В Киевских духовных школах эта комплексная программа осуществляется по благословению Блаженнейшего митрополита Владимира . В течение последних трех лет совершенно изменилась бытовая сфера. Значительно изменился преподавательский состав, сейчас мы приглашаем специалистов по конкретным направлениям. Если их нет в Киеве, они приезжают из других областей. Если их нет в Украине, мы их приглашаем из Европы. Мы стремимся повышать заработную плату преподавателей, например, в этом году удалось ее увеличить на 30%. Осуществляем доплаты за ученые степени и научные звания. Привлекаем молодых людей к научной работе. Привлекая студентов к работе в академическом журнале, мы стремимся стимулировать в них вкус к литературной деятельности, развивать самостоятельность мышления. Преподаватели принимают участие в различных конференциях, активно обмениваются опытом. Вся эта деятельность ведется, но мне хочется подчеркнуть, что Болонский процесс не должен стать лишь внешней вывеской, которую мы повесим на фасаде и успокоимся, в то время как реальные результаты будут далеки от идеала. Мы должны использовать весь арсенал средств и достигать наших целей по сути. — Владыка, в заключение позвольте спросить, какие шаги необходимо в ближайшем будущем предпринять, как нам координировать совместную деятельность? — Сейчас важно использовать тот потенциал межакадемических связей, о котором мы сегодня говорили. Необходимо продолжить встречи руководителей духовных учебных заведений. На этих встречах проясняется  постановка задачи, происходит обмен опытом. Ведь не секрет, что Болонский процесс по-разному оценивается. Порой к нему проявляется некая боязнь, но эта боязнь от незнания. Необходим цикл методических семинаров для администраций и преподавателей тех учебных заведений, которые в числе первых входят в Болонский процесс. Необходимо желание, а будет желание — появится решимость все сделать. Учебный комитет Украинской Православной Церкви будет оказывать содействие подобным мероприятиям. На упоминавшемся заседании 17 сентября мы создали научно-методический совет, задача которого и состоит в объяснении и разъяснении наших шагов.

http://patriarchia.ru/db/text/1301855.ht...

Как мы видим, несмотря на единство задач, которые ставит перед собой богословское образование в Поместных Православных Церквах, имеются существенные отличия в системах такого образования в разных странах. В странах Центральной и Южной Европы православное богословское образование полностью интегрировано в национальные системы высшего образования и потому в полной мере подчиняется требованиям соответствующих национальных законодательств. Сегодня во всех богословских ВУЗах этого региона применяются нормы Болонского процесса, хотя степень интеграции в этот процесс в разных странах различна. Тем не менее, и в Сербии, и в Греции, и в Румынии, и в Болгарии, и в Польше, и в Словакии православное богословское образование имеет трехступенчатую структуру, предусмотренную нормативными актами Болонского процесса. Первую ступень этого образования составляет бакалавриат, вторую — магистратура, третью — докторская программа. И хотя в разных странах продолжительность каждой из этих ступеней может быть разной, равно как могут отличаться учебные планы различных богословских ВУЗов, все же общий принцип организации высшего образования здесь един. Также в рамках Болонского процесса между православными богословскими ВУЗами Европы существует регулярный обмен студентами. Студенты из славянских стран достаточно активно участвуют в образовательных программах в Греции. С 2009 года по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был начат процесс трансформации системы духовного образования Русской Православной Церкви. Центральный элемент этой трансформации — это переход на аналогичную европейской трехуровневую систему обучения по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Первая ступень образования (бакалавриат) в духовных учебных заведениях будет длиться четыре года, вторая (магистратура) — два года. Ориентировочное время, которое отводится на написание кандидатской диссертации (то есть на обучение в аспирантуре), — три года. 22 марта 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял концепцию дальнейшего реформирования системы духовного образования, а также бакалаврскую и магистерскую программы духовных учебных заведений, положение об итоговых и научно-квалификационных работах (диссертациях) и положение об ученых званиях и штатных должностях в системе духовного образования (журнал 11). В настоящее время идет апробация этих документов в духовных учебных заведениях.

http://bogoslov.ru/article/1852214

Ю.П. Белов также отметил, что противникам И.Г. Фроянова был ненавистен его патриотизм и статус «защитника Государства Российского», поскольку он был «одним из великих представителей государственнической… исторической школы, родоначальником которой являлся Карамзин». Подобно предшественникам-гениям (так стихами завершил свой сюжет Ю.П. Белов) мэтр «был полон веры в правды торжество», «к предательству был беспощаден» . Проф. Л.В. Выскочков подтверждает, что именно книги И.Я. Фроянова по «современной» истории («Октябрь семнадцатого…» 1997 г. и «Погружение в бездну…» 1999 г.) вызвали «“антифрояновскую” кампанию в среде псевдолиберальной интеллигенции». Их публикацию прозападные круги, лживо уравнявшие себя с «гражданским обществом», использовали как повод для свержения мэтра с заслуженных им академических постов. Играли роль и «последовательные» выступления декана-историка «против Болонской системы» с раздроблением высшего образования на бакалавриат и магистратуру. Все эти антифрояновские мотивы «прогрессивной общественности» совпали, и началась буквально «травля» с клеветническими обвинениями историка «в ксенофобии и антисемитизме». Мэтр показал и здесь пример стойкости и победного смирения, продолжив «научно-педагогическую и общественную деятельность» как рядовой профессор . Многие авторы мемориального сборника обратили внимание на указанную выше «западнистскую» подоплёку травли И.Я. Фроянова. Д.и.н. А.Я. Дегтярев вспомнил показательную фразу мэтра, сказанную им в личной беседе ещё в середине 1990-х. Проводников чужеземного идеологизма, «колебавшихся вместе с курсом партии» в диапазоне от марксизма до его источника – либерализма, не устраивало русское постоянство декана. И.Я. Фроянов иронизировал на сей счёт: «“В детстве я слыл сыном врага народа, в молодые годы был зачислен в антимарксисты, а теперь я консерватор, ретроград, сталинист и адвокат кровавого большевистского режима”» . Доц. Р.Н. Росенко подчёркивает, что травля со свержением с академических должностей И.Я. Фроянова были проявлением борьбы прозападных сил (под флагом «болонской системы») против университетских начал и «русского национального самосознания», ненавистного «клиентам Сороса». Этот курс на «американизацию» образования был явной «угрозой национальным интересам России» . Проф. В.Г. Халин также усматривает связь между устремлением ряда влиятельных лиц к торжеству «болонской системы» с выгодной Западу «потерей фундаментальности высшего профессионального образования» в России . Против всего этого выступал И.Я. Фроянов, за что и подвергся гонениям.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/07/...

Закрыть Пора отказаться от Болонской системы, выйти из ВОЗ и ВТО По словам Петра Толстого, одерживая победы на фронте, мы рискуем понести идеологическое поражение 17.05.2022 961 Фото: Из интернет-источников «Пора отказаться от Болонской системы и вернуться к традиционной русской системе образования», - пишет в тлг-канале вице-спикер Государственной Думы Пётр Олегович Толстой. По его словам, «одерживая победы на фронте, мы рискуем понести идеологическое поражение, потеряв целое поколение наших граждан – ныне школьников и студентов; - применение цифровых технологий должно быть ограничено этикой; - необходимо реформировать систему органов опеки, избавиться от ювенальных инструментов: опека должна работать на сохранение семьи, а не на ее разрушение; - в весеннюю сессию будет рассмотрен в первом чтении законопроект о запрете для иностранцев покупать в России детей, пользуясь услугами суррогатных матерей; - изменения должны затронуть и сферу культуры: важно, что читают, смотрят и слушают наши дети; - мы пересмотрим международные соглашения: Россия вышла из Совета Европы, на очереди – выход из ВОЗ и ВТО, а также других соглашений, приносящих вред, а не пользу». «Этими и другими вопросами займется Межфракционная депутатская группа, созданная в Госдуме по благословению Святейшего Патриарха», - подчеркнул политик. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Петр, Россия уже 30 лет терпит " идеологическое поражение " , так как признает в статье Конституции РФ от1993 года запрет на государственную идеологию. Поэтому требуй от Президента убрать эту позорную статью из российской конституции: все зависит отвас - господа-депутаты. 1. Обо всех этих пунктах народ говорил уже тридцать лет, и общественные организации, и специалисты - педагоги, экономисты, журналисты. Но народ у нас никто не слушает. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/17/po...

— А как Вы относитесь к вступлению страны в Болонский процесс? Как оно повлияет на духовное образование в России? — Болонский процесс — это не панацея от всех бед, это не решение всех проблем. Это данность, которая от нас не зависит, это реалия нашей жизни. Россия вошла в этот процесс. Как говорится, чему нельзя воспрепятствовать, то нужно возглавить. Перефразируя эту мысль, я бы сказал так: препятствовать Болонскому процессу нет смысла, а взять из него кое-что полезное мы можем и должны. Мне приходилось бывать на теологических факультетах, например греческих университетов. Греция — православная страна, греки готовы принимать студентов из России, желающих получить богословское образование. И это замечательно. А вот приехать с нашим дипломом и защитить, допустим, докторскую диссертацию в Греции наши выпускники пока не могут, опять-таки из-за проблемы с дипломами, которые для начала должно признать государство. Но с вхождением в Болонский процесс мы вступаем и в европейскую систему теологического образования. И это не может не радовать, поскольку российские студенты духовных учебных заведений приобретут бОльшую свободу в получении знаний. — А это не несет никаких угроз для будущих православных священников и монахов? — Я же не призываю направлять на учебу за границу первокурсников. Образование в рамках бакалавриата наши учащиеся, конечно, должны получать в России. А вот когда у студента уже сформирован стержень православного мышления, он может совершенно спокойно продолжить образование в западных богословских и светских заведениях. Поймите меня правильно, я не считаю, что нам нужно прельщаться Западом и во всем следовать ему, но и отказываться от лучших западных наработок в сфере образования тоже не стоит. Главное — не оказаться на задворках. Но при этом в нашей системе образования мы должны руководствоваться опытом Православия и традициями Православной Церкви. — Извините, владыка, многие светские вузы уже взяли на вооружение передовые западные технологии. Результаты, к сожалению, часто разочаровывают. Не хотелось бы, чтобы и в духовном образовании начались подобные процессы. А ведь всего столетие назад наблюдался колоссальный подъем русского богословия и расцвет русской религиозной философии…

http://patriarchia.ru/db/text/2008312.ht...

— Не могли бы Вы сказать, будет ли образована в Общецерковной аспирантуре кафедра искусствоведения? — В Общецерковной аспирантуре и докторантуре есть кафедры богословия, внешних церковных связей, библеистики, церковной истории, церковных искусств и археологии, управления и канонического права, церковно-практических наук. Все эти кафедры уже открыты и на них можно поступать, а при необходимости будут создаваться новые. Особенно много студентов у нас на кафедрах богословия и внешних церковных связей, а вот на кафедре церковных искусств и археологии, к сожалению, учащихся на настоящий момент мало. Наша задача состоит в том, чтобы дать знания студентам в той области, в какой они хотят заниматься. Святейший Патриарх Кирилл рассказывал, что, когда он учился в Духовной академии, приснопоминаемый митрополит Никодим (Ротов) говорил, что после академии он направит его учиться в Оксфорде. Но когда настало время отправиться в Оксфорд, то митрополит Никодим сказал: «Я направляю тебя на церковное служение, а учиться в Оксфорде будет следующее поколение». И действительно, мое поколение — то поколение, которое училось в Оксфорде. Я думаю, что вашему поколению не нужно будет отправляться в Оксфорд или куда-то еще, если мы сможем у себя создать такие учебные заведения, где, с одной стороны, будут сохраняться лучшие традиции нашего духовного образования, а с другой — будут поддерживаться высокие стандарты современной системы образования. Тогда желание ехать в Оксфорд или куда-нибудь еще на Запад отпадет. За рубеж можно будет ездить только для того, чтобы практиковать языки, на стажировку, а также для работы в библиотеках. — Как повлияет Болонская система на воспитательный уровень семинарий? Я думаю, что Болонская система вообще не должна затрагивать воспитательные функции духовной школы, и тот распорядок дня, который существует в семинариях сегодня, — учебные занятия, участие в богослужениях, в молитвах, — должен сохраниться. Болонская система делает учебный процесс более направленным, ориентированным на индивидуальные способности студента. Именно в этом заключается ее смысл, а не в том, чтобы создать новые воспитательные методы или переформатировать воспитательный процесс.

http://patriarchia.ru/db/text/1155640.ht...

Появление перечисленных документов было обусловлено проблемой, ясно обозначившейся в ходе создания Европейского Союза как пространства свободной межгосударственной миграции граждан. В преамбуле к «Magna Charta Universitatum» (Болонья, 1988) достаточно ясно сказано, что главной причиной ее подписания является грядущее упразднение границ между странами Европы. Именно эта перспектива и заставила ректоров европейских университетов задуматься над тем, как будут жить их учебные заведения в новых условиях. Таким образом, Болонский процесс изначально был инициирован вовсе не главами государств (и уж тем более не загадочной «мировой политической сверхэлитой», как подозревает Т. А. Борозенец), да и вообще не политиками, а ректорами университетов. Потому уже в «Magna Charta Universitatum» довольно четко оговорена необходимость сохранять в новых условиях традиционную университетскую автономию. Инициаторы процесса сразу же подчеркнули, что университет это «автономный институт, который критически осмысливает и распространяет культуру путем исследования и преподавания». Университет стоит на фундаменте свободного научного исследования. И к политической власти подписанты хартии 1988 года апеллировали лишь с единственным требованием: гарантировать эту свободу в условиях стирания границ между государствами. Все это явно не вписывает в нехитрую линейную концепцию Т. А. Борозенца, и потому на эти важнейшие базовые принципы установочных документов Болонского процесса он просто не обращает внимания. Итак, философия Болонского процесса совершенно иная, нежели ее представляет себе уважаемый коллега. В установочных документах процесса с достаточной ясностью говорится, что его целью является не создание единой образовательной системы , а согласование различных национальных систем образования между собой . Поэтому следует признать в корне неверным утверждение автора о том, что «Болонский процесс есть не что иное, как путь инкорпорирования украинской образовательной системы в систему высшего образования Европейского Союза». Это утверждение неверно уже хотя бы потому, что никакой единой системы высшего образования Европейского Союза попросту не существует . Возможно, это удивит Т. А. Борозенца, но в странах Евросоюза продолжают существовать национальные системы высшего образования, порой довольно сильно отличающиеся друг от друга.

http://bogoslov.ru/article/1313417

Собственно Болонский процесс касается исключительно образования и затрагивает науку только в административной сфере. Любые научные исследования и, конечно, отечественная богословская наука никак с Болонским процессом не связаны по своему содержанию. Но Вы правы в том смысле, что высшее образование (не только богословское) не существует без науки, а наука подпитывается высшим образованием. Болонский процесс представляет собой лишь немой набор инструментов, прежде всего методического и административного характера. А в настоящее время перед духовным образованием стоят задачи, некоторые из которых удобнее осуществлять именно с помощью таких инструментов. Совсем необязательно, но удобно. Например, перед нами стоит задача доказать сопоставимость наших учебных программ со светскими (европейскими и отечественными) с целью признания уровня образования — Болонский процесс предоставляет нам такую возможность. Итак, мы используем только то, что нам необходимо. Но главное после сохранения традиции — культивирование научного исследования. И тогда будет и научная школа, и высокий уровень образования. А это уже зависит от нас с Вами. — Обошел в Архангельске несколько церквей с просьбой покрестить ребенка перед отъездом на несколько месяцев. К сожалению, смог выбрать только крестную мать для него. Мужчин, кому бы настолько доверял, знакомых нет, везде получил завуалированный отказ, мол, без крестного и крестной вместе не крестим, мол, можем потерять «работу». Во-первых, непонятно теперь — что, из-за этого не крестить тех, у кого нет возможности пригласить обоих крестных по разным причинам? И кто же взял на себя смелость ввести подобное правило? И вообще, я всегда думал, что это не «работа», а служение, причем Господу! Также забыл добавить что запрещено в архангельских храмах в крестные принимать родственников, бабушек, дедушек, тетей и дядей. Правильно ли это, ибо это нововведение недавнее? (Константин, г. Архангельск) — Крестить мальчика можно и без восприемницы, но восприемник, крестный отец, в этом должен участвовать. Крестить мальчика без крестного отца можно лишь в исключительных случаях. Близкие родственники — дедушки, дяди, взрослые братья — могут быть восприемники, но только не родители.

http://patriarchia.ru/db/text/2274603.ht...

Здесь – так же. Если есть потребность попрактиковаться, набить руку, набрать опыт профессиональный, житейский – замечательно, пожалуйста, сделай паузу! Если необходимости в этом нет, молодой человек может сразу перейти ко второй стадии. Другое дело, как рынок воспримет это нововведение. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: А что такое Болонская система? Вы можете объяснить? ЯРОСЛАВ СКВОРЦОВ: Простой пример. Когда мы заканчивали советское высшее учебное заведение, многие из тех, кто ехал за рубеж, сталкивались там с непониманием документов, которые мы предоставляли о своем образовании. Болонская система позволяет в понятных для европейского академического пространства дефинициях определить, что этот человек умеет, что он освоил, в каком объёме. Это очень важно! Болонская система дает студенту потрясающую возможность совершенствовать своё образование. И, с моей точки зрения, это очень серьезное испытание для тех вузов, которые в неё включаются. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: А почему общество так напугано, почему столько критики Болонской системы, двухступенчатой системы образования? ЯРОСЛАВ СКВОРЦОВ: Думаю, что люди не знают сути. МАРГАРИТА БАРЖАНОВА: Я думаю, об этом мало говорят. Надо сказать, что на каждом уровне образования будут те же самые бесплатные бюджетные места. И магистратура у нас будет иметь бюджетные места. Но в магистратуру нельзя будет поступить, не имея степени бакалавра. Вот как наш уважаемый физик, который решил продолжить свою научную деятельность. Для этого он пойдет в магистратуру, а затем - в аспирантуру. Зато те, кто пойдет работать инженером, технологом и т.д., не будут зря просиживать в университете. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо, вы меня немножко успокоили! Отец Владимир, вопрос к вам. Чем Свято-Тихоновский гуманитарный университет отличается от других учебных заведений? В чём его особенность? ОТЕЦ ВЛАДИМИР: Наш университет принадлежит Церкви и дает религиозное образование. В нашем законодательстве религиозным образованием считается только так называемое «обучение религии». Но реально это не так. Реально религиозное образование – это любое образование с позиции верующего человека, т.е. когда в основе лежит религиозное мировоззрение.

http://foma.ru/russkiy-vzglyad-vyisshee-...

— Если внедрение ЕАИС в духовных школах предусматривает автоматизацию учебного процесса, то как же быть с процессом воспитания, может ли он быть также автоматизирован? — Когда мы говорим об автоматизации воспитательного процесса, мы имеем в виду следующие моменты. Во-первых, мы можем автоматизировать учет распорядка дня студента, хранить в базе информацию о его периодических послушаниях, о его отъездах, отслеживать коллизии — когда, скажем, студент вместе с хором куда-то уехал и ему нужно поставить замену на послушание по кухне. Говоря об автоматизации воспитательного процесса, мы говорим прежде всего о создании некоего вспомогательного инструмента учета для воспитательской службы. Автоматизации дисциплинарных вопросов, таких как, скажем, выговоров и т.д., мы в ближайшее время, скорее всего, касаться не будем. Это очень «тонкая» тема, и пока что она находится в состоянии паузы. Так получается, что модуль «Воспитательская часть» в меньшей степени сейчас востребован. Хотя он и реализован как инструмент, но его активного внедрения сейчас не происходит. Вообще, когда это обсуждалось на семинарах, мы слышали такое мнение, что для больших учебных заведений, таких как МДА или СПбДА, автоматизация воспитательского учета актуальна, а для небольших, где студентов человек тридцать и они все на виду, нет смысла это все автоматизировать. В любом случае, в Учебный комитет информация по воспитательскому модулю не передается, и каждое учебное заведение может само для себя решать, в какой мере ему необходим этот модуль. — Какова взаимосвязь Болонского процесса и ЕАИС? Поможет ли Болонский модуль ЕАИС духовным учебным заведениям проще войти в эту систему образования? — Болонский процесс идет изначально независимо от нашей автоматизации и информатизации, но когда возникла сама тема Болонского процесса, то мы были привлечены как помощники. Мы надеемся, что ЕАИС может стать или уже стала неким инструментом, который помог бы людям, ответственным за внедрение Болонского процесса в учебных заведениях, в реализации тех задач, которые на них возложены. Мы реализовали модуль «Болонский процесс» в нашей информационной системе. Он дает возможность видеть учебный процесс одновременно в двух описаниях — старом, классическом, и переключаться на новое описание в болонской системе. Причем при переключении на новое описание есть возможность конструировать несколько вариантов перехода со старой системы на новую, моделировать этот переход. Это может быть очень удобно для методиста или сотрудника учебной части, который пытается конструировать переход у себя в учебном заведении. В «Болонском модуле» ЕАИС он сможет видеть несколько вариантов перехода сразу, постоянно для лучшего понимания сравнивать их со старым традиционным подходом, и, в конце концов, выбрать тот вариант перехода, что для него в большей степени подходит.

http://patriarchia.ru/db/text/1379354.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010