Э. Н. Р История христианства в А. насчитывает почти 2 тыс. лет. Ее можно разделить на неск. периодов: 1) от апостольских времен до 731 г.- самоуправляемая Церковь Вост. Иллирика в юрисдикции Фессалоникийского викариата, 2) с 731 г. до нач. XI в.- Церковь в юрисдикции К-польского Патриархата, 3) с нач. XI в. до 1767 г.- большая часть епископий в юрисдикции автокефальной Охридской архиепископии , 4) 1767-1937 гг.- Церковь в юрисдикции К-польского Патриархата , 5) с 1937 г. автокефальная Албанская Православная Церковь . Первый период. Древнейшее население территории А.- иллирийцы - было подчинено Римской империей к I в. по Р. Х. Территория А. разделялась между 2 рим. провинциями: Иллириком и Македонией. Христ. общины стали складываться здесь вскоре после начала апостольской проповеди. Ап. Павел , к-рый из Коринфа пишет послание римлянам (55-57 по Р. Х.), отмечает, что он трудился с божественной ревностью, «так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика» (Рим 15. 19). Следующие слова: «Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» - дают возможность предположить, что ап. Павел лично или через своих ближайших помощников первым насаждал семена Евангелия на территории А. Его пребывание в Никополе (ок. Превезы, Греция) неоспоримо (Тит 3. 12), как и апостольская деятельность его ближайшего сотрудника Тита в Далмации (2 Тим 4. 10). Древнее предание считает апостолом этого региона Кесаря , - одного из 70. По др. преданиям, именно ап. Павел поставил Кесаря первым епископом Диррахия (совр. Дуррес). Более ясное свидетельство о наличии церковной общины в Диррахии дает история мученичества еп. Астия в 98 г. по Р. Х. (пам. 4 июня). 7 июля празднуется память святых Перегрина и иже с ним, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа, к-рых во II в. правитель Диррахия Агрикола утопил в море. В кон. III в., при имп. Диоклетиане , территория А. была разделена между 3 провинциями, к-рым соответствовали христ. епархии. Сев. регион с центром в Скодре (совр. Шкодер, правильнее с албан. Шкодра) составлял часть Превалитанской епархии, центральный, до р. Аоос (совр. Вьоса),- епархию Нов. Эпира с кафедрой в Диррахии, а район совр. А. к югу от Авлона (совр. Влёра) относился к епархии Ст. Эпир с центром в Никополе.

http://pravenc.ru/text/64028.html

252 Для примера укажем из слов говоренных в Малороссие на слово в день Св. Троицы Ч. 2, 183. –Из великороссийских же проповедей можно указать только на одну, которая в целом своем составе обнаруживает некоторую изысканность. Это слово говоренное в Преображенском в неделю двадцатую по Пятидесятнице и на память св. великомученика Димитрия Ч. 2. стр. 368. 254 Об изданиях Летописи сперва отдельно, потом в общем собрании сочинений св. Димитрия см. Словарь о Писат. Духов, чина. 1, 128. 255 «В Летописи сей обыкновеннаго издревне летосчисления, не по Библиах, но по хронографах идущаго, придержатися судихом, не противны творящеся древним». Ч. 1, 66. 258 См. Предисловие к 1 изданию Истории Иерахий Российской. Т. I. Здесь замечено, что во всех почти известных списках сего каталога, летосчисле­ние в некоторых статьях простирается далее кончины св. Димитрия, и в одних до 1721, а в других до 1725 г. и несколько позже; а притом и слог показывает сочинителя мало в словесности искусного. Такой список сего каталога есть и в библиотеке М. Д. Академии. 260 Предисл. к Моск. Издан. четьих-миней 1805 г. сл. Словарь о Писател. Духовного чина Ч. I. стр. 125. Описание Киевософ. собора, стр. 226. 262 Для истории лиц библейских св. Димитрий пользовался, где нужно, и сочинениями иудейских писателей: Филона и Иосифа Флавия. 263 В Синод. Библиотеке, по каталогу Маттея, под N IX, хранится одна из сих Метафрастовых книг, которых, как видно из приписки, было десять. Сия книга есть последняя и содержит, в себе 12 слов и повествований. Ркп. XI в. Вот подлинные слова приписки: ξιληφε τλος τη ατη δελτος τν δκα ββλων τν μεταφρσεων το Λογοθτου, μην πριλ, νδκτ. πpτη τους φοα (1063). 264 Но другому чтению, которому наиболее следуют латинские рукописи, здесь говорится: «я поспешил написать, что сам знал (ибо часто его видал) и что мог узнать от него, не малое время живя под его руководством и возливая воду на руки его. Читать далее Источник: Святой Димитрий, митрополит Ростовский/А.В. Горский – Москва : Тип. В. Готье, 1849. - II, 203, 2 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Имеем в виду мнение Розенкампфа (о Кормч. 64 Кстати заметим следующее. Патриарх Никон говорит, что при первоначальном печатании у нас славянской Кормчей она была свидетельствована по многим славянским спискам, «наипаче же свидетельствова тую книгу греческая Кормчая книга Паисии патриарха св. града Иерусалима, яже древними писцы написася за многая лета, емуже патриарху Паисии в та времена бывшу в царствующем граде Москве» (Послесл. к 1 части печатной Кормч. Л. 647 А известно, что печатная наша Кормчая издана по редакции смешанной, так называемой у нас Рязанской. Не следует ли отсюда заключить, что и греческая древняя Кормчая, по которой наша печатная была поверяема и свидетельствована при печатании, принадлежала к той же самой смешанной редакции? Таково мнение о происхождении Софийской редакции митрополита Евгения (Опис. Киево-Соф. собора. Прибавл. С. 239 Словар. духов. писател. 1. 327 В ответах Новгор. епископа Нифонта на вопросы Кирика — XII в.— приводятся правила полные (Розенк. о Кормч. Прим. 40. С. 47 Доселе сохранились списки Кормчей, кроме Рязанского и Софийского: XIII в.— в Синодальной библиотеке XIII–XIV вв.— в той же библ. (Саввы Указател. Синодал. библ. 194 XIV в.— в библ. бывшей Царского (Опис. рукоп. Царск. С. 169 XV в.— в библ. Московской Д. Академии 206а] (Розенк. о Корм. Прим. С. 266 еще XV в.— список Браиловский в император. Публ. библиотеке список Архангельский, или Строгановский , и два списка купца Лаптева (Розенк. о Кормч. кн. По 2-му изд. С. 7–8 Известны в позднейших копиях списки: писанный в 1286 г. для волынского князя Владимира Васильковича (Восток. Опис. Рум. муз. 313 писанный в 1375 г. в Суздале (Калачев. о Кормч. в Чтен. Москов. истор. общ. 1847. 3. Отд. 1. 117 и писанный в 1403 г. в Москве (Восток. Опис. Рум. муз. 296 Впрочем, относительно последнего списка должно сознаться, что сделанная в конце его заметка о времени написания его, т. е. 1403 г., могла относиться не ко всему этому списку Кормчей, а только к последней статье, в нем помещенной, именно к грамоте в. к. Василия Димитревича митрополиту Киприану, при которой заметка эта и сделана (см. там же) .

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

Опис. рукоп. гр. Толстова. С. 535 О других сочинениях Илариона Великого — там же. 134, 343, 439, 588 Опис. рукоп. Румянц. муз. С. 626 Опис. рукоп. Царск. 153, 580 и др. См.: печатн. Пролог под 21 числом октября и снес.: прим. 198 — о рукописных Прологах. В одних рукописях Илариону — святому, а в других — великому усвояются, например: а) Поучение о отвержении мира (Опис. рукоп. Рум. муз. С. 618 Опис. рукоп. Толстова. 588 б) Наказание к отрекшимся мира Христа ради (Опис. рук. Царск. 153, 166, 580 Опис. Рум. муз. 626 Опис. рукоп. Толстова. 439 в) Поучение о безмолвии (Опис. рук. Царск. 153, 408 Известно нам только по одному списку XV в.— в Торжеств. Рум. муз. 435. Л. 340–344 где оно помещено под 3 числом мая, когда празднуется Церковию успение преподобного Феодосия Печерского. Другие списки этого самого Поучения с именем Феодосия Печерского встречал в древлеписьменных славянских Прологах митрополит Евгений (Словарь дух. писател. 2. 284. Изд. 2-е Кстати заметим, что все сочинения преподобного Феодосия, которые будем рассматривать, мы поместили в подлинном тексте в Учен. зап. II Отд. Ак. наук. Т. 2. Вып. 2 Впрочем, ныне открыт древнейший источник, из которого равно могли позаимствовать и преподобный Феодосий, и летописец. Это «Слово о ведре и казньх Божиях» в Златоструе болгарского царя Симеона (893–927). Только в поучении преподобного Феодосия и в летописи к заимствованному из этого Слова с некоторыми пропусками и переделками приделано особенное начало, или приступ, а в Поучении сделаны еще вставки, которых нет ни в Златоструе, ни в летописи, и прибавлен очень большой конец, или целая последняя часть (Срезневск. Сведения о малоизв. и неизвестн. памятн. 24 в Зап. Ак. наук. Т. 9. Кн. 2. 34–43. СПб., 1866 Помещ. в рукоп. импер. Публ. библ., поступившей из Древнехран. Погодина, под названием: «Матица Златая». 1024. Л. 220 об. Слово начинается: «И се, ведуще, братия...» А в конце Слова нет обычного заключительного оборота или славословия. Помещ. также в сборн. Новг. Соф. библ. XV в. 578. Л. 224 под заглавием: «Поучение св. Панкратия о крещении обеда и пития в первую неделю поста св. апостол, списано Феодосием, худым мнихом». В числе святых известны только два Панкратия: священномученик Панкратий, живший в I в. и не оставивший никакого писания, и преподобный Панкратий Киево-Печерский, известный по одному имени. Поэтому выражение: «Поучение св. Панкратия» можно считать выдумкою или ошибкою писца, а самое поучение приписать тому, о ком сказано: «Списано Феодосием, худым мнихом» — и кому оно действительно приписывается в другом вышеупомянутом списке. Оно издано также в Православн. собеседн. 1858. 3. 255

http://sedmitza.ru/lib/text/435813/

236 В числе келейных занятий Иосифа было и списывание книг. В описи книг Иосифова монастыря, составленной в 1573 г., упоминаются следующие книги письма Иосифова: два Евангелия, Апостол, Псалтирь, Лествичник, Соборник из отеческих книг, Григорий Богослов , Богородичник, канонник, служебник; ещё пополам с Герасимом Чёрным написано им Евангелие и Триодь Соборная; известна также его письма Триодь Постная (см. Словарь о писател. дух. чин., ч. 1, стр. 311.). Почерк Иосифа очень мелкий. 237 В послании к Ивану Васильевичу Третьякову, Иосиф пишет: «многим князем и бояром и простым людем отец есмь духовный». Между рукописями гр. Толстого есть четыре послания препод. Иосифа: «о епитимиях к неким вельможам, в мире живущим, детям его духовным» (Опис. рк. гр. Толст., отдел 11. 68). 238 Препод. Иосиф, строго запрещая вход женщинам в его монастырь, отказался видеться даже с престарелою своею материю инокиней, когда она у стен монастыря просила свидания с ним. 241 Сохранилось послание Иосифа к Юрию Ивановичу, Князю Дмитровскому, в котором он убеждает сего князя пропитывать народ во время голода, уставить цену на хлеб и наказывать тех, которые дорого продают (Допол. к Акт. Ист. 1. 216). 242 Знакомство Юрия Ивановича с Иосифом началось ещё при жизни В. Князя Иоанна Васильевича. В Иосифовом монастыре есть послание преп. Иосифа к Юрию Ивановичу, относящееся к тому времени. Пр. Иосиф писал о призрении бедных и удержании от блуда (Рк. в 12 д. 118). 243 Соф. Врем., ч. II. 345. Современность сего изложения Собору подтверждается тем, что Зосима называется в нём «святейшим митрополитом», и вставленное в летопись изложение заключается словом: аминь. 244 Нельзя не заметить существенного различия между изложением учения жидовствующих, по сказанию препод. Иосифа, и по другим сказаниям, современным первому Собору. Не было ли разномыслия между самими еретиками? Такому предположению дают вероятность: 1) слова Великого Князя в беседе с Иосифом. Великий Князь Иоанн Васильевич говорил преподобному, что знает, которую ересь держал Алексей протопоп, и которую держал Фёдор Курицын;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Орос (гр.) – определение, наредба, заповед. Ортодоксален (гр.) – православен. Орфизъм – езическо митологично учение. Освещаване означава да бъдеш отделен и посветен на служба на Бога. То придава особен статус на ония, които са Божии. Освещавали са се свещеници «Ето що трябва да извършиш над тях, за да ги посветиш за Мои свещеници...» ( Исх 29:1 ), скинията и жертвенника (Изх 29:44; 40:9), Соломоновия храм (3Царе 8:63), втория храм ( Езд 6:16 ), Иерусалимската стена ( Неем 12.27 ). Посвещаването на левитите в служене е наречено очистване ( Чис 8.6–22 ). Бог е осветил седмия ден (Бит 2.3), всяко първородно (от мъжки пол) от «човек до добитък» (Изх 13:2). «Моисей взе помазен елей и помаза скинията и всички неща, що бяха в нея, и ги освети; поръси с него жертвеника седем пъти и помаза жертвеника и всичките му принадлежности, и умивалника и подножника му, за да ги освети. И изля (Моисей) от помазния елей върху главата на Аарона и го помаза, за да го освети» ( Лев. 8:10–12 ). «Отец освети и прати в света» също Своя Син Иисус Христос ( Иоан 10:36 ). Неговата воля е и ние да ес осветим: «Тази е волята Божия: да бъдете осветени» ( 1Сол. 4:3 ); " А Сам Бог на мира да ви освети напълно, и целият ваш дух и душата и тялото да се запази без порок при пришествието на Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Сол. 5:23 ). Освещаването е процес на очистване и постигане на святост чрез Христа в Светия Дух. Призвани сме да бъдем светци и да растем в Бога. Веднъж получили Светия Дух, ние активно участваме в освещаването; сътрудничим на Бога и сме Негови съработници, за да Го познаем, ставайки по благодат това, което Той е по природа. Осмогласник – виж Октоих. Отпуст – кратко молитвословие, което свещеникът произнася на края на богослужението. «Отче наш...» виж Господня молитва . Офити (гр. «змиевидни») – сектанти от II в., които приемали змията като символ на Иисуса Христа. Бхагван Шри Раджниш (Ошо) – съвременен индийски философ, мислител, религиозен писател и световноизвестен гуру (т.е. «духовен» учител). Съблазнява неопитни, доверчиви интелигенти, особено младежта, с «оригинално и необичайно интересно» тълкуване на евангелските притчи; с гарантирана помощ в задълбоченото изучаване на всяка религия; с обещанието за бързи «духовни» успехи, пълно и окончателно «просветляване» и така нататък.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

поколику Он Отец. Но слово Отец что иное значит, как не то, что Он вина и начало Рожденному от Него»?. – Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , Арх. Кесарии Каппадок. Изд. 3-е. Москва, 1891. Ч. III. Стр. 47. См. вообще стр. 44–50. Также: «сказанное показывает более честь, воздаваемую Сыном Отцу, нежели унижение Сказавшего... Хотя и говорится, что Отец больше, но не следует из сего, что Он иной сущности. Вообще сравнения употребляются между односущными, а не иносущными» Стр. 134). Григорий Богослов : «Не явно-ли, что Отец больше Сына по виновности и равен по естеству? Сие и исповедуем мы весьма здравомысленно. Разве иной, подвизаясь ещё крепче за наше учение, присовокупит: имеющее бытие от такой вины не менее Безвиновного, ибо что от Безначального, то причастно славы Безначального; а к сему присовокупляется и рождение, которое, для имеющих ум, само по себе важно и досточтимо». Твор. иже во святых Отца н. Григория Богослова , Арх. Константинопольского. Москва. 1844. Ч. 3-я. Стр. 85. Отцы Собора Сардикийского, Златоуст (хотя из его толкования этого и не следует ясно), Епифаний Исидор Пелусиот и Иоанн Дамаскин . См. М. Макария, Прав.-догм. Богосл. Т. I. Стр. 227. У Иоанна Дамаскина в его «Точн. излож. правосл. веры» кн. I, гл. 9, стр. 20 читаем: «если говорим, что Отец – начало Сына и болий Его, то не показываем, что Он первенствует над Сыном по времени или природе, ибо чрез Него Отец веки сотвори. Не первенствует и в каком-л. другом отношении, если не относительно причины; то есть потому, что Сын рождён от Отца; а не Отец от Сына»... « Отец Мой болий Мене есть; ибо от Него Он имеет и бытие, и всё то, что имеет кн. гл. 18, стр. 242). – Из новейших толкователей такое-же объяснение данному изречению Господа предлагают: Godet, Lange. Не смотря на высокий авторитет державшихся такого мнения древне-церковн. писател., мы видим, что оно всё же было лишь частным мнением, и что другие древне-христиан. писатели церковные давали иное объяснение: Кирилл, Августин, Афанасий Великий , Амвросий и папа Лев Великий .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

1617 г. ( Сперанский. Серб. хронографы. 1896; 1957; Бошков. 1979, 1980-1981, 1996, 1998), Беседы на Евангелия от Матфея и Иоанна в переводе прп. Максима Грека и инока Селивана ( Ангелов. Русско-южнослав. книжовни. 1980. С. 84-101), акафисты «Пресладкому имени Иисусову» и св. Иоанну Предтече Скорины ( Турилов. 1989), «Притча о царе-годе» ( 1961. С. 104-105). В XVI в. на слав. юг перешло также неск. восточнослав. редакций Торжественника минейного и триодного (напр., Прага. Народный музей. IX D 15; МСПЦ. 218; ГИМ. Барс. 1456 - все XVI в.), получила известность (несравнимую, однако, с восточнослав. традицией) учительная часть Пролога (отдельно от житийной) или выборки из нее (см.: Павлова Р. Петър Черноризец - старобългарски писател от X в. София, 1994. С. 52-56. (КМС; 9)). Со 2-й пол. XVI в. широкое распространение в ресавских списках (возможно, под воздействием заблудовского издания 1569 г.) получило переведенное в сер. XIV в. на Балканах «Учительное Евангелие» патриарха Каллиста (Патриарший гомилиарий). На рус. источник поздней южнослав. традиции указывает устойчивое присутствие в этом гомилиарии Слова на Вознесение Господне свт. Кирилла Туровского. В месяцесловах южнослав. рукописей XVI-XVII вв., прежде всего в Псалтирях и Часословах с восследованием, нередко встречаются памяти рус. святых XIV-XVI вв. Особенно заметное влияние оказала рус. книжность на позднесредневек. южнослав. историографию. В XVII в. Русский Хронограф (первоначально в западнорус. редакции) в значительной мере заместил в серб. историографии в роли сочинения по всеобщей истории распространявшиеся ранее визант. хроники Георгия Амартола и Иоанна Зонары. Старший список Русского Хронографа представлен обширными выписками в сборнике нач. XVII в. (Хорватия. Цавтат. Музей В. Богишича. 52 - Novakovi S. lanci chronografa-trojadika о Srbima i Bugarima//Starine. Zagreb, 1878. Knj. 10. S. 44-60). В XVII в. у серб. книжников получил известность Хронограф редакции 1617 г. Спецификой серб. списков памятника является исключение из него многочисленных рус. статей либо их сокращение, тем самым по содержанию они приближаются к более ранним визант. хроникам. Влияние Хронографа на развитие серб. историографии сохранялось и в нач. XVIII в.- редакцию 1617 г. использовал в своей «Хронике» Дж. Бранкович. К библейской истории в изложении Хронографа примыкают и сохранившиеся в серб. списках XVI-XVII вв. «Иудейская война» Иосифа Флавия и Толковая Палея (западнорус. список последней (Vindob. slav. 9) был вложен в Хиландарский мон-рь в 1549, однако собственно серб. списки известны с XVII в.- Бошков. 2000).

http://pravenc.ru/text/180423.html

1 И. Карабинов, Постная Триод, 1910, стр 236—242. 2 «…исправити с греческих, и харатейных, славянских, и сербских, древних книг». 3 «Канона сего в греческой триоди нет». 4 Евгений митроп., Словарь историч. Писател. Духовн., изд.2, 1827, I, 179 5 В.М. Ундольский, Ученые труды Е. Славинецкого (Чтен. В О-ве Истории и Древн. Российск., 1846, смес. стр. 70). Это известие можно относить, правда, и к переводу первой части Скрижали, которая в приходно-расходных книгах печатн. Двора называется: «книги литургия Иоанна Златоустого и о семи тайнах в толку и Афанасия александрийского ответы». Хотя переводчиком Скрижали обычно считается Арсений грек, но некоторые части ее, вероятно, переводил Епифаний: по крайней мере, Евомий в числе его переводов упоминает ответы св. Афанасия (см. цит. стат. Ундольского). Но автор «Оглавления книг [Ундольский, Сильвестр Медведев, отец русской библиографии (Чтения, 1846, смесь, стр. 22)]» опять таки говорить просто о литургии Златоуста без упоминаний, что это не чин, а толкование: последнее свидетельство тем важнее, что, по мнению акад. А. И. Соболевского, «Оглавление» составлено самим Епифанием Славинецким (Переводн. Литература Московск. Руси XIV-XVII вв., 1903, стр. 437). 6 Этому сообщению верит такой осторожный исследователь как П. Ф. Николаевский. См.: «Московский печатн. двор при патр. Никоне», Христ. Чтение 1891, II, 181. 7 Ср. послесловие к изданию Апостола 1655 г. 8 Экземпляр неполный: начинается стр. 11 (отрывком синаксаря на и. мытаря и фарисея) и кончается стр.802 (обрывается началом 2-го седал. среды Ваий). Кроме того, не хватает еще нескольких листов в начале и средине книги — преимущественно с гравюрами (в воскресных службах). 9 Книга типографск. Архива л.154. 10 Цит. ст. П.Ф. Николаевского, 164—165. Существование двух групп черновых справщиков, быть может, подтверждается также разностями в переводе в. канона первой седмицы, с одной стороны, и четверика 5-ой седмицы, с другой, в изданиях 1656 г.: в последующих изданиях эти разности сглажены.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3472...

Я видал тот месяц и сказание в бывшем Ладожском Скиту. Можно думать, что едва ли челобитчики в Соловках не попеклись во свое время удалить некоторые из таких книг с глаз людей. В описи, которая составлена в 7184 году, во втором по заключении Монастыря, пишется общим счетом 24 книги письменных Четий-Миней, – шесть экземпляров полных, полагая в каждый по 4 книги, по свидетельству сочинителя Словаря о писател. Духовн. чина в России; а в нынешней описи считается тех Миней уже только 19 книг. Кстати еще заметить вместе, что книги того времени, когда челобитчики действовали, были для Соловецкой библиотеки писаны кем-то уже с исключением сведений, противных делу челобитчиков. Напр. в рукописном Сборнике 837. Рук.) помещена, между прочими, вышеупомянутая статья о прении Панагиота с Латины о крестном знамении, но уже совсем без упоминания о перстах, как ясно говорит она о трех в Чет-Минее под 13 числом Декабря. Припомните, что в рукописном также Сборнике 897. Рук.), начинающемся Проскинитарием Арсения Суханова , находится статья о крестном перстосложении, в которой многие места подчищены и даже заклеены, что сделано, вероятно, в то время как писалась в Соловках Челобитная и, без сомнения, сделано писателями ея. Какая в том нужда другим? Это Сборник тот, о котором упоминали мы выше столь часто. Из сего видно, с какою осторожностию любителем истинной старины надобно рассматривать книги, особенно рукописи, истинно старые, и отличать от списков, даже нарочито испорченных мнимыми старообрядцами или писанных уже в тогдашнее их время, как то видели мы обстоятельно в рассуждении двух разных списков Слова Феодоритова о Кресте. См. ст. 27 и 54 в общем замечании Увета. 123 Мы уже заметили выше, что в Солов. Монастыре нет ни одного экземпляра книги: она, вероятно, истреблена там во время составления Челобитной. Но есть она инде. 139 Мнимые старообрядцы нашего времени непотребным словом считают «без сравнения», а не «Серафим», говоря, что в предлоге «без» – бес. Исправились! 162 Известно, что наставники мнимого старообрядства не чуждаются подобных подделок.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010