Клавдий – император на Римската империя от 41 до 54 г., наследен от Нерон. Оливие Клеман (1921–2009) – френски православен писател. Клерикализъм (фр.от гр.) – направление, което се бори за господство на Църквата (предимно Римокатолическата) и духовенството в политическия и културния живот. Климент Александрийски (Тит Флавий Клеменс, ок. 150 – ок. 215 г.) – християнски апологет, един от Отците на църквата, представител на Александрийската школа. Ученик на Пантен, учител на Ориген . Поставил за пръв път проблемите за съотношението между вярата и познанието, богословието и философията. Извън речника: Св. Климент Александрийски. Св. Климент Римски – Св. Климент, Римски папа. Клир (лат. clericus, от гр. χληροζ – kleros, «жребий», «част от наследството») – свещенослужители и църковнослужители, посветени чрез особена благословия за служене на Бога и за извършване на храмовото богослужение и по такъв начин отличаващи се от миряните. Клирик (гр.) – член на клира, свещенослужител. Клирос – място в храма, предназначено за хора. Клиросите се разполагат на двата края на солея. Клисар – Нисш служител (шетач, пазач, прислужник) в източноправославния храм. Книжници – еврейски изследователи на закона и учители на народа. По времето на Христа мнозина от тях били отстъпили от тези си задължения, често проявявали лицемерие, поради което Иисус Христос ги изобличавал. Колоси – град в Малоазийската област Фригия, в западната част на полуострова. През средните векове градът бил преименуван в Хони (днес Хонас или Конус). Към жителите на колоси св.ап. Павел е написал послание. Градът е бил известен в историята на църквата с чудото на Архистратиг Михаил. Извън речника: Възпоминание на чудото в Колоса от архистратиг Михаил. Послание на свети апостол Павла до Филимона. Комана Понтийска (Κμανα Ποντικ, Comana Pontica, Komana Pontika) – град в Североизточната част на Мала Азия в някогашната римска провинция Понт. Днес развалините на града се намират край Gumenek на 11 км от гр. Токат в областта Анатолия. В него по време на последното му изгнаничество и умишленото му подлагане на мъчения, починал на 14 септември 407 г. на около 57-годишна възраст св. Йоан Златоуст, на път за Константинопол от най-отдалечените граници на империята (Кавказ), където бил заточен. Извън речника: св. Йоан Златоуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Из определений сего Собора, кроме указанных в Словаре о писател. духовного чина II, 160, можно привести ещё следующие: а) о том, должно ли покланяться св. Дарам, при перенесении их во время великого выхода? Упоминается Петром Могилою в книге: Λιθος, и Кассианом Саковичем в его «Объявлении». б) О блаженстве праведных до всеобщего воскресения; этим определением между прочим, опровергалось учение, изложенное в книгах: Орфолог (Мелетия Смотрицкого) и Антиграф. Упоминается в сочинении Иоанникия Галятовского: «Мессия правдивый». 321 л. в) О состоянии душ умерших святых, о суде частном, о чистилище, о форме таинства евхаристии. Упоминается в сочинении отступника православия (в 1613 г.), бывшего игумена и ректора, Феодора Скуминовича, известном под заглавием: «Причины отступления от дизунии (или православия восточного)» Вильна. 1613 на польском языке. Недавно издана в свет пригласительная грамота Петра Могилы на сей Собор, от 24 июня 1640 г., в «Памятниках», изд. в Киеве. 1845. Т. I. Отд. I, стр. 149, 158. 54 Вопрос о сочинителе сего изложения веры, известного впоследствии под названием: Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви. Восточной, у нас разрешаем был не одинаково. В «рассуждении» Алексея Волховского «о книге именуемой: Православное Исповедание» изд. в 1804, на основании слов иерусалимского Собора 1672 г., сочинителем сей книги признаётся Пётр Могила (См. и Христианское Чтение. 1844. Ч. II, стр. 232). То же сказано в «предисловии патриарха Московского Адриана к изданию Православного Исповедания» на славянском языке, в 1696 г. Но пр. митрополит киевский Евгений, впервые сделавший известным изданное в 1641 г. сочинение униатского архимандрита Ява Дубовича о Собор Киевском на котором была читана сия книга, сперва в «Описании Киево-софийского Собора» изд. 1825, стр. 176, потом в своём «Словаре о писателях духовного чина», изд. 1827 г. Ч. II, стр. 159, прямо говорит, что катехизис, известный впоследствии под именем Православного Исповедания, писан Исаиею Трофимовичем. Вероятно, учёный автор это сведение заимствовал так же, как и другие известия о Соборе 1640 г., из современного и ближайшего источника книги Дубовича. Автор «Истории Киевской Академии» изд. в 1843, стр. 80, без новых исследований, опираясь на разыскания пр. митрополита Евгения, называет Исаию Трофимовича сочинителем книги: Православное Исповедание.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1895 г. К. возглавлял болг. делегацию для приветствия нового российского имп. Николая II: 5 июля он был принят императором и способствовал урегулированию болгаро-российских дипломатических отношений. 15 февр. 1896 г. участвовал в обряде повторного крещения по правосл. обряду болг. престолонаследника Бориса. В последние годы жизни, несмотря на подорванное здоровье, К. работал над сводом церковных правил, был почетным председателем Болгарского лит. об-ва, с 1898 г.- главой комиссии Синода Болгарского Экзархата по переводу Свящ. Писания на болг. язык. К. занимался переводами и лит. творчеством. Его повесть «Несчастное семейство» (или «Несчастный род»; Нещастная фамилия. Браила, 1860. К., 1880) и историческая драма «Иванко, убийца Асеня» (Иванко, убиецът на Асена. Браила, 1872) считаются первыми произведениями этих жанров в болг. лит-ре. Публиковал в различных изданиях многочисленные политические, церковные и литературно-критические статьи. Его яркие проповеди в основном были посвящены политической ситуации в Болгарии, пронизаны патриотизмом и любовью к России. Погребен в приделе кафедрального собора Рождества Пресв. Богородицы в Тырнове. Соч.: Съчинения/Ред.: Г. Пашев. София, 1926. Т. 1: Повести, разкази и драми; 1943. Т. 2: Трудове по обществени, педагогически и църковни-правни въпроси; Болгарские повести и рассказы. М., 1953. Т. 1; Съчинения/Ред.: Д. Леков, И. Сестримски. София, 1967-1968. 2 т.; Литературен архив. София, 1973. Т. 5: Из архива на В. Друмев, Климент Търновски: Ръкописи, мат-ли и док-ти. София, 1973; Етико-социологически съчинения/Съст.: М. Бъчваров, А. Ватев. София, 1981; Док-ти и мат-ли/Съст.: М. Смольянинова. София, 2005. Библиогр.: Васил Друмев - митр. Климент Търновски, 1841-1901: Био-библиогр./Съст.: Д. Игнатовски. Шумен, 2000. Лит.: Бобчев И. С. Васил Друмев - Климент Тырновски: Писател, духовно лице, общественик, человек, неготова род и негово време. София, 1926; Трифонов Ю. В. Васил Друмев - Климент Браницки и Търновски: Живот, дейност и характер. София, 1926; Климент Търновски, Васил Друмев: За 25-годишнината от смъртта му: Изследвания, спомени и док-ти. София, 1927; Леков Д. Васил Друмев - живот и дело. София, 1976; Борисов Й. Писма от В. Друмев като духовно лице в Доростолска и Червенска митрополия: (16 юни 1873 - 28 септембри 1878 г.). Русе, 1988; он же. В. Друмев - еп. Климент (1873-1878). Русе, 1989; Васил Друмев - Климент Търновски в културна и политическа история на България: Юбил. сб./Ред.: Д. Леков. Варна, 1992; Игнатовский Д. Васил Друмев: Личность и деятельность рус. воспитанника в период Возрождения и после освобождения Болгарии: Дис. Шумен, 2000; Цацов Б. Архиереите на Българската Православна Църква. София, 2003. С. 152-153; Данкова Р. Нравственото богословие на митр. Климент Браницки и неговите приноси за историята на Гложенския манастир св. вмч. Георги Победоносец//Изв. на регионален исторически музей. Вел. Търново, 2004. Год. 19. С. 154-156; Смольянинова М. Г. Васил Друмев (митр. Климент). София, 2012.

http://pravenc.ru/text/1841355.html

30 В числе келейных занятий Иосифе было и списывание книг. В Описи книг Иосифова монастыря, составленной в 1573 г., упоминаются следующие книги письма Иосифова: два Евангелия, Апостол, Псалтирь, Лествичник, Соборник из отеческих книг, Григорий Богослов , Богородичник, канонник, служебник; еще пополам с Герасимом Черным написано им Евангелие и Триодь Соборная; известна также его письма Триодь Постная (см. Словарь о писател. дух. чин. ч. 1. стр. 311.). Почерк Иосифа очень мелкий. 31 В послании к Ивану Васильевичу Третьякову, Иосиф пишет: «многим князем и бояром и простым людем отец есмь духовный». Между рукописями Гр. Толст. есть четыре послания препод. Иосифа: «о епитимиях к неким вельможам, в мире живущим, детям его духовным» (Опис. рк. Гр. Толст. отдел. II. 68). 32 Препод. Иосиф, строго запрещая вход женщинам в его монастырь, отказался видеться даже с престарелою своею матерью инокинью, когда она у стен монастыря просила свидания с ним. 35 Сохранились послание Иосифа к Юрию Ивановичу, Князю Дмитровскому, с котором он убеждает сего князя пропитывать народ во время голода, уставить цену на хлеб и наказывать тех, которые дорого продают (Допол. к Акт. Ист. 1. 216). 36 Знакомство Юрия Ивановича с Иосифом началось еще при жизни В. Князя Иоанна Васильевича. В Иосифовом монастыре есть послание преп. Иосифа к Юрию Ивановичу, относящееся к тому времени. Пр. Иосиф писал о призрении бедных и удержании от блуда (Рк. в 12 д 118). 37 Соф. Врем. ч. II. 345. Современность сего изложения Собору подтверждается тем, что Зосима называется в нем «святейшим митрополитом», и вставленное в летопись изложение заключается словом: аминь. 38 Нельзя не заметить существенного различия между изложением учения жидовствующих, по сказанию препод. Иосифа, и по другим сказаниям, современным первому Собору. Не было ли разномыслия между самими еретиками? Такому предположению дают вероятность: 1) слова Великого Князя в беседе с Иосифом. Великий Князь Иоанн Васильевич говорил Преподобному, что знает, которую ересь держал Алексей Протопоп, и которую держал Федор Курицын; 2) неодинаковая тяжесть наказания еретиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

     Светлой памяти тех, о ком этот рассказ. Две молодые женщины — одна худощавая, высокая и стройная, как сосна, одиноко растущая на горной вершине, другая — приземистая, полненькая, похожая на пушистую лесную елочку, стояли над огородными грядками, в благоговейном молчании глядя на покрывающую их нежно-зеленую поросль. — Ишь, как славно пшеничка взошла! — донесся до них из-за невысокого дощатого заборчика скрипучий голос старухи-соседки, Марфы Акиндиновны. — Благословил вас Господь урожаем! А у меня-то, вот напасть, взошло всего ничего, и у Агеевых то же самое, и у Лушевых тоже, и у Близниных. А у вас — глянь-ка! Чудо, да и только! Женщины (а звали их Варварой и Екатериной, и были они сестрами-погодками) переглянулись. Теперь у них не было сомнений: это чудо, явное чудо! Его сотворил для них дорогой батюшка, отец Иоанн Кронштадтский 1 . Кто, как не он?! Варвара и Екатерина с детских лет почитали отца Иоанна Кронштадтского. Да и кто из нас его не почитает!? Всероссийский батюшка, великий молитвенник и чудотворец! Еще при жизни отца Иоанна едва ли не в каждом доме, в каждой избе, затерянной на просторах необъятной России-матушки, на почетном месте, рядом с иконами, можно было увидеть его фотографию или цветной портрет на жести, украшенный размашистой, узнаваемой с первого взгляда подписью кронштадтского пастыря. Но особенно почитали отца Иоанна на его родине, в пинежском селе Сура, жители которой звали своего знаменитого земляка запросто, как давнего знакомца: Иван Ильич. Из года в год, летней порой, отец Иоанн Кронштадтский навещал родные края, щедро одаривая односельчан, а по пути наведывался в губернский город Михайловск, для жителей которого приезд дорогого батюшки становился подлинным праздником. Сотни горожан, приодевшись и прихватив с собой детей и внуков, спешили на Оперную пристань, встречать пароход отца Иоанна. — Где-ка, где-ка он? — слышалось из задних рядов толпы. — Где батюшка? — Да вон же он, на палубе стоит. Глянь-ка, глянь, ручку поднял…. Благословляет. Слава Тебе, Господи, сподобились от дорогого батюшки благословение принять.

http://pravoslavie.ru/100039.html

Н.П. Кондаков. Цит. соч. С.225-226. Табл.ХХХ. 87 Труды Киевской духовной академии. 1886. Т.3. С.305. Изображение двух Ангелов, несущих большую свешивающуюся плащаницу из драгоценной ткани, есть в грузинском рукописном Евангелии XI в., изданном в соч. Rohault de Fiery. La messe, VI vol. Pl.489. Н.П. Кондаков. Цит. соч. С.226. Прим. 88 Прежде воздух носили в этом случае на правом плече. См., например, в Служебнике митр. Киприана. Ркп. Синод. б-ки, Л.23. Описание. III.1. С.14. См. у А. Дмитриевского. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. С.113. 89 Проф. А.А. Дмитриевский. Ставленник. С.87. 90 О рипидах Du Cange, Glossarium graecitatis. Col.1300-1301. Е.Е. Голубинский. Цит. соч. С.251-252. 91 Такие изображения целыми рядами располагаются вокруг среднего изображения, независимо от того, будет ли то снятие с Креста или Евхаристия. 92 Писания. Т.1. С.392. Проф. Н.Ф. Красносельцев. Цит. соч. С.356. 93 Проф. А.П. Голубцов. Соборные Чиновники и особенности службы по ним. С.219 и прим.3. Об особенностях архиерейского служения литургии, с точки зрения древнецерковного обряда. Свято-Троицкая лавра, 1903. Богословский вестник. 1903. С.13-14. 94 Проф. А.П. Голубцов. Указ. соч. М., 1899. С.21,56. 95 Там же. С.23. 96 Там же. С.48,235. 97 Там же. С.113. Никиты и Иоанна. С.143,170. См. еще: с.18,31,70,81,136,180,186,215,226. 98 Там же. С.71,172. 99 Там же. С.76. 100 Там же. С.128,209. В Чиновниках и описях Успенского собора встречаем и плащаницы, и покровы, причем эти названия употребляются без строгого различия между ними, хотя из некоторых выражений можно заключать, что плащаницы и покровы не одно и то же. Иногда говорится, что полагаются вместе и плащаницы, и покровы. " Того же дни (20 дек.) после обедни ключари полагают на чудотворцовы раки плащаницы большие, а другие бархатные черные наверх " (с.27). " А пред вечернею ключари кладут из казны плащаницы, на них же шиты образы Павла и Ионы, и покровы жемчужные, на Петрову раку плащаницу да покров, а другую плащаницу на Иону чудотворца кладут в раку на мощи святого, а на верхнюю дцку покров " (с.203). Различаются еще " покров чудотворца " (Чиновник Московского Успенского собора. С.209. Русская истор. б-ка. Т.3. Стлб.345,346,450,528,726,762,763,765) и " покров гроба или раки чудотворца " (Чиновник Московского Успенского собора. С.73,110. Русская истор. б-ка. Т.3. Стлб.345,346,533,764). Можно думать, что плащаница в тесном смысле есть покров на самые мощи, внутрь раки. Покров же кладется сверх раки. На плащаницах преимущественно вышивались образы угодников (Русская истор. б-ка. Т.3. Стлб.345,346,450,528,762,763,765,766), а на бархатных покровах только кресты (Русская истор. б-ка. Т.3. Стлб.345,346,347,348,452,453,529). Ср. мнение Е.Е. Голубинского. Цит. соч. I.2. С.918-919. Покровом в надписях иногда назывался и воздух с изображением положения во гроб (Н.П. Кондаков. Цит. соч. С.278). 101

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

В то же время Арзамасское ДУ, куда поступали дети священно- и церковнослужителей Арзамасского, Ардатовского, Лукояновского и Сергачского уездов, было переполнено учениками: в 1849 г. их насчитывалось 357. Для более равномерного распределения воспитанников по уч-щам в 1867 г. Печерское ДУ было упразднено, вместо него открыто уч-ще в заштатном г. Починки Лукояновского у. (ныне село Починковского р-на). Лысковское уездное ДУ было основано в 1849 г., тогда же учреждена фундаментальная училищная б-ка. Ученическая б-ка существовала с 1878 г. С 70-х гг. XIX в. уч-ще находилось в одноэтажном корпусе на Базарной пл. В 1887 г. при нем было основано ученическое Иоанникиевское общежитие, названное в честь митр. Иоанникия (Руднева) как инициатора устройства ученических общежитий в Н. и А. е. Среди выпускников Лысковского ДУ - единоверческий Уфимский еп. сщмч. Симон (Шлеёв) и богослов прот. Н. М. Боголюбов . Смотрителями уч-ща в нач. XX в. служили иером. Алексий (Кузнецов ; впосл. архиепископ) и иером. Кирилл (Соколов ; впосл. епископ). Починковское ДУ было открыто в 1867 г., располагалось в каменном 2-этажном корпусе на Базарной пл. г. Починки. В уч-ще была перенесена фундаментальная б-ка Печерского ДУ; ученическая б-ка основана в 1867 г. Починковское ДУ окончил эрзянский лингвист и педагог А. П. Рябов (1894-1938). В 1867 г. церкви с причтами епархии были разделены на 4 училищных округа (Нижегородский, Арзамасский, Лысковский и Починковский), каждый из к-рых должен был заботиться о соответствующем духовном уч-ще. Представители округов входили в советы при уч-щах, участвовали в ежегодных съездах духовенства училищных округов. Нижегородское епархиальное жен. уч-ще было создано в Н. Новгороде по инициативе архиеп. Иакова (Вечеркова), к-рый пожертвовал личные средства на его устройство в епархиальное попечительство о бедных духовного звания. Еп. Иеремия (Соловьёв) продолжил сбор средств. В 1857 г. по просьбе архиеп. Антония (Павлинского) графиня А. Г. Толстая (урожд. княжна Грузинская) пожертвовала в вечное владение епархии участок земли с садом и огородом в центре города. В мае 1861 г. здание уч-ща заложил еп. Нектарий (Надеждин). Торжественное открытие учебного заведения состоялось 22 окт. 1866 г.; в тот же день Балахнинский еп. Макарий (Миролюбов) освятил домовую Введенскую ц. на 3-м этаже нового здания. В 1867-1868 гг. по благословению еп. Нектария были возведены 2 дополнительных корпуса. В них располагались спальни воспитанниц, квартиры воспитательниц, рукодельные комнаты, рекреационный зал, больница и епархиальный детский приют для детей-сирот из духовного сословия. Во внутреннем дворе построен хозяйственный корпус.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Миряне причащаются частицами и ка (Служебник), которые раздробляются священником тем мельче, чем больше причастников. В случае недостатка св. Даров, по многочисленности причастников, священнику, под страхом смертного греха, решительно воспрещается прибавлять в чашу неосвященного вина или воды, которою измыта чаша по приобщении, или освященной богоявленской воды. Равным образом, безусловно, воспрещается Причащение частицами, вынутыми из просфор в память святых, или о здравии живых, или о упокоении умерших, а также артосом, освященным во время Пасхальной недели (Служебник, «Известие Учительное»). При архиерейском служении, когда частицы св. Агнца хс недостает для Причащения всех священнослужащих, дозволяется им причащаться и частицею и даже частицею ка , почему, по аналогии, не предосудительно и не противозаконно и священнику оставить частицу от части хс , чтобы, в случае недостатка частей св. Агнца и ка для говеющих, раздробить оставленную часть от частицы хс и причастить ею желающих (см. 1Кор.10:17 ). При многолюдстве причастников, в случае недостатка частиц и ка , можно причащать мирян даже от частицы . В «Известии Учительном» преподается наставление приходскому священнику на тот случай, если у него причастников слишком много, а освященных Даров Тела и Крови Христовой недостаточно. Тут могут быть два случая: или недостанет, по числу причастников, частиц Тела Христова, при оставшейся в чаше Крови Христовой, или не достанет для всех Божественной Крови. В первом случае «Известие Учительное» дозволяет всыпать в чашу хранимые в кивоте больных ради Божественные Тайны, совершенно возбраняя в то же время всыпать простой хлеб. Во втором случае повелевает отложить Причащение говеющих до следующего дня, но отнюдь не дозволяет приливать вина, под опасением смертного греха и казни извержения. Все миряне должны причащаться на солее у царских врат (а не с амвона); им не следует и в алтарь входить, а тем более не следует выделять «почетных» прихожан из общей массы чрез непозволительное приобщение их в алтаре. У св. чаши должны быть сглаживаемы земные, мирские отличия. Равным образом не должно причащать в алтаре и причетников, хотя бы и стихарийных. Даже иподиаконы не должны причащаться в алтаре; для них делается лишь то отличие, что они первые после диаконов причащаются; за ними причащаются чтецы, монахи и миряне.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

В Зап. Европе эта традиция не прерывалась на протяжении всего средневековья, известно огромное количество иллюстрированных рукописей (Трирский Апокалипсис - Городская б-ка, Трир, Германия. Ms 31, ок. 800 г.; Бамбергский Апокалипсис - Государственная б-ка, Бамберг. Ms A. II. 42, ок. 1020 г.), циклов в стенописях, шпалерах, изображений в романской и готической скульптуре. В 1496 г. серию гравюр на сюжеты И. Б. О. создал А. Дюрер. Расширенная и переработанная Л. Кранахом Старшим и Х. Гольбейном Младшим, она много раз воспроизводилась в различных изданиях Библии. В России эти гравюры стали известны с сер. XVI в., а в XVII в. мн. рус. художники знакомятся с зап. иконографией Апокалипсиса по Библии Пискатора. В греч. руководстве для живописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - в отдельной главе «Как изображается апокалипсис св. Иоанна Боголова» последовательно представлена роспись сюжетов по тексту И. Б. О. с подробным объяснением, как их писать; составитель Ерминии указывает, что эти сюжеты надлежит помещать в росписи паперти (Ерминия ДФ. С. 131-143). Видение Сидящего на престоле. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса. Ок. 1020 г. (Гос. б-ка в БАмберге. Ms. A. II. 42. Fol. 13v) Видение Сидящего на престоле. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса. Ок. 1020 г. (Гос. б-ка в БАмберге. Ms. A. II. 42. Fol. 13v) Текст И. Б. О. лежит в основе композиции «Страшный Суд», известной в восточнохристианской монументальной живописи с X-XI вв. (напр., фрески каппадокийских храмов: Пюренли-секи-килисеси, Кокар-килисе, Эгри-таш-килисеси). Самые ранние столичные памятники визант. мира датируются XIV в. (мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321). Иллюстрацией И. Б. О. в древнерус. искусстве, вероятно, была известная по письменным источникам фреска «Страшный Суд» Феофана Грека в Благовещенском соборе Московского Кремля (1405). В Музеях Ватикана хранится греч. далматика XV в. с изображением сцен из И. Б. О. В греч. монументальной живописи иллюстрации к И. Б. О. известны в афонских мон-рях, самая ранняя - в трапезной мон-ря Дионисиат (между 1563 и 1568).

http://pravenc.ru/text/471605.html

– Уж Михаила Панкратыч по церковному знает, что можно, – говорит Антипушка. – Не воспрещается. Царь Саул гадал. А нонче Христос родился, и вся нечистая сила хвост поджала, крутится без толку, повредить не может. Теперь даже которые отчаянные люди могут от его судьбу вызнать... в баню там ходят в полночь, но это грех. Он, понятно, голову потерял, ну и открывает судьбу. А мы, крещеные, на круг царя Соломона лучше пошвыряем, дело священное. Он разглаживает на столе сероватый лист. Все его разглядывают. На листе, засиженном мухами, нарисован кружок, с лицом, как у месяца, а от кружка белые и серые лучики к краям; в конце каждого лучика стоят цифры. Горкин берет хлебца и скатывает шарик. – А ну, чего скажет гадателю сам святой царь Соломон... загадывай кто чего? – Погоди, Панкратыч, – говорит Антипушка, тыча в царя Соломона пальцем. – Это и будет царь Соломон, чисто месяц? – Самый он, священный. Мудрец из мудрецов. – Православный, значит... русский будет? – А то как же... Самый православный, святой. Называется царь Соломон Премудрый. В церкви читают – Соломоново чте-ние! Вроде как пророк. Ну, на кого швырять? На Матрешу. Боишься? Крестись, – строго говорит Горкин, а сам поталкивает меня. – Ну-ка, чего-то нам про тебя царь Соломон выложит?.. Ну, швыряю... Катышек прыгает по лицу царя Соломона и скатывается по лучику. Все наваливаются на стол. – На пятерик упал. Сто-ой... Поглядим на задок, что написано?.. Я вижу, как у глаза Горкина светятся лучики-морщинки. Чувствую, как его рука дергает меня за ногу. Зачем? – А ну-ка, под пятым числом... ну-ка?.. – водит Горкин пальцем, и я, грамотный, вижу, как он читает... только почему-то не под 5: «Да не увлекает тебя негодница ресницами своими!» Ага-а... вот чего тебе... про ресницы, негодница! Про тебя сам царь Соломон выложил. Не-хо-ро-шо-о... – Известное дело, девка вострая! – говорит Гришка. Матреша недовольна, отмахивается, чуть не плачет. А все говорят: правда, сам царь Соломон, уж без ошибки. – А ты исправься, вот тебе и будет настоящая судьба! – говорит Горкин ласково. – Дай зарок. Вот я тебе заново швырну... ну-ка?

http://pravoslavie.ru/2817.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010