архим. Никон (Лысенко) Введение. Понятие о церковной истории История есть возможно полное воспроизведение прошлой исторической жизни людей. «Такое воспроизведение, чтобы эта историческая жизнь восставала перед нами, как настоящая, во всей своей жизненной живости и во всей своей целостной полноте (с тем прибавлением против настоящей – чтобы и со всем своим смыслом).» 1 Объектом изучения ц е р к о в н о й истории является Церковь . В Св. Евангелии слово Церковь (смотри рукопись) встречается всего в двух случаях: I («...Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее.» ( Мф. 16,18 ); «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним... Если же и тогда не послушает... скажи Церкви; а если и Церковь не послушает то да будет он тебе как язычник и мытарь.» ( Мф. 18, 15–17 ). В обоих этих случаях под Церковью Господь разумеет основанное и руководимое Им общество. Богоутвержденное основание Церкви – исповедание Иисуса Христа. Церковь есть «род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего... из тьмы в чудный Свой свет; ...народ Божий» ( I Nemp. 2,9–10 ). Церковная история, по определению выдающегося историка Церкви В.В.Болотова , «должна заниматься изучением того, в чем выразилась жизнь Новозаветного общества Господня, которое является преемником Ветхозаветного общества Господня, должна изучать как явления его жизни, так и идей, и желания, и цели, к которым оно стремилось.» 2 Жизнь Церкви как общества имеет свою цель – воспитание людей в вере и нравственности христианской, руководство их к вечному спасению. Средство достижения этой цели – учение Слову Божию, преподание таинств благодати Божией, богослужение, духовное руководство. Учение, богослужение, деятельность иерархии составляют главные предметы изучения церковной истории. Однако, поскольку церковная жизнь народов очень тесно связана с их общественной, т.е. государственно-политической, культурной и экономической жизнью, то дополнительными предметами изучения церковной истории являются: церковно-государственное отношение, материальное обеспечение церковных общин и иерархии, культурное влияние церкви, религиозный быт и нравы народов. Другую группу дополнительных предметов, изучаемых церковной историей, составляют явления случайные в церковной жизни, которые могут быть, а могут и не быть, например, лжеучения, создающие в церковной среде ереси и смуты, порождающие в ней расколы. Особым предметом изучения церковной истории являются отношения поместных православных церквей между собой и их отношения к инославным исповеданиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

б) Как Сам Сын имеет Свое существо от Отца и поэтому, человечески говоря, совершает, Свою искупительную деятельность как посланный от Него, так и Св. Дух имеет Свое божественное существо от Отца; потому и об Нем говорится, что Он послан Отцом для подтверждения учения и для довершения дела Сына. И так как Сын имеет одно и то же существо с Отцом, то Он может сказать и о Себе Самом, что Он посылает Духа Святого, на которого перешло существо Его и Отца. Последнее Спаситель выражает словами: Когда же приидет Он, Дух истины; то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорит, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет, и возвестит вам. ( Иоан. 16, 13 – 15 ). Примечание переводчика. «Такое толкование слов «Спасителя: «не от Себя будет говорить, от Моего возьмет», встречающееся у многих древних отцов и учителей церкви и разделяемое и старокатоликами, отнюдь не составляет общепризнанного церковью догмата». 4 . Это учение о раскрытии единого божественного Существа в трех Лицах Спаситель поставил основным учением сообщенного Им откровения, когда повелел апостолам принимать в общество верующих чрез крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Матф. 28, 19 ). 3 285 . В Старокатолическом Катехизисе  г.] догмат о Св. Духе изложен так: «О Святой Троице». «41. Чему учит откровение о внутренней жизни Божества? Откровение учит, что Божество от вечности раскрывается как Отец, Сын и Дух Святый. Примечание переводчика. « " Троица», по-немецки «Dreifaltigkeit; «раскрывается» – sich entfaltet». 42 . Как учит откровение о Боге Отце? Откровение учит, что Бог Отец божественное существо от вечности имеет из Себя Самого. 43 . Как учит откровение о Боге Сыне? Откровение учит, что Бог Сын то же самое божественное существо от вечности имеет от Отца. Иоан. 1, 1; 5, 26 . 44 . Как учит откровение о Боге Духе Святом? Откровение учит, что Бог Дух Святый от вечности имеет единое со Отцом и Сыном божественное существо. Иоан. 16, 13–15 ; Матф. 28, 19 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

«Благословите, солнце и луна, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, звезды небесные, Господа, пойте и превозносите Его во веки» ( Дан.3:62–63 ). Орбиты планет расположены так, что их движение действительно образуют музыку. Иоганн Кеплер еще в XVII в, сделал очень интересную вещь – он перевёл движение орбит планет на музыкальный ряд, и получилась очень красивая музыка. Это произведение исполняли на клавесине, хотя его можно играть на разных инструментах. Записи этого произведения сейчас есть в интернете, и любой желающий может их прослушать. 207. Что сейчас находится на месте некогда величественного города Вавилона? Болото! Как и было предсказано Богом через пророков Исаию и Иеремию. «И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены – в увеселительных домах» ( Ис.13:19–22 ). Его неоднократно пытались восстановить, но всякий раз безуспешно. Последняя такая неудачная попытка принадлежала Саддаму Хусейну. Им была даже утверждена целая программа «восстановление Вавилона», и которая щедро финансировалась за счёт нефтяных денег. Но Саддам Хусейн пошел против воли Бога, попытался изменить, таким образом, предсказание пророков, и у него получилось не совсем то, чего он хотел. Не надо никогда заповеди Божии нарушать, и пытаться идти против пророчеств. Саддам Хусейн этого не понял. И ему Бог популярно объяснил руками американцев. Перед нами классический пример современного Навуходоносора, который возгордившись низко пал и поплатился за это своей жизнью. 208. Почему никто из языческих мудрецов не смог растолковать царю Валтасару загадочную надпись на стене? «И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его» ( Дан.5:8 ). Мы здесь сталкиваемся с тем, что всякая мудрость оккультная, тайная и чародейская – она ничего не может сделать, когда соприкасается с тайной Бога, когда сталкивается с силой Бога Всемогущего. Не могли объяснить значение, потому что не могли прочитать. А почему не могли прочитать? На этот счет есть разные версии. Потому что в принципе текст был написан на еврейском языке, который был отличен от сирийского. И не могли прочитать, потому что там было написано особым священным языком, который не был известен Вавилону. И главное, они не могли передать содержание, потому что содержание является таким, что оно проявляется в сокровенной тайне Божией, которую не могут знать те люди, которые служат тьме. Вот также и произошло с халдеями, обаятелями и гадателями – они не могут прочитать слово Бога. Они не могут его изъяснить – это не в их силах.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Блаженное состояние! Сладка и любезна рабов Божиих работа! Земное, но небесному подобное житие!.. Глава 12. О мире христианском   Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа. (Рим. 5:1)   § 508. Сколь тяжко подданному гнев Государя своего над собою чувствовать, – невозможно словом изъяснить. Ничто ему тогда не мило – ни пища, ни питье, ни жена, ни дети, ни друзья, ни иное что. Потому бывает, что многие сами себя, не стерпя гнева того, погубляют и желают умереть, нежели жить под гневом тем. Как несравненно тяжелее Божий гнев терпеть. Насколько Бог от человека отстоит, – отстоит же бесконечно, – настолько тяжелее Божий гнев в сравнении с гневом царским. Посему нечестивые в день Страшного Божиего Суда и праведного Его гнева пожелают скрыться в пещерах и в ущельях гор, и скажут горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять (Откр. 6:15-17). Но насколько тяжко и горько Божий гнев чувствовать, настолько утешительно и благоприятно благость и милосердие Его в сердце своем ощущать. Это несравненно всякую радость и сладость мира сего превосходит. Как доброзрачная и благовонная роза природная изящнее и благоприятнее, нежели сотворенная из какого другого вещества, или искусством живописца написанная, так малейшее вкушение благости Божией намного лучше и увеселительнее, более всякого увеселения и утешения мира этого. Это та сладкая вечеря, которую обещает Христос предложить слушающему Его голос и отверзающему двери сердца своего: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20). Это вкушение сокровенной манны, которое обещается Тем же Господом побеждающему: Побеждающему дам вкушать сокровенную манну (Откр. 2:17). Это вкушение вечной радости и сладости и есть малейшая частичка того увеселения, вкусив которого, рабы Христовы забывают всю утеху мира сего и все его увеселение, как болото, мутное и смрадное, или как горесть вменяют, но того единого желают все больше и больше. Посему говорит премудрость Божия: воспоминание обо мне слаще меда, и обладание мною приятнее медового сота. Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать (Сир. 24:22-23). Это сладчайшее увеселение только те чувствуют и познают, сердца которых им услаждаются. Ибо как сладость меда вкушающим только чувствительна, а не вкушающим же неизвестна, так духовная эта сердечная сладость только познающим ее и вкушающим известна, а прочие же ее не знают. И сия сладость есть мир Божий, превосходящий всякий ум, которого апостол филиппийцам желал: Мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп. 4:7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Бог защищает своего “первенца”. Он Своей любовью выжигает болото язычества вокруг Израиля, чтобы оно не всосало в себя робкие ростки более высокого понимания человека и Бога. Чтобы человечество не лишилось будущего — Промыслитель неоднократно отсекает не в меру навязчивое и прилипчивое прошлое. Греховно-языческие “нажитки” человечества слишком вросли в человеческие сердца, чтобы эта болезнь не стала и тотально-всеобщей, и бесконечно наследственной, Бог, Создатель жизни, берет на Себя страшное служение: Он отсекает от жизни безнадежно пораженные части человечества. Каково же было растление человечества, если Библия вынуждена прибегнуть к богословски недопустимым антропоморфным образам и сказать, — “и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем” (Быт 6:6)?! Здесь все — движение, и если массивность препятствует росту — тяжеловесный балласт просят отойти в сторону. Миру предстоит трудный рост, который не может быть свершен сразу и совместно. Из народов земли выделяется Израиль, но и самому Израилю предстоит пройти через внутреннее разделение. Так было с войском Гедеона — “Народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: «моя рука спасла меня»” (Суд 7:2). И когда осталась горстка — Бог даровал этой горстке победу. А вот иная чреда образов малого остатка: после нападения льва останутся только “две голени или часть уха” (Ам 3:12). Две маслины уцелеют на верхушке дерева (Ис 17:6). Если дерево срублено на девять десятых — все же оно не исчезнет (Ис 6:13). Когда языческие инстинкты все же начнут брать верх — будет выделен “остаток Израиля”, Израиль по духу. “Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне” (Соф 3:11–12). “И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова возложат упование на Господа чистосердечно. Остаток обратится, остаток Иакова — к Богу сильному. Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится” (Ис 10:20–22).

http://pravmir.ru/i-otdelil-bog/

В 1901 году Куприн переезжает в Петербург, и здесь начинается его новая, литературная жизнь. Очень скоро он становится постоянным автором известных петербургских журналов – «Русское богатство», «Мир Божий», «Журнал для всех». Один за другим выходят рассказы и повести: «Болото», «Конокрады», «Белый пудель», «Поединок», «Гамбринус», «Суламифь» и необыкновенно тонкое, лирическое произведение о любви – «Гранатовый браслет». Повесть «Гранатовый браслет» была написана Куприным в период расцвета Серебряного века в русской литературе, который отличался эгоцентричным мироощущением. Писатели и поэты много писали тогда о любви, но она была для них больше страстью, чем высшей чистой любовью. Куприн, несмотря на эти новые тенденции, продолжает традицию русской литературы XIX века и пишет повесть о совершенно бескорыстной, высокой и чистой, настоящей любви, которая идет не «напрямую» от человека к человеку, а через любовь к Богу. Вся эта повесть – замечательная иллюстрация гимна любви апостола Павла: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Что нужно герою повести Желткову от своей любви? Он ничего не ищет в ней, он счастлив только оттого, что она есть. Сам Куприн заметил в одном письме, говоря об этой повести: «Ничего более целомудренного я еще не писал». Любовь у Куприна вообще целомудренна и жертвенна: герой более позднего рассказа «Инна», будучи отвергнутым и отлученным от дома по непонятной ему причине, не пытается отомстить, забыть поскорее возлюбленную и найти утешение в объятиях другой женщины. Он продолжает любить ее все так же самозабвенно и смиренно, и все, что ему нужно, – просто увидеть девушку, хотя бы издали. Даже получив, наконец, объяснение, а вместе с тем узнав, что Инна принадлежит другому, он не впадает в отчаяние и негодование, а, напротив, обретает покой и умиротворение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В.В. Болотов определил, в какой области научных знаний могут быть получены истинно ценные указания для пасхалистов. Он писал: «Вполне согласно с научными принципами и в обсуждении вопросов пасхалистических руководствоваться не производными датами в роде А раз «весеннее равноденствие» есть второстепенная величина в пасхалии, то от астрономии в ее собственном элементе пасхалисты не могут получить истинно ценных указаний. Такие указания может дать лишь метеорология, но лишь тогда, когда она достигнет такой степени развития, которая ныне может обрисовываться только в весьма отдаленном будущем, т.е. когда метеорологи будут верно решать такие задачи: A) Под широтою φ=+ 56 ячмень созрел тогда-то,следовательно, под φ=+ 32 он созреет тогда-то. B) В 1899 г. ячмень около Иерусалима созрел тогда-то, следовательно, в 1999 г. он там же созреет тогда-то» С. 138]. Научное предвидение В.В. Болотова сбывается в наше время. Достижения современной математической климатологии и агрометеорологии позволяют с достаточной степенью точности оценить временн ые сроки созревания ячменя в окрестностях Иерусалима в настоящем, в прошлом и в будущем. В следующих главах статьи будут рассмотрены примеры такого прогнозирования. Они, конечно же, не носят всеобъемлющего и исчерпывающего характера. Их присутствие в богословской статье является лишь естественнонаучной иллюстрацией к рассматриваемой проблеме, к тому же некоторые экспериментально наблюдаемые закономерности, о которых пойдет речь, и сейчас необъяснимы. При этом не может не вызывать удивления интуиция В.В. Болотова, ученого, определившего круг задач, решение которых позволит убедиться в мудрости создателей как александрийской пасхалии, так и византийской эры от сотворения мира. VIII Сроки посева и жатвы ячменя в окрестностях Иерусалима определяются ранними и поздними дождями. Дождь является необходимым условием для жизни растений. В жарких странах, в частности в Палестине и в близких к ней землях, он имеет великое значение. Однако только на Св. Земле дождь – явление особенное. В Св. Писании читаем: « земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал [ ее ] при помощи ног твоих, как масличный сад; но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, земля, о которой Господь, Бог твой, печется: очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней, от начала года и до конца года. Если вы будете слушать заповеди Мои, то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое, и елей твой; и будешь есть и насыщаться» (Втор. 11: 11-15).

http://bogoslov.ru/article/4733283

В висячие сады вода поднимается из Евфрата – действительно красота! Сейчас мы с трудом можем представить, что там все, как и предсказывали пророки, превратилось в болото с развалинами. Но город был воистину могуч: то, что осталось, и то, что восстановили археологи, до сих пор вызывает восхищение. Знаменитые ворота Иштар, которые сейчас находятся в берлинском музее, тоже были построены Навуходоносором. И вот человек говорит: «Я сам построил и для себя»! Но не такая была точка зрения Бога. «Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!» Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него – как у птицы» ( Дан. 4:28–30 ). Великий царь сорвал с себя одежды, убежал в лес, чтобы траву там есть и представлять себя волом. И действительно, мы даже из клинописных текстов знаем, что царь говорит: надо мной лились воды, а я не мог ничего делать. Семь времен длились три с половиной года, потому что в Вавилоне, считали не годами, а временами: время дождей и время лета. Три с половиной года были возмездием царю Навуходоносору. Они являются напоминанием о времени Антихриста, которое тоже будет три с половиной года, т.е. семь времен. При Антихристе будет время как бы коллективного безумия, но не одного человека, а всего человечества, которое хочет построить без Бога рай на Земле. Так что слово гордыни было тотчас же наказано, причем наказано очень жестко. Раз хотел быть как Бог, будешь зверем, как сказано в псалмах: «Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают» ( Пс. 48:21 ). Человек, будучи в чести, не понял, не уразумел, кто источник этой чести, и за это уподобился скотам бессмысленным и стал подобным им.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В подобной ситуации, даже если не брать в расчёт могущие быть разногласия в рядах пяти царей, отсутствие единоначалия на поле боя лишает армию возможности осуществления каких-либо совместных действий. И несмотря на то, что пять царей имели преимущество обороняющейся стороны и достаточное время на подготовку оборонительных рубежей, этого не только не было сделано, но и более того, Кедорлаомер сумел вынудить их принять бой на своих условиях: В долине же Сиддим было много смоляных ям. И цари Содомский и Гоморрский, обратившись в бегство, упали в них, а остальные убе­жали в горы (Быт 14:10). Смоляные ямы — вот что сумел учесть Кедорлаомер при планировании боя! Прекрасный пример использования местности для уничтожения войск противника, проведённый полководцем XX века до Р. Х., что на протяжении всей военной истории будет являться характерной чертой грамотного планирования военных операций и путём к успеху в любом бою как древности, так и современности (бой при Абритте в 251 г. по Р. Х., когда скифы заманили римлян в болото 9 ). Кедорлаомер одержал победу, но части войска его противников удалось спастись бегством в горы, тогда как подразделения царей Содомского и Гоморрского были полностью или частично загнаны в смоляные ямы. Итогом этой битвы стало отсутствие у пяти городов какой-либо защиты, и они подвергаются полному разорению, а их население уводят в рабство. Этот факт сам по себе требует более внимательной оценки, так как именно большой обоз военных трофеев станет в дальнейшем одной из главных причин поражения войска Кедорлаомера. Победители взяли все имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли. И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли. И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре… (Быт 14:11–13). Вместе с остальными жителями пяти городов в плен к Кедорлаомеру попадает Лот — племянник Авраама. Отметим тот факт, что Авраам вовремя получает необходимую информацию об исходе битвы. Человек, принесший информацию, называется в Писании уцелевшим, а это значит, что он отправился к Аврааму как минимум после того, как был пленён Лот.

http://pravmir.ru/voennoe-iskusstvo-v-kn...

В Послании к Филиппийцам апостол Павел пишет: «Наше же жительство (τπολτευμα < то политевма > ) – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа…» (Флп. 3; 20). Греческое словоπλις < полис > означает «город» или «государство», но не столько в смысле населенного пункта, геополитического пространства, сколько обустройства жизни, совокупности всех граждан. Отсюда слово πολτευμα < политевма > , которое переводится как «жительство», и означает некий политический принцип, способ управления государством, государственное устройство. Отсюда: πολτης < политис > – «гражданин». Вспоминая в Послании к Евреям о предках Спасителя, говоривших о себе, что они странники и пришельцы на земле, апостол Павел объясняет, что «те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться. Но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город (πλις < полис > )» (Евр. 11; 14–16). Ценность земного патриотизма Церковью никогда и нисколько не принижалась, но ключевым принципом устроения ее жизни было понимание, что отечество наше на небесах, во Христе – ни эллина, ни иудея и все мы – граждане небесного отечества. Но ведь и Церковь не только на небе, но и на земле… Значит, мы граждане небесного отечества, временно проживающие в мире, законы которого нам указ только до той черты, с которой они начинают противоречить законам нашего «небесного жительства». Небесное гражданство – это не «потом», это «сейчас или никогда». И древние христиане, пребывая в мире, жили в соответствии со своим политическим устройством, с тем самым «небесным жительством» соименным Христу. Язычники по-своему замечали эту особенность, недоумевая по поводу равнодушия христиан к общественно-политической жизни. Христиане казались им «genus tertium; „это какой-то третий род, род особенный“,— говорили про них язычники» (В.В. Болотов). Им невозможно было понять, что аполитичность христиан – это не равнодушие безответственных и беспринципных обывателей, а принципиальная аполитичность граждан, преданных политическому единству не от мира сего – единству, вторгающемуся в этот мир и противопоставляющему миру сему свой принцип жизни, свои ценности, но, одновременно, что важно, не навязывающему эти принципы и ценности миру.

http://pravmir.ru/narod-bozhiy/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010