в) Церковь есть общество духовное, по своему характеру и цели и в этом смысле есть «царство не от мира сего» ( Ин.18:36 ), но вместе с тем есть общество видимое, отличающееся от других человеческих обществ, но не отдельное от них и состоящее в связи с ними, по единству их членов и по единству высшей цели всех человеческих обществ: утверждения нравственного порядка в мире человеческом. Как общество, состоящее из людей, Церковь не может ограничиваться одною внутренней и духовною своею стороною, без внешнего выражения. Отделяя внутреннюю, духовную сторону Церкви от внешней и видимой, протестанты разделяют неразделимое в жизни, низводят Церковь на степень общества, пытающегося только осуществить на земле невидимую Церковь, которой видимая никогда не существует (ist incongruenz). Но Церковь Христова, хотя только созидается и возрастает на земле, тем не менее в каждом своем возрасте есть истинная Церковь, есть тело Христово живое, духовное, но вместе и видимое. г) Жизнь Церкви, её создание и возрастание, состоит в совокупном действии всех её членов по мере дарования, какое они получают от Духа Святого. Состав её членов слагается из иерархии и паствы. Никакое обще- —96— ство не может существовать без представителей и органов, облеченных властью, в особенности Церковь , как общество, имеющее не человеческое, а божественное происхождение. Господь Иисус Христос Сам избрал апостолов; Он сказал им: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» ( Ин.20:21 ). Он же поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, то есть Церкви ( Еф.4:11 ). «Дух Святый поставляет их преемников пасти Церковь Господа и Бога, южо стяжа кровию Своею» ( Деян.20:28 ). Богоустановленная иерархия имеет Богодарованную власть, во 1-х, учить или проповедовать всем Христианское учение. Об этой власти говорит ап. Павел: «как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедников? и как проповедовать, если не были посланные?» ( Рим.10:14:15 ). Следовательно для того, чтобы учить в Церкви Христовой, надобно быть поставленным для этой цели; во 2-х, власть совершать священнодействия и устроять порядок богослужения; наконец, в 3-х, власть управления, или пасения церковного общества, которую Господь дал нам, говорит ап. Павел, к созиданию Церкви ( 2Кор.10:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Потому всякое духовное добро в человеке есть действие благодати Божией. Бог производит в нас и хотение и действие по своему благоволению ( Флп.2:13 ), в противоположность тому, как грех, живущий в человеке, направляет все помышления сердца его на зло. Об этом действии благодати Божией выразительно говорит Ап. Павел: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь и благодать Его во Мне не была тщетна, но я более всех потрудился: не я впрочем, а благодать Божия, которая со Мною» ( 1Кор.15:10 ). ловеку, когда человек свободно соглашается на грех, так и благодать Божия вменяет каждому искупление, когда человек свободно покоряется ей. Для принятия благодати Божьей со стороны человека необходимы вера и добрые дела. Ибо сказано: благодатью вы спасены через веру ( Еф.2:8 ), но вера необходима живая и деятельная, потому необходимы и добрые дела, как выражение и плод веры, потому что «вера без дел мертва есть» ( Иак.2:20 ); уже сама по себе вера есть дело свободного желания человека, выражает его решимость отстать от греха и обратиться к Богу, эта решимость выражается самим делом. Благодать Божия не стесняет человеческой свободы, напротив предполагает её, как при обращении человека к Богу, так и при всех действиях освящения в продолжение всей его жизни. Неправильно учат об отношении благодати Божией к свободе человека: α) – рационалисты, которые всё дело спасения человека приписывают его свободе, разумея под именем благодати вообще творческие и промыслительные действия Божьи, как то: естественные силы и дарования, нравственный закон и пример И. Христа. Но как было показано, собственные силы и средства человека недостаточны для искупления его; творческие и промыслительные действия Божьи только приводят человека к сознанию его собственной недостаточности и греховности, к сознанию необходимости чрезвычайной помощи Божией для искупления от греха, β) Реформаты-кальвинисты всё приписывают благодати Божией, без участия со стороны человека, ограничивая спасительные действия благодати Божией только людьми, предопределенными к спасению. Но предопределение Божие имеет всеобщий характер, потому что Бог хочет, чтобы все люди спаслись – совершается в отношении к каждому человеку по предведению Божию, а не по принуждению, «не потому чтобы Бог хотел одних оправдать, а других осудить без причины: ибо это не свойственно Богу, общему для всех и нелицеприятному Отцу». Янсенисты называют благодать Божию непреоборимою, так что предопределенные Богом исполняют нравственный закон, привлекаемые препобеждающим услаждением благодатиею Божиею; но благодать Божия не есть непреоборимая по отношению к свободе человека, она именуется «преизбыточествующею»

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Св. Иустин философ и мученик и Ириней еп. Лионский говорят, что в их время, т. е. во втором веке, этот дар был в христианской церкви. 35 Но с течением времени эти чрезвычайные дары между христианами проявлялись всё реже и реже, а в четвертом столетии, по свидетельству св. Иоанна Златоуста , прекратились совершенно. (Св. Иоанна Златоуста слова и беседы на разные случаи т. 2, стр. 199–201. С.-Петербург 1865 г.). Таким образом в указанном месте ап. Павел вовсе не говорит того, что право церковного учительства при богослужении принадлежит каждому христианину. Напротив, в том же послании относительно права церковного учительства Апостол ясно говорит, что оно есть достояние только известных, особых лиц, получивших это право от Бога: иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями и проч. ( 1Кор.12:28 ), и затем спрашивает: все ли апостолы? все ли пророки? все ли учители? и проч. (29 ст.). Из последних слов ясно видно, что право учительства имели далеко не все христиане. Согласно с этим и ап. Иаков говорит; не многие делайтесь учителями ( Иак.3:1 ), а относительно женщин ап. Павел прямо заметил, что они в Церкви должны молчать ( 1Кор.14:34 ). И в следующих словах ап. Павла нет никакого свидетельства о праве каждого христианина на церковное учительство: некоторые по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа ( Флп.1:15 ). В этих словах Апостол свидетельствует о том, что, когда он был и под стражею в Риме, евангельское учение проповедовалось в Риме. Проповедниками его были частью ученики апостольские, которые это дело делали с добрым расположением к Апостолу, а частью люди неприязненно относившиеся к Апостолу, иудействующие, которые, при вере во Христа, держались некоторых иудейских мнений и были не довольны на ап. Павла за его постоянную и настойчивую проповедь об отмене обрядового закона Моисея. Эти иудействующие, зная нерасположение к христианскому учению римского кесаря и римской знати и желая более возбудить кесаря против Апостола, увеличить тяжесть его уз ( Флп.1:16 ), начали открыто проповедовать в Риме о Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1Ин.4:12 . Бога виде никтоже нигдеже. Параллельными местами к приведенному служат: Бога никтоже виде нигдеже; Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда ( Ин.1:18 ); Бог живет во свете… неприступнем, егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может ( 1Тим.6:16 ). В этих местах говорится о невозможности для нас видеть телесными очами самое существо Божие. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу ( 1Кор.13:12 ), – тогда увидим Его, как Он есть» ( 1Ин.3:2 ), – тогда будем подобны ангелам, которые «на небесах всегда видят лицо Отца… Небесного» ( Мф.18:10 ). Но из этой невозможности для нас зреть телесными очами самое существо Божие не вытекает вовсе запрещение употребления св. икон, как думают сектанты. На св. иконах мы изображаем не самое невидимое существо Божие, а изображаем Бога так, как Он благоволил открываться нам, и преимущественно представляем Его в человеческом образе, ибо Сам Единородный Сын Божий принял на Себя зрак раба, в подобии человечестем быв, и образом обретеся, якоже человек ( Флп.2:7 ), в Нем живет всяко исполнение Божества телесне ( Кол.2:9 ). Пусть сектанты гордятся своим духовным христианством, но, настаивая на этой духовности, они не понимают истинного существа человеческой природы, которая всегда нуждается в видимом, чувственном, чтобы посредством него возвышаться к невидимому, небесному. Ап. Иоан учит: «кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» ( 1Ин.4:20 ). И в своей любви к невидимому Богу мы, следовательно, возвышаемся и укрепляемся чрез любовь к видимому нами брату своему. 1Ин.5:21 . Чадца, храните себе от идол. Сектанты ссылаются на это место, как и на предшествующее, в доказательство запрещения употреблять священные изображения. Но если под «идолами» Апостол разумеет языческие кумиры, то нет нужды долго разъяснять, что между языческими кумирами и христианскими св. иконами нет никакого сходства: в первых почитается самое видимое, или видимое обожествляется, во вторых же видимое служит только знаком невидимого и таким образом оно облегчает нашему духовному взору возноситься к невидимому. Гораздо, впрочем, вероятнее, что под «идолами» разумеются здесь не языческие кумиры, а языческие ложные божества. Такое понимание вполне оправдывается предшествующем стихом, где Апостол говорит, что «Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного», – а отсюда естественный вывод, что верующие должны хранить себя от почитания ложных языческих божеств. Кто обратился к Богу живу и истинну, тот не должен уже служить ложным языческим богам ( 1Сол.1:9 ). –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010