В первоначальной же редакции нашего слова-правила есть указание на ее автора, как на одно лицо: «увы мне грешному, яко мне обавись на конец живота». Очевидно изучаемый памятник не представляет отрывка из постановлений Владимирского собора. А приведенные слова свидетельствуют, что автором слова или правила о кресте был какой-то престарелый человек, возможно что епископ. Он распоряжается от своего только лица: вот почему так ясно отразилось здесь субъективное настроение автора, возмущенного отмеченными им беспорядками. Таким образом наши сведения о происхождении издаваемого ниже памятника не отличаются определенностью. Нельзя с точностью сказать, кто именно был его автор. —6— На вопрос, где появился наш памятник, можно ответить только, что нет основания не признавать его русским по происхождению. Наконец время его появления указывается только отчасти его старшим списком – не позднее 80-х годов XIII стол. – поэтому он может быть современным Владимирскому собору, а может относиться и к домонгольскому периоду. III. Первоначальная редакция Сборник XVI в. Имп. Публ. Б-ки, Собрания Погодина, 1590. Л. 128. Мц а. ге вар. въ. де . сло стых ць кр т. На зе л кр тны образы написаемы не . ра казити повелвае . ко да ходщи побн ое на ору жие оукоремо буде . да у бо селе кр тны образы на зе л пишуши проклинати повелвае 28 . и с буди вс вдомо. да аще на зе л не пише ник то . но на леду мнози пишу . егда боду кр т на река . пото попираю т и нога… 29 наро кон и бе ско и пс. и пото мъюч по ты члцы сквен а мн. ле неразуми чл чка. ле зрще сании сты кни невиди . и чиуще неразуме оубы мн гр шном ко мн обави наконе живота моего. сты ць написаннаго стиха оуразум . да кто и мы смыслъ прилож оу свеше . сему. станите того творити. вс мн кр тное на зел л лежаще. да не попирае нога ми но сокруши е и тако да грде . поч ть творще кр ту. а не оуничижающе е просече же пролу на. д части на у глы. не т бо кр то осщае с вода выдолблены на леду. но держы мы сщенническими руками. кр то ч тны . кр тъ бо осщае вс —7— и воду и люди. а кр та никто . крщыше воду не в мше воду на и кро загради имъ е. не оста л юще попираеме быти члки и скоты и то е сть велико несмы ство е нцыи глю (sic) сти е смь кр ть. г . ил д . небуди тако.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всем угодлив, так никому не пригодлив. Кто в двои бедра бьет, в том пути не живет. Тот к добру не управит, кто в делах лукавит. Эта епанча на оба плеча. Только лапоть на обе ноги плетется, а и рукавчики розни. Куда (Откуда) ветер подует. По погоде глядя. Сам наперед бежит, а кричит: держи вора! На одних подметках семи царям служил. Служить, так не картавить; а картавить, так не служить (Суворов) . Гнуть спину. Шаркать ногами. Выстаивать в передних (т. е. подличать) . Служить бы рад, прислуживаться тошно (Грибоедов) . Он перед начальством смычком (лучком) стоит. Он уж в доведи прошел (или: проберется, от игры в шашки) . С просителем шибко, с начальством гибко. Кто в чин вошел лисой, тот в чине будет волком. Что беснующемуся нож в руки, то лукавому власть. Лукавой бабы и в ступе не утолчешь. Вертляв: в него и в ступе пестом не угодишь. Из одной избы и горячо и студено. Из одних уст клятва и благословение. Из одного рта и тепло и холодно. Одни уста и теплом и холодом дышат. Одни глаза и плачут и смеются. Одна слеза катилась, а другая воротилась. Ай, ай, месяц май: тепел, да холоден (да голоден). Не течет, не течет, да и канет. Знает сорока, где зиму зимовать! Одному Богу молится, а другому кланяется. Всем богам по сапогам. Богу молись, а черта не гневи! Ставь и черту свечу: не знаешь, куда угодишь (т. е. в рай или в ад) . Богу свечу, черту ожиг (кочергу). Умей угодить на угодного и на неугодного. Худая увертка, а все лучше с нею (а без нее нельзя). Лисий хвост, да волчий рот. И волчий рот (зубы), и лисий хвост. Волк в овечьей шубе (шкуре). Волк под овчиной. Где в волчьей нагольной (шубе), где в лисьей под плисом. Глядит лисой, а пахнет волком. Волчья кайка, да лисья незнайка. Вильнет умом, как пес (как лиса, как сорока) хвостом. Крутит, как пес хвостом. Ужом вьется, развивается. Звяга-то овечья, а сыть-то человечья. Сам, кажись, и прост – да увяз хвост (т. е. слукавил неудачно) . У того голубо чка велики (остры) зубочки. Наш Пахом с Москвой знаком. Он и Ивашка, да не промашка.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Что сохраняется между вашими келейными мир, и дела идут в порядке, – слава Богу; а о дальнейшем их духовном образовании да устроит Сам Господь. Они для вас полезны и нужны, а вы для них в другом отношении. Все мы связаны по естеству узами любви. Желаю тебе и с юными подвижницами твоими мирного устроения и остаюсь многогрешный И. М. 22 октября 1846 года. 47 Благое твое расположение уступить долг твой на Р-е дочерям его, – да благословит Господь исполнить сие из любви и сострадания к ближним. Брани духовные для нас необходимы; и ежели будем только побеждать, то как же смиримся: а при немощах скорее смиримся, падая и восстая. Может быть, и С. находится в таком положении, что нужно падениями обуздать её дмение. «Егда бо обрящеся на пути твоем мир неизменен, тогда убойся», пишет св. Исаак в 78-ом слове. Пожалейте о нашем отце Амвросии, очень изнемог; а мне было преосвященный дал его в помощь по духовенству. Желаю тебе с твоими о Господе сестрами здравствовать душевно и телесно; остаюсь многогрешный И. М. 9-го ноября 1846 года. Ты ещё, В-чка, дитя! но младенствуй злобою, а не разумом. Конечно, ты еще не понимаешь о духовном разуме; нельзя же так скоро научиться – в четыре месяца! Ты еще и азбучки не знаешь. Советую тебе: прочитай житие преподобного Досифея, он был также младенцем, но простота его послушания в короткое время доставила ему спасение. Подражай ему и не ошибешься; читай и всю книгу аввы св. Дорофея со вниманием; и не раз прочти; а далее, что читать, проси наставления у матери Е. А кофейку теперь заговейся, да и до праздника Рождества Христова подожди, живы будем и совсем не пивши оного. Мир и благословение Божие да почиет на тебе, – усердно желаю; многогрешный И. М. 48 Описанные тобою действия матери Κ., в бытность в вашей обители, для меня не удивительны. Во всем видится её самонадеянная предприимчивость, оканчивающаяся бесполезным собранием гнилых плодов. Ежели и удастся ей к вам перейти, то только до нескольких сухих приемов будет покойна, а то увидит все в противном виде; что и со многими случается. Но она только и думает, – как пострижется, или к вам перейдет, то уже будет молитва её пламенная, исходящая прямо на небо; а о брани со страстями она и понятия не имеет, сколько не писал ей и сколько не говорил. Опасно, что впадет в прелесть, и тогда я не избегну обвинения; но обо мне мало толку, а жаль её души. Впрочем силен Господь даровать ей истинный разум.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Расточа " ти - рассеивать; рассыпать; проматывать; беспутно проживать. Растре " нный - перепиленный. Расчини " ти - расположить по порядку. Ра " тай - воин. Ра " товати - воевать; сражаться; отстаивать. Ра " товище - древко копья. Ра " ть - война; воинство. Рачи " тель - попечитель; любитель. Рачи " тельный - заботливый; достойный заботы. Рве " ние, ре " вность - ярость; страстное желание; страсть. Ре " бра се " верова - северный склон горы Сион. Ревнова " ти - завидовать. Ре " к - ты, он сказал. Рекла " - сказала. Реко " мый - прозываемый. Реко " х - я сказал. Ре " пие - репейник; колючее растение. Ре " сно - ресницы; глаз. Реснота " - действительность; истина. Ре " ть - ссора; спор. Рещи " - сказать; говорить. Ре " яти - отталкивать; отбрасывать. Ри " за - одежда; священное облачение. Ри " зница - помещение для сохранения риз. Ри " зничий - начальник над ризницей; хранитель церковной утвари. Риста " лище - стадион; цирк. Риста " ти - рыскать; бегать. Ро " г - рок; иносказательно: сила; власть; защита. Ро " д - происхождение; племя; поколение. Родоста " ма - розовая вода, которой по обычаю в праздник Воздвижения производят омовение Честнаго и Животворящего Креста Господня при его воздвизании. Ро " жаный - роговой; напоминающий рог. Роже " ц - сладкий стручок. Розга " - молодая ветвь; побег; отпрыск. Росода " тельный - росоносный; дающий росу. Ро " та - божба; клятва. Роти " тель - клятвопреступник. Роти " тися - клясться; божиться. Руга " тися - насмехаться. Рукописа " ние - список; письмо; письменный договор; свиток; расписка; обязательство. Рукоя " ть - горсть; охапка. Руно " - шерсть; овчина. Ру " чка - сосуд. Рце " м - скажем (повел. наклонение). Рцы " - скажи. Рыба " рь - рыбак. Ря " сно - ожерелье; подвески. Самви " к - музыкальный инструмент. Самови " дец - очевидец. Самогла " сная стихи " ра - имеющая свой особый распев. Самоохо " тие - по собственному желанию. Самоподо " бен - стихира, имеющая свой особый распев. Самочи " ние - бесчиние; беспорядок. Са " та - мера сыпучих тел.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/134/...

и дав ему живот вечный. изволивый святыя и славныя апостолы, Петра и Павла. Филиппа и Варфоломея братии быти. не узою рождьственою, но верою духовною и любовию, неподоблени святая Твоя мученика, Сергии и Вакх братии быти. и благослови рабы сия, имя рек, не узою рождьственною, но верою в любовью. подаждь има, да любита друг друга незавидно. и без соблазна будета вовся дни живота ею. молитвами всех святых угождьших Тебе от века. яко Твоя держава Отца и Сына о Святаго Духа. ныне и присно и вовеки веком, аминь. Молитва. Господи Боже наш. давый нам прошения еже ко спасению. и заповедавый нам любити друг друга, и отпущати прегрешения друг другу. Ты Владыко благодавче и человеколюбче. сия раба Твоя возлюбльшая себе, духовным ти возлюблением. И пришедшая в церковь святую Твою, во святыню благословении Твоих, хотящая прияти. подай же им веру непорочну, и любовь нелицемерну. яко же дал еси святым учеником и апостолом своим мир и любовь всем. подая има вся прошения ко спасению. Ты бо еси свет истинный и жизнь наша. и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу. ныне и присно и во веки веком, аминь; и целуют евангелие и попа и сама и целуетася. И пото рече ди прмдро про слышимъ стааго евли ппъ рече Иоа Въ о вр възве исъ очи свои на ченикы сво ко азъ вь нихъ ищи ж не по пасц и ко отъчьте ппъ евълие ди рече диконства тажде ппъ твори мо си прд трапез бже вседержителю, сътвореи чка . по образ своем по подобествью . давъ ем животъ вчны, сты и славъны аплы сво, петра павъла, филипа, варътолома братры быти не зо родьства, нъ вро любови дховъно, съподоблей стаа мчка серъги вакъха, брата быти, блгви раба тво си сего и сего не зо рождествьно, нъ вро, й любови Дажди любити дргъ дрга, незавидъно бесъблазна да бдете вс дьни живота ею сило стааго твоего дха молитвами сты брц, вьсхъ стыхъ твоихъ гождьшиихъ тебе отъ вка в ко тво дръжава, твое црство и сил и И иери и рече ми вс ди възлюбимс и абие цлет ппъ оба братра, сама с цлете, и реч(е)тъ дикъ, гла наш гю по творитъ ппъ молитв си въ тайн бже нашъ ты любьви съвръшитель, мир наставьникъ всмъ спсъ, подажди намъ любовь сво съвръшение закон дажди намъ т мдръствовати, же о х ис единочдааго сна и ба нашего, съподоби ны саммъ с птриймати въ любовь коже иночады твои снъ принтъ нъ, подажди намъ съ любовь слжити саммъ себ съвръшити законъ ха твоего, съ всмь дръзновениемь в ко тво есть слава дръжава оца и с И пото рече ппъ рц И съподоби ны влко съ дръзновениемь лю оче на до конца в ко твое есть црство сила и абие рече вънъм ппъ же въздвигъ потирь речетъ вънъммъ Преждесвнаа стаа стымъ лю единъ стъ единъ гь ис хъ и комъкаетъ оба и по комканьи иметъ ппъ за рк старишааго атъ пакы братра си за рк. и ведтъ на обдъ поще се. гла по ги т въ истин на

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Да будет нам и то утешением, что Церковь, купно с нами, молится о душе ее и приносит бескровные жертвы Господу о спасении ее: то будет она в чем, яко человек, и погрешила, Господь силен даровать прощение и очистить ее, отшедшую в вере и надежде будущего воскресения. Письмо ваше получил я 27 числа в вечеру и тотчас же записал на таблицу имя ее для поминовения; а 28 числа в понедельник отслужили у нас в скиту литургию и панихиду по ней; также и в монастыре записали для помину, и поминают всякий день на литургиях. Да укрепит и утешит тебя Господь; молю Его благость! и остаюсь многогрешный И. М. 29 июля 1847 года. Письмо 62 Девятый день, как В-чка наша переселилась в вечность! Она несомненно блаженства удостоится от Господа. Мы оставшиеся, здешние странники имеем утешение, воспоминая о здешней ее непорочной жизни и блаженной кончине и молим премилосердого Господа: аще в чем согрешила перед Ним, да простит ее; в чем и не сомневаемся… Я пишу сие после нашей обедни скитской, где поминали ее и после служили о упокоении души ее панихиду. В самое оное время представил себе, что и ты с сестрами своими находишься на могилочке ее и умоляете Господа о упокоении души ее со святыми: тут невольно трогается сердце и текут слезы; я никак не надивлюсь на себя: отчего я так трогаюсь о ее кончине, не помня, чтобы по ком так плакал? Впрочем слезы сии суть радостопечальные, и я им не противлюсь. Получив ваши письма о подробной ее кончине, не мог читать оных без слез умиления. Уповаю, что она слышит наши чувства и молитвы о ней, и сама будет молиться о вас ко Господу. Премилосердая Матерь Божия удостоила ее перед самою кончиною посещения пречистым Ее образом, и конечно, при исходе, сохранила от злобных духов, и мирно помогла душе ее разлучиться от тела. Вечная тебе память, достоблаженная сестра наша В-а! Бог да ублажит и да упокоит душу твою, и с праведными причтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец! Ты упоминаешь, что не занялась прочитать ей отходную, — в этом не велика важность: отходная есть канон Божией Матери, коим от лица умирающего молят о мирном разлучении от тела души и об избавлении от злобы воздушных духов, а она сама молила о сем Царицу Небесную, когда образ принесли к ней, и верно услышана была ее молитва, — мирно разлучилась от тела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003    004    005   006