Архиепископ Антоний (Амфитеатров) (1815–1879 гг.). «Будучи совершенным и единого естества с нами человеком, Иисус Христос отличается от всех людей тем, что а) приняв всю природу нашу, со всеми ее немощами, Он не принял однако же греха первородного и был совершенно свят и безгрешен, заимствовав свое человечество от Девы святейшей, предочищенной от греховной заразы… б) зачатие и рождение Иисуса Христа было необыкновенное и сверхъестественное – от одной Девы, не знавшей мужа… (8: 149). Митрополит Макарий (Булгаков) (1816–1882 гг.). «Слово Божие учит, во первых, что Господь непричастен к греху первородному: а) Когда представляет слова ангела благовестника пресвятой Деве: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лк. 1: 35 ). Отсюда видно, что хотя Господь Иисус зачался от Девы, дщери человеческой, но от Девы, в которой душа и тело, по выражению песни церковной, были предочищены Духом Святым 299 ; зачался от Девы силою и действием того же Святого Духа, а потому и родился совершенно чистым и святым, мысль, которую ясно проповедовали св. Отцы Церкви, например: Св. Кирилл Иерусалимский : “…Не нужно мне говорить о сем много, чтобы научить тебя, что нескверно и чисто сие рождение (рождение Иисуса Христа – П. Д.)” 300 . Св. Григорий Богослов : “хотя чревоносит Дева, в которой душа и тело предочищены Духом… Таково мое слово новом рождении Христовом! Здесь нет ничего позорного; потому что позорен один грех. А во Христе не имеет место позорное; потому что Его (человечество Иисуса Христа) создало Слово, а не от человеческого семени стал Он человеком. Но из плоти пречистой, неневестной матери, которую предварительно очистил Дух, изшел самозданный Человек, принял же очищение ради меня” 301 . Св. Ефрем Сирин : “…И как молния озаряет сокровенное, так и Христос очищает и сокровенное естество. Он очистил Деву, и потом родился, дабы показать, что, где Христос, там проявляется чистота во всей силе…” 302 . Св. Иоанн Дамаскин : “По согласию святой Девы, Дух Святой, по слову Господню, возвещенному Ей ангелом, сошел на Нее, очистил ее и даровал Ей способность, как принять в себя Божество Слово, так и родить…».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В качестве доказательства традиционного церковного евхаристического реализма данный богослов приводит высказывания святых отцов: Игнатия Богоносца , Иустина Философа , Иринея Лионского , Ипполита, Кирилла Иерусалимского и Кирилла Александрийского , Киприана Карфагенского , Иоанна Златоуста , а также Соборов: I, III и VII Вселенских, а также Трулльского Собора 827 . Для него Евхаристия – истинная Жертва Христова, заменившая собой прообразовавшие её ветхозаветные кровавые жертвы. Хотя сам архиепископ не употребляет термина «пресуществление», видя в нём, очевидно, проявление чрезмерно натуралистического представления католиков о величайшем Таинстве, он, тем не менее, выражает свою веру в сущностное литургическое преложение достаточно определённо. Думается, что если бы в его время столь же остро стоял вопрос об отношении Церкви к евхаристическому консубстанциализму, то архиепископ Филарет Черниговский наверняка дал бы ответ в строго православном ключе. Неслучайно он имел обыкновение еженедельно прочитывать Катехизис святителя Филарета Московского , чтобы держать мысль в рамках Православия 828 . Отвержение евхаристического символизма выражено у Филарета Черниговского и без того весьма ярко. Митрополит Макарий (Булгаков) (1816–1882) пишет: «Евхаристия есть такое Таинство, в котором христианин, под видом хлеба и вина, причащается истинного Тела и Истинной Крови своего Спасителя. Это Таинство превосходит все другие», в Евхаристии «изменяется самое вещество Таинства» 829 , происходит «пресуществление» 830 . Епископ Сильвестр (Малеванский) (1828–1908) верит в реальность евхаристического Человечества Христова и его тождественность по природе историческому Человеческому естеству Господа нашего Иисуса Христа 831 . «Преложение» или «претворение» 832 , в терминологии епископа Сильвестра, невозможно интерпретировать в протестантском смысле, поскольку сам епископ Сильвестр весьма определённо высказывается против протестантских евхаристических доктрин. Только образы, а не сама сущность, остаются в освящённых Дарах 833 . Епископ Сильвестр не чужд не только учения о пресуществлении: он охотно использует и сам термин «пресуществление» в своей полемике с евхаристическим символизмом и консубстанциацией. При этом он, в частности, ссылается и на «Послание восточных патриархов» 834 . Протоиерей Николай Малиновский (1861–1917): «В Таинстве Евхаристии под видами хлеба и вина Христос Спаситель преподаёт нам в спасительную пищу самого Себя – Своё пречистое Тело и Свою святейшую Кровь... Христос присутствует в этом Таинстве чрез преложение или пресуществление хлеба и вина в Его Тело и Кровь, а не как-либо иначе... Такое учение о существе Евхаристии Православная Церковь содержит и преподаёт на основании ясных свидетельств Писания об этом Таинстве и согласно с верованием Древне-Вселенской Церкви» 835 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

В монастырском соборном храме в честь Успения Божией Матери (приделы Благовещения и Рождества Христова), построенного в 1200 г. (после реставрации освящался в 1902 г.), почивали мощи муч. Авраамия Болгарского (см. прим. 47). Там же были погребены супруги Св. блгв. Вел. Кн. Александра Невского – Кн. Александра и Кн. Васса, а также дочь Евдокия. В монастыре была еще теплая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами Свят. Иоанна Златоуста и муч. Авраамия (XVI в.). При монастыре были школа, рукодельная мастерская и больница. Недавно обитель возвращена Русской Православной Церкви. 48 Святой Мученик Авраамий Болгарский (†1299) – родом из приволжских болгар; занимался торговлей. За исповедание христианства его соотечественники, магометане, подвергли тяжким пыткам и, наконец, отсекли ему голову. Русские купцы привезли его нетленные мощи во Владимир, где они почивали в Успенском соборном храме Владимирского Княгинина Успенского монастыря (см. прим. 46). На гробнице его лежали вериги, которые он носил под одеждой. Память 1 апреля. 49 Митрополит Макарий (Булгаков, 18.8.1816 †8.6.1882), Московский и Коломенский – русский богослов и церковный историк. По окончании курса Киевской духовной академии был назначен на кафедру русской церковной и гражданской истории. Перешел в Санкт-Петербургскую духовную академию (1842), где читал лекции по богословию. Хиротонисан во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии (28.1.1851). Епископ Тамбовский и Шацкий (1857), епископ Харьковский (1859, с 1862 – архиепископ), архиепископ Литовский и Виленский (1869), митрополит Московский и Коломенский (1879). Среди многочисленных его сочинений особенно важны: «История Киевской духовной академии», «Введение в богословие», «Догматическое богословие», «История Русской Церкви» в 13 томах и др. Примечательно, что, будучи митрополитом Московским, вл. Макарий работал над фундаментальной «Историей Русской Церкви» на летней архиерейской даче в селе Черкизове за Преображенской заставой, куда впоследствии не раз выезжал на отдых и владыка Арсений (что нашло отражение в воспоминаниях и «Духовном дневнике» последнего).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В основе этого «верующего мышления» лежит правосл. вера, соединяющая человека с Богом и Церковью и образующая цельность души и «внутреннее средоточие духа» в качестве необходимых предпосылок нравственной жизни и познания Б. Архиеп. Филарет (Гумилевский) (1805-1866) в «Православном догматическом богословии» отмечает, что мысль о Б. Божием не выводима из к.-л. начала. «Бытие Божие,- пишет архиеп. Филарет,- само есть начало всему, условие, без которого невозможно ни бытие, ни показание, основная истина, на которой держится все истинное» (Ч. 1. С. 48). Для митр. Макария (Булгакова) (1816-1882) вопрос о Б. представляет интерес в связи с темой творения и основными целями существования мира и человека; в «Православно-догматическом богословии» он пишет, «что все существующее вне Бога произведено Им из ничтожества, или из совершенного небытия в бытие» (Т. 3. С. 351). При этом митр. Макарий отмечает, что библейское понимание творения носит конкретный характер, под Б. подразумевается сотворенный Богом мир с населяющими его существами. Кроме того, он рассматривает Б. как дар Божий и благо: Бог, сотворивший мир «по бесконечной своей благости, желал, чтобы и другие существа вкусили сладость бытия и стали причастниками Его благости» (Там же. С. 371-372). Проф. Киевского ун-та св. Владимира С. С. Гогоцкий (1813-1889) в «Философском лексиконе» в ст. «Бог», рассматривая вопрос об отношениях между Б. безусловным и Б. обусловленным, отмечает 2 существенные (но не единственные) стороны проблемы. Если Бог как Б. безусловное в онтологическом аспекте - Творец мира, Б. обусловленного (ограниченного, являющегося и т. д.), то в познавательном - «идея безусловного бытия», считает Гогоцкий, «присутствует незаметно в самом первом положении о бытии случайном и ограниченном» и «дает возможность образоваться в нас понятию об этом последнем» (Т. 1. С. 332). Одновременно Гогоцкий обращает внимание на то обстоятельство, что размышление над конечным, ограниченным, случайным Б. с необходимостью заставляет нас предполагать существование Б.

http://pravenc.ru/text/153741.html

В том же году завершилось начатое еще в 1860 году составление так называемой «Главной» многотомной описи имущества Лавры. Тома описи хранятся в ризнице Лавры и в Москве, в Российском архиве древних актов. 24 апреля 1877 года Лавру посетил император Александр II. Митрополит Иннокентий поднес императору образ Видения Пресвятой Богородицы Преподобному Сергию (XVI b.) на благословение им армии, выступившей против турок. 12 мая скончался наместник Лавры архимандрит Антоний (Медведев), преподобный Антоний Радонежский. Погребен в паперти Филаретовской церкви. В июле – назначение на должность наместника Лавры настоятеля Воскресенского Новоиерусалимского монастыря архимандрита Леонида (Кавелина; 1822–1891). 4 августа при Лавре на Переяславской улице был открыт госпиталь на 50 коек для лечения раненных на русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Госпиталь действовал до осени 1878 года. 5 августа – на станцию «Сергиево» с Балканского театра военных действий прибыла первая партия раненых (100 человек). Поезд был встречен всей братией Лавры с иконой Преподобного Сергия, написанной на гробовой доске от раки святого, при пении певчими тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя…» 23 августа в Сергиев Посад прибыла вторая партия из 50 солдат, раненных при взятии Плевны. Их встретили так же торжественно, как и первых. В том же году на территории Духовной академии построен библиотечный корпус. 9 февраля 1878 года скончался знаменитый старец Гефсиманского скита – иеросхимонах Александр затворник. 1 февраля 1879 года в Москве был опубликован первый номер лаврского издания «Троицких листков» – душеполезное чтение для народа. 31 марта скончался Митрополит Иннокентий (погребен в Лавре, в Филаретовской церкви). 8 апреля – назначение на Московскую митрополичью кафедру Архиепископа Макария (Булгакова; 1816–1882). Из действующей армии в Лавру после победы над турками был возвращен образ Видения Пресвятой Богородицы Преподобному Сергию (XVI b.), переданный императору Александру II в 1877 году. В том же году позолочен иконостас и возобновлена стенопись в церкви преподобного Никона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Голицын имеет в виду окончание Крымской (Восточной) войны и унизительный для России Парижский мирный договор, подписанный в 1856 г. Речь идет о двух брошюрах Хомякова, посвященных обстоятельному разбору отношения Православия к Католичеству и Протестантству. Опубликованы на французском языке за границей в 1853 и 1855 гг. Третья брошюра вышла в 1858 г. Киреевский Иван Васильевич (1806–1856) – философ и критик, оказавший большое влияние на русскую религиозно-философскую мысль второй половины XIX–XX вв. (Вл. Соловьев, П. Флоренский, Н. Бердяев, С. Булгаков и др.). Голицын пишет о последнем большом сочинении Киреевского «О необходимости и возможности новых начал для философии». Работа осталась незаконченной, первая часть ее посмертно опубликована в «Русской беседе» (1856. Кн. 2). Дмитриев Федор Михайлович (1829–1894) – профессор кафедры иностранного государственного права юридического факультета Московского университета, блестящий лектор, автор ряда юридических трудов. В 1882–1886 гг. – попечитель Петербургского учебного округа. Сенатор. Имеется в виду известный в Москве салон Дмитрия Николаевича Свербеева (1799–1874) – дипломата и автора интересных «Записок» (М., 1899. Т. 1–2). Муравьев Николай Николаевич (1809–1881) – граф, генерал-губернатор Восточной Сибири, получил в 1858 г. прозвание Амурский за присоединение к России Приамурья. Долгоруков Петр Владимирович (1816–1868) – князь, историк, публицист, автор «Российского родословного сборника», «Российской родословной книги» (в 4-х частях), «Исторического словаря русской аристократии» и др. Раевский Александр Николаевич (1795–1868) – старший сын генерала Н.Н. Раевского, человек с «холодным и самолюбивым сердцем». Имел большое влияние на Пушкина. Владимир Голицын, брат князя Александра, вспоминал о Раевском: «Высокого роста старик, очень смуглый, несколько цыганского типа, с золотыми очками на носу, он был очень веселым собеседником, любил поговорить на самые разнообразные темы». Самарин Юрий Федорович (1819–1876) – «московский интеллектуал», славянофил, активный деятель по крестьянской реформе 1861 г.

http://pravoslavie.ru/5711.html

Доколе сеешь в плоть – лакомишься, пресыщаешься, сребролюбствуешь, наряжаешься, ценишь красоту лица, знатность рода, ученость, или мудрость века сего, дивишься мишуре, глазеешь на актеров с актрисами, жадно вслушиваешься в суетные речи, смеешься, рукоплещешь, приходишь в восторг от того, о чем иногда нужно было бы плакать, или убиваешь драгоценное время в картежной или бильярдной, тут же прибавим, и фортепьянной, нимало не возбуждающей благочестивого чувства игре (если не аккомпанируешь духовным песнопениям), или проводишь в пустословии целые дни и часы? Все это нимало не принесет пользы твоей душе, когда нужно тебе будет разлучиться с телом и с миром сим, подлежащим тлению и разрушению, и предстать на суд великого Бога, создавшего тебя по образу и подобию Своему и искупившего тебя бесценною Кровию Своею от суеты мира сего, во еже бегати суеты мира. 8 апреля 1872 г. 15 апреля 1872 г. Канун Пасхи. Десять с половиной часов вечера. Брат мой, иерей Григорий, – член Христов и член наш, нашего во Христе братства. Да любим друг друга, да прощаем друг друга ради Христа, бесконечно много нам простившего и прощающего. Буди. Велики эти слова: Даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати Пречестное и Великолепое Имя Твое Отца и Сына и Святаго Духа. О, если бы так было всегда и не были бы сердца врозь, не говоря уже с людьми, но и с самим собою! 8 апреля 1872 г. 2 Макарий (Булгаков ; 18161882) – митрополит Московский; выдающийся русский богослов и церковный историк, автор 12-томной «Истории Русской Церкви», «Истории русского раскола», «Православного догматического богословия» и других трудов; преподавал в Киевской, а затем в Санкт-Петербургской Духовных Академиях. С 1851 года – епископ Винницкий; с 1857 года – Тамбовский, затем Харьковский, Литовский и с 1879 года – митрополит Московский. 3 То есть «смерть сочетавает с собою жизнь». Слова из ирмоса 9-й песни канона праздника Успения Пресвятой Богородицы: Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая: девствует бо рождество, и живот предобручает смерть. По рождестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Значение старца Исидора в жизни Флоренского столь велико, что позднейшие исследователи отмечали: «Сочетание руководств двух старцев, – пишет игумен Андроник, – ученого богослова святителя (епископа Антония) и простеца иеромонаха (аввы Исидора) – дало для творчества П. А. Флоренского тот характерный духовный аромат, по которому легко узнаются строки его книг. В жизненном пути эти два духовника составили для него ту единственную благодатную почву, вне которой он, при исключительных дарованиях, мог не устоять. ...С кончиной отца Исидора безвозвратно ушла полоса духовного вскармливания П. А. Флоренского (Игумен Андроник (Трубачев) . Павел Флоренский – студент Московской Духовной Академии (рукопись)). Впервые опубликовано в журнале «Христианин». 1908 10–11) и 1909 1, 5). Отдельным изданием вылущено в 1909 г. издательством Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Печатается по изданию 1908 г. Примечания составлены С. Л. Кравцом. 3 Имеется в виду общежительная мужская пустынь св. Параклита, приписанная к Троице-Сергиевой Лавре и находящаяся в 8 верстах от Лавры.  4 Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в русском переводе, 75, 60 (Сергиев Посад, 1908. С. 122). 6 Огромная черная скала, расположенная в прибрежной (Красное море) части Фиваидской пустыни, колыбели монашества. 14 Архимандрит Антоний, в миру Медведев Андрей Гаврилович (1792–1877), в 1831 г. поставлен митрополитом Московским Филаретом в наместники Троице-Сергиевой Лавры; пробыл на этом посту 46 лет. Филарет, митрополит Московский, в миру Дроздов Василий Михайлович (1783–1867), стал митрополитом в 1821 г. 15 Имеется в виду митрополит Сергий, в миру Ляпидевский Николай Яковлевич (1820–1898), митрополит Московский с 1893 г. 17 В Пустыньке, около келлии Старца, в садике, стоял круглый стол и вокруг него – стулья, сделанные Старцем из деревянных пней и сучков. 21 Митрополит Макарий (Булгаков) (1816–1882), митрополит Московский с 1879 г.; его сочинение «Православно-догматическое богословие» в 5 кн. впервые было опубликовано в 1849–1853 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Иеремия (Иродион Иванович Соловьев, 1799—1884) — впоследствии епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии (1841—1843), первый епископ Кавказский и Черноморский (1843—1849), епископ Полтавский и Переяславльский (1849—1850), епископ Нижегородский и Арзамасский (1850—1857), скончался схиепископом Иоанном, последние годы провел в затворе. Изданы отдельные его проповеди и незначительная часть духовных сочинений. Значительная часть его аскетических творений сохранилась в рукописях в личном фонде святителя Феофана в АРПМА. Богданова Т.А. Преосвященный Иеремия, епископ Нижегородский (1799–1884) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Письма епископа Феофана к Иеремии (Соловьеву) за 1864 г.//ОР РНБ Ф. 573. А II/307. Л. 318—321об. Димитрий (Климент Иванович Муретов, 1811—1883) — впоследствии епископ Тульский и Белевский (1851—1857), Херсонский и Одесский (1857—1874), Ярославский и Ростовский (1874—1876), скончался архиепископом Волынским и Житомирским. Рыбинский В. П. Памяти преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского.//Труды КДА. 1894. 4. С. 422. Макарий (Михаил Петрович Булгаков, 1816—1882) епископ Винницкий (1851—1857), Тамбовский и Шацкий (1857—1859), Харьковский и Ахтырский (1859—1868, 1862 — архиепископ), архиепископ Литовский и Виленский (1868—1879), скончался Митрополитом Московским и Коломенским. См. Справка, выписанная из дел Внутреннего правления КДА//ЦГИАУ. Ф. 711. Оп. 1. Ед. хр. 1884. Л. 8. Феофан (Петр Семенович Авсенев, 1810—1852) — впоследствии архимандрит (с 1846), инспектор Академии, настоятель церкви при Российском посольстве в Риме. Антонин (Андрей Иванович Капустин, 1817—1894) — впоследствии преподаватель Киевской духовной академии, с 1853 г. архимандрит, настоятель храмов при русских посольствах в Афинах (1850—1859) и Константинополе (1860—1865), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1865—1894), церковный деятель и ученый византолог, корреспондент святителя Феофана. Крутиков Иоанн, священник. Воспоминания о святителе Феофане//ИР НБУ. Ф. 160. Д. 1967. Л. 10об.—11.

http://bogoslov.ru/article/5073540

Историю русской школьной ереси автор записки возводит к Феофану Прокоповичу. С особенной подробностью останавливается он на событиях недавнего прошлого, когда действовали библейские общества, и кроме Библии распространяли еще и книги теософические и мистические. Теперь, однако, приняты решительные меры против инославного засилия, «чтобы вертограды духовных знаний постоянно озарялись благодатным светом апостольского и соборного учения, предохранившего православный восток и с ним отечество наше от всех гибельных заблуждений запада…» В этой критике много верного. Неверен только вывод, — преодолеть западные соблазны нельзя было одними только запретительными мерами… Всего вернее, «записка» составлена была для Пратасова снова Афанасием. Во всяком случае, Афанасий думал именно так. «Будучи ректором Санкт-Петербургской академии», говорил о нем Филарет Московский, «преосвященный Афанасий утверждал, что все русские богословы до него были не православны…» В замысел Пратасова входило спешное издание новой богословской «системы», которую можно было бы немедленно ввести в обязательное обращение, как «классическую» книгу в духовных школах, по меньшей мере. Одно время от самого Филарета Московского «требовали даже именем Государя» взяться за составление учебной книги. Он за это не взялся, по слабости здоровья… Пратасов предложил затем взять на себя составление учебника Филарету Гумилевскому, который нашел это предложение «льстивым для самолюбия, но не льстивым для благоразумения, внимательного к положению дел», и уклонился. Свой курс догматического богословия Филарет вполне обработал и издал уже много позже, только в 1864-м году… Более сговорчивым оказался Макарий Булгаков (1816–1882), тогда молодой иеромонах и бакалавр Киевской академии, вызванный в 1842-м году в Петербург для преподавания богословских наук в академии, взамен ректора Афанасия, который от преподавания уклонялся, сосредоточив все внимание на преподавании других. Богословием Макарий до тех пор не занимался, чувствовал влечение и интерес скорее к историческим темам. Курсовое сочинение писал он по истории Киевской академии, для него должен был он познакомиться со старыми Киевскими рукописными курсами и конспектами по богословию, еще времен романистических. Отсюда именно, всего вернее, и его личные симпатии скорее к римско-католическим пособиям и системам. В академии догматику Макарий слушал у Димитрия Муретова (1811–1883), впоследствии (двукратно) архиепископа Херсоно-Таврического. Но никак не у Димитрия мог научиться и научился он схоластическим приемам…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010