К началу царствования Александра II положение несколько изменилось. Рост старообрядческих общин, успех старообрядцев-поповцев в воссоздании ими своей иерархии, появление старообрядческих изданий за границей и, наконец, само «открытие» русским обществом старообрядчества, как мощного движения, насчитывавшего в своих рядах от четверти до трети всех великорусов, привели в конце 1850-ых и в 1860-ых годов к появлению обширной литературы о расколе и этих своеобразных русских «диссидентах». Ко времени Никона и до второй половины девятнадцатого века в исторической литературе господствовало весьма необоснованное мнение, что, переписывая богослужебные книги, древнерусские переписчики сделали немало ошибок и искажений текста, которые с течением времени стали неотъемлемой частью русского богослужебного обряда. Кроме того историки раскола совершенно ошибочно полагали, что в искажении церковных книг были виноваты не только древние переписчики раннего русского средневековья, но и те первые противники патриарха Никона, которые в конце 1640-ых и начале 1650-ых годов близко стояли к руководству церкви и книгопечатанию и поэтому будто бы смогли внести в печатные уставы того времени ошибки, сделанные в предыдущие века. В числе этих лиц, которых считали ответственными за внесение ошибок уже в русские печатные издания семнадцатого века, называли руководителей раннего сопротивления Никону, протопопов Ивана Неронова и Аввакума. По мнению этих исследователей из числа иерархии и миссионерских кругов, такие ошибки стали возможны ввиду отсутствия достаточного просвещения в средневековой Руси, бедности русской научной и церковной мысли того времени и, наконец, особого склада русского древнего православия, которое по их мнению придавало преувеличенное значение внешней набожности и обрядам. Даже такой известный и ученый историк русской церкви как митрополит Макарий Булгаков (1816-1882) придерживался этого мнения в изданном им в 1854 году капитальном труде об «Истории русского раскола старообрядчества».

http://sedmitza.ru/lib/text/439460/

МАКАРИЙ Арсеньевич Соловьёв (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ († 1506), мон., прмч. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 14 сент. и в Неделю жен-мироносиц в Соборе Фессалоникийских святых) МАКАРИЙ прмч. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Угличский - см. в ст. Иов, прмч., и др. мученики Угличские МАКАРИЙ (Миронов Макар Федорович;1878 - 1938), иером., прмч. (пам. 23 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Моржов Михаил Степанович; 1872 - 1872), иером., прмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Смирнов Михаил Ефимович; 1877-1937), иером., прмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Телегин Павел Николаевич; 1876 - 1922), иером., прмч. (пам. 13 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАКАРИЙ мч. Александрийский (пам. 30 окт., 8 дек.) - см. в ст. Иулиан, Кронион, Макарий, Епимах, Александр и 13 мучеников МАКАРИЙ мч. Аназарвский (пам. 5 февр.) - см. в ст. Феодулия, Елладий, Макарий и Евагрий, мученики Аназарвские МАКАРИЙ [Макарий Антиохийский;], мч. Египетский (нач. IV в.?) (пам. копт. 22 абиба (эфиоп. хамле; 16 июля)) МАКАРИЙ мч. Карфагенский, Африканский (пам. греч. 10 апр.) - см. в ст. Африкан, Терентий, Максим, Помпий, Зинон, Александр, Феодор МАКАРИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), черногорский печатник, руководитель 1-й южнославянской кириллической типографии МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 1816 - 1882), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов МАКАРИЙ (Ильинский Михаил Иванович; 1866-1953), митр. Алеутский и Североамериканский, патриарший экзарх в Сев. и Юж. Америке МАКАРИЙ (Оксиюк Михаил Федорович; 1884-1961), митр. Варшавский и всея Польши, церковно-общественный деятель, богослов

http://pravenc.ru/text/Макарий.html

  О некоторых известных православных богословах периода рубежа веков Кто же стоит за русским богословием этого времени? Чьи имена и произведения следовало бы назвать в первую очередь? Строго говоря, необходимо было бы просмотреть все богословские дисциплины, потому что в каждой из них найдутся ученые, занимавшиеся новыми, по крайней мере для России, неизведанными еще научными вопросами. Я же ограничусь трудами историческими, поскольку именно на ниве истории создавались самые значительные труды. Родившийся в России, а позже преподававший в Соединенных Штатах православный богослов Георгий Флоровский (1893–1979), в своем труде «Пути русского богословия», именно поэтому совершенно справедливо назвал этот период истории русского богословия «исторической школой» . Вместе с тем, понятие «историческая школа» подразумевает собой и методическую переориентацию русского богословия в целом, – ту переориентацию, которая только и дала возможность для зарождения научной деятельности в самых разных областях, а впоследствии дала ей и почву для развития: в богословии стали применять историко-критические методы. Назовем лишь несколько имен: благодаря работам в области патристики стал известен петербургский богослов В.В. Болотов (1854–1900), тем более что его реплика о филиокве вызвала широкое одобрение; Е.Е. Голубинский (1834–1912), нашедший себе покровителя в области своих историко-критических работ в лице митрополита Московского Макария (Булгакова) (1816–1882): из-под пера ученого вышло обширное, хотя и едва ли критическое описание русской церковной истории (Голубинский написал «Историю русской Церкви», включившую в себя опровержение церковного «мифического» предания). После кончины митрополита Макария у Голубинского, однако, был конфликт со Св. Синодом, в результате чего ему пришлось перевестись из Московской Духовной Академии в московский университет. Эту участь он разделил с целым рядом других академических богословов, среди которых был и известный русский историк В.О. Ключевский (1841–1911), до своего перехода в московский университет служивший сначала в Московской Духовной Академии. И, наконец, назовем здесь еще Н.Н. Глубоковского (1863–1937), преподававшего в С.-Петербурге вообще-то Новый Завет, но известность получившего благодаря своим работам о Феодорите Кирском, а также благодаря своему произведению «Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии».

http://bogoslov.ru/article/1337758

Удивительно, но факт: со дня появления первых томов «Истории» прошло почти полтораста лет, а издания источников, подготовленные митрополитом Макарием, в целом ряде случаев остаются незаменимыми или даже единственными . В принципиальной выверенности исследовательского подхода и оценок, в доскональном владении огромным «живым» рукописным материалом — непреходящее значение труда митрополита Макария. Разумеется, это вовсе не означает, что каждое слово, каждая дата, всякий тезис историка непогрешимы. Наука не стоит на месте, что прекрасно понимал и сам митрополит Макарий. В своих работах, выходивших после издания первых трех томов «Истории» и в период подготовки последующих, автор обращался к своим церковным и светским коллегам с призывом: «Критики! Побольше критики!». Вполне понятно, что немало отдельных положений и выводов митрополита Макария оказались впоследствии уточнены или даже пересмотрены в свете новых исторических данных. Да иначе и не могло быть. Ведь надо помнить, что в то время, когда автор работал над своей фундаментальной «Историей», состояние мировой и отечественной исторической науки во многих областях было отнюдь не процветающим. Взлет византиноведения был еще впереди, русская церковная археология делала первые шаги, древнерусское иконописание в его подлинном виде оставалось еще практически неизвестным и т. д. Поэтому естественно, что текст митрополита Макария во многих случаях требует современного комментария, не говоря уже о том, что он его заслуживает. Комментарий в нашем издании давался, как правило, только тогда, когда точка зрения автора, предлагаемая им датировка или т. п. нуждались в исправлении или уточнении в свете новых данных. При ином подходе комментарий рисковал бы превратиться в рыхлый и неизбежно слишком пространный обзор современной историографии по каждой из бесчисленных конкретных тем, затронутых в труде митрополита Макария .  Приселков М. Д. Митрополит Макарий (Булгаков) и его «История Русской Церкви» (1816–1882)//Русский исторический журнал. 1918. Кн. 5.  Абрамович Д. И. О трудах митр. Макария в области древнерусской литературы//Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности АН. 1917. Кн. 2.  Комментарии к настоящей книге «Истории Русской Церкви» составлены А. В. Назаренко. Комментарии обозначаются цифрами со звездочкой в квадратных скобках. Переводы иноязычных текстов выполнены И. И. Маханьковым. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435783/

это Дар новому поколению (а не услуга в сфере потребления); это Благо для каждого , это благовестие о собственно человеческом в человеке. Содержание Введение стратегическая цель отечественного образования 3.2. Образование как практика культурно-исторического наследования 3.3. Образование как практика становления человеческого в человеке Издание 4-е, исправленное и дополненное УДК 37.014.53 ББК 74.04(2Рос) Н 35 При поддержке: Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова М.П., 1816–1882 гг.), г. Москва; Фонда «Русский предприниматель», г. Екатеринбург Н 35 Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект/Под ред. чл.-корр. РАО В.И. Слободчикова. Изд. 4-е, исправленное и дополненное. М., 2022. 32 с. В брошюре представлен проект Национальной доктрины образования в Российской Федерации как базового документа, определяющего основания перехода к национально ориентированному образованию. В новом издании учтены замечания и предложения широких слоёв педагогической общественности, высказанные во время Парламентских чтений в Совете Федерации ФС РФ, Слушаний в Общественной палате РФ, организованных Комиссией Палаты по вопросам благотворительности и социальной работе и МОО «Союз православных женщин», III Международного научного конгресса «Россия и вызовы современного мира», приуроченного к 10-летию создания МПОО «Объединение православных учёных». ISBN 978-5-906411-72-3 © Слободчиков В.И., Остапенко А.А., Шестун Е.В., Захарченко М.В., Рыбаков С.Ю., Моисеев Д.А., Коротких С.Н. , Зелинский К.В., 2018, 2022 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Как празднует дни рождения отшельница Лыкова и что делает? Стала известна профессия кислотного маньяка в Подмосковье В этом регионе России заболеваемость туляремией выросла Обычный день стал ужасом для мамы малышки из России Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/03/...

10:58 У фотовиставка «Пюхтиця - 125» 8 жовтня в в виставки «Пюхтиця - 125», Успенського Пюхтицького монастиря — в що знаходиться в прямому Московському (рос.) 10 жовтня 2016 р. 19:26 У урочисто 9 жовтня, в день пам " апостола Богослова, з нагоди заснування Божественну в в " я апостола Богослова очолив керуючий справами митрополит Санкт-Петербурзький Ладозький (рос.) 7 жовтня 2016 р. 17:48 головуванням Кирила в урочисте присвячене митрополита (Булгакова) 7 жовтня в великому головуванням Московського Кирила урочисте присвячене дня народження митрополита Московського Коломенського (Булгакова). (рос.) Фото 7 жовтня 2016 р. 15:17 Кирил очолив у торжества, дня народження митрополита (Булгакова) 7 жовтня, дня преставлення преподобного Радонезького, чудотворця, Московський Кирил прибув до лаври. З благословення Його в проходять на честь дня народження видатного Церкви митрополита (Булгакова; 1816-1882). (рос.) Фото 7 жовтня 2016 р. 15:09 До митрополита (Булгакова) випущено поштову марку 7 жовтня в поштовий вийшла марка, присвячена дня народження богослова та Церкви митрополита Московського Коломенського (Булгакова, 1816-1882). (рос.) 4 жовтня 2016 р. 13:00 Кирил звершить пастирський до З 15 по 18 жовтня 2016 року пастирський Московського Кирила до присвячений Церкви на Британських островах. в з церкви, за наказом Петра I в 1716 (рос.) 30 вересня 2016 р. 10:18 За участю Синодального з козацтвом в пройшли заходи, Брусиловського прориву Федеральне агентство, Синодальний з козацтвом, Державний РФ, державний державний проект До Брусиловського прориву». (рос.) 15 вересня 2016 р. 12:03 В заходи на честь руського чернецтва на Афон У науково-богословська на тему «Монашество в стародавньому сучасному секулярному присвячена руського чернецтва на Афон. (рос.) ← попередня 41 42 43 44 45 46 47 48 наступна → Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Ihmepb " ю Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року.

http://patriarchia.ru/ua/db/news/1264/pa...

Предстоятель Русской Церкви совершил литию у гробницы Преосвященного Макария в Успенском соборе Лавры. Были вознесены молитвы о упокоении души приснопамятного митрополита Макария. В богослужении участвовали:  митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн;  митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий ; архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий; архиепископ Верейский Евгений; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност; архиепископ Петергофский Амвросий; духовенство обители. Богослужебные песнопения исполнил хор Троице-Сергиевой лавры, регент — архимандрит Глеб (Кожевников). Затем в здании Московской духовной академии состоялась церемония памятного гашения  художественной почтовой марки  «200 лет со дня рождения митрополита Макария (1816-1882), историка Церкви, богослова». В мероприятии приняли участие Святейший Патриарх Кирилл, митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий и заместитель руководителя Федерального агентства связи И.Н. Чурсин. Для гашения почтовой марки был изготовлен памятный сувенирный штемпель, на котором указано сегодняшнее число — 7 октября 2016 года, дата выхода марки в почтовое обращение, и изображена эмблема Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария. Этим штемпелем были сделаны оттиски на марках, конверты были подписаны участниками церемонии. На почтовой марке изображен портрет митрополита Московского Макария на фоне силуэтов церквей. Тираж почтовой марки — 300 тысяч экземпляров. Номинал — 24 рубля. Художественное оформление марки принадлежит Марии Бодровой. Сегодня марки, посвященные 200-летию митрополита Макария, поступили в отделения почтовой связи и граждане нашей страны получили возможность использовать их для отправки почтовой корреспонденции по России и всему миру. По завершении процедуры гашения к присутствующим обратился И.Н. Чурсин. Участникам торжественной церемонии были вручены памятные рамы с только что погашенными почтовыми марками.

http://patriarchia.ru/db/text/4634965.ht...

17 июня 1881 г. Посещение храма, приюта и больницы митрополитом Московским и Коломенским МАКАРИЕМ (Булгаковым) Митрополит Московский и Коломенский МАКАРИЙ (Булгаков) 18161882. На Московской кафедре в 1879 — 1882 гг. Великий российский иерарх и ученый. Своими многочисленными трудами внес бесценный вклад в изучение истории России. Автор знаменитой фундаментальной «Истории Русской Церкви». Портрет неизвестного художника из собрания Государственного Исторического Музея в Москве. Начало 1880-х гг. Июнь 1889 г. , 31 мая 1890 г. , 26 ноября 1891 г. Посещения монастыря митрополитом Московским и Коломенским ИОАННИКИЕМ (Рудневым) Митрополит Московский и Коломенский ИОАННИКИЙ (Руднев) 1826 — 1890 На Московской кафедре в 1882 — 1891 гг., Затем митрополит Киевский и Галицкий. Мудрый архипастырь, твердый администратор, попечитель образования, миссионерства и сам миссионер, благотворитель, великолепный проповедник, основатель журналов «Руководство для сельских пастырей», «Миссионерское обозрение» и др. 6 сентября 1889 г. Определение Св. Синода о преобразовании приюта, учрежденного на средства княжны А. В. Голицыной, в общежительный женский монастырь «Всех скорбящих радость» с приютом и больницей. Штат: игумения, казначея, 15 монахинь, послушницы. Первая игумения Скорбященского монастыря ЕВПРАКСИЯ (+ 11 мая 1909 г.) 26 мая 1891 г. Закладка и начало строительства по проекту архитектора Ивана Терентьевича Владимирова соборного храма во имя Всемилостивого Спаса иждивением благотворительницы, купеческой вдовы из Воскресенска Акилины Алексеевны Смирновой . Храмоздательница Собора Всемилостивого Спаса и благотворительница Скорбященского монастыря АКИЛИНА АЛЕКСЕЕВНА СМИРНОВА (тайная монахиня РАФАИЛА) 12 января и 24 августа 1892 г. и 29 мая 1894 г. Посещения Скорбященского монастыря митрополитом Московским и Коломенским ЛЕОНТИЕМ (Лебединским) Митрополит Московский и Коломенский ЛЕОНТИЙ (Лебединский) 1822 — 1893. На Московской кафедре в 1891 – 1893 годах. Высокообразованный, почитаемый и любимый духовенством и мирянами архипастырь. Обладал необычайным личным обаянием, был доступен для людей всех сословий и состояний. Славился благотворительностью и попечением о народном образовании.

http://pravmir.ru/150-let-skorbyashhensk...

Епископы (в Житомире): Паисий Виноградов 1891–1902. Арсений Тимофеев 1902–1906. Михей Алексеев 1906–1908. 11 Фаддей Успенский 1908. Острожское викариатство 12 Епископы (в Житомире): Анатолий Мартыновский 1841–1844. Иерофей Лобачевский 1845–1871. Иустин Охотин 1871–1879. Виталий Гречулевич 1879–1882. Израиль Никудицкий 1883. Александр Закве-Заккис (латыш) 1883–1890. Антоний Флоренцов 1890–1894. Мефодий Никольский 1894–1898. Серафим Мещеряков 1898–1902. (Было вакантно до 1910 г.). Гавриил Воеводин 1910. Воронежская, учр. в 1681 г. Кафедра в Воронеже Епископы Воронежские и Елецкие: Св. Митрофан 1682–1703. C 1682–1696 еп. „Воронежский“, с 1699–1700 еп. „Воронежский и Азовский“, с 1700 г. еп. „Воронежский и Елецкий“. Арсений Кастюрин 1704–1712. Архп. Пахомий Шпаковский 1710–1723. Митр. Иосиф 1725–1726. Лев Юрлов 1727–1730. Иоаким Струков 1730–1742. Вениамин Сахновский 1742–1743. Феофилакт 1743–1757. Кирилл Лящевецкий 1758–1761. Иоанникий Павлуцкий 1761–1763. Св. Тихон Соколов 1763–1767. Тихон Якубовский 1767–1775. Тихон Малинин 1775–1788. Епископы Воронежские: Иннокентий Полянский 1788–1794. Воронежские и Черкасские (до 1829 г.): Мефодий Смирнов 1795–1799. Афанасий Иванов 1799. Арсений Москвин 1799–1810. Антоний Соколов 1810–1816. Епифаний Саввич-Канивецкий 1816–1825. Воронежские и Задонские (с 1829 г.): Антоний Смирницкий 1826–1846. Архп. c 1833. Игнатий Семенов 1847–1850. Архп. Парфений Чертков 1850–1853. Архп. Иосиф Богословский 1853–1864. Архп. с 1860. Серафим Аретинский 1865–1886. Архп. с 1871. Вениамин Смирнов 1886–1890. Анастасий Добрадин 1890. Архп. c 1902. Острогожское викариатство 13 . Епископы (в Воронеже): Иринарх Попов 1841–1842. Елпидифор Бенедиктов 1842–1848. Феогност Лебедев I 1848–1852. Антоний Павлинский 1852–1853. Феодосий Макаревский 1867–1871. Вениамин Боковский 1871–1879. Филарет Косинский (румын) 1879–1880. Кирилл Орлов 1880–1882. Макарий Троицкий 1882–1886. Анатолий Станкевич 1887–1890. Владимир Соколовский 1891–1896. Иосиф Соколов 1897–1900. Владимир Шимкович 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В России 12 октября 1870 г. проф. Дмитрием Федоровичем Голубинским (1832-1903), по благословению Святейшего Синода в Московской духовной академии, была впервые основана кафедра естественно-научной апологетики (взамен упраздненных новым уставом духовных школ  (1869) кафедр физики и математики). Читаемый курс включал в себя сведения по физике, химии, астрономии и преследовал цель «доказать бытие Бога через изучение целесообразности устройства звездного мира и системы законов физики и химии» . Здесь очевидна полная преемственность в подходе к осмыслению взаимоотношения естествознания и богословия, четко сформулированном еще великим М. В. Ломоносовым (1711-1865): «Физические рассуждения о строении мира служат к прославлению Божию и вере не вредны. О если бы тогда (во времена ранних Отцов Церкви. - Свящ. О. М.) были изобретены нынешние астрономические орудия и были бы учинены многочисленные наблюдения от мужей, древних астрономов знанием небесных тел несравненно превосходящих, если бы тогда открыты были тысящи новых звезд с новыми явлениями, каким бы духовным парением, соединенным с превосходным их красноречием, проповедали оные святые риторы величество, премудрость и могущество Божие!» . Многие ведущие представители православной церковной науки и богословия XIX-XX вв.: догматисты митрополит Московский Макарий (Булгаков) (1816-1882), Ректор Киевской духовной академии епископ Сильвестр (Малеванский) (1828-1908), архиепископ Черниговский Филарет (1805-1866), свящ. Николай Малиновский ; библеисты: Ректор Московской и Киевской духовных академий епископ Михаил (Лузин) (1830-1887), проф. Александр Павлович Лопухин (1852-1904) и др. - в своих трудах в различной степени использовали известные им данные естественных наук. Святитель Феофан (Говоров) (1815-1894) всегда стремился быть в курсе современной ему естественно-научной и философской проблематики, в своих трудах и письмах к частным лицам вел активную полемику с такими атеистическими построениями,  как вульгарный материализм и дарвинизм. При этом Вышенский Затворник широко использовал научные знания для иллюстрирования своих мыслей, из-под его пера изливались глубокие размышления о сущности, законах бытия тварного мира.    

http://bogoslov.ru/article/319657

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010