Сын Ее, которому Она отдала всю Себя – плоть и кровь, и все душевные качества – в кого же Ему было быть, как не в Мать Свою? – Он, отрок, мальчик, а затем юноша, а затем муж, который мог проповедовать и ходить, собирая учеников, осуществил то, что в глубине сердца желанием возжелала Мариам. «Блаженно чрево, носившее Тебя! Блаженны сосцы, которые Ты сосал!» (Лк. 11:27) – воскликнула женщина из народа, хваля Сына Мариина. Нет, о, нет! – резко ответил Он – как всегда, резко и точно. Так Она отвечала когда-то Архангелу. Резко и точно. – Не чрево и сосцы. Блаженны слушающие слово Божие. Блаженны соблюдающие слово Божие. Женщина – не чрево и сосцы, не существо, всего лишь (как это ни пытались бы превозносить те, кто видит в ней лишь кормящие сосцы и рождающее чрево, а остальное – как странное приложение, и уж никак не разумеющее того, что разумеет муж совершенный) – существо рожающее и питающее будущих учеников Гиллеля и Шаммая. Евангельская история словами Гомера В первом, апостольском, веке образованная женщина-благовестница, пошедшая по стопам Марии, Матери Христа, не уникальный случай. «Целуйте Мариам, яже много трудися о нас. Что это? Опять венчается и восхваляется женщина, а мы, мужчины, опять пристыжены, или лучше сказать, не только пристыжены, но и почтены, — почтены тем, что у нас есть такие женщины, а пристыжены тем, что мы, мужчины, далеко отстаем от них. Но если постараемся узнать, чем украшаются эти женщины, то и мы вскоре уподобимся им. Чем же они украшаются? Пусть слышат это мужчины и женщины: не перстнями, не ожерельями, не евнухами, не служанками, не златотканными одеждами, но трудами за истину. Яже много трудися о нас, – говорит (апостол), т.е. не за себя одну, не для собственного только усовершенствования в добродетели она трудилась, как и ныне делают многие женщины, постясь и ложась на земле, но и для спасения других, принявши на себя подвиги апостолов и евангелистов….И как же Прискилла наставляла в вере Аполлоса? … когда муж — человек верующий, вполне совершенный и могущий учить жену, но жена мудрее его, то апостол не запрещает ей учить и исправлять», – пишет святитель Иоанн Златоуст в толковании на послание к Римлянам (Беседа XXXI).

http://pravmir.ru/obrazovannaya-zhenshhi...

1965/1966. Σ. 160). К зап. и юж. портикам были пристроены комнаты. В середине зап. портика находился вход, оформленный 2 каменными колоннами. Др. вход был устроен в вост. углу юж. портика. К югу от диаконника начиналась лестница, к-рая вела на хоры. Базилика была разрушена во время араб. набегов в сер. VII в. После этого была воздвигнута апсида в вост. конце прохода, к-рый вел в баптистерий, и это помещение было превращено в парекклисион. Первоначально парекклисион имел деревянную крышу, а затем был сооружен свод. Для св. престола была приспособлена перевернутая база одной из колонн базилики. При устройстве темплона были использованы фрагменты темплона разрушенной базилики. Парекклисион действовал до IX в., а затем был заброшен. Базилика Пресв. Богородицы Канакарии. Кон. V в., кон. XV — нач. XVI в. Базилика Пресв. Богородицы Канакарии. Кон. V в., кон. XV — нач. XVI в. Возведенная из крупных квадров 3-нефная базилика Пресв. Богородицы Канакарии кон. V в. (см. подробнее в ст. Канакарии Пресв. Богородицы церковь ) перестраивалась неск. раз: ок. 526-530 гг. здание отремонтировано после землетрясения, неф отделен от вимы триумфальной аркой; в нач. VIII в. колоннады были заменены аркадами на столбах с пилястрами, над вимой было возведено высокое перекрытие - либо стропильное, либо купольное; в XII в. был пристроен нартекс, храм получил сводчатые перекрытия над вимой (низкий купол неправильной формы на парусах) и нефами (цилиндрические своды), над центральной частью главного нефа был возведен купол на парусах; в кон. XV - нач. XVI в. переделаны главный купол, барабан и подпружные арки; в 1779 г. возведен новый купол, заштукатурены части стен и отремонтирована зап. стена с главным порталом ( Megaw, Hawkins. 1977. P. 11-36). В результате церковь приобрела форму крестово-купольного храма с 3-сторонним обходом, перекрытым цилиндрическими сводами, крыльцом с южной стороны и маленькой звонницей над сев.-зап. углом. Эта церковь знаменита мозаикой (ок. 526-530) в конхе, от которой частично сохранилось изображение Богоматери с Младенцем и предстоящего архангела и орнаментальный пояс с погрудными образами апостолов (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

С., а потом к князьям Борису и Глебу, называя их «богосадной отраслью» святого (Там же. Стб. 398). Сребреник кн. Владимира IV типа. Кон. X. - нач. XI в. Аверс, реверс Сребреник кн. Владимира IV типа. Кон. X. - нач. XI в. Аверс, реверс С XVI в. активно разрабатывается тема родства московских правителей из рода Рюриковичей, потом Романовых и князей Киевской Руси. В идеологии Иоанна Грозного святость рус. князей призвана была укрепить авторитет царской власти. В Книге Степенной царского родословия жития кнг. Ольги, В. С., князей Бориса и Глеба открывают 1-ю степень генеалогии рус. правителей; перечисление имен этих святых как прародителей московских царей встречается во мн. офиц. документах XVI в. Родство царя Иоанна Грозного с В. С. стало одним из аргументов принятия им царского титула: «Государь наш зовется царем потому: прародитель его, великий князь Владимир Святославич, как крестился сам и землю Русскую крестил, и царь греческий и Патриарх венчали ево на царство Русское, и он писался царем, а как преставился, инои образ ево на иконах пишут царем» (СбРИО. Т. 59. СПб., 1887. С. 436-437). Свое зримое воплощение эта тема получила в росписях домовых храмов и палат Кремлевского дворца, в изображениях родословного древа рус. государей - композициях, получивших наибольшее распространение со 2-й пол. XVII в., после присоединения Украины к России (1654). Равноапостольные имп. Константин и кн. Владимир. Резные изображения из ц. свт. Власия в Ярославле. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Равноапостольные имп. Константин и кн. Владимир. Резные изображения из ц. свт. Власия в Ярославле. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Равноапостольные имп. Константин и кн. Владимир. Резные изображения из ц. свт. Власия в Ярославле. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Равноапостольные имп. Константин и кн. Владимир. Резные изображения из ц. свт. Власия в Ярославле. Кон. XVII в. (ГМЗРК) В XVI в. крестильное имя Владимир распространяется в боярской и дворянской среде. В. С. был небесным покровителем старицкого кн. Владимира Андреевича, двоюродного брата царя Иоанна Грозного.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Иосиф. СПб., 1858. С. 17; Толстой. 1861. С. 91). Однако к 1887 г. иконы в храме, очевидно, уже не было (Описание о российских святых. С. 52-53). Сохранилось клеймо иконы с изображением «явления» Е и прп. Серапиона Псковского автору «Повести о сугубой аллилуии» - врезок кон. XVI - нач. XVII в. в доску XIX в. (ПИАМ, живопись поновлена в XIX - нач. XX в., причем сюжет назван неверно: «Образъ преподобных отец Евфросина и Саввы Псковских чюдотворцев», прп. Серапион наименован прп. Саввой Крыпецким), выполненный в старообрядческой среде, где на Житие Е. ссылались в полемических спорах. Преподобные представлены в рост, на фоне условного изображения монастырских построек (здание храма близко по типу к каменному одноглавому собору во имя Трех святителей); облачены в монашеские одежды, двуперстно благословляют монаха-писца, склонившегося над развернутым свитком, где прочитывается слово «аллилуия». Е.- с окладистой бородой, в зеленой мантии и охристой рясе, голова не покрыта. На лузге - текст из Жития, сделанный при поновлении образа, возможно повторяющий древнюю надпись на полях: «Восприяхъ писало и хартию и отяготеша сном, очи и главу на колену преклонихъ, внезапу предсташа два старца, глаголаху пртайны престыя аллилуйя, и возбнувъ не виде ник[огож]». Совместное изображение 2 Псковских преподобных, духовного наставника и ученика: Е. и прп. Саввы Крыпецкого, прослеживается на иконах и предметах церковного убранства кон. XVI - нач. XX в.: на иконе Божией Матери «Умиление» в серебряном чеканном окладе (кон. XVI - нач. XVII в., ПИАМ) небольшие фигуры святых написаны на полях в молении образу в среднике, в монашеских одеждах, с куколем на плечах (др. пара святых на полях - преподобные Зосима и Савватий Соловецкие); на серебряной резной цате с изображением Деисуса (кон. XVI в., ПИАМ, находилась в XIX в. на иконе Божией Матери Одигитрии с Акафистом в ц. Успения Пресв. Богородицы с Пароменья в Пскове) святые в коленопреклонении припадают к стопам Иисуса Христа с молебно поднятыми руками (десница на груди), Е.- слева, с волнистой, немного раздвоенной бородой (в составе Деисуса также псковские блгв. князья Довмонт (Тимофей) и Всеволод (Гавриил)); на иконе кон. XIX - нач. XX в. (вероятно, список с древнего образа, ПИАМ, временно находится в Крыпецком монастыре) Е. предстоит справа вместе с блгв. кн. Всеволодом и прп. Саввой.

http://pravenc.ru/text/187848.html

Фрагмент иконы «Походная церковь». Кон. XVI в. (ТОКГ) К рубежу XVI-XVII вв. в связи с многочисленными чудесами у гроба В. Б. и вниманием властей к прославлению нового святого иконы В. Б. получили широкое распространение, о чем свидетельствуют посвящения храмов, имевших соответствующие иконы в местном ряду иконостаса. В Описи Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г. упомянуты изображения В. Б.: на поле иконы Божией Матери и на складне, очевидно вложенных в обитель между 1588 и 1601 гг. (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г.: Коммент. изд./Сост. З. В. Дмитриева и М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 80, 167). С кон. XVI в. образ В. Б. часто встречается в минейных иконах на авг. (кон. XVI в., Дом-музей П. Д. Корина; 1701 г., ГТГ). Святые Василий Блаженный и Иоанн Большой Колпак. Икона. XVII в.? (ГИМ) Святые Василий Блаженный и Иоанн Большой Колпак. Икона. XVII в.? (ГИМ) Изображения В. Б. делятся на 2 основных типа. Первый - фронтальная фигура с молитвенно поднятой к груди правой рукой (или обеими руками), как на покрове 1589 г., на иконе «Походная церковь» (ТОГК) и на правой створке складня с перламутровой панагией в центре, праздниками и избранными святыми рубежа XVI-XVII вв. (СПГИАХМЗ). При этом святой может быть представлен полностью обнаженным (покров 1589), в набедренной повязке (икона «Походная церковь») или с платком-«свитком» в левой руке, прикрывающим чресла (складень из СПГИАХМЗ). Ко второму, более распространенному типу относятся многочисленные иконы В. Б., где он в трехчетвертном повороте, с воздетыми руками молится Христу, Богоматери или Св. Троице (2 последних варианта, вероятно, связаны с посвящениями важнейших престолов собора Покрова Богородицы на Рву, Покровского и Троицкого) - иконы кон. XVI - нач. XVII в. из придела во имя В. Б. собора Покрова на Рву (ГИМ, музей «Покровский собор»), из Благовещенского собора в Сольвычегодске (СИХМ), из собр. И. С. Остроухова (ГТГ), в ГРМ и др. В подобных случаях В. Б. часто изображался на фоне пейзажа и обычно не имел набедренной повязки или платка.

http://pravenc.ru/text/150789.html

214). К. и. помещались в рамы с клеймами Акафиста Богородице, напр. Каргопольская Казанская икона. На большой (126×89 см) раме кон. XVIII в. с 37 клеймами и изображениями 32 икон Божией Матери на боковых полях, написанной палехскими мастерами (Иконопись Палеха из собр. МПИ/Сост.: Л. П. Князева и др. М., 1994. 44. С. 147. Ил. на с. 52-53), 25 клейм Акафиста совмещены с 12 клеймами Повести митр. Ермогена, расположенными в центральной части рамы вверху и внизу от средника с К. и. На К. и. письма Григория Белоусова (1785, ГТГ) в 20 клеймах помещены праздники, в нижнем ряду в центре - Боголюбская икона Божией Матери, Нерукотворный образ Спасителя и избранные святые. К. и. XVI - нач. XX в. в музейных и частных собраниях Казанская икона Божией Матери. 80–90-е гг. XVI в. (МП) Казанская икона Божией Матери. 80–90-е гг. XVI в. (МП) Списки явленной К. и. в XVI в. были распространены, но ныне встречаются достаточно редко. Один из них, 80-90-х гг. XVI в., передан в 2002 г. в дар РПЦ МП московским коллекционером С. Н. Воробьёвым ( Чугреева. «Державная Заступница». 2003. Ил. 3 на с. 7). К. и. кон. XVI в. в окладе рубежа XVI и XVII вв. была вложена в 1645 г. в Троице-Сергиев монастырь стольником А. Л. Плещеевым (СПГИАХМЗ) ( Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. 150. С. 104. Ил. 150 между с. 40 и 41), она находилась в алтаре Никоновского придела Троицкого собора. Др. К. и., датируемая XVI в. (СПГИАХМЗ) (Там же. Кат. 215. С. 129), стояла «на тябле» над местным рядом (в пядничном ряду) иконостаса Троицкого собора, слева от царских врат ( Чугреева. О почитании Казанской иконы. 2008. С. 70). К. и. нач.- 1-й трети XVII в. имеют размер пядниц и воспроизводят иконографию явленной К. и. Многие из них относятся к культуре Москвы, напр. икона, созданная по заказу кн. И. И. Шуйского, приближающаяся по размеру (28,7×24,2 см) к явленной К. и. (ГРМ) («Пречистому образу Твоему поклоняемся...». СПб., 1995. 146. С. 231 с ил.). Эти иконы имеют разные фоны: золотые, розоватые с притенениями (Святые образы: Рус.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

1962. Т. 18. С. 80-98; eadem (Lilienfeld F.) Nil Sorskij und seine Schriften: Die Krise der Tradition im Russland Ivans III. B., 1963; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По «житиям святых»). М., 1966; Кучкин В. А. Из лит. наследия Пахомия Серба: (Старшая редакция Жития митр. Алексея)//Источники и историография слав. средневековья. М., 1967. С. 242-257; он же. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 75-92; он же. Антиклоссицизм//ДРВМ. 2002. 4(10). С. 98-113; Лурье Я. С. Устав Корнилия Комельского в сборнике 1-й пол. XVI в.//Рукописное наследие Др. Руси: По мат-лам Пушкинского дома. Л., 1972. С. 253-260; Дмитриев Л. А. Житийные повести рус. Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973; Горская Н. А. Монастырские крестьяне Центр. России в XVII в.: О сущности и формах феодально-крепостнических отношений. М., 1977; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л., 1977; Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневек. Новгород. М., 1977; Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978; Щапов Я. Н. Византийское и южнослав. правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978; Ивина Л. И. Крупная вотчина Сев.-Вост. Руси кон. XIV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979; она же. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Ист.-геогр. исслед. по мат-лам мон-рей. Л., 1985; Колычева Е. И. Аграрный строй России XVI в. М., 1987; Белякова Е. В. Устав пустыни Нила Сорского//Литература Др. Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 96-106; она же. Славянская редакция Скитского устава//ДРВМ. 2002. 4(10). С. 28-36; Каштанов С. М. Церковная юрисдикция в кон. XIV - нач. XVI в.//Церковь, общество и гос-во в феодальной России. М., 1990. С. 151-163; Щапов Я. Н., Соколова Е. И. Архимандрития в древнерус. городе//Там же. С. 40-46; Малков Ю. Г., сост. Летопись Псково-Печерского мон-ря. М., 1993; Gonneau P.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Блж. Николай Кочанов. Фрагмент иконы «Минея на июль». Кон. XVI в. (ЦАК МДА) 20 июня 1554 г. над местом погребения Н. Новгородским архиеп. Пименом была заложена каменная ц. во имя вмч. Пантелеимона (называемая также Николо-Кочановской) (НовгорЛет. С. 86, 334; ПСРЛ. Т. 30. С. 182). «Слово похвальное Николы Саллосу, сиречь уроду Христа ради, нарицаемому Кочанову» (нач.: «Приспе нам, братие, светлое празднество и память уродиваго»), как предположил В. О. Ключевский , могло быть написано в связи с обновлением в Новгороде его памяти в сер. XVI в. Похвальное слово и служба Н. известны в рукописях начиная с XVI в. Перечень указанных в справочнике Н. П. Барсукова и в статье Л. В. Соколовой рукописей можно расширить в т. ч. списком Похвального слова - РНБ. Погод. 851. Л. 111-116 об. (сер. XVI в.), списком службы и Похвального слова - БАН 13.3.32. Л. 164-177 об. (кон. XVI в.) и списками службы - РНБ. Соф. 419. Л. 152-166 (сер. XVI в.), БАН. Арханг. Д. 159. Л. 422-431 (60-е гг. XVI в.). Два чуда Н.- о пире у вельможи и об оклеветанном клирике - встречаются в рукописях XVI-XVIII вв. (Сюжет чудес одинаков, но можно выделить по меньшей мере 2 редакции текста: краткую, подобную той, что входит в состав подборки сведений о новгородских святых (БАН. 4.7.16. Л. 44 об.- 46 (кон. XVII в.); РНБ, Q.I.365. Л. 117-118 об. (1-я пол. XVIII в.); РНБ. Солов. 879/989. Л. 81 об.- 82 об., 2-я пол. XVIII в.), и пространную. В лит-ре чудеса Н. иногда именуются кратким Житием Н. В описи книг Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря 1650 г. упоминаются «тетради в коже Житие Николы чудотворца Кочанова» (цит. по: Барсуков. Источники агиографии. С. 399). В XIX в. Похвальное слово Н. послужило источником для заметки «О святом блаженном Христа ради юродивом Николае Качанове: Из Слова похвального вкратце» (изд. Д. Б. Терешкиной по списку КП 30056-212/КР 247, 30-е гг. XIX в.). На Похвальном слове основано «Сказание» о Н. из издания службы 1831 г., в к-ром в самых общих чертах рассказывается о добродетели Н., его юродстве, любви к посещению храмов и об исцелении, к-рое даруют его мощи. Легенда о блж. Феодоре Новгородском и о кочнах отсутствует.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

В иконописи XV-XVI вв. сосуществуют 2 типа изображений Н.: как мученика и как воина. На иконах-таблетках из музея Сергиева Посада (сер. XV в., СПГИАХМЗ), из Софийского собора (кон. XV в., ГРМ) святой изображен в хитоне и плаще, с крестом в поднятой правой руке. На иконе из Троицкого собора костромского Ипатиевского монастыря (кон. XVI в., КОГИАХМЗ) он представлен в воинском облачении - в латах, плаще, с мечом в руках; здесь он, вероятно, был изображен и как соименный святой члена семьи Годуновых, ктиторов обители. Часто образ святого присутствует на полях икон в составе избранных святых: на 2 иконах «Свт. Николай (оплечный)» (1-я пол. XVI в., ГРМ; XVI в., ГЭ) - Н. на нижнем поле, в красном плаще, с крестом в руках. Существовал вариант икон с образом Никиты-«Бесогона» в среднике, окруженном изображениями Деисуса на верхнем поле и избранных святых (XIV в., частное собрание). В составе 26 готских мучеников, пострадавших при имп. Валенте, Н. представлен на миниатюре в Лицевом летописном своде (с левого края миниатюры, в 1-м ряду; у него пышные волосы, одна длинная прядь уходит за правое плечо) (РНБ. F.IV.51. Л. 220 об., 70-е гг. XVI в.). В XVI в. происходит сложение житийной иконографии Н. Ее формирование было определено существованием 2 одинаково распространенных вариантов текста жития. В среднике житийных икон могли быть использованы разные типы изображения: святой, побивающий беса, как на иконе из ГТГ (1-я пол. XVI в.), или святой, стоящий в рост, как на иконах из ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве (1579, ГИМ), из Георгиевской ц. в Муроме (1669, МИХМ), и т. д. По составу сюжетов житийные иконы Н. можно распределить на неск. групп. Первую составляют те иконы, клейма к-рых основаны на каноническом Житии Н., созданном Симеоном Метафрастом и включенном в сентябрьский том ВМЧ свт. Макария, митр. Московского; изображены крещение, проповедь среди соплеменников, мучения святого и обретение его тела Марианом (икона из ц. Св. Троицы в Никитниках). Более подробно те же события показаны на иконе кон. XVI в. из Благовещенского собора в Сольвычегодске (Искусство строгановских мастеров. 1991. Кат. 21). Сюжет с изображением избиения беса был настолько популярен, что иногда входил в число иллюстраций канонического Жития; он представлен, напр., на храмовой иконе из собора Никитского монастыря Переславля-Залесского работы Ф. Ф. Протопопова (Ухтомского) (1677, Переславль-Залесский музей-заповедник). На нек-рых иконах этой группы подробно показаны обретение и перенесение мощей великомученика, как, напр., в 5 клеймах иконы нач. XVII в. из собрания Покровской старообрядческой общины (Покровский старообрядческий храм на Рогожском кладбище: Древности и духовные святыни старообрядчества. М., 2005. Кат. 44).

http://pravenc.ru/text/2565366.html

Иосифом. М., 1882; Нектарий, иером. Ист. описание Иосифова Волоколамского второклассного мон-ря Моск. губ. М., 1887; Шереметев С. Д. Иосифов Волоколамский мон-рь: Очерк. М., 1899; Геронтий (Кургановский), архим. Волоколамский Иосифов второклассный муж. мон-рь и его совр. состояние. СПб., 1903; Попов Н. П. Саввино Житие Иосифа Волоцкого в переделке XVI в.//Библиографическая летопись/ОЛДП. СПб., 1914. Вып. 1. С. 59-71; Прп. Иосиф, Волоколамский чудотворец, и основанный им Иосифо-Волоколамский мон-рь. М., 1915; Щепетов К. Н. Волоколамский музей. М., 1928; он же. Сельское хозяйство в вотчинах Иосифо-Волоколамского мон-ря в кон. XVI в.//ИЗ. 1946. Т. 18. С. 92-147; Тихомиров М. Н. Мон-рь-вотчинник XVI в.//ИЗ. 1938. Т. 3. С. 130-160; он же. Российское гос-во XV-XVII вв. М., 1973. С. 125; Торопов С., Щепетов К. Иосифо-Волоколамский мон-рь. М., 1946; Зимин А. А. Краткие летописцы XV-XVII вв.//ИА. 1950. Кн. 5. С. 3-39; он же. Переписка старцев Иосифо-Волоколамского мон-ря с Василием III//Лингвистическое источниковедение: Сб. ст. М., 1963. С. 131-135; он же. Рукописи Евфимия Туркова и письмо Марины Турковой//Там же. С. 136-139; он же. Из истории феод. землевладения в Волоцком удельном княжестве//Культура Древней Руси: Посвящ. 40-летию науч. деятельности Н. Н. Воронина. М., 1966. С. 71-78; он же. Борьба дворянства с монастырским землевладением в кон. XVI - нач. XVII в.//Из истории Татарии. Каз., 1968. Сб. 3. С. 109-124; он же. Крупная феод. вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977; он же. Из истории собрания рукописных книг Иосифо-Волоколамского мон-ря//Зап. ОР ГБЛ. М., 1977. Вып. 38. С. 15-29; он же. Вкладные и записные книги Волоколамского мон-ря XVI в.//Из истории феод. России: К 70-летию со дня рожд. проф. В. В. Мавродина: Ст., очерки. Л., 1978. С. 77-84; он же. О дипломатике жалованных грамот Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в.//Актовое источниковедение: Сб. ст. М., 1979. С. 164-178; Маньков А. Г. Цены и их движение в Русском гос-ве XVI в. М.; Л., 1951; он же.

http://pravenc.ru/text/673721.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010