126        Макарий (Булгаков , 1816–1882), епископ Винницкий (1851–1857), Тамбовский и Шацкий (1857–1859), Харьковский и Ахтырский (1859–1868, 1862 – архиепископ), архиепископ Литовский и Виленский (1868–1879), скончался Митрополитом Московским и Коломенским. 127 Справка, выписанная из дел Внутреннего правления Киевской духовной семинарии//ЦГИАУ. Ф. 711. Оп. 1. Ед. хр. 1884. Л. 8.Георгий (Тертышников), архим. Магистерская диссертация. Т. 1. Ч. 1. С. 50. 129 Феофан (Авсенев, 1810–1852), впоследствии архимандрит (с 1846), инспектор Академии, настоятель русской посольской церкви в Риме. 130        Антонин (Капустин , 1817–1894), впоследствии преподаватель Киевской духовной академии, с 1853 г. – архимандрит, настоятель храмов при русских посольствах в Афинах (1850–1859) и Константинополе (1860–1865), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1865–1894), церковный деятель и ученый византолог, корреспондент святителя Феофана. 131       Крутиков Иоанн, свящ. Воспоминания о святителе Феофане//ИР НБУ. Ф. 160. Д. 1967. Л. 10 об.–11. 136 Воспоминания о студенческой жизни преосвященного Феофана, оставленные протоиереем Краснитским. 5-го мая 1894 г. (ИР НБУ 160 N 1964. Краснитскии“ В.Ф. Воспоминания о студенческой жизни преосв. Феофана. Л. 1–2 об.). 137       Архимандрит Лаврентий (Макаров, 1808–1876) был наместником Киево-Печерской Лавры с 1844 г., настоятелем Киевского Выдубицкого монастыря с 1852 г. и Валдайского Иверского монастыря с 1854 до 1873 г., с 1874 г. пребывал на покое в этом же монастыре; корреспондент святителя Феофана. 141 В письме к Н.И. Флоринскому: «Только о. Лаврентий меня превосходит в этом [в лени – Ред.]. Но с ним никто не может состязаться» (13. II. 1875). 145 В постриге Михаил (Монастырев, 1815–1846), впоследствии профессор Киевской духовной академии по кафедре библейской герменевтики и обличительного богословия. 146 Его курсовое сочинение заслужило следующий отзыв святителя Филарета (Дроздова) : «Сему автору не было бы причины отказать в степени доктора, если бы он просил о том» (Краснитский В.Ф. Воспоминания о студенческой жизни преосвященного Феофана//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1964. Л. 2об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

149 Митрополит Киевский. Образование получил на Западе, что оставило на его богословских трудах сильный латинский отпечаток. Основал в Киеве высшее училище, преобразованное впоследствии в Киевскую Дух. Академию. Был плодовитым дух. писателем. Им был составлен «Катихизис». Скончался в 1647 г. 150 Митрополит Московский. 46 лет управлял Московской кафедрой, оставив неизгладимый след в церковной жизни русской древней столицы. В 1823 г. он составил, по поручению Синода, православный Катихизис. В 1858 г. по его настоянию был издан русский перевод Библии. Скончался в 1867 г. 151 Деятель юго-западной Руси в эпоху Брестской унии (1596 г.). Известен как составитель «Катихизиса». 158 Заборовский, впоследствии митрополит Харбинский и Манчжурский. Рукопол. 22 нояб. 1908 г. Умер 24 марта 1946 г. 159 Иеромонах, в миру кн. Шаховской. После перехода в Евлогианскую церковь вернулся обратно в лоно Зарубежной, но в 1946 г. примкнул к отколовшейся части т. наз. Американской митрополии. Во многом способствовал этому расколу на Кливландском соборе (1946 г.). С 1950 г. архиепископ Санъ-Францисский. 162 Богоявленский, митрополит Литовский. Родился в 1870 г. Из вдовых священников. Хиротонисан во епископа в 1911 г. В 1928 г. ездил в Москву, где был митрополитом Сергием возведен в сан митрополита, а в 1931 г. назначен управляющим Западно-Европейскими приходами. Вел непрестанную борьбу с Зарубежной Церковью. Умер 31 дек. 1940 г. 164 Митрополит Одесский, впоследствии Сев.-Американский, отколовшийся вместе с митр. Евлогием от Зарубежного Синода в 1927 г. Умер 7 апр. 1934 г. 167 Булгаков, митрополит Московский (1816–1882). Был преподавателем Киевской, а затем С.-Петербургской Дух. Академий. С 1879 г. митрополит Московский. Написал много замечательных исторических и богословских сочинений: «Догматическое Богословие», «История Русск. Церкви» в 13 томах. «Введение в Богословие», «История Киевской Дух. Академии» и проч. 168 Евгений Евстигнеевич, заслуженный ординар. профессор Московской Дух. Академии и затем академик Академии Наук. Известен своими трудами: «История Русской Церкви» 4 тома, «Краткий очерк истории болгарск., сербск., и румынск. правосл. церквей», «Константин и Мефодий апостолы славянские». Сконч. в глубокой старости в 1912 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

19 век явился эпохой необыкновенного расцвета русского духовного просвещения. Центрами высшего духовного образования были четыре академии: киевская, московская, петербургская и казанская. Они не только подготовляли высокообразованных пастырей, но печатали творения отцов Церкви и богословские журналы. Так как на православном Востоке высших школ не существовало, многие студенты из других православных стран приезжали заканчивать свое образование в России. В каждой епархии была духовная семинария, а в главных уездных городах – духовные училища. Кроме того в губернских городах были учреждены епархиальные училища для дочерей священников. Крупнейшим представителем богословской науки в 19 веке был митр. Филарет (Дроздов) , автор догматического и нравственного богословия и катехизиса, и замечательных проповедей, охватывающих все вопросы церковной жизни и догматики (1782–1867). Другим знаменитым богословом был митр, московский Макарий (Булгаков ; 1816–1882), догматическое богословие которого до последнего времени считается классическим трудом по данному предмету. Из историков Церкви надо отметить арх. харьковского, а потом черниговского Филарета (Гумилевского) , автора, кроме Истории Церкви, догматического богословия и истории русских святых, а из духовных ораторов – арх. херсонского Иннокентия (Борисова) , автора книги «Последние дни земной жизни Господа Нашего Иисуса Христа». В духовных академиях преподавали многие выдающиеся ученые миряне, прославившие русскую науку, как А. В. Горский, В. В. Болотов , В. О. Ключевский , Е. Е. Голубинский и Н. Н. Глубоковский . Примеры благочестия и святости жизни В 19 веке прославились святостью жизни многочисленные подвижники. Одним из самых почитаемых в народе святителей был митрополит Филарет Киевский (Амфитеатров; 1779–1857). Он был сыном священника, прошел духовную школу, был ректором московской духовной академии и доктором богословия, занимая несколько епископских кафедр, но всю жизнь остался необыкновенно смиренным иноком, полным любви ко всем, кто к нему приходил. Он тайно принял схиму и проводил жизнь в подвигах молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

(2008). Лит.: Thomas S. [Рец. на кн.:] Hilarion (Alfeyev), hegum. St. Symeon the New Theologian and Orthodox Tradition. 2000//Eastern Churches Journal. 2001. Vol. 8. N 2. P. 145-150; Наречение и хиротония архим. Илариона (Алфеева) во епископа Керченского, викария Сурожской епархии//ЖМП. 2002. 2. С. 7-17; Alexander (Golitzin), hierom. [Рец. на кн.:] Hilarion (Alfeyev), hegum. The Spiritual World of Isaac the Syrian. 2000//SVTQ. 2002. Vol. 46, 2-3. P. 285-290; idem. [Рец. на кн.:] Hilarion Alfeyev. St. Symeon the New Theologian and Orthodox Tradition//Ibid. P. 291-300; он же (Александр (Голицын), иером.) Мир Исаака Сирина: [Рец. на кн:] Иларион (Алфеев), еп. Духовный мир прп. Исаака Сирина. СПб., 20022//ЦиВр. 2005. 3(32). С. 244-249; Гаврилюк П., диак. [Рец. на кн.:] Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви//ЖМП. 2003. 2. С. 90-92; Аверинцев С. Таинство милости// Исаак Сирин, прп. О божественных тайнах и о духовной жизни. СПб., 2003. С. 246-251; Neamu M. [Рец. на кн.:] Hilarion (Alfeyev), hegum. St. Symeon the New Theologian and Orthodox Tradition. 1994//Archaevs. Bucur., 2003. T. 7. N 3-4. P. 399-404; Зиборов О. Господь поможет праведным людям//Междунар. жизнь. 2007. 4. С. 78-81; Благовещенская А. Вечные страсти: От Баха до Алфеева//НГ. 2007. 18 апр. С. 7; она же. Post Scriptum//НГ-Религии. 2007. 3 окт. С. 8; она же. Музыкальная проповедь//Там же. 2008. 16 янв. С. 2; From the Heart of Christ " s Passion//Inside the Vatican. New Hope, 2007. Apr. P. 14-17; Бунге Г., свящ. Музыка как средство евангелизации//НГ-Религии. 2007. 21 нояб. С. 7. Свящ. Димитрий Агеев Рубрики: Ключевые слова: ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф ИОАНН (Снычёв Иван Матвеевич; 1927-1995), митр. С.-Петербургский и Ладожский, церковный историк, духовный писатель КИПРИАН (Керн Константин Эдуардович; 1899-1960), архим., правосл. богослов, патролог, литургист, церковный историк МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 1816 - 1882), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов

http://pravenc.ru/text/389169.html

242–243. 262 В 1940–1947 годах Георгий Федорович Александров (1908–1961) заведовал Управлением пропаганды и агитации ЦК. 263 Ср. 5.6.1971. 264 Иван Васильевич Попов. 265 Ср. 19.1.1973. 266 Ср. 27.6.1970. 267 Кавказская война продолжается, пророчески говорила она мне. 268 Ср. 17.11.1971. 269 Ренаты Скотт, см. Лосев, с. 345. 270 Ренаты Гальцевой. 271 Многомесячная, в конце успешная война за отмену переправления В. В. Соколовым и З. А. Тажуризиной одного термина в моих переводах Николая Кузанского. 272 По А. Ф., увлечение стилем приходит с последним декадансом культуры. 273 Умер в декабре того же года 74-летним. 274 Булгаков Михаил Петрович (1816–1882). 275 Бердяев. 276 Vir ille mirabilia potest, novit et admirabile facit. Nemo par illi, nemo itinere illo sequere possit. Quid autem vidimus? Auctor admirandus alta pulchritudinis exemplaria atque virtutis imagines spernit exhortaturque ad diffidentiam. Alios deos aliumve Deum constituit? Minime; immo non solum lectorem in dubio atque desperatione relinquit, sed etiam exsultat in monstruosis et nescio quid atrum pollicentibus perversionibus. Iam vulgus insane exsultat cibum inveniens suae invidiae atque odio omnium pulchrorum. Ecce enimvero, magister noster reverendus Dantem poetam catholicum carpit, in sculptura attica nescio quid monstruosum invenit, Plotinum comitem imperatoris atrocis facit, iurem romanam necessario cruentem insinuit. Non potui tacere de quibus cruciabar nonnullas dies, praesertim quia de homine notissimo atque reverendissimo agitur. И еще много в том же духе. 277 Ср. 27.5.1975. 278 данные тексты не входили в печатное издание (прим. Предание.Ру). 279 Ср. 6.12.1972. 280 См. аверинцевскую часть 12.12.1983. 281 Я был на этом торжестве. Был страшный холод, аудитория не отапливалась, все сидели в пальто. Прямо как в 20-е годы…. Кессиди всех насмешил: сначала проклинал туристов, которые затаптывают и растаскивают священные камни Акрополя, а потом подарил Лосеву кусок камня от храма, который он, рискуя попасться, отколол.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

328. Макарий, митрополит (в миру Михаил Петрович Булгаков) (1816-1882) — историк церкви, богослов. С 8 апреля 1879 — митрополит Московский и Коломенский. Ординарный академик Академии наук (1854). 329. Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) (1783-1867) — митрополит Московский и Коломенский, первый доктор богословия в России, один из членов Библейского общества и переводчиков Священного Писания на русский язык. 330. Антоний (в миру Алексей Павлович Храповицкий) (1863-1936) — митрополит Киевский и Галицкий с 1918 года. После Гражданской войны в эмиграции. Создатель и первый председатель Архиерейского синода Русской Православной Церкви заграницей. 331. Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) (1867-1944) — 12-й патриарх Московский и всея Руси. Богослов, автор богослужебных текстов. 332. Подробность, которую, можно опустить (прим. Г. П. Федотова). 333. Мёлер Иоган Адам (1796-1838) — немецкий католический богослов и историк церкви. 334. Русские мистики начала XX века были сторонниками соборного начала в организации Православной Церкви. Вместе с тем они стремились не умалять догматическую и сакраментальную сторону православной религии, но, расширив и углубив ее, сделать из нее правильные выводы. Это течение имеет некоторые сходства с англо-католическим течением в Англиканской Церкви (прим. Г. П. Федотова). 335. Поповцы — часть, старообрядцев сохранивших священство и таинства. 336. Беспоповцы — одно из основных течений старообрядчества. Главной особенностью вероучения является идея об уже совершившемся воцарении Антихриста и связанное с этим представление о прервавшейся благодати священства и прекращении церковной иерархии. 337. Хлысты — одно из старейших русских внецерковных религиозных течений, экстатическая разновидность духовных христиан, возникшая в середине XVII в. среди крестьян. Самоназвание — «люди Божьи», «Христова вера». 338. Селиванов Кондратий Иванович (?-1832) — крестьянин, создатель секты скопцов, автор «Оград», выдавал себя за чудом спасшегося императора Петра III.

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

77 Деян . 11:26:«Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами». 78 Ориген. О началах. Книга 2, 11:6:«Я думаю, что святые, вышедши из этой жизни, будут пребывать в некотором месте, находящемся на земле, том месте, которое Божественное Писание называет раем, это место будет как бы некоторым местом учения, так сказать, аудиторией, или школой душ, где души будут научаться о всем том, что они видели на земле, а также будут получать некоторые указания о последующем и будущем, подобно тому, как, и находясь в этой жизни, они воспринимали отчасти некоторые откровения о будущем, хотя как бы чрез зеркало и в форме загадок, — о том будущем, которое с полною ясностью открывается в своем месте и в свое время». 79 4Цар. 2:12:«Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части». 80 Православнодогматическое богословие: в 2 т. СПб., 1895. Митрополит Макарий (в миру Михаил Петрович Булгаков; 1816–1882) — знаменитый историк Церкви, богослов. 81 Иоанн Дамаскин (ок. 675 – ок. 753) — христианский святой, почитаемый в лике преподобных, один из отцов Церкви, богослов, философ и гимнограф. Известен как крупнейший систематизатор христианского вероучения; ему принадлежит фундаментальный труд «Источник знания», включающий в себя философский ( «Диалектика» ), обличительный («О ересях») и догматический («Точное изложение православной веры») разделы. 82 Мицвá (мн.ч. мицвóт; от ивр. — «повеление», «приказание») — предписание в иудаизме, всякое доброе дело, похвальный поступок. 83 Мф.5:311 , Лк.6:20–23 . 84 Исх.20:3–17 . 85 Эзотеризм (от др. — греч. εσωτερικς — «внутренний») — субъективное мистическое познание природы, по утверждению апологетов, доступное лишь ограниченному кругу лиц. Исходит из сакральных знаний язычества и культивируется во многих культурах как некое тайное знание. В отличие от канонических религий, адаптируется к новейшим исследованиям, используя спекулятивные трактовки «научных» обоснований собственных учений.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

919 Клименко Анастасия Константиновна – дочь токаря РДМ Константина Григорьевича Клименко († 24.09.1873). 920 Подлинное местоположение Эммауса доныне остается археологической загадкой. Одни помещают его в Аль-Кубейбе, другие – в Латруне, третьи – в Абу-Гоше. 921 Иерусалимское подворье в Тифлисе было центром управления имениями, издревле принадлежавшими Святогробскому братству в Грузии. 922 Аната (Анафа) – селение к северо-востоку от Иерусалима, родина пророка Иеремии. В 1879 г. при въезде в селение архимандритом Антонином на имя Я. Е. Халеби был приобретен участок Бет-уль-Хараб с остатками древнего византийского храма. 924 Парфения (Адабаш Аполлинария; 1808–1881), игумения Киевского Флоровского монастыря (1865–1881). 926 Макарий (Булгаков Михаил Петрович; 19.09.1816–09.06.1882) – митрополит Московский. Окончил Курскую Духовную семинарию (1837), Киевскую Духовную Академию (1842), пострижен в монашество (1841). Инспектор Петербургской Духовной Академии (1844), ректор (1850). Епископ Винницкий (1851), Тамбовский (1857), Харьковский (1859; с 1862 архиепископ), Литовский (1868), Московский (1879). 927 Филарет (Дроздов Василий Михайлович; 26.12.1782–19.11.1867), митрополит Московский, свт. Уроженец Коломны, учился в Троице-Лаврской семинарии. Пострижен (1808), архимандрит (1811), ректор Петербургской Духовной Академии (1812), доктор богословия (1814). Епископ Ревельский (1817), архиепископ Тверской (1819), Ярославский (1820), Московский (1821). Митрополит (1826). 928 Хомяков Алексей Степанович (01.05.1804–23.09.1860) – русский поэт, философ, богослов. Основатель славянофильского направления в русской религиознофилософской мысли. Богословские его труды, написанные по-французски, впервые были изданы в русском переводе в Праге в 1867 г. Ю. Ф. Самариным . Последний в своем предисловии и назвал Хомякова «учителем Церкви». 930 Алексей Александрович (2.01.1850–01.11.1908) – великий князь, сын императора Александра II. В 1881 г. назначен Главным начальником флота и Морского ведомства. До него этот пост занимал великий князь Константин Николаевич.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

937 Граф Дмитрий Андреевич — Д. А. Толстой, министр народного просвещения. 938 хорош. — Речь идет о «рождественском» номере «Нового времени» от 25 декабря 1879 года, в котором был напечатан рассказ Лескова «Рождественский вечер у ипохондрика» (впоследствии «Чертогон»). 939 Одно стихотворение Буренина очень хорошо; другое к статье. — В номере помещены стихотворения В. Буренина: «Двадцать пятое декабря» и «Несчастные». 940 Черниговец тоже удовлетворяет…— то есть стихотворение Черниговца (псевдоним Ф. В. Вишневского) «Рождество Христово». 941 Теперь вижу, что надо было сделать…— Речь идет о рассказе «Рождественский вечер у ипохондрика»; в позднейшей редакции рассказ был подвергнут существенной переработке — см. т. 6 наст. изд., примечания, стр. 653–654. 942 Маслов, А. Н. — сотрудник редакции «Нового времени». 943 …грубое заглавие…— Очерки не были приняты «Новым временем»; напечатаны под заглавием «Религиозные обряды евреев» в «Петербургской газете» (1880, 245, 252, 254 и 255). 944 …чудесную проповедь Стерна (юмориста). — См. примечание к письму 101. 945 …слово «простец» в записках Посошкова…— Имеется в виду сочинение выдающегося русского экономиста и публициста И. Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве», изданное в 1842 году М. П. Погодиным (И. Посошков. Сочинения, ч. I, М., 1842; ч. II, М, 1863). 946 О Голубинском никому не поверю. Я читаю его страстно…— Речь идет о книге профессора Московской духовной академии Е. Е. Голубинского (1834–1912) «История русской церкви», т. 1, первая половина тома, М., 1880. 947 Б-м — очевидно, Е. В. Барсовым. Барсов напечатал в 1880 году «Письмо проф. Е. Е. Голубинскому с возражениями на его книгу «История русской церкви», т. 1, М., 1880». 948 Митрополит Макарий — Михаил Петрович Булгаков (1816–1882), митрополит московский, церковный историк, академик. Лесков писал о нем в рецензии «Макарий, высокопреосвященный митрополит московский» («Исторический вестник», 1880, 949 Шер — Шерр Иоганн (1817–1886) — немецкий историк литературы и публицист.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860) – драматург, поэт, публицист, критик, лингвист и историк. Аксаков Иван Сергеевич (1823–1886) – поэт, публицист, общественный деятель, редактор ряда журналов. Самарин Юрий Федорович (1819–1876) – философ, писатель, публицист, общественный деятель. Кошелёв Александр Иванович (1806–1883) – помещик, издатель, общественный деятель. С. 190. «…в основании Сионской крепости». – Сион (одна из гор, на которых основан Иерусалим) святые отцы рассматривали как прообраз Церкви. … " Введение в богословие» митрополита Макария… – Имеется ввиду «Введение в православное богословие» (СПб., 1847), докторская диссертация архимандрита Макария (Булгакова ; 1816–1882), впоследствии епископа (1850) и митрополита Московского (1879). Этот труд затем был дополнен автором (Православно-догматическое богословие: В 5 т. М., 1849–1853). Филарет (Гумилевский; 1805–1866) – богослов и историк Церкви; профессор, инспектор, ректор Московской духовной академии, епископ Рижский (1841), Харьковский, архиепископ Харьковский (1857), Черниговский. C. 191. «Сей день, егоже сотвори Господь»… (продолжение: «…возрадуемся и возвеселимся в онь») – библейский стих ( Пс. 117, 24 ), исполняемый в качестве припева к стихирам Пасхи. С. 192. То же в " Домашней беседе» за 1869г…. – См.: Ф е о ф а н, еп. Разрешение недоумений в защиту умной молитвы для мирян//Домашняя беседа. 1869. Вып. 44. С. 1124–1127. Мантуров Михаил Васильевич (1798–1858) – помещик; принимал деятельное участие в устроении Дивеевской обители преп. Серафима Саровского . Л/оотовиловНиколай Александрович (1809–1879) – помещик; духовный сын и собеседник преп. Серафима Саровского . Георгий – см. примеч. к с. 110. С. 193. «…Творец вселенной,/Услышь мольбы полнощный глас…» – Строки из стихотворения A.C. Хомякова «На сон грядущий» (1831). С. 194. Елагина Екатерина Ивановна (1818–1890) – жена историка и общественного деятеля Василия Алексеевича Елагина (1818–1879). Елагина Авдотья Петровна (урожд. Юшкова; 1789–1877), в первом браке Киреевская – хозяйка литературного салона (Москва, 1820–40-е гг.), где происходили споры западников и славянофилов. "

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010