Владыка Евфимий особо отметил то влияние, которое оказывал преподобный Гавриил на преподавателей и студентов Казанской духовной академии в непростое время рубежа XIX-XX веков, когда в духовных учебных заведениях духовная жизнь охладевала. Влияние преподобного Гавриила во многом способствовало тому, что в тяжелые годы гонений среди преподавателей и студентов Казанской духовной академии многие стали новомучениками и исповедниками Церкви Русской. С докладами и сообщениями на конференции выступили: иеромонах Гавриил (Горин), канд. филос. наук, доцент Международной славянской академии, действительный член Императорского православного палестинского общества, руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Каменской епархии; иеромонах Кирилл (Забавнов), благочинный Елабужского округа Казанской епархии, старший преподаватель кафедры богословия Казанской духовной семинарии; игумения Татиана (Пашкова), настоятельница Спасо-Елеазаровского женского монастыря Псковской епархии; инокиня Иулиания (Захарова), насельница Аносина монастыря, заведующая канцелярией Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; Н.А. Асяева, заведующая библиотекой Казанской духовной семинарии; З.И. Градова-Врублевская, историк, ответственный редактор журнала Сан-Францисской епархии «Весна духовная» (до 2018 г.); Е.Ю. Иконникова, бакалавр теологии, психолог православных семейных клубов трезвости; Л.Е. Пищикова, соорганизатор конференции, психиатр, д. мед. наук, руководитель отделения ФГБУ «НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, президент БФ «Геронтологическая защита им. прп. Гавриила Седмиезерного (Зырянова)»; П.Г. Проценко, издатель, исследователь наследия епископа Варнавы (Беляева); А.А. Хохлов, канд. ист. наук, доцент кафедры истории Татарстана, антропологии и этнографии Казанского (Приволжского) федерального университета. Участникам конференции был показан фильм «Августейшие паломницы Елеазаровой пустыни» (о пребывании великих княгинь преподобномученицы Елисаветы Феодоровны и Марии Павловны в Елеазаровой пустыни Псковской губернии), снятый сестрами Спасо-Елеазаровского монастыря. Фильм создан на основе готовящейся к публикации книги, которая входит в трилогию, посвященную преподобному Гавриилу (Зырянову) и его ученикам.

http://radonezh.ru/2024/03/29/v-vysoko-p...

Указ к исполнению издан 21 февраля 1902 года 651 . Вновь назначенная настоятельница Троице-Одигитриевского монастыря игумения София (в миру Мария Никаноровна Быкова) родилась в 1846 году и происходила из московского купеческого сословия 652 . В 1861 году ее пятнадцатилетней девочкой привели в Борисо-Глебский Аносин общежительный монастырь. Там она обучалась закону Божию, чтению и письму, проходила разные послушания, много времени, по благословению, посвящала иконописанию. В 1880 году была переведена в Московский Ивановский монастырь (вслед за настоятельницей игуменией Рафаилой (Ровинской), переведенной в октябре 1879 года из Борисо-Глебского Аносина монастыря во возобновлявшийся Московский Ивановский монастырь) 653 . Вскоре, 20 июня 1881 года, послушницу Марию постригли в монашество. То, что игумения взяла в новый монастырь послушницу Марию и вскоре после перевода постригла ее, говорит о мудрости, способности матушки Рафаилы видеть среди сестер тех, кто в будущем станет помогать в управлении обителью. Действительно, в Ивановском монастыре монахиня София проходила послушание помощницы благочинной, на этом ответственном служении ее оставила и новая настоя-тельница. Игумению Рафаилу в 1884 году перевели управлять Вознесенским монастырем, находившимся в Кремле. С 1897 по 1902 год монахиня София исполняла должность благочинной, а потом ее назначили настоятельницей Троице-Одигитриевского общежительного монастыря. Она заслужила на посту настоятельницы Зосимовой пустыни награждения наперсным крестом от Святейшего Синода 6 мая 1906 года и наперсным крестом из Кабинета Его Императорского Величества с украшениями 6 мая 1914 года 654 . При назначении игумении Софии настоятельницей в Троице-Одигитриевский монастырь (21 февраля 1902 года) матушке разрешили взять с собой из Ивановского монастыря «для быстрейшего налаживания нового правления» двух сестер, известных ей своим богоугодным поведением и безукоризненным послушанием. С матушкой Софией в монастырь пришли две рясофорные послушницы, одну из которых она назначила помощницей казначеи, а другую – старшей при богадельне 655 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Жила в г.Шахты. См. кн.: «Женская Оптина». Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря. Сост. С. и Т. Фомины. М. «Паломник». 1997. 286 Борисо-Глебский Аносин женский монастырь в Звенигородском уезде Московской губернии – основан в 1820 г. княгиней Е.Н.Мещерской, во иночестве игуменией Евгенией (†3.2.1837) в память ее почившего супруга. Начавший существовать сначала в виде богадельни, преобразовавшийся потом в общину, 18.9.1823 г. это был уже монастырь. Обитель управлялась по уставу общежительных монастырей прп. Феодора Студита . Имела подворье в Москве на Цветном бульваре. В середине 1920-х гг. здесь постригал в монахини послушниц епископ Серафим (Звездинский) . Сюда же часто приезжал о. Сергий Мечев и многие прихожане с Маросейки. Последняя служба была на Троицу 1928 г. Многие аносинские сестры умерли в ссылке, иные, нарушив данные обеты, вернулись в мир, другие жили в Москве небольшой общинкой с матушкой Антонией (казначеей монастыря). В 1992 г. обитель была возвращена Русской Православной Церкви. 288 «Потихоньку от родителей Таня ходила в храм на Маросейку к о. Алексию Мечеву . Там она подружилась с девочками, которые собирались в монастырь. Это было в 1922 году. Они просили благословения у Батюшки, но о. Алексий послал их в Зосимову пустынь к старцу Алексию. Таня рассказывала: Когда мы приехали в пустынь, одна из нас пошла к о. Алексию с просьбой благословить ее в монастырь. Но батюшка не благословил. Не благословил и вторую, и третью. Тогда пошла я. Стала на коленочки и заплакала. – Деточка, что же ты плачешь? – Батюшка, не хочу замуж. – Как же я тебя благословлю замуж, если ты в мантии родилась? Воспоминания схим. Анны Тепляковой. 289 Игуменией монастыря в это время была мать Алипия (1875 – 18.3.1942). Девятилетней сиротой поступила она в монастырь св. равноап. Нины в Бодби (1884), где сошлась с м.Ювеналией (Марджановой), впоследствии схиигуменией Фамарью (см. прим.), вместе с которой позже перебралась в Москву и пребывала сначала в Покровской общине, а потом в Серафимо-Знаменском скиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

650 РГИА. Ф. 796, оп. 183, д. 329. О назначении монахини Софии настоятельницею Троице-Одигитриевского монастыря Московской епархии. 651 Московские епархиальные ведомости. 1902. 9 (официальный отдел), 3 марта. С. 17. Указ о назначении монахини Софии настоятельницей Троице-Одигитриевского монастыря. 652 В существующих списках московских купцов 1-й и 2-й гильдий середины XIX века купца Никанора Быкова не обнаружено. Видимо, Никанор Быков был московским купцом 3-й гильдии или не московским купцом. 653 Женская Оптина. Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря. М., 1997. С. 252, 284, 701. 654 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 744, д. 2644, л. 881 –925 (1906 г.); оп. 746, д. 1761, л. 843–886 (1910 г.); оп. 766, д. 133, л. 791 – 833 (1912 г.); оп. 763, д. 120 (1914 г.); оп. 763, д. 70, л. 273 – 313 (1916 г.). Послужные списки монашествующих Троице-Одигитриевского монастыря. 655 Рясофорная послушница Лидия Александровна Попова происходила из дворян гор. Москвы, обучалась в учительской семинарии. Поступила в Московский Ивановской монастырь в 1881 году, где проходила письмоводительское послушание. Переведена в Троице-Одигитриевский монастырь 14 марта 1902 года и назначена помощницей благочинной. Впоследствии, 11 июня 1906 года, она была пострижена в Троице-Одигитриевском монастыре в мантию с именем Любовь, одновременно с казначеей Александрой Васильевной Расторгуевой, получившей имя Капитолина. В 1912–1916 годах монахиня Любовь несла послушание по строительной части. Рясофорная послушница Ольга Леонтьевна Кириченко, вдова, происходила из дворян г. Петербурга, обучалась в гимназии. Поступила в Московский Ивановской монастырь в 1891 году, переведена из Ивановского в Троице-Одигитриевский монастырь 16 декабря 1902 года и назначена старшей при богадельне. Впоследствии, 5 марта 1916 года, она была пострижена в Троице-Одигитриевском монастыре в мантию с именем Павла [см. послужные списки, указанные выше]. 656 Старшие сестры, происходившие из соседней деревни Кузнецовой: монахиня Евлампия (Лысова) «по экономской части» до 1907 года, и после нее с 1907 года – монахиня Ангелина (Пшонина); монахиня Алевтина (Талызина) – старшая садовница с 1904 года; монахиня Феофания (Теплова) с 1913 года при свечном ящике и многие другие. Кроме них можно назвать старшую в кролиководческом заведении с 1905 года рясофорную послушницу Марию Моисеевну Елдину из крестьян близкой к монастырю деревни Новиковой [см. послужные списки, указанные выше].

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Протоиерей И. Полянский Свящ. И. Васильев В. Пожертвованы по подписным листам через настоятелей и настоятельниц монастырей Московской епархии и настоятелей соборов. В пользу студентов Академии В пользу бывших воспитанников О. Наместника Моск. Богоявленского монастыря, арх. Ипполита: От монастыря о. Настоятеля Моск.-Златоустова монастыря. архимандрита Феодосия: От монастыря о. Настоятеля Моск. Высоко-Петровского монастыря архим. Никодима: Архим. Никодим О. Настоятеля Моск. Знаменского монастыря, архим. Модеста: От монастыря О. Казначея Даниловского монастыря, иеромонаха Геронтия: От монастыря Настоятельницы Моск. Вознесенского монастыря, игуменьи Евгении: Игуменья Евгения Настоятельницы Моск. Новодевичьего монастыря Игуменьи Леониды: Игуменья Леонида Наст-цы Моск. Ивановского монастыря игуменьи Епифании. Игуменья Епифания —44— 9. Нас-цы Моск. Никитского монастыря игуменьи Паисии: Игуменья Паисия Н-цы Моск. Скорбященского монастыря игуменьи Нины: От монастыря Наст-цы Моск. Страстного мон. игум. Сергии: От монастыря На-цы Моск. Всехватского монастыря: Игуменья Платонида Настоятельницы Борисо-Глебского Аносина монастыря, игуменьи Иоанны: От монастыря Наст-цы Покровского, Хотькова монастыря, игуменьи Никандры: Игуменья Никандра Настоятеля Моск. Сретенского мо-настыря, архим. Афанасия: От монастыря Настоятеля Афонской Пантелеимоновской Часовни, иером. Аристоклия: Иеромонах Аристоклий Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, наместника архим. Ионы: От монастыря Настоятеля Екатерининской пустыни игумена Феогноста: От Екатерин. пустыни Настоятеля Донского монастыря архиепископа Алексея: Архиепископ Алексей Братия монастыря —45— 19. Настоятельницы Александро-Невской в г. Клине, монастыря игумении Анатолии: Настоятельница монахиня Анатолия Г. Пожертвования по подписным листам от духовно-учебных заведений. 1. От корпорации Импер. Моск. Дух. Академии: Р. А. Епископ Феодор Инспектор архим. Анатолий Орд. проф. С.И. Соболевский Орд. проф. А.А. Спасский 5 на ст. Н.Ф. Сергиевского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда была разогнана и Аносина пустынь, старец Досифей живет в тайном скиту на Никольской улице в Москве. Непосредственная близость к большевистскому логову в Кремле и кабинетам соседней Лубянки заставляют обитателей скита обратиться в бега. Отец Досифей «прибыл в дер. Мамоново» Кунцевского района, два года скитался – «места я не упомню» потом поселяется в селе Баковка, у церковного старосты Садовникова. Там у него начинают часто собираться бывшие монахини: Евдокия Петровна Чухутина, Наталья Алексеевна Горева, Евдокия Петровна Емельянова и другие. Это не осталось не замеченным. Уголовное «Дело 10583 возникло из поступивших в Райотдел сведений, что выше упомянутые монашки ведут а/с работу, агитируют среди населения против коллективизации и других, проводимых на селе соввластью кампаний, предвещая скоро падение через войну – соввласти и в связи с этим – развал колхозов. Произведенным по делу следствием установлено: Что действительно ЧУХУТИНА Евдокия Гавриловна, ГОРЕВА Наталия Алексеевна, ЕМЕЛЬЯНОВА Евдокия Петровна, ЧУРБАКОВА Евгения Ивановна, МОРОЗОВА Прасковия Сидоровна, МИЗИЛИНА Анастасия Ксенофонтовна, БОГОСЛОВСКАЯ Ольга Александровна, ШОНИН Дмитрий Алексеевич, СОЛОВЬЕВА Прасковия Матвеена, СОЛОВЬЕВА Анна Григорьевна, МАРТЬЯНОВА Прасковия Васильевна, ШУБИНА Александра Ивановна , ГЛАГОЛЕВА Софья Павловна, ТИМОХИНА Софья Семеновна, ВАСИЛЬЕВА-ВЛАСОВА Екатерина Александровна, ШИШЛЯННИКОВА Мелания Яковлевна и СУНДУКОВА Ксения Михайловна прожив. – в дер. Федосьино, Акулово, Очаково, Мамоново, Изварино, Баковка, Тр. Лыково, Тр. Голенищево, – среди женщин и вообще граждан этих деревень – вели агитацию против мероприятий советской власти, как-то коллективизации, заявляя, что в колхоз вступать не надо, это дело не божье, а антихриста, эти колхозы не долговечны и они скоро развалятся, а в связи с предстоящей войной рухнет и соввласть, что в колхозах находятся босые, голые и голодные. Точно также вели агитации и против весенней посевной компании, заявляя, – «что в колхозах работать не нужно...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда священник изнемогал, на помощь ему являлась его жена или М.М. Кожина, и больной, благодаря умело и своевременно принятым мерам, благодаря внимательному уходу, выздоравливал. Священник Н. Попов спас от смерти более двадцати человек. Учитывая, что у него было 7 собственных детей и с ними проживали 5 сирот-племянников и 2 внука, что он «сам оставил семью без всяких средств к жизни, что личная медицинская помощь делалась из чистых побуждений (свящ. Попов все лекарства приобретал на личные средства) – принести посильную пользу людям, если принять во внимание, что здесь пастырь бесстрашно шел на борьбу с врагом, похищавшим врученных ему Богом словесных овец, то такая деятельность достойна быть названной истинным пастырским служением, высоким христианским подвигом» 620 . «За похвальную деятельность, проявленную при эпидемиологической болезни холеры» 16 февраля 1893 г. был удостоен благословения правящего архиерея священник Феодор Дмитриев Быстров, служивший в Петропавловском соборе г. Александровск-Грушевского и в церкви поселка Борисоглебско-Поздеева 621 . Донское отделение Императорского православного палестинского общества. Особенным явлением в жизни дореволюционной России было учреждение 21 мая 1882 г. Императорского православного палестинского общества 622 , чьими задачами было содействие паломничеству в Святую Землю, научное палестиноведение и гуманитарно-просветительское сотрудничество с народами стран библейского региона 623 . В Области Войска Донского объявления о деятельности Общества и приглашение к участию в его работе появилось только в 1890 г. Приглашение гласило: «Лица, желающие вступить в члены-сотрудники Общества, обязаны внести единовременно 200 р. или 10 р. ежегодно; желающие вступить в действительные члены обязаны внести единовременно 500 р. или 25 р. ежегодно; внесшие не менее 5000 р. избираются в почетные члены Общества. Почетные и те из действительных членов и сотрудников, кои сделают единовременный взнос, получают для ношения на шее особый Высочайше утвержденный знак Общества» 624 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Централното понятие в софиологията – София-Премъдрост – се употребява твърде нееднозначно. Учението за София въвежда в Божествената Троица «четвърта», женска ипостас, която е Божия същност, граница между Бога и света, организиращо начало на съборността, на Църквата, на човечеството, космоса и т.н. Мнението за София като «четвърта» ипостас е осъдено на поместен събор в Югославия. Сред най-добрите изобличители на софилологията е архиепископ Серафим (Соболев) . По-късни последователи на това еретично учение поставят началото на «женско богословие и феминистко-икуменическата идея да се «феминизира» Бога и учат, че освен Бог-Отец има и «богиня-майка». Спасението е онзи божествен дар, чрез който хората са освободени от греха и смъртта, съединени с Христа и доведени във вечното Му Царство. Хората, които слушали проповедта на св. ап. Петър в деня Петдесетница, го попитали какво да сторят, за да се спасят. Той отговорил: «Покайте се, и всеки от вас да се кръсти в името на Иисуса Христа, за прошка на греховете; и ще приемете дара на Светаго Духа» ( Деян. 2:38 ). Спасението започва с тези три стъпки: покаяние, кръщение и приемане даровете на Светия Дух. Да се покаем означава да се отвърнем от греха си и да се предадем на Христа. Кръщението включва ново раждане и съединяване с Христа. Получаването на дара на Светия Дух означава да приемем Самия Свети Дух, Който ни дава сили да започнем нов живот в Христа; да бъдем постепенно изграждани в Църквата и да възстановим Божия образ в себе си. Спасението изисква вяра в Иисус Христос. Хората не могат сами да се спасят чрез добрите си дела. Спасението е възможно единствено в любовта. То е продължителен процес, протичащ през целия живот на християнина. За него може да се говори както в минало, така и в сегашно и в бъдеще време. В минало – защото в смъртта и възкресението на Христа всички сме спасени. В сегашно – защото се спасяваме с активното си участие чрез вяра в съединението си с Христа и със силата на Светия Дух. В бъдеще – защото спасението предстои при славното Второ Пришествие на Господа (вж. парусия).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

А Аще обретох благодать пред тобою, Р Работное покажу ти собою. Имя рек. П Приникшему в духовную любовь всеусердне О О Господе радоватися бы всегда прелюбезне. Т Тверд ум о Бозе никакоже внешняго помышляет, Р Ревность божественная всегда его утверждает. У Умиляющаяся душа приходит в будущих помышление, Ж Желающая плотцких, сама нисходит в погубление. Е Елицы паки будущая в себе помышляют, Н Не тако в сетех льстиваго увязаеми бывают. Н Надеющейся на Господа яко гора Сион не подвижутся, А А отвергшеися воля его в книгах животных 136 не напишутся. Я Якоже огнь, пришед, изнуряет терние, Т Тако и Дух Святый, нашед, потребляет согрешение. О Око нездраво не может чисто к солнцу взирати, Б Божиих судеб такоже не мощно испытати. О Очищаются и прикрываются греси чистым покаянием. Ю Юность и лепота плоти погибает зелным воздержанием. Л Леность и нерадение всегда содевают муку вечную, Ю Юродство же по Бозе исходатаит радость бесконечную. Б Бог никогдаже радуется о погибели грешных, Е Еликоже мы сами веселимся о житии внешних, 3 Зрим всегда пред собою Божественное Писание, Н Никакоже хощем уклонятися в его наказание. 137 Ехати со врагом всяко будет не безбедно, В В Бога же любовь такоже будет не безместно. О Острость и быстрость похвално есть уму, С Смирение же и кротость украшение есть всему. П Паки подобает ничим никому хвалитися, Р Разве заповедми Божиими всегда веселитися, И И о еже в них бывает души польза велика, Я Якоже побеждает мысленнаго Аммалика. 138 X Хощет Бог , чтобы мы заповеданная им исполняли И И всегда бы его, своего Творца, на помощь призывали. П Покой и пища растит и питает тело, Р Рыдание же и плачь по Бозе соделает благое дело. О Одеяние красное прельщает очи телесныя, Т Терпение же святых удивляет чины небесныя. И Истиннии послушницы никакоже умирают, В Воздержанием и терпением своим бесовския полки побеждают. У Уядовленна 139 стрела сердцу человечю – лицо женско, Т Твердыя же во уме вменяют то себе мерзко. В Воистинну добро, еже по Бозе тещи и богатети, О О тленных же и мимотекущих не вседушно подобает радети.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«И что ж я мню? – Если бы таковое отступство от Бога с попранием его божественной истины совершили во дни Илиины во Израили, якоже нынь зрится, то сия все ратующии на истину и ее бесстудно попирающие и с теми, кои своим молчанием, имевши влияние на них, из каких-либо еидов им поблажают и потворствуют, не избегли бы и пали вкупе с оными студными Иезавелиными пророки в потоке Киссове от острия ножа святой пророческой руки»... «Правомудрствующих же нас вышесказанный период в борьбе со врагами истины от спячки сонной совершенно отрезвил. Полагаю, что обо мне вы и сами в том лично вполне убедились, так что двоедушия никакого не осталось во мне и нет, и убеждений своих я как от вас, так и от других не скрывал, какие выработались и созрели во мне в критические церковно-раздорнические прошедшие лета. В таковом настроении духа находясь, я имел счастье видеться с вами в Москве и беседовать, в коей беседе с вами, по своей ревности, не от чего-либо другого, обвинял вас, как имеющих влияние на дело за молчание, как соучастников с теми, которые уничтожили Окружное Послание и которые его вовсе не приемлют. Я и ныне не изменился, держусь такого же точно убеждения, хотя вы в своем ко мне письме и не признаете ни на себе за молчание о истине, ни за Духовным Советом за уничтожение Окружного Послания вины, и пишете, что вам показалось невыносимо грустно мое обвинение. О, как я вами разочаровался, видя вас на краю заблуждения, в которое уже ниспал Духовный Совет, решившись, недоумеваю и не знаю почему, обелять его в глазах близорукой народности! К тому же еще, к неописанному моему удивлению, не краснея, пишете: «его (Духовный Совет) в уничтожении Окружного Послания винить не следует, ибо они никогда не могли и не думали уничтожить изложенную мысль Окружного Послания, а единственно издали уничтожение тетради Окружного Послания из снисхождения присоединяющихся от раздорной партии». Таковое мнимое оправдание уничтожения Окружного Послания не выдерживает никакой критики и есть не что иное, как нежно-женско-детская любезность и колыбельное убаюкиванье младенческий, незрелый и неокрепший ум имущих, о чем мною в начале письма достаточно выяснено».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010