Так делали и апостолы. Как они, преследуемые иудеями, шли к язычникам, так и Христос, когда иудеи изгоняли Его, обратился и к язычникам, например сделал это ради жены сирофиникийской. Цель была та, чтобы отнять у иудеев всякое извинение и чтобы они не могли сказать: Он, оставив нас, пошел к необрезанным. Таким образом и ученики Его, защищая себя, говорили: «вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» ( Деян.13:46 ). И сам Христос: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.15:24 ), или: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» ( Мф.15:26 ). Когда же они отвергли Его, то этим самым отверзли дверь язычникам. Однако и тогда Он не преднамеренно идет к язычникам, а как бы мимоходом. Итак, проходя мимо, «приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев» ( Ин.4:5–6 ). Для чего евангелист так обстоятельно говорит об этом месте? Для того, чтобы ты, слыша, как говорит жена: «неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь» ( Ин.4:12 ), – не находил этого странным. Это было то место, где Симеон и Левий, в отмщение за Дину, произвели жестокое убийство ( Быт.34:25 ). Не лишне сказать, откуда произошли самаряне, потому что вся эта страна называется Самариею. Откуда же самаряне получили свое название? Сомором называлась гора по имени ее владельца, как и Исайя говорит: «глава Ефрема – Самария» ( Ис.7:9 ). Впрочем, обитавшие там назывались не самарянами, а израильтянами. С течением времени, когда они оскорбили Бога, то, в царствование Факея, Феглаффеласар, пришедши, взял многие города, напал на Илу, умертвил его и царство его отдал Осии. На Осию напал Салманассар, взял другие города, сделал их себе подвластными и обложил данью. Осия сначала уступил, потом отложился от его власти и прибегнул к помощи ефиоплян. Ассирийский царь, узнав об этом, пришел с войском, победил израильтян и, для отвращения новых восстаний, уже не позволил им оставаться в стране той, а отвел их в Вавилон и Мидию; а оттуда из разных мест вывел другие племена и поселился в Самарии, чтобы на будущее время обезопасить свою власть в этой стране, занятой уже верными ему жителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Прем.10:6 . Она во время погибели нечестивых спасла праведного, который избежал огня, нисшедшего на пять городов, Прем.10:7 . от которых во свидетельство нечестия осталась дымящаяся пустая земля и растения, не в свое время приносящие плоды, и памятником неверной души – стоящий соляной столб. Прем.10:8 . Ибо они, презрев премудрость, не только повредили себе тем, что не познали добра, но и оставили живущим память о своем безумии, дабы не могли скрыть того, в чем заблудились. 6–8 . Спасение Лота премудростью. Страшный пример наказания за нечестие жителей Пентаполя. См. Быm. XIX гл., ср. 2Пет. 2:7 . «…избежал огня, нисшедшего на пять городов». О гибели Содома и Гоморры см. объяснительное замечание к 24–25 ст. XIX гл. кн. Бытия. (Толковая Библия т. 1 с. 124). Города, составлявшие Пентаполь, перечислены в XIV гл. 2 ст. кн. Бытия, именно: Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор. Писатель кн. Премудрости не точно говорит здесь о гибели «пяти городов», так как по книге Бытия XIX гл. и Втор. 29:23 , погибли только первые четыре города, а Сигор остался целым. (См. Ис. 15:5 ; Иер. 48:34 ). «…от которых во свидетельство нечестия осталась дымящаяся пустая земля…» Говорится о состоянии долины Сиддим после содомской катастрофы. Писатель ничего не говорит о соленом море, которое, по общепринятому мнению ( Быт. 14:3 ), последствие происшедшего понижения почвы, затопило долину Сиддим; по его свидетельству на месте погибших пяти городов осталась дымящаяся пустыня. Это показание кн. Премудрости Соломона находится в согласии с 28 ст. XIX кн. Бытия, передающем о том, что видел Авраам, когда наблюдал над местом катастрофы; согласны с кн. Премудрости Соломона и древние писатели (напр., Филон. De vita Mos. II с. 143. De Abraham, с. 21). По их мнению, долина Сиддим представляла дымящуюся пустыню вследствие вулканического свойства и смолисто-серного состава почвы. «…растения, не в свое время приносящие плоды…» Предполагают, речь идет о том, что в долине Сиддим, вследствие вулканического состояния почвы, плоды созревали раньше обычного времени, причем они не успевали вполне развиваться и от сильного зноя высыхали. Может быть, писатель говорит здесь о так называемом содомском яблоке, которое, по обычному представлению, имело красивый, румяный вид, но когда его раздавливали, разлеталось в черную пыль. Об этом плоде говорят древние писатели (Иосиф. Фл. Иудейская война, IV, стр. 300; Тацит. Ucmopuя:V:7).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Говоря «доколе», (Писание) определяет и время необходимости, и конец его обозначает. Далее: «в святости жительствовал с нею, доколе она родила первенца», – если это было так, то, по-видимому, должно (отсюда) следовать, что после рождения Иосиф (уже) не жительствовал с Нею в святости, так как (Писание) сказало: «доколе». Но «доколе» в этом месте не обозначает какого-либо предела, – точно так же, как и в следующем месте: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих под... ноги Твои» (ср. Пс.109:1 ). В противном случае говорилось бы (в этих словах), что, когда враги будут положены под ноги Его, Он Сам должен будет встать 33 . «В святости жительствовал с Нею» (ср. Мф.1:25 ). Итак, неужели не свято супружество, когда апостол свидетельствует и говорит: «ложе их свято» (ср. Евр.13:4 ) 34 ? Если же скажут, что в Евангелии упоминаются братья Господа нашего, то отвечаю: так как Господь наш передал Марию Иоанну, то (этим) показал, что как эти ученики не были детьми Марии, так и Иосиф не был Ее мужем. Ибо каким образом Тот, Кто сказал: «Чти отца твоего и матерь твою», мог бы отделить Мать от детей и передать Иоанну? «Записывался каждый в своем городе» (ср. Лк.2:3 ), – так как Израиль был рассеян и Иудея порабощена, и так как истинны суть свидетельства, изложенные в родословии царей 35 . Итак, сказал, что рождество Христа было во дни Августа (Кесаря). Почему же эта первая перепись по земле произведена в то время, когда родился Господь? Потому что написано: «Не прекратится князь от Иуды и властитель от чресл его, доколе... приидет Тот, Коего владение (царство) есть (Иуда)» 36 (ср. Быт. 49:10 ). Из того, что при Его явлении произведена была перепись, да станет ясно, что во время рождества Его язычники господствовали над народом, который прежде сам повелевал (ими), дабы исполнилось то, что сказало (Писание): «и на Него язычники уповать будут» (ср. Ис.11:10 , Рим.15:12 ). Итак, в это время пришел, поскольку цари и пророки прекратились. «Ныне родился вам...

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

1Пар.4:23 .  Они были горшечники, и жили при садах и в огородах; у царя для работ его жили они там. Чтение «при садах и огородах» представляет перевод еврейских собственных имен «Нетаим и Гедера». Что они означают, сказать нет возможности. Спорно также и то, какой разумеется царь: еврейский или же вавилонский и персидский. Если же последний, то смысл стиха такой: некоторые потомки Иуды остались в Вавилонии после того, как их родственники получили разрешение вернуться на родину. Раздел, посвящаемый автором колену Симеонову ( 1Пар.4:24–43 ), разделяется на три части: в первой ( 1Пар.4:24–27 ) исчисляются пять сыновей Симеона и поколение последнего из них; во второй ( 1Пар.4:28–33 ) указываются места поселения симеонитян до времени Давида ( 1Пар.4:31 ), и в третьей ( 1Пар.4:34–43 ) идет речь о двух их походах, из которых один – на хамитян имел место при Езекии ( 1Пар.4:41 ), а другой в неизвестное время – на землю Сеир ( 1Пар.4:42 ). 1Пар.4:24 .  Сыновья Симеона: Немуил, Иамин, Иарив, Зерах и Саул. Пять сыновей Симеона исчисляются также в ( Чис.26:12–14 ), с тем лишь различием, что третий сын называется там Иакин, а здесь Иарив, каковую особенность объясняют ошибкой переписчика. Наоборот, в ( Быт.46:10 ) и ( Исх.6:15 ) указано шесть сыновей Симеона. Из них третий, Огад, опущен и в кн. Числа, и в кн. Паралипоменон, вероятно, потому, что не имел потомства. Далее, на первом месте стоит Иемуэл, которому у нас соответствует Немуил и на предпоследнем вместо Зерах – Цохар. Какая форма этих имен древнее и первоначальнее, сказать трудно; но во всяком случае они подобозначущи. Цохар значит «блеск», Зерах – «восход солнца», Немуил и Иемуэл – «сад Божий». 1Пар.4:25 .  Шаллум сын его; его сын Мивсам; его сын Мишма. 1Пар.4:26 .  Сыновья Мишмы: Хаммуил, сын его; его сын Закур; его сын Шимей. Шесть поколений Саула, сына Симеонова. 1Пар.4:27 .  У Шимеят было шестнадцать сыновей и шесть дочерей; у братьев же его сыновей было немного, и все племя их не так было многочисленно, как племя сынов Иуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И поставил Авраам семь агниц из [стада] мелкого скота особо. Авимелех же сказал Аврааму: на что здесь сии семь агниц, которых ты поставил особо? [он] сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь. Потому и назвал он сие место: Вирсавия, ибо тут оба они клялись и заключили союз в Вирсавии. И встал Авимелех, и Фихол, военачальник его, и возвратились в землю Филистимскую. И насадил [Авраам] при Вирсавии рощу и призвал там имя Господа, Бога вечного. И жил Авраам в земле Филистимской, как странник, дни многие. Быт 21:25–34 На первый взгляд, это не очень важный эпизод. Подумаешь, какой-то колодец. На самом деле в земле, где температура в тени может достигать 40 градусов, дожди бывают сезонно, источники в основном на севере, а река всего одна и также далеко, очень остро стоит вопрос о воде. Что пить самим? Чем поить скот? Сегодня в Израиле летом буквально заставляют туристов пить каждые полчаса — иначе обезвоживание и длительная реабилитация. Колодец является спасением. Правда, иногда, чтобы достичь водоносного слоя, придется рыть его глубиной более 70 метров (сегодня в данной местности вода находится на глубине 35 м), а если хочешь сделать его не для одинокого путника, а для целого поселения, для скота, то и устраивать его нужно широким, со ступенями. Сколько сил потрачено, а тут его отнимают! Неудивительно, что Авраам делает вопрос о колодце особой статьей договора с Авимелехом и в качестве напоминания о решении вопроса предлагает символическое число молодых овец, семь, — не как плату, а как символ, на память, что о колодце есть договоренность. Этот колодец получил название Вирсавия, Беер-шеба, букв. «колодец семи», и, вероятно, дал название и пустыне, где находится Агарь (ст. 14 — значит, Авраам мог общаться с Измаилом), и городу. И пусть здесь пока живут филистимляне — эта земля будет землей потомков Авраама. В дальнейшем Вирсавия будет многократно упоминаться в Библии как южная граница Земли обетованной (от Дана до Вирсавии), здесь будет расположено одно из знаменитых культовых мест, куда будут стекаться паломники. А начало этому месту полагает Авраам, высаживая рощу и призывая Бога Вечного — Бога, Который, как убедился Авраам, может даже повернуть время вспять, чтобы стало возможным рождение сына у престарелых родителей.

http://blog.predanie.ru/article/podtverz...

«Кто достоин»: по связи речи, достоин того, чтобы вы остановились и жили у него, кто добр, благочестив, расположен к принятию проповеди о Царстве Божием и самих проповедников, «дабы недоброю славою принявшего (апостолов) не посрамить достоинства самой проповеди» (Иерон.). Господь запрещает апостолам произвольно изменять место пребывания, что было бы несообразно ни с их достоинством, ни с их призванием, так как препятствовало бы им безраздельно предаться их главному делу – проповеди, а оставаться в дружелюбно принявшем их доме. «Дабы не стали говорить о них, как о чревоугодниках, и дабы того, кто принимает, не оскорбить» (Феофил., ср. Злат). – «В дом»: семейство (ср. Мф.12:25 ; Ин.4:53 ), о котором апостолы узнают, что оно достойно, т.е. благорасположено к принятию проповеди и проповедников. – «Приветствуйте» и пр.: «испрашивайте мира ему» (Евф. 3игаб.). Слова приветствия мир дому сему указывают на обычное у иудеев приветствие: мир тебе или вам ( Быт.43:23 ; Суд.19:20 ; Лк.10:5 ). Мир – благожелание спокойствия и счастья. – «Мир ваш придет на него»: ваши благожелания исполнятся, осуществятся на нем, споспешествуемые вашими молитвами, вашей проповедью, вашими наставлениями. – «К вам возвратится»: мир, которого вы пожелали бы дому, не дан будет ему, ваши благожелания не исполнятся на нем (ср. Пс.34:13 ); «мир ничего не воздействует и, взяв его с собою, уходите» (Евф. Зиг.). Мф.10:14–15 . А если кто не примет вас и не по­слушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. «Отрясите прах от ног»: иудеи думали, что самая земля и пыль, по которой ходят язычники, не чиста и ее надобно отрясать. Посему это повеление Господа означает, что апостолы на неприемлющих их и их проповеди должны смотреть как на язычников нечистых, с которыми не должно иметь ничего общего. Книга Деяний показывает нам примеры, когда апостолы действительно поступали так ( Деян.13:51, 18:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Не природа родила рабство, но произвела свободная воля. Бывает рабство вынужденное, происходящее от несчастий голода или пленения. Есть и иной вид рабства – по собственному нашему побуждению, когда мы, вступая в брак с прислужницами, продаем свою свободу и идем под ярмо рабства. Но первое рабство произошло в силу дурного образа мыслей. А откуда возникает корень рабства, послушай. После потопа Ной пил вино и, не растворив его надлежащим образом (водою), по неопытности упился, обнаружив болезнь не воли своей, а неведения; и опьянел, а, опьяневши, обнажился. Один из сыновей его, войдя, увидел наготу своего отца и засмеялся. Что же говорит ему отец после того, как он пришел в чувство? «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» ( Быт.9:25 ) Видишь ли, как грех породил рабство? Поэтому Спаситель и говорит: «Всякий, делающий грех , есть раб греха» ( Ин.8:34 ). После того, как пришел Освободитель человеческого рода и дал прощение грехам, лучше же сказать: истребил их (потому что, срубив корень, Он вместе обрезал и плоды), Он называет Евангелие – Евангелием правды вследствие того, что Он всех одинаково просвещает. Итак, иудеи полагали, что возвещаемое Им Евангелие дается только одним им. Но их ожидание имело непредвиденный ими исход. Поэтому Давид и говорит: «Восприняли мы, Боже, милость Твою среди народа Твоего. Как имя Твое, Боже, так и хвала Тебе, – до концов земли; правдою наполнена десница Твоя» ( Пс.47:10–11 ). И чтобы показать, что обнаружение милости к «концам земли» – дело справедливости, он присоединил: «правдою наполнена десница Твоя» ( Пс.47:11 ). Итак, вообще должно исследовать силу псалмов, особенно же того святого псалма, который сегодня нами читан: «Господь воцарился: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова» ( Пс.96:1 ). Как ты понимаешь слова: «Господь воцарился»? Ужели в том смысле, что Он лишь недавно получил Царское достоинство? Ведь, если бы псалмопевец сказал: «Господь царствует», то он изъяснил бы вечное Его достоинство; а теперь он говорит: «Господь воцарился».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Иисус был «оживлен в духе», в то время как Его земные останки были удалены неизвестным образом«. (Сторожевая Башня, 15 февраля 1991 г., стр. 15). Конечно, в Новом Завете ничего подобного не сообщается. Но именно на телесное воскресение указывают все стихи: «Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?» ( 1Кор.15:35 ). Непонятно, каким образом Свидетели Иеговы различают воскресение людей [в теле] и воскресение Иисуса Христа [как духа]. (Сравните с 1Кор.15:16 ). Если бы Иисус был воскрешен как дух, то не было бы необходимости упоминать о возможном тлении тела: «А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление...» ( Деян.13:34 ); «а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления». ( Деян.13:37 ). От подобных заблуждений Иисус Христос и предостерегал своих учеников, когда, узнав их мысли о том, что Он есть дух, показал, что Он на самом деле в том же теле:«Он Сам стал посреди них, и говорит им: мир вам. Они же, в ужасе и страхе, думали, что видят духа. И Он сказал им: почему вы смущены, и отчего сомнения возникают в сердце вашем? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои: это Я Сам; осяжите Меня и посмотрите: дух плоти и костей не имеет, как вы видите у Меня. И сказав это, Он показал им руки и ноги». ( Лк.24:3,6–40 , ПЕК). Но к этому открыву Свидетели Иеговы приводят лаконичное объяснение:«Люди не могут видеть духов, поэтому ученики, естественно, думали, что им это кажется, или что это видение. (Сравни Мк.6:49,50 .) Иисус заверил их, что это не явление; они могли видеть его плотское тело, потрогать его и убедиться в том, что у него есть кости; он также ел в их присутствии. Подобным образом ангелы в прошлом воплощались, чтобы люди их видели; они ели, а некоторые даже женились и имели детей ( Быт.6:4;19:1–3 )». (Рассуждение на основании Писания, «Воскресение», 1989 г.). Таким образом Свидетели Иеговы признают, что Иисус являлся в теле, но оспаривают идентичность явленного тела с умершим. Он стал опять духовным созданием, но воплощался, чтобы стать видимым – как это делали в прошлом ангелы. Следовательно, Свидетели Иеговы ставят Иисуса в положение обманщика в эпизоде с Фомой, который просил показать настоящие раны от гвоздей ( Ин.20:25,27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Коринфской церкви Апостол писал: жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит ( Быт.3:16 ). Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо не прилично жене говорить в церкви ( 1Кор.14:34–35 ). Такое запрещение Апостола не говорить, или не учить в церкви, очевидно касается не разговоров между собою во время молитвы, так как это запрещение относится в равной мере и к мужчинам, как и к женщинам, а именно к учительству и проповеданию слова Божия в Церкви. Приложения Поучение в день Сретения Господня//Миссионерское обозрение. 1896. 2. С. 31–36 (Как православному христианину поступать в случае возникающих у него сомнений и недоумений в делах веры?) «И се бе человек во Иерусалиме, ему же имя Симеон: и человек сей праведен и благочестив, чая утехи Израилевы: и Дух бе Свят в нём. И бе ему обещано Духом Святым не видите смерти, прежде даже не увидит Христа Господня. И прииде Духом в церковь » ( Лк.2:25–27 ). Почему же праведному Симеону было предсказано, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня? Если мы скажем, потому, что Дух святой был на нём, и что он чаял утешения Израилева, этим вполне еще не разрешится вопрос: ибо многие пророки, в которых, несомненно, был Дух Божий, и цари желали видеть Спасителя и Его дело, и не видели ( Лк.10:24 ), – и многие из ветхозаветных, свидетельствованные в вере, не получили обещанного ( Евр.11:39 ), не сподобились видеть Искупителя на земле, телесными очами. Умолчанное в Евангелии дополняется преданием, которое, заимствуя из древности, сообщает нам св. Димитрий Ростовский (Чет. Мин, февр. 3). По его сказанию, праведный Симеон принадлежал к числу ученейших людей своего времени. Когда, по повелению египетского царя Птоломея, в Александрии был предпринят перевод книг Священного Писания с еврейского языка на греческий, тогда в число семидесяти двух толковников, избранных на это дело, включен был и Симеон. Трудясь над переводом книги пр. Исаии, он дошел до следующих слов: се Дева во чреве зачнет, и родит Сына ( Ис.7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иер. 23:16–17 16. Сї глаголетъ Гдь силъ: не слшайте словесъ пророквъ, же пророчествютъ вамъ и прелщаютъ васъ: виднїе сердца своег глаголютъ, а не устъ Гднихъ. 16. Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам; они обманывают вас, разсказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. 17. Глаголютъ вергающымъ м, глагола Гдь: миръ бдетъ вамъ, и всмъ, же ходтъ в похотехъ своихъ, и вском ходщем в строптивств сердца своег рекоша: не прїидтъ на васъ 17. Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: «Господь сказал: мир будет у вас». И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: не прийдет на вас беда. 16, 17. Народ иудейский не должен слушать пророков, обещающих ему мир, уверяющих, что беда не постигнет его. Так как эти уверения даются народу, отвергающему Господа, не признающему Господних заповедей своим законом (ср. Иер. 2:8 ), «ходящему в похотях своих»=по упорству своего сердца (ср. Иер. 3:17, 7:24, 11:8 ): то Господь, воздающий каждому по делам его ( Иер. 17:10, 25:14 ; Рим. 2:6 ) и не допускающий, чтобы с праведником было то же, что с нечестивым ( Быт. 18:25 ), не может признать тех уверений за Свое слово. Если пророки говорят: «Господь сказал: мир будет у вас»: то они " прелщаютъ»=обманывают народ. Они проповедуют только то, что воображают себе искренно или неискренно, но не то, что есть действительность, истина (ср. Иер. 14:14 ). Они лжепророки (ср. Иер. 6:13, 8:10, 23:32 ). Иер. 23:18 18. Кто бо бысть в совт Гдни, и вид, и слыша словеса ег; кто внтъ слово ег, и слыша; 18. Ибо кто стоял в совете Господа, и видел, и слышал слово Его? кто внимал слову Его, и услышал? 18 . Тексты слав.-греч. и русский, следующие масоретскому, в форме вопроса, выражают мысль, что слово Господне, намерения Господни никому неизвестны. Ап. Павел говорит, в самом деле: кто познал ум Господень, или кто был Ему советником? ( Рим. 11:34 ). Мысль Апостола состоит в том, что для человека непостижим ум Господень сам в себе, как сокровенный и независимый от человека, и что Господь не нуждается и не может принимать советов ни от кого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010