Развитие европейского сотрудничества с целью разработки сопоставимых критериев качества, общей методологии является одной из основных задач Болонского процесса. В 1998 году Европейский Совет рекомендовал усилить сотрудничество в этой области. В ответ на инициативу ЕС и для достижения задач Болонской Декларации была сформирована Европейская сеть по обеспечению качества высшего образования (ENQA). В Берлинском Коммюнике (2003 г.) содержится описание систем обеспечения качества, которые должны включать: определение ответственности соответствующих организаций и институтов; оценку программ или институтов, включая внутреннюю оценку, внешнюю оценку, участие студентов в оценке, публикацию результатов оценки; систему аккредитации, сертификации или сопоставимые с ними процедуры; участие зарубежных экспертов в оценке качества образования, широкое сотрудничество между организациями и странами в этой области. В 2005 г. приняты Стандарты и рекомендации в области обеспечения качества, разработанные Европейской ассоциацией по обеспечению качества высшего образования, которые включают: принципы организации внутренних систем обеспечения качества образования; принципы организации внешней оценки обеспечения качества образования; принципы организации и работы агентств по внешней оценке качества образования. Doctoral studies — аспирантура Третий цикл высшего образования, средняя продолжительность -— 3-4 года. В рамках документов, принятых на Конференции министров образования стран Европы в Берлине (2003 г.), подготовка к защите докторской (по европейской классификации) диссертации рассматривается в качестве третьего цикла высшего образования. В Коммюнике Конференции в Бергене (2005 г.) подчеркивается важность высшего образования для дальнейшего развития научных исследований и признается необходимость синергии между сектором высшего образования и научным сектором, а также между Европейским пространством высшего образования и Европейским пространством научных исследований (ERA). Соответственно, подготовка соискателей ученой степени (третий цикл) рассматривается в рамках общих квалификационных рамок Европейского пространства высшего образования.

http://bogoslov.ru/article/794040

Основой системы духовного образования должна быть епархиальная семинария, готовящая кандидатов к священнослужению. В силу различных обстоятельств семинарии сегодня отличаются по уровню, и в этом нет ничего позорного. Такой стремительный рост числа семинарий не мог не сопровождаться тем, что мы сейчас имеем реально, когда семинарии значительно отличаются по уровню друг от друга. Возникает вопрос, как поступать в такой ситуации. Некоторые считают, что семинарии, которые не соответствуют в полной мере семинарскому уровню, надо закрывать и преобразовывать в духовные училища. Есть точка зрения, что нужно сконцентрироваться, учитывая недостаток педагогических кадров, на тех семинариях, которые уже достаточно продвинуты и которые могли бы играть роль межъепархиальных семинарий, и что сокращение количества семинарий в данном случае будет не бедой, а пользой. Но у меня есть другое предложение, которое я хотел бы увязать, в том числе, и с необходимостью перехода нашей системы на систему, на которую перейдет в ближайшее время все образование в России. Эта система называется Болонской системой. Я не отношусь к числу людей, которые считают, что эта система лучше, чем та, которая существовала в Советском Союзе. Вообще, мне кажется, что система вторична, а первично то, о чем мы только что с вами говорили, — целеполагание и духовный, образовательный уровень школ. Но, тем не менее, мы должны учитывать, что пожелание иметь аккредитацию приведет нас к необходимости каким-то образом согласовать существующую в Церкви систему с Болонской системой. Напомню вам, что собой представляет Болонская система. Предыдущая система, которая иногда называется советской или нашей российской, русской, на самом деле ни русской, ни советской не является, это немецкая, берлинская система, которая была принята в Европе в XIX веке. Мы хорошо знаем, что на разных этапах получения образования в этой системе были разные звания, которые фиксировали прохождение обучающимся того или иного этапа в этой системе. Первым званием было звание специалиста: человек, заканчивавший вуз, получал диплом специалиста. Вторым званием ученого было звание кандидата наук, и третьим званием было звание доктора. Болонская система не имеет специалиста и не имеет кандидата, она имеет звания бакалавра, магистра и доктора. Нужно сказать, что звание магистра сохранялось в нашей системе до революции, но после революции было исключено и сохранялось только в Церкви. Поэтому мы должны ориентироваться на три степени: степень бакалавра, степень магистра и степень доктора. Сейчас идут дискуссии в стране, и очень многие склоняются к тому, чтобы степень кандидата в российской системе образования все-таки сохранилась, и поэтому я думаю, что и нам, по крайней мере на ближайшее время, нужно сохранить степень кандидата. А вот что касается других степеней Болонской системы, я бы предложил следующее.

http://patriarchia.ru/db/text/934945.htm...

Часто является синонимом термина «модуль». Cycles — Циклы высшего образования Уровни высшего образования. В рамках Болонского процесса различаются три цикла высшего образования: бакалавриат, магистратура и аспирантура (Doctoral studies). ECTS Information Package/Course Catalogue — Информационный пакет/каталог курсов Один из основных документов Европейской системы переноса зачетных единиц (ECTS). Разрабатывается на национальном и английском языках (или только на английском языке для программ, реализуемых на английском языке), издается в электронном и бумажном формате.. Содержит три раздела: информация о вузе, информация о программах обучения, общая информация для студента. Информация о вузе включает фактический адрес, академический календарь, руководство вуза, список предлагаемых программ обучения, правила приема, процедуры регистрации, наиболее важные правила внутреннего распорядка, а также координатора ECTS в вузе. Информация о программах обучения включает: общее описание программы (присуждаемые квалификации, требования к приему на обучение, формат итоговой аттестации, система оценивания и т.д.), а также описание каждого модуля/курса в отдельности (шифр курса/модуля, продолжительность обучения, значение зачетных единиц, программы учебных дисциплин, рекомендуемая литература и методические материалы, программы практик, список факультативных дисциплин и дисциплин по выбору, график учебного процесса, расположение учебных зданий и маршруты движения к ним, расписание занятий по семестрам, сведения о профессорско-преподавательском составе, тематика рефератов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ, язык обучения). Общая информация для студента включает в себя информацию о стоимости обучения, условиях проживания, медицинском обслуживании, страховании и финансовой поддержке, международных программах и языковых курсах, а также практическую информацию для зарубежных студентов, обучающихся в рамках академической мобильности. ECTS Learning Agreement Договор на обучение (ECTS)

http://bogoslov.ru/article/794040

Закрыть Кто и зачем внедрял «Болонскую систему»? Беседа с бывшим замминистра образования 17.02.2017 5445 Время на чтение 29 минут От редакции . 16 февраля исполнилось 70 лет автору и другу «Русской народной линии» известному ученому и общественному деятелю, доктору экономических наук, профессору Леониду Сергеевичу Гребневу. Редакция уже поздравляла уважаемого Леонида Сергеевича с юбилеем . А сегодня мы предлагаем вниманию читателей распечатку интервью главного редактора РНЛ Анатолия Степанова с юбиляром, подготовленное для рубрики «Старейшины. Разговоры с теми, кого нужно слушать». Видео-версия интервью уже была опубликована, ее можно посмотреть по этой ссылке . Леонид Сергеевич Гребнев родился 16 февраля 1947 года. В 1970 году окончил отделение экономической кибернетики экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. В 1970-1978 годах работал в Главном вычислительном центре Госплана СССР , затем два года был советником по планированию в Лаосе. В 1981-1986 годах главный специалист подотдела методологии народнохозяйственного планирования отдела совершенствования планирования Госплана СССР. В 1986-1992 годах доцент кафедры политической экономии Академии общественных наук при ЦК КПСС. В 1993 году защитил диссертацию «Человек в экономике: теоретико-методологический анализ», доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории Высшей школы экономики. С 2000 года начальник департамента образовательных программ Министерства образования РФ, с 2001 года заместитель министра образования России. Автор многочисленных научных работ, среди них монографии «Философия экономики», учебника «Экономика. Курс основ». Кавалер Золотого Почетного знака «Общественное признание» (2003 год). Анатолий Степанов: Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые читатели и зрители «Русской Народной Линии». Сегодня в эфире очередной выпуск нашей программы «Старейшины. Разговоры с теми, кого нужно слушать». И сегодня мы беседуем с нашим автором, другом «Русской Народной Линии», Леонидом Сергеевичем Гребневым, доктором экономических наук, известным ученым, и в прошлом - высокопоставленным чиновником...

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/18/...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Болонский процесс и система богословского образования Элладской Православной Церкви Портал «Богослов.Ru» продолжает знакомить читателей с особенностями функционирования богословских учебных заведений различных Поместных Православных Церквей в рамках европейского образовательного пространства. Сегодня мы публикуем статью, посвященную особенностям системы высшего богословского образования Греции. Статья подготовлена по итогам визита делегации представителей духовных академий Русской Православной Церкви на православные богословские факультеты Афинского и Фессалоникийского университетов . Статья Система богословского образования Элладской Православной Церкви является частью системы государственного образования. Она состоит из церковных лицеев, высших богословских академий (Афинская, Фессалоникийская, Критская, Яннинская) и богословских факультетов университетов (Афинского и Фессалоникийского). Церковные лицеи предполагают обучение в течение 3 или 4 лет. В них поступают после получения 9-летнего неполного среднего образования. Они аналогичны духовным семинариям в системе образования Сербской Православной Церкви. Основное обучение в церковных лицеях длится 3 года и предполагает освоение курса общеобразовательных и некоторых элементарных церковных дисциплин (основы православного богословия и церковного устава). Окончившие 3-летний курс имеют возможность поступить на четвертый год обучения, где преподаются преимущественно богословские дисциплины. После четвертого, либо сразу после третьего года обучения в лицее, выпускники могут поступить на богословский факультет или в Высшую богословскую академию. Традиционно высшим богословским учебным заведением Греции является богословский факультет университета. В годы предстоятельства архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула (1998-2008) были учреждены богословские школы нового типа – Высшие богословские академии. Сегодня и богословские факультеты, и академии находятся на полном государственном обеспечении. Их деятельность регулируется государственным законодательством. Они выдают дипломы государственного образца. Тем не менее, выпускники академий, в отличие от выпускников факультетов, не могут преподавать в средней школе.

http://bogoslov.ru/article/1259617

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Болонский процесс и система богословского образования Болгарской Православной Церкви Портал «Богослов.Ru» продолжает знакомить читателей с особенностями функционирования богословских учебных заведений различных Поместных Православных Церквей в рамках европейского образовательного пространства. Сегодня мы публикуем статью, посвященную особенностям системы высшего богословского образования Болгарии. Статья подготовлена по итогам визита делегации представителей духовных академий Русской Православной Церкви на православные богословские факультеты Софийского и Великотырновского университетов . Статья Богословское образование в Болгарской Православной Церкви интегрировано в государственную образовательную систему Болгарии. Система богословского образования включает в себя духовные семинарии (в Софии и в Пловдиве), богословские факультеты (в Софии и в Велико Тырново) и кафедры университетов (в Шумене и в Пловдиве).             Православные духовные семинарии являются средними специальными учебными заведениями. В них поступают после окончания 8-ми классов средней школы. Срок обучения может составлять 4 или 5 лет. За 4 года учащиеся семинарий получают полное среднее образование, а также изучают основы православного богословия. Желающие могут пойти на пятый год обучения и получить пастырскую специализацию. Выпускники семинарий имеют право рукополагаться в священный сан.             Главным высшим учебным заведением Болгарской Православной Церкви является богословский факультет Софийского университета. Факультет был открыт в 1923 году и разместился в здании, построенном на средства Болгарской Церкви. Важную роль в становлении факультета сыграли русские ученые-эмигранты. В Софии преподавали профессора Н. Н. Глубоковский, протоиерей А. П. Рождественский, А. П. Доброклонский, М. Е. Поснов, С. В. Троицкий. В 1951 году решением Болгарского правительства факультет был выведен из состава Софийского университета и преобразован в Духовную академию им. св. Климента Охридского. Духовная академия являлась высшим церковным учебным заведением и не имела государственного признания. Лишь в июле 1991 года богословский факультет вновь вернулся в состав Софийского университета. 10 декабря 1992 года Президиум Высшей аттестационной комиссии Болгарии принял решение о признании всех ученых степеней и званий, присужденных Духовной академией до 1 июля 1991 года. Таким образом, ученые степени и звания преподавателей богословского факультета были признаны Болгарским государством.

http://bogoslov.ru/article/1261129

Святейший Патриарх Кирилл: Болонская система не приведет к разрушению традиционной системы духовного образования в России 16 ноября 2009 г. 16:51 На прошедшем 13 ноября совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом «Духовное образование Русской Православной Церкви на современном историческом этапе. Проблемы, задачи и перспективы», в котором изложил основные направления развития богословского образования в России. Святейший Патриарх, в частности, подчеркнул, что для решения стратегической задачи — получения духовными школами государственной аккредитации — система богословского образования в России должна быть приведена в соответствие с Болонскими соглашениями. Говоря о различиях между прежней системой (нередко именуемой «российской», но на деле восходящей к западноевропейской модели XIX века) и новой, предусмотренной Болонскими соглашениями, Святейший Владыка отметил, что «система вторична, а первично целеполагание и духовный, образовательный уровень школ. Но, тем не менее, мы должны учитывать, что пожелание иметь аккредитацию приведет нас к необходимости согласовать существующую в Русской Православной Церкви систему богословского образования с Болонской системой». Основной формой подготовки в семинариях должна стать бакалавриатура, предусматривающая четырехгодичное обучение. Также будет утвержден список семинарий, осуществляющих подготовку магистров с одно- или двухгодичным сроком обучения. Следующей ступенью в новой системе должны стать духовные академии, которые, по словам Его Святейшества, «будут играть роль современных аспирантур». Выпускникам духовных академий будет присуждаться степень кандидата богословия. Кроме того, в состав новой системы богословского образования в России будет включена созданная в 2009 году по предложению Святейшего Патриарха Кирилла  Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия . «В этой аспирантуре будут готовить и защищать как докторские, так и кандидатские диссертации по определенным направлениям, которых нет в наших академиях. Так появится возможность готовить и докторские диссертации», — сказал Святейший Патриарх. «Наша система будет приспособлена к Болонской; но что самое главное, переходя на Болонскую систему, мы с вами не разрушим свою традиционную систему, потому что курс бакалавра — это курс нашей традиционной семинарии», — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/937145.htm...

Общество Все рубрики Андрей Ранчин Сумерки просвещения Но еще страшнее, что именно такая установка уже довольно давно определяет политику Минобраза в целом: сначала продавили ЕГЭ (но здесь по крайней мере значительная часть учительской среды и общества была " за " ); потом подстригли высшую школу " под болонку " (против перехода на Болонскую систему были почти все высшие учебные заведения России); теперь — отмониторили по полной, по критериям, кажется, вообще никем не признанным, кроме министерства. Митрополит Иларион (Алфеев) Митрополит Волоколамский Иларион: Крещение Руси предопределило дальнейшее развитие нашей истории (+ВИДЕО) Выражение, которое Вы вспомнили, сохраняет определенную актуальность и сейчас. Ныне наша Святая Русь, наши народы — русский, украинский, белорусский и другие народы, входящие в орбиту Русской Церкви — в общем-то, крещены. Абсолютное большинство людей у нас крещеные, но это еще не значит, что они просвещены. И вот сейчас перед всеми нами стоит огромная миссионерская задача — задача просвещения. Сумерки просвещения Но еще страшнее, что именно такая установка уже довольно давно определяет политику Минобраза в целом: сначала продавили ЕГЭ (но здесь по крайней мере значительная часть учительской среды и общества была " за " ); потом подстригли высшую школу " под болонку " (против перехода на Болонскую систему были почти все высшие учебные заведения России); теперь — отмониторили по полной, по критериям, кажется, вообще никем не признанным, кроме министерства. Андрей Ранчин Митрополит Волоколамский Иларион: Крещение Руси предопределило дальнейшее развитие нашей истории (+ВИДЕО) Выражение, которое Вы вспомнили, сохраняет определенную актуальность и сейчас. Ныне наша Святая Русь, наши народы — русский, украинский, белорусский и другие народы, входящие в орбиту Русской Церкви — в общем-то, крещены. Абсолютное большинство людей у нас крещеные, но это еще не значит, что они просвещены. И вот сейчас перед всеми нами стоит огромная миссионерская задача — задача просвещения. Митрополит Иларион (Алфеев)

http://pravmir.ru/category/obshhestvo/sm...

Постепенно сформировалась особая университетская культура, которая оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры в целом. Университеты же распространились по всему миру. Предлагаем вам окунуться в историю и узнать побольше о том, что представляли из себя самые старые университеты. Болонский университет Фото Hector Garcia, www. flickr. com Год основания — 1088 Предпосылки для создания Болонского университета появились еще в 1000 году, когда стали возрождаться традиции изучения римского права. Основы глубокого изучения права заложил Ирнерий , один из первых преподавателей и комментаторов свода законов Юстиниана, один из основоположников западноевропейского изучения римского права. В 1088 году он открыл свои публичные лекции — с этого момента и ведется история Болонского университета. Однако на тот момент университета в современном понимании этого слова еще не существовало. Профессора читали лекции у себя дома, в арендованных помещениях, а чаще — на городских площадях. Популярность и известность болонских профессоров была обусловлена научным подходом к преподаванию и покровительством императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы. В 1154 году он официально признал университет. Со всех концов Европы сюда стекались и образовывали свои корпорации. Собрание всех студенческих корпораций под общим статутом и составило к концу XII века Болонский университет. Интересные факты Отличительной чертой университета в Болонье считается то, что изначально он был создан не как корпорация профессоров (universitas magistrorum), которым должны были подчиняться ученики, но как корпорация студентов (universitas scholarium). Студенты сами избирали ректора, руководителей и лекторов. Другой особенностью Болонского университета является то, что он был центром изучения юриспруденции . Изучение римского права, положившего начало университету, и канонического право, введенного в программу c XII beka, остались главными предметами университетского преподавания. На протяжении XIII столетия знаменитые профессора читали здесь лекции по философии и свободным искусствам, помимо юриспруденции, в Болонье стали процветать такие науки, как философия, латинская и греческая литература, а затем и медицина.

http://foma.ru/5-drevneyshih-universitet...

4 Декреталий Григория IX),- широко использовались в канонистике и в Новое время. Главными трудами И. А. стали комментарии к Декреталиям Григория IX - «In quinque libros Decretalium novella commentaria» (Новые комментарии на пять книг декреталий; ок. 1338) и к «Liber Sextus» - «Quaestiones mercuriales» (Вопросы, [обсуждавшиеся] по средам; до 1338). И. А. снабдил текст папских декреталий глоссами, отметив изменения и дополнения в папском законодательстве по «Liber Sextus», «Constitutiones Clementinae» и «Extravagantes communes», и дополнил ординарной глоссой, собрав все, что он находил разумным и полезным в канонических сборниках предшественников и современников. Соч. «In Sextum Decretalium librum novella commentaria» (Новые комментарии на шестую книгу декреталий; 1338-1342) фактически представляет собой его дополнения и исправления с учетом «Constitutiones Clementinae», декреталий папы Иоанна XXII и новых комментариев др. канонистов к своему аппарату глосс к «Liber Sextus». В соч. «Quaestiones mercuriales» собраны комментарии к титулу «De regulis iuris» в «Liber Sextus»; кроме того, туда были включены более 100 тем для учебных диспутов (quaestiones disputatae), сформулированных И. А. и др. канонистами (расположены в алфавитном порядке инципитов). Предварительным наброском комментариев И. А. к «Constitutiones Clementinae» считаются «Apostillae» (Примечания; 1324-1330). Последней работой И. А. стали составленные им в 1346-1347 гг. «Additiones ad Speculum iudiciale» (Добавления к «Судебному зерцалу» Вильгельма Дуранда Старшего). Сочинения И. А. ценны тем, что в них собраны глоссы канонистов предшествовавшего периода, многие из этих глосс не сохранились и известны только в передаче И. А. Он снабжал глоссы краткими сведениями об авторах из болонской устной традиции; его сочинения (особенно «Additiones ad Speculum iudiciale») - ценный источник по истории болонской юридической школы. Помимо правовых сочинений И. А. принадлежит соч. «Hieronymianus» (1346), посвященное блж. Иерониму Стридонскому , которого средневек.

http://pravenc.ru/text/469800.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010