Историю русской школьной ереси автор записки возводит к Феофану Прокоповичу . С особенной подробностью останавливается он на событиях недавнего прошлого, когда действовали библейские общества, и кроме Библии распространяли еще и книги теософические и мистические. Теперь, однако, приняты решительные меры против инославного засилия, «чтобы вертограды духовных знаний постоянно озарялись благодатным светом апостольского и соборного учения, предохранившего православный восток и с ним отечество наше от всех гибельных заблуждений запада..». В этой критике много верного. Неверен только вывод, – преодолеть западные соблазны нельзя было одними только запретительными мерами... Всего вернее, «записка» составлена была для Пратасова снова Афанасием. Во всяком случае, Афанасий думал именно так. «Будучи ректором Санкт-Петербургской академии», говорил о нем Филарет Московский , «преосвященный Афанасий утверждал, что все русские богословы до него были не православны..». В замысел Пратасова входило спешное издание новой богословской «системы», которую можно было бы немедленно ввести в обязательное обращение, как «классическую» книгу в духовных школах, по меньшей мере. Одно время от самого Филарета Московского «требовали даже именем Государя» взяться за составление учебной книги. Он за это не взялся, по слабости здоровья... Пратасов предложил затем взять на себя составление учебника Филарету Гумилевскому , который нашел это предложение «льстивым для самолюбия, но не льстивым для благоразумения, внимательного к положению дел», и уклонился. Свой курс догматического богословия Филарет вполне обработал и издал уже много позже, только в 1864-м году... Более сговорчивым оказался Макарий Булгаков (1816–1882), тогда молодой иеромонах и бакалавр Киевской академии, вызванный в 1842-м году в Петербург для преподавания богословских наук в академии, взамен ректора Афанасия, который от преподавания уклонялся, сосредоточив все внимание на преподавании других. Богословием Макарий до тех пор не занимался, чувствовал влечение и интерес скорее к историческим темам. Курсовое сочинение писал он по истории Киевской академии, для него должен был он познакомиться со старыми Киевскими рукописными курсами и конспектами по богословию, еще времен романистических. Отсюда именно, всего вернее, и его личные симпатии скорее к римско-католическим пособиям и системам. В академии догматику Макарий слушал у Димитрия Муретова (1811–1883), впоследствии (двукратно) архиепископа Херсоно-Таврического. Но никак не у Димитрия мог научиться и научился он схоластическим приемам...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Консервативные протестанты-фундаменталисты и иудейские экзегеты по сей день отвергают выводы критической библеистики и опасаются пользоваться историческим методом. На такой позиции долго оставалась и официальная католическая экзегеза. 7. Русская Православная библейская наука. Развитие Русской Православной библейской критики началось только в XIX веке. Укажем на имена митр. Филарета (Дроздова), Г. К. Властова (1827–1899), И. Я. Олесницкого (1814–1877), еп. Палладия Пьянкова (1816–1882), С. М. Сольского (1835–1900), Ф. Г. Елеонского (1836–1900), Н. А. Елеонского (1843–1910), еп. Михаила Лузина (1830–1877), И. Н. Корсунского (1849–1899), П. А. Юнгерова (1856–1921), П. А. Лопухина (1852–1904), И. Е. Евсеева (1868–1921), М. Э. Поснова (1873–1930) и другие. (Перечень их работ составлен В. В. Воронцовым и приложен к переводу «Руководства к чтению Библии» Ф. Вигуру; М., 1916). Труды этих ученых охватывали текстуальную критику, исагогику и экзегетику. Ни одна книга Ветхого Завета не прошла мимо их внимания. В конце XIX и начале XX века ряд русских православных ученых высказался за необходимость считаться с данными критической библеистики. С. Н. Булгаков в 1910 году писал, что вопрос об авторстве или времени написания «не исчерпывает вопроса о религиозном авторитете священных книг, который зависит отнюдь не от исторической точности надписания их автора, но от церковной оценки содержания этой книги, выражающейся в признании ее каноничности» («Русская Мысль», 1910, # 6). Среди тех, кто принял выводы критической библеистики, православный историк проф. Богословского Института Б. А. Тураев, религиозный философ и историк С. Трубецкой (1862–1906), Н. М. Дроздов (1849–1920), свящ. А. Ельчанинов (1881–1934), Б. И. Сове, проф. Моск. Духовной Академии И. Д. Арсеньев и другие. Из греческих православных ученых их точку зрения разделял проф. Афинского университета В. Веллас. В феврале 1944 года в Св. Сергиевской Духовной Академии (Париж) проф. А. В. Карташев (1875–1960) произнес актовую речь, в которой призвал православных библеистов больше считаться в своей работе с данными библейской критики. (Через три года текст речи был издан отдельной книгой.) Он подчеркивал, что исагогика во многом затрагивает чисто научные проблемы, не касаясь боговдохновенности св. книг. Проф. Каташев считал необходимым принять следующие выводы ветхозаветной науки:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Львовский Дмитрий Константинович — дьякон; преподаватель клиросного пения (1880–е — 1890–е гг.) и организатор певческого училища при Японской православной Духовной миссии; регент хора в токийском Николаевском соборе — 314, 316, 323, 325–326 Лыкошев — 199 Люба, дочь П. П. Заркевича — 123 Люба, дочь сызранского священника Василия, племянница отца Николая — 303–305 Любавская, благотворительница из Рязани — 160 Любовь, благотворительница — 118 Людмила, дочь Ф. Н. Быстрова — 96, 185, 195, 205, 236 Ляпунов Дмитрий — Ляпунов Прокопий Петрович (? –1611) — думный дворянин, организатор (в 1611 г.) первого земского ополчения против поляков — 177 Маденокоодзи Хидемаро, студент–стажер — 167, 172, 183, 191, 200, 212, 237 Мадерах — см. Модерах В. А. Майков Аполлон Николаевич (1821–1897) — поэт — 294 Макарий, архимандрит Орловский — Макарий (Троицкий Макарий Трифонович) (1830–1906) — выпускник Киевской Духовной семинарии (1856); преподаватель Орловской Духовной семинарии (с 1856 г.), законоучитель орловского Александрийского института благородных девиц (1865–1879); протоиерей (с 1877 г.), архимандрит (с 1879 г.), настоятель трубческого Спасочелнского монастыря (с 1879 г.); настоятель московского Знаменского монастыря (с 1881 г.); епископ Острожский (с 1882 г.), Оренбургский и Уральский (с 1886 г.), Калужский и Боровский (с 1895 г.); автор многочисленных поучений, «слов», «бесед» и духовных стихотворений — 160, 217, 234 Макарий, игумен в Александро–Невской лавры — 206 Макарий, митрополит — Макарий (Булгаков Михаил Петрович) (1816–1882) — выпускник Киевской Духовной академии (1841); бакалавр и магистр Санкт–Петербургской Духовной академии (с 1842 г.); архимандрит (с 1844 г.), доктор богословия (с 1847 г.), ректор Санкт–Петербургской Духовной академии (с 1850 г.); епископ Винницкий (с 1851 г.), Тамбовский (с 1857 г.) и Харьковский (с 1859 г.); архиепископ Харьковский (с 1862 г.), Литовский и Виленский (с 1868 г.), священно–архимандрит Свято–Духова Виленского монастыря; митрополит Московский (с 1879 г.), член Святейшего Синода; знаменитый богослов и историк церкви; ординарный академик Академии наук (с 1854 г.), автор многих богословских сочинений и около двухсот проповедей (см.: Григорий. На память о высокопреосвященном митрополите Московском Макарие. М., 1888; Барсов Н. И. Макарий, митрополит Московский и Коломенский//Русская старина. 1883. 6. С. 669–680, и др.) — 72, 81,94, 111, 126, 132, 196, 209, 211, 238, 239, 268, 274, 276, 280, 281, 288, 292, 293, 313, 314, 319

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Любищев А. А. Люмьер Луи Жан (1864–1948), изобретатель кинематографии М Макарий, Патриарх Антиохийский Макарий (Булгаков Михаил Петрович; 1816–1882) – митрополит Московский и Коломенский Макарий, св. (Невский Михаил Андреевич; 1835–1926), митрополит Макаров, семинарист Малышев Александр Федорович Мальцева М. А., благотворительница Маляревский Александр Иванович (1857-?), протоиерей Мануил (Лемешевский Виктор Викторович; 1884–1968), митрополит Мария Александровна (1824–1880), императрица, супруга императора Александра II Мария Феодоровна (1847–1928), императрица, супруга императора Александра III Мария (Кудрявцева Мария Андреевна; 1875-?), игумения Мария (Лелянова Лидия Александровна; 1874–1932), монахиня Мартинсон Василий Антонович (1874–1955), протоиерей, последний ректор С.-Петербургской (Петроградской) духовной семинарии Матвеев Феодор – см.: [Казанский] Феодор Матвеевич. Матюшенский Алексий Михайлович (около 1868–1917), протоиерей Мацеевич Станислав Гилярович, каноник Мегорский Димитрий Тимофеевич (1842–1909), протоиерей Мелхиседек (Паевский Михаил Львович; 1879–1931), архиепископ Менжинский Вячеслав Рудольфович (1874–1934) Меркушов Анатолий Егорович Мессинг Станислав Адамович (1889 – расстрелян 1937) Мефодий (Великанов Михаил Матвеевич; 1852–1914), епископ Мещерский Константин Иванович (1888–1966), протоиерей; уклонился в обновленчество, позднее принес покаяние и принят в сущем сане Мирбах Вильгельм фон (1871 – убит 1918), граф Мирбах Рейнгольд Рейнгольдович, барон Миртов Петр Алексеевич (1871-?), протоиерей Митрофан (Землянский Михаил Александрович; 1863–1914), епископ Михаил Александрович (1878 – расстрелян 1918), великий князь Михаил (Горелышев Матвей Трофимович; 1850–1918), архимандрит; настоятель Троице-Сергиевой Приморской пустыни в 1901–1915 Михаил (Мудьюгин Михаил Николаевич; 1912–2000), архиепископ Михайловский Яков Яковлевич (1851–1903) – смотритель Каргопольского ДУ в 1878–1884; впоследствии протоиерей Молотов Вячеслав Михайлович (1890–1986) Молчанов Николай Георгиевич, диакон

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

МАКАРИЙ , митрополит (в миру Михаил Петрович Булгаков; 1816–1882) – знаменитый богослов и церковный историк, митрополит Московский, автор 30-томной «Истории Русской Церкви» и «Догматического богословия», академик Императорской академии наук. МАКАРИЙ (1482–1563) – с 1542 г. митрополит Московский и всея Руси, редактор Четьих-Миней и Степенной Книги. Будучи приверженцем идеи централизации как в государстве, так и в Церкви, содействовал укреплению власти Ивана IV, являлся вдохновителем его Казанских походов. Способствовал открытию в Москве первой типографии для печатания Священных книг по исправленным образцам. МАКЕДОНИЙ – епископ Константинопольский в 342–360. Его считают главой «духоборов, пневматомахов» – македониан, осужденных Вторым Вселенским собором. МАККАРИ ДЖОН (John Macquarrie; p. 1919) – английский богослов, автор трудов по систематическому богословию. МАКСИМ ГРЕК , преп. (Михаил Триволис; ок. 1475–1556) – богослов, философ, публицист. В 1518 г. прибыл в Россию для исправления переводов церковных книг, в 1531 г. осужден и подвергнут заключению до 1551 г. Последние годы жизни провел в Троице-Сергиевом монастыре. Память преподобного Максима Грека празднуется РПЦ 21 января (3 февраля). МАКСИМ ИСПОВЕДНИК , преп. (580/2–662) – выдающийся богослов и церковный учитель; по мнению некоторых патрологов, самый сильный после Оригена философский ум на христианском Востоке; автор «Мистагогии» – мистико-аллегорического объяснения таинственного смысла священнодействий; боролся с монофелитством, поддерживаемым византийским императором Констанцием II; был арестован и вывезен в Константинополь, где судом приговорен к отрезанию языка и правой руки; умер в ссылке. Память преподобного Максима Исповедника празднуется Православной церковью 21 января (3 февраля) и 13 (26) августа. МАРИЯ МАГДАЛИНА – одна из жен-мироносиц, преданнейшая последовательница Иисуса Христа, исцеленная им от «семи бесов»; первой удостоилась увидеть его воскресшим. Память 22 июля (4 августа). МАРЦИНКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ФИЛИМОНОВИЧ – проповедник, высланный из России в 1923 г., автор книги «Записки верующего» и ряда других книг, известных в России.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Не следует забывать и щедрое финансирование старообрядческими толстосумами (Рябушинский, Савва Морозов и др.) ленинской РСДРП и революций начала XX века. К сожалению, опасность и последствия политического использования «альтернативного православия» многими недооценивается. " " Как верно подметил недавно Иван Миролюбов, представитель одного из старообрядческих согласий и секретарь Комиссии по взаимодействию со старообрядчеством при ОВЦС МП, «для начала дальнейшего движения вперед необходимо прийти к пониманию, лучше обоюдному, что конкретно нас разъединяет». Иначе мы просто не сможем понять друг друга. Искренне желая примирения, попытаемся разобраться в самом, пожалуй, ключевом моменте наших расхождений: виде перстосложения для осенения себя крестным знамением. Были ли наши древние русские святые — равноапостольные Владимир и Ольга, преподобный Сергий Радонежский, святители Петр, Алексий, Иона, Филипп и Ермоген — «несомненные двуперстники», как это утверждает в своей работе «Церковная “реформа” XVII века как идеологическая диверсия» (М., 2004) страстный апологет и проповедник старообрядчества в лоне патриаршей Русской Церкви, а по сути самый настоящий идеологический диверсант Б.Кутузов. По его словам, «в этом смысле Русская Церковь — укоренена в старообрядчестве». Мы же постараемся доказать обратное. За основу нашего исследования возьмем до сих пор еще не переиздававшийся труд выдающегося церковного историка и не менее выдающегося богослова митрополита Макария (Булгакова) (1816–1882) «История русского раскола, известного под именем старообрядства» (СПб., 1855). В то время Макарий, епископ Винницкий, был ректором С.-Петербургской Духовной академии. Митрополит Макарий (Булгаков), прославившийся своей многотомной «Историей Русской Церкви», известен также одним из наиболее фундаментальных трудов, принадлежащих русской богословской мысли — «Православно-догматическим богословием» — классическим сочинением, прославившим, как и его «История», русскую православную науку. «История русского раскола» ценна тем, что в этом исследовании, основанном на огромном количестве церковно-исторических источников, епископ Макарий убедительно доказывает, что все раскольнические мнения о якобы древности их обрядовых особенностей — суть новшества, «новины», которых ранее никогда не знала ни вселенская, ни Русская Церковь (учения старообрядцев о двуперстном крестном знамении, о сугубой (т.е.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2510

Один из младших современников Преосвященного Макария, А.Рождественский, более двух десятков лет спустя после его кончины писал: «Его “История Русской Церкви” представляет собой памятник не только научный, но и художественный, которому и доселе удивляются все лучшие историки. Ни один русский ученый, занимающийся в области православного богословия, не может обойтись без богословских и церковно-исторических трудов митр. Макария»47. Это величие и значимость личности митрополита Макария в истории русской православной науки сейчас, по прошествии более чем ста лет после его кончины, предстает еще рельефнее и четче. Справка Митрополит Макарий (в миру Михаил Петрович Булгаков)/19 сентября (1 октяб­ря) 1816–9/21 июня 1882) — епископ Русской Православной Церкви, историк Церкви, богослов. В 1841 г. пострижен в монашество, в том же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1841–1842 гг. — преподаватель русской церковной и гражданской истории в Киевской духовной семинарии. С 1842 г. одновременно ректор Киево-Подольских духовных училищ. В 1842–1844 гг. — помощник инспектора Санкт-Петербургской духовной академии, с 1844 по 1850 г. — ее инспектор, с 1850 по 1857 г. — ректор. В 1843 г. Синодом утвержден в звании экстраординарного профессора богословских наук. В 1844–1857 гг. — ординарный профессор догматического богословия Санкт-Петербургской духовной академии. С 1854 г. — ординарный академик Академии наук. В 1844 г. возведен в сан архимандрита. В 1851 г. хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии, настоятель Шаргородского Свято-Николаевского монастыря. С 1857 г. — епископ Тамбовский и Шацкий. С 1859 г. — епископ Харьковский и Ахтырский. В 1862 г. возведен в сан архиепископа. С 10/22 декабря 1868 г. — архиепископ Литовский и Виленский. C 8/20 апреля 1879 г. — митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего Синода. Многие годы сочетал служение с обязанностями постоянного члена Святейшего Синода. Скончался 9/21 июня 1882 г. от апоплексического удара в архиерейском доме в с. Черкизове (ныне в черте Москвы); отпевание было совершено 14 июня в Чудовом монастыре. Похоронен в склепе Успенского собора Свято-Троицкой лавры.

http://e-vestnik.ru/history/mitropolit_m...

оставил духовно-учебную службу, в 1851 г. определен смотрителем Слонимского дворянского уездного училища, с 1858 г. инспектор 2-й Харьковской гимназии. В 1860-х гг. обер-секретарь Святейшего Синода.По сведениям на 1872 г. помощник управляющего канцелярией Святейшего Синода. Первоначально в тексте значились десять номеров: 3, 4, 35, 248, 257, 263, 267, 317, 320, 324. Однако затем 9 из них были вычеркнуты, а оставшийся 248 обведен кружком. Петр Сергеевич Мещерский (1778 или 1779 г.–1857 г.), князь, с 7 января 1808 г. Херсонский гражданский губернатор, с. 8 июня 1809 г. действительный статский советник, назначен обер-прокурором 2-го отделения 5-го департамента Правительствующего Сената. С 17 октября 1817 г. глава правления училищ (с увольнением от должности обер-прокурора); с 24 ноября того же года обер-прокурор Святейшего Синода (с оставлением в занимаемых должностях и званиях); 13 февраля 1818 г.вступил в должность. С 21 апреля 1823 г.также член Комиссии духовных училищ (постоянного органа), с 22 августа 1826 г. тайный советник, 2 апреля 1833 г. уволен от должности обер-прокурора Святейшего Синода и назначен сенатором (с оставлением на прочих должностях). С 27 декабря 1843 г.действительный тайный советник. Константин Петрович Победоносцев (1827–1907 гг.), русский государственный деятель консервативных взглядов, ученый-правовед, писатель, переводчик, историк Церкви. Действительный тайный советник, г лавный идеолог контрреформ Александра III. Сенатор (с 1868 г.), с 1872 г. член Государственного совета, в 1880–1905 гг. обер-прокурор Святейшего Синода, с 28 октября 1880 г. член Комитета министров. Играл ведущую роль в определении правительственной политики в области народного просвещения, в национальном вопросе, внешней политике. После издания Октябрьского (1905 г.) манифеста, который он не принял, Победоносцев был уволен от должности обер-прокурора Синода и члена Комитета министров с оставлением в должностях члена Государственного совета, статс-секретаря и сенатора. Скорее всего, упоминаемое лицо: Макарий (Булгаков; 1816–1882 гг.), с 8 апреля 1879 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

Первое и второе издания без обозначения имени автора [в третьем издании на титулах буквы «И. С.» и «Ив. Сн.», но предисловие подписано полностью: « Иван Снегирев " ]; в предисловии к четвертому – не совсем понятное умолчание о втором издании. См. еще о митрополите Платоне в Истории Московского епархиального управления со времени учреждения святейшего Синода Н. Розанова и у С. К. Смирнова в Историях Московской славяно-греко-латинской академии и Троицкой лаврской семинарии. Автобиография митрополита Платона, напечатанная Снегиревым с не совсем исправного списка, перепечатана с автографа С. К. Смирновым в «Душеполезном Чтении» 1887 года, 8 и 9. Биография архиепископа Августина написана тем же И. М. Снегиревым и напечатана, сколько знаем, два раза: в 1824 году под заглавием «Биографические черты из жизни архиепископа Московского Августина» и в 1848 году под заглавием «Очерк жизни архиепископа Московского Августина» с портретом преосвященного. Еще об Августине см. у Розанова в указанной выше Истории епархиального управления. После нескольких кратких биографий митрополита Филарета обширная его биография составлена профессором Московской духовной академии И. Н. Корсунским и напечатана статьями в журнале «Вера и разум» в продолжение 1884–1893 годов, причем московский период деятельности Филарета выдан и отдельной книгой под заглавием «Святитель Филарет, митрополит Московский». Биография митрополита Иннокентия составлена И. П. Барсуковым и напечатана в 1883 году под заглавием «Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников». Дополнением к ней служат статьи об Иннокентии И. Н. Корсунского , напечатанные в журнале «Вера и разум» за 1898 год. Биография митрополита Макария составлена прот. Ф. И. Титовым под заглавием « Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский» (т. I (1816–1857 гг.), Киев, 1895; т. II (1857–1868 гг.), Киев, 1903). Некролог митр. Макария и его послужной список напеч. в 30-й (за 1882 г.) части Прибавлений к Творениям святых отцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Победоносцев Константин Петрович (1827–1907) – государственный деятель, сенатор; правовед; окончил училище правоведения (1846); 1860–1865 гг. – профессор гражданского права Московского университета, 1880–1905 гг. – обер-прокурор Синода, член Государственного Совета. Противник реформ 1860-х гг., сторонник неограниченного самодержавия. Дмитриев Михаил Александрович (1796–1866) – поэт, мемуарист. Тихонравов Николай Саввич (1832–1893) – историк литературы; профессор и ректор Московского университета; академик (1896). Издатель памятников русской литературы, сочинений Н. В. Гоголя. Пыпин Александр Николаевич (1833–1904) – историк русской и зарубежной литературы, фольклорист, публицист; академик (1896); активный участник журналов «Современник», «Вестник Европы». 375 Макарий (Булгаков Михаил Петрович, 1816–1882) – церковный деятель и историк, академик с 1854 г.; в 1841 г. окончил Киевскую духовную академию; ее ректор в 1851–1857 гг.; с 1879 г. митрополит московский н коломенский. Автор трудов по истории церкви, в т. ч. «Истории русской церкви» (тт. 1–12, 1866–1883 гг.). 376 Аристотель (384–322 г. до и. э.) – древнегреческий философ, идеолог античного рабовладельческого общества. Учился в Академии Платона (Афины), с 343 г. воспитатель сына македонского царя Александра (Великого). С 335 г. глава философской школы в Афинах. 377 Геро-де-Сешель (1760–1794) – деятель Великой Французской революции, юрист, депутат Законодательного собрания, якобинец. При якобинской диктатуре казнен как «умеренный». 378 Минос – по греческой мифологии сын Зевса и Европы, легендарный царь Древнего Крита, положивший начало его морскому могуществу. 379 Маколей Томас Бабингтон (1800–1859) – английский историк, публицист, политический деятель; служил в английской администрации в Индии, в 1839–1841 гг. – военный министр; отражал интересы крупной буржуазии, противник всеобщего избирательного права; автор «Истории Англии». Шмидт Юлиан (1818–1886) – немецкий критик н историк литературы. 382 Милюков Павел Николаевич (1859–1943) – историк. В 1886 г. окончил Московский университет (ученик В.О. Ключевского ), общественный деятель, с 1905 г. лидер либерально-монархической «конституционно-демократической» партии (кадеты). В 1917 г. министр иностранных дел Временного правительства. С 1920 г. в эмиграции. Автор исследований о хозяйстве России при Петре I, истории русской культуры и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010