6. Две цели брака Что такое брак? С православно-христианской точки зрения «брак есть таинство, в котором, при свободном перед священником и церковию обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей» (стр. 70, «Простран. Катихизиса» высокопр. Филарета, 61 изд.). Если поглубже вдуматься в это определение брака, то оно указывает на тесно связанные одна с другою две цели брака. 1 . Во-первых он имеет целию соединить личности различного пола, восполнить естественную односторонность одного из них тем, что есть в другом, и содействовать их духовному совершенствованию и объединению в совместной их жизни. Мнение о такой цели брака вытекает из слов, сказанных Богом перед созданием нашей прародительницы: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» ( Быт. 2:18 ). Взаимопомощь в деле всестороннего совершенствования двух различного пола лиц – вот, значит, в чем первая цель брака по слову Божию. На это же указывают и еврейские имена: муж по-еврейски isch, и жена isha. То и другое слова относятся к понятию: человек, как виды его: первое из них указывает на человека в мужеском роде, а второе – в женском (еврейские слова: sahar и nebekka имеют более общее значение, относящееся и к животным). Основываясь и на этих значениях приведенных еврейских слов, мы в праве сказать, что муж и жена призваны образовать единого совершенного человека, поскольку они, конечно, путем самодеятельной духовной работы объединяются при своей совместной жизни. Тот же смысл заключается и в следующих словах Самого Бога: «да будут двое одною плотию» ( Быт. 2:24 ; Мф. 19:5 ). В Новом Завете та же самая мысль выражается в том, что отношения мужа и жены уподобляются тесным и неразрывным отношениям, какие существуют между Иисусом Христом и Его церковию ( Еф. 5:23 и др.) 293 . 2 . Что касается второй цели брака, то она ясна сама собою. Цель эта – благословенное рождение и христианское воспитание детей. Она ясно выражена в следующих словах книги Бытия: «благословил их Бог, и сказал им... плодитесь... размножайтесь... наполняйте землю» ( Быт. 1:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Нас было четверо, и у нас был общий друг. С него-то всё и началось — он отучился три года в семинарии и внезапно осознал, что перед рукоположением ему придётся жениться. Строго говоря, за него осознали это мы, поскольку он был очень ленив до всего, что не касалось учёбы. Обсудив это, мы помогли ему принять волевое решение — сыграть свадьбу непременно в мае. А был сентябрь. Для нахождения невесты у нас имелось восемь месяцев. Говорю «у нас», имея в виду только нас четверых, поскольку друг наш сразу устранился почти от всех забот, убедительно сославшись на библейскую практику нахождения невесты с помощью Елеазара (Быт. 24, 1-61) и призвав нас воплощать библейский идеал в жизни. Мы согласились, лишь немного поспорив, как лучше называть раба Авраама, нашедшего Ревекку для Исаака: Елеазаром или Елиезером. Остановились на первом. Сложением наших лучших качеств итоговый «Елеазар XXI века» получился таковым: сто четыре года, кандидат наук, поэт и спортсмен, ценитель классической музыки, рыбалки и живописи, тяжёлого физического труда, заводила утончённо-интеллектуальных споров и любитель модно одеться. Наш друг назвал такого елеазара «вполне сносным» и выдвинул свои требования к искомой невесте. Тут мы столкнулись с первой сложностью. Требований было не просто много, но подавляюще много, издевательски много, совсем не по-библейски. А что самое ужасное, все они были по делу. Однако мы не сдались. Оправившись от первого шока, мы несколько упростили требования и распределили их по критериям, решив искать невесту по одному из них, а уж потом смотреть, подходит ли она по остальным. Что ж, постаравшись, мы нашли вполне адекватных его представлениям о красоте кандидаток. Однако тут возникла проблема номер два. Благодаря нашим новым знакомым мы вскоре увидели и с ужасом осознали, что наш друг, оказывается, немного полноват, чуть-чуть лысоват и слегка сутуловат. Мы, конечно, ничем не выдавали наш внутренний конфуз и смущение, а вот девушки удивлённо поднимали брови, впервые увидев пред собой того, которого мы расписывали как воплощение всех их возможных мечтаний. Через некоторое время мы исчерпали все ресурсы, проходящие по этому критерию, и решили во главу угла поставить что-нибудь другое.

http://pravoslavie.ru/37692.html

1. Торпеда 2. Промах 3. Шарашка 4. Протестантское Рождество 5. Хьюги-Буги 6. Мирный быт 7. Женское сердце 8. Остановись, мгновенье! 9. Пятого года упряжки 10. Розенкрейцеры 11. Зачарованный замок 12. Семёрка 13. И надо было солгать... 14. Синий свет 15. Девушку! Девушку! 16. Тройка лгунов 17. Насчёт кипятка 18. Сивка-Бурка 19. Юбиляр 20. Этюд о великой жизни 21. Верните нам смертную казнь! 22. Император Земли 23. Язык — орудие производства 24. Бездна зовёт назад 25. Церковь Никиты Мученика 26. Пилка дров 27. Немного методики 28. Работа младшины 29. Работа подполковника 30. Недоуменный робот 31. Как штопать носки 32. На путях к миллиону 33. Штрафные палочки 34. Звуковиды 35. Поцелуи запрещаются 36. Фоноскопия 37. Немой набат 38. Изменяй мне! 39. Красиво сказать — в тайгу 40. Свидание 41. Ещё одно 42. И у молодых 43. Женщина мыла лестницу 44. На просторе 45. Псы империализма 46. Замок святого Грааля 47. Разговор три нуля 48. Двойник 49. Жизнь — не роман 50. Старая дева 51. Огонь и сено 52. За воскресение мёртвых! 53. Ковчег 54. Досужные затеи 55. Князь Игорь 56. Кончая двадцатый 57. Арестантские мелочи 58. Лицейский стол 59. Улыбка Будды 60. Но и совесть даётся один только раз 61. Тверской дядюшка 62. Два зятя 63. Зубр 64. Первыми вступали в города 65. Поединок не по правилам 66. Хождение в народ 67. Спиридон 68. Критерий Спиридона 69. Под закрытым забралом 70. Дотти 71. Будем считать, что этого не было 72. Гражданские храмы 73. Кольцо обид 74. Рассвет понедельника 75. Четыре гвоздя 76. Любимая профессия 77. Решение принимается 78. Освобождённый секретарь 79. Решение объясняется 80. Сто сорок семь рублей 81. Техно-элита 82. Воспитание оптимизма 83. Премьер-стукач 84. Насчёт расстрелять 85. Князь Курбский 86. Не ловец человеков 87. У истоков науки 88. Диалектический материализм — передовое мировоззрение 89. Перепёлочка 90. На задней лестнице 91. Да оставит надежду входящий 92. Хранить вечно 93. Второе дыхание 94. Всегда врасплох 95. Прощай, шарашка! 96. Мясо Полный текст 50. Старая дева

http://azbyka.ru/fiction/v-kruge-pervom/...

Вопрос: Хотелось, чтобы Вы рассказали о семье в библейские времена. Что можно извлечь для нашего бедственного времени, когда семья не выдерживает напора нарастающей безнравственности в нашем обществе? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Святая Библия свидетельствует, что брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной был установлен Богом в самом начале человеческого бытия. По замыслу Творца, смысл и цель брака состоит в совместной жизни, в общем труде, взаимопомощи и рождении детей для продолжения рода (см.: Быт. 2: 18, 20, 23). Из всех земных союзов брак является самым тесным: и будут одна плоть (Быт. 2: 24). Семейный союз в Священном Писании рассматривается как символ завета Бога и Его народа: Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он (Ис. 54: 5). Важно знать, что Сам Господь является стражем и хранителем семьи: Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя (Мал. 2: 13–14). Как видим, от того, кто не хранит семью, совершая прелюбодеяния и иные виды вероломства, отворачивается Сам Бог. При создании семьи особая роль принадлежала родителям будущих супругов. Отец юноши после переговоров с отцом девушки сватал ее (см.: Быт. 34: 4; 38: 6; Суд. 14: 2). Реже предложение о браке исходило от отца невесты. Иногда жених сватался сам. Из Писания мы знаем, что отец жениха или сам жених направляли кого-либо с поручением к родителям невесты (см.: Быт. 24: 4–28). Большое значение имело благословение родителей. Оно было предпосылкой счастливого брака. Между обручением и самим браком был промежуток времени от нескольких дней до года. В день свадьбы жених, наряженный матерью, с венцом на голове шел навстречу невесте (см.: Песн. 3: 11; Ис. 61: 10). Его сопровождали брачные друзья. В Евангелии они названы сынами чертога брачного (Мф. 9: 15). Одежду невесты составляло покрывало, которое было знаком послушания мужу (см.: 1 Кор. 11: 10), особый пояс, венец на голове, золотые украшения с драгоценными камнями. Об украшении невесты говорит тайнозритель: И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего (Откр. 21: 2). Подруги выводили навстречу жениху невесту. К свадебной процессии присоединялись и другие люди. Свадебное торжество сопровождалось зажженными факелами, светильниками (см.: Мф. 25: 1-10). Приглашенные гости должны были быть одеты в брачные одежды (см.: Мф. 22: 11–12). Свадьба продолжалась несколько дней. Все это время было застолье, пение, танцы, игры. Заключительным актом было отведение жениха и невесты в брачный чертог.

http://pravoslavie.ru/7079.html

Газа Газа ( – от – крепость, укрепленное место; Γαζα; Gaza; Газа): Быт.10:19 . Втор.2:23 . Нав.10:41, 11:22, 13:3, 15:47 . Суд.1:18, 6:4, 16:1, 21 . 1Цар.16:17 . 3Цар.4:24 . 4Цар.18:8 . 1Пар.7:28 . Иер.25:20, 47:1, 5 . Ам.1:6, 7 . Соф.2:4 . Зах. 9:5 . 1Макк.11:61, 62, 18:43. Деян.8:26 . – Город филистимский, из пяти известнейших филистимских городов ( Нав.13:3 . Суд.3:3 . 1Цар.6:4, 17–18 ), служивший пределом хананеев на юге Палестины ( Быт.10:19 . Втор.2:23 . Нав.10:41 ); лежит на юг от Аскалона, выше потока Весорского. При разделе земли обетованной город этот причислен к колену Иудину ( Нав.15:47 ); но, кажется, он не был еще покорен иудеями ( Нав.13:1–3 ). Уже во времена Судей Иуда взял Газу с другими городами филистимскими ( Суд.1:18 ); но вскоре филистимляне опять, должно быть, завладели ими ( Суд.3:1–4 ) и они оставались у них и во времена Судей, и во времена Царей. Во времена Сампсона, Самуила, Саула и Давида, Газа была филистимским городом ( Суд.16:1, 21 . 1Цар.6:1, 17, 7:14 и др.). Давид хотя положил конец владычеству филистимлян над Израилем, и смирил их, и даже завоевал у них Геф ( 1Пар.18:1 . Сир.47:8 ), но не подчинил их себе, и Газа с прочими главными городами оставалась самостоятельной и независимой. То же должно сказать и о Соломоне ( 3Цар.4:24 . 2Пар.9:26 ). Оставаясь самостоятельным и независимым народом, филистимляне всегда оставались враждебными к иудеям, и цари Иудейские должны были вести е ними войны. Царь Озия счастливо воевал с ними ( 2Пар.26:6–7 ); царь Езекия поразил их до Газы ( 4Цар.18:8 . сн. 2Пар.28:18 ). И пророки около этого времени часто предсказывали падение Газы ( Иер.25:20, 47:5 . Ам.1:6 . Соф.2:4 . Зах.9:5 ), и суд Божий постиг филистимлян. Фараон, царь Египетский, поразил Газу ( Иер.47:1 ). Потом город этот вместе с другими городами должен был перейти во власть царя Вавилонского ( 4Цар.24:7 . сн. Иер.25:15–26 ). Александр Македонский, после двухмесячной осады, взял и разрушил его. Снова восстановленный по смерти Александра, он завоеван был Антиохом III-м, и перешел под власть сирийских царей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Правило 7 Василия Великого Мужеложники, и скотоложники, и убийцы, и отравители, и прелюбодеи, и идолопоклонники того же осуждения достойны. Посему правило, какое имеешь о прочих, соблюдай и о сих: а о приятии каявшихся тридесять лет в нечистоте, которую соделали в неведении, и сомневатися нам не надлежало. Ибо и неведение творит их достойными снисхождения, и добровольное исповедание, и протечение столь долгаго времени: ибо они едва не весь век человеческий преданы были сатане, да научатся не безчинствовати. Посему, повели уже неотложно прияти их, и наипаче, аще имеют слезы, преклоняющие тебя к милосердию, и являют житие, достойное милованья . ( Трул. 61 , 87 ; Анкир. 16 , 17 , 20 , 22 , 24 ; Василия Вел. 58 , 62 , 63 , 65 ; Григория Нисск. 4 ). Тяжелые церковные наказания настоящее правило налагает на известного рода преступников, между которыми упоминаются на первом месте мужеложники (ρρενοφθροι). Преступления подобных лиц – самый низкий и самый срамный род студодеяния, и относятся к так называемым преступлениям против природы (παρ φσιν, contra naturam); преступления эти называются иначе и содомским грехом, по библейскому городу Содому, жители которого всякого рода студодеяниями вызвали гнев Божий ( Быт. 18:20 и сл.). О человеке, явившем неистовство на мужеском поле, Василий Великий упоминает и в своем 62 правиле, причем назначает такое же наказание, как и для прелюбодеев. Святой Григорий Нисский , в своем 4 правиле, называет это преступление παιδεραστα. В настоящем (7) правиле святого Василия упоминаются затем скотоложники, или, как сказано в 63 правиле того же святого отца, «на скотах показавшие свое нечестие». Ветхозаветное законодательство для подобного рода преступников предписывает смертную казнь ( Лев. 20:15–16 ). Настоящее же правило подвергает их наказанию наравне с прелюбодеями 36 . Далее упоминаются убийцы, и особенно совершившие вольное убийство, подлежащие одинаковому наказанию, как и вышеупомянутые преступники. Подробнее об убийцах говорится в следующем (8) правиле этого святого отца. Тому же наказанию подлежат и отравители, которые приравниваются к вольным убийцам. Далее упоминаются прелюбодеи, для которых святой отец предписывает пятнадцатилетнюю епитимью; но о прелюбодеях Василий Великий говорит еще в своих 9 и 21 правилах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Митрополит Варсонофий выразил соболезнование в связи с кончиной протоиерея Андрея Дедюхина-Сицкого июля 2023 " Новопреставленный почти три десятилетия усердно совершал пресвитерское служение, - сказано в обращении. - Особое место в его жизни занимает Феодоровский Государев собор, где под руководством приснопамятного епископа Маркелла (Ветрова) он ревностно трудился многие годы. Здесь отец Андрей снискал любовь и уважение как отзывчивый и чуткий пастырь, человек доброго сердца и широкой души " . " В Священном Писании сказано, что человек создан из земли и в землю его телу предстоит возвратиться (Быт. 3,19). Мы верим, что владычествующий жизнью и смертью Господь в последний день восставит каждого человека от праха земного для Своего справедливого суда. Будем молиться, чтобы Всемилостивый Бог простил новопреставленному протоиерею Андрею вся прегрешения вольная и невольная и сподобил его Своих вечных обителей " , - говорится в соболезновании. +++ Протоиерей Андрей Дедюхин-Сицкий отошел ко Господу 29 июля на 61-м году жизни. Будущий священник по светскому образованию был моряком-подводником, имел специальности судового механика и инженера-гидроакустика. В зрелом возрасте решив посвятить жизнь служению Господу, он заочно закончил Московскую духовную семинарию. В 1992 году в екатеринбургском храме Всех святых он был рукоположения во диакона архиепископом Мелхиседеком (Лебедевым). Через год тот же архиерей совершил иерейскую хиротонию отца Андрея в Илиинском храме города Серова под Екатеринбургом. Священник служил в Крестовоздвиженском монастыре и в храме Всех святых на Михайловском кладбище Екатеринбурга, в петербургском храме Рождества Христова , в Александро-Невской лавре , был первым духовником детской воскресной школы монастыря. Как бывший военный окормлял военнослужащих. В последние годы служение отца Андрея было связано с Феодоровским Государевым собором. Клирик был отмечен церковными наградами. Отпевание почившего будет совершено 3 августа после Божественной литургии в Феодоровском Государевом соборе, которая начнется в 10:00. ИА " Вода живая " , 28.07.23 Поделиться Короткая ссылка Упоминания в новостях 14 января 2024 5 января 2024 30 октября 2023 29 августа 2023 29 июля 2023 Код для вставки в блог 1 сентября 2023 22 августа 2023 29 июля 2023 10 июня 2023 6 мая 2023 28 февраля 2023 13 февраля 2023 31 января 2023 25 марта 2024 24 марта 2024 23 марта 2024 23 марта 2024 23 марта 2024 22 марта 2024 21 марта 2024 20 марта 2024 Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66     Пророки и пророчества Имя . Пророки назывались у евреев nabi, т. е. «говорящий». Слово это имеет корнем глагол, сохранившийся и теперь в арабском языке, – nabaa ­ давать весть. За правильность такого понимания термина nabi говорит и соответственное ассирийское выражение nabu ­ звать, а также эфиопское nababa ­ говорить. Но если этот эпитет «говорящие» (nebiim) придавался только некоторым лицам, то под ним разумелись, очевидно, особые люди, которые заслуживали своими речами исключительного внимания и уважения, словом, люди, посланные Богом для возвещения Его воли. Таким образом, слово nabi должно обозначать вестника Божественного откровения. Такой же смысл имеет и термин греческой Библии – προφητης, которым LXX передают еврейское выражение nabi. Кроме того, евреи называли пророков roéh – видящий, chozéh – прозорливец. Эти оба названия указывают на то, что возвещаемое пророком получено им в состоянии видения или особенного восторга (см. Чис.24:3–4 и сл.). Но так как взор пророка направлялся и на внешнюю жизнь еврейского государства, даже на будущее его, то пророки иногда назывались zophim, т. е. стражи ( Иер.6:17 ; Ис.56:10 ), которые должны предупреждать свой народ об угрожающей ему опасности. Назывались также пророки пастырями ( Зах.10:2 ; Зах.11:3, 16 ), которые должны заботиться о порученных им овцах – израильтянах, мужами Божиими и др. Сущность пророчества . Если пророки должны были возвещать людям получаемые ими от Бога откровения, то, очевидно, Бог входил с ними в тесное внутреннее общение. Он должен был говорить с ними и они – с Богом, и Бог , действительно, приходит к ним и говорит с ними, как со своими друзьями, о том, что Он намерен совершить, объясняет им свои планы. В этом и состоит настоящая сущность пророчества. Поэтому уже Авраам называется пророком и другом Божиим ( Быт.20:7 ; Иак.2:23 ). «Могу ли Я, – спрашивает Бог , – скрыть от Авраама то, что Я намерен с делать?» ( Быт.18:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

У пророка Осии мы встречаем вот какое определение Бога: “Я Бог, а не человек” (Ос. 11. 9). Если Бог, имеющий разум и волю, о чем ясно свидетельствует Библия (3 Цар. 3. 28. Иов. 12. 13, 16. Притч. 3. 19–20. Сир. 1. 1, 5; 15. 18; 42. 21. Ис. 11. 2; 28. 29. Лк. 11. 49. Рим. 11. 33; 14. 26. 1 Кор. 1. 21, 24; 2. 7. Воля Божия: Пс. 106. 11. Прем. 6. 4. Мк. 3. 35. Лк. 7. 30. Деян. 20. 27. 1 Пет. 2. 15; 3. 17; 4. 2, 19. 1 Ин. 2. 17. Рим. 1. 10; 8. 27; 12. 2. 1 Кор. 1. 1. 2 Кор. 8. 5. Еф. 5. 17; 6. 6. 1 Фес. 4. 3; 5. 18. Евр. 10. 36. Откр. 17. 17), не является человеком, то, значит, Он — существо иного порядка, находящееся по Своей природе вне нашего мира. Он, как говорят философы и богословы, трансцендентен по отношению к миру. Эта трансцендентность, то есть природная отличность Бога от физического мира, описывается в Библии словом “Дух”. “Бог есть дух” (Ин. 4. 24. Ср.: Быт. 1. 2; 6. 3; 41. 38. Исх. 15. 10; 31. 3. Числ. 11. 29; 23. 6; 24. 2. Суд. 3. 10; 6. 34; 11. 29; 13. 25; 14. 6, 19; 15. 14; 1 Цар. 10. 6, 10; 11. 6; 16. 13; 19. 20, 23; 2 Цар. 23. 2; 3 Цар. 18. 12. 1 Пар. 15. 1. 2 Пар. 15. 1; 20. 14; 24. 20. Неем. 9. 20. Иф. 16. 14. Иов. 4. 9; 26. 13; 33. 4. Пс. 32. 6; 50. 13; 103. 30; 138. 7; 142. 10. Прем. 1. 7; 9. 17; 12. 1. Ис. 11. 2; 32. 15; 34. 16; 42. 1; 44. 3; 48. 16; 61. 1; 63. 10–14. Иез. 11. 1, 5. Агг. 2. 5. Зах. 4. 6; 7. 12; 3 Езд. 6. 37. Мф. 1. 20; 3. 16; 4. 1; 10. 20; 12. 31–32; 28. 19. Мк. 1. 10, 12; 3. 29; 13. 11. Лк. 1. 35, 67; 2. 26; 3. 22; 4. 1, 18; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 32–33; 3. 5–6, 8, 34; 6. 63; 7. 39; 14. 17, 26; 15. 26; 16. 13; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 17–18, 33, 38; 5. 3, 9; 7. 51; 8. 29; 9. 31; 10. 19; 11. 12, 28; 13. 2, 4; 15. 28; 16. 6–7; 19. 6; 20. 22–23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 2, 11–12, 22; 5.5; 8. 9, 11, 14–16, 23, 26–27; 11. 8; 14. 17; 15. 13, 16, 19, 30; 1 Кор. 2. 10–14; 3. 16; 6. 11, 19; 12. 3–4, 8–11, 13; 15. 45. 2 Кор. 1. 22; 3. 3, 17–18; 5.5. Гал. 3. 5, 14; 4. 6; Еф. 1. 13, 17; 2. 18. 22; 3. 5, 16; 4. 30; 5. 9. Флп. 1. 19. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Фес. 2. 8, 13. 1 Тим. 3. 16; 4. 1. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. 29. Откр. 2. 7, 11, 17, 29; 3. 6, 13, 22; 14. 13; 22. 17).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

Откуда они взялись и от чего произошли Ересь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100     Всех ересей матерей и первообразов четыре, именно: 1) варварство, 2) скифство, 3) эллинство, 4) иудейство. От них произошли все остальные ереси. 1 . Варварство: ересь, которая сама по себе продолжалась от дней Адама до десятого рода, [до времен] Ноя. Варварством же она названа потому, что тогдашние люди не имели какого-либо вождя или одного согласия, но что каждый устанавливал себе в предпочтении собственной воли, то и становилось для него законом. 2 . Скифство: от дней Ноя и в последующее время до построения столпа вавилонского и после столпотворения в течение немногих лет, т.е. до Фалека и Рагава, которые, уклонившись в страну Европы, поселились в области скифской и присоединились к тамошним племенам со времен Фарры, от которого произошли фракийцы, и позднее. 3 . Эллинство: оно началось со времен Серуга идолослужением; и так как в то время каждый жил каким-либо суеверием, то племена человеческие, переходя к более гражданскому устройству, обычаям и законоположениям, начали устанавливать себе идолов и тех, за которыми тогда шли, обожествляли. Вначале расписывали красками и изображали подобия или чтимых ими тогда людей, или чародеев, или сделавших в жизни что-то кажущееся достойным памяти из-за силы и телесной крепости. Потом же, со времени Фарры, отца Авраама, они ввели идолослужение и через изваяния, почтив праотцов своих изображениями и изваяв умерших до них сперва с помощью гончарного искусства, а затем делая подражания всяким искусством: строители домов – обтесывая каменья, серебряных же и золотых дел мастера – изготовляя из своего материала, так же и плотники и так далее. Египтяне же, а вместе и вавилоняне, фригийцы и финикияне были первыми учредителями этой религии, делания статуй и совершения таинств. От них это было перенесено к эллинам во времена Кекропса и после него. Впоследствии же и гораздо позднее были провозглашены богами Крон и Рея, Зевс и Аполлон и прочие. Эллины же названы так от некоего Елена, одного из обитавших в Элладе, а как говорят другие – от маслины, росшей в Афинах. Родоначальниками их, как показывает точная история, были ионяне, происшедшие от Иована ( Быт. 10:2 ), одного из строивших столп, когда языки всех разделились. По этой причине, от разделившейся речи, все и названы. Впоследствии же, в более поздние времена, эллинство перешло в ереси, – я имею в виду ересь пифагорейцев, стоиков, платоников и эпикурейцев. И с тех пор образ благочестия, а вместе и естественный закон жизни, удалившись от этих народов, от сотворения мира и доныне существовали среди варварства, скифства и эллинства, пока не соединились с богочестием Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010