г.. .· « Кыддус Габрыэль », «подворье св. Гавриила », местопребывание папаса, в особом предместье, отделенном от Гондара ручейком «кыддус Руфаэль» (св.Рафаила=г), притоком реки Каха (=q). – д... «Дабра-Бырхан», «гора света», церковь св. Троицы [точнее: явления св. Троицы Аврааму в виде трех странников, – неподвижный (1 июля) праздник у абиссин, Zb. 190; В. 154. 160; Wr. 255. 285; Krapf, I, 48], построенная Иясу I в 1692 г. и названная так видимо в память о любимой резиденции ныгусов в Шаве, построенной царем Зар’а-Якоб [Dillmann, Zar’a-Jacob, 24. 25. 26. 30. 34. 15; cf. Harris’ Gesandtschaftsreise nach Schoa («The highlands of Ethiopia») 1841 – 1842 (Stuttgart-Tübingen, 1845), I, 314]. Гондарский «Дабра-Бырхан» стоит на холме на берегу реки Анграб (=а) в 20 минутах расстояния от города. Эта церковь знаменита между прочим и тем, что при ней висит пара колоколов, присланных в 1693 г. в подарок Иясу из Батавии голландским генерал-губернатором. «Звон большого колокола» [весом 25 пудов 15 фунтов], – повествует летопись, – «слышен до Дамбья и Косоге [т. е. от озера Цана до границы Вагара], и от него просыпается вся столица». В. 42; Ludolf, appendix ad comment., p. 21. – w... Замок «быхт-вададов». «Gymb»,.. «Гымб», дворец ныгусов, несколько зданий, обнесенных зубчатою стеною в виде неправильного четвероугольника около 2 1/3   верст (по Rüppell. ок. 20 минут) в окружности. m... «Makababijà» (В. 60. 90), мощеный камнем открытый двор «гымба». А... c’Adbaàbàj» (В. 64. 74. 91), площадь перед дворцом, на которой возвещались «приказы» [у самых ворот дворца было место, называвшееся «авадж-мангарья», «приказо-говоренье», В. 75. 190] и совершались казни [еще при Брюсе росло на площади дерево, заменявшее виселицу]. л... «Лыдата», «Христорождественская церковь », построенная, кажется, только в 1714 г. (В. 68. 70). 6… «Баата», «введенская церковь », самая большая в Гондаре, построенная около 1755 г. (Wr. 54. 213. 280). к… «Кыддус Киркос», церковь св. мученика Кирика, одна из древних; имеет небольшой бронзовый колокол.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Абиссинские цари имеют два haзbahuя: hыryc (nygus), «царь» u xaцe-re (ha95;e-ge, в амхарском выговореате-ге), «государь». Словом ныгус обозначается принцип власти, словом ате-ге – священный (августейший) характер лица государя; отсюда имя ате-ге абиссин употребляет предпочтительно, когда говорит о почивших государях, оставивших по себе священную память. Abbadie, I, 119. Baffray, 179. 180. Феодор II после коронования 30 января 1855 принял только титул «ныгуса-нагаст», «царя царей», а титул «ате-ге» оставил бывшему (в 1841 и в 1845 г.) ныгусу Иоанну III как государю, имеющему все династические права на корону, и обращался с ним с величайшей почтительностью. Th. Nöldeke, Theodoros, König von Abessinien в Bundschau, 1884, XXXVIII, 413. 410. – Но нынешний ныгус Иоанн IV титулуется и «ате-ге». – Коронованная супруга (или мать) царя называется harыcm (nygyšm) «царица» u йыme-re (jyme-ge), «государыня». – Br. II, 652. III, 351. IV, 284; Ludolf, hist., 2,1, 24. 66.Абето (авето, букв.: отец дома, paterfamilias, ср. Числ, I, 4 или ’аветонип, отец дома их), «князь». Этот титул носили не только обыкновенные принцы крови, по и наследники престола; напр. Василид в 1632 г., Иясу в 1680 г. В. 131. 140. В настоящее время этот титул (в сокращенных формах: ато, айто, абет) значит не больше французского «monsieur» и нашего «милостивый государь». – Хыцан (ну95;âп, множ. В. 43. 56), «княжич» (собственно младенец, infans; ср. испанские титулы infante, infanta), – титул принцев крови, особенно молодых. – Женская форма от «абето» – ымабет (’утавет, мать дома, materfamilias) прилагается повидимому к «княгиням» почтенного возраста. В. 196. 198. 205. – Beзapo (wezaro, wajzaro, кажется, сродное по корню с арабским «wazirun», chargé, мuhucmp, всем известным визирь), «княгиня», или принцесса крови или не коронованная супруга царя. Но в настоящее время значение титула «везаро» понизилось до уровня обычного французского «ma- dame». Множ. число от «везаро», «wezâzyr», «wajzâzyr» (В. 58. 63) означало не принцесс, а принцев крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

60 Иннокентий, Игумен. Последнее путешествие Толстого в Оптину пустынь и в Шаморднно. – Владимирский вестник. 1956. Сентябрь. 62 Эти донесения Савицкого включены в официальный документ-рапорт начальника Московско-Камышинского жандармского управления железной дороги генерала Львова, опубликованный в “Красном архиве” (Т. 4. С. 346–356). 63 Толстой Андрей Львович (1877–1916) – шестой сын Л.Н. Толстого. Участник русско-японской войны 1904 г. Чиновник особых поручений при тульском губернаторе. 64 Маклаков Василий Александрович (1869–1957) – один из лидеров партии кадетов, член II–IV Государственной думы. В 1917 г. посол во Франции, эмигрант. 65 Старец Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков, 1845–1913) – подвижник благочестия, духовный вождь России в наиболее тяжелый для нее предреволюционный период. 66 Священник Василий Шустин – духовный писатель, автор “Записи воспоминаний об отце Иоанне Кронштадтском и об оптинских старцах” (Сербия, г.Белая Церковь , 1929; книга переиздана в 1991 г. в Москве). Касаясь толстовства, старец Варсонофий в беседе с Василием Шустиным, в частности, заметил: “Великое зло, это толстовское учение, сколько оно губит молодых душ. Раньше Толстой действительно был светочем в литературе и светил во тьме. Но впоследствии его фонарь погас и он очутился во тьме, и, как слепой, он забрел в болото, где завяз и погиб” (Василий Шустин, священник. Запись об о. Иоанне Кронштадтском и об оптинских старцах. Из личных воспоминаний. М., 1991. С.22). 68 Толстой Сергей Львович (1863–1947) – старший сын Л.Н. Толстого, мемуарист; автор книги воспоминаний о своем отце «Очерки былого”. 69 Победоносцев Константин Петрович (1827–1907) – правовед, обер-прокурор Святейшего Синода (1880–1905), учредитель церковно–приходских школ. В статье “Народное просвещение” (Московский сборник. М., 1896) К.П.Победоносцев , в частности, высказал следующую мысль: “Понятие народное о школе есть истинное понятие, но, к несчастью, его перемудрили повсюду в устройстве новой школы. По народному понятию, школа учит читать, писать и считать, но в нераздельной связи с этим учит знать Бога и любить Его и бояться, любить Отечество, почитать родителей. Вот сумма знаний, умений и ощущений, которые в совокупности своей образуют в человеке совесть и дают ему нравственную силу, необходимую для того, чтобы сохранить равновесие в жизни и выдерживать борьбу с дурными побуждениями природы, с дурными внушениями и соблазнами мысли”.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

Практически все жители Алеутских островов и части материковой Аляски были просвещены – алеуты, эскимосы, колоши; всего насчитывалось более 10 тыс. христиан. Впоследствии, когда свт. Иннокентий был уже в сане епископа, в Новоархангельске было открыто духовное училище, преобразованное в 1845 г. в миссионерскую семинарию. Также состоялось открытие нескольких новых миссий: Нушегакской (в период с 1842 по 1857 г. Крещено 1448 эскимосов), Квипакской (за этот же период крещено 1320 человек), Кенайской (крещено 1432 человека). Успех миссии был таков, что крестились даже индейцы-шаманы. За время работы миссии на местные языки были переведены литургия, некоторые молитвы. На алеутском языке были изданы «Указание пути в Царствие Небесное», «Святое Евангелие от Матфея», «Начатки христианскаго учения», «Две притчи с Аткинского острова», на тлингитском языке – «Замечания о Колошенском и Кадьякском языках», «Указание пути в Царствие Небесное» (первая часть). В 1870 г., по ходатайству свт. Иннокентия, который был уже в это время митрополитом Московским и Коломенским, в Северной Америке была учреждена Алеутская и Аляскинская епархия с кафедрой в Сан-Франциско. Американская (Кадьякская) духовная миссия. Была учреждена в 1793 г. по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова). Состояла из 8-и человек: главы ее, архимандрита Иоасафа (Болотова) и иноков преимущественно Валаамского монастыря, а также Коневского. Прибыв на место, миссионеры начали строить храмы, открывать при них церковно-приходские школы, обучали русскому языку и грамоте алеутов и их детей, прививали элементарные медицинские знания, развивали огородничество, вели научные наблюдения. К 1796 г. миссия крестила 6740 человек и сочетала браком 1573 человек. В 1796 г. иером. Иувеналий, самый ревностный миссионер, был убит местными жителями, во время проповеди возле озера Илямны на Аляске. В 1796 г. Состоялось учреждение Кадьякского викариатства. В 1798 г. архим. Иоасаф отправился в Иркутск, где в 1799 г.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nastol...

Епископ Игнатий был противником Запада, и в его писаниях звучат ноты отрицания ценности культуры. Это настроение, однако, далеко не было типичным для наших духовных писателей. Их основным настроением были призывы к братолюбию и к освящению всех сторон жизни светом Евангелия. Такими были поучения одного из самых талантливых проповедников Русской Церкви Епископа Иннокентия (Борисова) Херсонского (1800–1857), автора многочисленных сочинений и составителя акафистов. Большой след оставили после себя также книги Епископа Михаила (Грибановского) (1856–1898), одухотворенного проповедника Соборности Церкви, и Митрополита Антония Храповицкого (1864–1936), друга и вдохновителя молодежи и горячего защитника восстановления Патриаршества. Русская Церковь в XIX веке дала также несколько первоклассных ученых и историков, внесших значительный вклад в изучение Восточной и Русской культуры. Наиболее известными среди них являются: проф. В. В. Болотов (1854–1900), исключительный знаток Ближнего Востока и проникновенный исследователь церковной истории. Велики также научные заслуги проф, византологии И. С. Троицкого (1832–1902) и А. П. Лебедева (1845–1908), знаменитых историков Русской Церкви, епископа- Филарета Черниговского († 1866), профессора Е. Е. Голубинского (1834–1912) и Н. Ф. Каптерева (1847–1914). Много поработали для Православия археолог и отважный исследователь Ближнего Востока, епископ Порфирий Успенский (1804–1855) и прот. А. В. Горский (1812–1875), ректор Московской Академии, мудрый и благостный воспитатель и даровитый ученый, и многие другие. Некоторые из них были новаторами, как, например, профессор Казанской Академии А. П. Щапов (1830–1876), который внес в изучение духовного прошлого России столь много новых мыслей, что ему пришлось даже покинуть преподавание. Его убеждения показались слишком революционными правительственным кругам. Можно сказать, что, несмотря на цензурные стеснения, русские православные богословы проделали плодотворную работу во всех областях знания в течение 19-го и 20-го столетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

87 Разумеются бывшее в 447 году землетрясение и нашествие полчищ Аттилы (Marcellinus, Chronicon ad an. 447: Migne, lat. ser. t. LI, col. 927–928). 88 πρχ ( πρχ) т. e. префекту. Это был гражданский сановник, управлявший одною из 4 (6) префектур. Если бы это был praefectus praetorio per Orientem, или Orientis, то туда входило 5 диоцезов: «Восток» (с 15 провинциями), Египет (с 6 провинциями), Асия (с 10 провинциями), Понт (с 10 провинциями) и Фракия (с 6 провинциями). Резиденция этого префекта была в Константинополе. См. к письму 22-му на стр. 26,1. Но здесь разумеется praectus praetorio urbis, т. е. Константинополя, ибо этот город и еще Рим выделялись в особые префектуры. См. к письму 197 (XVII)-мy. 89 Константий (или Константин), создавший разрушенные землетрясением стены Константинополя и присутствовавший на Халкидонском соборе, был префектом в конц. 447 года (Marcellinus, Chronicon: Migne, lat. ser. t. LI, col. 927), почему к этому именно году нужно относить письма 42–45, 47, 197 (XVII) и 200 (XX). Ср. упроф. В.В. Болотова в «Христ. Чтении» 1892 г., 7–8, стр. 82. 92 Περβλεπτος­spectabilis; см. Paul Koch, Die Byzantinischen Beamtentitel (Jena 1903), S. 22–45. 95 Значит, разумеется квадрат с ребром в 40 рим. миль, или 1,600 квадратных римских миль. Вся площадь будет в 55,49 верст в длину и столько ж. в ширину, т. е. в 3,078,66 квадратных верст. 97 μετρα σοφα – это форма вежливости, а не титул; см. Paul Koch, Die Byzantinischen Beamtentitel (Jena 1903), S. 125. 99 Fl. Anthemius Isidonis был (вместе с Senamoroм) консулом в 436 году; см. Н. F. Clinton, Fasti romani I (Oxford 1845), p. 620. 100 Κομητιαν τξεως πρκτορες – комиты, комиссары, посылавшиеся императором для сбора податей; τξις – достоинство, чин, место (Migne gr ser. t. LXXXIV: Index graecus. Col. 1022). 101 Вместо πολυθναι (снять с дикурионов) правильнее (по смыслу) чтение Неапольской рукописи πιβληθναι. 102 τος θλοι πολιτευομνοις Так ( πολιτευμενοι) назывались декурионы или куриалы, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Очевидно, мученические акты излагают здесь непрерывный ряд событий, и все они случились «в 31-й год» Шапура II, «в начале гонения». Для контроля важно и след. сообщение: «в церковь Христову» карка-д-леданскую мощи свв. мучч. Пусая и Марфы перенес «святой Саумай (çumay, ), епископ в 8-й год царя Варарана, сына Яздегерда, спустя 89 [лет] от увенчания их». Этот Саумай, епископ карка-д-леданский, присутствовал на соборе 420 г. А 8-й год Варарана V с 7 августа 427 г. по 5 августа 428 года. Разумеется, 89 лет считаются inclusive, вместе с годом «увенчания» свв. Пусая и Марфы. Итак, авг. 427 по авг. 428, minus 89–1 89–1 _________________________ год увенчания=авг. 339 по авг. 340 г. И 31-й год Шапура II, в самом деле, длился с 29 августа 339 по 27 августа 340 г. Acta martyrum syriace, ed. P.Bedjan II, 128, 13 . 135, 15 . 206, 5 . 212, 20 . 229, 19 . 231, 2 . 233, 6 . 240, 9 . 247, 11–20 . 241, 2–4 . Nöldeke, Gesch. d. Pers., 410. 435. 436. Пасху в 340 г. праздновали 30 марта не только в Александрии, но и в Риме (несмотря на то, что Romana Supputatio назначала в этом году пасху на 6 апреля). The Festal Letters of Athanasius, ed. by W.Cureton, London 1848, pp. li. 4. Die Fest-Briefe des hl Athanasius, übers. von F.Larsow, Leipzig-Göttingen 1852, S. 30. – B.Krusch, Der 84jährige Ostercyclus und seine Quellen, Leipzig 1880, SS. 71. 66. 63, 31. Но истинное астрономическое полнолуние 340 г. (считаю по ф. Оппольцеру с поправками Гинцеля) приходилось на 1845 331. d 76733 , т.е. на марта 29 d 18 h 24, m 9 по среднему гринвичскому времени; другими словами, по александрийскому меридиану, проходившему чрез «великую церковь , именуемую Καισρειον», ( λ ­ †l h 59 m 6 Greenwich) полнолуние наступило лишь 30-го марта в 8 час. 24, 5 мин. утра, следовательно, после утреннего пасхального богослужения, так что пасху в 340 г. совершили – вопреки принципу – до наступления полнолуния. Естественно поэтому поставить вопрос: сиро-персидская церковь в этом году 30-го ли марта праздновала пасху или 6-го апреля? Из этой дилеммы, к сожалению, нет выхода.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Построена в 1731 году на средства прихожан. Деревянная, прочна. В 1876 году исправлена. При ней дерев. ветхая колокольня (на ней 5 колоколов). Копии метрич. книг хранятся с 1786 года, а исповедн. ведомости с 1815 г. Опись церк. имущества сделана в 1806 г. Земли: огородн. 1 дес., пахот. и сенок. нет. Вблизи церкви имеется дерев. ветхий домик для остановки причта, построенный прихожанами. Дворов – 44, прихожан – 352 д. об. п. Имение удельного ведомства. Церковь эта приписана с 1829 года к предшествующему приходу с. Белева в 1 версте 23 . 416. с. Диков 24 (при рч. Стубенке) волости Клеванской. Церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Построена в 1751 году на средства прихожан. Деревянная, ветха и маловместительна. В 1871 году исправлена. При ней дерев., новая, в два яруса, колокольня, построенная в 1878 году (колоколов – пять). Копии метрич. книг хранятся с 1786 г., а исповедные ведомости с 1815 года; опись церк. имущества сделана в 1806 г. Земли: пахот. 30 дес., в том числе 6 дес. в зарослях и в оврагах; сенкосн. 7 дес., в том числе 5 дес. под болотом. Плана на ату землю нет. Причт 25 пользуется ею спокойно. Причт. домов и хоз. построек нет. Дворов – 24, прихожан – 185 д. об. п. Имение удельного ведомства. Церковь эта приписана с 1829 года к предшествующему самостоятельному приходу с. Белева (в 2 вёрстах). 417 . с Городок 26 (при р. Устье близь р. Горыни) волости Ровенской, от Житомира 210 вер., от Ровно, ближ. ж.-дор. ст. и почт. 10 вер., от ближ. приход. с. Понебыля 2 вер., с. Караевич 2 вер., с. Хоцина 3 вер. и с. Обарова – 3 версты. Приход 6-го кл. Церковь во имя святителя и чудотворца Николая. Построена в 1740 г. на средства униатского митрополита Афанасия Шептицкого. Каменная, крепка. При ней дерев. колокольня, исправленная в 1883 г. Копии метрич. книг хранятся с 1806 г., а исповедные росписи с 1818 г. Земли: усад. с огородн. 2 дес. 4 саж., пахотн. 27 дес. и сенок. 3 дес. 317 саженей. Эта земля на план не снята, а проект от 1845 г. об улучшении быта причта – до сих пор не приведён в исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Приход граничит: с севера и запада с Ладожским озером, с юга и востока – лесом, кустарником и болотом. На пути к Новой Ладоге, по каналам, находятся селения. Подле церкви, по новому каналу, село Черное (65 двор.); населенное крестьянами и солдатами (150 душ мужск. и 176 женского пола); в версте от церкви, на берегу озера – деревня Стряковцы (24 двора; мужск. 79 и 80 женск. пола); в версте от церкви, на старом канале – Чернослюзская слобода (20 двор. мещан и отставных солдат; мужск. 30 и женск. 42); в пяти верстах от нее, по старому каналу – Белозерки (10 двор. мужск. 17 и 22 женск. пола); в 10 верстах от церкви, по старому каналу – Кивгоды (21 двор.; мужск. 50 и 46 женск. пола); в 4 верстах выше Кивгоды, в 15 верстах от погоста, на старом канале – Лигово, из 59 дворов; в числе их – 36 дворов раскольнических; мужск. 90 и 116 женск. пола; в 15 верстах от погоста, в 4 верстах от Лигова – слобода Петербургская (14 двор. 30 душ мужск. и 31 женск. пола); в 5 верстах от церкви караулка, наз. Черни или Зеленомостье; тут живет семья из 2 челов. мужск. и 3 женского пола. В 1821 году к здешнему приходу приписан соседний приход села Лигова, с деревянной церковью Петра и Павла. Всех прихожан муж. пола 418, женского – 455; раскольников – 47 м. п. и 83 ж. Сообщение с деревнями затрудняется, зимой, от наносов снега с озера, а осенью и весною – от болот и грязи. Прихожане занимаются рыбной ловлей. С 1880 года, когда страшные бури поломали у них рыболовные снасти, рыбный промысел упал и крестьяне стали заниматься гонкой судов, сбытом сметаны, молока, ягод и пр. в Петербург; беднейшие поступили в работники к более зажиточным. Школа открыта священником Черновым в 1845 г. В 1879 г. построено для нее особое здание и школа передана в ведение земства. Ныне в школе учится до 30 мальчиков и 5 девочек. Учительница получает за уроки 300 р.; закон Божий преподаст священник; попечителем состоит добрый и гуманный человек, бывший капитан сербской службы, ныне русский подданный, техник Владимир Антонович Махачко. В течении 2 лет он уплатил 120 р. недоимки, бывшей на школе, на 600 р. окрасил школу, устроил гимнастику, давал детям подарки, например серебряные часы – мальчикам и браслеты девочкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

2 июля 2010 года «Радио Ватикан» сообщило о создании Отдела по содействию новой евангелизации для оживления христианства (католицизма) в тех странах, где “уже звучало первое возвещение веры” и где тем не менее отмечается “усиливающаяся секуляризация общества и затмение чувства Бога”. Архимандрит Владимир (Гетте). Папство как причина разделения церквей, или Рим в своих сношениях с Восточной Церковью. - M., ФондИВ, 2007. Оригинал - La papauté schismatique, ou Rome dans ses rapports avec orientale, Paris, 1863. От Матфея 16:13-16: « Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого ». Протоиерей Митрофан Зноско-Боровский. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство, глава «Притязания римских епископов на главенство в Церкви. Причины, вызвавшие возвышение римской кафедры». Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т.4: Лекции по истории древней церкви – М.: Мартис, 2002, стр.286. John Rotelle. Works of St Augustine, Sermons, Vol. 6, Sermon 229P.1 - New Rochelle: New City Press, 1993, p.327. Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т.4: Лекции по истории древней церкви – М.: Мартис, 2002, стр.285. В патрологии Миня не содержится самого письма бл.Феодорита, но лишь его описание (PG 84, col.305). Протопресвитер Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно-христианская мистика - М.: Институт ДИ-ДИК, Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. Ларше Ж.-К. Преподобный Максим исповедник – посредник между Востоком и Западом. – М.: Изд.Сретенского монастыря, 2004, стр.171. Согласно А.В.Карташеву («Вселенские Соборы». Глава: «V-й Вселенский собор»), на латинском западе титул «вселенский патриарх» (икуменический патриарх) воспринимали иначе, чем на греческом востоке. Византийцы относили его именно к патриарху икумены, Империи, Византии, в то время как латиняне воспринимали его как патриарха Вселенной, против чего и протестовали. И тем контрастнее звучат возражения папы Григория.

http://bogoslov.ru/article/1251083

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010