Важнейшее место в системе взаимосвязанных механизмов реализации Концепции отводится выработке и применению эффективных форм государственно-общественного управления, сетевого и межотраслевого взаимодействия, социального партнёрства как средства развития воспитания, осознаваемого и осуществляемого в качестве широкой общественной практики. 4.1. Программы воспитания Для реализации Концепции государственными федеральными органами управления образованием разрабатываются примерные программы воспитания, на основе которых образовательные организации разрабатывают свои рабочие программы воспитания. Примерные программы воспитания определяют: 4.2. Технологии воспитания Ключевым отличием технологической стороны воспитания на современном этапе становится переход: Конкретные воспитательные технологии определяются образовательными организациями самостоятельно. Содержание человека II. Сущность воспитания человека 2.1. Практики воспитания человека 2.2. Пространство воспитания человека 2.3. Сферы воспитания человека III. Содержание воспитания человека 3.1. Опыт освоения содержания воспитания 3.2. Структура воспитательных результатов 3.3. Образ воспитывающего взрослого IV. Пути реализации Концепции 4.1. Программы воспитания 4.2. Технологии воспитания УДК 37.014.3 ББК 74.04(2Рос) К 35 При поддержке: Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова М.П., 1816–1882 гг.), г. Москва К 35 Концепция воспитания человека в Российской Федерации. Проект/Под ред. чл.-корр. РАО В.И. Слободчикова. – М., 2022. 35 с. ISBN 978-5-906411-74-7 © Слободчиков В.И., Остапенко А.А., Черникова Т.В., Бурлакова И.И., Теплова А.Б., Хребтова А.И., Галиев С.С., Зверев С.Ю., Рыбаков С.Ю., Моисеев Д.А., Коротких С.Н. , Зелинский К.В., 2022 Отпечатано в типографии Свято-Симеоновского Архиерейского подворья Екатеринбургской епархии Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 1.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/06/...

Шесть дней творения не означают какого-нибудь неопределённого продолжения времени, в которое бы вещи, по законам только природы, образовались и раскрылись из сотворённых в начале неба и земли, но показывают истинный порядок непосредственных действий творческой силы, совершавшихся в определённое время, которое мы называем днём . Ибо священный бытописатель, с одной стороны, назначает каждому дню те же границы, в коих теперь заключается день, т.е. утро и вечер; а с другой – первые дни творения не различает ничем от последних – шестого и седьмого, которые без сомнения были уже обыкновенные дни . Он говорит: и соверши Бог в день шестый дела своя, яже сотвори: и почи в день седьмый от всех дел своих, яже сотвори ( Быт.2:2 ). Причина шестиричного или седмиричного числа дней творения сокрыта в тайнах премудрости Божией» 812 . Митрополит Макарий (Булгаков) : Митрополит Макарий (Булгаков) (1816–1882) «Признавать за историю Моисеево сказание о происхождении мipa вещественного обязываемся потому, что – За историю принимал его сам Моисей . Он поместил это сказание в самом начале, как основание своей исторической книги, в которой предположил сообщить Израильтянам верные и точные понятия о Боге, как Творце мipa и человека: следовательно, поступил бы против собственного намерения, если бы сокрыл здесь какой-либо таинственный смысл, ни для кого не понятный. А главное: на этом сказании Моисей основал закон о субботе, данный Израильтянам, при изложении которого со всей ясностью раскрыл свои мысли о шестидневном творении... Под именем шести дней творения Моисей разумеет дни обыкновенные . Ибо каждый из них определяет вечером и утром: и бысть вечер, и бысть утро, день един...; и бысть вечер, и бысть утро, день вторый..., и т.д. А кроме того, как мы уже заметили, соответственно этим шести дням, в которые Бог сотворил все дела свои, и по окончании которых почил и освятил день седьмый, Моисей заповедовал Израильтянам, чтобы и они шесть дней недели делали, а в день седьмый субботу святили Господу Богу своему...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Архиепископы Казанские и Свияжские: Иларион Рогалевский 1732–1735. Гавриил Русской 1735–1738. Епископы: Лука Конашевич 1738–1755. Гавриил Кременецкий 1755–1762. Архиепископы: Вениамин Пуцек-Григорович 1762–1782. Митр. с 1775. Антоний Герасимов-Зыбелин 1782–1785. Амвросий Подобедов 1785–1799. Архиепископы Казанские и Симбирские (до 1832 г.): Серапион Александровский 1799–1803. Павел Зернов 1803–1815. Амвросий Протасов 1816–1826. Иона Павинский 1826–1828. Казанские и Свияжские (с 1832 г.): Филарет Амфитеатров 1828–1836. Владимир Ужинский 1836–1848. Григорий Постников 1848–1856. Митр. с 1856. Афанасий Соколов 1856–1866. Антоний Амфитеатров 1866–1879. Еп. до 1867. Сергий Ляпидевский 1880–1882. Палладий Раев 1882–1887. Павел Лебедев 1887–1892. Владимир Петров 1892–1897. Арсений Брянцев 1897–1903. Димитрий Ковальницкий 1903–1905. Димитрий Самбикин 1905–1908. Никанор Каменский 1908–1910. Иаков Пятницкий 1910. Чистопольское викариатство, учр. в 1899 г. Епископы (в Казани): Антоний Храповицкий 1899–1900. Алексий Молчанов 1900–1905. Феодосий Олтаржевский 1905. Алексий Дородницын 1905. Чебоксарское викариат., учр. в 1853 г. Епископы (в Казани): Никодим Казанцев 1854–1861. Гурий Карпов 1866–1867. Викторин Любимов 1868–1874. Иоанн Жданов 1875–1878. Павел Вильчанский 1878–1882. Кирилл Орлов 1882–1888. Сергий Соколов 1888–1891. Никанор Каменский 1891–1893. Анастасий Опоцкий 1893–1897. Антоний Храповицкий 1897–1899. Иоанн Алексеев 1899–1902. Иоанн Смирнов 1902–1904. Хрисанф Щетковский 1904–1905. Митрофан Симашкевич 1905–1907. Михаил Богданов 1907. Мамадышское викариат., учр. в 1907 г. Епископы (в Казани): Андрей кн. Ухтомский 1907–1911. Варсанофий Лебедев 1911. Калужская, учр. в 1799 г. Кафедра в Калуге Епископы Калужские и Воровские: Серапион Александровский 1799. Феофилакт Русанов 1799–1809. Архп. с 1803. Евлампий Введенский 1809–1813. Евгений Болховитинов 1813–1816. Антоний Соколов 1816–1819. Филарет Амфитеатров 1819–1825. Григорий Постников 1826–1828. Гавриил Городков 1828–1831.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

523 . Филалифес. Открытое письмо заслуженному профессору доктору церковной истории А.П. Лебедеву . – Б.м., 1907. – 14 с. Макарий (Булгаков Михаил Петрович) (1816–1882) Макарий (в мире Михаил Петрович Булгаков) родился в 1816 году в семье священника Флоровской церкви села Суркова Курской епархии. Обучался в Белгородском Духовном училище, Курской Духовной семинарии и Киевской Духовной Академии, которую окончил в 1841 году со степенью магистра. В том же году состоялся его монашеский постриг и пресвитерская хиротония. В 1841–1842 учебном году иеромонах Макарий читал в Киевской Духовной Академии курс церковной и гражданской истории на новоучрежденной кафедре, на следующий год его перевели в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, где он трудился пятнадцать лет, пройдя путь от бакалавра до ректора. В 1844 году он был назначен инспектором Академии и возведен в сан архимандрита. В 1847 году за сочинение «Введение в православное богословие» архимандрит Макарий был удостоен степени доктора богословия. В декабре 1850 года состоялось его назначение ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, а в январе 1851 года он был хиротонисан во епископа с титулом «Винницкий». В 1857–1859 годах он – епископ Тамбовский и Шацкий, в 1859–1868 – Харьковский и Ахтырский, в 1868–1879 – архиепископ Литовский и Виленский, в 1879–1882 годах – митрополит Московский и Коломенский. Управляя названными епархиями, преосвященный Макарий продолжал свои труды по написанию «Истории Русской Церкви». Митрополит Макарий занимал должности ответственного редактора журнала «Христианское чтение», члена главного правления училищ, главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в учебных и воспитательных заведениях всех ведомств, председателя Комитета по изданию книг для народа. Собранные в течение долгих лет собственные денежные средства митрополит Макарий завещал Святейшему Синоду для учреждения премий за лучшие научно-богословские труды. Митрополит Макарий скончался 9 июня 1882 года и был погребен в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. Печатные труды

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 Булгаков, митрополит Московский; знаменитый русский богослов и церковный историк. Род. 1816 г., сконч. 1882 г., митрополитом Московским состоял с 1879–1882 гг. 29 Профессора С.-Петербургской Дух. Академии по кафедре истории русского раскола, Ивана Федоровича. 30 Ивана Егоровича, ординарного профессора С.-Петербургской Дух. Академии по кафедре истории и разбора западных исповеданий и ординарного профессора С.-Петербургского университета по кафедре церковной истории, ученого громадной эрудиции и необыкновенного трудолюбия. Библиографический перечень трудов И. Е. Т., см. в Христ. Чт. 1903, V, 677–701. Сконч. 2 авг. 1901 г. 31 Василия Федоровича, заслуженного профессора Киевской Дух. Академии по кафедре церковной словесности (с 21 марта 1862 г.) впоследствии члена Предсоборного Присутствия (1906–07 гг.). Сконч. 13 июня 1911 г., см. Московские Ведомости, 163, 1911. 32 Илью Степановича, заслуженного ординарного профессора Казанской Дух. Академии по кафедре канонического права, доктора богословия, проф. Казанского университета, плодовитого писателя по вопросам церковно-канонической науки. Род. 1841 г.; в 1909 г. праздновал 45-летний юбилей профессорской деятельности И. С., см. Церк. Вед. 48. 33 Иосифа Васильевича, протоирея, известного церковно0общественного деятеля, председателя Учебного Комитета при Св. Синоде. Сконч. 27 декабря 1881 г. 34 Ивана Александровича, Директора Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода. Сконч. 14 декабря 1889 г. 35 Заседания Комитета по пересмотру академического устава 1869 года происходили в следующем 1882 г., см. дальнейшие письма. 36 Преосвященный разумеет книгу, изданную Братством Св. Петра Митрополита: «Деяния Московских соборов 1666–1667 гг.». 37 Именно профессоров: Кудрявцева В. Д., Нильского, Троицкого, Певницкого, Бердникова; протоирея Васильева, Ненарокомова (см. письмо 6), для заседаний в комитете по выработке нового академического устава, взамен устава 1869 г. 40 Ныне Обер-Прокурор Святейшего Синода, тогда (с 1881 г.) занимал должность юрисконсульта при Святейшем Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Можайске. В 1937 вновь арестован, расстрелян 19.11.1937 на полигоне в Бутово. Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских (2005). Реабилитирован в 1989 по делу 1937 г. и в 1990 – по делу 1932 г.; Людовик Филипп, см. Луи Филипп; Лютш Александр Яковлевич (1893–1918), магистрант историко-филологического ф-та М.у.; Мазепа Иван Степанович (1644–1709), гетман малороссийский (1687–1708); Майков Аполлон Николаевич (1821–1897), поэт, переводчик, член-корр. Петербургской АН (1853). Окончил юридический ф-т Петербургского ун-та (1841). Начал печататься в 1835. Служил в б-ке при Румянцевском музее, с 1852 – в К-те иностранной цензуры; Макарий (в миру Михаил Петрович Булгаков) (1816–1882), историк, богослов, публицист, бакалавр (1842), доктор (1847) богословия, академик Петербургской АН (1854). В 1841 пострижен в монашество, преподаватель Киевской ДА (1841), профессор (с 1843), ректор (1850–1857) Петербургской ДА, редактор журнала «Христианское чтение» (1850–1857), основатель харьковского журнала «Духовный вестник» (1861). Епископ Тамбовский (1857), Харьковский (1859), Винницкий, архиепископ Литовский и Виленский (1862–1879), митрополит Московский и Коломенский и Свято-Троице-Сергиевой Лавры священноархимандрит (1879–1882), одновременно, член Синода; Макарий (в миру Михаил Андреевич Парвицкий – «Невский») (1835–1926), епископ – Бийский (1884–1891), Томский (1891–1912), митрополит Московский и Коломенский (1912– 1917), Алтайский (с 1920); Макаров Александр Александрович (1857–1919), государственный деятель. Помощник секретаря канцелярии председателя (1880), секретарь 1-го отделения (1882), член (1885–1889) Петербургского окружного суда, прокурор Ревельского (1889–1894), Нижегородского (1894–1897), Московского (1897–1899) окружных судов. Председатель Киевского окружного суда (1899–1901), прокурор Саратовской судебной палаты (1901–1906). Товарищ министра (1906–1909), министр (1911–1912) внутренних дел, государственный секретарь (1909–1911), сенатор (1907), член Государственного совета (1912), министр юстиции (июль–декабрь 1916).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Гергенротер Йозеф (1824–1890) – церковный историк, кардинал; имеется в виду его труд: Hergenroter J. Photios, Patriarch von Konstantinopel, sein Leben, seine Schriften und das Griechische Schisma. Bd. 1–3. Regensburg, 1867–1869. 339 Лебедев Алексей Петрович (1845–1908) – историк Церкви, автор известных трудов «История разделения церквей IX–XI веков» (М., 1900); «Очерки внутренней истории византийско-восточной церкви в IX, X и XI веках» (М., 1902). 342 Михаил Керуларий (Керулларий) (ок. 1000–1058) – константинопольский патриарх с 1043 г. Отстаивал независимость византийской Церкви от императорской власти и от папства. Конфликт в 1054 г. между Михаилом Керуларием и папством (когда он и римский легат кардинал Гумберт предали друг друга анафеме) – важнейший этап разделения Церквей. Из-за столкновения с византийским императором Исааком I, конфисковавшим часть монастырских земель, Михаил Керуларий был в конце 1058 г. смещен и сослан. 344 Пургаторий – чистилище. Имеются в виду те части католического учения, которые не имеют аналогов в православии. 346 Иоанн XI Векк (1275–1282) – патриарх Константинопольский; первоначально резко выступал против соединения западной и восточной Церквей, но затем стал активным сторонником объединения. Виссарион Никейский (1403–1472) – архиепископ, защищавший на Флорентийском соборе самостоятельность православия, но затем ставший сторонником унии; был возведен в сан католического кардинала и жил в Италии. 348 Имеется в виду главное сочинение Фотия, направленное против католической церкви, «О тайноводстве Святого Духа». 351 Сильвестр (Стефан Васильевич) Малеванский (1827–1908) – епископ, автор известного труда «Опыт православного догматического богословия, с историческим изложением догматов» (Киев, 1884–1886). Макарий (Михаил Петрович) Булгаков (1816–1882) – митрополит, автор труда «Православно-догматическое богословие» (т. 1–2, Коломна). 354 Ферраро-Флорентийский собор (1438–1439)– первая часть Флорентийского собора, Вселенского собора католической Церкви 1438–1445 гг., созванного Папой Евгением IV. Главной целью Собора было преодоление догматических разногласий между восточной и западной Церквями и заключение унии между ними. Турецкая опасность вынудила византийцев заключить Флорентийскую унию (июль 1439 г.) на условиях признания верховенства Папы, принятия католических догматов при сохранении лишь обрядов православной Церкви. Однако уния не вступила в силу ни в Византии, ни в Русском государстве. Православная Церковь так и не признала этот Собор вселенским.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Ключевский В. О.История сословий в России. С. 65—71; см. также: Он же.Содействие церкви успехам русского гражданского права и порядка//Ключевский В. О. Церковь и Россия, три лекции. Paris , 1969. С. 7—39 (впервые опубликовано в 1888 г.). Колычева Е. И.Холопство и крепостничество (конец XV—XVI в.). М., 1971. С. 181 — 184. НПЛ. М.; Л., 1950. С. 473. Зимин А. А.Холопы на Руси (с древнейших времен до конца XV в.). М., 1973. С. 374. Приселков М. Д.Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913. С. 36—52. Приселков М. Д.Митрополит Иларион, в схиме Никон, как борец за независимую русскую церковь//Сергею Федоровичу Платонову ученики, друзья и почитатели. СПб., 1911. С. 188—201; Он же.Нестор-летописец: Опыт историко-литературной характеристики. Пб., 1923. Приселков М. Д.Очерки. . . С. 204—237. Вернадский Г. В.Начертание русской истории. Прага, 1927. Ч. 1: Евразийское книгоиздательство. Vernadsky G.Political and Diplomatic History of Russia. Boston, 1936. P. 48. Vernadsky G.The Status of the Russian Church during the first half Century following Vladimir Conversion//The Slavonic Year-Book. American Series. 1941. I. P. 294—314. Vernadsky G.Kievan Russia. New Haven; London, 1963. P. 66—98 (первое издание вышло в 1948 г.) Филарет (Гумилевский).История русской церкви. М., 1848. Т. 1. С. XIV. Филарет (Гумилевский).Обзор русской духовной литературы. [Кн 1] 862—1720. СПб., 1856; СПб., 1861. Кн. 2. 1720—1858. Макарий (Булгаков).История русской церкви. изд.1. СПб.; ? 1857-1883. Т. 1-12. Приселков М. Д.Митрополит Макарий (Булгаков) и его «История русской церкви» (1816—1882)//Рус. ист. журнал. 1918. Кн. 5. С. 177—196. Макарий (Булгаков).История христианства в России до равноапостольного князя Владимира, как введение в историю русской церкви. СПб., 1846. В переработанном виде это исследование вошло в качестве гл. I в его «Историю русской церкви». Голубинский Е. Е.История русской церкви. 2-е изд. М., 1904. Т. 1, 2-я пол. Речь перед докторским диспутом. С. VIII (1880 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/438141/

112 Митрополит Макарий (в миру Михаил Петрович Булгаков, 1816–1882) – историк Русской Православной Церкви, богослов, публицист. С 1844 г. – профессор, а в 1850–1857 – ректор С.-Петербургской Духовной Академии. Редактор журнала “Христианское чтение”. С 1854 г. академик по отделению русского языка и словесности императорской Академии наук. В 1879–1882 гг. митрополит Московский и Коломенский. Автор фундаментальных исследований: “История Русской Церкви” (СПб., 1857–1883. Т.1–12), “Православно-догматическое богословие” (СПб., 1849–1853. Т.1–5, этот труд удостоен Демидовской премии). 114 Фаррар Фредерик-Вильям (1831–1903) – английский богослов и духовный писатель, профессор Кембриджского университета. В России с интересом читали его книги: “Жизнь Иисуса Христа” (перевод А.П.Лопухина , книга выдержала несколько изданий на русском языке), “Жизнь и труды апостола Павла”, “Первые дни христианства”. Фаррар и поныне в почете у благочестивых читателей. 118 Мы с ним говорили по-русски, а если бы говорили по-еврейски, он назвал бы Эрец Ишфоэль, т.е. земля Израильская. 120 Все письма на еврейском языке, относящиеся к священным книгам, называются языком святым, поэтому признается за богохульство, если имена Божии произносим на этом святом языке; на других же языках грехом не считается. 121 На еврейском языке слова “главою угла” звучит как-то громче; по-моему, правильный перевод этих слов будет: главою края в широком смысле этого слова – целой местности, страны. 122 Между героями Максима Горького есть субъекты, вполне заслуживающие названия «сынов человеческих», они, так сказать, под влиянием евангельской закваски отреклись от всех и всего ради новой, Христом данной заповеди: «Любите друг друга, как и Я возлюбил вас». 123 На торжестве посвящения католического епископа графа Шембека его дядя гр Георгий Мошынский произнес знаменательную речь о еретичестве гр.Л.Н. Толстого. Приводим выдержки из этой речи. 126 Асимптота значит линия, которая, усильно приближаясь к кривой и простираясь хотя бы до бесконечности, никогда не может с нею встретиться.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

1 Макарий (в миру – Михаил Петрович Булгаков; 1816--1882) – митрополит Московский и Коломенский (1879--1882 гг.), историк, богослов, критик-публицист, проповедник (автор около 200 проповедей). Ректор Петербургской Духовной академии (1850--1857 гг.); редактор журнала «Христианское чтение» (1850--1857 гг.), в 1861 г. основал журнал «Духовный вестник» (Харьков). С 1854 г. академик по Отделению русского языка и словесности Академии наук. Автор фундаментальной «Истории Русской Церкви» (Т. 1–12. СПб., 1857--1883; 1868--1910) и «Православно-догматического богословия» (Т. 1–5. СПб., 1849--1853) – труда, послужившего предметом критики Л. Толстого. Соч.: Слова и речи. СПб., 1890. См. о нем: Лесков Н. Макарий... митрополит Московский//Исторический вестник. 1880. No 2; Титов Ф. И. Макарий (Булгаков)... Т. 1–3. Киев, 1895--1915. 2 Поликарп Смирнский (ум. 155/166) – священномученик, муж апостольский, ученик Иоанна Богослова в Эфесе, принадлежит к традиции малоазиатского христианства. Автор «Послания к Филиппийцам», «Послания Смирнской Церкви к Филомелииской Церкви» с описанием мученичества самого Поликарпа. Соч.: Писания мужей Апостольских (Варнава, св. Климент Римский , Пастырь Ерма , св. Игнатий, св. Поликарп)/Изд. П. Преображенский . СПб., 1895. См. о нем: Афанасьев Н. , протоиерей. Трапеза Господня. Париж, 1952; Он же. Церковь Духа Святого. Париж, 1971; Мейендорф Иоанн. Введение в святоотеческое богословие. 2-е изд. Вильнюс; М., 1992. С. 26–27. Известен также Поликарп – духовный писатель XIII в., инок Киево-Печерского монастыря; его сказания о подвижниках обители сохранились в списках Печерского Патерика. Иустин Философ -- св. и учитель Церкви II в. Соч.: Сочинения св. Иустина/Изд. П. Преображенский . СПб., 1900(М., 1995). См. о нем: Тареев М. И. Вероучение св. Иустина Мученика и его отношение к языческой философии//Вера и разум. 1893. No 11. Антоний Великий (ок. 250--ок. 356) – св., впервые освятивший монашескую жизнь и в этом смысле основатель монашества как образа жизни. «Жизнь Антония» составлена Афанасием Великим [вошло в ч. 3 «Творений иже во святых отца нашего Афанасия Великого, Архиепископа Александрийского» (Сергиева Лавра, 1903. С. 178–250)]. См. о нем: Попов И. В. Религиозный идеал св. Афанасия. Сергиев Посад, 1904; Флоренский П. А. Антоний романа и Антоний предания, 1905 (Флоренский П. А., свящ. Сочинения: В 4-х т. М., 1994. Т. 1. С. 490–527).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010