7) Ведение Родословия через Нафана ( 1Пар.3:5 ), сына Давидова – хотя обетование относит будущее царство к потомству Соломона ( 2Цар.7:12–16 ) – нисколько не противоречит этому обетованию, потому что в лице Иисуса Христа, как мнимого сына Иосифова и действительного сына Марии, соединились оба племени Давидова через Нафана и Соломона; притом же обетование, данное Давиду, собственно и относилось к нему и видимо делится на две части: одна, как пророчество о наследовании престола Давидова, к Соломону, другая – о рождении Мессии – к Давиду и его семени вообще. Примечание, Для составления родословных таблиц Спасителя Евангелисты пользовались, без сомнения, какими-нибудь письменными документами или семейными записями. Существование семейных записей у многих фамилий подтверждается многими местами Священного Писания ( Лк.1:61, 2:36 ; Деян.4:36 ; Флп.3:5 ). Особенно такое Родословие с величайшей тщательностью и полнотою могло вестись в колене Иудином – у потомков Давида, в племени которого ожидался Мессия. 8) Родословие Спасителя ясно показывает нам, что в родство с Ним причитаются не те, которые по плоти и крови от семени Авраама и от обетованного рода, но соединённые с Ним узами веры и духа. Прямые предки Иисуса – Охозия, Иоас и Амассия – и не помянуты в Родословной Сына Божия, а веровавшие язычницы сопричислены к лику праматерей Богочеловека, а праведный Иосиф удостоился именоваться земным Отцом Сына Божия. Предсказание о рождении Предтечи (Лк.1:5–25) Как появление Солнца, освещающего всё, предшествует явление денницы, возвещающей только начало дня: так и воплощению Бога Слова, явившего миру Бога-Отца и принёсшего на Землю свет и жизнь, предшествовало плотское рождение гласа вопиющего в пустыне и избранного свидетельствовать о Свете. Повествованием о рождении сего свидетеля, Предтечи Христова, и начинает своё первое слово Евангелист Лука. Определяя время рассказываемых событий, Евангелист прямо переносит нас в тот период избранного народа Божия, когда уже оскудевал князь от Иуды ( Быт.49:10 ) и престолом Давида владел царь не от чресл его, когда видение уже запечаталось в Израиле и перестал раздаваться голос пророков ( Дан.9:24 ). Во дни Ирода, царя Иудейского, родом идумеянина, одному благочестивому священнику, по имени Захарии, во время служения его в храме, когда он с кадильницею фимиама предстоял перед Богом во святилище, внезапно явился Ангел Господень и возвестил ему, что, несмотря на глубокую старость его и жены его Елисаветы, вскоре последует исполнение их давних ожиданий и молитв, именно, от них родится сын Иоанн, который ещё от чрева матери исполнится Духа Святого и, будучи назореем, предыдет грядущему Мессии в духе и силе Илии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

§ 61. Учение Церкви и части этого учения Православная Церковь учит, что Бог, как только сотворил первого человека Адама, «ввел его в рай, дал ему в пищу, кроме прочих райских плодов, плоды древа жизни, заповедал ему, чтобы он не вкушал плодов древа познания добра и зла, и притом сказал ему, что как скоро вкусит оных, то смертию умрет» (Простр. Христ. Кат. о чл. I и III). «Но поскольку человек не сохранил заповеди Божией в раю, но взял от запрещеннаго плода и вкусил: то за сие лишился достоинства своего и того состояния, какое имел во время своей невинности... И поскольку в состоянии невинности все люди были в Адаме: то, как скоро он согрешил, согрешили в нем и все, и стали в состояние греховное. А посему не только греху подвержены, но и наказанию за грех» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 22 и 24). Впрочем, и по падении человека, «Господь не только о нас, но и о волосах на голове нашей печется, как учит Писание: и власи главы вашея вси изочтени суть» ( Лук. 12:7 ) (Прав. Испов. ч. II, отв. на вопр. 17). В этом учении выражается, что Бог: а) промышлял о человеке еще до его падения; б) только попустил самовольное падение человека со всеми его последствиями; в) продолжает промышлять о человеке и после его падения. § 62. Промышление Божие о первозданном человеке и данная ему заповедь Промышление это состояло в том, что – 1. Бог Сам насадил в жилище человеку рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда ( Быт. 2:8 ). «Это был, по словам св. Иоанна Дамаскина , как бы царский дом, где обитая, человек проводил бы жизнь, счастливую и блаженную. Это было вместилище всех радостей и удовольствий: ибо Едем означает наслаждение...» «Рай, – говорит тот же св. отец, – некоторые представляли чувственным, а другие духовным; но мне кажется, что как человек создан был чувственным и вместе духовным, так и священнейший храм его был и чувственным и вместе духовным, и таким образом имел двоякий вид. Телом водворялся человек в блаженной и прекрасной стране, а душою жил несравненно в высшем и прекраснейшем месте, где имел своим домом и светлою ризою Бога; облечен был Его благодатию, наслаждался одним сладчайшим созерцанием Бога, как будто другой ангел... Итак, я думаю, что божественный рай был двоякий, и потому учение преданное Богоносными отцами, из коих одни представляли рай чувственным, а другие духовным, справедливо».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Единство пастыря со Христом и паствою подобно единству матери с млекопитаемым младенцем. Это не единодушие и не единомыслие, а единство по существу. Перерождение пастыря, похожее на изменение апостола Павла на пути в Дамаск (см.: Деян. 9:3–8 ), совершается в Таинстве Священства при венчании с Церковью или будущей паствой. Апостолы и Отцы Церкви постоянно указывают на эту связь пастырского служения с искупительным служением Пастыреначальника (см.: 1Пет. 5:4 ; Евр. 4:14–15 ). Перелитие жизни пастырской в жизнь учеников отличается от материнского чувства и от увлечения человека своими занятиями. Сам Господь близок нам именно подвигом Своей сострадательной любви, которая есть сущность пастырства. Материнская любовь предваряется муками рождения, а получает свое удовлетворение в самоотречении, в утрате вкуса к личной жизни ради жизни для детей. Так и зарождение высшей жизни в пастве предваряется мукой пастырского самоотречения и жертвы. Дети мои, – восклицает Апостол, – для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! ( Гал. 4:19 ). Стояние пред судом Божиим в пастырском самосознании Сознание личного благодатного посредничества в деле возрождения верующих должно всегда вызывать в пастыре чувство своей особенной близости к Богу, своего посольства свыше на служение людям и своего домостроительства в Церкви Божией. Проникнутый настроением теснейшего общения с Богом, пастырь, подобно Еноху, обязан всегда ходить в чувстве присутствия Божия (см.: Быт. 5:22,24 ). В делах и душевных движениях он должен непрерывно помнить Того, Чьим посланником и представителем ему приходится быть. При таком хождении пред Богом ему естественно всегда хранить воспоминание о Всевидящем Оке и проверять себя Божиим судом. Отсюда сердце пастыря – источник всякой жизни – утончается и чутко, обостренно отзывается на малейшие случаи в жизни, затрагивающие отношения к Богу. Подобное видели у музыкантов, развитой слух которых разлагает тональности и с болью реагирует на диссонансы. Отец Иоанн Кронштадтский , описывая личное настроение хождения пред Богом, говорит: «Тобою, Господи, живу, Тобою дышу, вижу, слышу, осязаю, обоняю. Тобою мыслю, говорю, чувствую… Тобою и Тебя исповедую, прославляю, благодарю, люблю; Тобою борюсь с всерастлевающим грехом. Тобою… действую, служу Твоей Святыне и правде, Твоему непостижимому величию. С Тобою умру и с Тобою уповаю воскреснуть от мертвых и жить с Тобою и в Тебе во веки бесконечные» 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Есть одна птица, странным образом, не как все птицы, птенцов выводящая: очами, прилежным на них смотрением. Некая естественная сила в очах той птицы плод и зачинает, и оживляет, и изводит. А что разумеешь об очах Пренебесной Мысленной Птицы, Девы Марии? Не имеют ли силы животворной? Да, имеют! Ибо на кого из грешных взглянет, того сотворит исправлением зачаться, ожить покаянием, выйти на путь добродетелей. Не всуе в Песнях некто к Ней взывает: «Уклони очи твои от меня, потому что они волнуют меня» (Песн. 6:5). Как бы говорит: очи Твои, призрев на меня, сотворили меня птенцом, ибо дали мне крылья к полету Богомысленному. На кого призрит Мария, тот, хотя бы и по земле ползал, только о земном помышляя, — исправится, окрылится и взлетит высоко Богомыслием. Многих учителей читал я размышления, что, когда Господь и Матерь Его телесно пребывали на земле, Оба немало грешников обратили к покаянию одним лишь взиранием на них. Так и когда Господь воззрел на Петра, тотчас помянул Петр слово Господне, «и вышел вон, плача горько» (Лк. 22:61). Господу нашему единый покой — воскрешать души умерших грехами, то есть обращать грешников от их заблуждений на стезю спасения. Знаем это от святого Амвросия, который, рассуждая о словах в Бытии: «Почил Бог в день седьмый» (Быт. 2:2), говорит так: «Сотворил Бог небо, но не написано, что почил по сотворении неба. Сотворил землю — и тогда не почил. Сотворил солнце, луну и звезды — и не тогда, читаю, почил Бог. Но когда сотворил человека, тогда почил, имея кому отпускать грехи». Внимай словам святого: «Тогда почил, когда имел кому отпускать грехи». Видишь покой Господень? Видишь благоутробие Его? Видишь неизреченную и всего мира грехами не одоленную благость и незлобие Его? Покой имеет, свободу и веселие — прощать прегрешения наши. И для Матери Божией в том же есть покой: видеть прощение прегрешений наших, молиться о нас, воскрешать нас от грехов смертных подаянием нам Своей благодати к исправлению жизни. Известно нам об этом Ее покое из слов, что Премудрость Божия в лицо Ее говорит: «Между всеми я искала успокоения» (Сир. 24:7), как бы говоря: «Всем желала бы быть спасенными, ни единому — мертвым душой, но всем жить добродетельно. В покаянии всех радости ищу, во всех сердцах находиться хочу». 5 О, благость милосердия и человеколюбия Богородичного! И мы да не отступим от Нее, но при Ней почивать будем с усердием всегда — да и наша душа, умершая грехами, воскреснет, и Ее дух в нас находится, когда мы, уклонившись от зла, начнем творить благо.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

Еф.5:31 ); но только христианский брак есть прообраз благодатного, нераздельного союза Христа с Церковью. «Называет брак», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «великой тайной, потому что на нее указывал, как на нечто великое и дивное, и блаженный Моисей, и лучше – Бог . Притом: «аз глаголю», говорит, «во Христа», так как и Он, оставивши Отца, сошел и пришел к невесте и сделался един дух с ней (ср. 1Кор.6:17 ). Поистине, это – великое таинство, заключающее в себе какую-то сокровенную мудрость». 247 «Божественный апостол», – замечает блаженный Феодорит , – «повторив закон брака ( Еф.5:31 ; ср. Быт.2:24 ), показывает, что он просияет и в браке духовном, и взывает: «тайна сия велика, я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф.5:32 ). Ибо Сам Христос, оставив вышнего Отца, сочетался с Церковью. Но оставил только видимо, по понятию человеческому, потому что, как Бог, неотлучен от Бога, так как и Сам имеет неописанное естество». 248 Чтобы брачующиеся получили божественную благодать, Церковь Христова должна иметь особое священнодействие. На это священнодействие указывает слово Божие: «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» ( 1Кор.7:39 ), – т.е. вступление в брачный союз должно совершаться согласно с тем, как повелено Господом и передано апостолами, а, следовательно, с ведома и благословения Церкви по известному чину. 249 Видимая сторона сего таинства Самую главную и существенную часть священнодействия брака составляет троекратное благословение священником брачующихся с произнесением молитвы: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я». Под этим видимым образом подается сочетающимся благодать Божия. Венцы возлагаются (ср. Ис.61:10 ; Песнь Песн.3:11 ) на брачующихся в знак награды за хранение целомудрия и власти над будущим потомством (ср. Пс.8:5–7 ). Невидимые действия таинства Подаваемая брачующимся благодать, как сила божественная, освящает и одухотворяет брачный союз, в который грех вносит расстройство, почему апостол говорит: «брак у всех да будет честен» (как богоучрежденное таинство Церкви), и ложе – непорочно» (чисто, незапятнанно – Евр.13:4 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Иудеи не имеют права хвалиться своим происхождением по плоти от Авраама (в чем обличал их и св. Иоанн Предтеча — Мф. 3, 9), не веруя, как веровали Авраам и все ветхозаветные праведники в будущего Спасителя (Евр. 11, 13), «Который есть Христос» (Тал. 3, 16) и Бог (Рим. 9,5). Потому не иудеи (по плоти), а христиане суть истинные по вере потомки «Авраама, который есть отец всем нам» (Рим. 4, 16). Следовательно, иудеи не в праве похваляться унаследованной ими чрез Авраама верой (Рим. 4, 12), которой они, в сущности, изменили из-за своего неверия в Христа как Мессию и Сына Божия (Мк. 14, 61—62). Итак, тут речь не о «некоторых отличиях» между христианством и иудейством, а о коренном отступлении иудейства от Живого Бога и Единородного Сына Его — Иисуса Христа (Мф. 16, 16)! Что же касается· «вечного завета», заключенного Богом с Авраамом (Быт. 17, 7), то он был отменен и заменен Господом нашим Иисусом Христом — Великим Пастырем овец «Кровию завета вечного» (Евр. 13, 20). Однако в «пастырских указаниях» проводится мысль, будто Ветхий Завет, независимо от Нового Завета Иисуса Христа, сохраняет свою законность для еврейского народа, продолжающего свою миссию в мире (?!). «И хотя для нас (христиан), — говорится в документе, — Ветхий Завет раскрывает свой конечный смысл только в свете Нового Завета, это предполагает, что он прежде всего принят и признан сам по себе». Последняя фраза, содержащая явное противоречие, показывает, что словам св. ап. Павла: «конец закона — Христос» (Рим. 10,4) — придается субъективно-относительный смысл. Ни слова не упоминая о том, что ветхозаветные мессианские пророчества уже исполнились в лице нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа (Лк. 24, 44), «Указания» упирают на самостоятельное значение Ветхого Завета и после наступления Нового Завета. Тем самым игнорируется Богодухновенное пророчество Иеремии о том, что Господь заключит «с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» (Иер. 31, 31; Евр. 8,8), а также замалчивается обязательный для христиан, четкий комментарий св. ап. Павла к нему: «Новый (завет), — пишет св. ап. Павел о Иеремии, — показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр. 8, 13); «Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать место другому» (Евр. 8, 7).

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

МДА. Л. 163б-165б). Обличение иудейства поставлено здесь в связь с апологией девственного зачатия, ибо иудеи вменяли Богородице грех прелюбодеяния, а самого Христа считали простым человеком (см.: Олесницкий–1879. С. 3–54; Талмуд. 3. 5. С. 44; Цельс–1990. С. 274–275). 183 Этот фрагмент через «Шестоднев» Иоанна экзарха восходит к Василию Великому, который, отталкиваясь от античной идеи самозарождения жизни и генезиса некоторых её форм, опирается на дохристианское наследие, в подтверждение библейских постулатов ( Быт. 1:20, 24 ) о заложенной Богом в земле и воде способности порождения душ живых (см.: РГБ. МДА. Л. 165б-166а. Ср.: «…Повеление сие соблюлось в земле, и она не перестаёт служить Создателю. Одно производится через преемство существовавшего прежде, другое даже и ныне является живородящимся из самой земли. Ибо не только она производит кузнечиков в дождливое время и тысячи других пород пернатых, носящихся по воздуху, из которых большая часть, по малости своей, не имеет и имени, но из себя же даёт мышей и жаб. Около Египетских Фив, когда в жару идёт много дождя, вся страна наполняется вдруг полевыми мышами. Видим, что угри не иначе образуются, как из тины. Они размножаются не из яйца, и не другим каким-либо способом, но из земли получают своё происхождение» (Василий Великий–1900. С. 139). Если говорить о внецерковных источниках такого рода рассуждений, то конкретный адресат заимствования вряд ли может быть установлен. Идею самозарождения жизни обосновали многие античные философы: Фалес, Анаксимандр, Анаксагор, Эпикур и др. (см.: Карпов–1940. С. 7–48). О самозарождении и трансформации одних форм жизни в другие много рассуждал Аристотель (см.: Аристотель. О возникновении животных. М.; Л., 1950. С. 155; Его же. История животных. V. 3, 6, 61, 101, 141, 144; VI. 88, 90, 92, 97; Его же. Метеорологика. Л., 1983. С. 165). В той или иной форме древние представления о превращении неорганической материи в живую находили отражение в христианской книжности. Например, согласно «Лествице», «В древе, внутри гнилом, зарождается червь», а «во множестве нечистот рождаются много червей» (Лествица–1908.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Но вы непрестанно имеете нужду в поучениях, и это показывает не что иное, как то, что вы не очень в хорошем состоянии. Что же делать? Не обличать же только? Прошу и умоляю, старайтесь не о том только, чтобы приходить в церковь, но чтобы уходить и домой, получив какое-нибудь врачество про­тив своих страстей, чтобы если не от нас, то от Писаний заимствовать соответственные врачества. Например, предается ли кто гневу? Пусть внимает чтениям Писаний, и непременно найдет (врачество) или в повествованиях, или в поучениях; в поучениях, когда говорится: " движение гнева есть падение для человека " (Сир.1:22), и: " муж гневливый не благовиден " (Притч.11:25), и то му подобное; и еще: " человек злоязычный не исправится " (Пс.139: 12). Также Христос (говорит): " гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду " (Мф.5:22), и пророк: " гневаясь, не согрешайте " (Пс.4: 5), и еще: " проклят гнев их, ибо жесток " (Быт.49:7). В повествованиях, какие например слышишь о фараоне, испол­нившемся великого гнева (Исх.14:5), и о (царе) ассирийском (4Цар.19:35), которые потому и погибли. Одержим ли кто сребролюбием? Пусть послушает, что нет ничего беззаконнее лихоимца, что и самую душу свою он отдает за имущество (Сир.14:1-10); и Христос говорит: " не можете служить Богу и маммоне " (Мф.6:24), и апостол: " корень всех зол есть сребролюбие " (1Тим.6:10), и пророк: " если богатство притекает, не прилагайте (к нему) сердца " (Пс.61:11), и много тому подобного. В по­вествованиях (слышишь) о Гиезие, Иуде, старейшинах книжни­ков,  и что  " дары ослепляют глаза мудрых "   (Втор.16:19). Гордится ли кто? Пусть послушает, что " если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать " (Прит.3:34), и: " начало гордости – удаление человека от Господа " (Сир.10:14), и: " мерзость пред Господом всякий надменный сердцем " (Притч.16:5); а из повествова­ний (знаешь) о диаволе и всех других. Вообще, – невозможно ведь перечислить всего, – пусть каждый избирает из боже­ственных Писаний врачества для своих ран; если не все вдруг, то часть  сегодня, часть завтра, и таким образом очистите все.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Перев. свободный. Имеется ввиду вдуновение Богом жизни в людей (Быт. 2:7). 58 Т. е. который именно искал, чтобы Бог излечил его неверие и не покидал собрания Апостолов, но был вместе с ними. 59 Т. е. чрез Святых Апостолов, которые своими глазами видели Господа Иисуса Христа. 60 Ориг. — «желающем», «жаждущем», «любящем»; мы здесь перевели, как «ждущим», держась больше общей мысли текста, нежели — вербального перевода. 61 Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia XVIII: colonna 236–248. In Dominica Unguentiferarum, et quod prima Dominum ex mortus Redivivum vidit Deipara. 62 Что Господь наш Иисус Христос по Своем Воскресении из мертвых явился Своей Матери, Пречистой Приснодеве Богородице, ранее чем кому–либо из людей, это является традицией Церкви, выразившейся в упоминаниях у Свв. Отцев и в песнопениях Триоди Цветной. Но нигде этот вопрос не выясняется с такой отчетливостью, как в 18–ой омилии Св. Григория Паламы; причем Св. Григорий Палама основывается исключительно на тщательном изучении самого евангельского текста. 63 Лат. пер. «из Учеников». 64 Т. е. что первая Богородица увидела Воскресшего Христа. 65 Строго говоря, этого слова «обрадованы» в оригинале нет, его мы заимствуем из латинского перевода, но смысл оригинала близок к таковому переводу. 66 Оригинал: «со–вечноствуя Святым». 67 Иногда некоторые ошибочно понимают выражение «Во едину от суббот» (Лк. 24:1; Ин. 20:1) и — «В первую субботу» (Мк. 16:9), что говорится о субботнем дне, как напр., по–русски бы звучало: «В одну из суббот» и «в первую субботу». Но это надо понимать совсем иначе. Именно: говорится о следующем дне , который идет за субботой. «День», по гречески: «и имера» является существительным женского рода, и в женском же роде переводит прилагательное «едину», «первую» и наш церк. — слав. текст Евангелия, в то время как само существительное пропускается, как это в обычае греческого языка. Посему текст гласил бы: «В первый день по прошествии субботы» . 68 Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia XIX: colonna 248264. In Evangelium de Samaritide, et quia oportet praesentia contemnare. 69

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Перед нами славянин русский, вошедший в шатры Сима, сделавший себе из них не временный этап на своем ученом поприще, но пребывший в них до конца своей учено-учебной деятельности. О если бы этот пример Павла Ивановича вдохновил молодых богословов дарить свое внимание древнееврейскому языку! На дереве одни листья спадают, другие вырастают: – о если бы древо семитологической науки не оставалось никогда в нашем отечестве безлистным! Почивший в своем делании имел, конечно и скорби, хотя бы от учеников своих, но по слову Псалмопевца, с плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои ( Пс. 125:6 ). Всем своим видом почивший являл человека, пути которого не обливаются молоком, и для которого скалы не источают ручьев елея ( Иов. 29:61 ), но, верим, что и проходя узкой стезей, Павел Иванович открывал в своих ученых трудах и педагогической работе целебные источники в пустыне людской ( Ис. 83:7 ). Теперь все это мимоиде, он в доме собрания всех живущих ( Иов. 30:23 ), он приложился к народу своему ( Быт. 49:33 ). В этот дом молитвы он уже не войдет со всесожжением ( Пс. 65:13 ), – принесем за него и о нем молитвы к Тому, перед Кем благоговеют все люди и трепещут мудрые сердцем ( Иов. 37:24 ), помолимся, дабы Он, отпечатлевающий на лице книжника славу Свою ( Сирах. 10:5 ), даровал почившему причастие благ Своих среди сынов света. Речь ординарного профессора Московской Духовной Академии Н. А. Заозерского Благ закон Твой (Господи), Поучуся во оправданиях Твоих. Жива будет душа моя И восхвалит Тя (Господи).   Безмятежным сном покоится среди нас, братья, любитель и ревнитель закона божественного и человеческого, отдал он последний долг служения закону, ко гробу тщится, чтобы отдать тело свое родной земле, от нее же взят был, и неотразимо побуждает и нас отдать ему последний долг словом любви и признательности ученика к своему учителю и воспитателю. Не пространно будет слово мое, не будет украшаться оно пышными цветами выражений и яркими образами, и картинами хотя бы и грустного тона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010