(Из жизни св. мученика Василиска. Чет. Мин. мая 22) Слово Божие одних из людей называет плотскими, а других духовными. Про плотских оно говорит: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть» ( Быт.6:3 ; Гал.5:17 ); про духовных же учит, что они «ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин.1:13 ). Какое же, братие, на самом деле различие между теми и другими? Как проводят жизнь люди плотские и как духовные? Чем отличить одних от других? Однажды некоторые воины, ведшие св. мученика Василиска к игемону, сжалившись над ним, предложили ему вкусить пищи. Василиск на их предложение отвечал: «Я исполнен бессмертной пищи и смертной не хочу принять. Вас питает хлеб земной, меня же слово Божие; вас веселит вино, меня же благодать Св. Духа; вас насыщают мяса, меня же пост; вы надеетесь на силу телесную, я же на силу Креста Христова; вас обогащает золото, меня же любовь Господа моего; вас украшают одежды, меня же добродетель. Вы находите веселье в смехе, я же нахожу утешение в молитве. Вы любите, желаете видеть и исполняете законы одного лишь земного царя; я же, хотя и чту его, но более всего люблю Бога – Царя Небесного, и законы Его исполняю, и жажду насладиться зрением лица Его. Вы ожидаете почестей на земле, я же на Небе. Вы ищете славы человеческой, я же уповаю получить славу в воскресение праведных, на Страшном Суде, когда скажет Владыка мой: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25:34 ). Когда святой сказал эти слова, тогда начальник воинов приказал оседлать ему осла и сказал мученику: «Ты три дня ничего не ел: сядь же хоть на осла, чтобы на пути совсем не изнемочь тебе». Мученик отвечал: «Укрепляет меня Господь мой Иисус Христос ; всякий же покой и отраду подает мне Дух Святой». И затем, отказавшись сесть на осла, продолжал идти указанным путем ему. Итак, вот какое, как слышали, различие между людьми плотскими и духовными. Плотской человек заботится лишь о хлебе земном, а духовный – и о духовном, т. |
34 25 июля 1974 года часть Кипра была оккупирована турецкими войсками. До сих пор оккупированные турками территории составляют 40 процентов Кипра. – Прим. перев. 37 Из Священной истории мы видим, что Авраам говорит о себе: «…я прах и пепел» ( Быт. 18, 27 ). Так же называет себя и Иов (42, 6). Великий Моисей не решается взять на себя миссию освобождения евреев из Египта, считая себя малым и непригодным к такому делу: «Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону, царю Египетскому… человек я не речистый… я тяжело говорю и косноязычен…» ( Исх. 3, 11; 4, 10 ). Подобное говорит о себе и судья Гедеон: «Господи! Как спасу я Израиля?.. и я в доме отца моего младший» ( Суд. 6, 15 ). Давид называет себя «мертвым псом… блохой» ( 1Цар. 24, 15 ), говорит: «…я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» ( Пс. 21,7 ). Пророк Исаия восклицает: «…горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» ( Ис. 6, 5 ). Пророк Иеремия взывает: «…о, Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод… Исцели меня, Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду; ибо Ты хвала моя…» ( Иер. 1, 6; 17, 14 ). Три отрока говорят и о себе, и о всем народе: «…согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили. Заповедей Твоих не слушали… но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты» ( Дан. 3, 29, 30, 39 ). 39 В Евангелии от Иоанна подчеркивается именно это: «И видевший засвидетельствовал» (19, 35), то есть тот, кто это написал, сам видел, как один из солдат пронзил ребра Христа и вытекла кровь и вода. 41 Глубоко почитаемый святой Элладской Церкви. Его нетленные мощи находятся в основанном им монастыре на острове Кефалония, лежащем к западу от материковой части Греции. У его мощей исцеляются многие бесноватые. – Прим. перев. 42 Согласно легенде, строители одного моста в Арте, в Эпире, столкнулись с непреодолимыми трудностями. Каждую ночь все построенное ими за день смывал бурный речной поток. Пролетающая мимо птичка сказала строителям, что они смогут закончить свою работу лишь в том случае, если в основание моста будет замурован человек, а именно красавица жена главного мастера. Строители убедили женщину пожертвовать собой ради общей пользы, и мост был построен. – Прим. перев. |
Но вы непрестанно имеете нужду в поучениях, и это показывает не что иное, как то, что вы не очень в хорошем состоянии. Что же делать? Не обличать же только? Прошу и умоляю, старайтесь не о том только, чтобы приходить в церковь , но чтобы уходить и домой, получив какое-нибудь врачество против своих страстей, чтобы если не от нас, то от Писаний заимствовать соответственные врачества. Например, предается ли кто гневу? Пусть внимает чтениям Писаний, и непременно найдет (врачество) или в повествованиях, или в поучениях; в поучениях, когда говорится: «движение гнева есть падение для человека» ( Сир.1:22 ), и: «муж гневливый не благовиден» ( Притч.11:25 ), и тому подобное; и еще: «человек злоязычный не исправится» ( Пс.139:12 ). Также Христос (говорит): «гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» ( Мф.5:22 ), и пророк: «гневаясь, не согрешайте» ( Пс.4:5 ), и еще: «проклят гнев их, ибо жесток» ( Быт.49:7 ). В повествованиях, какие например слышишь о фараоне, исполнившемся великого гнева ( Исх.14:5 ), и о (царе) ассирийском ( 4Цар.19:35 ), которые потому и погибли. Одержим ли кто сребролюбием? Пусть послушает, что нет ничего беззаконнее лихоимца, что и самую душу свою он отдает за имущество ( Сир.14:1–10 ); и Христос говорит: «не можете служить Богу и маммоне» ( Мф.6:24 ), и апостол: «корень всех зол есть сребролюбие» ( 1Тим.6:10 ), и пророк: «если богатство притекает, не прилагайте к нему сердца " ( Пс.61:11 ), и много тому подобного. В повествованиях (слышишь) о Гиезие, Иуде, старейшинах книжников, и что «дары ослепляют глаза мудрых» ( Втор.16:19 ). Гордится ли кто? Пусть послушает, что «если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать» ( Прит.3:34 ), и: «начало гордости – удаление человека от Господа» ( Сир.10:14 ), и: «мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» ( Притч.16:5 ); а из повествований (знаешь) о диаволе и всех других. Вообще, – невозможно ведь перечислить всего, – пусть каждый избирает из божественных Писаний врачества для своих ран; если не все вдруг, то часть сегодня, часть завтра, и таким образом очистите все. |
В–пятых, слово «первенец», которым назван в Евангелии Христос, вовсе не говорит о том, что и после Него у Богоматери были дети. Христос назван «первенцем» потому, что у Богоматери, как Девы, не было раньше детей. Первенец может быть и единственный. «Святи Мне, говорит Господь, каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми от человека до скота, потому что Мои они» ( Исх. 13:2 ). Как во всем израильском народе, так и среди многочисленного скота его, конечно, были и единственно рожденные, которые тоже посвящались Богу, как «первенцы». Господь никогда не называл языческие народы Своими детьми. У Господа был только один избранный Им народ, это – народ израильский, но и он назывался «первенцем»: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» ( Исх. 4:22 ). Таким образом, слово «первенец» означает не только первого из других рожденных, но и единственного. Что касается славянского слова «дондеже», то оно означает не только: «пока», но также – «после того, как». Например, Господь говорит: «Аз есмь и дóндеже состареетеся Аз есмь» (Исаия 46:4). Если в этой речи славянское слово «дондеже» перевести русским словом «пока», то получится бессмыслица, выйдет, что Бог будет существовать только до тех пор, пока не состарятся те, кому Он сказал: «Аз есмь», а потом Его уже не будет. Очевидно, что и славянское слово «дондеже», находящееся в Евангелии Матфея (1:24–25), нужно переводить так, как переведено оно в русском Евангелии, т. е. в том смысле, что Иосиф не знал обрученной ему жены и после того, как Она родила Первенца. В таком же значении: «и после того, как», употребляется слово и в других местах Библии (например, Быт. 8:7 ; Пс. 109:1 ). Следовательно, мудрствование сектантов относительно слова «дондеже» показывает только непонимание ими славянского языка и славянских библейских выражений. 4) Православные поют Богородице: «Не имамы иныя помощи, разве (кроме) Тебе, Владычице... на Тебе надеемся». Поют и молятся Ей: «Спаси нас»! Просят у Нее ходатайства за себя на небе перед Богом. А ведь, кроме Христа, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:12 ). «Если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая перед Отцом Иисуса Христа, Праведника» ( 1Ин. 2:1 ; Рим. 8:34 ; 1Тим. 2:5–6 ). Человек спасти человека не может. |
Здесь кое-кто может наивно вступиться: «Но все же все три религии имеют нечто единое: все три исповедуют Бога Отца!« Но с точки зрения святой православной веры это нелепость. Мы всегда произносим: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице». Как мы можем разделять Отца и Сына, когда Иисус Христос утверждает: Я и Отец — одно (Ин. X, 30); и св. Иоанн — апостол, евангелист, богослов, апостол любви — ясно говорит: Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца (1 Ин. II, 23). Но если бы и все три религии называли Бога Отцом: кому же Он истинный Отец? Для евреев и мусульман Он Отец людей в плане творения; а для нас, христиан, Он Отец Господа нашего Иисуса Христа через усыновление (Еф. I, 4–5) в плане искупления. Какое же тогда сходство между Божественным отцовством в христианстве и в других религиях? Другие могут сказать: «Но все равно, Авраам поклонялся истинному Богу, и евреи через Исаака, а мусульмане через Агарь являются потомками этого верного поклонника Бога». Здесь нужно разъяснить несколько подробностей: Авраам отнюдь не поклонялся Богу в форме безличного монотеизма иных религий, но в форме Святой Троицы. Мы читаем в Священном Писании: И явился ему Господь у дубравы Мамре... и он поклонился до земли (Быт. XVIII, 1–2). В каком виде был Бог, Которому поклонялся Авраам? В безличной форме или в зримом видении Триединого Божества? Мы, православные христиане, с благоговением произносим этот текст Ветхого Завета о явлении Святой Троицы в день Пятидесятницы, когда мы украшаем наши храмы ветвями, символизирующими древние дубы, и когда мы прославляем Святую Троицу, явившуюся древле в виде Трех Ангелов, так же как наш отец Авраам прославлял Его! Происхождение от Авраама по плоти было бы для нас бесполезно, если бы мы не были возрождены водами крещения в веру Авраамову. А вера Авраамова была вера в Иисуса Христа, как сказал Сам Господь: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался (Ин. VIII, 56). Такова же была и вера пророка царя Давида, который слышал, как Небесный Царь говорит о Своем Единородном Сыне: Сказал Господь Господу моему (Пс. CIX, 1; Деян. II, 34). Такова же была и вера трех отроков в пещи огненной, откуда они были спасены Сыном Божиим (Дан. III, 25); и святого пророка Даниила, который имел видение двойной природы Иисуса Христа в таинстве воплощения, когда Сын Человеческий пришел к Ветхому днями (Дан. VII, 13). Вот почему Господь, обращаясь к потомству Авраама (биологически неоспоримому), говорит: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы (Ин. VIII, 39), а дела эти в том, чтобы... веровали в Того, Кого Он послал (Ин. VI, 29). |
Мк 8:34; 10:39; ср. также у Павла восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых (Кол 1:24). Любящий душу свою погубит ее — греч. yuc» ‘душа’, так же как и евр. может означать и жизнь, и ту часть человека, которая, будучи соединена с плотью, делает его живым. В синоптических параллелях душа несомненно означает ‘жизнь’, (смысл Мк 8:35 может быть передан как “желающий спасти свою шкуру погибнет”); у Иоанна в ст. 25 смысл, по-видимому, более широкий: ‘желающий жить сам по себе и для себя — умрёт’. Ненавидящий душу свою — ‘тот, для которого его жизнь и желания — не самое главное’. Слово со значением ‘ненавидеть’ в семитских языках может означать всего лишь ‘относиться с равнодушием’; ‘ставить на второе место после кого-то или чего-то’: когда в Быт 29:31,33 сообщается, что Лия была нелюбима мужем, в отличие от Рахили (и то же во Втор 21:15), употребляется глагол n’ ‘ненавидеть’. В мире сем — ср. Мк 10:30; как и евр. ha‘olam hazeh ‘мир сей’, это выражение обозначает в первую очередь время, но не чуждо и некоторого метафорического пространственного значения, см. 8:23. Сохранит ее в жизнь вечную — предлог e„j ‘в’ здесь означает не только ‘для (жизни вечной)’, но и ‘имея целью достичь (жизни вечной)’. Человек сохранит свою yuc» не для поддержания эфемерной временной жизни, а для жизни вечной, которая не отнимется у него. Ст. 26 также изобилует синоптическими параллелями: во-первых, Мк 8:34=Мф 16:24=Лк 9:23; во-вторых, Мк 9:35; 10:43–45 и Лк 22:26–27. Кто Мне служит, Мне да последует — поскольку это изречение идёт прямо за словами о ненависти к своей душе, ясно, что служение, о котором говорит Иисус, предполагает несение Креста, о чём и сказано в указанных параллелях у синоптиков. Где Я, там и слуга Мой будет — то есть в жизни и в смерти, в унижении и в славе. Ср. 14:3; 17:24. Того почтит Отец Мой — ср. Мк 10:30 о награде тех, кто оставил всё ради Иисуса. Ст. 27–30 соответствуют синоптическому рассказу о гефсиманском борении, хотя сам этот эпизод у Иоанна отсутствует (вторая параллель: неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? в 18:11). |
Итак, провидя верующих, Он пощадил неверовавших, не ради их самих, а ради имевшего родиться от них плода. И Исаия свидетельствует: «если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» (Ис.1:9). Но не сказал ли Исаия о другом, а мы вложили насильственно такой смысл в изречение? Однако слушай, что говорит Павел, — брат и толковник пророков. Братие, «так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре» (Римл.11:5, 9:29). Все провидел Бог; Бог не по опыту познает вещи, подобно тому, как мы с течением времени узнаем их. Опять скажу, как много раз уже говорил: Бог провидел концы веков. Он знал, что Адам согрешит, но провидел и имеющих произойти от него праведников; видел его изгоняемым из рая, но предвидел, что ему уготовано царство. Дивное дело, — прежде рая было царство. Ты дивишься, что Адам изгнан был из рая? Дивись тому, что прежде рая ему уготовано было небесное царство. «Приидите, — говорит Спаситель, — благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). Пусть устыдятся еретики, когда слышат, что царство уготовано святым прежде сложения мира, и, тем не менее, говорят, что было время, когда не было Сына. По видимому они исповедуют Единородного, так как не могут уничтожить Писания; но допуская слово, они отрицают существо дела. Если мы назовем Сына Единородным, они тотчас же говорят: написано и: «рожденный прежде всякой твари» (Кол.1:15). Итак, по мнению еретиков, эти два изречения противоречат друг другу. Если, говорят, перворожден, то не единородный, потому что перворожденный называется первородным, когда имеет братьев, а единородный, когда имеет братьев, не называется единородным. Единородный — тот, кто только один рожден от кого-нибудь, как свидетельствует и Писание, говоря Аврааму: «возьми сына твоего» единородного (Быт.22:2). |
| |