Соборный храм Ватопеда, построенный в X веке, один из самых обширных на Афоне, освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Продолжаются работы по восстановлению первоначальных фресок кафоликона, датируемых 1312 годом. При входе в храм пред глазами паломников появляется удивительной красоты мозаичный образ Спасителя. Также великолепны мозаичные изображения Благовещения Богородицы и Свт. Николая Мирликийского чудотворца. Мраморный иконостас (972–985) скрыт за деревянным иконостасом XVIII века. Некоторые его части были использованы в других монастырских постройках.Перечисление всех святынь и уникальных произведений искусства ватопедского кафоликона заняло бы целую книгу, но и она не передала бы впечатления, которое производит на паломников этот уникальный соборный храм. По обеим сторонам притворов два придела: по правую сторону – Свт. Николая Чудотворца, по левую – вмч. Димитрия Солунского; над последним находится ещё небольшой придел на хорах во имя Пресвятой Богородицы, называемый «Отрада» или «Утешение», здесь пребывает этот чудотворный образ Божией Матери. Кроме соборного храма в обители ещё девятнадцать параклисов; по местному обычаю в будние дни после совместно отслуженной утрени братия расходится на литургию по параклисам. Особенное внимание стоит обратить на храм Святых бессребреников. Согласно монастырскому преданию он был построен святителем Саввой Сербским. В этом параклисе сохранилась древнейшая в мире фреска с изображением святителя Григория Паламы (ок. 1400 г.). В Ватопеде самая высокая и древняя на Святой Горе колокольня, датируемая 1427 годом. Интересно, что Ватопед первым из Афонских монастырей ещё в 1914 году построил собственную электростанцию. В трапезной паломникам стоит обратить внимание на мраморные столы, по преданию происходящие из Студийского монастыря в Константинополе. Совершить виртуальную экскурсию по монастырю Святые [ править править код ] Главное сокровище Ватопеда – это сонм, просиявших в нём Святых. В Ватопеде подвизались: преподобный Максим Грек и возродитель монашества на Крите иеромонах Лаврентий Дзангаролос. Также почитаются: первостроители обители, св. Симеон Сербский и мученики, от латин пострадавшие. В Ватопеде подвизались преподобные: Савва Виматарис, Геннадий, игумен Ватопедский , Савва, Христа ради юродивый, Неофит (Богородица открыла ему дату блаженной кончины), Никодим (старец свт. Григория Паламы), послушники Агапий и Никодим. Всего в монастыре жило шестьдесят шесть прославленных Церковью подвижников. Память собора Ватопедских Святых ежегодно торжественно празднуется 10 (23) июля. Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Вато...

Одновременно как священнослужитель вел пастырскую работу с больными алкоголизмом и наркоманией в московской городской наркологической больнице 17 и в наркологической клинике 13 Всесоюзного научного центра медико-биологических проблем наркологии. 1 марта 1990 г. назначен настоятелем вновь открытого больничного храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле в Москве. В 1990 г. (на втором советско-американском церковном семинаре по алкоголизму и наркомании) в конференц-зале ОВЦС состоялось учредительное собрание, на котором по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было учреждено Православное братство трезвости «Отрада и Утешение» (со статусом общественно-религиозной организации). В 1990-1991 гг. — секретарь Комиссии Священного Синода по благотворительности и катехизации, которая позднее была преобразована в два синодальных отдела — Отдел по церковной благотворительности и социальному служению и Отдел религиозного образования и катехизации. В 1990-1991 гг. — секретарь Комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в марте 1991 г. освобожден от обязанностей секретаря Комиссии в связи с переходом на приходское служение). В апреле 1991 г., оставив работу в ОВЦС, перешел на приходское служение во вновь открытый больничный храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле в Москве. Осуществляя приходское служение, в качестве председателя Православного братства трезвости «Отрада и Утешение» продолжил участие в работе движения по преодолению алкоголизма и наркомании в сотрудничестве с Министерством здравоохранения СССР, с Отделом наркологии и психиатрии Управления специализированной медицинской помощи Министерства здравоохранения СССР, Всесоюзным научным центром медико-биологических проблем наркологии Минздрава СССР (ВНЦ наркологии), с кафедрой наркологии Центрального института усовершенствования врачей, с другими структурами и службами наркологической помощи населению, а также по линии Моссовета, а позднее — мэрии Москвы в качестве члена Межведомственной комиссии Моссовета по делам больных алкоголизмом и наркоманией.

http://radonezh.ru/2024/01/25/prestavils...

В своем докладе председатель Синодального комитета высказался по широкому кругу общественно значимых проблем, остановившись на большой работе духовенства по воспитанию молодого поколения на основе духовно-нравственных традиций казачества. Выступавший коснулся вопроса исключения из системы ОМС операций по прерыванию беременности. «Год назад бурно дискутировалась инициатива Святейшего Патриарха вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования. Она так и не прошла Государственную Думу, и история еще накажет нас за эту нерешительность», — подчеркнул владыка Кирилл. Руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы В.И. Сучков выразил благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за решение даровать храму иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле статус казачьего. Он подтвердил готовность Департамента и дальше поддерживать мероприятия по сохранению и популяризации культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества, вместе с Синодальным комитетом помогать казачьей молодежи становиться нравственно зрелыми и ответственными людьми. Затем В.И. Сучков зачитал участникам казачьего направления Чтений приветствие мэра Москвы С.С. Собянина . Верховный атаман «Союза казаков-воинов России и Зарубежья» В.П. Водолацкий рассказал о своем участии в выработке мер по обучению детей опыту нравственного поведения в обществе, помощи учащимся социализироваться на основе правильной морально-этической модели. Председатель Профильной комиссии по вопросам международной деятельности казачьих обществ и объединений Совета при Президенте РФ по делам казачества О.В. Васнецов поблагодарил Синодальный комитет за труды по координации международной деятельности казаков, проживающих вдали от исторической Родины. «Вы организовали уже VIII международную научно-практическую конференцию, собрав большое количество делегатов из-за рубежа — представителей духовенства и казачьих обществ», — сказал О.В. Васнецов. Он назвал проверенные веками духовно-нравственные традиции казаков опорой государства и общества. Эти традиции святы и для потомков казаков, проживающих за рубежом.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5138100...

Если взглянуть на нашу землю духовным взором, то она явит собой очень печальное зрелище — она вся как бы покрыта мраком человеческих скорбей, грехов, всяких неправд и беззаконий. И страшно, безотрадно было бы жить, если бы не светила нам нежная любовь Матери Божией. Как тихие звездочки во мраке ночи, сияют по всей вселенной Ее чудотворные иконы, словно бы Она обошла всю нашу грешную землю и везде оставила залог Своей милости. Многие места освятила Матерь Божия Своими иконами, чтобы они, как благодатные маяки, проливали свет надежды, указывали путь спасения людям, бедствующим в житейском море. Она у нас одна — Царица Небесная, но сколько нежных, полных благодарности имен дал Ей православный народ: «Взыскание погибших», «Утешение» и «Отрада», «Всех скорбящих Радость», «Умягчение злых сердец» и много-много других. Но, кажется, нет более сильного, более точного имени для Нее, чем Заступница, Матушка, Заступница Усердная рода христианского. Мы по праву именуем Ее так потому, что Она заступается за нас везде и всегда. Мы настолько слабы, настолько немощны, во всем стеснены, что без Нее нам было бы совсем плохо. Она только и делает, что заступается за нас, откуда бы ни пришла беда. Она всегда скора на помощь, Она ведь Мать, родная Мать наша. В тот час, когда Она в безмолвной материнской скорби стояла на страшной Голгофе, где в муках умирал Ее возлюбленный Сын, Сын Божий, когда Она расставалась с Тем, Кто был Ее радостью, Ее утешением, Ее любовью, Она приняла от Него Материнство над всем родом человеческим. Умирая, Господь наш Иисус Христос всех нас вручил Ее попечению. И с тех пор Ее материнская любовь не знает покоя, Матерь Божия не знает другого дела, как заботиться о нас. Мы стали Ее детьми, родными, дорогими для Нее. Но надо сказать, мы очень непослушные, неблагодарные, трудные дети, да к тому же у нас столько врагов, столько угрожает нам напастей… Но разве Мать может не заступиться за нас? «… Иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими…» 1 Ведь мы с вами, возлюбленные братья и сестры, бываем в жизни совершенно беззащитными. И если бы Она нас не защищала, то нам совсем было бы плохо, потому что скорбей и бед у нас бесчисленное множество и всякая человеческая помощь зачастую бывает тщетна.

http://azbyka.ru/zastupnica-userdnaya

И есть еще одна — самая тяжелая болезнь. Продолжительность ее неопределенна, она умаляет нас до полного бессилия, приводит к расслабленности и всецелой от нее зависимости. Это духовное одиночество, часто связанное с внешним одиночеством, например из-за так называемой «самоизоляции» и подобных причин, или уныние с его невозможностью полноценно трудиться. Для священника — ревностно служить и проповедовать, для монаха — исполнять свое правило, для матери семейства — заниматься своими детьми. Все это может оказаться мучительным и непереносимым для нас. После того как мы испытаем все средства для восстановления нашего физического и духовного здоровья, хорошо нам повторять вслед за святыми: «Господи, достойное по делам своим приемлю, делай со мной все, что Ты хочешь, когда Ты хочешь и как Ты хочешь». Мы должны просить у Него большей любви к Нему и говорить с полной отдачей себя Ему: «Да будет воля Твоя!» Сколько раз каждый день и в самых различных обстоятельствах произносили мы, наверное, эти слова! Но надо, чтобы они были не просто словами. Когда мы почувствуем, что испытания становятся слишком тяжелыми для наших немощных сил, обратимся к Божией Матери, прося у Нее помощи и утешения. Потому что Она всегда «Отрада и Утешение», всегда любящая Утешительница стольких телесных и духовных скорбей, от которых страдает род человеческий. Она знает наши скорби и наши беды, потому что Сама была исполнена скорбей: от Вифлеема до Голгофы оружие проходило Ее душу. Она наша духовная Мать, а мать всегда понимает своих детей и утешает в их нуждах. Кроме того, Она получила от Господа в час Его Страданий на Кресте особый дар любви и служения нам, дар всегда любить ради того, чтобы спасти нас. Она дает нам Свое самое большое утешение, указуя на Крест Своего Сына и на Его Воскресение. Будем молиться Матери Божией, нашей Отраде и Утешению, чтобы Она даровала нам всем понять, что ключ блаженства находится в заповедях Ее Божественного Сына и в нашей верности Ему. Он всегда знает, какой самый лучший путь для каждого из нас, по которому мы должны следовать.

http://moral.ru/otrada-i-uteshenie/

В марте 1898 г церковь не была устроена, и мать Екатерина просила владыку Макария отдать им церковь Иоанна Милостивого. Притч согласился проводить службы до подбора штатного притча в общину. Весной близь Дугнинского перевоза был поставлен столбик с иконой Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение» и кружкой для доброходных подояний. В декабре 1898г. на имя преосвященного Макария поступило прошение матери Екатерины ( Метцендорф ) на утверждение проекта, составленного московским архитектором Жигардловичем В.Ф. на строение для женской обители «Отрада и Утешение». 1.проектом предусматривалось строительство церкви-школы во имя Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение» по проекту деревянная, рубленная, под железо крытая. 2. Смешанного корпуса для трапезной с кухней в нижнем этаже и детского приюта для девочек на втором деревянном этаже. 3. Каменной колокольни в два яруса с боковыми пристройками для предполагаемых часовень. 4. Смешанного корпуса для келий с нижним каменным строением, верх деревянный. 5. Каменной часовни. В мае 1899 г. утвержден план каменной паперти в церкви Иоанна Милостивого. 12 мая 1901 г. священник церкви села Карово о. Сергий Ватолин обследовал храм и нашел его пригодным к освящению и решено было пристроить алтарь с престолом во имя Божей Матери «Отрада и Утешение» к приютской школе, тем самым организовав домовую церковь. Освящение св. престола было совершено 18 декабря 1901года благочинным округа священником Сергеем Валотиным по церковному чиноположению. Определение Святейшего Синода от 26 апреля - 11 мая 1911 г. за 2915, постановлено: существующие при с. Дугнинском заводе, Калужской епархии, женское общежитие " Отрада и Утешение " обратить в женскую общину, с таким числом сестер, какое община будет в состоянии содержать на собственные средства. Был получен указ Св. Синода о передаче церкви свт. Иоанна Милостивого обители, а также и земли при ней. В 1913 г. община преобразована в монастырь. В 1915 г. он насчитывал 165 монахинь, в этот же год епископом Георгием (Ярошевским) в нем был освящен трехпрестольный храм.

http://sobory.ru/article/?object=28528

Пел казачий хор «Волжские станичники» из г. Самары, прибывший специально по торжественному случаю. По окончании богослужения протоиерей Сергий Дикий, обращаясь к митрополиту Кириллу, подчеркнул, что храм был построен в память всех погибших по разные стороны баррикад в первую революцию 1905-1907 годов. «Здесь на стенах храма до 1917 года были сооружены поминальные плиты, на которых были высечены имена убиенных казаков. Для того, чтобы память о павших казаках жила, чтобы нынешнее воинство казачье, находящееся в Москве и за ее пределами, наполнялось той неиссякаемой духовной силой, которой всегда были крепки казаки, Вас Святейший Патриарх определил в этом храм почетным настоятелем и даровал храму статус казачьего», — сказал священник и преподнес владыке митрополиту икону Божией Матери «Отрада и Утешение». Митрополит Кирилл обратился к духовенству, казакам, всем верующим с архиерейским словом: «Действительно, в истории восторжествовала правда, потому что храм иконы Божией Матери " Отрада и Утешение " был построен для казаков. I Донской казачий полк имени Александра Васильевича Суворова располагался как раз напротив будущего храма, на Ходынском поле. Член Русского монархического собрания в Москве, действительный статский советник, благотворитель И.А. Колесников предложил московскому генерал-губернатору построить храм в память погибших в годы первой революции казаков и в утешение тем казакам, которые остались живы и помогли тогда спастись многим своим гражданам. Храм этот сооружался также в память о погибшем от рук террориста великом князе Сергее Александровиче. К сожалению, недолго он простоял, после революции 1917 года был закрыт. И только трудами пастырей наших, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, затем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла храм был восстановлен и открыт уже долгое время для всех православных верующих. Будучи наместником Донского монастыря , я молился перед Донской иконой Божией Матери и радовался встречам с казаками в обители. И не предполагал, что, вознося молитвы у иконы " Отрада и Умиление " в Ватопедском монастыре на Афоне, буду нести послушание как почетный настоятель храма иконы Божией Матери " Отрада и Утешение " . Теперь в храме иконы " Отрада и Утешение " я буду встречаться с казаками на богослужениях, а также на мероприятиях Синодального комитета, который располагается при храме.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

5 февраля 1924 года храм закрыли. Под снос пошли все пять глав церкви и звонница. Сначала на территории храма помещалось общежитие, затем склад и строительный цех завода «Знамя труда». Из окружающей современной застройки здание выделяли только остатки красно-белой кладки, подражавшей византийским традициям. Храм еще раз чудом уцелел от сноса в конце 1980-х гг., когда на его месте запланировали площадку для машин, подъезжающих к моргу Боткинской больницы. Однако, главный врач больницы предложил вернуть его церкви с тем, чтобы воссоздать здесь вновь первую в СССР больничную церковь. Восстановление храма началось в 1990 году. 5 января 1991 г. церковь вернули верующим. Отрада» или «Утешение» иконы Божией Матери на Ходынском поле церковь (улица Поликарпова, дом 16). Храм в честь афонской Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада» или «Утешение» выстроили в византийском стиле на Ходынском поле около Николаевских казарм в 1909 г. (архитектор В.Д. Адамович). Он был задуман как полковой для Донского 1-го казачьего имени генералиссимуса А.В. Суворова полка и 1-й Гренадерской артиллерийской графа Брюса бригады. Средства на строительство церкви пожертвовал И.А. Колесников. На мемориальных мраморных досках, укрепленных на стенах внутри храма, были высечены имена двух тысяч жертв революции 1904–1905 годов, список которых открывало имя великого князя Сергия Александровича. В связи с этим мемориальным посвящением храм еще именовался памятником Русской Скорби. В церкви установили мраморный иконостас, западные, южные и северные двери украсили резьбой по камню. В старинном стиле известным иконописцем В.П. Гурьяновым были написаны запрестольные иконы Спасителя и Богоматери, которые сплошь были покрыты шитыми золотом ризами, украшенными жемчугом и другими драгоценными камнями. Достопримечательностью являлась и плащаница, исполненная инокинями Алексеевского монастыря по рисунку В.М. Васнецова. После 1917 г. храм обслуживал, в основном, докторов и сестер милосердия расположенной рядом Боткинской больницы. Церковь закрыли в начале 1924 г. и использовали под различные хозяйственные и производственные нужды. Были уничтожена глава храма и колокольня. В 1990 г. храм вернули Московской Патриархии, а к 1996 г. восстановительные работы были завершены. К этой церкви приписан домовый храм святых бессребреников Космы и Дамиана при Московской клинической больнице имени С.П. Боткина и клинике Онкологического научно-исследовательского института имени П.А. Герцена.

http://sobory.ru/article/?object=03725

Больничная церковь во имя Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста устроена старанием игуменьи Феофании на данные ей деньги крестьянином Василием Чижовым в размере 10 000 руб. Э. А. фон-дер-Брюгген, Н. М. Евреинов " Лавры, монастыри и  храмы на Св. Руси. С-Петербургская епархия " . - СПб, 1909  В 1850 г. Воскресенский Новодевичий монастырь посетил иеромонах Серафим Святогорец, в схиме Сергий, известный автор духовных сочинений. Общие знакомые и схожая судьба сблизили иеромонаха и старицу Феофанию. В знак расположения отец Серафим прислал в Новодевичью обитель список с Афонской Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». На обороте иконы была сделана надпись афонскими старцами: «Господи! Ради молитв и ходатайства Твоей Пречистой Матери да будет благословение Св. Афонской Горы и старцев Русского Пантелеимоновского монастыря на месте, идеже волею августейшего монарха Николая Первого по благословению свыше, воздвижется тихое пристанище невест Христовых! Да от сего пресвятого лика Пренепорочной Твоей Матери, Господи, излиется благодать и спасение на царствующий град Св. Петра и на Державный Дом и на всю Россию от конец и до конец ее». Игумения Феофания решила освятить в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» келейную церковь настоятельского корпуса. Храм по проекту архитектора Н. Е. Ефимова был заложен в июле 1850 г. и торжественно освящен 27 июня 1854 г. в присутствии членов императорской фамилии. Главной святыней церкви стала чудесная Ватопедская икона Божией Матери. В монастыре особо праздновались и день ее прославления, и день ее помещения в обитель. В храме круглые сутки читалась неусыпающая Псалтирь. После революции церковь во имя Афонской иконы Божией Матери дольше других монастырских храмов оставалась действующей. В обезображенной, лишенной куполов и крестов церкви велись службы. С началом «большого террора» в 1937 г. судьба храма была решена. 19 августа был арестован и 31 августа расстрелян протоирей Павел Карманов, а в декабре того же года был расстрелян протоирей Леонид Дьяконов. 7 марта 1938 г. был арестован и 18 марта расстрелян последний священнослужитель церкви во имя Афонской иконы Божией Матери протодиакон Владимир Беляев. Службы в храме прекратились, наступил длительный период упадка и разорения. Известно, что после закрытия церкви чудотворная Ватопедская икона Божией Матери была сохранена послушницей Ксений. В 1980-х гг. в доме, где жила Ксения, случился пожар. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.

http://sobory.ru/article/?object=05266

По окончании Литургии состоялся крестный ход вокруг храма. Епископ Бронницкий Парамон передал митрополиту Ставропольскому Кириллу, духовенству и мирянам Первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а затем обратился к верующим с архипастырским словом. «В этот торжественный день мы видим восстановление исторической справедливости. Законы истории основываются на правде Божией, и в этом мы еще раз убедились на примере храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле. Храм был возведен в 1909 году в честь казаков, служивших своему народу и Отечеству верой и правдой, до конца оставшихся верными своей присяге. В богоборческий советский период храм был закрыт, и только в 90-е годы прошлого века поруганное большевиками место снова ожило, храм начал восстанавливаться заботами и трудами верующих. Сегодня по благословению Святейшего Патриарха, даровавшего статус " казачий " этому храму в конце прошлого года, в его стенах снова собираются казаки для участия в общей молитве, развития приходской жизни. Значит традиции будут жить конкретным участием честного казачества и прихожан», — сказал, в частности, архиерей. Митрополит Ставропольский Кирилл поблагодарил владыку Парамона за радость совместной молитвы в престольный праздник храма и сказал: «Знаю Ваши усилия к тому, чтобы этот храм развивался и продолжал свою историю в качестве общего дома для казаков из Москвы, других регионов России, представителей реестровых и общественных казачьих организаций. Видны перемены после значительных реставрационных работ в Донском ставропигиальном мужском монастыре, который мне по-прежнему очень дорог. После моего послушания в качестве наместника обители, теперь за ее судьбу ответственны Вы, владыка, и продолжаете знаменитый московский монастырь благоукрашать и совершенствовать. Огромная благодарность Вам за мудрость и труды. Прошу Вас передать Святейшему Патриарху благодарность за судьбоносное решение о придании статуса " казачий " храму иконы Божией Матери " Отрада и Утешение " , в котором за два с небольшим месяца с момента подписания распоряжения прошло много мероприятий с участием казаков. Будем совместно заканчивать реставрацию этого храма, развивать деятельность Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, воцерковлять казаков».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5143173...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010