Эклога Императоров Льва III и Константина V (8 в.), карающая почти все половые преступления отсечением носа, для мужеложников оставляет смертную казнь. Жертвы разврата, не достигшие 12 лет, прощаются по их неведению. Позднейшая переработка Эклоги, Эклогадион, повышает этот возраст до 15, но карает юных участников разврата поркой и заточением в монастырь. Македонская династия в 9 в. повторила санкции Эклоги в Исагоге (Эпанагоге 40, 66) и Прохироне (39, 73). Норма Прохирона вошла в Алафитную Синтагму Матфея Властаря (14 в.) и в славянскую Кормчую (гл. 49, гр. 39, параграф 74): " ...иже студ деет с мужеским полом, и творяй, и пострадавый от него, оба мечем да усечетася, токмо аще пострадавый мний будет двоюнадесяти лету времени, тогда бо несовершение возраста его таковыя муки избавит его " . Патриарх Феодор Вальсамон (12 в.) в толковании на 63 канон Василия Великого подводит гомосексуализм под норму Василик (свод законов императора Льва VI, 9 век) в отношении скотоложества, карающую отсечением члена. Церковь не располагала арсеналом уголовных наказаний, но при единстве ее с государством могла предоставлять нераскаянных, нагло и демонстративно попирающих нормы христианской морали, вниманию государственных инстанций. Церковное законодательство, соответствующее Библии обоих Заветов, весьма сурово: " Иже аще кто будет с мужеским полом ложе женско, гнус сотворили оба, смертию да умрета " (Русская Кормчая, гл. 43). Это положение должно было быть руководственным для христианского государства. Что же до церковных наказаний, они тоже весьма суровы. В начале 4 в. Эльвирский (Либеританский) Собор в Испании, вообще очень строгий к блудным грехам, определил в 71 правиле осквернителей мальчиков не причащать даже перед смертью. Василий Великий (4 в.) в 62 своем правиле определяет наказывать мужеложников, как и прелюбодеев, отлучением от Причастия на 15 лет. В 7 же правиле он определяет равные канонические наказания мужеложникам, скотоложникам, убийцам, отравителям, прелюбодеям и идолопоклонникам. Но брат Василия Григорий Нисский в 4 правиле дифференцирует блудные грехи на естественные и противоестественные, для последних полагая бОльшее наказание. В последующие века, однако, в связи с угасанием язычества с его влияниями и исчезновением остроты проблемы наказания могли снижаться. Так, " Каноникон патриарха Иоанна Постника " (10 в.?) предписывает лишь трехлетнее отлучение за мужеложство, однако если отлучённый не будет поститься, плакать и делать ежедневно 200 земных поклонов, эпитимия продлевалась до 15 лет. Тот же Каноникон определяет, что отрок, подвергшийся гомосексуальному насилию, не может, как осквернившийся, стать священником. Это внесено в Синтагму Матфея Властаря, а оттуда - в русский Номоканон при Большом Требнике.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Тойже преподобный Антоний, поучая братию, глагола: егда в помыслех наших ничтоже возмогут бесове, тогда мечтаньми искушают, и устрашают ны, преобразующеся овогда в женско, овогда в скорпиино подобие и в великия некия плоти, даже до верху храма протязающе главу; и в бесчисленные образы и в воинственная полчища, яже вся по первом креста знамении исчезают 589 . Тойже преподобный Антоний Великий , грядый в пустыне к преподобному Павлу Фивейскому, узре человека, коню подобна, егоже стихотворцы Иппокентаврон нарицают. Того видев, спасенным креста знамением вооружися, и дерзостне вопроси: слыши ты, в коем месте раб Божий обитает? Зверь же преклонився о словеси святого, и не могий гласом провещати, рукою показоваше страну, в нюже к Божию рабу ити потребно 590 . Святого Епифания Кипрского , в детстве того еще некрещена бывша, осля свирепое сверже с себе, и пад отрок со осляте, разбися, и лежаше плачущи, и не могущи востати; понеже боляше бедром ударенным о землю. Христианин же некий, тамо прилучшийся именем Клеовий, приступль осяза бедро его, и крестным знамением трижды знаменав, сотвори того здрава 591 . Тойже святой Епифаний. егда в Египетской стране быв, им прю от книг с некиим еллинеким философом Евдемоном, виде сына Философова единым оком слепа, знамена убо око его слепое крестным знамением трижды, и абие отверзеся око, и прозре отрок ясно 592 . Макрина преподобная, сестра святого Василия Великого , имея некий вред лют на персех ея сотворшийся, и не хотя открыти того врачем к целению, моли матерь, да десницу свою положили на вреде ея, знамение крестное на нем сотворит. И егда мати, вложши руку свою в недра ея, осяза место вредное прекрестящи, не обрете вреда: Божиею бо силою исцеле вред, и болезнь отъиде, токмо оста малое знамение вреда оного в память чудесе Божия 593 . Преподобный Зосима в пустыни святую Марию Египетскую узрев, исперва ужасеся мня быти бесовское привидение. И трепетен быв, знаменася знамением крестным, и страх отложи 594 . Егда преподобный Зосима святую Марию молящуюся к Богу виде на воздусе, от земли яко локоть един стоящую, и смутися мыслию, мня быти привидение: святая Мария, извествуя себе быти плоть, а не дух, ни привидение сущую, знамена крестным знамением чело свое и очи и устне и перси 595 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

     Знаете ли вы, что женские монастыри на протяжении многих столетий располагались… в мужских монастырях? Точнее, отдельных женских монастырей практически не было. Общины инокинь проживали, конечно, обособленно от иноков — но всё-таки внутри огороженной территории мужского монастыря. Так было и в Византии, и на Руси, и самый славный монастырь Киева не был исключением. Предлагаем любителям киевской старины небольшой экскурс в историю женской обители при Киево-Печерской Лавре. На войне как на войне Главная причина странноватого — на сегодняшний взгляд — и изобилующего соблазнами женско-мужского общежития проста: военная угроза. Добрая половина древних и средневековых обителей располагалась за пределами укреплённых городов — в тогдашних крепостях места было очень мало. Кроме того, монастыри имели основное пропитание за счёт своих земельных угодий — и удобнее было располагаться рядом с этими хозяйствами, нежели добираться к ним из города. Наконец, уход от мира для многих предполагал жизнь именно не в городах. Теперь представьте отдельно стоящую женскую обитель в условиях непрерывной угрозы набегов половцев или татар, персов или арабов, иноверных или инославных, или же попросту воровских шаек. Очевидно, без постройки серьёзной крепости и расквартирования в ней воинского гарнизона существование такого сообщества инокинь было бы непродолжительным и закончилось бы печально. А уж если инокиням кого-то избирать себе в качестве постоянной охраны — то, лучше всего, именно братию мужских монастырей. Вот так многие древние монастыри в регионах с реальной военной угрозой издревле становились двойными, обоеполыми. И оставались такими многие столетия: вплоть до радикального устранения военной опасности в ближайшем регионе. Второй причиной присутствия женских общин при средневековых мужских монастырях была необходимость наличия священнослужителей — священник символически изображает Христа и потому женщина не может быть священнослужителем. В городе легко: священник может приходить и уходить. А в удалённом от города женском монастыре при длительности тогдашних передвижений? Постоянно проживать одному-двум батюшкам в таком замкнутом сообществе инокинь не всегда бывает хорошо. Изредка навещать обитель — тоже не идеальный вариант. Наконец, возможность выбрать из десятка и более духовников у сестёр высоко ценится — а наибольшее количество священнослужителей на одной территории даёт именно мужской монастырь.

http://pravoslavie.ru/70717.html

Неподалеку находились две церкви - домовая церковь железнодорожного училища, освященная во имя святителя Николая Чудотворца, и церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Но добираться до них было неудобно и небезопасно. Нужно было пересекать железную дорогу и огромную свалку, куда постоянно тянулись городские ассенизаторские обозы, что мало способствовало духовному настрою прихожан. Не было в поселке и школы. Перспективный план развития сети народных училищ Саратова, принятый в 1907 г., не предполагал строительство школ дальше Дегтярной площади (сегодня район Дворца спорта), а Агафоновский поселок располагался за чертой Саратова. Заботы об обеспечении духовных и образовательных потребностей земляков взяла на себя Ксения Никитична Агафонова. Вдова купца была многолетней попечительницей Женско-монастырской церковно-приходской школы (при Крестовоздвиженском женском монастыре на ул. Покровской, ныне Лермонтова), для которой постоянно жертвовала немалые суммы. «Годовой отчет епископа Саратовского и Царицынскаго Алексия за 1912 год» донес до нас сведения: «Саратовская купчиха Ксения Никитична Агафонова пожертвовала более 5000 руб. на постройку церкви-школы в пос. Агафоновка». Это была по тем временам огромная сумма, и ее хватило, чтобы Духовная консистория, по словесному распоряжению Преосвященного Гермогена, епископа Саратовского и Царицынского, поручила составить проект небольшой церкви на 50 прихожан с отделением для церковно-приходской школы местному зодчему, младшему архитектору Строительного отделения Саратовского губернского правления Михаилу Гавриловичу Зацепину. Архитектор взял за основу бесстолпный приходской храм, напоминающий оригинальные памятники архитектуры древнего Пскова. Благовещенская церковь, как и псковские храмы, имела кубическую форму и тоже была небольшой. Выстроенная на неполную высоту храма полукруглая апсида алтарной части примыкала к нему с восточной стороны, а над зданием был размещен круглый барабан, несущий небольшую главку. Церкви древнего Пскова отличают скромность и лаконичность. Как правило, в верхней части барабана под куполом, а также под кровлей апсид и вокруг пристройки под карнизом крыши пускали состоящую из повторяющихся элементов узоров «дорожку». Такую же «дорожку» можно видеть и на сохранившихся стенах Благовещенской церкви в Агафоновском поселке.

http://sobory.ru/article/?object=20228

Последними словами Ермолай-Еразм вскрывает суть происходящего. Бояре не просто имеют в виду политическую выгоду и потворствуют тщеславию своих жен, но исподволь посягают на нечто большее: они дерзают разлучать мужа и жену, отнимать у Февронии Божий дар, его же ей Бог. Эти слова можно повторять вновь и вновь, напоминая каждому, живущему в браке, драгоценность того дара, которым он обладает. Феврония знает его ценность. Она не возмущается требованием бояр: княжение – ценность временная. Она не хочет богатства, потому что желает только одного сокровища: " Ничто же ино прошу, – говорит Феврония, – токмо супруга моего князя Петра! " (17). Петр также знал ценность того, чем он обладает. Кроме этого, выше его призвания, выше власти, почестей, привычного комфорта была для него заповедь Христова: " Блаженый же князь Петр не возлюби временнаго самодержавьства, кроме Божиих заповедей, но по заповедем Его шествуя держашеся сих, якоже богогласный Матфей в своем благовестии вещает рече бо, яко иже аще пустит жену свою, развие словеси прелюбодейнаго, и оженится иною, прелюбы тво­рит. Сей же блаженный князь по Еуангеллию сотвори: одер­жание свое, яко уметы вмени, да заповеди Божия не разрушит " (18). Вместе с Февронией Петр покидает город. Достоинство христианского брака Изгнанные из своего города Петр и Феврония на судах, которые им дали изгнавшие их бояре, плывут по реке Оке. В это, по-видимому, самое трудное для их семьи время Феврония вновь проявляет свою мудрость, высокое нравственное чувство и замечательную выдержку. Мудрость ее проявляется в следующем эпизоде. На судне, на котором плывут в неизвестность Петр и Феврония, оказался какой-то человек с женою. Он увидел Февронию и посмотрел на нее с плотским помыслом. Она же уразумела его мысли и попросила его зачерпнуть и испить воды с одной стороны судна, а затем с другой. После того, как он повиновался, Феврония спросила: " Как по твоему, одинакова ли по вкусу вода? " . " Он же рече: " Едина есть, госпоже, вода " . Паки она рече си­це: " И едино естество женско есть. Почто убо, свою жену оставя, чюжиа мыслиши! " . Той же человек бояся к тому таковая помышляти " (19).

http://religare.ru/2_87276.html

А иные положены в тех новых Служебниках смехотворныя (и неподобныя) бездельныя речи, на поругание тоя божественныя службы, их же срамно и глаголати, и напечатали в Служебнике крупной печати на листу 262 сице: священник входит во храм и, совокупився с диаконом, глаголют вход: и то их смехотворство положено вново, зело неподобно и безместно 220 , понеже совокупление именуется мужеско и женско. И то напечатали они от своего растленнаго ума на смех и поругание Божию имени; а в старых, государь, Служебниках отнюдь таких неподобных 221 речей не обретается. А начиная закалати святой агнец диакон речет точию: благослови владыко, и еже рещи: заклати святой агнец, и то отставлено же, и выймают из одной просвиры щипком частей до 50-ти и болши: а в старых того не указано. A знаменуя святой агнец, иерей глаголет: в воспоминание Господа нашего Иисуса Христа; а еже рещи: воспоминание творим, и то отставили же 222 . А во святом Евангелии, в Луке зачало 108, Сам Господь Бог наш глаголет сие 223 . А нынешние учители и то отставили (же); в харатейных Служебниках то есть же. Да в том же, государь, действе святых угодников Божиих, просиявших в новой благодати, руских чудотворцов, из Служебников вынесли вон, л. 292. И соединяя вино и воду священник ничего не говорит, и что прежде был положен стих: соединение Святаго Духа, яко трие суть свидетельствующии, о нем же Апостол Иоанн Богослов в послании своем, в 74 зачале, воспоминает, и то отставлено же: а в харатейных Служебниках то есть же. И служат на пяти просвирах: а в Номоканоне, государь, в Потребниках святейшаго Филарета патриарха, правило 210-е, лист 50-й, и Иосифа патриарха в Потребниках, лист 409, указано служить на седми просвирах, а не над пятию. И (а) просфиромисальныя стихи о здравии и за упокой, как в старых Служебниках написано было, и то отставили же; а в харатейных, государь, Служебниках те просфиромисалные стихи есть же. И покрывая святая, в тропаре, еже: во гробе плотски, напечатали: и на престоле был еси; а в старых Служебниках у нас написано во всех: беяше, а не: был еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После 2 безуспешных попыток взять Фессалонику (1342 и 1343) Стефан Душан обратил внимание на адриатическое побережье. Он постепенно вытеснял оттуда визант. властителей, и только Диррахий оставался владением неаполитанских Анжуйцев. После этого он начал завоевание Южной М. и присоединил Воден, Костур и Лерин (Флорину). Летом 1343 г. союз между Стефаном и Иоанном Кантакузином был разорван, т. к. последний овладел Веррией, Сервией и Платамоном. Кантакузин заключил союз с тюрк. эмиром Айдына Умур-беем из М. Азии, чтобы овладеть Фессалоникой. Стефан Душан попытался продвинуться на юг в М. самостоятельно, но в 1344 г. был разбит близ Стефанианы Умур-беем. Тем не менее в 1344 г. сербы овладели Зихной и Веррией. Когда в 1345 г. Кантакузин и Умур-бей бросили основные силы на овладение К-полем, Стефан Душан захватил большую часть Восточной М.- от Серр до Кавалы. В состав его владений вошел и Афон, привилегии к-рого Стефан подтвердил специальным хрисовулом. После этих побед Стефана Душана начали титуловать «во Христе Боге верный король всех сербских, и поморских земель, и греческих, и Болгарских пределов» (грамота 1345 г. монастырю Дечаны) либо «Божьей милостью Стефан, король Сербии, Диоклеи, Захумья, Зеты, Албании и Поморья, и правитель немалой части от царства Болгарии, и господин всей Романии» (письмо от 1345 г. венецианскому дожу Андреа Дандоло). В 1346 г. он был коронован в Скопье при участии Тырновского патриарха Симеона. Вскоре М. была разделена между серб. феодалами. Войхна с титулом кесаря управлял Драмой; Иоанн Оливер стал деспотом региона Овче-Поле-Злетово; Бранко Младенович - севастократором в Вельбужде, Куманове и Охриде. Иоанн Кантакузин, в 1347 г. восшедший на к-польский престол, стремился сохранить Восточную М. и выделил земли эгейского побережья от Кавалы до Дидимотиха в отдельное владение, которое доверил сыну Матфею. В 1350 г. Кантакузин попытался вернуть М. при помощи тур. отрядов, разорявших страну, напал на сербов и ненадолго вернул Женско (Гинекокастрон), Веррию и Воден (Эдессу).

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Не моя ж тут воля - самого Бога, Пресвятой Девы Богородицы. (I, 65) Шаг дальше, и на Страшном Суде Богородица сама произносит приговор грешникам 485). Впрочем, эта последняя роль Судии, вытекающая не из природы Богородицы, а из Ее общей божественности, случайна и редка. Она противоречит Ее материнству. Богородица остается промыслительницей и родительницей мира, предоставляя Богу отцовски царскую власть: законодательства и суда. Если Богородица может сливаться с Богом, то, с другой стороны, Она иногда вступает в чередование и с низшими святыми силами женско-материнской религии народа. Такова, прежде всего, святая Пятница . В известном стихе Пятница является пустыннику и учит его, как спастись роду человеческому. Но в одном варианте читаем: Ему Пятница во сне приснилась И Богородица появилась. 594) Пятница вместо Богородицы (Истомин II, стр. 6) является святому в одном из вариантов стиха об Алексее. Упомянем, в порядке аналогии, что в болгарских стихах, соответствующих «Хождению Богородицы», вместо Марии встречает жидов и слышит весть о распятии Неделя, олицетворение Воскресения («Анастасия») . И, наконец, как общая Мать, связанная с космическим рождением, Богородица может сливаться с матерью-землей, олицетворением космоса. Это тождество было бы трудно доказать цитатами. Народ сохраняет дистанцию между миром божественным и земным, но, как увидим ниже, переносит на матерь-землю значительную часть того комплекса религиозных чувств, которые обычно у него связаны с Матерью Божией .   Ангелы и святые   Мир «небесных сил», конечно, должен включать в себя и ангелов - к ним это имя относит и церковный гимн . Однако ангельский бесплотный мир отражен очень слабо в духовных стихах. К ним не обращаются с молитвой; они не являются к людям в видениях как вестники божественной воли. Их явление святому Димитрию Солунскому не доказывает противного. Святой, как и ангелы, принадлежит уже к духовному, развоплощенному миру. Именно благодаря своей бесплотности они мало связаны с землей и человеком. Их место на небесах, в окружении небесного Царя. В апокрифической евангельской истории при Крещении, Преображении, Воскресении и Вознесении они необходимы, как мы видели, в свите Царя-Христа:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=839...

Отношения между Болгарской Православной Церковью и болгарским государством никогда не были гладкими. Конфликты начались сразу же после Освобождения. Болгарские правители, в своем большинстве безбожники и масоны, совершенно сознательно угнетали, грабили и вытесняли Православную Церковь из общественной жизни. Независимость Болгарской Православной Церкви всегда раздражала светскую власть. Все правительства стремились навязать Церкви иной устав вместо Экзархийского. B 1913–14 гг. правительство д-ра В. Радославова посягнуло на финансовую автономию Церкви. Правительство Ал. Стамболийского (1919–23 гг.) вмешивалось во внутренние дела Церкви, заставило св. Синод созвать Церковно-народный собор в 1921 г., чтобы изменить церковный Устав Болгарской Церкви и конфисковало часть церковной недвижимости. Заметим однако, что св. Синод сам нарушал Устав Болгарской Православной Церкви не созывая регулярно каждые четыре года Церковные соборы, как велит Устав Церкви, пользуясь незнанием церковного народа своих прав. Кроме того, число верующих после войн сильно спало. После 1921 г. церковные соборы созывались только для выбора Экзарха и Патриархов в 1945, 1953 и 1971 гг., а после 1989 г. со сменой политического режима, соборы созывались формально на один день, да и то до полудня (!), только чтобы отбить обвинения о нарушении Устава. Так постепенно в Болгарской Церкви утрачивалась соборность и св. Синод получал возможность бесконтрольно заправлять делами Церкви, что особенно сильно проявилось во время коммунистического режима, когда коммунистическим властям было удобно такое положение дел через Архиереев контролировать Церковь . В атмосфере общественного смятения, охватившего народ после трех войн – Балканской Межсоюзнической и Первой мировой войны, Болгарская Православная Церковь терпеливо работала и старалась поднять религиозный уровень народа через деятельную жизнь приходских или самостоятельных церковных обществ, через монашество вообще и женское монашество в частности, подготовкой монахинь – бывших учительниц, как проповедниц среди народа, т. наз. «диакония» (архимандрит Стефан Абаджиев в монастыре св. Иоана Рыльского в дер. Курило, Софийская епархия). Более подробно см. О. Кръстева, Ставропигиално женско монашеско братство «Бял Кръст», Известия на Държавните архиви, бр. 79, C., 2001 г. Также приходскими храмами проводилась широкая благотворительная деятельность для бедных и голодающих, для сирот и стариков, организовывались летние детские лагеря к епархийским монастырям. Создавались христианские общества молодежи, церковные хоры, проводились миссионерские проповеди по всей стране. В 30-е годы XX века заметно усилился поток болгарских паломников на Святую Землю и Иерусалим, которые, по замечанию независимых иностранных журналистов в Палестине, заняли место пресекшегося потока русских паломников с началом Первой мировой войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Языческие идолы масскультуры Купальские обряды современных язычников «Все смешалось в доме Облонских» – нынешней «Москве златоглавой». Примеров несть числа. Так, 28 июня 2008 года, по завершению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, концертом в Кремле в России начались торжества, посвященные 1020-летию Крещения Руси. И в этот же день в объединенном музее-заповеднике «Коломенское» прошел языческий праздник «Купальская ночь». Его гости, по информации пресс-службы заповедника, «смогли принять участие в купальских обрядах с традиционными развлечениями, играми и забавами». Мы все прекрасно знаем, что это за «традиционные развлечения, игрища и забавы». Вот как писал о них в XVI веке игумен Псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Памфил: «Егда бо приидет праздник… мало не весь град возмятется, и в селах возбесятся, в бубны и сопели и гудением струнным, плесканием и плясанием; женам же и девкам и главами киванием, и устнами их неприязнен крик, вся скверные песни, и хребтом их вихляние, и ногам их скакание и топтание; ту есть мужем и отроком великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение и женам мужатым осквернение, и девам растление». Для сравнения – один из современных откликов на языческий праздник: «Я – купальский ребенок!», – радостно признается посетительница одного из интернетфорумов. Ее мама ей, мол, открыла «тайну рождения»: она зачала ребенка во время праздника Ивана Купалы. Если сама посетительница форума и не поступит так же «романтично», как ее родители, то камень в воду, то есть в интернет, уже брошен – круги долго будут расходиться по воде. Язычество как источник заблуждений, признает святая Церковь, никогда не иссякал. Поэтому она все усилия употребила на борьбу за человеческую душу, освобождение ее от этого яда. В Древней Руси после ее крещения христианская душа долго продолжала питаться старыми, «природными», образами и переживаниями. Иван Купала – один из них. Этот языческий праздник, который у восточных славян и у прибалтийских народов был одним из самых почитаемых (у латышей это праздник Лиго), отмечается в самую короткую ночь года – в день летнего солнцестояния. Считалось, что в этот день «солнце в воде купается», и если на зорьке окунуться, то весь год здоровым будешь.

http://pravoslavie.ru/1383.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010