О предательстве ученика предрек пророк Давид словами: «ядый со мною хлеб, воздвиже на мя пяту свою» ( Пс. 40:10 ; Ин. 13:18 ). Указывая на сии слова, сам Господь Иисус Христос , за тайной вечерею, омочив хлеб в солило и подав его предателю, сказал ученикам своим: «един от вас предаст Мя» ( Мф. 26:21 ). Рассеяние учеников в ту ночь, когда Господь Иисус был предан в руки нечестивых на суд и мучения, предсказал пророк Захария, когда взывал к мечу: «порази пастыря, и расточатся овцы стада» ( Зах. 13:7 )! Это, без сомнения, пророчество имел в виду Господь, когда сказал ученикам своим: «вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию» ( Ин. 13:18–26 ). Отречение одного из них в то самое время, когда Господь был судим и мучим, указано в пророческих словах св. псалмопевца: «удалил еси от мене друга и искренняго» ( Пс. 87:17–19 ) 2 : «Страха ради иудейскаго, друг твой и ближний, Петр, якоже зряше содеваемая тогда, отвержеся Тебе, Господи 3 ». И сам Иисус Христос предрек Петру: «аминь глаголю тебе, яко в сию ночь трижды отвержешися Мене» ( Мф. 26:34 ). б) Время события – суда и осуждения Иисуса Христа указано в пророчестве Иакова патриарха, предвозвестившего, что «отложенное Израилю чаяние языков» – придет тогда, «когда оскудеет князь от Иуды» ( Быт. 49:32 ). Это пророчество оправдалось голгофским событием: иудеи тогда уже не могли произнести ни над кем смертного приговора, без суда римского правителя; оттого-то и был судим Иисус Христос Понтием Пилатом. в) Совокупное участие в суде и осуждении Иисуса Христа иудеев и язычников. «Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?» взывал царепророк. «Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его» ( Пс. 2:1–2 ). «И поистине, собрались во граде» Иерусалиме «на святаго Сына Твоего», Владыко Боже, «Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и людьми израилевыми» ( Деян. 4:25–27 ). И сам Иисус Христос тоже предсказал ученикам своим: «се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет первосвященникам, и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам» ( Мф. 20:18, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Пришествие Мессии будет «избавлением» для одних и «низложением» других. Пс.55:10             Тогда обратятся враги мои вспять;                         в день, когда воззову,                         то познаю, что Бог – мой. «То познаю, что Бог – мой». – Та же мысль, что в диалоге Авраама с Господом: «по чему узнаю, что буду наследовать землю?» ( Быт.15:8 ). Авраам не выразил сомнений и не искал знамения, и не земля – предмет его конечного интереса. Авраам, как и Давид, не хочет прерывать общения и просит Бога быть ближе, чтобы еще узнавать Его (см. Пс.25 /24:14). Нападения врага могут принести величайшую пользу: человек познает, что Бог его спас. Пс.55:14             Ибо Ты избавил душу мою от смерти.                         Разве не [избавил] ноги мои от толкающего,                         чтобы ходить пред Богом во свете живых? «От толкающего» – букв.: от толчка. Глагол того же корня обозначает действие, когда Ангел Яхве «толкает» людей рассеяния в их земной жизни ( Пс.35 /34:5) – и он же «сталкивает» беззаконных во мрак, и «они не могут встать» ( Пс.36 /35:13). От этой участи был избавлен Давид, когда был в бегах среди врагов (в Гефе; перед тем, как начать неистовствовать, изображать безумство). Возможно, до избавления от опасности Давид говорит, что Богом избавлен. «Ходить пред Богом» – высшая форма праведности, как у допотопного Еноха, как у Ноя, как заповеданная Аврааму (см. Пс.16 /15:8). Но такое говорилось о человеке в земной жизни. «Во свете живых ходить пред Богом» – будет человек в царстве спасенных душ 311 . Пс.56:4             Он пошлет с небес и спасет меня,                         [подвергнет] поношению язвящего меня.                         Пошлет Бог милость Свою и истину Свою. «Пошлет с небес» – текст пророческий: Бог Отец пошлет с небес Сына – Милость и Истину. Он подвергнет поношению диавола. «Язвящего» – змея-диавола ( Пс.56 /55:2). Пс.56:5             Душа моя, – среди львов да почию,                         [среди] пламенеющих сынов человеческих;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

«Углубись в историю, и ищи древность его происхождения. Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: от древа познания добра и зла не ешь ( Быт. 2:17 ). А это не ешь есть узаконение поста и воздержания». 3. Сам Бог дал Моисею заповедь о строгом однодневном посте, соблюдавшемся в день Великого Покаяния или Умилостивления ( Лев.16:29–30; 23:27–33 ). Это единственный пост, заповеданный Моисеевым Законом; он был очень строгим и заключался в настоящем неядении. Этим постом израильтяне хотели уми­лостивить Бога о своих грехах. После вавилонского плена были установлены и другие посты в воспоминание значительных духовных и национальных событий, а также различных бедствий, как, например, в память сокрушения Моисеем двух каменных скрижалей Закона ( Исх.32 ), взятия Иерусалима вавилонянами ( 4Цар. 24–25 ; 2Пар.36 ; Иер.52:4 ), сожжения Соломонова Храма ( 2Пар.36:19 ; Зах.7:3 ) и других. 4. Помимо регулярных постов Ветхий Завет упоминает и об особенных постных днях, объявлявшихся по особым случаям. В эпоху Судей объявляется пост по поводу резни, устроенной сынами Вениамина ( Суд.20:26 ). Израильтяне постятся после внезапной смерти своего царя Саула ( 2Цар. 31:13 ). Давид со своей дружиной также постился, узнав о смерти Саула и его сыновей ( 2Цар. 1:11–12 ). 5. В Ветхом Завете наряду с особенными постами всего израильского народа или какой-либо отдельной группы людей мы встречаемся и с частными, личными постами. Например, пророк Моисей постился сорок дней и ночей на горе Синай, прежде чем принять от Бога Десять заповедей, хлеба не ел и воды не пил, как повествует книга Исход (34:28). Сорок дней и сорок ночей постился и пророк Илия на пути до горы Хорива ( 3Цар.19:8–12 ). Строго постился и пророк Даниил. Он сам так рассказывает о себе: Я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои ( Дан.10:2–3 ). Постом и покаянием ответили на проповедь пророка Ионы жители Ниневии: И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого ( Иона 3:5 ). Так они избежали грядущей катастрофы.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Паду ли в преисподнюю, се Ты! Понесусь ли на крыльях зари, переселюсь ли на край моря, и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя ( Пс.138:7–10 ). Впрочем, хотя Бог – везде, но Он особенно присутствует на небе и в храмах. Небо, братие, есть престол Божий, – так сказал сам Господь ( Мф.5:34 ). На небе святые и ангелы непрестанно славословят Бога. Особенным образом присутствует Господь на земле в храмах. Сам Иисус Христос сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» ( Мф.18:20 ). В храм, братие, и собираются верные во имя Божие. Здесь они воспевают Бога, и с ними невидимо служат небесные силы, здесь они теснейшим образом соединяются с Иисусом Христом в таинстве св. причащения. Храм поэтому есть дом Божий и врата небесные. – Если, братие, Бог вездесущ, то будем стараться вести себя пред Ним со всею осмотрительностью и благоговением. Вера в вездесущие Бога многих предохраняла от грехов. Когда, например, жена Пентефрия хотела склонить праведного Иосифа ко греху, он вспомнил о Боге и сказал ей: «как же сделаю я сие великое зло, и согрешу пред Богом?» ( Быт.39:9 ). Вера в вездесущего Бога пусть удерживает и нас от грехов. Эта же вера, братие, утешает нас во всех наших опасностях. Если Бог везде, то, следовательно, Он всегда находится с нами, где бы мы ни были, и по Своей благости охраняет нас от всякого зла. Посему и мы вместе с Давидом можем воскликнуть: «всегда вижу пред собою Господа: Он одесную меня; не поколеблюсь. Посему радуется сердце мое, веселится язык мой, даже плоть моя упокоится в уповании ( Пс.15:8–9 ). Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся; Господь защититель живота моего, кого устрашуся? ( Пс.26:1 ). Наконец, братие, слово Божие открыло нам, что Бог – вседоволен. Бог ни в чем не имеет недостатка и ни от кого не зависит. Он, говорит апостол Павел, ни от рук человеческих угождения приемлет, требуя что, Сам дая всем живот и дыхание и вся ( Деян.17:25 ). – Если, братие, мы все получаем от Бога, и жизнь и все необходимое для нее, то мы всегда должны быть благодарны Ему, покорны Его святой воле, и, принося Ему какие-либо дары или жертвы со своей стороны, не должны думать, что они необходимы для Бога и мы одолжаем Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Святитель Игнатий (Брянчанинов) также связывает успех молитвы с прощением: “прощение всех, всех без исключения обид, и самых тягчайших,- непременное условие успеха в молитве.” “Когда стоите на молитве,” повелевает Спаситель, “прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших .” (Мк. 11, 25–26). « Молитвы памятозлобных – посевы на камне «, – сказал преподобный Исаак Сирский (Слово 89). Из разных поучительных историй мы видим плоды добродетели  прощения и трагические результаты, когда человек ожесточается перед своим ближним и не прощает. Вспомним рассказ из Ветхого Завета о Иосифе Прекрасном и его прощении после сделанного ему зла своими братьями, и как это подействовало на них (Быт. 37:2-50:26). Вспомним о прощении отцом своего блудного сына (Лк.15,11-32). Вспомним о Христе Спасителе и Его примере всем нам, когда Он молился о тех, кто распинал Его : “ Отче , прости им , ибо не ведают , что творят !” ( Лк. 23,34 ) Прислушаемся к себе, что мы переживаем по отношению ко Христу, когда читаем в Евангелии рассказ о распятии и Его слова в этот момент к Отцу Небесному. Читая, мы соприкасаемся с тем духом Христовой жертвенной любви, который передается и на нас и нам легче, пережив это, сказать: “ прощаю и благославляю каждую человеческую душу.” Но все таки прощение – это парадокс, чаще всего не совсем укладывающийся в логику нашего мышления. Например, нам, даже христианам, кажутся парадоксальны слова из Евангелия: «…любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк 6:27-28) . Посмотрим вокруг себя и обратим внимание на то, как мы относимся к тем, кто нас обидел, причинил какую-то боль, оскорбил, оклеветал, нагрубил, унизил, огорчил, обманул и т.д.? И посмотрим на себя: какое у меня к ним отношение? И если постараемся отнестись к ним по Евангельскому призыву, не покажется ли это нам трудноисполнимым или даже абсурдным, хотя нам хорошо известны слова молитвы, которые мы так часто говорим: «… и остави нам долги наши, как и мы оставляем должником нашим »?

http://pravmir.ru/v-moix-rukax-proshheni...

Данная книга представляет собой сборник изречений святителя Иоанна Златоуста о христианской любви и ее различных проявлениях. Эта работа, несомненно, будет интересна и полезна, как раскрытие мыслей одного из величайших христианских подвижников по вопросу о христианском понимании любви. С.И. Милов Божественная любовь к человеку ...блаженный Давид, живший в городе, управлявший царством и обремененный бесчисленными заботами, был объят любовью Христовою сильнее живших в пустынях. (6, С. 135) ...если возведешь очи горе, то Спаситель и ныне поборет пламень, ввергнувших тебя в огонь сожжет, а тебе среди пещи пошлет облако и росу и дух шумящ ( Дан.3:50 ), так что огонь не коснется ни помыслов твоих, ни совести; только ты сам не сожигай себя. (2, С. 78–79) Одарив человека бесчисленными благами, Он [Бог – С. М.] поставил это малое и немощное существо владыкою над таким множеством творений, сделав его на земле тем же, что Сам Он на небесах. Ибо слова: сотворим человека по образу Нашему и по подобию ( Быт.1:26 ) означают не что иное, как то, что и человеку дана власть над земным. Сотворив его и поставив в такой чести, Бог назначил ему, как царю, царское, прекраснейшее на всей земле место пребывание – рай. Кроме того, желая и другим способом показать ему, насколько он выше прочих тварей, Бог приводит к нему всех животных и повелевает дать всем им имена... (7, С. 143) Однажды подошел сотник к Иисусу и говорит: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Что же Христос? Я приду, сказал Он, и исцелю его ( Мф.8:6–7 ). Сотник не смел вести Врача в дом свой; но Промыслитель и Человеколюбец сам обещал идти к нему, чтобы доставить случай и повод показать нам его добродетель; ибо Христос, зная, что сотник намерен был сказать, обещал прийти, чтобы ты узнал благочестие этого мужа. (31, С. 356) Когда сотворен был весь этот мир и устроено все необходимое для нашего наслаждения и употребления, то Бог создал человека, для которого и сотворил мир. (12, С. 213) Заметь... великое Его [Господа Иисуса Христа – С.М.] попечение о нас. Обращаясь к получающим венцы, Он говорит: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира; а осуждаемым на наказание Он не сказал: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный вам, но: уготованный диаволу (см. Мф.25:34, 41 ). Людям я приготовил Царство, говорит Он, а геенну приготовил не людям, но дьяволу и ангелам его; если же вы вели такую жизнь, что сделались достойными наказания и мучения, то должны сами винить в этом самих себя. (29, С. 342)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Рассеяние учеников в ту ночь, когда Господь Иисус был предан в руки нечестивых на суд и мучения, предсказал пророк Захария, когда взывал к мечу: порази пастыря, и расточатся овцы стада ( Зах. 13:7 )! Это, без сомнения, пророчество имел в виду Господь, когда сказал ученикам Своим: вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию ( Мф. 26:31 ). Отречение одного из них в то самое время, когда Господь был судим и мучим, указано в пророческих словах святого псалмопевца: удалил еси от Мене друга и искренняго ( Пс.87:19 ). 126 „Страха ради иудейскаго, друг твой и ближний, Петр, якоже зряше содеваемая тогда, отвержеся Тебе, Господи“. 127 И сам Иисус Христос предрек Петру: аминь глаголю тебе, яко в сию нощь ... трикраты отвержешися Мене ( Мф. 26:34 ). Время события – суда и осуждения Иисуса Христа указано в пророчестве Иакова патриарха, предвозвестившего, что отложенное Израилю чаяние языков – придет тогда, когда оскудеет князь от Иуды ( Быт. 49:10 ). Это пророчество оправдалось голгофским событием: иудеи тогда уже не могли произнесть ни над кем смертного приговора, без суда римского правителя; оттого-то и был судим Иисус Христос Понтием Пилатом. Совокупное участие в суде и осуждении Иисуса Христа иудеев и язычников предрек Давид. Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? взывал царепророк. Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его ( Пс. 2:1–2 ). „И поистине, собрались во граде Иерусалиме „на святаго Сына Твоего, Владыко Боже, „Иисуса, помазанного Тобой, Ирод и Понтий Пилат, с язычниками и людьми израилевыми ( Деян. 4:25–27 )“. Сам Господь Иисус Христос тоже предсказал ученикам Своим: се восходим во Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет архиереем и книжником: и осудят Его на смерть, и предадят Его языком ( Мф. 20:18,19 ). 2) Предсказаны, затем, свойства и действия на суде виновников осуждения Иисуса Христа. Так, свойства врагов Иисуса Приста, бывших главными виновниками Его осуждения, особенно в разительных чертах изобразил царь-пророк. Обыдоша мя телцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя. Обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя. Врази же мои живут, и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящие мя без правды и проч. ( Пс. 21:13,17; 37:20 ). Сам Иисус Христос прямо назвал своих врагов – обвинителей и судей – грешниками: приспе конец, прииде час: се предается Сын Человеческий в руки грешником ( Мк. 14:41 ). .

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Служение предков Авраама «богам иным», т.е. языческим, служит объяснением и дополнением к сказанному в Быт.31:19–34,35:4 . Нав.24:4 .  Исааку дал Иакова и Исава. Исаву дал Я гору Сеир в наследие; Иаков же и сыны его перешли в Египет [и сделались там народом великим, сильным и многочисленным, и стали притеснять их Египтяне]. Слова «[и сделались там народом великим]» принадлежит греко-славянскому переводу, в еврейском тексте они отсутствуют, но весьма сходные с ними читаются в Втор.26:5–6 . Если бы этих слов не находилось в первоначальном тексте, Нав.24:5 являлся бы не имеющим прямой связи с предшествующим. Нав.24:9 .  Восстал Валак, сын Сепфоров, царь Моавитский, и пошел войною на Израиля, и послал и призвал Валаама, сына Веорова, чтоб он проклял вас; «Пошел войною на Израиля», у LXX: ( παρετξατο τ Ισραηλ, слав. «ополчися противу Израиля»), т.е. приготовлялся к войне с Израилем (ср. Чис.22:6 , Суд.11:25 ), одним из средств к чему служил призыв Валаама. Нав.24:12 .  Я послал пред вами шершней, которые прогнали их от вас, двух царей Аморрейских; не мечом твоим и не луком твоим сделано это. «Шершни» служили таким же средством к поражению ханаанитян во время борьбы с ними израильтян за ханаанскую землю, как те пресмыкающиеся и насекомые, которыми Господь поразил Египет ( Втор.7:18–20 ). В кн. Премудрости ( Прем.12:8 ) они названы «предтечами воинства Господня», посланными для того, чтобы они «мало-помалу истребляли» ханаанитян. В Палестине шершни водятся в большом количестве и отличаются особенной величиной 236 . Нав.24:14 .  Итак, бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу. Увещание «отвергните богов» дает понять, что между израильтянами, современными Иисусу Навину, были такие, которые имели наклонность к язычеству, проявлявшуюся в том, что с поклонением Господу они соединяли почитание других богов, существование изображений последних у израильтян того времени менее указывается далее в Нав.24:23 словами «отвергните чужих богов 237 , которые у вас».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Цар.18:17 .  Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля? 3Цар.18:18 .  И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам; 3Цар.18:19 .  теперь пошли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели. 3Цар.18:20 .  И послал Ахав ко всем сынам Израилевым и собрал всех пророков на гору Кармил. Ахав суеверно видит в пророке человека, приносящего народу несчастье (евр. охер, ст. 17,: ахар; ст. 18: губить, губитель), ср. ( Быт.34:30 ; Нав.6:17,7:25 ), но пророк источник гибели Израиля видит (ст. 18) в идолослужении Ваалам (Ваал, кроме общего имени, имел еще разные эпитеты и прозвания: Вааль-Вериф, Ваал-Зебув и др., в которых идолослужители видели отдельные божества) и предлагает религиозное состязание с 450 пророками Ваала и 400 пророками Ашоры-Астарты, в присутствии «всего Израиля» (т. е. народных представителей) на горе Кармил. Гора Кармил (евр. Кармел, собств. сад, ( Нав.19:26 ); Onomast. 602), к югу от залива Акко, составляет северное продолжение гор Ефремовых, близ потока Киссона. В древнее время г. Кармил, по Иосифу Флавию (Иуд. Древн. V, 1, 22; Иуд. Война, III, 3, 1), составляла границу между Галилеею и Тирскою областью; известна была растительностью, а также обилием гротов. Пророком избрана была, вероятно, как центральное место в Израильском царстве, и притом близкое к летней резиденции Ахава (ср. ст. 46); наконец, здесь, очевидно, издавна был чтимый жертвенник Иеговы (ст. 30). Ахав немедленно исполняет предложение пророка (ст. 20), на которого только что пылал гневом (ст. 17): ясно, что личность пророка имела сильное влияние и на этого царя. 3Цар.18:21 .  И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог , то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова. 3Цар.18:22 .  И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек [и четыреста пророков дубравных];

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И вот, может быть, не столько красноречие князей, сколько естественное желание народа усилиться посредством союза с сильной и богатой, как полагали, семьей Иакова, окончательно склонили жителей Сихема к обрезанию, тем более что вовсе необычной, неслыханной в окрестных странах того времен операция обрезания не была. Согласились на принятие обрезания «все выходящее из ворот города», т.е. все полноправные, имеющие право голоса в общественных делах, и обрезание было поголовно произведено как над ними, так и над всем мужским населением города. Население это могло быть не особенно велико, как видно из легкости для Симеона и Левия последующей кровавой расправы со всею мужской половиной населения. Кем совершено было обрезание над целою общиной? Вероятно, сыновьями Иакова, при особенно деятельном участии Симеона и Левия, с помощью также и рабов (ст. 24). Быт.34:25 . На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол; Здесь изображается страшная картина кровавой мести двух сыновей Иакова сихемлянам и буйного разграбления их имущества всеми братьями. Третий день после совершения обрезания характеризуется наибольшим воспалением раны после операции (Vulg:. Die tertio, quando gravissimus vulnerum dolor est). Воспользовавшись мучительными страданиями и беспомощностью жителей Сихема, их неспособностью к защите и сопротивлению, Симеон и Левий (называемые здесь нарочито братьями Дины, так как они имели мстить за поруганную честь единоутробной сестры их) в сообществе, без сомнения, слуг своих, вооружившись мечами, отважно (евр. betach; слово это может быть, по конструкции речи, отнесено и к городу, и в таком случае дает ту мысль, что жители города беспечно, спокойно встретили нападающих, в которых доверчиво видели только союзников) произвели поголовную резню всего мужского населения. Это кровавое дело тем легче могло быть выполнено, что у сихемлян, если верить Иосифу Флавию, был тогда праздник, и стража и жители были в опьянении.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010