37) т. е. относится к Самой Богородице и приемлются Ею так, как бы Она Сама соприсутствовала нам. Что мы радуемся этому счастию и чтим Матерь Божию, в Ея чудотворном лике, об этом, сказал Владыка, свидетельствует то, что вчера на сретение Ея вышли все – малый и большой, богатый и бедный, знатный и убогий, слуга и властелин, начальники и подчиненный. Не то ли же самое свидетельствует настоящее многочисленное стечение народа, теснота в храме, это неудержимое всех стремление к чудотворному образу, чтобы лобзанием его выразить свою любовь к Матери Божией и освятиться Ея благодатно, и наконец, предстоящий крестный ход кругом города, разрешенный высшею духовною властию, по просьбе представителей его». Далее Владыка сказал слушателями о томи, какую еще можно оказать любовь к Матери Божией по отношению к Ней и самих себя. «По отношению самих себя, сказал Владыка, мы сделаем угодное Матери Божией то, что, если кто из нас привязан к какой-либо страсти, разорвем эту связь здесь, в присутствии чудотворного образа. Матери Божией будете это приятно и для нас спасительно. По отношению к Матери Божией мы сделаем то, что в предстоящий крестный ход всею массою пойдем в след Ея. Да и возможно-ли иначе? Уже ли Матери Божией одной идти кругом града? По своим нуждам житейскими нас ничто не удерживаете оставаться дома и совершать иногда далекие путешествия. Уже ли же для Матери Божией мы не сделаем того, что делаем для себя и для других. Еще больше выразим усердия с своей стороны, продолжали Владыка, если в настоящие дни в честь Матери Божией будем совершать какие-либо добрые дела». При этом Владыка указали и примеры. «Тебе, например, должен бедный человек известную сумму, и уплата с его стороны почти не возможна, а тебя она не можете ни обогатить, ни разорить.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/torzhest...

1 сотница святому храма или 2 минуты 1 сотница святому седмицы или 2 минуты Повечерие: Так же, как и вечерня, с добавлением 6 сотниц Божией Матери или 10 минут по часам и 1 сотницы ангелу-хранителю или 2 минут Полунощница: 12 сотниц Спасителю или 20 минут 3 сотницы Божией Матери или 5 минут Утреня: 27 сотниц Спасителю или 1 час 9 сотниц Божией Матери или 15 минут по 1 сотнице или по 2 минуты святому дня, святому храма и святому седмицы, как на вечерне; 3 сотницы всем святым или 5 минут Последование ко Святому Причащению: 12 сотниц Спасителю или 20 минут 3 сотницы Божией Матери или 5 минут Молебен Спасителю, Божией Матери или святому: 6 сотниц или 10 минут Часы 18 сотниц Спасителю или полчаса 6 сотниц Божией Матери или 10 минут Если у тебя мало свободного времени и ты едешь в автобусе или находишься где-то еще, вместо того, чтобы рассматривать окружающих, посмотри на свои часы, заключись внутри себя и произноси молитву, как мы сказали выше. Благодаря привычке, неотступному вниманию и непрестанной молитве ты станешь труднодостижимой целью для лукавого. Соединяя с этим благоделание любви, милосердия, веры, сострадания, умиления, самоосуждения, надежды на Бога, регулярной исповеди и божественного причащения, ты приобретешь крепкий арсенал оружия и сделаешься защищенным благодатью Божией и почти недоступным для смертоносных стрел диавола. Господь сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» ( Ин.15:5 ). Поэтому, зная свою немощь, смиряйся и прославляй Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитвы, читаемые по чёткам Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Божией Матери: Пресвятая Богородице, Святым: Святый апостоле (мучениче, пророче, праведный, преподобие отче наш, святителю отче наш и т.д.), моли Бога о мне (или просто: святе (святая)… моли Бога Ангелу Хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя. Молитвы святым седмицы

http://azbyka.ru/molitvoslov/inocheskoe-...

Скажи ему ныне, что в честь Матери Божией прощается ему долг сей. Или – тебя оскорбили известный человек; ты можешь, по закону, подвергнуть его за сие немалому наказанию: вместо преследования отпусти ему нанесенное тебе оскорбление и скажи, что ты делаешь это в честь Матери Божией. Наконец, ты знаешь, что в убогой хижине живет вдова с малолетними детьми, которая сегодня, быть может, последний кусок хлеба разделила птенцами своими, а на завтра не иметь ничего. Зайди в эту хижину, окажи посильную помощь сиротами и скажи, что данное ими прислано от Матери Божией! Все эти и подобный ими дела, сказали Владыка, как будут приятны для Матери Божией! Как отрадны и полезны и для нас самих! Ибо Владычица мира не останется пред нами в долгу, а испросить у Бога Сына Своего новые милости и благословения». Далее Владыка указали слушателями еще на один способ, какими возможно выразить усердие к Матери Божией, именно: «Если, хотя в настоящие дни пребывания здесь чудотворного образа Матери Божией, посвятим себя на размышление о своем душевном состоянии. Такая беседа может привести нас в чувство и остановить от многих грехов. Хотя этим, сказали Владыка, мы окажем благодеяние самими себе, но Матерь Божия примети его за особенный дар для Ней самой, ибо Ея пища, Ея покой и веселие – наше спасение. Для того она и соблаговолила посетить здешний град в чудотворном лике своем, совершила все чудеса и знамения, чтобы тронуть ожесточенных грешников, подкрепить слабых верою и утешить скорбящих». Свое многоназидательное поучение Владыка заключили пожеланием слушателями того, чтобы совершаемое торжество в честь принесения чудотворного образа Старорусской Божией Матери послужило ими не в зрелище очами, а на пользу и спасение душами, чтобы от присутствия с Материю Божиею они возвратились в домы свои и смиренномудренными, и богобоязненными, и любвеобильными, дабы во всеми ощутительно было, что они находились с Материю Божиею.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/torzhest...

Каждый период имел свои формы, каноны — тем сложней и одновременно насущней задача понять эти периоды русского песнотворчества в прославлении Богоматери на протяжении различных стадий развития русской истории. Служба празднику Покрова Божией Матери Самой древней богородичной службой на Руси является последование на день Покрова Божией Матери. Согласно мнению А. Доброклонского, установление праздника относится к концу домонгольского периода. Он считает, что в этой службе русские Божией Матери благодарность за все благодеяния, оказанные Ею Отсюда, по Доброклонскому, расширялось содержание и значение праздника и ему придавался 4 . Действительно, событие, имевшее место в Греции, приобретает на Руси подлинно русское звучание, и не случайно в современном каноне русским святым уже в богородичне первой песни канона говорится о прославлении праздника Покрова в российской земле 5 . Имеются более точные указания современных исследователей, что праздник Покрова Божией Матери установлен святым князем Андреем Боголюбским в 1164 году, а в 1165 им сооружен храм Покрова на Нерли 6 . Тогда же и позднее появляются на Руси многочисленные храмы в честь Покрова Божией Матери. Служба на этот праздник составлена подробно по образцу тех последований русских песнотворцев, которые достоверно относятся к XI–XII векам, за тем лишь исключением, что канон составлен только один. В службе имеются те же детали, которые указывались как подлинно древние в русских службах в нашем разборе трудов песнотворцев Киевской Руси 7 . Так, в 3-й стихире на Господи, воззвах малой вечерни читаем: хвалящиися присно, победы на поганыя 8 . В первом тропаре 9-й песни канона свидетельствуется на поганыя 9 . Подобное именование врагов Руси погаными имело место только в домонгольский период. Ф. Г. Спасский допускает, что в таком древнем произведении русской церковно-богослужебной письменности, как служба Покрову Божией Матери, могли быть и позднейшие добавления, относящиеся, возможно, к творчеству Пахомия Логофета. В целом и Ф. Г. Спасский придерживается мнения о раннем составлении данной службы 10 .

http://pravmir.ru/russkoe-pesnotvorchest...

В 1918 году Вологда на пять месяцев стала: «автономной территорией» «дипломатической столицей России» местом отбывания трудовой повинности для «буржуазных элементов» местом дислокации войск Антанты С февраля по июль 1918 года в Вологде находились практически все дипломатические представительства других государств в России — американская, британская, французская, японская, китайская, сиамская, сербская, итальянская, бельгийская, бразильская и другие миссии переехали на время в «дипломатическую столицу России». Именно так. С февраля по июль 1918 года в Вологде находились практически все дипломатические представительства других государств в России — американская, британская, французская, японская, китайская, сиамская, сербская, итальянская, бельгийская, бразильская и другие миссии переехали на время в «дипломатическую столицу России». Ошибка. С февраля по июль 1918 года в Вологде находились практически все дипломатические представительства других государств в России — американская, британская, французская, японская, китайская, сиамская, сербская, итальянская, бельгийская, бразильская и другие миссии переехали на время в «дипломатическую столицу России». Ответ неверный. С февраля по июль 1918 года в Вологде находились практически все дипломатические представительства других государств в России — американская, британская, французская, японская, китайская, сиамская, сербская, итальянская, бельгийская, бразильская и другие миссии переехали на время в «дипломатическую столицу России». Какую чудотворную икону Московского Кремля спрятали в Вологде во время нашествия Наполеона: Казанскую икону Божией Матери Владимирскую икону Божией Матери Тихвинскую икону Божией Матери Иверскую икону Божией Матери Во время нашествия Наполеона драгоценная утварь кремлевских соборов, чудотворная икона Владимирской Божией Матери и сокровища Патриаршей ризницы были переправлены в Вологду. Во время нашествия Наполеона драгоценная утварь кремлевских соборов, чудотворная икона Владимирской Божией Матери и сокровища Патриаршей ризницы были переправлены в Вологду.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/znaesh-li-t...

Нет образа более горнего, более возносящегося над миром, чем Ее образ. И, однако, нет образа более близкого нам, более откровенно связанного со всей нашей жизнью, чем Она. Не только все в церковной жизни, в нашем благодатном духовном опыте, но даже все в нашем естественном земном существовании полно предчувствий, предварений, прообразов Ее и встречи с Нею. Прежде чем появляется человек на свет, он живет в лоне своей матери, составляет неотъемлемую часть ее существа. И когда он рождается, неразрывная связь всего его организма с материнским лоном нарушается. Он питается плотью матери, согревается ее теплом, живет ее жизнью. Первое слово, которое произносит ребенок, – это имя матери, и первое чувство, пробуждающееся в его душе, – это чувство даже не любви к матери, а совершенного единства с ней, совершенной зависимости от нее, успокоения в ней. Вот это-то естественное отношение естественного человека-ребенка к матери заключает в себе прообраз отношения возрожденного человека-христианина к Матери Жизни и Света, к Приснодеве. Так же, как там, в мире естественных человеческих отношений, и здесь, в мире благодати духовной, человек живет жизнью Матери, питается Ее теплом, и его основное чувство, основное переживание, самоопределение всего существа – это сознание совершенной зависимости от Нее, неразрывного единства с Нею. Как для ребенка в единстве с матерью, так и для духовного человека в единстве с Приснодевой – залог жизни и спасения. Когда маленького человека, ребенка, при первых проблесках зарождающегося сознания подносят к иконе Божией Матери, образ этой Женщины с Младенцем сливается в его душе с образом его матери. Так естественно любовь к виновнице нашего природного бытия является в нас стихией, которая потом преобразуется в таинственную благодатную связь с Матерью Света и служит символом и прообразом этой связи.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

Исполняющий обязанности начальника отдела по делам религий и национальностей Витебского областного исполнительного комитета также подчеркнул важность крестного хода для Витебской земли: «Очень отрадно, что та граница, которая когда-то разделила нас на два государства, сейчас является тем местом, где мы встречаемся, где мы верим, где мы любим друг друга». Председатель Лиозненского райисполкома И.А. Лавринович в своем приветственном слове также отметил добрые традиции, соединяющие два государства. Глава Смоленской митрополии поблагодарил представителей исполнительной власти Витебской области республики Беларусь за сотрудничество и выразил надежду на дальнейшее развитие совместных межрегиональных проектов. Затем перед микулинской иконой Божией Матери «Одигитрия» иерархи в сослужении духовенства совершили благодарственный молебен Божией Матери, после которого молящиеся с благоговением приложились к святыне. Смоленский архипастырь окропил участников крестного хода освященной водой и благословил верующих на продолжение шествия. Чудотворный Смоленский образ Божией Матери «Одигитрия» почитается по всей России, а также в Белоруссии, на Украине, в странах ближнего и дальнего зарубежья. дни чествования чудотворного образа, в Смоленске собираются тысячи паломников из России и других государств. Особые традиции празднования объединяют два пограничных города — российский Смоленск и белорусский Витебск. В Витебске в первых числах августа уже на протяжении 15 лет проходит православный молодежный фестиваль «Одигитрия». Программа фестиваля включает в себя встречи с известными богословами и миссионерами, мастер-классы, творческие вечера, паломнические поездки, гости фестиваля принимают участие в богослужениях. Кульминацией форума является гала-концерт с участием православных исполнителей в открытом летнем амфитеатре Витебска. Крестный ход «Наш общий путь — Одигитрия», приуроченный к празднованию в честь чудотворной Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», завершает праздник в Витебске и открывает праздничные торжества на Смоленщине. В шествии принимают участие паломники из Смоленска, Витебска, Санкт-Петербурга, Саратова, других городов России, а также Белоруссии, Украины, Молдавии. За пять дней участники крестного хода преодолевают более 120 километров, чтобы поклониться чудотворной святыне Смоленской Божией Матери «Одигитрии».

http://patriarchia.ru/db/text/4977775.ht...

В. и. (размер 90 см) была написана на 4 досках (2 центральных кипарисовых и боковых липовых). Судя по фотографиям и графическим воспроизведениям иконы в издании 2-й пол. XIX в., она наиболее близка иконографическому изводу Иерусалимской иконы Божией Матери (в зеркальном варианте - с младенцем на левой руке Божией Матери) и изводам Грузинской и Тихвинской икон Божией Матери. Как и на Тихвинской иконе, на В. и. правая ножка младенца развернута обнаженной пяткой наружу, левая рука младенца со свитком лежит на его коленях, но его благословляющая правая рука поднята более высоко по сравнению с положением руки на Тихвинской иконе. На протяжении 400-летнего пребывания в Вильно В. и. украшалась многочисленными драгоценными приношениями. В 1677 г. из серебряных табличек-вотивов, поднесенных иконе, была сделана для нее чеканная риза. одежды Богоматери и Младенца были серебряные с вызолоченными цветами и орлами, фон выполнен в технике филиграни. Золотую филигранную корону на главе Божией Матери поддерживали 2 чеканных серебряных позолоченных ангела, на серебряной позолоченной короне младенца было 3 драгоценных камня. Фон иконы укрывали серебряные таблички (в т. ч. вотивные 1758 и 1759), на одной из к-рых было рельефное изображение коленопреклоненной женщины (предположительно вел. кнг. Елены Иоанновны). В архивных документах 1701 и 1781 гг. перечислялось множество драгоценных камней, серебряных и золотых украшений, находившихся на В. и., в т. ч. у шеи Богоматери 55 ниток жемчуга, Богомладенца - 33 нитки бисера. В 1866 г. оклад демонтировали, оставив только басменную серебряную раму на полях иконы. Из снятого с иконы серебра и пожертвованных драгоценностей петербургский ювелир А. Соколов выполнил новый оклад, накладные орнаментированные нимбы с бриллиантами и алмазами и корону на главу Божией Матери; на икону изготовили также новую, бронзовую раму. В том же году худож. В. Васильев провел реставрационную расчистку В. и. С началом первой мировой войны, рус. правительственные и церковные власти организовали эвакуацию наиболее древних и ценных правосл. реликвий из прифронтовой зоны Литвы и Белоруссии в глубь России. В авг. 915 г. В. и. вместе с мощами 3 Виленских правосл. мучеников была вывезена в московский Донской мон-рь, дальнейшая ее судьба неизвестна.

http://sedmitza.ru/text/682249.html

Ввиду своего очевидного значения правило должно быть выполняемо каждым литургисающим пастырем прежде совершения Таинства. По вопросу о форме и нормальном объеме правила говорит собственно Литургия. Она рассматривает все редакции, состав, время и место происхождения уставов о правилах. Пастырское богословие ограничивается в данном отношении лишь психологически основательным разбором взглядов о количественной норме вычитываний пред Литургией, настраивающих пастыря в должной мере к священнодействию. Чины правила Первоначально церковные уставы, а в том числе и правила, слагались в цветущий период жизни монастырей. Тогда норма их была установлена, естественно, высокая. Когда же монашество, духовенство и миряне стали понижать молитвенную сторону своей жизни, то уставы склонились к сокращению обязательных молитвословий, подлежащих вычитыванию пред Таинством Евхаристии. Благодаря этому возникли разночтения по поводу, например, чтения акафиста Божией Матери. Один устав считает для готовящегося ко Причащению вычитывать акафисты Спасителю и Божией Матери всякий раз неукоснительно. Второй устав обязывает непреложно читать акафист Божией Матери только в субботу. Третий совсем умалчивает об акафистах, кроме акафиста Божией Матери под субботу. Уставные разногласия, касающиеся количества обязательно вычитываемых пастырем акафистов и канонов, характерны тем, что свидетельствуют о приспособлении уставов к наличной церковной жизни. Хотя этот недогматичный вопрос регулируется многообразно, тем не менее здесь недопустима полная неопределенность границ личной свободы. Выходом из такой разноречивости суждений может быть избрание законом какого-то среднего пути молитвы пред Причащением. На Валааме от причастника требуется, кроме выслушивания уставных, предлитургийных служб, чтение и слушание на повечерии трех канонов: Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю – и одного акафиста по выбору. То же правило было принято Саровской пустынью и Рижским Свято-Троицким Сергиевым монастырем. Каноны седмичным святым в монастырях прочитываются за утреней, в своем месте. В приходах они выпускаются. Поэтому Известие учительное поставляет приходскому пастырю в обязанность присоединять канон седмичным святым. Валаамский устав

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Двадцать шестой день. Поучение 3-ое. Празднование Владимирской иконе Божией Матери. (Много может молитва Божией Матери). I. В день празднования чудотворной иконе Божией Матери Владимирской прилично будет, братия, побеседовать с вами о том, что много может молитва Божией Матери. II. а) Божия Матерь избавляет от гнева Божия согрешивших людей. Согрешил «Адам, – и прогневался Господь на него», и изгнал его из рая, и осудил его в поте лица воздельвать землю, приносящую ему терния и волчцы. Согрешили «современники Ноя,» – «и прогневался Господь на них», и навел на них потоп водный и погубил их с лица земли. Согрешили «содомляне, и прогневался Господь на них», послал огнь небесный и истребил их. Не раз согрешали «евреи, – и гневался Господь на них», и предавал их в руки врагов их – халдеев, вавилонян и ассириян. Согрешил сам любимец Божий – «Давид», но «Господь прогневался и на него»; и наказал его сначала смертию детей, а потом мором, от которого вымерло несколько тысяч его подданных. «Согрешаем и мы», и разве не видим мы, как наказует нас Господь – то болезнями, то смертию, то разными и многообразными бедами и несчастиями? Воистину страшен во гневе Своем Господь, и сей гнев Его столь велик, что праведный Иов боится его больше, чем самой муки адской: «О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня, и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой» ( ), – взывал он к Богу в скорби души своей. И вот, когда Господь столько разгневан, то есть ли кто-нибудь, кто мог бы походатайствовать за грешника, умилостивить Бога молитвою, обратить Его на милосердие и благость? – Когда евреи в пустыне слили себе золотого тельца и поклонились ему аки Богу, отступив от Бога истиннаго, – то прогневанный Господь совсем хотел истребить их с лица земли. «Оставь Меня», говорил Он Моисею, «да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их» ( ). Но кто же удержал тогда гнев Божий? Кто не допустил Его погубить неблагодарных? – Это дивное дело совершила молитва Моисея: «отврати пламенный гнев Твой», взывал он к Богу, – «отмени погубление народа Твоего, вспомни Авраама, Исаака и Иакова» ( ). И престал Господь от гнева Своего, и смиловался над народом Своим, и простил евреям их страшное беззаконие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010