24:1–23 Данная глава, особое место в которой занимают размышления о неминуемом наступлении Дня Господня, является своего рода промежуточным звеном между пророчествами о суде над народами и изображением торжества Божественного спасения. 24 Господь. В каждом наказании Господь совершает Свой суд. Этот суд близок и неотвратим. 24 с народом... со священником. Суд Божий настигнет каждого, кем бы он ни был. 24 Земля... разграблена. Здесь повторяется мотив ст. 1. Господь изрек слово сие. Т.е. так решил и повелел. Ср. 55,11. 24 Сетует. Ср. 15,6; 1,30.31 и ком. возвышавшиеся. Точнее: «небо вместе с землею погибнет». 24 осквернена... нарушили. Осквернив все сотворенное Богом и восстав против заповеданного Им миропорядка, люди навлекли на себя кару Божию. Ср. Быт. 9,4 . 24 сожжены. Точнее: «истреблены». 24 Плачет... воздыхают. В день гнева Божиего смех сменится слезами, умолкнут музыка и пение (ср. 5,12). 24 Разрушен... город. Собирательный образ, символ человеческой цивилизации. 24 Плачут... на улицах. Т.е. повсеместно. 24 земли... народами. Все и вся испытают опустошение, которое принесет Божественный суд. при обивании маслин. Земля останется без своих обитателей, как после обивания маслин деревья остаются без плодов. 24 возвысят голос свой. Этой новой песнью народ будет приветствовать спасительные деяния Божий (ср. 12,1–6; 35,6; 42,10–13; 44,23; 45,8; 49,13; 52,8,9; 54,1; 61,7; 65,14). 24 славьте Господа. Исаия призывает народ воздать Богу почести, достойные Божественного Воителя (25,3; 43,20; Пс. 21,23 ; Откр. 4,8 5,13; см. ком. к 4,2 и 37,16). 24 От края земли. Все народы соединятся, вознося хвалу Богу. Слава Праведному! То же, что «слава Господу». сказал я. Исаия, исполнившись ликования при виде грядущего Божиего спасения, не в силах, тем не менее, присоединиться ко всеобщей хвале, ибо не может забыть об окружающем его пороке. 24 Ужас и яма и петля. Люди сами навлекли на себя ужас Божией кары: их дела стали для них «ямой» и «петлей», т.е. капканами, в которые они и угодили.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Отъезд Ревекки происходит следующим образом: И встала Ревекка и служанки ее, и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком (Быт. 24, 61).– Дух Святой впереди, Он указывает нам дорогу. Как сказано: Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Ин. 16, 13). И раб взял Ревекку и пошел (то есть он ведет ее верблюда за узду – О.С.).А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной. При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды (Быт. 24, 61–63). Вышел в поле поразмыслить – слово, переведенное у нас как «поразмыслить» (), от еврейского слова – ласуах ; корневая основа этого слова – еврейское слово «сиха», которое означает не что иное, как «молитва». Как сказано: Вечером и утром и в полдень буду умолять (« асиха ») и вопиять, и Он услышит голос мой (Пс. 54, 18); и еще: излил пред Ним моление мое («сихи»)» (Пс. 141, 2); и еще: Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою («сихо»)» (Пс. 101, 1). Мы видим Авраама, который выходит поразмыслить рано утром, когда происходила гибель Содома. И Авраам – это тот, кто установил (в понимании древних) утреннюю молитву. А Исаак при наступлении вечера вышел в поле поразмыслить. По-славянски здесь стоит слово «поглумиться». Что значит «глумиться»? В современном языке «глумиться» – это делать что-то плохое. А на славянском языке «глумиться» – это значит «рассуждать о Боге, о божественном». Праведный Исаак вышел в поле для молитвы и духовного рассуждения. И он устанавливает вечернюю молитву. Как у Климента Александрийского мы прочитали: «Поэтому их деяния стали законом для нас». И возвел очи свои ,– что означает на библейском языке: возвести очи ? Начать молиться, мы это уже знаем. И увидел: вот, идут верблюды. Ревекка взглянула, и увидела Исаака (Быт. 24, 63–64). Невеста Церковь видит Христа Жениха, но она боится обмануться: а может быть, это лжехристос? Есть же всякие лжехристы? И Сын Божий предупреждал, что будут лжехристы. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,– не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: “вот, Он в пустыне”,– не выходите; “вот, Он в потаенных комнатах”,– не верьте (Мф. 24, 23–26).

http://pravoslavie.ru/110108.html

В Евангелии от Иоанна читаем: «И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю» (…ς ον επεν ατος γ εμι πλθον ες τ πσω κα πεσαν χαμα) ( Ин. 18:6 ). Это явная реакция на произнесение Имени Божия. Оно раз в год произносилось первосвященником в Храме, а в эту ночь было неоднократно произнесено Господом Иисусом Христом, отнесшим это Имя к Себе. На вопрос первосвященника «Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я…» ( Мк. 14:61,62 ). В греческом тексте Евангелия мы видим «… δ ησος επεν γ εμι …» После таких слов первосвященник разодрал свои одежды, так как ясно понимал, что они означают, и действовал соответственно преданию. Ведь «Талмуд считает достойной наказания только такую хулу на Бога, при которой произносятся запрещенные для произношения вслух имена Бога. Если кто-то был виновен в подобном богохульстве (gidduph), то те, кто свидетельствовали против него, должны были разодрать на себе одежды» 295 . Пророк Божий Моисей возвещает, что Господь нисшел для осуждения Содома и Гоморры от Другого, «Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим. 6:16 ), Которого мы называем Творцом всего и Отцом. Когда два ангела пошли в Содом «Авраам же еще стоял пред лицем Иеговы» ( Быт. 18:22 ) (пер. Н.М.) 296 , о котором написано: «И пролил Иегова дождем серу и огонь от Иеговы на Содом и Гоморру с неба» ( Быт. 19:24 ) 297 . Интересно, что в халдейских переводах Ветхого Завета, так называемых Таргумах, часто встречается выражение «Мемра» т. е. Слово Божие, в тех местах, где в еврейском тексте написано JHWH, особенно в тех случаях, где Бог открывается Своему народу или говорит с ним 298 . Так, например, по халдейскому переводу, «Слово Божие» говорит Адаму в раю; «Слово Господне» говорило Аврааму, дало закон на Синае и т. д., наконец, в предыдущем отрывке Быт. 19:24 сказано, что «Слово Божие низвело на Содом огонь и серу». Когда в Быт. 31:13 ангел Божий говорит Иакову, что Он тот Бог, которому Иаков дал обет в Вефиле, то в Онкелос Таргуме говорится, что Иаков дал свой обет Слову JHWH: «если Слово JHWH сделается моей помощью, то Слово JHWH будет мне Богом» ( Быт. 28:20 и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

• Mymhes,Culmes et Religion par A. Lang, trad. par Léon Mariller. Paris, 1896. Ch. III et IV. 58 Эл. Б. Тэйлор. Первобытн культура. Т. I, гл. IV. Стр. 108–109. – Ср. Lang, Mythos, Cultes et Religien, гл. IV, стр. 89 и след. 59 Доист быт челов Тайлора . Стр. 154. Тут ссылка на Collins, New South Wales; London, 1798, vol. I. P. 569. 60 id., стр. 154–155 со ссылкой на Schoolkraft, part I, pp. 372, 380–382 (Historic, and Statistic. Information respecting the History, etc. of the Indian Tribs of the U.S. Philadelphia, 1851. 61 id., стр. 155 и ссылка на Charlevoix, Hist. et Descr. Gen. de La Nouve e. France, Paris. 1744, vol. VI. P. 88. 65 Lang id. p. 94 со ссылкой на Fison et Hovitt: Kamilaroi and Kurnai, p.251–52; The Native tribes of South Australia, p. 24 et seq. et p. 275–76. 67 Тайлор. Доистор быт, стр. 156, со ссылкой на Rivero and v. Tschudi, Antigüedades, Peruanas, Vienna, 1851, p. 181. 71 id., p. 157, со ссылкой на I. Grimm, Deutsche Mythologie, Göttingen, 3 rd ed., 1854, p. 1047. 72 См. напр. Lang, стр. 95, со ссылкой на А. Bambaud, Hist. de Russie, p. 261. Интересный сыск относительно «колдовства на царицын след» приводит И. Забелин : «Домашний быт русского народа в XV и XVII ст». М., Т. II. «Домашний быт русских цариц». 2-е изд., 1872. Стр. 542–552. 74 Антропология Э. Ю. Петри. Т. I. Стр. 513. Добавление к этой сноске: и Тейлор, Доисторический быт, стр. 167–168 с ссылкой на Turner, «Polynesia». Рр. 18, 89, 424. Тут же ссылки на аналогичные обычаи других стран. 79 О некоторых средневековых обвинениях против евреев. Историческое исследование по источникам Д. А. Хвольсона . Второе, совершенно переработанное издание. СПб., 1880. Стр. 235–236, стр. 242; все цитаты и ссылки заимствованы оттуда же; на стр. 243 и след. Обвинения против евреев в употреблении христианской крови. 80 На этой странице на отдельном листе вклеено примечание: Описатель­ная С..тология (неразборчиво)... Герберт Спенсер. Англия. Приложения. Пер. под ред. И. В. Лучицкого. K..h (неразборчиво). 1870. 449–1066 г. по Р.Х. Древнеанглийск. церковь . Стр. 209. Kemble, The Saxens in England 1849, I. 391. Invultuatio «включает, по-видимому, заклинания против жиз­ни врага при помощи восковой или иной фигуры, в которую втыкают пе­рья или мечут острую стрелу».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

«един Бог, един и посредник между Богом и человеками человек Иисус Христос» (1 Тим. 2, 5). В чем сущность посреднического служения, каким требованиям должен отвечать тот, кто желает выступить в роли посредника? Пример посреднического служения — работа переводчика, человека, одновременно являющегося носителем двух языковых культур. Миссия посредника может быть успешной только в том случае, если он в равной степени является «своим» для обеих сторон, посредником между которыми он собирается выступить. Если цель Мессии состоит в том, чтобы восстановить отношения между Богом и человеком, соединить их союзом более тесным, чем тот, который имел место до грехопадения, то Спаситель, будучи единым существом, единым лицом, в то же время должен быть не только истинным Богом, что утверждается во II члене Символа веры, но и истинным человеком. 2.2. Господь Иисус Христос — истинный Человек 2.2.1. Свидетельства Священного Писания об истинности человеческого естества Господа Иисуса Христа На человеческое естество Спасителя указывается уже в Ветхом Завете. Моисей говорит о грядущем Мессии как о семени Авраама (Быт. 12, 2-3), Исаака (Быт. 26, 4) и Иакова (Быт. 28, 14). Пророк Иеремия называет Христа потомком царя Давида (Иер. 23, 5-6). В Евангелии Господь предстает во всей полноте психофизических обнаружений человеческой природы. Так, Спасителю усвояется истинно человеческое тело со всеми его частями, свойствами и отправлениями. Эта истинная, а не призрачная телесность, по словам Самого Господа, сохраняется и после Воскресения Его из мертвых. Явившись ученикам по Воскресении, Господь сказал: «осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24, 39), а затем предложил ап. Фоме вложить персты «в ребра Его» (Ин. 20, 27). В Евангелии многократно говорится о различных частях тела Господа, например о главе (Мф. 27, 29-30), руках и ногах (Ин. 12, 3; Лк. 24, 39), перстах (Ин. 8, 6), голенях (Ин. 19, 33), ребрах (Ин. 20, 27-30), крови (Ин. 19, 34). Также Спасителю усвояют телесные свойства и отправления. Тело Его было обрезано (Лк. 2, 21), имело нужду в пище и питии (Мф. 4, 2; Лк. 4, 2). Оно подвергалось усталости (Ин. 4, 6), требовало сна (Мф. 8, 24), было способно к переживанию болезненных ощущений и страдательных состояний (Лк. 22, 41-44; Ин. 19, 34-35), вкусило смерть и было погребено (Мф. 27, 40-61).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Литургия в этот день совершается – Василия Великого . После стихир «на Господи воззвах», в которых Церковь так слышимо выразила стоны ада, поражаемого во главу Великим Потомком Евы, предлагаются пятнадцать чтений из Ветхого Завета, в которых заключаются или преобразования страданий, смерти и воскресения Христова, или же пророчества о наступлении благодатного царства Христова. Предлагаем здесь содержание чтений применительно к дню: Первое, – из книги Бытия ( Быт.1:1–13 ), показывает, что Почивающий плотью во гробе есть Слово Божие – Творец мира. Второе, – из Пророка Исаии ( Ис.60:1–16 ), возвещает о появлении славы Господней над Иерусалимом, к которому отовсюду стекаются цари и народы, поклоняясь самому месту, на котором стояли ноги Христовы. Третье, – из книги Исхода ( Исх.12:1–11 ), о заклании агнца пасхального, который был прообразованием Спасителя. Четвертое, – из книги Пророка Ионы: на тридневное пребывание его во чреве китовом Сам Спаситель указывает, как на преобразование тридневного пребывания Своего в сердце земли ( Мф.12:40 ). Пятое, – из книги Иисуса Навина ( Нав.5:10–15 ), о первой Пасхе в земле Ханаанской и прекращении манны по тому случаю, что Израильтяне в этот день вкусили уже от плодов земли обетованной. Эти события таинственно напоминают о прекращении всех ветхозаветных обрядов после того, как «наша Пасха за ны пожрен бысть Христос» ( 1Кор.5:7 ) и христиане причастились истинных новозаветных таинств. Шестое, – из книги Исхода ( Исх.13:1–31, 15:1–19 ), о изведении Израильтян из Египта и чудесном переходе их чрез Чермное море под руководством Моисея, который был прообразом Спасителя, избавившего род человеческий из под власти диавола. Седьмое, – из книги Пророка Софонии ( Соф.3:8–15 ) об отвержении иудеев и о собрании новой Церкви из всех народов. Восьмое, – и девятое, – из 3-й и 4-й книги Царств ( 3Цар.17:8–24 ; 4Цар.4:8–37 ) о воскрешении Илией сына Сарептской вдовы и Елисеем сына одной Самонской жены. Десятое, – из книги Пророка Исаии ( Ис.61:10–11, 62:1–5 ), который всю новозаветную Церковь призывает к веселию, потому что Сам Господь облекает ее в ризу спасения и обещает быть защитником и хранителем ее вовеки. Одиннадцатое, – из книги Бытия ( Быт.22:1–18 ), о принесении в жертву Исаака, который был прообразом Иисуса Христа. Двенадцатое, – из книги Пророка Исаии ( Ис.61:1–19 ) о великом посольстве на землю Сына Божия для благовествования нищим и исцеления сокрушенных сердцем, для проповедания плененным свободы и утешения плачущих, для возвещения лета Господня приятного. Тринадцатое, – из книги того же Пророка ( Ис.63:11–19, 64:1–5 ) о истреблении врагов Христа от появления славы Божией. Четырнадцатое, – из книги Пророка Иеремии ( Иер.41:31–34 ) о поставлении Нового вечного Завета с людьми на место Ветхого. Наконец пятнадцатое, – из книги Пророка Даниила ( Дан.3:1–24 ) о чудесном избавлении от огня трех друзей его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Будучи единым сущим (unum ν; единой сущностью), обладая самостоятельным существованием, или бытием, человеческая душа, согласно В. М., не просто существует, но живет, размышляя о своем бытии и жизни, т. е. нераздельно соединяет в себе свое бытие, жизнь и мышление. Триединство бытия, жизни и мышления в душе составляет, по В. М., образ Божий, образ Св. Троицы (Adv. Ar. I 20. 24-37, 32. 27-78, 56. 5-6, 61. 1 - 64. 8). В. М. отличает выражения «по образу Божию» и «по подобию Божию»: первое означает саму сущность души, второе - качество, находящееся в сущности, совершенство души по подобию того совершенства, к-рое находится в Боге. То, что «по образу», человеку присуще уже в этом мире, поскольку человек всегда разумен; то, что «по подобию», т. е. совершенство души, будет у человека только впосл., по вере в Бога, и уже было бы, если бы Адам не согрешил (Ibid. I 20. 59-64). Поскольку душа сотворена по образу Божию, она не единосущна Богу, но лишь подобосущна Ему (Ibid. III 12. 21). Как живая сущность, душа самоподвижна и сообщает движение телу (De gen. Div. Verbi. 10. 19-21; Adv. Ar. I 20. 47-48, 63. 30-32; IV 13. 5-14). Как разумная, она обладает умом (мышлением, νον, intellectum, intelligentiam - De gen. Div. Verbi. 7. 10-16, 8. 1-2; Adv. Ar. I 61. 7-21). Душа человека (как и ум) двойственна: «материальная» душа, к-рая есть чувственная сила (potentia sensibilis), или просто чувство (sensus), и Божественная душа. Происхождение материальной души В. М. обосновывает повествованием кн. Бытие о том, что тело первого человека было образовано из земли, к-рая уже заключала в себе эту вещественную душу, в результате чего человек стал «душою живою», т. е., как и все остальные животные, получил душу вместе с материей (Ibid. I 62. 11-14; Быт 2. 7). При этом даже высший ум человека переходит из состояния возможности в состояние действительности, т. е. становится действительным умом только тогда, когда обращается к Божественному и всеобщему Уму - Св. Духу (Adv. Ar. I 61. 7-21). По мнению В. М., характерной особенностью человеческих душ является их динамический, подвижный статус в иерархии бытия. Если ангелы, демоны, материя были наделены Богом определенной природой и свойствами и неизменно пребывают в этом состоянии, то души, также наделенные своей особой сущностью и свойствами, силою Божией ведутся к лучшей сущности (in meliorem substantiam), так что из душ они в конце концов могут стать духами (In Ephes. 1. 8).

http://pravenc.ru/text/158588.html

Слово Божье названо и Женихом (ср. Мф.9:15 ), как и пророк говорит от Его лица: «Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» ( Ис.61:10 ), и многими другими именами, перечисление которых займет слишком много времени. И как Сам Господь избирает Свой облик в зависимости от времени, места и конкретных условий, так и святых, служивших Его прообразом, следует считать символами тайн в соответствии с местом, временем и конкретными условиями, как мы видим в Исааке, о котором читаем: «Оттуда перешел он к колодезю клятвы. И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради Авраама, раба Моего» ( Быт.26:23–24 ). Апостол Павел представляет нам два образа Исаака: один – о котором он сказал, что Измаил, сын Агари, символизирует людей по плоти, а Исаак – по обетованию (ср. Гал.4:23 ); другой – о котором он сказал: «Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» ( Гал.3:16 ). Таким образом, Исаак символизирует и людей, и Христа. О Христе определенно сказано как о Слове Божьем не только в Евангелиях, но также в законе и пророках. Но в законе Он учит новоначальных, а в Евангелиях – совершенных. Поэтому Исаак олицетворяет Слово, Которое в законе или пророках. 2 . «Оттуда перешел он к колодцу клятвы. И в ту ночь явился ему Господь» ( Быт.26:23–24 ). Мы также уже сказали, что украшение храма и проводившихся в нем богослужений было возвышением закона. Возрастание пророков также можно назвать возвышением закона. И, возможно, по этой причине сказано, что Исаак перешел к колодцу клятвы, и говорится, что там явился ему Господь. Ибо через пророков «клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Пс.109:4 ). Поэтому Бог явился ему у колодца клятвы, подтвердив исполнение данного Им обетования. «И он [Исаак] устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь» ( Быт.26:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   распространение Церкви по всей земле — Ис. 42:1-12,54:12-14;    непоколебимость и непреодолимость — Ис. 2:2-3; Дан. 2:44; Дан. 7:13; Зах. 9:9-11;    уничтожение зла, страданий — Чис. 24:17; Ис. 11:1-10;    утверждение радости — Ис.42:1-12,54:12-14,60:1-5,61:1-4;    воскресение плоти — Иов 19:25;    уничтожение смерти — Ис. 26 гл.; Ис.42:1-12,61:1-4; Зах. 9:9-11; Ос. 13:14;    познание Бога — Ис.2:2-3,11:1-10; Иер. 31:31-34;    уподобление Царства Мессии горе — Пс. 2; Ис.2:2-3,11:1-10; Ис. 26 гл.; Дан. 2:34;    торжество истины и справедливости — Пс. 71:10-17; Пс. 109:1-4; Ис.9:6-7,11:1-10; Ис. 26 гл.; Иер. 23:5;    слава торжествующей Церкви — Ис. 26-27 гл.    Иерусалим был ханаанским городом «Ушалим» («основанный богом Шалемом»). Он известен по аккадским документам XIV века до Р.Х. (переписка Телль-эль-Амарна). Библейское предание видит в нем город Мелхиседека, современника Авраама (См. Быт. 14:18), и отождествляет его местонахождение с горой Мориа, на которой Авраам совершил жертвоприношение.    Согласно пророчествам, Илии предстоит снова прийти перед концом мира, чтобы обличить лживость антихриста. Тогда он претерпит мученическую смерть.    Вероятно, Ксеркса (485—465 гг.).    Антиох, претендуя на божественные почести, назвал себя «Киифаиом» — что значит «явление бога». За свои лютые преследования верующих он стал прообразом грядущего последнего гонителя веры — антихриста. Апостол Павел, говоря об антихристе, предсказывает, что он сядет в храме Божием, выдавая себя за Бога (2 Фес. 2:4). Напоминая подобный случай с Антиохом, Иисус Христос, говоря о «мерзости запустения» святилища храма Божия, предсказанном пророком Даниилом (см. Дан. 9:27; Мф. 24:15), напоминает такое состояние Иерусалимского храма при Антиохе Епифане. Антиоха постигла лютая болезнь, от которой он умер, будучи заживо съеденным червями.    Слово «кафизо» на греческом значит «сидеть».    Греческий перевод Библии III века до Р.Х.    Событие это, хотя чрезвычайно редкое, но возможное. Есть киты, которые доходят до 30 метров длины. Желудок этих китов имеет от 4 до 6 отделений, в любом из которых могла бы свободно поместиться небольшая группа людей. Киты дышат воздухом и имеют в голове воздушную запасную камеру размером в 25 кубических метров. Иногда находили животных и людей живыми в голове таких китов. Кит-акула, достигающая 24 метров, тоже может вместить в себе человека, не повредив его физически.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

26 мертвые тела. В этом стихе Исаия благовествует о грядущем воскресении, вступая в противоречие со словами ст. 14 (ср. Иез. 37,11.12 ). Мысль о телесном воскресении, тем не менее, обнаруживается во многих местах Ветхого Завета, ибо смерть рассматривается в нем как насилие над Божественным миропорядком ( Иов 19,25.26 ; Пс. 48,15; 72,24–26 ; Дан. 12,2 ; Ос. 13,14 ; см. ком. к 25,7.8). поверженные в прахе. Эти слова относятся не только к умершим, но и ко всем униженным и потерявшим надежду людям ( Пс. 21,15 ). роса. Символ жизни и нового рождения ( Пс. 132,3 ; Ос. 14,5 ). 2627,1 Исаия призывает остаток Израиля ободриться и ждать Божественного спасения. 26 народ мой. Остаток Израиля. войди... укройся. Подобно тому как Господь хранил Ноя, затворив его в ковчеге ( Быт. 7,16 ), Он сохранит Свой народ в ожидании спасения. на мгновение. Т.е. до тех пор, пока не совершится суд Божий над нечестивыми. Невзгоды, которые на время постигнут народ Божий, несравнимы с вечным торжеством славы Божией, следующим за ними (ст. 19; 54,7; Пс. 29,5 ; 2Кор. 4,17 ; 2Пет. 3,9 ). 26 кровь. Здесь ясный намек на кровь Авеля ( Быт. 4,11 ) и всех невинных жертв насилия. В Откровении Иоанна также говорится, что море, смерть и ад отдадут своих мертвецов (20,13). В этом стихе речь идет о воскресении мертвых. Глава 27 27:2–13 Исаия вновь говорит о грядущем преображении земли. 27:2–6 Песнь о винограднике, составляющая содержание данных стихов, полностью противоположна притче, рассказанной в 5,1–7 (3,14; 5,1; 61,5; 65,21). 27 левиафана, змея. Левиафан, собственно, название крокодила. Здесь же это слово ассоциируется с огромным змеем. Ветхий Завет использует этот образ для обозначения зла и насилия (30,6 и ком.; 51,9; ср. Иов 3,8; 41,1 ; Пс. 73,14 ; Откр. 12,7–10 ). Победа, одержанная Богом над левиафаном, убеждает праведников в том, что людей, творящих зло, ждет неминуемое поражение. Борьба добра и зла это сражение Бога с сатаной, толкающим людей на злодеяния ( Быт. 3,15 ; Рим. 16,20 ; Откр. 12,1–6 ). 27 В тот день. Т.е. когда закончится суд Божий над нечестивыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010