1596; Феодосия Воронцова, Т. П. Макшеев, † 21 февр. 1634, и др.); высокопоставленные приказные (Феодосия Григорьевна, жена дьяка Авраама Кощеева); богатые торговцы или ремесленники («инока скимница... брон(н)икова жена» Василия Усольцова; † 1596). На кладбище похоронено втрое больше женщин, чем мужчин (32 надписи против 9); среди погребенных до кон. XVII в.- 24 захоронения монахинь (из них 21 схимонахиня). 3 плиты связаны с семьями священнослужителей: плита с надписью: «поп Иван Олексеевской а во иноцех Игна[тий]») - и 2 плиты с именами жен иереев (жены Тихона Максимова, † 1654, и попадьи Наталии, «во иноцех» схимницы Неонилы, сер. XVII в.). На своих местах сохранилось всего 6 плит, в основном вблизи ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», в их числе часть плиты схимницы кон. XVI - нач. XVII в. Кладбище заняло всю соборную площадь, но изначально развивалось с северо-запада на восток и на юг, где на небольшой вершине приречного холма сохранились следы деревянного храма XIV в. Надгробие схимницы. 1560 г. Надгробие схимницы. 1560 г. На юго-западе, в зоне жилых построек, вокруг места почитания погребений преподобных Иулиании и Евпраксии, отмеченного в кон. XVI в. каменной палаткой, тогда же возник новый участок кладбища (полностью археологически изучен, дата постройки палатки подтверждена обнаружением слоя ее строительства и совершенными вокруг нее погребениями c плитами 90-x гг. XVI в.). О существовании палатки до постройки ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» свидетельствует и прошение А. М. Аничковой о строительстве последней: «...в давних годех построена каменная палатка в которой погребены святителя Алексия… родные сестры». Археология позволяет отделить палатку кон. XVI в. от остатков палатки, упоминаемой Аничковой. Открытие палатки кон. XVI в. подтверждает существование почитания этого места в нач. 90-х гг. XVI в., на что косвенно указывалось в надписи на надгробии сестер в ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в З. м., зафиксированной в 1781 г.: «…в силу Указа Св.

http://pravenc.ru/text/182731.html

Сергеев Василий. 1771 г. обучался в аналогии. Серебряков Владимир Петров. 1771 г. обучался в аналогии. 1780 г. – священ, в Нижний-Ландех (Арх. Суз. кон. 1780 г., 449). Серебряков Герасим. В 1766 г. обучался в школе инфимы и вскоре вышел из семинарии. Симонов Никита. 1787 утверждено место льячка в с. Дубакине (Арх. Суз. кон. 1787 г., 335 описи). 1788 г. обучался в школе информатории. Сиротинский Алексей. 1783 г. обучался в школе инфимы. Сиротинский Андрей. 1788 г. обучался в школе риторики. 1793 г. из богословии – свящ. Христорождественской церкви г. Переславля (Арх. Суз. кон, 1793 г. Сиротинский Гавриил. 1788 г. обучался в риторике. 1790 г. за ним утверждено место дьячка в с. Кндекше (Арх. Суз. кон. 1790 г. Оп. 2, 51), Сиротинский Николай. 1779 г. взят в семинарию, 1780 г. по прошению определён в певчие с темь, чтобы обучаться латинскому языку (Арх. Суз. кон. 1780 г„ 433). Сиротинский Пётр. 1777 г. обучался в школе риторики. Сиротинский Стефан. 1766 г. обучался в философии. Сиротинский Фёдор. В 1788 г. обучался в школе грамматики. 1791 г. из риторики – свящ, в с. Щербово, Ковр. окр. (Арх. Сз у з. кон. 1791 Оп. 1; 293). Скабовский Афанасий Степ. В ведомости за 1794 г. о нём замечено: «honestam vitam coliet et diligenter operam confert ad studia»1766 г. из философии – свящ. в Гаврилову непашенную слободу (Арх. Суз. кон. 1766г., 198). Скабовский Иван. 1785 г. из риторики отправлен в С.-Петербург для приготовлении в народные учителя Владимирского наместничества (Арх. Суз. κοн. 1785 г. 58). Скабовский Михаил. Поступил в семинарию 1782 г. 1793 г. из богословии – в Московский университет (Арх. Суз. кон. 1793 г., 163). Скворцов Никанор. В 1766 г. обучался в школе аналогии и вскоре вышел из семинарии. Скворцов Стефан. 1771 г. обучался в школе аналогии. Скворцов Фёдор. 1788 г. обучался в школе информатории. Слезкин Алексей. 1771 г. обучался в аналогии. 1774 г. числился в той же школе и был в бегах. см. выше, стр. 187. Смирнов Алексей Степ. Поступил в семинарию 1756 г. 1769 г. из философии – произведён диаконом Суздальского собора (Арх. Сузд, кон. 1769 г., 172), 1773 г. – священником того же собора. Умер протоиереем Суздальского собора 1799 г. См. История Владимирской дух. семинарии. Вып. 1, стр. 144.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ключарев Никифор, 1764 г. обучался в грамматике. В ведомости о нём замечено: «за частыми припадками плох». По-видимому, в этом же году исключён. Кованцев Иван Степ. 1781 г. из философии определён обучать латинскому языку певчих (Арх. Суз. кон. 1782 г., 28). 1783 г. – свящ. Юрьевскаго Архангельскаго монастыря (Там же, 1783 г., 353). Кованцев Михаил. 1783 г. из грамматики – копиистомъ губернского магистрата в 2-м департаменте (Арх. Суз. кон. 1783 г., 128). Кованцев Парфений. Взят в семинарию 1786 г. 1788 г. из инфимы – дьячком Суздальской Входоиерусалимской церкви (Арх, Суз. кон, 1788 г., 49). Козловский Иван Ив. Поступил 1768 г. в 1771 г. обучался в школе грамматики. Козлов Ефим Петр. В 1766 г. обучался в аналогии; скоро вышел из семинарии. Козлов Яков Петр. 1766 г. обучался в аналогии и отмечен «от Пасхи не является н малонадёжен». Впоследствии 1769 г. бежал и долго числился в бегах. (См. Арх. Суз, кон. 1770 г., 8 и выше, стр, 136). Козмин Дмитрий. 1771 г. обучался в аналогии. Колосов Григорий Иван. 1766 г. обучался в инфиме и вскоре вышел из семинарии. Кондыревский Василий Алексеевич. 1781 г. из инфимы – пономарём Суздальск. Предтеченской церкви (Арх. Суз. кон. 1781 г., 53). Конопатин Иван Козьм. 1706 г. обучался в аналогии и скоро оставил семинарию. Коноплев Василий Иван. Взят в семинарию 1763 г. 1771 г. обучался в риторике. Константиновский Василий Иван. Взят в семинарию 1778 г. 1789 г. из богословии – свящ. в с. Палазино, Юр. окр. (Арх. Суз. кон. 1789 г., 905). Копров Петр Фед. Взят в семинарию 1782 г. 1792 г. из богословии уволен в Московский университет (Арх. Суз. кон. 1792 г., 232). Корелин Василий Ив. 1766 г. обучался в школе грамматики. Скоро вышел из семинарии. Корелин Иван. 1771 г. обучался в школе аналогии. Королев Семён, 1788 г. обучался в школе информатории. Корольков Никита. 1771 г. из аналогии определён пономарём в с. Яковлево, Юр. окр. (Арх. Суз. кон. 1774г., 71. Утверждено место). Косаткин Григорий Иван, 1788 г. из низшего класса – дьячком в Старопашенную слободу (Арх. Суз. кон. 1788 г., 67),

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для композиции характерна симметричность, подчеркнутая легким разворотом фигур друг к другу, уравновешенным молитвенным жестом рук (образ Богородицы выделен лишь подножием, на к-ром Она стоит). Единоличные изображения В. известны в миниатюрах рукописей (Синаксарь Давидгареджийской пустыни - Тбилиси. А 648, 1030 г.,- в рост, греко-груз. ркп.- РНБ. O. I. 58. Л. 99 об., 157 об., кон. XV в.); в храмовых росписях (в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318,- по пояс); на иконах (новгородская шиферная иконка, кон. XIII - нач. XIV в. (ГИМ),- по пояс; на иконе 2-й пол. XV в. из Мурома (ЦМиАР) - по пояс, по сторонам нимба в медальонах на светло-голубом «облачном» фоне в 3/4-ном развороте фигуры Христа и Богоматери, к-рые протягивают (соответственно) святому Евангелие и святительский омофор (как на иконах свт. Николая); на иконе из ц. святых Флора и Лавра в дер. Мегреге в Карелии, кон. XV - нач. XVI в. (Музей изобразительных искусств Республики Карелии, Петрозаводск),- по пояс; на иконе XVI в. (ГТГ, музей П. Д. Корина) - оплечно; на прориси с иконы XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Атлас. С. 561. 284) - в рост, правой рукой благословляет, в левой - Евангелие, в архитектурном обрамлении, над ним поясное изображение в медальоне Христа Еммануила), в т. ч. на минейных иконах (минея на февр. из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (кон. XVI в., ВГИАХМЗ); на минейной иконе нач. XIX в. (Устюженский краеведческий музей)). Известны случаи включения В. в состав деисусного чина (резной 11-фигурный ростовый Деисус (Русский Север, кон. XVI в., ГММК) - слева В. соответствует образ вмч. Георгия; Деисус с праздниками и пророками, сер. XVI в. (Тотемский краеведческий музей); на иконе «Воскресение - Сошествие во ад» (2-я пол. XV в., ПИАМ) - в числе святых (по копии-реконструкции А. Н. Овчинникова) в Деисусе на верхнем поле иконы). Житийные циклы В. представлены в мозаиках 1100 г. ц. Сан-Клементе в Риме; во фресковой росписи 1-й трети XII в. в капелле Шато-де-Муан в Берзе-ла-Виль (Франция); на иконе «Св. Власий с 18 клеймами жития», XVII-XVIII вв. (ГЭ). Самый пространный цикл жития, в 58 клеймах, сохранился на «Раме от иконы Власия» из ц. Св. Троицы во Власьевском приходе Ярославля (кон. XVII - нач. XVIII в.- датировка Ю. Б. Комаровой, ЯХМ): начальные 17 клейм содержат рассказ о монашеском подвиге В.; сюжеты клейм 17-58 связаны с испытанием веры, мученической кончиной и посмертными чудесами В., они вплетены в повествование о гонении на христиан: в 12-м представлен сюжет о 7 христианках, последовавших за В., в одном - казнь двух Евгениев, Матфея и Ореста (фрагмент клейма 31).

http://pravenc.ru/text/155013.html

Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVI в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVI в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Развитие почитания Е. в XV-XVI вв., выразившееся в увеличении числа изображений святой как на отдельных иконах, так и в составе избранных святых, в т. ч. в минейных циклах, было определено рядом факторов. Одна из причин - интенсивность контактов с мон-рем вмц. Екатерины на Синае; в кон. XV - нач. XVI в. в Москву были перенесены частицы мощей святой. По сведениям, выявленным В. А. Меняйло, крест с мощами Е. был вложен в Архангельский собор Московского Кремля Иоанном IV Грозным; неск. мощевиков с частицами мощей хранились в Благовещенском соборе ( Меняйло. 2000. С. 94). Особо почиталась Е. в семье московских великих князей, т. к. являлась небесной покровительницей матери жены Иоанна III, Софии Палеолог. Известно, что складень с мощами Е. был выполнен по заказу Иоанна III перед его походом на Вел. Новгород (1471). В 1-й трети XVI в. в мастерской вел. кнг. Соломонии Сабуровой (?) была создана подвесная пелена «Вмц. Екатерина» (ГММК), где великомученица изображена в рост со свитком в руке. Такие фронтальные - поясные и ростовые - изображения преобладали в живописи Москвы и Ср. Руси: напр., на иконе из Мурома кон. XVI в. (МИХМ) - по пояс; на иконе из Вознесенского мон-ря в Московском Кремле, 1686 (?) в окладе 1686 (ГММК) - в рост. На свитке обычно воспроизводится текст ее молитвенного обращения к Господу: на указанной иконе из МИХМ фрагменты надписи: «Господи Боже мой, услыши мя, елико аще тебе ся молю. Аще кто воспомянет имя мое Екатерину при исходе душа его, проводи его миром». В XVI в. в рус. иконописи, очевидно, появились первые изображения Е. с орудием мучения - колесом («Походная церковь», ТОКГ); поясные фигуры святых на псковской иконе «Свт. Николай», Галерея Р. Темпла, Лондон). Вмц. Екатерина с житием. Икона. 1668 (?) г. (ЯХМ) Вмц. Екатерина с житием. Икона. 1668 (?) г. (ЯХМ) С XVI в. в рус. искусстве складывался иконографический вариант, не встречающийся в византийском или балканском искусстве,- «Моление вмц.

http://pravenc.ru/text/189599.html

В 80-х гг. XVI в. в местном ряду иконостаса Софийского собора в Новгороде появилась икона В. М., зеркально повторяющая икону 1563 г. (под записью XVII в., оклад - 50-е гг. XVII в., НГОМЗ). В кон. XVI - нач. XVII в. икона того же извода была написана для псковского Троицкого собора. В дореволюционных путеводителях, как правило, указывалось, что местонахождение «второй иконы» в соборе было «на столпе» (в наст. время перед иконостасом главного придела). Эта иконография соответствует описанию облика В. М. в иконописном подлиннике XVIII в. по списку С. Большакова: «Рус, власы с ушей, брада аки Василия Кесарийского, пошире на нем, шуба червчата, испод лазорь, на главе шапка, в левой руке церковь празелен с белилом, об одном верху, Святая Троица» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 52-53). Существовали и др. варианты иконографии этого святого. В клейме псковской иконы «Церковь походная» в чине св. князей В. М. изображен с крестом в правой руке и с мечом в левой (3-я четв. XVI в., ТКГ). На иконе 2-й пол. XVII в. (ГМЗК) князь держит в правой руке Троицкий собор, а в левой - меч. В Сводном иконописном подлиннике XVIII в. описан др. вариант иконографии святого: «Неции пишут на руце церковь, под ногами лежит бранное оружие и щит». Образ В. М. мог быть включен в деисусную композицию: напр., на шитой вставке «Благовещение Пресв. Богородицы с деисусом» (сер. XVI в., ПИАМ); на иконе из деисусного чина (похищен из Изборского музея в 1963, местонахождение неизв.) иконостаса ц. Сергия Радонежского в Изборске (кон. XVI в.); на серебряной цате XVI в. (ПИАМ). В. М. представлен в 3/4-ном развороте, обе руки в жесте моления. Так же он изображен на боковом поле псковской иконы «Св. Троица» (кон. XVI в., ГТГ). в среднике иконы - Св. Троица, на полях - кнг. Ольга и кн. Всеволод (Гавриил), можно предположить, что икона связана с историей Троицкого собора в Пскове, основательницей к-рого, по преданию, была кнг. Ольга, а обновлял собор в XII в. В. М. В кон. XVI в. в Пскове появились иконы с изображением видения старца Дорофея - чуда, происшедшего во время осады города Стефаном Баторием в 1581 г. Наиболее ранняя икона с изображением явления Пресв. Богородицы старцу Дорофею (т. н. Псковско-Покровская) была написана для ц. Покрова от Пролома вскоре после 1581 г. и представляет собой изображение Божией Матери с предстоящими Псковскими святыми (преподобные Антоний и Корнилий, князья Владимир Киевский, Гавриил и Тимофей Псковские, блж. Николай Псковский), в числе к-рых на фоне панорамы Пскова - В. М. (до 2001 находилась в частной коллекции в Австрии, в наст. время - в Троицком соборе Пскова). Список с этой иконы с краткой летописью был в Успенском соборе Московского Кремля (прорись опубликована в кн.: Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. Рис. 10).

http://pravenc.ru/text/155468.html

К кон. XVI в. иконография И. приобрела больше вариантов, среди которых главным остается тип «моления»: святой стоит слегка склонившись, вполоборота, как на левой створке складня в металлическом окладе (кон. XVI - нач. XVII в., Национальный музей в Стокгольме; см.: Abel U. Icons. Stockholm, 2002. P. 84-85), где И. представлен в архиерейской мантии в верхнем ряду позади свт. Никиты. В рост, в молении, вместе со св. Иоанном Предтечей и свт. Иоанном Милостивым И. изображен на прориси с иконы XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 284-285). Ростовой образ И. (в архиерейской мантии) вводился в деисусный чин иконостаса, напр. на иконе 2-й пол. XVI в. из ц. Покрова Пресв. Богородицы Кижского погоста (МИИРК); на иконе с надписью: «ОА(г) ИВАНЪ ВЛ(д)КА» (XVI в., ГТГ). Общерус. почитание И. и др. Новгородских святителей привело к появлению его изображений на аналойных иконах-таблетках, напр. в комплекте, созданном предположительно для собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Суздале: на иконе с образом Св. Троицы на лицевой стороне и 3 Новгородских святителей, в т. ч. И., на обороте (2-я пол. XVI в., ГВСМЗ). И. изображен в коричневой мантии с красно-белыми источниками и в зеленой ризе, с большой окладистой бородой, с благословляющей десницей, в левой руке - свиток. Др. пример - на новгородской таблетке 2-й четв. XVI в. (ГЭ; см.: Косцова А. С. Древнерус. живопись в собр. Эрмитажа. СПб., 1992. С. 304-305. 3), где святитель изображен вместе с прп. Симеоном Столпником и прор. Захарией. В кон. XVI в. ростовой образ И., близкий к образам на лицевых пеленах и покровах, появился на полях икон-списков или повторений разного формата новгородской чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» (икона кон. XVI - нач. XVII в., НГОМЗ; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода. 2008. С. 560. Кат. 366). Изображения И. в различных изводах моления святых, как новгородских, так и иных земель, были распространены и позднее: на новгородской иконе «Избранные святые, с образом Св. Троицы» из с.

http://pravenc.ru/text/468947.html

вмч. Георгия Победоносца. В ц. ап. Андрея сохранились 2 слоя византийской живописи (3-й четв. и посл. четв. XIII в.), в ц. вмч. Георгия - фрески кон. XV и XVIII вв. Иногда рядом строили храмы разных архитектурных типов: напр., двойная ц. мц. Кириакии в местности Гония, более древний сев. придел которой относится к типу «купольного зала» (XIII в., фрески XIII и XVIII вв.). Наиболее интересен комплекс из 4 храмов в Пурко, включающий 2 купольных зала (юж. и сев.-зап. приделы) и 2 однонефные сводчатые церкви (сев. и сев.-вост. приделы). Южный, древнейший (нач. XIII в.) и самый большой из храмов был посвящен вмч. Димитрию Солунскому и дал название всему комплексу. Сев.-вост. придел, видимо, посвящен Пресв. Богородице (XIII в.), северный - свт. Николаю Чудотворцу (кон. XIII в.), северо-западный (кон. XIII в., но позже северного) - арх. Михаилу или свт. Василию Великому. В ц. вмч. Димитрия 4 слоя живописи: XIII в. (вскоре после 1207), кон. XIII в. (видимо, принадлежит архидиак. Димитрию из Монемвасии), нач. XIV в. и 1707. В ц. Пресв. Богородицы также прослеживаются слои XIII и кон. XIII в. (вероятно, фрески 1-го слоя выполнены тем же мастером, что и изображения 1-го слоя в ц. вмч. Димитрия). Церковь свт. Николая Чудотворца (кон. XIII в.) расписал архидиак. Димитрий из Монемвасии в 1287 или 1302 г. Фрески сев.-зап. придела (кон. XIII в.) аналогичны работам этого мастера. Фресками украшались и пещерные храмы, напр. ц. мц. Софии близ Милопотамоса (росписи посл. четв. XIII в.; худож. Феодор). В поствизант. период на Китире преобладали небольшие однонефные сводчатые храмы: напр., церкви Пантократора (1545, с фресками XVI и XVIII вв.) и Пресв. Богородицы Орфани (XVI в., с фресками XVI и XVII вв.) в крепости Китиры (Хоры). Кифирские епископы Феоктист (? - 1110), Нил (? - 1122), Дионисий Стронгилос (ок. 1569 или 1572-1584), Максим Маргуний (1584-1602), Дионисий (Катилианос) (ок. 1609-1630), Афанасий (Валерианос) (1630-1636, впосл. митрополит Филадельфийский), Софроний (Пангалос) (1637-1648 или 1673/74), Макарий (Вениерис или Дармарас) (1656 или 1674 - ?), Филофей (Дармарос или Васмулис) (? - 1697), Нектарий (Вениерис) (1697 или 1699 - 1728 или 1729), Неофит (Левунис) (1729 или 1731 - 1751 или 1757), Никифор (Морморис или Марморис) (1758-1770), Григорий (Касиматис) (1771-1776), Неофит (Калуцис) (1776-1781), Анфим (Левунис) (1782 или 1792-1816), кафедра вакантна (1816-1824).

http://pravenc.ru/text/1841167.html

XVIII в. (из Дмитрова, ЦМиАР; святители на фоне Успенского собора), XVIII в. (ГМЗРК), сер. XIX в. палехского мастера (ГИМ) и др. После канонизации сщмч. Ермогена (1913) появились изображения 5 Московских святителей. Как покровитель Московского государства П. обычно изображается вместе со свт. Алексием, напр. в молении на створке складня с образом Божией Матери Петровской в среднике (XVI в., СПГИАХМЗ). С XVI в. П. и свт. Алексия начали соотносить с образом свт. Николая Чудотворца: напр., по сторонам от него Московские митрополиты изображены на нижнем поле Владимирской иконы Божией Матери, с 12 праздниками и святителями на полях (ок. 1514, из Успенского собора Московского Кремля, ГММК); на шитой пелене «Избранные святые» 1-й пол. XVI в. (ГИМ; П. в среднике, со святителями Николаем Чудотворцем и Алексием Московским); на иконе кон. XVI в. (из собрания Г. А. Покровского, ЦМиАР; П. и свт. Николай предстоят перед образом Спаса Еммануила). Святители П., Алексий, Иона и Николай Чудотворец изображены в клеймах выносного запрестольного креста, вероятно происходящего из ц. Ризоположения Московского Кремля (20-е гг. XVII в., ГММК). Издревле существовала традиция соотнесения на одной иконе или в храмовой росписи Ростовских и Московских святителей, как на иконе-таблетке 2-й четв. XV в. из ТСЛ или на ростовской иконе кон. XVII в. (СПГИАХМЗ); вместе со свт. Леонтием Ростовским и прп. Феодосием Киево-Печерским П. изображен на 2 иконах-таблетках: 2-й пол. XVI в. (из собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале, ГВСМЗ) и кон. XV - нач. XVI в. (из новгородского Софийского собора, ГТГ) ; нередко изображение дополнялось также образами блгв. князей (ростовская икона «Избранные святые» 2-й пол. XVI в., ЦАК МДА). На иконе письма Ф. Е. Зубова из местного ряда иконостаса придела Покрова Пресв. Богородицы ц. прор. Илии в Ярославле (ок. 1660, ЯИАМЗ) образу Божией Матери «Знамение» молятся святители Московские, свт. Леонтий Ростовский и свт. Стефан Сурожский. На аналогичной по композиции иконе кон.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

В рус. изобразительном искусстве особое внимание получила тема заступничества арх. Михаила, явившегося Иисусу Навину с обещанием победы в борьбе за землю обетованную. Сюжет «Явление арх. Михаила Ииусу Навину» получил распространение с домонгол. времени и представлен как отдельно (напр., икона «Явление арх. Михаила Ииусу Навину» кон. XII в. в Успенском соборе Московского Кремля, ГММК; икона кон. XVI в., ГТГ;), так и вместе с деяниями арх. Михаила на его иконах или в циклах росписей, посвященных ему (напр., икона «Арх. Михаил, с деяниями», ок. 1400, в Архангельском соборе Московского Кремля, ГММК - клеймо 8; икона «Собор арх. Михаила, с бытием», кон. XVI - нач. XVII в., из собрания И. С. Остроухова, ГТГ - клеймо 8; роспись сев. крыльца Благовещенского собора Московского Кремля, 1564?). Этот сюжет неоднократно помещали на воинских знаменах (на знамени вел. кн. Московского Василия III - не сохр.; на знамени Ермака, кон. XVI в.; на знамени Дмитрия Пожарского, нач. XVII в.- оба в Оружейной палате Московского Кремля). Иисус Навин на иконах, фресках, произведениях прикладного искусства изображается в этой сцене, как правило, в духе визант. традиции: простертым ниц, без шлема, в княжеских одеждах; на знаменах - коленопреклоненным, возможно, под влиянием зап. образцов. С сер. XVI в. образ Иисуса Навина приобретает особое значение для рус. иконографии. Он ассоциируется с образом праведного царя и часто встречается в произведениях, изначально связанных с церквами и др. сооружениями царского дворца, придворным кругом: на миниатюрах Лицевого летописного свода, в росписях Золотой палаты и Благовещенского собора в Московском Кремле. Иисус Навин изображен на иконе в праотеческом чине Благовещенского собора Московского Кремля (XVI в., врезка в доски XIX в.): полуфигура воина, в пластинчатых доспехах, без шлема, в алом плаще, с поднятым в правой руке мечом, т. е. подобно тому, как изображали арх. Михаила в сцене «Явления арх. Михаила Иисусу Навину». Сцена взятия Иерихона в виде отдельного сюжета известна по иконе кон. XVI в. из собрания А. С. Уварова (ГТГ).

http://pravenc.ru/text/293947.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010