Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОДАТЬ [древнеевр.   или  ; древнегреч. χρις], нетварная Божественная сила (δναμις), в к-рой Бог являет Себя человеку, а человек с ее помощью преодолевает в себе греховное начало и достигает состояния обожения. В Ветхом Завете древнеевр.   и   не всегда несут в себе религ. содержание. Так, первое в нек-рых случаях употребляется в эстетическом смысле, напр.,   - «прекрасная серна» (речь идет о красивой женщине) (Прем 5. 19),   - «красивый» (драгоценный) камень» (Прем 17. 8). Словом   библейские авторы характеризуют мудрого человека («Слова из уст мудрого - благодать» - Еккл 10. 12). Когда оно определяет человеческие взаимоотношения или отношение Бога к человеку, то обычно выражает расположение, благоволение, милость, оказываемые друг другу или проявляемые Богом к ветхозаветным праведникам («И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих» - 1 Цар 16. 22; «Адер снискал у фараона большую милость...» - 3 Цар 11. 19). В отношении Бога к человеку: «Если я,- говорит Авраам Богу,- обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт 18. 3). «Обрести (или снискать) благоволение» или «милость» (ср.: 2 Цар 15. 25), или «благодать» (Суд 6. 17) - типичные библейские выражения, в каждом из к-рых используется древнеевр. слово  . Основными значениями слова   являются «милость» и «милосердие». С их помощью также описываются отношения между людьми (Быт 20. 13; 3 Цар 20. 31) и отношение Бога к тварному миру и человеку (Пс 32. 5; 35. 6; Исх 15. 13; 34. 7). В Новом Завете древнегреч. χρις, имеет неск. значений. С помощью этого слова описываются расположение и любовь, оказываемые кому-либо («И каждый день единодушно пребывали в храме... хваля Бога и находясь в любви (греч. χοντες χριν; слав. «имуще благодать») у всего народа» - Деян 2. 47); богоугождение («то угодно (χρις) Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» - 1 Петр 2. 19); Божественное благоволение (Давид «обрел благодать перед Богом» - Деян 7. 46); выражается благодарность Богу («Благодарение Богу (χρις τ Θε) за неизреченный дар Его!» - 2 Кор 9. 15). Этим словом называется пожертвование, оказываемое кому-либо («Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния (χρις) в Иерусалим»; ср. слав.: «послю отнести благодать вашу во Иерусалим») - 1 Кор 16. 3), и сама христ. жертвенность («изобилуйте и сею добродетелью (χρις)»; ср. слав.: «да и в сей благодати избыточествуете» - 2 Кор 8. 7). Однако в главном значении греч. χρις используется для описания Б. как Божественной силы, даруемой человеку для его спасения. Понятие о Б.

http://pravenc.ru/text/149313.html

Создатель в наказание обрек Каина на пожизненный страх 25 и чувство бессилия 26 . Поскольку же все люди – как один человек 27 , и каждый человек – это не только сын одного мужчины и одной женщины, но и сын тысячи поколений 28 , Каин, как один из первых людей на земле, своим грехом бросил тень на всю историю человечества 29 . Следует отметить, что в обличительных словах, обращенных к Каину: «И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» ( Быт.4,10 ), – слово «кровь» в еврейском тексте стоит во множественном числе. Протоиерей Олег Стеняев дает этому такой комментарий: «Убивая человека, преступник умерщвляет и всех его потомков (которые могли бы произойти от него). Есть и другое объяснение: Каин не знал, как можно убить своего брата, и наносил ему множественные раны, от которых Авель умер» 30 . Таким образом, всякий грех , соделанный человеком, увеличивает грех Каина, расширяет зло на земле.  Следует отметить, что в данном месте Библии впервые поднимается тема моральной ответственности за свои поступки, а также в первый раз, ещё до совершения Каином преступления, только после проявления им чувства зависти, произносится слово «грех» (евр. «хэт» – «промах» 31 ) 32 . «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? – предупреждает Бог Каина, – а если не делаешь доброго, то у дверей грехлежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» ( Быт.4,7 ). Отсюда видно, что, хотя заповеди «не убий» еще не было, Каин слышал голос Божий 33 и поэтому понимал, что совершает преступление. С одной стороны, будучи попущением Божиим и бичом человечества 34 , война имеет исцеляющее свойство. «Война – это, безусловно, яд; но яд способен как умерщвлять, так и лечить, омолаживать» 35 ,– говорит святой владыка. Бог попускает ужасную войну, чтобы предотвратить гораздо большую беду, навстречу которой идут люди, – окончательное угашение духа и окончательную смерть души 36 . Поэтому главная цель войны научить людей ценить человека больше материального богатства 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Он же, говоря о благах, произносит в виде молитвы (Иосифу): «да благословит тебя благословениями небесными свыше..., которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных» ( Быт.49:25–26 ), хотя и это есть пророчество. Но очевидно, что все это происхо­дит не от человеческой страсти. То же самое делает и с Ханааном дед его: «Ханаан..., говорит, будет рабом» ( Быт.9:26 ), – дабы ты знал, что Бог, защищающий обижаемых, на­казывает обижающих. И Христос употреблял тот же образ речи, призывая к себе людей под видом пророчества и сето­вания: «горе, говорил Он, тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида!; и еще: Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков» ( Лк.10:13 ; Лк.13:34 ). О ком же говорит псалом? Отчасти об Иуде пророчествовал здесь Дух чрез Давида; а в остальной части о других. Пророчество бывает и в таком виде. Мы неоднократно уви­дим такой состав псалма, что начало его относится к одному лицу, а остальное к другому. Вышесказанное можно видеть и из другого места: когда иудеи вступили в землю обетованную, то сын Навинов получил повеление от Бога разделить две­надцать колен на двенадцать частей и произнести отчасти благословения, а отчасти проклятия. Эти благословения и проклятия были предсказанием будущего: «проклят ты..., говорил он, в городе и проклят ты [будешь] на поле» ( Втор.28:16 ), и бесчисленные подобные проклятия, касающиеся колен, составили длинную речь. Видишь ли сильную злобу? Видишь ли коварный замысел? Видишь ли злоумышленников? Бога особенно прогневляет и то, когда грешник делает зло с намерением, с умыслом и с великим усилием. Иное, когда кто пал по увлечению и обольщению; иное, когда кто, совершая зло, делает как бы дело; иное, – и это величайшее преступление, – когда злоумышляют против того, кто сам не злоумышляет. Сказав: «вместо того, чтобы любить меня», псалмопевец выражает не что иное, как то, что благодетелю, который достоин любви, которому следовало воз­давать добром, они воздавали противным тому. «А я молился». Видишь ли любомудрие? Видишь ли смирение? Видишь ли кро­тость? Видишь ли благоговение души? Я не вооружался, говорит он, не вступал в борьбу, но прибегал к Тебе, при­зывал Твою помощь и Твое содействие, – это сильнейшее ору­жие и непобедимое заступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Вместо того, чтобы говорить «неправ путь Господень» ( Иез. 33:17 ), не лучше ли признать неправоту своего собственного пути и обратиться к Богу! Тогда станет понятнее на личном опыте принцип, каким руководствуется Бог в Своем отношении к людям. Вот Его заявление: «А когда скажу беззаконнику: ты смертью умрешь, – и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду... то он будет жив, не умрет. Ни один из грехов его не помянется ему» ( Иез. 33:14–16 ). Как бы ни было грозно слово гнева Божия, слово милости Его сильнее, и нужно только человеку довериться Богу, как он согласится с определением древнего Писания: «Господь, Господь Бог , Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» ( Исх.34:6 ). Случай с Ноем Критиков смущает проклятие родоначальником после потопного человечества, Ноем, своего внука по Хаму и его потомства. В этом проклятии они готовы усмотреть лишь его личную вспышку гнева, и потому, весь этот случай с Ноем посчитать за небоговдохновенную часть Св. Писания. На самом деле, изучение текста ( Быт. 9:25–27 ) показывает с достаточной убедительностью, что в словах Ноя скрыт пророческий смысл, предопределяющий будущее сыновей Ноя и их потомства. Случай с Ноем, таким образом, является лишь обстоятельством, которым воспользовался Дух Святой, чтобы устами Ноя возвестить одно из величайших откровений, касающихся судеб человечества. Ной сказал: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих». Если бы история не пролила света на эти слова Ноя, их можно было бы рассматривать за плод его личного раздражения и только. Однако развитие человеческих рас показало, каким замечательным и поразительным предсказанием явилось это изречение, высказанное Ноем в отношении своих сыновей от коих «населилась вся земля» (Быт, 9:19). «Благословен Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом его». Благословение племен Сима особенно было отмечено в Израиле. Кочевая жизнь в шатрах является отличительной чертой потомков Сима, которые двинулись на юг и на восток, образовав часть азиатских народов. Евреи, будучи потомками Сима, также, если и не живут в шатрах, то все же обречены на кочевую жизнь, жизнь постоянных передвижений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Обращу на них очи Мои, на беду им, а не во благо. Ср. Иер. 21,10; 39,16 . Противоположный смысл содержится в словах Пс. 32,18; 33,16 . 9:5–6 Описание величия Божия. Бог предстает здесь как высший Судия. 9 Ибо Господь. Этими словами начинается прославление Бога. коснется... растает. См. Пс. 45,7; 103,32 ; Наум 1,5 . 9 чертоги. Букв.: «ступени», возможен перевод: «храм» (ср. Откр. 11,19 ), если при этом иметь в виду те ступени, которые ведут в храм, и, в особенности, в эсхатологический небесный Храм (ср. Иез. 40,6.22.26.31.34 ). призывает... имя Ему. Прославление величия Божия. См. 5,8. 9:7–16 Израиль, нарушивший завет с Богом, будет осужден и погибнет, но остаток его спасется и будет сохранен. 9 Не таковы ли... Не Я ли..? Эти риторические вопросы явно подразумевают ответ: «Да». сыны Ефиоплян. Букв.: «сыны Хушитов». Хуш был сыном Хама ( Быт. 10,6.7 ). Таким образом, Господь приравнивает здесь Свой народ к проклятому потомству Хама ( Быт. 9,20–25 ). Израиля из земли Египетской. Господь вывел народ Израиля из Египта. Но теперь Израиль ставится в один ряд с другими народами: Господь говорит Израилю, что он не лучше язычников. из Кафтора. Вероятно, это остров Крит. Арамлян из Кира. См. ком. к 1,5. 9 очи. См. ком. к 9,4. грешное царство. Т.е. Израиль. Я истреблю... земли. Заключая завет с Израилем, Господь грозил именно таким наказанием, если Его народ обратится к другим богам ( Втор. 6,15 ). не совсем. Остаток, сохранивший свою чистоту, спасется. 9 рассыплю дом Израилев по всем народам. Господь рассеет Свой народ среди других народов. Он сделает это руками ассирийцев, которые расселяли завоеванные народы в различных частях Ассирийской державы. как рассыпают зерна в решете. Как при просеивании зерно просыпается через решето, а высевки остаются в нем, так и Господом будет сохранен лишь благочестивый остаток (ср. «не совсем истреблю», ст. 8), а нечестивых грешников Он настигнет и истребит (ср. ст. 10). 9 От меча... грешники. Дом Иеровоамов погибнет от меча. См. ком. к 7,11. которые говорят. Ср. 4,1; 6,13; 7,16. Речь идет о грешниках, слова которых выражают их безбожную натуру.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

8. Организуя походные колонны, необходимо обеспечить охранение, равномерное движение и управление всеми подразделениями колонны с использованием авангардных и арьергардных соединений. 9. Не допускать стоянок без оборудования лагеря с защитными укреплениями. (Блестяще реализовано в римской армии). 10. О том, как преследовать уходящего победителя, смотри выше отрывок из работы Энея Тактика. 11. Эффект внезапности при нападении на противника ночью можно усилить, предварительно разделив свою армию на отряды и осуществив атаку с различных направлений. 12. Если противник разбит, не стоит заниматься грабежом лагеря, а напротив, сохраняя дисциплину строя, организовать его преследование с целью полного уничтожения. Приведённые выше правила составляют довольно внушительную область военного искусства и охватывают собой такие разделы, как планирование операций на стратегическом уровне, организация обороны, тактические маневры в ходе боя и вне его, а также приёмы, относящиеся к военной хитрости. У военных историков нет богатого письменного материала, описывающего применение этих элементов уже в начале второго тысячелетия до Р. Х., но мы видим, что такой материал присутствует в тексте Ветхого Завета. Операция “Исход” (около 1280 год до Р. Х.) 16 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. (Быт 3:24) Прежде всего обратим внимание на некоторые эпизоды книги Бытия, касающиеся данной проблематики. Несколько приёмов военной деятельности мы встречаем при описании жизни древних патриархов. …только на том условии мы согласимся с вами и поселимся у вас, если вы будете как мы, чтобы и у вас весь мужеский пол был обрезан На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол (Быт 34:15,25). Военная хитрость, не раз приводившая к желаемому результату, здесь опирается на опытное познание физиологических явлений, происходящих после обрезания.

http://pravmir.ru/voennoe-iskusstvo-v-kn...

3-й период - новая жизнь души в своем теле, в котором она находилась во время земной жизни " (61:167,17). 104. Текст Суд.13:5 представлен нами в Синодальном переводе. Пояснение: " Назореи - класс посвященных евреев, которые давали обет воздерживаться от вина и других напитков, не стричь волос и вообще избегать всякого осквернения… " (117:1614). 105. Текст Суд.13:14 представлен нами в Синодальном переводе. Пояснение: " Сикер - легкий алкогольный напиток, изготовленный из разных плодов, бывший на Востоке в широком употреблении как дешевое вино " (118:221). 106. Текст Быт.17:16 представлен нами в Синодальном переводе. 107. Текст Быт.25:23 представлен нами в Синодальном переводе. 108. Текст Исх.34:6,7 представлен нами в Синодальном переводе. 109. О приведенном в указанном рассказе " посмертном " опыте иеромонах Серафим (Роуз) говорит: " Эта маленькая книга может быть использована как контрольный случай, по которому можно судить о новых случаях (временного разъединения души и тела - П.В.). Она была одобрена как не содержащая ничего противного православному учению о загробной жизни одним из ведущих православных писателей-миссионеров начала века, архиепископом Никоном Вологодским " (60:18). 110. " Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, - в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает, - восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, - только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает, - что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать " (2Кор.2-4). 111. " …Преподобный Антоний Великий видел мытарства во время молитвы, находясь вне тела " (60:96). 112. " Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь " (Символ православной веры).  © Онлайн библиотека сайта Православие и мир , 2011–2024 Безопасное чтение О библиотеке Контакты Код для сайта В Православной электронной библиотеке использованы материалы " Издательства сестричества им. свт. Игнатия Ставропольского " ; онлайн-библиотек pagez.ru , lib.eparhia-saratov.ru , wco.ru , sedmitza.ru , pravbeseda.ru , orthlib.ru и других открытых ресурсов. Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

30. Коих же предопределил, то есть язычников, сих призвал чрез обетование (евангелия), сих и оправдал чрез веру и крещение. Коих же оправдал, их и прославил чрез дары Духа. 31-32. Если, затем, Бог за язычников, то кто станет прекословить из-за нас? И, если собственнаго Сына не пощадил, то как с Ним не дарует нам и всего, что обещал нам? 33-34. Кто будет обвинять за язычников, зачем они избраны Богом? Кого Бог оправдывает чрез очищение, то кто может осуждать их по закону? 35-36. Итак, кто отлучит нас от Христа? Скорбь? или голод? и прочее. 37. Но это все (в этом всем) преодолеваем, поелику пострадали ради Возлюбившаго нас. 38. Ибо уверен я, и содержу твердо, что ни смерть, ни жизнь, ни другая тварь (т.е. порождение) или страданий или Антихриста, не возможет нас отлучить от любви Христовой. Глава IX 1-2. После того как сказал он о вшествии (в церковь Христову) язычников, возвращается назад и начинает печалиться об удалении народа Израильского, говоря так: печаль для меня есть великая. 3. Ибо желал я сам быть отлученным от Христа за братьев моих, - тех самых, кои суть сыны Израиля. Тот, кто прежде говорил: никакое мучение имеющего придти Антихриста не возможет отделить меня от Христа, теперь сам, по своей воле говорит: желал (бы) я умереть для Христа, чтобы братья мои жили во Христе. 4-5. Но дабы показать, что пред Богом они не отвержены и оставлены, говорит: они призваны к усыновлению, как и язычники, поскольку они причастными сделались также обетованиям отцов. Они суть те, от коих Христос был назначен (к пришествию), и происшел от них - Тот, Кто есть Бог над всем. 6-7. Не то, чтобы не сбылось слово Божие, то есть, - хотя не со всеми это было совершено, но все же от них совершилось. Ибо не все, кои от Израиля, те суть Израильтяне, - и не те, кои семя Авраама, все суть чада. Свидетелями служат сыновья Хеттуры и Измаила (Быт.25:1-16). Но в Исааке, сказано, наречется тебе семя (Быт.21:12). 8. Дабы показать и разъяснить, что не чада плоти, сии чада Божии суть, но чада обетования, которые не от чресл его, признаются за семя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/890/...

Быт.12:8 Авраам двинулся на восток от Вефиля и поставил шатер свой так, что Вефиль был на западе – к морю , а Гай на востоке. Здесь, очевидно, употреблена терминология, заимствованная от местопребывания Авраама. Еще: Исх.10:19 – и воздвигнул Господь с противной стороны, от моря, сильный ветер и он понес саранчу и бросил ее в Чермное море. Здесь не видно, чтобы морской ветер был непременно западным, он мог дуть с северозапада и погрузить саранчу в Чермное море. Терминология последующих книг могла соответствовать действительному географическому положению, так как средиземное море было уже на западе у Евреев во время 40-летнего странствования, особенно в конце его, когда, вероятно, писалось Пятокнижие (напр. Числ.34:6 ; Втор.33:23 ). Затем, на терминологию Моисея могла влиять терминология патриархов, живших в Палестине, так как Евреи жили в Гесеме особняком от Египтян и сохраняли, вместе с верованиями и строем жизни, неприкосновенным от Египетского влияния и свой древний язык, выработанный «в земле посещения» ( Быт.49:29–50:25 ). К разряду анахронизмов, несвойственных Моисею, критики относят ссылку его на Книгу браней Господних. В Числ.21:14 читаем: потому и сказано в книге браней Господних: Вагеб в Суфе и потоки Арнона и верховье потоков, которое склоняется к Шебет-Ару и прилегает к пределам Моава. Из этого выражения критиками делались очень разнообразные выводы и построялись разные гипотезы. Так, более древние из них, например, Фатер, утверждали, что «Книга браней Господних» не могла быть написана при Моисее, потому что войны народа Божия только еще начинались принем; а если могла быть написана, то Моисей не мог ссылаться на нее в доказательство точности указываемых границ и без того всем известных. Следовавшие за ним критики, например, Эвальд, определяли содержание «Книги браней Господних» и время ее происхождения: по его мнению, в эту книгу входили не одни неопределенные собственные имена, а песнь Моисея ( Исх.15 ), перечень станов ( Числ.33 ) и даже отдел из Нав.17:14–18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Таким образом, даже самое классическое для мнимого иеговиста место, призвание Моисея с откровением ему имени Иеговы (Исх.3гл.), – нельзя приписывать иеговисту, а доводится, по Деличу, к какому-то «смешанному» документу приурочить (3:1–4,17). Должно быть библейский текст дает очень мало опор для писания мнимого иеговиста. Действительно, в указанном «классическом» для рассматриваемых гипотез, месте Исх.3:1–15 читаем: «вот Ангел Иеговы явился Моисею и Иегова увидел, что Моисей подошел (к купине) и сказал: Я Бог (Елогеи) твоих отцов, Бог (Елогеи) Авраама, Бог (Елогеи) Исаака, и Бог (Елогеи) Иакова. И сказал Иегова… И сказал Моисей Богу (Елогим): вот я приду к сынам Израилевым и скажу: Бог (Елогеи) отцов ваших послал меня к вам, а они скажут: как имя Ему? Что сказать мне? Бог (Елогим) сказал Моисею: Я есмь Сый, так скажи: Иегова послал меня к вам, Господь Бог (Иегова Елогеи) отцов ваших, Бог (Елогеи) Авраама, Бог (Елогеи) Исаака, и Бог (Елогеи) Иакова«… – Как можно в этом отделе по именам Божиим узнать и указать разных писателей? Очевидно, благоразумнее молчать. Не более оснований для той же гипотезы дает и другое «классическое» место Исх.6,2–3 : «и говорил Бог (Елогим) Моисею и сказал ему: Я-Иегова. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем Бог (Ел) всемогущий, а с именем Иеговы не являлся им»… Очевидно, и этот отдел доволится признать каким-нибудь «смешанным» или «неизвестным» по происхождению, хотя он должен бы быть исходным пунктом для гипотезы. Кроме вышеотмеченных «странностей! И непоследовательности, в писании мнимого иеговиста нужно, как и у елогиста, отметить замалчиваемое Деличем, употребление имени Елогим, например, в и мн. др. Очевидно, из приведенных немалочисленных примеров, что и мнимый иеговист был не особенно точен в своей богословской терминологии и дал критикам не слишком непоколебимые основания. Не будем анализировать указываемых Деличем отделов «смешанного» (напр. Быт.14гл.,22:1–19;28:10–22 и мн. др.), а тем паче «неизвестного» (напр. Быт.11:10–32 ,23гл.,25,28–34 и др.) характера, потому что из самого названия довольно легко определить, что это за отделы и какова их историография.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010