В царствование греческого императора Валента, который держался Ариевой ереси и затворил православные церкви, на Грецию напали жившие по берегам реки Дуная варвары, опустошили Фракийскую область и стали приближаться к Царьграду. Валент с войском выступил против них. И вот, когда он выходил из Царьграда, преподобный Исаакий подошел к нему и сказал: «Царь, отвори православные церкви, и все во благое Бог устроит тебе!» Царь, приняв Исаакия за безумного, не отвечал ему и продолжал путь свой. Чрез несколько времени преподобный опять сказал: «Царь отвори православные церкви, и война окончится для тебя благополучно, и ты с миром домой возвратишься!» Валент тут наругался над старцем, нанес ему раны и прогнал от себя. Но Исаакий остался непреклонным и на третий день, снова подошедши к нему и взявши за удила коня, на котором царь сидел, стал уже умолять последнего, чтобы он отворил православные церкви; в противном же случае грозил ему отмщением и гневом Божиим. Валент пришел от слов преподобного в ярость и приказал бросить его в одно топкое болото, из которого живым даже и зверь не выходил. В болото Исаакий был брошен, но, чудесным образом из него выведенный, опять на пути настиг царя и сказал: «Царь, вот ты хотел уморить меня в тернии и блате; видишь теперь, что Сам Господь сохранил мне жизнь, и потому ты особенно сейчас должен быть внимательным к словам моим. Отвори же православные церкви, и врагов победишь, и со славою домой возвратишься. Если же не послушаешь меня, то помни, что тебе не вернуться с брани и ты погибнешь». Услышав это, Валент сказал двоим бывшим при нем вельможам: «Возьмите этого несносного старца и держите в узах до моего возвращения; когда же возвращусь, достойную казнь он примет от меня». На эти слова царя Исаакий воскликнул: «Истинно говорю тебе, что ты не одолеешь варваров и ими твои войска будут разбиты, а сам ты сгоришь». После этих слов преподобный взят был и отведен в темницу, а Валент вскоре вступил в битву с варварами. Чем же кончилось? Войска его были наголову разбиты, а сам он, желая укрыться от врагов, вошел во встретившуюся ему на пути хижину с одним из своих советников. Варвары, узнав, что в хижине греки, подожгли ее; и Валент погиб.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Господь пришел на землю не для того, чтобы наслаждаться удобствами и радостью земной жизни, но для того, чтобы спасти человека. Средство для этого было только одно: стать искупительной жертвой за грех человека, пострадать и умереть. Надлежало, чтобы Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды и ранами Его исцелились (1 Пет. II, 24). Такова была воля Бога Отца, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим. VIII, 32). Не Сам, как человек, измыслил и избрал наш Спаситель этот путь, но он дан был Ему волею Отца. Поэтому Господь и говорит, что Сыну Человеческому много должно пострадать (ст. 31). Так решено в Высшем Совете, и от Сына Человеческого зависит не личный выбор пути, но лишь добровольное подчинение предвечному решению Бога. И Он взял на Себя этот крест добровольного подчинения. Я сошел с небес не для того, — говорит Он, — чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. VI, 38). К этому же Он призывает теперь Своих последователей — добровольно, отказавшись от своих личных желаний, взять тот крест, который возложен на каждого из нас Богом, и идти тем же скорбным путем терпения и самопожертвования, которым шел Он, наш Спаситель. В этом добровольном подчинении лежит и залог нашего спасения, ибо тот, кто отрекшись от себя, всецело отдается руководству Господа Иисуса Христа и Его Евангелия, тот наверное не заблудится в лабиринте жизни и благополучно достигнет цветущих берегов вечных обителей; тот же, кто жалеет себя, пытается сберечь себя и найти путь своими силами, тот неизбежно искалечит свою душу или погубит ее совершенно. Самолюбие и личный выбор непременно увлекут человека на путь мирских радостей. В этом-то и кроется громадная опасность, ибо никакие выгоды мирской жизни не вознаградят за гибель души. Жизнь с ее зыбкой почвой, с постоянной опасностью нравственных провалов, с её соблазнами и пороками, затягивающими в свою глубь, как трясина, напоминает болото. Вот вы подошли к этому болоту, которое преграждает вам путь. Так или иначе вы должны через него перейти. Но как? Миновать, обойти кругом невозможно. Оно тянется во все стороны, насколько хватает глаз. Надо идти прямо. Тропинок не видно: кочки, камыши, ярко-зеленый мох, местами поблескивает вода, предостерегая от опасности. Направление вам неизвестно. Известно лишь, что на каждом шагу может грозить гибель: легко или увязнуть в грязи, или сорваться в чарусу, манящую своим бархатным покровом свежей нежной зелени, но откуда нет выхода. Стоит лишь попасть туда — и болото вас засосет, затянет в свою коварную, холодную бездну.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

— Есть такие слова, правда, — поддержал отец Игорь и процитировал Спасителя: «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» — Вот-вот, оно самое! Так и сказал. А потом взял и вырвал Косому глаз. Или вырезал, точно не знаю. Не помню. — Как это вырвал? — изумился отец Игорь. — Без всякой операции, наркоза, специального инструмента взял — и вырвал глаз? — Вы же обещали, что не будете смеяться, — заметил Максим. — Я не смеюсь, потому что… В сознании отца Игоря вдруг отчетливо стала выстраиваться цепочка последовательных событий: странное исцеление, когда неведомый одноглазый гость удалил ему злокачественную опухоль, потом деревня Погост, легенды, в которых упоминается все тот же отшельник. — Между прочим, он и мне предлагал обратиться за помощью к этому дикарю. Я ведь в одно время тоже был очень горяч до женского дола. Это сейчас малость успокоился. А уж в годы молодые, как говорится, только подавай. Он предложил сходить за Дарьину гать. «Ты, — успокаивает меня, — не бойся, это совсем не больно. Не хочешь глаз, так он тебе ту саму «штучку» вырвет, чтобы не беспокоила» Спокойно так говорит, слово речь идет о том, чтобы вытащить занозу из пальца. Я от такой услуги наотрез отказался. Одноглазым стать — уж куда ни шло, но чтобы евнухом… Только не рассказывайте никому, на смех поднимут. И сами не смейтесь, я вам первому открыл, даже Зойка моя не знает. — Я не смеюсь… — Потому что тоже верите в эти сказки? — теперь рассмеялся Максим. — Есть вещи, над которыми лучше не смеяться, — отрезвил его веселье отец Игорь. — А что же, как не смеяться? — Помолчать. Расскажи лучше о самой этой гати. — А что о ней рассказывать? Еще немного — и увидите сами. Болото — оно болото и есть. Только поверх его настил из бревен. Но мы условились: туда — ни шагу.

http://azbyka.ru/fiction/otshelnik-gorsh...

И они пришли и поклонились Ему, повешенному на древе, и многие из них восстали. И они сияли Его с древа, и муж некий, исполненный истины, Иосиф-советник, завернул Его в кусок полотна и положил Его в гробницу. (См. Мф. 27 и пар. места Диатес., гл. 51–52.) И в день третий восстал из дома мертвых, и мы увидели Его, и Он говорил с нами. И мы ели с Ним хлеб. И осязали мы, и уверовали мы, и утверждаем мы, что был Он Слово, Которое стало плотью и жило среди пас. (Ср. Ин. I, 14 , Диатес., гл. 3.) И Он вознесся на небо и воссел одесную Отца Своего. И Он дал нам власть даровать жизнь и блага всякому, кто уверует во имя Его. И Он сказал нам: “Идите, учите и крестите их. все народы, во имя Отца, и Сына, и Духа Святого. Всякий, кто уверует и крестится, будет спасен”. – “История Иоханнана апостола, сыпи Зеведеева”. Цит. по: Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. С. 318 – 319. 218 Проф. В. В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви, II. С. 241. 219 Профессор архимандрит Киприан. Патрология. С. 21. 220 Проф. В. В. Болотов. Лекции но истории древней Церкви, II. С. 241. 221 “…То, что увидел Пилат… дал знать кесарю и синклиту почетному вашему… И знаете вы, что не мог Пилат написать Величеству о том, что не имело место и чего он не видел глазами своими, но то, что имело место и свершилось в деяниях, то он описал и сделал известным. Свидетели же те, которые были там, и те, «сто охраняли гробницу, были как мертвые, и когда они были допрошены Пилатом, те стражники свидетельствовали пред ним, какой выкуп дали главы священников иудейских, дабы они сказали, что мы, ученики Его, выкрали тело Христа.” См.: Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. С. 375–370. “Учение Симона Кифы в Риме городе” (апокрифическое повествование из сирийской рукописи VI века). 222 Апология, I, 35, 48. 223 Апология, 24, 24. 224 Константин фон Тишендорф – собиратель и исследователь древнейших рукописей. Наиболее известен находкой Синайского кодекса в 1872 г.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

История нашей Академии отведет тебе одну из самых светлых страниц своих. Память праведных с похвалами ( Притч. Х, 7 ). К тебе вполне приложимы эти слова Премудрого, равно как и следующие слова Писания о мужах мудрых и достопамятных: «это были мужи именитые силою; они давали разумные советы, были руководителями при совещаниях и в книжном обучении. Мудрые слова были в учении их. Они были уважаемы между племенами своими и во дни свои были славою. Есть между ними такие, которые оставили по себе имя для возвещения хвалы их» ( Cupax. XLIV, 2–8 ). Слава и честь тебе, доблестный труженик, высоко державший знамя веры и науки! Но эта земная слава и честь от людей – ничто в сравнении с тою небесною славою, венец которой, твердо уповаю, даст тебе праведный Судия, «Иже воздаст, по терпению дела благого, славу и честь и нетление ищущим, живот вечный ( Puм. II, 6–8 ), якоже есть писано: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» ( 1Kop. II, 9 ). Возлюбленный брат наш! Блажен путь, воньже идеши днесь, яко уготовася тебе место упокоения, место среди праведных, «иже убелиша ризы своя в крови агнчей и сего ради суть пред престолом Божиим и служат Ему день и нощь в церкви Его, и Седяй на престоле вселится в них. Не взалчут ктому, ниже вжаждут, не имать же пасти на них солнце, ниже всяк зной. Яко, Агнец, иже посреде престола, упасет я; и наставит их на животныя источники вод» (Omkpob. VII, 14–17). Аминь. Епископ Борис. Речь, произнесенная инспектором Академии, архимандритом Сергием, перед выносом тела почившего В. В. Болотова из актового зала в академический храм. Позвольте, братие, сказать несколько слов, прежде чем мы вынесем гроб В. В. навсегда из этого актового зала... Здесь, в этом зале, столько раз мы видели В. В. в нашей среде на наших академических актах и диспутах, столько раз имели возможность удивляться его беспримерной учености и слышали от него столько поучительного и полезного. Теперь он с нами здесь в последний раз... Что же скажет он нам в этот последний раз? Какой урок преподаст он при этом прощании навсегда? Я думаю, братие, что урок этот в том, что В.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

«Каменные рвы» – т. е. хорошие, выложенные внутри камнем гробницы или могилы, какие устраивались, напр., в Палестине, где камня было много. Некоторые из новейших критиков слова: которых опускают, относят к следующему стиху и переводят так: «с теми, кого (честно) погребают в каменных могилах, ты, попираемый (ногами проходящих) труп, не соединишься». Ис.14:20 . не соединишься с ними в могиле; ибо ты разо­рил землю твою, убил народ твой: во веки не по­мянет­ся племя злодеев. «Ты разорил землю с вою». Царь вавилонский и сам истощал свою страну постоянными наборами воинов, многие из которых гибли во время тяжелых военных походов. «Не помянется». т. е. династия царей вавилонских совершенно забудется всеми. Ис.14:21 . Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселен­ной неприятелями. «Готовьте». Пророк обращается к врагам Вавилона, которые должны умертвить все семейство вавилонского царя. 19 «Чтобы не восстали», т. е. чтобы снова не собрались с силами. «Неприятелями», по-евр. arim ­ городами или крепостями, в которых они могли бы поставить снова свои гарнизоны и держать таким образом и далекие страны у себя в подчинении. Некоторые новейшие критики предлагают здесь вместо arim читать ajim – развалины, и это чтение дает более естественный перевод: цари вавилонские действительно наполнили вселенную развалинами. Ис.14:22 . И восстану на них, говорит Го­с­по­дь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Го­с­по­дь. Ис.14:23 . И сделаю его владе­нием ежей и болотом, и вымету его метлою истреби­тель­ною, говорит Го­с­по­дь Саваоф. Вавилон со всеми его обитателями будет уничтожен Богом. Самое имя его и вместе былая слава исчезнет навсегда. «Сделаю его владением ежей и болотом». Ежи, действительно, водятся на островах Евфрата и достигают значительной величины (Echinus aquatica). Так как насыпи и плотины на Евфрате, имевшие огромное значение для правильного орошения Вавилонской страны, были разрушены греками во время похода Александра Македонского по Месопотамии, то Вавилония или Халдея, как страна низменная, стала заливаться водою; от этого там образовались обширные, заражающие миазмами всю окрестность болота.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лука и был – ближайшим сотрудником и спутником Апостола Павла в его путешествиях. И в книге Деяний есть так называемые «Мы-отрывки». «Мы-отрывки» – это тексты, где он скрывается под вот этим местоимением «мы». Туда входит обязательно и Лука. Вот эти «Мы-отрывки» и указывают, что он его сопровождал, и был свидетелем, и, можно сказать, через Луку нам говорит сам Павел. «Первое слово я написал к тебе, Феофил» ( Деян. 1:1 ). Это Первое слово – первое Евангелие. Вот он, автор двух книг. И когда наш гениальный историк – а вот они современники: Глубоковский Николай Никанорович  и  Василий Васильевич Болотов – они , один умер в 1900-м году и похоронен на Никольском кладбище, другой за границей, вынужден был покинуть . Преподавал он в Швеции, знал также массу языков и оставил по себе память такую – человека, во-первых, с памятью феноменальной и – работоспособности поразительной. Работоспособности поразительной. Читал по своему предмету только в оригинале. Я не знаю, вот Русская земля, уж если она не родит – не родит, а потом такого гиганта родит, как Достоевский, такого, как протопоп Аввакум, такого, как Никон! И вот – нет, а вот вам, пожалуйста, Болотов, вот Николай Никанорович Глубоковский . Один специалист в области истории древней Церкви, другой, вот, в Новом Завете. Он был «новозаветник». Вот его нужно и посмотреть вам. Язык такой, знаете, язык маститого профессора! Академический язык, тяжеловесный такой – в него надо вчитываться. 17-й стих 28-й главы: «Через три дня Павел созвал знатнейших из иудеев [смотрите 16-й стих:] «Когда же пришли мы в Рим [Кто это мы? Вот – «Мы-отрывки». Когда же пришли мы в Рим – вот сюда входит (это Лука пишет): Когда я с ним, когда мы пришли с ним в Рим], то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его. [Вот с этим воином он и был скован]. Через три дня Павел созвал знатнейших из иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! Не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

М. Из предыстории романною слова//Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М, 1975. С. 408–446). Проникновение диатрибы в практику раннехристианской проповеди очевидно; недаром само слово μιλα, функционировавшее как одно из обозначений диатрибы, дало имя церковной «гомилетике». Множество примеров редуцированной диалогичности, скрытою двуголосия, иронической имитации чужого слова можно встретить уже в новозаветных посланиях апостола Павла «Вот, ты называешься иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины» (Epistola ad Romanes, II, 17–20); мы как будто слышим размеренные интонации самодовольною фарисея и на мгновение видим его так, как он сам видит себя, – с тем, чтобы сейчас же взглянуть на этого «знающего» и «разумеющего», «путеводителя» и «наставника» с иной точки зрения. Позднее этот прием особенно характерен для проповедей Иоанна Златоуста . 777 Romanos le Melode. Hymnes/Introduction, texte critique, traduction et notes par J. Grosdidier de Matons. Paris, 1965. Vol. II (SC 110). P. 200. 779 Ephraemi Syri S. Opera omnia quae extant graece syriace latine in sex tomos distributa/Ed. J. S. Assemani et S. E. Assemani. Roma, 1732–1746. 786 V Maas P. Frühbyzantinische Kirchenpoesie. I. Anonyme Hymnen des V-VI. Jahrhunderts (KT 52/53).Maas P. Frühbyzantinische Kirchenpoesie. I. Anonyme Hymnen des V-VI. Jahrhunderts (KT 52/53). Bonn, 1919. S. 13–16.onn, 1919. S. 13–16. 788 О первоначальной восприятии этого момента как предельно «кенотического» см.: Trilling W. Fragen zur Geschichtlichkeit Jesu. Leipzig, 1966. S. 49–50. 794 Cp.: Болотов.: Болотов B. B. Лекции по истории древней Церкви. IV. История Церкви в период вселенских соборов. III. История богословской мысли. Пг., 1918. С. 3–7; Глубоковский Н. Н. Бл. Феодорит , епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Необходимо признать, что в корне всех наших бед, скорбей и житейских трагедий лежит наш собственный, личный грех . Господь говорит: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего ( Мф. 7:3–5 ). И хотя в подобных случаях в глазу ближнего тоже «бревно», но ты ничего не сможешь сделать, если глубоко, искренно не покаешься пред Богом в своих собственных грехах. Покаяние требует немалого времени, серьезных усилий, постоянства и терпения. Нужно понимать, что, как бы ни было тяжело, надо мужественно терпеть, молиться Богу и уповать на Его всемогущество и милость. Мужчина призван быть воином, защитником и с оружием в руках доблестно бороться с врагом. А женщине Господь даровал нравственные силы для того, чтобы, терпеливо перенося все тяжелые удары, стойко и доблестно, до победного конца бороться за свою семью. Действительно, если человек без Бога, то он ограничен: выше головы не прыгнешь... А Господь – Чудотворец, Он совершает чудеса столь свободно и творчески, что человеку и в голову прийти не может. Вот яркий пример. Вторая мировая война. Воздушный бой, силы неравны, самолет подбит. Летчик с трудом выбирается из кабины падающего горящего самолета, прыгает, дергает за кольцо, парашют раскрывается, казалось бы, все хорошо. Но, спустившись ниже, он видит, что падает в болото. Человек хладнокровный, неоднократно смотревший смерти в лицо, он понимает, что надежды нет. Погружается в болотную жижу, начинает задыхаться и теряет сознание, но... приходит в себя на твердой земле. Оказывается, что, когда он погружался в болото, порыв ветра положил парашют набок и вытащил летчика из трясины. Чудо? Чудо. Мог человек самостоятельно спастись в данной ситуации? Нет, но Господь помог, Он спасает из совершенно безвыходных, с человеческой точки зрения, ситуаций.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/muzh-i...

Но может быть нужны взятые из самой жизни примеры высокого чувства законности, безусловного уважения к свободе другого? Посмотрите же, как ведет себя святой апостол Павел, этот великий проповедник свободы и самоотречения. К апостолу прибегает раб, бежавший от своего господина. Этот последний – набожный христианин, послушный требованиям апостола. Апостол имеет нужду в бежавшем к нему Онисиме, и однако возвращает его господину с посланием, в котором мы читаем следующие священные слова 1232 : «Имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа; прошу тебя о сыне моем Онисиме... Прими его как мое сердце. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование: но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно». Благосклонные слушатели! В наши дни чаще, чем когда-либо, доносятся до нас слухи о бурных волнениях, поднимаемых то там, то здесь во имя свободы, и потому более, чем когда-либо, своевременно помнить слова апостола: яко свободни, а не яко прикровение имуще злобы свободу, но яко раби Божии. Пусть же эти слухи застигают нас глухими к обольстительным призывам к свободе, которая достигается только грубым насилием, – и неуклонно стойкими в свободном подчинении власти и законам, твердыми в соблюдении существующего порядка. Будем всегда думать, что только те права прочны, которые даны не вынужденно, а добровольно. Студент IV курса Василий Болотов 1029 На полях записан следующий текст: «Однородность содержания этих чувствований вряд ли может уполномочивать к признанию их самобытности». 1030 «Я ограничусь только тем, что освещу немного факты, опираясь на которые Мюллер вновь разогревает старую теорию способностей души». Вундт. Душа человека и животного. Т. 2. Прим, к 54 лекции. Стр. 18. 1031 Первая часть фразы отчеркнута, и в правом поле записан следующий текст: «Все это подтверждает и нисколько не опровергает взгляда Канта на религию».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010