Сохранились 3 списка чудотворной иконы «Б. Ч.», в к-рых нетипичное для рус. икон положение Богоматери передано неточно. Первый был исполнен в кон. XVI в. и, вероятно, предназначался для Новодевичьего мон-ря (на него перенесли древний оклад), в 1927 г. был передан в Оружейную палату. Он является наиболее точной копией чудотворного образа (по размерам доски - 52,2 ´ 40 см, композиции и изображению - Оружейная палата ГММК). Др. список, икона-пядница (32 ´ 27 см) 2-й пол. XVI - кон. XVII в., находился в пядничном ряду иконостаса Благовещенского собора (ныне в его экспозиции на юж. галерее). На нем Богоматерь изображена сидящей на престоле, в мафории без звезд. Третий список, икона-пядница (32,5 ´ 28 см) из ризницы Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале, исполнена иконописцем Иоанном Авксентьевым в 1664 г. (ныне в ВСМЗ). На иконе есть надпись, содержащая историю ее создания, при этом дается еще одно искаженное наименование чудотворного образа - Хабаровская. Ист.: Переписная книга Благовещенского собора XVII в., по спискам: Архива Оружейной Палаты и Донского мон-ря//Сб. на 1873 г., изд. Об-вом древнерус. искусства при Моск. публичном музее. М., 1873. С. 9 (2-я паг.); Описание явлений всех икон Пресв. Богородицы и различные жития святых…- ГИМ. Муз. 42. Рукоп. сб-к 1714-1716 гг. Л. 60-60об. Лит.: Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. С. 36, рис. 28; Лихачев Н. П. Ист. значение итало-греч. живописи. СПб., 1911. С. 207. Ил. 445; Поселянин Е. Богоматерь. С. 772; Мартынова М. В. Оклад иконы «Богоматерь Млекопитательница» из собр. Музеев Моск. Кремля//ДРИ. М., 1984. [Вып.:] XIV-XV вв. С. 101-112; Bentchev I. Handbuch der Muttergottesiconen Russlands: Russlands Gnadenbilder - Legenden - Darstellungen. Bonn, 1985. S. 31; Щенникова Л. А. Чудотворные иконы Моск. Кремля//Христианские реликвии. С. 234; Быкова М. А. Икона «Богоматерь Блаженное чрево» («Хабаровская») из собр. Владимиро-Суздальского музея-заповедника//Искусство христ. мира: Сб. ст. М., 2002. Вып. 5. С. 179-184. Л. А. Щенникова

http://pravenc.ru/text/149357.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. Кон. XVI в. (Оружейная палата ГММК) Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. Кон. XVI в. (Оружейная палата ГММК) [Барградская, Барловская, Барбарская] (празд. 26 дек.), чудотворный образ из Благовещенского собора Московского Кремля (не сохр.). Названием иконы послужили начальные строки евангельского текста: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк 11. 27), отражающие иконографию образа. Согласно сказанию из рукописного сборника 1714-1716 гг., икона была принесена в Москву в 1392 г. из «Бара града Римския области», где она стояла при гробе свт. Николая, архиеп. Мирликийского; ее доска была сделана из «чудных разных многих древес». В Переписной книге Благовещенского собора Московского Кремля 1680 г., более поздних описях собора и лит-ре XIX - нач. XX в. икона называется «Барловская». Это наименование, как и «Барбарская», является искаженной формой от «Барградская», т. е. происходящая из города Бари. В нек-рых изданиях XIX - нач. XX в. различные наименования «Б. Ч.» описывались как самостоятельные чудотворные иконы. Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. 2-я пол. XVI в. - нач. XVII в. (ГММК) Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. 2-я пол. XVI в. - нач. XVII в. (ГММК) В кон. XIV в. «Б. Ч.» была украшена драгоценным окладом (в наст. время на списке иконы кон. XVI в.- Оружейная палата ГММК). В Переписной книге Благовещенского собора 1680 г. подробно описан золотой оклад (кон. XVI - нач. XVII в.; утрачен в 1812), к-рый был заменен новым серебряным, сохранявшимся на иконе до нач. 20-х гг. XX в. (изъят в комитет Помгола). «Б. Ч.» находилась в Благовещенском соборе до 1924 г.; дальнейшая ее судьба неизвестна. «Б. Ч.» представляет собой вариант иконографии «Млекопитательница», его отличительная особенность - изображение Богоматери, сидящей на подушке на земле. Младенец Христос возлежит на руках Богоматери (справа), прильнув к Ее груди; кисть Его правой руки придерживает грудь Матери. Н. П. Кондаков и Н. П. Лихачёв отмечали связь иконы с итало-греч. живописью. Иконографическая особенность и характер орнамента свидетельствуют о воспроизведении либо итал., либо далматинского оригинала 1-й трети XIV в.

http://pravenc.ru/text/149357.html

Судя по сохранившейся иконе-копии 1664 г. из суздальского Спасова Евфимиева мон-ря (ныне ГВСМЗ), эпитет «Барловская» при названии иконы является не топонимом, а искажением прилагательного «Хабаровская», которым икона обозначалась в инвентарях и описях дворцовых икон и разного имущества в кон. XVI-XVII в. ( Стерлигова И. А. К истории иконы «Богоматерь Одигитрия Иоасафовская»//Иконографические новации и традиция в рус. искусстве XVI в.: Сб. ст. памяти В. М. Сорокатого/Ред.-сост.: О. А. Дьяченко, Л. М. Евсеева. М., 2008. С. 165-166; Маханько М. А. Иконы в царском дворце Московского Кремля сер.- 2-й пол. XVI в. по письменным данным//Московский Кремль XVI ст.: Древние святыни и ист. памятники: Сб. ст. М., 2014. Кн. 2. С. 229-231). Почитание иконы «М.» в кремлевском Благовещенском соборе Москвы привело к созданию прорисей и новых списков, стиль к-рых уже отличался от оригинала, мог быть в духе сев. писем XVII - нач. XVIII в. (прорись Сийского подлинника, иконы из ЦМиАР, из частных собраний) или живоподобного письма, повторяющего стиль мастеров кремлевской Оружейной палаты (икона 2-й пол. XVII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае, икона 2-й пол.- кон. XVIII в. из Вел. Устюга, частное собрание). Под влиянием западноевроп. и поствизант. образцов к нач. XVIII в. сложился извод «М.», в к-ром Богоматерь показана кормящей Младенца сидя на серпе луны и облаках, в окружении ангелов и в лучах света. На серебряной тарели московской работы из Соловецкого монастыря подобный образ сопровождается текстом: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою» (1701-1710, ГММК; Костина И. Д. Произведения моск. серебряников 1-й пол. XVIII в.: Кат. М., 2003. С. 139. Кат. 110). Извод «М.» в таком варианте приобретал родство с изводами «Благодатное Небо», Остробрамской (Виленской) иконы Божией Матери, нек-рыми вариантами икон Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Крестогорская икона Божией Матери Икона Божией Матери «Блаженное Чрево». 2-я пол. XVII в. (частное собрание) Известно, что митр.

http://pravenc.ru/text/Млекопитательницы...

В попразднство существует система рядовых песней, т. е. там из канона могут браться не только 3-я или 6-я, а и 1-я, 4-я, 5-я и проч. Для каждого дня попразднства своя песнь. Такая же система и в Триоди Цветной, когда каждая седмица — попразднство своей недели, там действуют рядовые песни (т. е. песни, выстроенные по порядку). Тропари на Блаженнах могут быть не на одну тему, а как бы составные. Скажем, в воскресный день будет назначено несколько тропарей из Октоиха и несколько из службы святому. Одни будут из Октоиха — специальные, вторые — из 6-й песни канона святому. Тропари на Блаженнах могут быть на 12, 10, 8, 6. В Ирмологии есть разметка, и в зависимости от того, сколько Устав вам указывает на сегодня спеть Блаженн, вы с нужной отметки начинаете. Написано: 12-й стих, значит, после этого стиха надо припевать тропари. Стих — тропарь, стих — тропарь. На самом деле такое исполнение третьего изобразительного антифона почти не встречается в приходском богослужении; это указание Устава очень мало где выполняют. В Московской Духовной Академии тропари поют, и довольно красиво, но, насколько помнится, меньше нужного числа. У нас на приходах если хотят, но не умеют их петь, тропари читают. Так что полное исполнение этой части службы очень трудно где-либо встретить. Последнее, что нам осталось рассмотреть, это вопрос о том, что такое «есть Блаженны» и «нет Блаженн». Блаженны бывают, конечно, на все праздники с красными знаками в месяцеслове и при шестеричном святом. В каком случае Блаженн нет? Их может не быть на службе без знака, но не обязательно. Бывает, что служба без знака, а тропари на Блаженнах есть. Можно сказать так: Блаженн нет на самой простой будничной службе, этого достаточно. В Типиконе вы открываете конкретное число — предположим, 24 сентября, — и видите описание вечерни, потом описание утрени, потом канон, ексапостиларий, стихиры, потом сказано так: на литургии на Блаженнах Октоиха 4 и от шестой песни канона на столько-то. Встречается слово «Блаженны» и указано, откуда их взять — значит, Блаженны есть. А если открыть другое число в месяцеслове — там описание вечерни, утреня, и кончается так: светилен Октоиха, и все — описание службы закончилось. Нет слова «Блаженны» и не сказано, откуда их брать — значит, их нет вовсе. Трудность только в том, что мы редко служим лишь по Типикону; мы служим русским святым, которые в Типиконе вынесены за число, их богослужение там не описано, и регенту бывает трудно решить, в какой день можно петь вседневные антифоны. Можно попробовать сказать так: когда Типикон в описании древней службы не называет Блаженны, и когда богослужение русскому святому совершается как святому без знака, на литургии следует петь вседневные антифоны (если это не суббота и не воскресенье).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

В попразднство существует система рядовых песней, т.е. там из канона могут браться не только 3-я или 6-я, а и 1-я, 4-я, 5-я и проч. Для каждого дня попразднства своя песнь. Такая же система и в Триоди Цветной, когда каждая седмица – попразднство своей недели, там действуют рядовые песни (т.е. песни, выстроенные по порядку). Тропари на Блаженнах могут быть не на одну тему, а как бы составные. Скажем, в воскресный день будет назначено несколько тропарей из Октоиха и несколько из службы святому. Одни будут из Октоиха – специальные, вторые – из 6-й песни канона святому. Тропари на Блаженнах могут быть на 12, 10, 8, 6. В Ирмологии есть разметка, и в зависимости от того, сколько Устав вам указывает на сегодня спеть Блаженн, вы с нужной отметки начинаете. Написано: 12-й стих, значит, после этого стиха надо припевать тропари. Стих – тропарь, стих – тропарь. На самом деле такое исполнение третьего изобразительного антифона почти не встречается в приходском богослужении; это указание Устава очень мало где выполняют. В Московской Духовной Академии тропари поют, и довольно красиво, но, насколько помнится, меньше нужного числа. У нас на приходах если хотят, но не умеют их петь, тропари читают. Так что полное исполнение этой части службы очень трудно где-либо встретить. Последнее, что нам осталось рассмотреть, это вопрос о том, что такое «есть Блаженны» и «нет Блаженн». Блаженны бывают, конечно, на все праздники с красными знаками в месяцеслове и при шестеричном святом. В каком случае Блаженн нет? Их может не быть на службе без знака, но не обязательно. Бывает, что служба без знака, а тропари на Блаженнах есть. Можно сказать так: Блаженн нет на самой простой будничной службе, этого достаточно. В Типиконе вы открываете конкретное число – предположим, 24 сентября, – и видите описание вечерни, потом описание утрени, потом канон, ексапостиларий, стихиры, потом сказано так: на литургии на Блаженнах Октоиха 4 и от шестой песни канона на столько-то. Встречается слово «Блаженны» и указано, откуда их взять – значит, Блаженны есть. А если открыть другое число в месяцеслове – там описание вечерни, утреня, и кончается так: светилен Октоиха, и все – описание службы закончилось. Нет слова «Блаженны» и не сказано, откуда их брать – значит, их нет вовсе. Трудность только в том, что мы редко служим лишь по Типикону; мы служим русским святым, которые в Типиконе вынесены за число, их богослужение там не описано, и регенту бывает трудно решить, в какой день можно петь вседневные антифоны. Можно попробовать сказать так: когда Типикон в описании древней службы не называет Блаженны, и когда богослужение русскому святому совершается как святому без знака, на литургии следует петь вседневные антифоны (если это не суббота и не воскресенье).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Филиграни: Перчатка под короной с 6 фестонами — Брике, 10934 (1557—1558 гг.); Рука под короной — Лихачев, 1743 (1551 г.); Рука под 5–конечной звездой — Брике, 11222 (1542 г.); Перчатка под короной с 6 фестонами и буквой Р — Брике, 11042 (1561—1574 гг.); Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на тулове две полосы —Лихачев, 1778 (1556 г.), 1833 (1558 г.). 57) РГБ, ф. 37 (Собр. Т. Ф. Большакова), 251 (л. 51 об. — 56) — 50—60–е годы XVI в. Филигрань: Сфера. 58) Ярославский музей–заповедник, 15686 (л. 71—74 об.; б.с.) — 50—60–е годы XVI в. Филиграни: Перчатка под звездой — типа Брике, 10791 (1557 г.); Сфера под звездой — типа Брике, 13997 (1553 г.), Лихачев, 1920 (1567 г.). 59) Тверской областной архив, 1150 (л. 22—26 об.; со стихом) — около 1568 г. На л. 330 об. вкладная запись 1568 г. Филигрань: Перчатка под короной с 6 фестонами — Лихачев, 1929 (1568 г.). 60) Центральная научная библиотека Академии наук Литвы, F.19—103 (л. 177 об. — 179 об.; б.с.) —1569 г. 61) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 67 (1°) (л. 172 об. — 174 об.) — 60—70–е годы XVI в. Описание см. в разделе Редакции с записью чудес 1449 г. 62) РГБ, ф. 722 (Собр. Единичных поступлений, пост. 1980 г.), 192 (л. 407—414) — 80–е годы XVI в. Филигрань: Литеры V и Е под короной — Брике, 9718 (1578 г.). 63) ГИМ, собр. М. П. Вострякова, 906 (л. 84 об. — 88) — вторая половина XVI в. 64) ГИМ, собр. М. П. Вострякова, 1060 (л. 293—300) — вторая половина XVI в. 65) РГАДА, ф. 196 (Собр. Ф. Ф. Мазурина), оп. 1, 1109 (л. 72 об. — 76) — кон. XVI в. 66) ГИМ, собр. А. И. Хлудова, 239 (л. 165 об. — 168) — кон. XVI в. Описание см. в разделе Четвертой Пахомиевской редакции Троицкого вида. 67) ГИМ, собр. П. И. Щукина, 114 (л. 40—45 об.) — кон. XVI в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под трилистником, на титуле литеры IH — Брике, 12751 (1594 г.). 68) БАН, 33.11.12 (л. 102—103 об.) — кон. XVI в. Филигрань: Щит с крестом — Хивуд, 964 (кон. XVI в.). 69) Государственный архив Ярославской области, 471 (л. 268 об. — 280 об.; б.с.) — кон. XVI в.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В настоящий момент Бенедикт XVI проживает в Папских апартаментах в Кастель Гандольфо, поэтому они пока не опечатаны.  В последнем номере журнала «La Civilta " Cattolica» идет речь о титуле, которым именуется Бенедикт XVI после отречения. Авторы полагают, что правильнее называть его «Епископ на покое», а не «Папа на покое». Однако отец Ломбарди уточнил, что этот номер был подготовлен еще до принятия официального решения о титуле Бенедикта XVI, поэтому остается в силе титул «Папа на покое».  Папа на покое будет носить перстень: один из тех, которые были подарены ему, когда он был епископом и кардиналом.  Во время вакантного престола верховный авторитет Церкви принадлежит Коллегии Кардиналов. Кардинал-декан не имеет автономной власти над Коллегией. 2 марта 2013 Источник: Русская служба Радио Ватикана Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Ваше имя: Ваш e-mail: Отзыв: Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):   Материалы в данном сюжете 29.12.2022 12:07 Папа Римский Франциск посетил Бенедикта XVI 28.12.2022 14:25 Папа Римский Франциск попросил молиться за Папу на покое Бенедикта XVI 16.11.2020 02:27 Благовест-инфо Бенедикт XVI возобновил прогулки по садам Ватикана 20.08.2019 15:42 Бенедикт XVI принял в Ватикане немецких монахов-каноников 16.04.2018 14:36 Папа на покое Бенедикт XVI отмечает свой 91-й день рождения 19.02.2018 00:13 Благовест-инфо Слухи о парализующей болезни Бенедикта XVI не соответствуют действительности – пресс-служба Ватикана 14.02.2018 20:58 Благовест-инфо Георг Ратцингер: Бенедикт XVI страдает неврологической болезнью, которая постепенно парализует его 09.02.2018 01:13 Благовест-инфо Бенедикт XVI: Я нахожусь в паломничестве к Дому 27.12.2017 14:35 Папа Франциск поздравил Бенедикта XVI с Рождеством 19.10.2017 00:40 Благовест-инфо В Ватикане опровергают слухи о резком ухудшении состояния здоровья Бенедикта XVI 22.03.2017 19:09 Благовест-инфо На пороге своего 90-летия Бенедикт XVI сохраняет хорошую форму – секретарь почетного Папы 01.09.2016 11:46 Бенедикт XVI рассказал о своих любимых святых 15.08.2016 11:52 Бывшие ученики Бенедикта XVI проведут традиционную встречу 04.07.2016 18:07 Благовест-инфо «Последние разговоры» Бенедикта XVI будут изданы в сентябре немецким издательством 14.06.2016 23:09 Благовест-инфо Бенедикт XVI отпразднует 65 лет священства вместе с Папой Франциском 25.05.2016 11:36 В Риме состоялась презентация книги, посвященной понтификату Бенедикта XVI 20.04.2016 00:50 Благовест-инфо Бенедикт XVI поблагодарил всех, кто поздравил его с днем рождения 26.03.2016 16:07 Бенедикт XVI чувствует себя достаточно хорошо для своего возраста – пресс-служба Ватикана

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

20.08.2019 15:42 Бенедикт XVI принял в Ватикане немецких монахов-каноников 16.04.2018 14:36 Папа на покое Бенедикт XVI отмечает свой 91-й день рождения 19.02.2018 00:13 Благовест-инфо Слухи о парализующей болезни Бенедикта XVI не соответствуют действительности – пресс-служба Ватикана 14.02.2018 20:58 Благовест-инфо Георг Ратцингер: Бенедикт XVI страдает неврологической болезнью, которая постепенно парализует его 09.02.2018 01:13 Благовест-инфо Бенедикт XVI: Я нахожусь в паломничестве к Дому 27.12.2017 14:35 Папа Франциск поздравил Бенедикта XVI с Рождеством 19.10.2017 00:40 Благовест-инфо В Ватикане опровергают слухи о резком ухудшении состояния здоровья Бенедикта XVI 22.03.2017 19:09 Благовест-инфо На пороге своего 90-летия Бенедикт XVI сохраняет хорошую форму – секретарь почетного Папы 01.09.2016 11:46 Бенедикт XVI рассказал о своих любимых святых 15.08.2016 11:52 Бывшие ученики Бенедикта XVI проведут традиционную встречу 04.07.2016 18:07 Благовест-инфо «Последние разговоры» Бенедикта XVI будут изданы в сентябре немецким издательством 14.06.2016 23:09 Благовест-инфо Бенедикт XVI отпразднует 65 лет священства вместе с Папой Франциском 25.05.2016 11:36 В Риме состоялась презентация книги, посвященной понтификату Бенедикта XVI 20.04.2016 00:50 Благовест-инфо Бенедикт XVI поблагодарил всех, кто поздравил его с днем рождения 26.03.2016 16:07 Бенедикт XVI чувствует себя достаточно хорошо для своего возраста – пресс-служба Ватикана 21.12.2015 10:46 Бенедикт XVI издал неопубликованные проповеди 21.10.2015 19:42 Благовест-инфо Бенедикт XVI встретился с главным редактором крупнейшей немецкой газеты 17.04.2015 01:42 Благовест-инфо Почетный Папа встретил свое 88-летие в тишине и покое 16.04.2015 00:58 Благовест-инфо Бенедикт XVI задумывается о смерти и готовится к ней – архиепископ Генсвайн 16.02.2015 16:01 Спустя два года после ухода с Престола Святого Петра Бенедикт XVI ведет монашескую жизнь и играет на фортепиано 29.09.2014 09:21 Воскресная служба в Ватикане прошла в присутствии двух Пап Римских

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

125 κϑεσις τν γεγοντων ν τ ερα Μον κατ μνα Δεκμβριον το 1865, τε τως γιος Σιναου νβη ις Σναιου. Καν. δκ., σελ. 297–300. 127 κϑεσις... стр. 286. См. также копию с документа: Σομβιβαστικν γγραφον μετ το πρην Σιναου от 27 декабря 1865 г. – Синайская рукопись. 129 κϑεσις... Καν. δκ., стр. 289–290. Эти отцы возвратились из ссылки в сентябре того же 1866 года. 136 Каноническое право иерусалимского патриаршего престола на Синайскую архиепископию, засвидетельствованное официальными церковными документами. В Константинополе в 1868 г. [Документ 1] 137 Меморандум архиепископа Святой Богошественной горы Синай. В Константинополе в 1867 г. [Документ 2]. 140 См. «Послание блаж. патриарха иерусалимского к син. отцам» от 2 июня 1866 г. Κανον. δκαιον. стр. 152–153. 141 «Донесение отцов Синайской горы к блаженному патриарху Иерусалимскому» от 15 марта 1866 г. Κανον. δκαιον. стр. 149–151. 142 Послание блаженнейшего патриарха иерусалимского к синайским отцам от 2 июня 1866 года. Καν. δκ. стр. 152–155. 143 Послание блаженн. патриарха иерусалимского к святейшему вселенскому патриарху от 16 марта 1867 г. Καν. δκ. стр. 215. 144 Послание блаженн. патриарха иерусалимского к синайским отцам от 2 июня 1866 г. Καν. δκ. стр. 152–155. 145 Письмо Кирилла к блаженн. патриарху иерусалимскому от 5 июля 1866 года. Καν. δκ. стр. 159–160. 146 Письмо джуванийского собора к блаж. патриарху иерусалимскому от 1 августа 1866 года Καν. δκ. стр. 167. 148 Письмо джуванийского собора к блаж. патриарху иерусалимскому от 1 августа. Καν. δκ. стр. 168–169. 149 Донесение джуванийских отцов блаж. патр. иерусалимскому от 30 окт. 1866 г. Καν. δκ. стр. 183 и 186. 152 Письмо блаж. патр. иерусалимского к свят. вселенскому патриарху Софронию Καν. δκ. стр. 114–116. 154 «Очень огорчило нас, писал патриарх, что ваше всесвященство пишет и устрашает нас за то, что мы посреднически вмешались в сильную распрю, давно уже возникшую между вами и синайским братством. Брат! перестань с своей стороны длить скандал, предай забвению все случившееся, преклони христоподражательно выю свою и поспеши обменяться братским приветствием с братством твоим, да воцарится среди вас мир, любовь и единомыслие, ко спасению святой оной обители, хлеб которой вы все вкушаете и чрез которую вы возвышаетесь и почитаетесь; иначе – вы увидите последствия, и дадите ответ Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Праздничные календари Пятикнижия можно разделить на 2 типа: нежреческие (Исх 23. 14-19; 34. 18-26; Втор 16. 1-17) и жреческие (Лев 23; Числ 28-29). Особое место занимает еще один календарь - в Книге прор. Иезекииля (Иез 45. 18-25), к-рый в значительной степени ориентируется на вавилонскую традицию. Первый тип календарей включает только 3 праздника-паломничества, среди к-рых последний - праздник сбора плодов (  ), т. е. фактически К. п. Слово   обозначает сбор фруктов и маслин, оно противопоставляется слову   к-рое обозначает жатву (уборку зерновых), упоминаемую в календарях в том же контексте, что и   Кроме указаний на земледельческий сезон в календарях Исхода есть календарные указания: 1) «[Наблюдай]... праздник собирания плодов в конце года (    ), когда уберешь с поля работу твою» (Исх 23. 16); 2) «Совершай... праздник собирания [плодов] в поворотной точке года» (     в синодальном переводе - «в конце года») (Исх 34. 22). Первое выражение - «на исходе (или в конце) года» - можно также понимать в смысле «по окончании года», т. е. в начале следующего года ( Wagenaar. 2005. P. 21, note. 118). «Поворотная точка года» может означать, как в поздней евр. традиции, день равноденствия (в данном случае осеннего). Где-то вблизи от окрестности этой т. н. точки, вероятно, происходил переход от старого года к новому (по лунному календарю). Так или иначе, в нежреческих календарях дата праздника соотносится с земледельческим сезоном сбора маслин и поздних фруктов и их первичной переработки. Эти мероприятия должны были закончиться до первых дождей, т. е. до того времени, когда уже можно проводить сев на следующий год. В основе праздничного календаря лежит годовой цикл земледельческих работ, к-рый может быть реконструирован для данного периода исходя из т. н. Гезерского календаря (X в. до Р. Х.; см.: The Context of the Scripture/Ed. W. W. Hallo, K. Lawson Younger. Leiden, 2000. Vol. 2. P. 222); этот календарь представляет собой распределение земледельческих работ различного вида по 12 месяцам года. Пример такой реконструкции дает О. Боровски. Сев зерновых (с кон. окт. до кон. дек.) знаменует начало земледельческого года. Сеяние сопровождалось вспашкой. Затем совершались более поздняя посадка овощей (кон. дек.- кон. февр.) и прополка (март). Вслед за этим приходило время жатвы ячменя (от весеннего равноденствия до кон. апр.), ее началу был посвящен праздник Пресного хлеба (   в синодальном переводе - опресноков). Период жатвы пшеницы (с кон. апр. до кон. мая) завершался праздником Недель (   в синодальном переводе - седмиц), или Жатвы пшеницы. Виноград собирали в июне-июле, проч. летние фрукты - в кон. июля - кон. авг. Сезон сбора урожая завершался 2-месячным периодом сбора маслин (с кон. авг. до кон. окт.), который заканчивался грандиозным праздником Сбора плодов (  ) ( Borowski. 2003. P. 28).

http://pravenc.ru/text/2462363.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010