Архив Пн Патриаршее поздравление настоятельнице Борисоглебского Аносина ставропигиального монастыря игумении Марии (Солодовниковой) с днем рождения 23 апреля 2020 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил настоятельницу Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря игумению Марию (Солодовникову) с 60-летием со дня рождения. Настоятельнице Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря игумении Марии (Солодовниковой) Досточтимая матушка игумения! Христос Воскресе! Сердечно приветствую Вас сими жизнеутверждающими словами и поздравляю с 60-летием со дня рождения. Возлюбив Христа Спасителя, обогатившего нас бессмертием и светлостию (стихиры 1-го гласа в понедельник вечера), и возжелав посвятить Ему свою жизнь, Вы приняли монашеский постриг и отреклись мира и сущих в мире (чин монашеского пострига). Многие годы Вы являетесь настоятельницей Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря, стремитесь подавать добрый пример сестрам обители и с любовию принимать паломников. Во внимание к Вашим заслугам и в связи с отмечаемой личной датой полагаю справедливым удостоить Вас ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, III степени. Молитвенно желаю вам крепкого здравия, бодрости духа и щедрой помощи Божией в дальнейших трудах на пользу Матери-Церкви. Призываю на Вас благословение Воскресшего Господа. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5628068.ht...

Arhiva La mnstirea stavropighial din Hotkovo cu hramul „Acopermântul Maicii Domnului” a fost srbtorit aniversarea a 25 de ani de la renaterea aezmântului monahal 3 august 2017 13:12 1 августа 2017 года в Покровском Хотькове ставропигиальном женского монастыре прошли торжества по случаю 680-летия преставления, 25-летия общецерковного прославления преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского, и 25-летия возрождения обители. Божественную литургию совершил духовник монастыря архимандрит Амвросий (Кравчук) в сослужении духовенства монастыря. За богослужением молились настоятельница обители игумения Олимпиада (Баранова) с сестрами и воспитанницами монастырского детского пансиона, настоятельница Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря игумения Мария (Солодовникова), бывшая насельница Хотькова монастыря, гости обители. Богослужебные песнопения исполнил сестринский хор монастыря. По окончании Литургии в детском пансионе состоялся концерт, посвященный юбилейным датам. Время основания монастыря неизвестно, впервые упоминается в летописях в 1308 г. Изначально был смешанным. В 1330-е гг. родители прп. Сергия Радонежского преподобные Кирилл и Мария приняли монашеский постриг в стенах обители и пребывали в ней до самой смерти в 1337 г. Также, до ухода в пустынножитие, в монастыре некоторое время подвизался старший брат преподобного Сергия — Стефан. Между 1506 и 1544 гг. обитель стала исключительно женской, и в 1544 гг. Иван Грозный передал его в управление Троицкому монастырю. В XVI-XVIII вв. на территории монастыря проживало около 40 монахинь. В 1764 г. Покровский монастырь был отписан от Троице-Сергиевой лавры и стал самостоятельным. К концу XVIII в. общее число насельниц монастыря достигло 280, а позже — 400. В начале XIX в. при игумении Евпраксии монастырь достиг своего расцвета, началось масштабное строительство. К 1913 г. при монастыре находились школа на 60-70 учеников (основана в 1884 г.), иконописная мастерская (открыта в середине XIX века), больница на 10 мест и богадельня. В 1918 г. монастырь был ограблен, в начале 1921 г. закрыт. В марте 1989 г. в возвращенном Покровском соборе монастыря состоялся первый молебен. В 1992 г. состоялось общецерковное прославление местночтимых святых прпп. Кирилла и Марии, Радонежских чудотворцев, — родителей прп. Сергия Радонежского. 1 августа 1992 г. в обители возобновилась монашеская жизнь. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4975045...

По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви передал игумении Серафиме (Волошиной) документы из архива святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также комплект медалей, выпущенных к 175-летию со дня рождения основателя Иоанновской обители. Днем Святейший Патриарх прибыл в Александро-Невскую Лавру и ознакомился с ходом проведения реставрационных работ, а затем посетил находящуюся там резиденцию санкт-петербургских митрополитов и епархиальное управление Санкт-Петербургской митрополии, где митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир рассказал Его Святейшеству о епархиальной работе и организации епархиального управления. В заключение своего визита в Санкт-Петербургскую епархию Святейший Патриарх Алексий посетил Воскресенский Новодевичий монастырь на Московском проспекте. Постановили: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Благодарить митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, архиепископа Тихвинского Константина, епископа Троицкого Панкратия, игумена Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, главу республики Карелии С.Л.Катанандова за гостеприимство, оказанное Святейшему Патриарху и всем сопровождавшим его лицам. 3. Благодарить министра обороны Российской Федерации С.Б.Иванова за участие в программе состоявшегося визита. Возблагодарить Бога за всещедрую Его помощь в деле возрождения Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря и благоустроения церковной жизни Санкт-Петербургской епархии.   ЖУРНАЛ N 87 Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II об освобождении монахини Варахиилы (Бучельниковой) от обязанностей настоятельницы ставропигиального Аносина Борисоглебского женского монастыря и о назначении на эту должность монахини Марии (Солодовниковой), благочинной Покровского женского монастыря в Хотькове. Постановили: 1. Освободить монахиню Варахиилу (Бучельникову) от обязанностей настоятельницы ставропигиального Аносина Борисоглебского женского монастыря. 2. Назначить монахиню Марию (Солодовникову), благочинную Покровского женского монастыря в Хотькове, настоятельницей ставропигиального Аносина Борисоглебского женского монастыря с возложением наперсного креста по должности.

http://mospat.ru/archive/86331-zhurnaly-...

епископ Петропавловский и Камчатский ИГНАТИЙ епископ Нижегородский и Арзамасский ГЕОРГИЙ митрополит Калужский и Боровский, Управляющий делами Московской Патриархии КЛИМЕНТ ЖУРНАЛ 87 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II об освобождении монахини Варахиилы (Бучельниковой) от обязанностей настоятельницы ставропигиального Аносина Борисоглебского женского монастыря и о назначении на эту  должность монахини Марии (Солодовниковой), благочинной Покровского женского монастыря в Хотьково. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить монахиню Варахиилу (Бучельникову) от обязанностей настоятельницы ставропигиального Аносина Борисоглебского женского монастыря. 2. Назначить монахиню Марию (Солодовникову), благочинную Покровского женского монастыря в Хотьково настоятельницей ставропигиального Аносина Борисоглебского женского монастыря с возложением наперсного креста по должности. ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ члены Священного Синода: митрополит Киевский и всея Украины ВЛАДИМИР   митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский  ВЛАДИМИР митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси ФИЛАРЕТ митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных связей  КИРИЛЛ митрополит Кишиневский и всея Молдовы ВЛАДИМИР митрополит Екатеринодарский и Кубанский ИСИДОР архиепископ Пинский и Лунинецкий СТЕФАН архиепископ Мурманский и Мончегорский СИМОН епископ Петропавловский и Камчатский ИГНАТИЙ епископ Нижегородский и Арзамасский ГЕОРГИЙ митрополит Калужский и Боровский, Управляющий делами Московской Патриархии КЛИМЕНТ ЖУРНАЛ 88 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о состоявшемся визите Его Святейшества в Азербайджанскую республику . СПРАВКА: 14-15 сентября 2005 года по приглашению Президента Азербайджанской республики Ильхама Алиева и Председателя Духовного Управления мусульман Кавказа шейха-уль-ислама Аллахшукюр Паша-заде состоялся  визит Святейшего Патриарха и всея Руси Алексия II в Азербайджан.

http://patriarchia.ru/db/text/51765.html

Настоятельница Аносина Борисо-Глебского монастыря игуменья Евгения, которой митрополит Филарет сказал, чтобы она успокоила монахиню Антонию и не равняла ее с другими, приняла ее очень ласково и внимательно заботилась о ней. Пелагея Николаевна Прохорова и здесь устроила для своей сестры хорошую келью, в которой монахиня Антония и прожила около двух лет вместе с переехавшей с ней из Бородина Таисией, не принимая близкого участия в общей жизни монастыря. Только за несколько дней до выхода ее из Аносина монастыря она была назначена, – именно 15 октября,, 1861 г. ризничей. Время ее проходило в неуклонном посещении служб церковных, молитвах, духовно-нравственном чтении и в любимом ею труде – вышивании, преимущественно вещей, употреблявшихся при церковном обиходе. В начале второй половины октября 1861 г., когда скончалась настоятельница Московского Страстного монастыря игуменья Паисия, митрополит Филарет вызвал монахиню Антонию из Аносина монастыря в Москву и объявил, что желает назначить ее настоятельницей Страстного монастыря. Пораженная таким неожиданным для нее назначением, монахиня Антония, кроткая и смиренная, залилась слезами и, упавши архипастырю в ноги, начала умолять его: «увольте меня, святый Владыко, от такого великого послушания, я сама собою не умею, как должно, управлять, а Вы хотите поставить меня к управлению обителью; кроме того, телесные мои силы слабы и здоровье плохое». – «А здесь в Москве искусных врачей много, говорил с улыбкой митрополит Филарет, они поправят твои силы и здоровье». – «Мой характер не подходит к такому послушанию, продолжала отговариваться скромная монахиня, я не имею надлежащей твердости для управления другими». – «Судить о том, сказал решительно Владыка, способны ли вы к назначенному для вас послушанию, принадлежит власти; ваше дело повиноваться, а наше усматривать; готовьтесь к посвящению в сан игуменьи». Расстроенная обеспокоенная тяжелыми думами возвратилась с подворья Антония в дом своей сестры Пелагеи Николаевны и больная три дня после того пролежала в постели. Но нужно было исполнять волю Божию, выраженную устами архипастыря. 22 октября 1861 года монахиня Антония на 41 году своей жизни была произведена митрополитом Филаретом на Троицком митрополичьем подворье в сан игуменьи и назначена была настоятельницей Московского Страстного монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Настоящий свой вид Вязниковский уезд получил со времени учреждения губерний, а ранее того северная часть уезда и часть прилегающая к сл. Холую и Мстере принадлежали к старинному Суздальскому уезду, южная же часть составляла Ярополченскую волость, кроме прихода Старо-Замотринского, который принадлежал к Муромскому уезду. В состав первого благочиннического округа кроме городских церквей входят следующие приходы: Богоявленский, Борисоглебско-пустынский, Золотовский, Кинешемский, Левинский, Меркутинский, Наиуевский, Николоюрский, Пировский, Песковский, Серапионовский, Старо-Замотринский и Успенский. Богоявленский приход Погост Богоявленский находится в юго-восточном углу Вязниковского уезда в 19 верстах от уездного города и в 180 от губернского. Первые сведения о церкви в погосте Богоявленском мы находим в патриарших окладных книгах; в них под 186 (1628) г. отмечено: « Церковь Богоявления Господа Бога нашего I. Христа в вотчине боярина кн. Федора Ивановича Мстиславского княгини Ирины в Ярополченской волости»... Таким образом церковь на погосте существовала уже в начале XVII столетия. По писцовым книгам 161 (1658) г. при этой церкви значится 2 двора поповых, дворы дьячков, пономарев и просвирницын, церковных бобылей 7 дворов да в приходе 14 дв. помещиковых, 402 двора крестьянских, 21 дв. бобылей; пашни церковной передние земли по 24 чети в поле, перелогу и лесом поросло 8 десят., сена на задворище 15 копен, да пустошь отхожая церковная Захарчино и тою пустошью по сказке завладел насильством иноземец Григорий Товжин четь на 10 и больше. Упомянутая в окладных книгах церковь существовала до 1773 года, в этом же году вместо нее построена новая деревянная же церковь . В 1843 году эта церковь сгорела и на ее месте построен существующий в настоящее время каменный храм. Постройка его тянулась семнадцать лет с 1843 по 1860 г. Престолов в храме три: главный в честь Богоявления Господня, в трапезе теплой в честь Владимирской иконы Божией Матери и Св. Николая Чудотворца. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо достопримечательного по древности или ценности в церкви не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений до 800 руб. и процентов с причтового капитала (4,507 р.) – 180 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 8 десятины 320 саж., под дорогами, церковью, кладбищем и прудом 8 десят. 110 саж., пахотной 76 десят., лесной 60 десят. 1,834 саж. и неудобной 8 десят. 600 саж. В пустоши Пятница имеется лесной земли 66 дес. 1,290 саж. и сенокосной 8 дес. 89 саж., в пустоши Захарчиной в перелогах и зарослях березняка 40 дес. 1,616 с. и сенокосной 13 десят. 2,326 саж. Всей земли 270 дес. 985 с.; план и межевые книги на землю имеются. Приход состоит из деревень: Мочалищ (1½ вер. от церкви), Веретенькова (2 вер.), Горшкова (4 вер.), Каменова (5 вер.), Григорова (8 вер.), Сокурова (8 вер.), Дубова (5½ вер.), Новосеменовской (5½ вер.), Никиткина (4½ вер.), Софонова (5 вер.), Новишек (3½ вер.), Денисова (2 вер.), Татаринцева (4 вер.), Турокова (1 вер.) и Михайловской (Гороховецкого уезда 5 вер.), всего 14 деревень; в них по клировым ведомостям числится 1,339 душ муж. пола и 1,482 женского. При церкви с 1883 года существует церковно-приходская школа, открытая по инициативе и на средства прот. И. В. Рождественского ; учащихся в 1897 г. было 33. В дер. Денисове имеется земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 50. Борисоглебско-пустынский приход Упраздненная Борисоглебская пустынь, в настоящее время погост, при озере Великом находится в 120 вер. от губернского города и в 14 от уездного. До 1764 г. здесь был мужской монастырь; когда и кем был основан этот монастырь, сведений не сохранилось. Первые сведения о церкви этого монастыря мы находим в патриарших окладных книгах; под 136 (1628) г. в них отмечено: « церковь св. муч. Бориса и Глеба за рекою Клязьмою на луговой стороне на озере Великом». Церковь монастырская значилась в ряду других приходских церквей и платила дань в патриаршую казну потому, что при ней были прихожане и особый белый священник. О существовании прихода при Борисоглебской церкви свидетельствуют писцовые книги 161 (1658) г.; в них сказано: «при сей церкви двор попов, 6 дв. бобыльских да в приходе 120 дв. крестьянских и 2 бобыльских, пашни церковной худые земли по 21 чети в поле, сена 50 копен, лесу на версту и более длины, а поперег на полверсты».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Но как надо было ценить то орудие, которым вешал Господь! – Всего дивного, таинственного не перескажешь; тот только может понять это таинственное, кому Господь дозволил быть свидетелем сего чудного явления. Жила я под непосредственным её руководством; она же, руководясь Свыше, повергала всё в обсуждение Владыки и действовала уже по его велению. Таким образом протекло около 2-х лет с тех пор, как я переселилась на квартиру для приготовления себя к вступлению в монастырь. Однажды прихожу по обычаю навестить болящую и нахожу её в задумчивом расположении духа. Когда остались наедине, она мне сказала, что уже приспело время совершить давно предполагаемое и начать жизнь иноческую в стенах обители. Сказала, что к ней приходила покойная матушка игуменья Евгения 2240 (бабка моя, основательница Борисо-Глебско-Аносина монастыря), и грозно требовала меня. – „Евдокия мне нужна, что ты её держишь в миру“, говорила она. После сего тебе уже нельзя долее оставаться, продолжала Юлия, как мне ни тяжела будет разлука, но первая обязанность христианина есть самоотвержение и послушание; собирайся друг мой, Господь с тобой“. – Уже раздумывать было нечего, а обратилась к святителю 2241 , изъявила лично ему давнишнее моё желание, прося на то его святого благословения. Через несколько времени, когда уже всё было готово к моему отбытию в Аносин монастырь, я пошла к драгоценной моей болящей, застала её в слезах и в постели. Прибыли проститься Екатерина и доктор Блументаль; когда настала минута прощания, мы остались одни, она сняла с шеи крест, с которым никогда не расставалась, (он был ей дан Святым старичком, конечно во время её благодатного беспамятства, должно быть единороговый или из какой-либо мастики, весьма древний, и сказано было, что это дело рук Святителя Николая), благословила меня, залилась слезами, обняла и едва выговорила: „Господь с тобой“. —760— 1883 г. Однажды быв в Москве уже из Аносина монастыря с матушкой игуменьей, я испросила у неё дозволения побывать у Мухановых, т. е. под их именем у болящей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из писем святителя Феофана довольно мало узнается о жизни Слепцовой в эти годы. 17 сентября 1883 г., поздравляя с именинами Надежду Ильиничну и сообщая ей о гомеопатическом домашнем лечебнике, преосвященный писал: «Напишите об этом к Премудрой, и она все устроит. Будете писать к ней, побраните ее, что она не сообщила мне нового адреса. Что она в монастырь пробралась, очень рад. Господь да управит путь ее» 797 . Свои краткие, но частые вопросы о Софье Николаевне в письмах объяснял так: «Очень жаль, если она объюродеет» 798 . Лето 1888 г. Софья Николаевна намеревалась посвятить паломничеству по русским монастырям. «София писала, что поедет в Сергиеву... потом 15 в Оптину и пробудет недели три-четыре», – писал 12 июня об известных ему планах святитель Феофан Надежде Ильиничне, и просил: «Не тревожьте ее. Напишите ей, чтоб она к вам после Оптина приехала. То ей нужнее» 799 . Тогда же впервые в письмах преосвященного Феофана упоминается имя монахини Леониды – казначеи Борисо-Глебского Аносина женского монастыря. «Писала ко мне мать Леонида – Аносинская казначея. Поминает, что я когда-то писал ей. И когда писал, и что писал, не помню. Спаси ее, Господи! Она имеет сильную ревность о спасении. Да исполнится над нею обетование – изреченное Господом для ищущих! И все ищущие – да обрящут искомое» 800 . Речь идет о другой племяннице Надежды Ильиничны Кугушевой – в миру Елизавете Трофимовне Обуховой, дочери Елизаветы Ильиничны. В «Памятных записках» игумении Аносина монастыря Евгении (Озеровой) есть запись о событиях, происшедших пятнадцатью годами ранее, т.е. в 1873 г.: «Того же года, по указанию преосвященного Леонида, поселилась на несколько недель девица Обухова Елисавета Трофимовна, 25 лет, писательница и, кажется, духовная дочь преосвященного. Похоже, что имеет намерение к монашеской жизни; но не знаю, где она намерена проходить ее, у нас или где в другом монастыре. Что из сего Господь устроит? Буди воля Его! Того же года 12 июля Обухова передавала нам многое. Она знает много ученых личностей, многих из духовенства, чтит глубоко память в Бозе почившего Филарета» 801 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Куренкова – крестьянка с. Васильево Дмитровского района Московской области. Лаврентий (Насонов Лазарь Петрович; 1883–10.12.1937) – иеромонах. Лазарь (Василий Хореев; 1833–1915) – монах, сын блаженного Филиппушки. Латков Александр Афанасьевич (1863–1949) – архитектор Троице-Сергиевой лавры, строитель Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. Лебедев Александр Константинович (1804–1882) – отец прп. Игнатия. Леонид (Кавелин Лев Александрович; 1822–1891) – архимандрит, наместник Троице-Сергиевой Лавры. Леонид (в схиме Лев), (Наголкин † 1841) – оптинский старец. Лукашевич Виталий Николаевич (1877–1941) – протоиерей церкви Всех Святых на Кокуевском кладбище в Загорске. Леонтия (Любовь Леонидовна Нечуй-Левицкая) – схимонахиня Аносина монастыря. Лисенковы Сергей и Матвей – братья, крестьяне села Мордыш. Лосев Алексей Федорович (1893–1988) – русский философ, историк философии и эстетики, филолог. В тайном постриге – монах Андроник. Лосева-Соколова Валентина Михайловна – супруга А.Ф. Лосева . В тайном постриге монахиня Афанасия. Маврикий (Полетаев; 1880–1937) – архимандрит Троице-Сергиевой лавры, преподобномученик. Магдалина, (графиня Мария Владимировна Орлова-Давыдова, фрейлина) – основательница (1893) и игуменья общины в с. Щеглятьево Домодедовского района под Москвой. Магдалина (Фомина Татьяна, † в начале 1980-х годов) – монахиня Аносина монастыря. Макарий (1482–1563) – святитель, митрополит Московский и всея Руси с 1542, составитель «Четей-Миней» и «Степенной книги». Макарий (Булгаков , 1816–1882) – митрополит Московский и Коломенский, занимал Московскую кафедру с 1879 года. Выдающийся богослов и историк Церкви. Макарий (Парвицкий; «Невский» † 1926) – митрополит Московский. Макарий (Даев † 1960) – архиепископ Можайский, викарий Московской епархии. Максим (Жижиленко †1931) – епископ Серпуховской, ранее – врач Таганской тюрьмы. Максимилиан (Марченко) – игумен Троице-Сергиевой Лавры. Мамонтов – врач в Зосимовой пустыни. Мария Федоровна (1847–1928) – Императрица Российская, мать Императора Николая II.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010