А когда последовало совершенно непродуманное присоединение к Болонскому образовательному процессу, против чего протестовала почти вся наша общественность и особенно резко выступали учителя школ, преподаватели вузов, а также многие выдающиеся ученые, я выступил с серией статей, в которых показывал, что Болонская система изначально является формальной, отсталой, направленной не на развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельного мышления, а на поверхностное усвоение элементарных знаний, достаточных для нормального функционирования обывателя в обществе потребления. Если наше отечественное образование основывалось на достижениях фундаментальных наук, которые бы пробуждали интерес к решению самых важных проблем теории и практики, Болонская система исходила из минимума знаний, необходимых для удовлетворения практически бытовых утилитарных потребностей. А стремление к узкой специализации хотя и давало какие-то положительные результаты, но в целом приводило к тому, что такие специалисты не могли решить ни одной серьезной проблемы, выходящей за рамки этой узкой специализации. Болонская система по существу была реакцией Запада на передовую в то время советскую систему образования, но в итоге ничего не получилось. Болонский процесс не смог конкурировать с нашей системой, в силу чего присоединение к этому процессу было величайшей ошибкой, если не сказать более резко, предательством национальных интересов. К тому же Болонский процесс носил рекомендательный, а не обязательный характер, наши же так называемые либералы и неолибералы сделали его обязательным (одним из главных аргументов присоединения при этом был аргумент признания наших дипломов равноценными дипломам вузов европейских стран). Избежать этой обязательности удалось лишь некоторым учебным заведениям (медицинским институтам, частично ведущим университетам). Константин Михайлович Долгов Что касается ЕГЭ, смысл этого экзамена состоит в том, чтобы предоставить всем учащимся одинаковые реальные возможности для поступления в вузы, исключить коррупцию, другие злоупотребления, обеспечить максимальную прозрачность и объективность. Это вполне достойные задачи, но во что это обернулось на деле? Злоупотребления еще далеки от полного искоренения, при этом существенно увеличилось количество репетиторов, основная задача которых – подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ, а также внутренних экзаменов в вузах, появившихся как реакцию на упрощенные требования ЕГЭ. Это ведет к появлению цензового образования в том смысле, что люди, не имеющие достаточно денег для оплаты услуг репетиров, не могут рассчитывать, что их дети поступят в достойные учебные заведения. Вспоминаю в этой связи, как я и многие мои друзья после окончания школы смогли поступить и учиться в лучших учебных заведениях – я с отличием окончил философский факультет МГУ – без всяких репетиров и всякого блата. В настоящее время это практически невозможно.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/27/oshibk...

Закон такой, как-то никак не называется, никто не заметил. Дополнение в дополнение в существующие законы – вот такой примут, а потом живем – о сокращении финансирования здравоохранения, ну это чувствуете по поликлиникам – как попасть к специалисту можно бесплатному, и образование – тоже. Есть еще и специальное образование школьное, в частности православное для православных людей. Есть еще много вопросов. На них может даже за час и не ответить. Но начнем, наверное, с начала конца учебного года и с того, о чем я сказал, предположим, с речи президента об отмене Болонской системы. Надо сказать, что некоторые путают ее с ЕГЭ. Это – разные вещи. Потому что Болонская система была введена у нас в мире в 86 году, соглашение было Болонское, мы вошли, окончательно применили в 93. И в это время мы, плюс минус год, приняли ЕГЭ. Это не совсем Болонская система. Нам родителям, бабушкам, дедушкам, не до года, а до состояния дел. Поэтому мы пригласили известного вам человека, Татьяну Ивановну Лещеву – директора Православного центра непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского. Говоря более простыми словами, директор православной гимназии, такой расширенной, в городе Москве. Она давно работает на этой ниве. Знает все другие школы, ну и светскую школу тоже и вузы. Вот поэтому мы в преддверии конца и начала учебного лета, в смысле времени, попросили ответить Татьяну Ивановну на те вопросы, которые я озвучил. Наверное, будут еще, наверное, будут и от вас какие-то вопросы. Татьяна Ивановна, так что такое Болонская система? Она нужна или нет?  Т. И. Лещева: - Да никогда она нам и не была нужна. В. В. Лебедев: - Не была? Т. И. Лещева: - Не была. Это же надо было столько денег вбухать, чтобы подкупить верхушку решающих голосов… В. В. Лебедев: - Да ну? Т. И. Лещева: - Ну а как иначе? Вот этот вред, от которого уже и страны Запада стали отпадать. Они уходят из Болонской системы, они берут за основу нашу советскую систему образования, внедряют ее в свои школы. Хорошо известен опыт Финляндии.

http://radonezh.ru/2023/04/28/kuda-poyti...

В российском контексте принципы Болонского процесса были воплощены в форме образовательных стандартов третьего поколения. По отношению к магистерским программам стандарт третьего поколения был разработан Свято-Тихоновским университетом совместно с Историческим факультетом МГУ. Данный стандарт является суженной интерпретацией норм Болонского процесса, являющегося открытой системой. Тем не менее, стандарт 3-го поколения вписывается в логику Болонского процесса, который предполагает сосуществование различных национальных систем. Главное, чтобы эти системы были сопоставимы друг с другом. И в Болонской системе, и в российском образовательном стандарте третьего поколения реализован компетентностный подход. Он предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, семинаров, дискуссий, разбор конкретных ситуаций. Требуемые навыки формируются через интерактивность обучения. Студенты не просто слушают на лекциях зачитываемый конспект, но вступают в дискуссию с преподавателем и друг с другом и в такой форме приобретают навыки применения полученных знаний. Лекция хотя и остается важным элементом обучения, утрачивает свою монополию. Вторым важным элементом становится семинар как форма интерактивного обсуждения конкретных научных проблем. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в учебном процессе должен составлять не менее 40% от аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 20% от аудиторных занятий — этого требует отечественный стандарт по теологии. В этом стандарте разработано два цикла обучения в магистратуре. Это общекультурный и профессиональный циклы. Общекультурный цикл не связан с богословием непосредственно, но с общими знаниями. Профессиональный цикл связан только с богословскими дисциплинами. Магистратуры западных университетов могут предлагать своим студентам только богословские курсы и никаких общекультурных. Особенность же российских стандартов 3-го поколения в том, что они обязывают наши магистратуры вводить общекультурные циклы. В общекультурном цикле есть две части: базовая и вариативная. Базовая — это современные проблемы философии и религии, современные технологии в науке и образовании. Вариативная часть — это философия, социология, культурология и т.д. Для сравнения, в американских магистерских программах общеобязательного общекультурного компонента просто не существует. Университеты сами вольны полностью определять свои магистерские программы. Обязательный общекультурный цикл — это особенность российская.

http://bogoslov.ru/article/920183

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Патриарх Кирилл одобряет переход духовного образования в России на европейские стандарты 26.07.2010 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) приветствует внедрение в духовных школах Русской Церкви принципов Болонской системы, предполагающей развитие образования в вузах Европы по единым стандартам. " Мне кажется, что Болонская система дает возможность абсолютно адекватно отражать православное богословие в семинарской и академической системе " , - сказал патриарх Кирилл, отвечая на вопросы украинского духовенства на встрече в Днепропетровске. По его словам, духовные школы в России могут присоединяться к Болонской системе, главное - чтобы " профессора были бы высокого уровня, а студенты проявляли интерес к обучению " . Патриарх уже дал указание привести систему образования в семинариях Русской церкви в соответствие с нормами Болонского процесса, и этот переход, по его словам, будет происходить " без всякого ущерба " для отечественных духовных школ. Сама же Болонская система, как считает патриарх, " достаточно гибкая " : в процессе образования, как и при подъеме вверх по ступенькам, важную роль будет играть то, " кто вас ведет по этой лестнице " . Патриарх Кирилл напомнил, что нынешняя система образования в духовных школах Русской церкви также была привнесена в XIX веке из-за рубежа, то есть по своей сути не является " национальной " . Он также считает очень важным заключение, особенно в условиях Украины, соглашений между епархиями и вузами " о согласовании кандидатур на преподавание богословских предметов " . В противном случае, считает патриарх, есть угроза того, что православные дисциплины будут преподавать раскольники, и в результате " факультеты станут рассадниками неадекватной информации, которая будет затуманивать сознание людей " . Болонский процесс, предусматривающий сближение систем образования стран Европы с целью создания единого образовательного пространства, начался в 1999 году с подписания в Болонье министрами образования 29 государств декларации " Зона европейского высшего образования " (Болонская декларация). Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, Украина - в 2005-м.

http://drevo-info.ru/news/8845.html

Собственно Болонский процесс касается исключительно образования и затрагивает науку только в административной сфере. Любые научные исследования и, конечно, отечественная богословская наука никак с Болонским процессом не связаны по своему содержанию. Но Вы правы в том смысле, что высшее образование (не только богословское) не существует без науки, а наука подпитывается высшим образованием. Болонский процесс представляет собой лишь немой набор инструментов, прежде всего методического и административного характера. А в настоящее время перед духовным образованием стоят задачи, некоторые из которых удобнее осуществлять именно с помощью таких инструментов. Совсем необязательно, но удобно. Например, перед нами стоит задача доказать сопоставимость наших учебных программ со светскими (европейскими и отечественными) с целью признания уровня образования – Болонский процесс предоставляет нам такую возможность. Итак, мы используем только то, что нам необходимо. Но главное после сохранения традиции - культивирование научного исследования. И тогда будет и научная школа, и высокий уровень образования. А это уже зависит от нас с Вами. 6. Обошёл в Архангельске несколько церквей с просьбой покрестить ребенка перед отьездом на несколько месяцев, к сожалению смог выбрать только крёстную мать для него, мужчин кому бы настолько доверял знакомых нет, везде получил завуалированный отказ, мол без крёстного и крёстной вместе не крестим, мол можем потерять " работу " . Во-первых непонятно теперь что из-за этого не крестить тех у кого нет возможности пригласить обоих крёстных по разным причинам? И кто же взял на себя смелость ввести подобное правило? И вообще я всегда думал что это не " работа " , а служение, причём Господу! Также забыл добавить что запрещено в Архангельских храмах в крёстные принимать родственников, бабушек, дедушек, тётей и дядей, правильно ли это, ибо это нововведение недавнее? Константин, г. Архангельск Крестить мальчика можно и без восприемницы, но восприемник, крестный отец, в этом должен участвовать. Крестить мальчика без крестного отца можно лишь в исключительных случаях. Близкие родственники – дедушки, дяди, взрослые братья - могут быть восприемники, но только не родители.

http://sinfo-mp.ru/zadajte-vopros-arxiep...

  Духовные семинарии и богословские факультеты Особого внимания заслуживает проблема соотношения семинарского и высшего богословского образования. Лишь в Польской Православной Церкви статус духовной семинарии аналогичен, статусу, который семинарии имеют в Русской Православной Церкви. В Польше семинария является высшим учебным заведением первой ступени. Выпускники Варшавской духовной семинарии получают диплом бакалавра и могут поступать на второй уровень обучения (магистратуру) на православное отделение Христианской богословской академии в Варшаве. В Сербии, Греции, Болгарии и Румынии ситуация совсем иная. Здесь семинарии являются средними специальными учебными заведениями. Их воспитанники получают полное среднее образование с элементами общей подготовки по богословским предметам. После окончания семинарии возможно поступление на бакалаврскую программу богословских факультетов. Таким образом, духовные семинарии в этих странах принципиально отличаются от семинарий Русской Православной Церкви. Поэтому, например, руководство православного богословского факультета Белградского университета крайне негативно оценивает практику приема выпускников местных семинарий в духовные академии Русской Церкви. Фактически такие студенты, минуя первую ступень высшего образования (бакалавриат), зачисляются сразу же на вторую ступень (магистратуру). Не имея базовой богословской подготовки, они оказываются неспособными усваивать академическую учебную программу, а также выполнять на должном уровне письменные квалификационные работы. Кроме того, полученные ими в духовных академиях дипломы кандидатов богословия на родине могут быть нострифицированы лишь как дипломы магистров богословия. Вхождение духовных школ Русской Православной Церкви в Болонский процесс с необходимостью требует пересмотра порядка приема на учебу иностранных студентов (прежде всего, из Сербской Православной Церкви).   Выводы Как мы видим, в действующих моделях высшего богословского образования в Поместных Православных Церквах Европы существует заметное разнообразие. Поэтому высказывавшиеся в последнее время опасения, что интеграция в Болонский процесс повлечет за собой разрушение традиций духовного образования в Русской Православной Церкви, следует признать беспочвенными. Применение «болонских принципов» дает возможность каждому учебному заведению описать свою образовательную модель в категориях, понятных для всех участников процесса. Это позволяет решить проблему взаимного признания дипломов, создает фундамент для межвузовского обмена профессорами и студентами, а также для активного взаимодействия в учебной и научной сферах.

http://bogoslov.ru/article/1343269

Входит в Наблюдательную группу по Болонскому процессу (BFUG) с правом совещательного голоса. The National Unions of Students in Europe — Национальные студенческие союзы в Европе Объединяет 50 национальных студенческих союзов из 37 стран. Существует с 1982 г. Задача Национальных студенческих союзов в Европе — представлять и продвигать социальные, экономические и культурные интересы студентов на европейском уровне во всех имеющих к этому отношение органах, в том числе в Европейском Союзе, Совете Европы и ЮНЕСКО. В составе ESIB представлены 10 миллионов студентов Европы. С 2001 г. является консультативным членом Наблюдательной группы по Болонскому процессу (BFUG). В рамках реализации задач Болонского процесса создан доклад «Bologna with student eyes»(«Бoлohckuй процесс глазами студентов»). Сотрудничает с Европейской ассоциацией по обеспечению качества высшего образования, Европейской ассоциацией университетов и Европейской ассоциацией учреждений высшего образования (EURASHE) по вопросам обеспечения качества образования. European University Association (EUA) — Европейская ассоциация университетов Представляет интересы европейских университетов и конференций ректоров и является одним из ключевых элементов образовательного сообщества в Европе. Образована в марте 2001г. в результате объединения Ассоциации европейских университетов (CRE) и Конференций ректоров Европейского Союза. Деятельность направлена на формирование общего пространства высшего образования и научных исследований в Европе. С 2001 г. является консультативным членом Наблюдательной группы по Болонскому процессу (BFUG). Европейская ассоциация университетов подготовила два доклада «Основные направления изменений» — «Trends III» (2003 г.) и «Trends IV» (2005 г.) -— о достигнутых результатах в реализации задач Болонского процесса. Сотрудничает с Европейской ассоциацией по обеспечению качества высшего образования, Национальными студенческими союзами Европы и с Европейской ассоциацией учреждений высшего образования в области обеспечения качества образования.

http://bogoslov.ru/article/794040

Меню Закрыть Викторина Как проявлялся европеизм в разных странах? Где был основан первый университет? Что такое «неогуманизм»? Кто написал «Декамерон»? Проверьте, точно ли Вы знакомы с произведениями Данте, Рабле, Боккаччо и Петрарки, а также узнайте о роли разных стран в развитии европейской цивилизации.   Начать викторину 1. В каком городе был основан первый университет: Болонья Москва Санкт — Петербург Правильный ответ: Первый университет был открыт в Италии, в городе Болонья в XI веке, он стал центром возрождения Римского права. Болонская школа оказала огромное влияние не только на Италию, но и на всю Западную Европу. Сюда стремилась молодёжь со всех концов Европы, чтобы получить знания от популярных профессоров. Знаменитые выпускники университета: Николай Коперник, Ульрих фон Гуттен. Правильный ответ: Первый университет был открыт в Италии, в городе Болонья в XI веке, он стал центром возрождения Римского права. Болонская школа оказала огромное влияние не только на Италию, но и на всю Западную Европу. Сюда стремилась молодёжь со всех концов Европы, чтобы получить знания от популярных профессоров. Знаменитые выпускники университета: Николай Коперник, Ульрих фон Гуттен. Правильный ответ: Первый университет был открыт в Италии, в городе Болонья в XI веке, он стал центром возрождения Римского права. Болонская школа оказала огромное влияние не только на Италию, но и на всю Западную Европу. Сюда стремилась молодёжь со всех концов Европы, чтобы получить знания от популярных профессоров. Знаменитые выпускники университета: Николай Коперник, Ульрих фон Гуттен. 2. С именем Франциска I связано французское Возрождение, он был в восторге от итальянской роскоши, очень любил эстетику, в его окружении было много ученых и деятелей искусства. Именно он пригласил во Францию: Ивана Грозного Леонардо да Винчи Христофора Колумба Правильный ответ: Благодаря Франциску, идеи Возрождения получили поддержку и распространение во Франции. Он пригласил ко двору Леонардо да Винчи. Итальянский художник согласился на предложение короля, переехал и стал работать под покровительством монарха. Есть несколько картин, на которых изображена сцена смерти Леонардо да Винчи, рядом с ним находится и Франциск. Это говорит о теплых отношениях между ними.

http://europe.foma.ru/ds_quiz/victorina-...

Патриарх Кирилл приветствует переход духовного образования в России на европейские стандарты 26 июля, 2010. Редакция " Правмира " Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приветствует внедрение в духовных школах Русской церкви принципов Болонской системы, предполагающей развитие образования в вузах Европы по единым стандартам. «Мне кажется, что Болонская система дает возможность абсолютно адекватно отражать православное богословие в семинарской и академической системе», — сказал патриарх Кирилл, отвечая на вопросы украинского духовенства на встрече в Днепропетровске. По его словам, духовные школы в России могут присоединяться к Болонской системе, главное — чтобы «профессора были бы высокого уровня, а студенты проявляли интерес к обучению». Патриарх уже дал указание привести систему образования в семинариях Русской церкви в соответствие с нормами Болонского процесса, и этот переход, по его словам, будет происходить «без всякого ущерба» для отечественных духовных школ. Сама же Болонская система, как считает патриарх, «достаточно гибкая»: в процессе образования, как и при подъеме вверх по ступенькам, важную роль будет играть то, «кто вас ведет по этой лестнице». Патриарх Кирилл напомнил, что нынешняя система образования в духовных школах Русской церкви также была привнесена в XIX веке из-за рубежа, то есть по своей сути не является «национальной». Он также считает очень важным заключение, особенно в условиях Украины, соглашений между епархиями и вузами «о согласовании кандидатур на преподавание богословских предметов». В противном случае, считает патриарх, есть угроза того, что православные дисциплины будут преподавать раскольники, и в результате «факультеты станут рассадниками неадекватной информации, которая будет затуманивать сознание людей». СПРАВКА: Болонский процесс, предусматривающий сближение систем образования стран Европы с целью создания единого образовательного пространства, начался в 1999 году с подписания в Болонье министрами образования 29 государств декларации «Зона европейского высшего образования» (Болонская декларация). Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, Украина — в 2005-м.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-privet...

— Что вы думаете о Болонской системе? — Честно вам скажу, меня не пугает Болонский процесс. Образование всегда находится в непосредственной связи с реальной жизнью, с ее потребностями. Если сегодня возникает необходимость в подготовке специалиста, объем знаний которого вкладывается в 4-х летнюю образовательную программу, значит мы будем готовить таких специалистов. Диплом ведь удостоверят работодателю способность человека решать те или иные задачи. Недостаточно четыре года для высшего образования? А кто сказал, что пять лет достаточно? Почему пять лет достаточно, чтобы стать специалистом? Почему не шесть или семь? Бакалавриат и магистратура во многом предоставляют более широкие возможности студенту и учебному заведению по сравнению со специалитетом. Очень жаль, что система духовного образования все еще далека от этого. Еще 10 лет назад, когда было известно, что образовательная система Российской Федерации так или иначе входит на Болонский процесс, многие в Церкви высказывались за соотнесение реформы духовного образования с европейской моделью. К сожалению, только сегодня к этому подошли, а ведь тогда был шанс войти в Болонский процесс в авангарде национальной образовательной системы. Опять кого-то догоняем, держимся за форму. Вспомним недавнюю историю, сколько учились в семинарии все священники в советский период? 4 года. И что разве они были плохими были священниками? Говоря о духовном образовании надо акцентировать внимание на содержании образования. По моему глубокому убеждению, вполне возможно в течение четырех лет дать студенту достаточное количество знаний, привить его к древу духовной жизни, христианской культуры, подготовить будущего священника к служению на приходе. Если выпускник семинарии желает заниматься епархиальной работой или преподавать, он поступает в магистратуру на два года и повышает уровень своей квалификации, готовится к участию в процессах управления, прогнозирования, планирования церковной жизни. Если выпускник магистратуры желает далее заниматься научной работой, он поступает в аспирантуру, защищает диссертацию. Также это выглядит и в оси координат светских специальностей. Вполне адекватная современным условиям жизни образовательная система.

http://pravmir.ru/rossijskij-pravoslavny...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010