:5 )» и добавил: «если изгонят вас из одного города, бегите в другой», то что мы будем делать, если недостанет городов? – посему укрепил их дух, говоря: «истинно говорю вам, не успеете обойти эти города, как приду к вам ( Мф.10:23 )». Так как хотел прийти после воскресения (Своего), то сказал: «не успеете обойти все города, как Я приду к вам». Именно послал их в города, в которые Сам хотел прийти. Или (слова): «не успеете обойти их», означают то, что после тридневного воскресения Его, которое и есть явление Его, к ним придет Его сила. А, если хорошо вникнуть, (сими словами) сказал им, что (сперва) они будут изгнаны из многих городов, а потом (уже) Он явится к ним; однако, на самом деле так не сделал, но Своим явлением неожиданно принес помощь их малодушию; 1516 ибо после воскресения явился им, укрепил их и обновил дуновением ( Ин.20:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Две малые птицы продаются за ассарий ( Мф.10:29 )» Две, не одна. Хотел показать ничтожность малой птицы. Ибо что имеет большую цену, то продается в одиночку, а что дешево, то продается вместе, как трава. «И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего ( Мф.10:29 )». Если малые птицы, которые ничтожны по цене и представляют собой как бы тень, не ловятся – не сказал: без воли Бога, но «без воли Отца вашего», то это промышление Отца о ничтожных вещах не служит ли для нас прекрасным доказательством большей заботливости и любви, какую Он имеет относительно нас? «Исповедую того пред Отцом ( Мф.10:32 )», как бы говорил: «приидите благословенные Отца Моего —128— ( Мф.25:34 )». И что говорит: «отрекусь от него ( Мф.10:33 )» – (тоже самое), как и там: «не знаю вас ( Мф.25:12 )», – не потому, чтобы они каким-либо образом были скрыты от Него, но потому что Он не признает их Своими. Пойми, насколько хорошо их знал, поскольку отвергает их, а не принимает. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю ( Мф.10:34 )». Где же то, что всем говорят: «Христос пришел, чтобы умиротворить то, что на небе, и то, что на земле (ср. Кол.1:20 )». Конечно Господь возвестил мир, как и Апостол говорит: «соделал нам мир ( Еф.2:14 )», и в другом месте: «которые Его приняли, мир над теми (ср. Гал.6:16 )». Но с другой стороны не принес мира вследствие того, что чрез Него верные были отделены от неверных, «Я пришел разделить человека с отцом его ( Мф.10:35 )» и пр. Разделяются, – говорит, – мыслью, потому что не помышляют правильно о вере, поскольку один почитает Бога так, а другой иначе. «Меч ( Мф.10:34 )», 1520 – говорит, – чтобы им отсечь у душ вредную любовь и послать в них стрелу сладостной любви Своей. «Кто хочет сберечь душу свою, потеряет её ( Мф.10:39 )». Как это понять, когда об одной и той же душе возвещается сбережение и потеря? Именно, тот, кто исповедует (Господа) пред гонителями, теряет душу свою, но находит (её) у Господа. Говорит: «потерявший душу свою ради Меня сбережет её ( Мф.10:39 )». Итак, кто теряет душу свою ради Христа, тот необходимо сберегает её у Христа; ибо Бог, ради Которого теряется душа, не-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нови Сад, 1896, кн. 2, с. 458). Больному, который находится при смерти, никакой грех не может помешать причаститься, если только он верует в Бога, кается и ищет помощи и милости от Бога. После исповеди и Святого Причащения больному можно порекомендовать пособороваться, как это советует святой апостол Иаков, который говорит: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). Этими словами святой апостол Иаков учит нас, что через Таинство Елеосвящения прощаются грехи больному и ему испрашивается исцеление телесное. Молитва, которую священник читает при освящении елея над больным, обращена к Господу Богу, Целителю души и тела, Который малодушным подает утешение, и здоровье тем, которые изнемогли, точно так же, как некогда подал его расслабленному. Молитва обращена к Богу за больного, чтобы Он оставил и простил его грехи и отворил уста, чтобы болящий прославил святое имя Его, чтобы простер руки к исполнению заповедей Его, и ноги направил на путь следования закону Его, и Своей благодатью укрепил все мысли и части тела его («Семь Таинств Нового Завета». Пер. митрополита Митрофана Бана. Цетинье, 1896, с. 240). Содержание этой молитвы показывает, сколь полезна она как для души, так и для тела больного, когда над ним совершается Таинство Елеосвящения (соборования). Елеосвящение над больным нельзя исполнить, если он не раскаивается в своих грехах, нельзя его совершить также над тем больным, который потерял разум, или пребывает без сознания. В подобном случае соборование дозволяется только в том случае, если близкие, бывшие возле больного, когда он еще был в добром разуме, свидетельствуют, что больной тогда этого желал («Истина». Задар, 1887, с. 59). Если больному необходимо распорядиться относительно своего имущества, то священник должен предложить ему следующее: – Дорогой мой! Твоя болезнь не кажется опасной.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010