Перед полуночью государь потребовал исповедника и принял причастие; даже родичи не верили в неминуемость смерти и разошлись по своим палатам; в 4-м часу удар большого колокола известил, что Алексея Михайловича не стало. Не только патриарх — многие тайные и явные сторонники царевича Петра в шоке от моментального крушения надежд сделали единственное, что повелевал им присущий всем россиянам страх перед пустующим троном. Темной ночью, не успело еще тело покойного государя остыть, спугнутые с постелей царедворцы и духовенство стаями слетались в ярко освещенный дворец и принимали присягу облаченному в царское одеяние и усаженному на трон в Грановитой палате Федору Алексеевичу Романову. Начиналось новое, либеральное царствование (1676—1682). Патриархии предстояла решающая проверка на способность поддержать развитие Русской православной церкви в соответствии с потребностями новой, великой России. Примечания СГГиД. М., 1826. Т. IV. 35. С. 128; АИ. Спб.. 1842. Т. V. 135; Акты Археографической экспедиции. Т. VI. 204; ПСЗ-1. Спб., 1830. Т. 1. С. 99 и сл. (статьи 37-38). ПСЗ-1. Т. 2. 826—827. Неукоснительно нарушать тайну исповеди при малейшей склонности исповедующегося " к измене или бунту на государя " требовал указ 1722 г. Впоследствии сфера подлежащего доношению из исповедальни расширялась. АИ.Т.У. АИ.Т.У. С. 114. АИ. Т. V. ААЭ.Т.1У. Соборное определение 1675 г.//История Российской иерархии. Ч. I. Ср.: ААЭ. Т. IV. 155,204,205. АИ. Т. V. 135. С. 233; 35. С. 167. АИ. Т. V. 253. С. ЯЗ; ААЭ. Т. IV. 204. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 1918. Т. I. С. 408. АИ. Т. V. 259. Процесс подробно рассмотрен: Смирнов П. Иоаким патриарх Московский. С. 24. Примеч. 3. О реформах государя подробнее см. в моих исследованиях: Царь Федор Алексеевич: 1676—1682. М., 1994; Царь Федор Алексеевич//Филевсие чтения. М., 1994. С. 1—48; Федор Алексеевич//Вопросы истории.1994. 7. С. 59-77; В тени Великого Петра. М., 1998. С. 61—246. Они рассмотрены: Соловьев С. М. История России. М., 1991. Кн. VII. С. 119-120. РГАДА. Саровское собр. 237. Л. 151-228 (автограф, черновик). Ср.: ААЭ. Т. IV. 205; ГИМ. Синодальное собр. 423/693, 435/696, 93/697, 428/694, 426/695. Ужаснейшей после капитуляции главной русской армии в 1634 г. военной трагедии, заставившей Государев двор официально надеть траур. — А. Б. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/443316/

Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения. Издание ПсковоПечерского монастыря, 1994, с. 30 – 32. И.И. Соколов, указ. изд., с. 267. Изречение это, конечно, подразумевает послушание как трудное внутреннее делание, исполнение обета, отсечение собственной воли, а не как синоним ежедневных трудов, в каковом смысле чаще всего употребляется начальством. Впрочем, может есть рациональное зерно и в старом правиле: до пострига – работай, а потом молись; может, тогда больше стремятся в храм, научаются дорожить богослужением; для нынешней молодежи молитвенный труд, т.е. основное делание монаха, куда менее привлекателен, чем беготня по послушанию, утомительная, зато понятная, конкретная и не требующая душевных усилий; поэтому, думается, привычка к почти неисходному пребыванию в храме является более ценным приобретением, и конечно не только в старости. И.И. Соколов. Преподобный Феодор Студит. Лекции по истории Грековосточной Церкви, т. II , СПб, 2005, с. 300 – 305. И.И. Соколов. Состояние монашества в Византийской Церкви. указ. изд., с. 279. И.К. Смолич, указ. изд., с. 29 – 53. Записки и письма игумении Таисии. М., 2000, с. 139. Рим. 2, 8. Ю. Максимов, Е. Максимова. Паломничество с Sindesmos ’ом: святая гора Афон, святая гора Осса. В журн. «Альфа и омега» 2 (43), 2005, с. 155. Зырянов, указ. изд., с. 59. Древние иноческие уставы, указ. изд., с. 209. Быт. 3, 16. Цит. по: игумен Петр (Пиголь). Образец православной цивилизации. В сб. XII Международные Рождественские чтения. Церковное предание и святоотеческое наследие. М., 2004, с. 24 – 48. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Указ. изд., с. 194. Древние иноческие уставы. Указ. изд., с. 17. 1 Кор. 3, 6. Перевод Г. Шмакова. Радость моя. О преподобном Серафиме, Саровском чудотворце. М., 2002, с. 624 – 625. Древние иноческие уставы, указ. изд., с. 276 – 277. И.К. Смолич, указ. изд., с. 29 – 53. Святитель Игнатий Брянчанинов. Письма. Собр. соч., т. VII , М., 2001, с. 153. Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни. М., 2001, с. 61.

http://pravmir.ru/o-sovremennom-monashes...

При Крещении Господа ясно открылась Пресвятая Троица. То же учение содержится и в послании св. Апостола Павла: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и общение Святаго Духа со всеми вами» ( 2Кор. 13:13 ). Выписываю главное и вкратце. В Ветхом Завете есть указания, хотя и не столь ясные, где различается Господь от Господа ( Быт. 19:24 ) — «Господь одожди на Содом и Гомор жупел и огнь от Господа с Небес» ( Пс. 2:7 ); — «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя (кроме того, Пс. 44 и 109, ст. 8 и 1); — «И ныне Господь, Господь посла Мя и Дух Его». «Дух Господень на мне, Егоже ради помаза мя, благовестити нищим посла Мя» ( Пс. 48:16,61:1 ). А Авраам, принимающий Бога под видом трех странников! «Явился ему Бог у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея. И поклонися до земли, и рече: Господи, аще убо обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего». Господи — в единственном числе. Из числа догматических примеров Троичности, примеров к нам ближайших, есть один, древними Отцами переданный и не часто употребительный: ум, дар человеческий, рождает слово , которое произносится при содействии духа. Произнесенное слово, хотя и отделилось при произнесении и явлении, но неотъемлемо принадлежит уму . Но этот пример не объясняет чудного и непостижимого рождения Бога Слова, рожденного с наитием Святаго Духа во времени и вне времени Предвечнаго по Своему предвечному рождению. Напрасно вы говорите, что Библия была дана с предвзятою мыслию, а ученые проповедовали добросовестно. Напротив: я вижу, что ученые, начиная от Спинозы до хвастуна Вольтера и позднейших всегда проповедывали с предвзятыми мыслями, все до одного человека, а некоторые с намерением разрушить веру верующих. Вы требуете доказательств связи Библии с Евангельскими заповедями. Я уже имел честь писать вам, что мы имеем последовательное учение от св. Евангелистов до наших времен, от Игнатия Богоносца, Оригена , Григория Богослова до Фотия-патриарха в неразрывной цепи писаний и свидетельств, кроме преданий, без которых нет истинной связи.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Руфь. 4:17 : «Соседки нарекли ему имя; и говорили: «у Ноемини родился сын и нарекли ему имя Овид». 1Цар. 1:20 : «Зачала Анна и родила сына и дала ему имя Самуил, ибо (говорила она) от Господа (Бога Саваофа) я испросила его». 4:21: «(Невестка Илии, жена Финеесова) назвала младенца Ихавод (бесславие), сказавши: отошла слава от Израиля» – со взятием ковчега Божия и (со смертью ) свекра её и мужа её». 25:25: (Авигея говорит Давиду): «пусть господин мой не обращает внимания на этого злого человека, на Навала, ибо каково имя его, таков и он. Навал (безумный) имя его, и безумие его с ним». 2Цар. 12:24–25 : «И родила (Вирсавия) сына и нарекла ему имя Соломон. И Господь возлюбил его и послал пророка Нафана, и он, нарек ему имя: Иедидиа (возлюбленный Богом), по слову Господа». Иис. Сир. 46: 2 : «Соответственно имени своему Иисус Навин был велик в спасении избранных Божиих». Еккл. 6:10 : «Что существует, тому уже наречено имя, и известно, что это – человек». Ис. 60:14 : «И назовут тебя городом Господа Сионом Святого Израиля». 61:6: «Служителями» Бога вашего будут именовать вас». (Ср. 62: 2–12). Иер. 33:9 ; «И будет для меня Иерусалим радостным именем, похвалою и честью пред всеми народами земли, которые услышат о всех благах» какие я сделал ему». Откр. 21:1–2 : «На воротах написаны имена двенадцати колен Израилевых». Наименование места Быт. 22:14 : «И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится». 26: 20–22: «И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарек колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним. (Когда двинулся оттуда Исаак) выкопали другой колодец, спорили также и о нем; и он; нарек ему имя: Ситна. И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили и нарек ему ими: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал: нам пространное место, и мы размножимся на земле». 26: 32–33: «В тот же день пришли рабы Исааковы и известили его о колодезе, который копали они, и сказали ему: мы нашли воду.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Следующим памятником с изложением ночной службы Рождеству Христову, который мне доступен, является Иерусалимский канонарь в грузинской версии, опубликованный прот. К. Кекелидзе 61 . По Иерусалимскому канонарю, праздник Рождества Христова совершался не 6 января, а 25 декабря. 24 декабря в 6 часов вечера богослужение начиналось в «Пастве». Произносилась ектения, читалась молитва , и пели ипакои гласа 8-го: «В вышних слава, на земли мир» со стихом «Земля даде плод свой; благослови ны, Боже, Боже наш, благослови ны, Боже; и да убоятся Его вси концы земли» ( Пс. 66, 7–8 ), другой ипакой – «Исаиа убо предрече: се, Дева». Произносились еще ектения и молитва и прокимен гласа 6-го «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит», аллилуарий гласа 2-го «Пасый Израиля, вонми» и Евангелие от Луки (2, 8–20), т. е. то же, что в Иерусалимском и Парижском лекционарах. После чтения Евангелия шли в Вифлеемскую пещеру, и здесь совершалась вечерня с чтением паремии ( Иер. 23, 2–6 ), Апостола ( Евр. 1, 1–12 ) и Евангелия ( Мф. 1, 18–25 ). За вечерней непосредственно следовала литургия. В полночь начиналась служба, состоявшая из двенадцати чтений. Одиннадцать чтений – из Ветхого Завета, и каждому из них предшествовало пение особого тропаря и стиха к нему: первый тропарь – гласа 2-го «Господу рождшуся в Вифлееме», стих «Отрыгну сердце мое слово благо» и чтение Быт. 1, 1–3, 24 ; второй тропарь – гласа 4-го «Веселитеся, праведнии, небеса», стих «Вси языцы, восплещите» и чтение Ис. 7, 10–17 ; третий тропарь – гласа 5-го «Явися бо благодать Божия спасительная», стих «Велий Господь и хвален зело» и чтение Исх. 14, 24 – 15, 21 ; четвертый тропарь – гласа 5-го «Исполнися реченное пророком», стих «Боже, ущедри ны и благослови ны» и чтение Мих. 5, 2–7 ; пятый тропарь – гласа 5-го «Видехом в вертепе ясли», стих «Боже, суд Твой цареви даждь» и чтение Притч. 1, 1–9 ; шестой тропарь – гласа 8-го «Днесь радуются небеса и ликуют», стих «Благоволил еси, Господи, землю Твою» и чтение Ис. 9, 5–7 ; седьмой тропарь – гласа 8-го «Откуду пришли есте волсви», стих «Основания Его на горах святых» и чтение Ис. 11, 1–9 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Союз Христа с Церковью пророчески – прообразовательно представлен под образом брачного союза жениха – Царя и невесты – Царевны, проникнутых самой искренней любовью. Такое изображение такого предмета строго сообразно с характером божественного Откровения. – Если в основании завета Бога с человеком, до и после его падения, была совершеннейшая любовь; то для выражения этой любви и для изображения ее и не могло быть лучшего образа, как образ любви жениха и невесты, ибо эта любовь, по закону природы, сильнее, нежели любовь к отцу и матери ( Быт.2:23–24 ). Вот почему Господь, желая определит свои отношения к своей ветхозаветной церкви, Себя называл мужем, а церковь своей женой, то любимой, то отринутой, то снова воссоединенной. Посему и новый завет, новый союз Христа с церковью предизображался, тем удобнее, как брак жениха с невестой. Так и в псалме 44-м, Царь, прекраснейший из сынов человеческих, и в тоже время Бог и Помазанник, вступает в брак с царевной – иноземной, различной с ним по происхождении, т. е. с церковью, для которой Он есть и жених и Господь (44:2–3, 7–12). Подобно тому, в пророчестве Исак Помазанник Божий, обращаясь к Сиону и возвещая ему вечный завет, приветствует его вечною радостью, причем сравнивает себя с женихом, a Сион с невестой (61:7–8, 10). Затем, представляя новые отношения Господа к новой церкви, Пророк говорит: «и будет яко же радуется жених о невесте, тако возрадуется Господь о тебе» (62:1, 5). – Посему же, когда явился Христос и стал приобретать Себе последователей – членов своей церкви, то Предтеча Его, Креститель Иоанне сказал своим ученикам: «не я Христос, но я послан пред Ним. Имевший невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась» ( Ин.3:28–29 ). – Наконец, и Сам Спаситель, присутствуя на вечере в доме Матфея Мытаря, назвал Себя женихом, когда сказал ученикам Иоанна Крестителя, напоминая им слова их учителя: «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но приидут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» ( Мф.9:14–15 ). – Посему и Ап. Павел в своем послании к Ефесянам учит о союзе Христа с церковью под образом брачного союза мужа и жены, говоря: «муж есть глава жены, как и Христос глава церкви, и Он же Спаситель тела... Мужья любите своих жен, как и Христос возлюбил церковь , и предал Себя за нее» ( Ефес.5:23. 25 ; ср. 31–32).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Таким образом, мы видим, что не только пророки писали о Мессии и о новозаветных временах, но и вся религиозная жизнь еврейского народа в ветхозаветное время имела самое тесное отношение к делу Мессии. Этот факт указывает нам на полное духовное единство новозаветной Церкви с ветхозаветным Израилем. Поэтому все пророчества, в которых упоминаются имена Израиля, Иерусалима, Сиона и т. д. имеют свое полное и совершенное осуществление в благодатной Церкви Христовой. Указатель Мессианских Пророчеств а) По содержанию Пророки писали о том, что Мессия будет иметь две природы: человеческую (Быт. 3:15, Ис. 7:14, Быт. 22:18, Пс. 39:7, Дан 7:13) и Божескую (Пс. 2; Пс. 44; Пс. 109, Ис. 9:6, Иер. 23:5, Вар. 3:36–38, Мих. 5:2, Мал. 3:1); что Он будет величайшим пророком (Вт. 18:18); царем (Быт 49:10, 2 Цар. 7:13, Пс. 2, Пс. 131:11, Иез. 37:24, Дан. 7:13) и первосвященником (Пс.109; Зах. 6:12), помазанным Богом (Отцом) на эти служения (Пс. 2; Пс.44; Ис. 42; Ис. 61:1–4, Дан. 9:24–27), и будет добрым Пастырем (Иез. 34:23–24, 37:24, Мих. 5:3). Пророчества свидетельствовали также, что важным делом Мессии будет поражение дьявола и его силы (Быт. 3:15; Числа 24:17), искупление людей от грехов и исцеление их физических и душевных недугов (Пс. 39, Исайя 35:5–7, 42:1-12, 50:4 и 53 глава и 61:1–4, Зах. 3:8–9) и примирение с Богом (Быт. 49:10, Иер. 23:5 и 31:34, Иез. 36:24–27, Дан. 9:24–27, Зах. 13:1); что Он освятит верующих (Зах. 6:12), установит Новый Завет в замен ветхого (Исайя 42:2, 55:3 и 59:20–21, Дан. 9:24–27) и этот завет будет вечным (Иер. 31:31, Ис. 55:3). Пророки предсказали о призвании язычников в Царство Мессии (Пс. 71:10, Исайя 11:1-11, 43:16–28, 49:6 и 65:1–3), о распространении веры, начиная с Иерусалима (Ис.2:2), о том, что Его духовные блага распространятся на все человечество (Быт. 22:18, Пс. 131:11, Исайя 11:1, 42:1-12 и 54:1–5, Иез. 34:23 и 37:24, Амос 9:11–12, Агг. 2:6, Соф. 3:9, Зах. 9:9-11), и о духовной радости верующих (Ис. 12:3). Пророки раскрыли также многие частности в связи с пришествием Мессии, а именно: что Он произойдет от Авраама (Быт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   человеческую — Быт. 3:15; Ис. 7:14; Быт. 22:18; Дан. 7:13;    и Божественную — Пс. 2; Пс. 44; Пс. 109; Ис. 9:6; Иер. 23:5; Вар. 3:36-38; Мих. 5:2; Мал. 3:1.    Он будет:    величайшим пророком — Втор. 18:18;    царем — Быт. 49:10; 2 Цар. 7:13; Пс. 2; Пс. 131:11; Иез. 37:24; Дан. 7:13;    первосвященником — Пс. 109; Зах. 6:12;    помазанным Богом (Отцом) на эти служения: (Пс. 2; Пс. 44; Ис. 42; Ис. 61:1-4; Дан. 9:24-27);    добрым Пастырем — Иез. 34:23-24; Мих. 5:3.    Пророчества также свидетельствовали, что важным делом Мессии будет:    поражение дьявола и его силы — Быт. 3:15; Чис. 24:17;    искупление людей от грехов и исцеление их физических и душевных недугов — Пс. 39; Ис. 35:5-7; Ис. 42:1-12; Ис. 50:4; Ис. 53 гл.; Ис. 61:1-4; Зах. 3:8-9;    примирение С Богом — Быт. 49:10; Иер. 23:5,31:34; Иез. 36:24-27; Дан. 9:24-27; Зах. 13:1;    что Он освятит верующих: — Зах. 6:12,    установит Новый Завет взамен Ветхого — Ис. 42:1; Ис. 55:3; Ис. 59:20-21; Дан. 9:24-27;    и этот Завет будет вечным — Иер. 31:31; Ис. 55:3.    Пророки предсказали:    о призвании язычников в Царство Мессии — Пс. 71:10; Ис. 11:1-11; Ис. 49:6; Ис. 65:1-3;    о распространении веры, начиная с Иерусалима — Ис. 2:2;    о том, что Его духовные блага распространятся на все человечество — Быт. 22:18; Пс. 131:11; Ис. 11:1, Ис. 42:1-12; Ис. 54:1-5; Иез. 34:23; Иез. 37:24; Ам. 9:11-12; Агг. 2:6-7; Соф. 3:9; Зах. 9:9-11;    о духовной радости верующих: (Ис. 12:3).    Пророки раскрыли многие подробности в связи с пришествием Мессии, а именно:    что Он произойдет от Авраама — Быт. 22:18;    из колена Иуды — Быт. 49:9;    из рода царя Давида — 2 Цар. 7:12-16;    родится от Девы — Ис. 7:14;    в городе Вифлееме — Мих. 5:2;    будет распространять духовный свет — Ис. 9:2;    исцелять больных — Ис. 35:5-6;    пострадает, будет пронзен, умрет, будет погребен в новом гробе и потом воскреснет — Быт. 49:9-11; Пс. 39:7-10; Ис. 50:5-7; Ис. 53 гл.; Зах. 12:10; Пс. 15:9-11;    и выведет души из ада — Зах. 9:11.    не все Его признают Мессией — Ис. 6:9;

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

За последние 30—40 лет появились признаки начала возрождения веры во Христа среди евреев. В целом ряде больших городов США появились миссионерские центры евреев-христиан, проповедующих среди своих братьев по крови веру в Господа Иисуса Христа. Очень интересно и поучительно познакомиться с их брошюрами и книгами на религиозную тему. Видно, что составители этих брошюр отчетливо понимают Священное Писание и ветхозаветную еврейскую религию. Ясно и убедительно они объясняют предсказания пророков о Мессии и о Его благодатном Царстве. Интересующиеся могут выписать такие миссионерские брошюры на английском языке по адресу: Ветн Sar Shalom Publicamuon 250 W. 57 St. N.Y., N.Y. 10023. Есть отделы этой миссионерской организации и в других больших городах США. Молим Бога помочь евреям увидеть своего Спасителя и начать служить Ему так усердно, как служили Богу их славные предки! Указатель Мессианских Пророчеств а) По содержанию Пророки писали о том, что Мессия будет иметь две природы: человеческую (Быт.3:15, Ис.7:14, Быт.22:18, Пс.39:7, Дан.7:13) и Божественную (Пс.2; Пс.44; Пс.109, Ис.9:6, Иер.23:5, Вар.3:36—38, Мих.5:2, Мал.3:1); что Он будет величайшим пророком (Втор.18:18); царем (Быт.49:10, 2Цар.7:13, Пс.2, Пс.131:11, Иез.37:24, Дан.7:13) первосвященником (Пс.109; Зах.6:12), помазанным Богом (Отцом) на эти служения (Пс.2; Пс.44; Ис.42; Ис.61:1—4, Дан.9:24—27), и будет добрым Пастырем (Иез.34:23—24, 37:24, Мих.5:3). Пророчества свидетельствовали также, что важным делом Мессии будет поражение дьявола и его силы (Быт.3:15, Чис.24:17), искупление людей от грехов и исцеление их физических и душевных недугов (Пс.39, Ис.35:5—7, 42:1—12, 50, 53, 61:1—4, Зах.3:8—9) и примирение с Богом (Быт. 49:10, Иер. 23и 31:34, Иез. 36:24—27, Дан. 9:24—27, Зах. 13:1); что Он освятит верующих (Зах. 6:12), установит Новый Завет в замен ветхого (Ис.42:2, 55, 59:20—21, Дан.9:24—27) и этот завет будет вечным (Иер.31:31, Ис.55:3). Пророки предсказали о призвании язычников в Царство Мессии (Пс. 71:10, Исаия 11:1—11, 43:16—28, 49и 65:1—3), о распространении веры, начиная с Иерусалима (Ис.2:2), о том, что Его духовные блага распространятся на все человечество (Быт.22:18, Пс.131:11, Ис.11:1, 42:1—12, 54:1—5, Иез. 34, 37:24, Ам.9:11—12, Агг.2:6, Соф.3:9, Зах.9:9—11), и о духовной радости верующих (Ис.12:3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2623...

1717. См.: Быт.43:16. 1718. См.: Деян.9:3. 1719. Ср.: Лк.15:17. Свт. Амвросий сравнивает душу с блудным сыном из притчи 1720. Это сократовское выражение Морескини предлагает понимать как «познай свои грехи» (Moreschini. Р. 55, п. 40). 1721. Подробнее о теле как о темнице души см. тракт «О благе смерти» (2. 5; 3. 8; 4. 14; 5. 16 и др.) 1722. Ориген по другому толкует эти строки Песни песней, ср.: Ориген. Гомилии на Песнь песней. I. 9. С. 61 1723. Ср.: Мф.25:33. 1724. Ср.: Иер.3:15. 1725. Ср.: Чис.24:6. 1726. См.: Песн.1:9. 1727. См.: exp. ps. 118, 2. 33. 1728. Ожерелье, видимо, понимается не только как женское украшение, но и как воинская награда. Ср. у Пруденция, perist. 1. 65: aureos auferte torques, sauciorum praemia. — Примеч. ред. 1729. См.: Быт.26:7, где Исаак представляет Ревекку своей сестрой, так как боится, что его убьют из–за нее. Ревекка была внучкой Нахора, брата Авраама, следовательно, племянницей Исаака. 1730. См.: Быт.26:18. 1731. См.: Быт.26:19. Вода живая (aqua uia) — родник. 1732. См.: Быт.26:25 и след. 1733. См.: Ин.4:6, 12. 1734. О духовном значении колодцев свт. Амвросий пишет в трактате «О Святом Духе» (spir. s. 1. 16. 166). О колодцах как источниках мудрости и о трех видах мудрости (части философии: физика, этика, эпоптика) см. подробнее: Нестерова О.Е. Опыт адаптации оригеновского учения… С. 25–26. 1735. См.: Быт.21:14. 1736. См.: Быт.29:2, 9. 1737. См.: Исх.2:15–17. 1738. См.: Origenes. hom. in Gen. 11. 3 — о колодце видения. 1739. Герар значит «предел», «ограда», «округ» (Ibid. 13. 2). 1740. См.: Еф.2:14. 1741. См.: Еф.2:14–16. 1742. Сам свт. Амвросий говорит об этом: «Все Божественные Писания суть либо физические, либо мистические, либо моральные: физические в Бытии, где излагается, как были сотворены небо, моря и земли и каким образом был устроен сей мир: мистические в Левите, где описывается таинство священнического служения; моральные во Второзаконии, где человека научают жить по заповеди Закона. Отсюда ясно и то, почему из нескольких книг Соломона были избраны три: в Екклесиасте трактуется о физическом, в Песни песней о мистическом, в Притчах о моральном» (expl. ps. 36, 1, рус. пер. цит. по: Нестерова О. Е. Опыт адаптации оригеновского учения.., С. 26–27, примеч. 61).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010