Исаия, напр., говорит: «Кто уразумел Дух Господа и был советником у Него и учил Его» ( Ис.40:13 )? Ясно, что хотя здесь – речь о духе Господнем, но о духе, как свойстве Божием, заключающемся в духовности Его природы и соединенных с ней разного рода частных духовных свойствах, напр. свойстве разума, ведения и премудрости. Также когда Иов говорит: «Дух Божий создал меня и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов.33:4 ), или: «Доколе еще дыхание во мне и Дух Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды» ( Иов.27:3,4 ), то ясно, что наименованием Духа Божия хочет обозначить в Боге не более, как одну его зиждительную и животворную силу, проявляющую себя в мире (снес. гл. 34, 14). В подобном же смысле (без знания троичности лиц в Боге) ближе всего могло быть понимаемо и у Псалмопевца неоднократно употреблявшееся наименование Духа Божия, когда напр. говорил: «Словом Господа сотворены небеса и Духом уст Его – все воинство их» ( Пс.32:6 ; Снес. Ис.11:4 ; 2Сол.2:8 ) 343 , или взывал к Богу: «Пошлешь Дух Твой – созидаются» ( Пс.103:30 ), «Духа Твоего святого не отними от меня... Духом владычественным утверди меня» ( Пс.50:13,14 ). То же самое может быть замечено относительно тех мест Писания, в которых изображается Бог то сообщающим Дух Свой помазанникам ветхозаветной церкви ( Быт.41:38 ; Исх.31:3 ; Чис.11:17,25 ; 1Цар.16:13 ; Ис.63:11 ), то обещающим в будущие времена излить Свой животворный Дух на дом Давидов и на все народы ( Ис.32:15; 44:3 ; Иез.39:29 ; Иоил.2:28 ). Но есть в ветхозаветном Писании и такого рода места, в которых Дух Божий изображается настолько олицетворено, что при этом весьма легко может возникать мысль о Нем, уже не как о свойстве только или силе Божией, предполагающих только позади себя личную природу божественную, а как о самостоятельном лице, действующем из себя и от себя. Так Бытописатель, упомянув о том, что в начале сотворил Бог небо и землю и что земля была безвидна и пуста, замечает, что «Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ), указывая выражением «носился» на ту плодотворную силу и то живоносное действие, какие являл Дух Божий в отношении к нестройной и неупорядоченной мировой массе.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

От одного Авраама рождается Исмаил - дикий осел, по выражению предсказания о нем, и Исаак - благословение всех народов. Отчего такая разность? - Оттого, что мятежная рабыня Агарь повредила в Исмаиле благословению Аврамову, а добродетельная и смиренная Сара с благословением Авраама самым чистым и совершенным образом сочетала в Исааке и свое благословение, по реченному о ней к Аврааму: Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и призойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее (Быт.17:16). Еще страннее казаться может, от Исаака и Ревекки, одним разрешеним утробы рождение столь непохожих один на другого сынов, как Исав и Иаков. Что же можно сказать в изъяснении сего необычайного явления? - То, что сказано Богом самой Ревеке: Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей (Быт.25:23) Два противоположных начала в одно время действовали во чреве ее - прирожденный грех Адамов и Божие Благословение; одно усилилось в Исаве, другое превозмогло в Иакове. Возьмем еще один пример превратного нравственного хода рождений из истории царей иудейских. Сын идолпоклонника Ахаза был благочестивый Езекия, а сын Езекии Манассия, опять идолопоклонник, хотя, впрочем, нераскаянный. Сия превратность изъяснялась бы, может быть, очень просто, если бы мы имели достаточные сведения о воспитании сих царей: ибо у людей знаменитых и богатых судьба детей много иногда зависит от детоводителей и наставников, из коих добрые становятся благотворными орудиями Провидения, а худые орудиями наказания за пороки родителей и за небрежение о воспитании. Но кроме сего надлежит принять в рассуждение, что Божеские благословения и наказания в родах не всегда идут следом за добродетелями и пороками каждого лица в роде; но иногда ускоряют, чтобы пресекать зло и усиливать благо в человечестве вообще, а иногда отстают, чтобы дать место долготерпению или чтобы сберечь доброе на время, когда оно наиболее нужно. Господь, - как взывает Он Сам о Себе, - Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий (правду и являющий) милость в тысячи родов, но не оставляющий без наказания, наказывающей вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода (Исх.34:6,7). Если бы кто стал жаловаться на строгость наказания вины отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода, (то следовало бы заметить, что - а.к.) всеблагий Бог с избытком оправдывает суды свои милостью не на четыре только рода, но на тысячи родов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

(Ст. 12–13). А опустившиеся руки и расслабевшие колени расправьте (ср.: Ис. 35:3), то есть стези ног ваших во время гонений на вас со стороны преследователей да не будут кривы, дабы хромое, то есть кто погрешает вследствие отрицания (веры), не падало (ср.: Притч. 4:26) и не радовало грех, но исцелялось, чтобы через исцеление его грех подвергся бы болезни (грех выбаливал). (Ст. 14). Мира достигайте со всеми в святости души вашей, без которой, как я выше написал вам, никто не может узреть Господа. (Ст. 15). Наблюдайте, чтобы кто из вас не лишился благодати Божией , которая излилась на нас чрез Евангелие Господа нашего. И чтобы какой-либо корень горечи, вверх возросши, то есть какая-либо (еретическая) секта, не причинил вам вреда, и чтобы многие не погибли из-за него. (Ст. 16). Да не будет кто из вас блудным и скверным, как Исав, который за одну снедь продал первородство свое (ср.: Быт. 25:33). (Ст. 17). Но если для него была заперта дверь, то для нас она не заперта. Знаете, что хотя и желал он унаследовать благословение, (но) был отвержен; ибо не обрел места покаянию. Раскаяние Исава и слезы его были не к тому направлены, чтобы оправдаться (стать праведным) более, чем брат его, но к тому, чтобы получить власть над братом своим. Потому, хотя со многими слезами домогался (благословения отца в первородстве), однако оно не было дано ему. Не оправдания искал он, как сказал, но преимуществ первородства. Ведь если бы он просил о том, чтобы быть больше брата своего в Царстве Небесном, то, конечно, ему в этом не было бы отказано. Но как он пренебрег полезным для души своей и просил более тучной земли, чем была у брата его, то и не получил оправдания, которого он совсем не просил, и был лишен того, что предвосхитил у него Иаков по вере своей (Быт. 27:34)  . (Ст. 18). Не приступили, говорит, вы к осязаемой горе, которая огнем пылала, — не к той, на которой был дым, мрак и буря и прочее, что совершилось на горе Синае (Исх. 19:16. Втор. 33:2). (Ст. 19–20). А как народ не мог стерпеть (того, что заповедуемо было), то просил, чтобы не продолжалось к нему слово (Исх. 20:18–19. Втор. 18:16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Не удалось извлечь искомое из базы (((

И безгрешное рождение Богочеловека совершилось без участия человеческой воли. «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» ( Лук. 1:35 ), – сказано было святой Деве. «Силой названо Слово, – как объясняют Отцы, – Слово Божие есть вместе и сила Божия и премудрость Божия: вся Тем – Словом – быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть ( 1Ин. 1:3 ). Низошел Дух Святой на чистую Деву и еще ее очистил. Чистая по собственному состоянию тела и духа сделалась чистейшей от творческого всесильного действия, произведенного в Ней животворящим, очищающим, обновляющим, изменяющим, претворяющим Свои сосуды Духом Божиим. Чистая Дева сделалась Пречистой, чуждой всякой скверны, помышляемой и ощущаемой, сделалась благодатно-чистой, Духоносной, Божественной Девой». 828 Ум Ее постоянно направленный и прилепленный к Богу был неприкосновенен для ощущений чувственных и даже не сходил к помышлениям о браке. Ответ Пресвятой Девы к возвещавшему Ей о чудесном зачатии ангелу был следующий: «Как будет это, когда Я мужа не знаю» ( Лук. 1:34 ). Этими словами Она не говорит, что у нее нет мужа, ибо мужа Она уже имела в лице Иосифа ( Лук. 1:27 ), но хочет сказать, что Ей совершенно чужды те сознательные переживания, которые непременно соединены с размножением в состоянии падения. Впрочем, это только признается нормой, хотя в действительности рождение в падшем человечестве никогда не является действием одной низшей, бессознательной природы. Все люди ныне рождаются не только от хотения плоти, но и от хотения мужа ( Ин. 1:13 ), т.е. с участием человеческого сознания. Если до падения половая жизнь первых людей была вне сознания, которое в этот момент понижалось или совершенно погашалось, так что были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились ( Быт. 2:25 ), то после падения, состоявшего во вкушении от древа познания, когда сознание человека вошло в низшую область, или в растительную жизнь организма, открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания ( Быт. 3:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Лк.21:20 .  Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: Лк.21:21 .  тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, Лк.21:22 .  потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное. Лк.21:23 .  Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: Лк.21:24 .  и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников. О разрушении Иерусалима евангелист Лука говорит, в общем, согласно с Марком ( Мк.13:14 и сл.), но есть здесь и некоторые особенности. «Иерусалим, окруженный войсками» (стих 20). Некоторые (у нас – еп. Михаил) полагают, что евангелист Лука здесь объясняет, что такое «мерзость запустения», о которой говорит Марк (и Матфей). Но такое толкование ни на чем не основано. Окружение города войсками не есть еще «запустение» его... «Находящиеся в Иудее» (стих 21). Это относится к ученикам Христовым, как видно из 20 стиха ( «увидите» – «знайте»). Возможность бежать из города, следовательно, еще представится, несмотря на то что город будет окружен (стих 20). «Да исполнится все написанное» (стих 22). Тут подразумеваются многочисленные пророчества о погибели Иерусалима, в том числе и пророчество Даниила о 70 седминах ( Дан.9:26–27 ). «От острия меча» (стих 24) – точнее: «от уст меча» ( στματι μαχαρας). Меч изображен как кусающий зверь (ср. Быт.34:26 ; Втор.13:15 ). Согласно Иосифу Флавию, при осаде и взятии Иерусалима погибло около миллиона иудеев. «Отведутся в плен». В плен было уведено – большей частью в Египет и другие провинции – 97 тысяч. «Иерусалим будет попираем язычниками». Город здесь изображается как личность, с которой язычники будут обходиться с крайним презрением (ср. Ис.10:6 ; Откр.11:2 ). «Доколе не окончатся времена язычников», т.е. до тех пор, пока не пройдет период времени, назначенный язычникам для совершения приговора Божия о народе иудейском (св. Иоанн Златоуст ). Окончиться эти «времена» ( καιρο) должны ко второму пришествию Христа (ср. стихи 25–27), которое должно наступить еще при жизни слушателей этой речи (стих 28: «поднимите головы»). Поэтому здесь не может быть речи о долгих сроках и, следовательно, тут нет пророчества о падении язычества при Константине Великом и тем более об обращении «полного числа язычников» ( Рим.11:25 ) ко Христу. Понятно, что под пришествием Христа здесь нужно будет понимать не пришествие Его перед концом мира, а пришествие Его в Святом Духе или же считать речь о втором пришествии сказанной в духе ветхозаветных пророчеств (см. комментарии к Мф.24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С этим праздником связан целый ряд ветхозаветных воспоминаний. В этом именно месяце, когда начали убывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских (Быт. 8:4). В этом месяце святой пророк Моисей сошел с горы, с лицом, осиянным славою Божественной, и принес новые скрижали, на которых был начертан закон, данный Самим Господом (Исх. 34:29). В этом месяце начато было сооружение Скинии Господней среди стана израильтян (Исх. 35). В этом же месяце первосвященник, единственный раз в течение всего года, входил во Святое Святых. В этом месяце народ Божий, смиряя постом души свои и принося Господу жертву всесожжения, принимал очищение от грехов своих, содеянных за год. В этом месяце совершилось торжественное освящение великолепного храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был в этот храм Ковчег Завета (3 Цар. 8). В этом месяце все колена народа израильского отовсюду стекались в Иерусалим на праздник, исполняя заповедь Господню: «Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши» (Лев. 23:32). Господь через Моисея дал такое повеление: «Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник свой, и собирай произведения их; в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня; поля твоего не засевай, и виноградника твоего не обрезывай. Если скажете: " что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем сеять, ни собирать произведений наших " , Я пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года» (Лев. 25:3-4, 20-21). Все эти годы, в которые Господь установил праздничный покой и для людей и для земли, начинались, также по повелению Господню, с сентября месяца. «И воструби, - сказал Господь, - год покоя в седьмой месяц» (Лев. 25:9), т.е. в сентябре, так как сентябрь от марта, первого месяца от сотворения міра, есть седьмой месяц». Однако, есть еще и одно воспоминание - из жизни Церкви - весьма для нас важное. 1 сентября святой равноапостольный император Константин наголову разгромил под Римом узурпатора Максенция, после того как ему явился Животворящий Крест на небе со словами: «Сим победиши». Победа над Максенцием стала прологом к Миланскому эдикту 313 года, свободе Церкви и вначале ее равноправию с другими вероисповеданиями, а затем и ее торжеству в Римской империи.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=30&iid=216...

Манна – в память потомству, дабы видели хлеб, которым «Я питал вас в пустыне, когда вывел вас из земли египетской» ( Исх.16:32 . Евр.9:4 ). Прозябший жезл Ааронов, покрытый цветами и плодами, в знамение сынов ослушливых, чтобы прекратился ропот, и они не умирали; – в память и свидетельство потомству, что Аарон воспринял священство по воле Божией, а не по пристрастию братнему ( Чис.17:10 . Евр.9:4 ). Ковчег завета покрыт был золотым покровом, который называется очистилищем. По сторонам очистилища поставлены были золотые изображения херувимов, одно против другого, как таинников Божиих ( Быт.3:24 ), с распростертыми вверх крылами, коими соосеняли и покрывали очистилище, а лицами склоняясь друг ко другу и приникая в сокровенную тайну очистилища. Соосеняющие крыла херувимов были собственно местом престола и откровений Божиих ( Исх.25:17–22 ). Таким образом для Восседающего на херувимех ( Пс.79:2 ) ковчег служил подножием. В великий праздник очищения первосвященник приближался к очистилищу и семь раз жертвенною кровью с перста своего кропил на него спереди и пред ним, и очищал святилище от нечистот сынов Израилевых, и от преступлений их, и от всех грехов их. От этого очищения покров кивота называется очистилищем ( Лев.16:14–16 ). Вся скиния была общим местом ( Лев.1:1 ), а ковчег завета особенным, где Господь являлся и открывал волю Свою народу ( Исх.25:22 ). Будучи престолом невидимого присутствия всемогущего Бога, пребывание ковчега среди народа служило для него знамением надежды, помощи и славы, и страхом для его врагов ( Чис.10:34, 36 . 1Цар.4:3–7, 8–22 ). При переходе евреев чрез Иордан, вода потекла вверх от лица кивота завета Господа всея земли, когда он переходил чрез Иордан ( Нав.4:7 ); пред ковчегом пали стены Иерихона ( Нав.6 ); силою ковчега сокрушен был идол Дагон, и язычники, взявшие ковчег завета в плен, поражены были разными казнями ( 1Цар.5 ). К ковчегу завета иудеи всегда обращали взоры свои в молитвах своих ( 3Цар.8:22 . 2Пар.5:7 . Дан.6:10 ). В первом иерусалимском храме ковчег завета поставлен был так же, как и в скинии ( 2Пар.5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Ис.10:24 . Посему так говорит Го­с­по­дь, Го­с­по­дь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он по­раз­ит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет. «Посему», т. е. имея в виду скорое падение Ассирийского царства. «Как Египет», т. е. как сделал некогда египетский фараон, решивший истребить живших в Египте потомков Иакова. Ис.10:25 . Еще немного, очень немного, и прой­дет Мое негодование, и ярость Моя обратит­ся на истребле­ние их. Ис.10:26 . И поднимет Го­с­по­дь Саваоф бич на него, как во время по­раже­ния Мадиама у скалы Орива, или как простер на море жезл, и поднимет его, как на Египет. В этих стихах предсказывается о том поражении Ассура, которое последует в очень непродолжительном времени. Поэтому всего лучше видеть здесь пророчество о поражении Ангелом Господним ассирийского войска под стенами Иерусалима ( Ис.37:36 ). «Поражение Мадиама» – при судии Гедеоне совершилось в одну ночь ( Суд.7 и сл.). «Скала Орива» – та скала, где погиб мадиамский князь Орив-ворон ( Суд.7:25 ). «Или как простер» – точнее перевести: и как на море жезл Его. Всевышний, следовательно, истребит ассириян так, как некогда потопил в Чермном море фараона и его войско. Ис.10:27 . И будет в тот день: снимет­ся с рамен тво­их бремя его, и ярмо его – с шеи твоей; и распадет­ся ярмо от тука. «Распадется ярмо от тука». Еврейский народ, очевидно, сравнивается здесь с рабочим скотом, который так разжиреет от хорошей свободной жизни, что ярмо, каким была стянута его шея, не выдержит и треснет. Ис.10:28–34 . Но до своей погибели Ассур причинит еще много вреда Иудее, шествие по которой ассирийских войск пророк и изображает. В конце концов этому нашествию Господь положит конец! Ис.10:28 . Он идет на Аиаф, про­ходит Мигрон, в Михмасе складывает свои запасы. Пророк начинает перечислять те иудейские города, какими, при своем нашествии на Иудею, овладеют ассирияне. «Аиаф» – то же, что Гай ( Быт.12:8 ), лежавший к юго-востоку от Вефиля, в колене Вениаминовом. «Мигрон» – вероятно, тот город, развалины коего теперь называются Makrun. Город этот, по-видимому, находился на пути между Гаем и Михмасом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Жертва, имеющая столь глубокое – знаменование смысл непостижимого для ума человеческого таинства, без сомнения, установлена от Бога и служила спасительным преобразованием всемирной жертвы Сына Божия ( Рим.3:25 . Еф.5:2 ): якоже избра нас Бог в Нем прежде сложения мира ( Еф.1:4 ). До закона синайского жертвы приносимы были на всяком месте. Но когда Моисей, по повелению Божию, создал жилище Господу среди избранного племени Иакова: с тех пор жертвы надлежало приносить только на дворе храма, на устроенном для того жертвеннике, в присутствии священно-церковнослужителей. «Если кто из дома Израилева, или из пришельцев, присоединившихся к вам, говорит закон, заколет тельца, или овцу, или козу в стане или вне стана, и не приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы принести ее во всесожжение или в жертву о спасении, угодную Господу, в приятное благоухание: то человеку вменена будет кровь, и истребится человек тот из народа своего» ( Лев.17:1–9 ). Самые предметы для жертв, напр., хлебы и животных, можно было покупать при храме ( Мф.21:12 ). Предметы жертвы бескровной хранились при храме, под надзором священно-церковнослужителей ( Неем.13:12 ). Таким образом совершенно устранялась при жертвоприношении всякая небрежность и неправильность. Израильтяне, подобно язычникам, не смели, под страхом отлучения, принести ни тайно убитого в поле животного в жертву Богу Истинному, ни жертвы идолу. Ревнители благочестия восставали против тех, кои, вопреки закону, созидали особенные жертвенники, и называли их отступниками от Бога и противниками Ему ( Нав.22:16–34 ). Впрочем, люди, возбуждаемые Самим Богом, изъяты были от этого закона. Поступая по непосредственному откровению Божию, они иногда приносили жертвы и вне храма, например: Иисус Навин ( Нав.8:30 ), Гедеон ( Суд.6:11–24 ), Маной ( Суд.13:9–20 ), Давид ( 2Цар.24:18–25 ), Илия ( 3Цар.18:19–39 ). С самого начала жертвы приносимы были Богу от земных плодов и животных ( Быт.4:3–4. 8:20 ). Равно и жертвы, предписанные законом, были двоякого рода: бескровные и кровные.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010